Выступления, публикации

Горюхина Надежда Борисовна

Мои выступления на научно-практических конференциях, педагогических советах, методических объединениях

339
P1000903.JPG

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на НПК учителей. 24 марта 2008 год.

Добрый день. Я учитель культуры Башкортостана СОШ № 22 Горюхина Надежда Борисовна. Представляю вашему вниманию выступление по теме «Использование ИКТ на уроках культуры Башкортостана и во внеурочное время».

Новое время – новые технологии. Одним из направлений современной педагогической мысли является компетентностный подход к образованию. Сегодняшнее состояние образования требует от учителя постоянного развития, а новые информационные технологии предоставляют громадные возможности. Не напрасно, исследователи ключевых компетентностей в современном информационном обществе, особую роль отводят компетентности в области информационных и коммуникационных технологий, или ИКТ-компетентности.

Цель работы: познакомить аудиторию с опытом своей работы в области использования ИКТ. В работе мне бы хотелось обобщить свой опыт в области ИКТ. Рассказать об использовании ИКТ на уроках и во внеурочное время. Представить небольшой опыт использования ИКТ в работе классного руководителя.

Самый обширный круг использования ИКТ у учителей информатики. Ведь они изначально владеют многими программами и технологиями, кроме того, они работают  с техникой. Но это не повод, чтобы от них отставать.

ИКТ-компетентность является одной из ключевых компетентностей современного человека и проявляется, прежде всего, в деятельности при решении различных задач с привлечением компьютера, средств телекоммуникаций, Интернета.

В учебно-воспитательном процессе учитель получил возможность использовать ИКТ при изучении целых предметов и отдельных тем, стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний или не имея таковых.  Через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого круга проблем, учитель помогает своим воспитанникам демонстрировать практическое применение полученных знаний. Расширяются возможности при организации работы классного руководителя с учащимися и их родителями.

Хочется отметить, что благодаря использованию ИКТ и мои уроки стали ярче, разнообразнее, интереснее.

Информация, собранная для подготовки к урокам может быть систематизирована. Так в моем персональном компьютере создана отдельная папка «КБ», в которой содержаться следующие разделы:

  1. Анализ контрольных работ;
  2. Билеты по КБ;
  3. Дополнительный материал;
  4. Отчеты;
  5. Оформление кабинета;
  6. Планы;
  7. Разное;
  8. Самообразование;
  9. Сценарии внеклассных мероприятий по КБ;
  10. Творческие проекты;
  11. Тесты;
  12. Уроки КБ.

Каждый из разделов содержит информацию за различные периоды деятельности, либо по различным тематикам.

Системы мультимедиа – один из видов информационных технологий, объединяющий в едином комплексе информацию, представленную в виде текста, звука, видеоизображения, графического изображения, анимацию, что позволяет в динамике и статике демонстрировать процессы и явления, способы и приёмы их реализации.

Мультимедийное обеспечение урока требует от учителя тщательной подготовки: поиск и подбор материалов, умение работать с различными видами информации, знание программ, которые помогут обеспечить урок.

В качестве примера приведу два урока в различных классах. 6 класс, тема урока «Орнамент. Башкирский орнамент», 7 класс – «Жизнь и творчество Газиза Альмухаметова». При подготовке данных уроков была тщательно изучена литература по темам. Подобраны материалы Интернет сайтов. Для того чтобы урок был ярким и запоминающимся, необходимо было собрать графические файлы по теме. Способы сбора этих файлов разнообразны: сканирование готовых графических изображений и обработка этих изображений с помощью программ Windows Bitmap image (bmp), Adobe Photoshop, Paint; поиск нужных картинок в Интернете. Для второго урока одновременно шел поиск видео файлов. Для этого был использован мультимедийный учебник по культуре Башкортостана. Видео файлы обрабатывались в программе Nero StartSmart. Из фильма были сделаны фотоснимки (в той же программе Nero StartSmart), для того чтобы разнообразить материал к уроку. Кроме графических изображений и видео были использованы текстовые файлы, звуки, анимация. Затем информация была смоделирована и реализована в программе Microsoft Power Point.  

На сегодняшний момент собраны материалы и по другим темам:

  1. Декоративно-прикладное искусство;
  2. Поэты и писатели Башкортостана (Акмулла, М. Карим, З. Биишева М. Гафури);
  3. Материальная культура башкир;
  4. Религиозные верования народов Башкортостана;
  5. Изобразительное искусство;
  6. Театральное искусство;
  7. Изобразительное искусство.

Владение компьютером помогает и эстетичному оформлению материалов уроков. Карточки с заданиями, тесты, наглядные пособия.

Использование ИКТ во внеурочное время имеет более широкий спектр. Я смогла применять ИКТ во внеурочное время гораздо раньше, чем на уроках. Примером могут служить работы, выполненные в кружковом объединении. Все исследовательские работы обеспечиваются мультимедийно с  2004 года. Примером могут служить следующие работы:

  1. Чтобы помнить…;
  2. Певец родного Башкортостана;
  3. Наши символы – наша история;
  4. Страна Библион;
  5. Моя семья – мое богатство;
  6. Русские колыбельные башкирской земли.

Такая работа интересна тем, что знания учителя сливаются со знаниями его учеников. Учащиеся обладают определенным уровнем знаний компьютерных технологий. Поэтому проходит не просто исследование, а взаимообучение. Это интересно как педагогу, так и учащемуся.

Интереснее стала работа в кружковом объединении «Золотой луч». Если раньше мы пользовались только библиотеками (школьной, городской), то сегодняшний день предоставил возможность использовать на занятиях Интернет ресурсы. Стало возможным проведение занятий в классах информатики, где каждый компьютер имеет выход в Интернет. Кроме того, материалы работы кружкового объединения, возможно, оформить эстетично. Ребят в группе не много (12-15 человек), и это позволяет вести индивидуальную работу с использованием ИКТ.

Много можно говорить об использовании ИКТ классными руководителями. Вернее, если это будет отдельная тема. Однако хочу отметить, что в 2005 году мною была разработана единая сетка плана воспитательной работы классного руководителя. Сначала сетку заполнила я сама, затем она была предложена  всем классным руководителям нашей школы. Это упростила работу, как каждого классного руководителя, так и методического объединения классных руководителей в целом. Четко определены разделы и требования плана, поэтому при проверке планов или обмене опытом, легко ориентироваться в любом из планов.

Применяя ИКТ,  классный руководитель может готовить разнообразные материалы для использования непосредственно при проведении классного часа, родительского собрания. Примером может служить мультимедийная поддержка классного часа по этикету.

 Информационные технологии позволяют разнообразить формы работы с учащимися, сделать их более творческими.

Внедрение ИКТ во внеурочную деятельность – это повышение интереса многих подростков, и именно этот ресурс необходимо использовать для активизации воспитательной работы в новых условиях. Основным фактором, обеспечивающим эффективность воспитательного процесса, является включение учащихся в жизнь класса.  Используя новые, увлекательные для нового поколения технологии, можно обеспечивать эту включённость. На сегодняшний день этим ресурсом можно пользоваться, так как интерес нового поколения к компьютерным технологиям возрастает.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать определенные выводы: информационные технологии являются качественным дополнением к классическим формам обучения, повышая его информативную ёмкость, эффективность проведения занятий в разнообразных формах, оптимизировать образовательный и внеурочный  процесс.

Однако надо отметить, что существует ряд проблем при организации работы в ИКТ-направлении.

На сегодняшний день есть желание создать тестовые задания, которые помогут в проверке знаний по предмету. Однако существует проблема при реализации данной задачи – недостаточность знаний при работе с компьютером и компьютерными программами. На сегодняшний день многие педагоги (стаж работы которых составляет более 10 лет) только начинают изучение компьютера. Исходя из требований большинства, курсы компьютерной грамотности сводятся к усвоению элементарных навыков работы на компьютере. Для создания же тестовых заданий, необходимо владеть программированием (хотя бы элементарными навыками). На сегодняшний день таких курсов для преподавателей (не информатики)  не предлагают.

Еще одна проблема – это нехватка техники в школах. Довольно сложно использовать компьютер и проектор на уроке ежедневно, если их нет в наличии в кабинете. Однако это частично решаемый вопрос. Еще одна проблема – каждый преподаватель должен освоить не только компьютерные программы, помогающие в обеспечении урока ИКТ, но и технику, которая при этом используется. Проектор с компьютером необходимо правильно подключить, запустить в работу, настроить проектор, а после использования отключить и собрать. Для этого нужны определенные навыки.

Есть идея создать Интернет-дневник класса, свой сайт. Поучаствовать в Интернет - проектах. А пока необходимо расширять личную систему знаний, навыков и умений.

Предлагаю список сайтов, которые я использовала при подготовке к выступлению.

INTERNET-ресурсы

  1. www.it-n.ru
  2. www.ict.edu.ru
  3. www.rusedu.info
  4. www.klyaksa.net
  5. www.eltarea.ru
  6. www.mrcpk.marsu.ru
  7. www.vio.fio.ru

Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАИТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ « СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 22» ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД ОКТЯБРЬСКИЙ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН Горюхина Надежда Борисовна учитель культуры Башкортостана Использование ИКТ на уроках культуры Башкортостана и во внеурочное время

Слайд 3

учитель Предмет Тема Стимулирование интереса Практическое применение знаний Работа классного руководителя

Слайд 4

Содержание выступления Из опыта работы учителя КБ ИКТ во внеурочное время ИКТ в работе классного руководителя Проблемы

Слайд 5

КБ

Слайд 6

уроки с мультимедийным обеспечением

Слайд 7

Кружковая работа Исследовательская деятельность

Слайд 8

Работа классного руководителя План воспитательной работы Презентация PowerPoint

Слайд 9

информационные технологии являются качественным дополнением к классическим формам обучения, повышая его информативную ёмкость, эффективность проведения занятий в разнообразных формах, оптимизировать образовательный и внеурочный процесс

Слайд 10

проблемы Курсовая подготовка Нехватка техники Ограниченность времени

Слайд 11

INTERNET www.it-n.ru www.ict.edu.ru www.rusedu.info www.klyaksa.net www . eltarea.ru www.mrcpk.marsu.ru www.vio.fio.ru



Предварительный просмотр:

Горюхина Надежда Борисовна –

учитель культуры Башкортостана МУ СОШ № 22

Выступление на научно-практической конференции учителей по теме

«Проектная деятельность в школе: проблемы и перспективы»

(город Октябрьский  март 2006)

     Добрый день гости и участники конференции. Вашему вниманию я, Горюхина Надежда Борисовна – учитель культуры Башкортостана средней общеобразовательной школы № 22 – представляю работу «Организация проектной деятельности в школе: проблемы и перспективы»

     В своей работе я рассмотрела виды исследовательской деятельности, выделив из них те, которые приемлемы для общеобразовательных школ. Это поисково-исследовательская, экспериментально-исследовательская, междисциплинарная деятельность. Проектная, техническая и творческая деятельности.

     Роль учителя во всех вышеперечисленных видах деятельности – значительна. Он должен дать необходимый набор знаний для выполнения творческого проекта, дать дополнительные знания, обучить приемам работы, поддержать школьника.

     Четко выделены и этапы проектной деятельности.

     Первый – организационно-подготовительный, когда перед школьником ставится проблема, планируется образ проекта.

     Второй – технологический – предполагает выполнение определенных операций. Здесь же производится самоконтроль и самооценка выполненной работы.

     Третий – заключительный – это окончательный контроль и защита проекта.

     Определены виды творческих работ, который может выполнить школьник.

     Это информационно-реферативная и экспериментально-реферативная работы. Натуралистическая и описательная работы. А также непосредственно исследовательская работа.

     Отдельный рассказ об организации научного общества учащихся в нашей школе. В 2001 году, сразу после открытия школы, коллектив поставил перед собой задачу создания научного общества учащихся.

     Для этого было проведено изучение мнения педагогического, ученического и родительского коллектива. На педагогическом совете определены основные задачи и направления деятельности. Создана правовая база. Разработана структура научного общества, а так же план работы.

    В структуру научного общества вошли несколько секций: лингвистическая, экобиологическая, физико-математическая, эстетическая и историческая.

     Заседания научного общества учащихся проходят активно. Их итогом являются защиты небольших творческих проектов.

     Для меня и моих воспитанников проектно-исследовательская деятельность дело привычное. Часто урок – это большой творческий процесс, в итоге которого дети получают определенную базу знаний. Однако основная исследовательская деятельность – это внеурочная и кружковая работа. Организация проектной деятельности требует от учителя максимальной собранности и эрудиции. Это сложно, при нынешних нагрузках.

     Есть отдельные факторы, не всегда позволяющие осуществить проект в задуманном режиме. Но на сегодняшний день определенные результаты уже достигнуты.

     С 2002 года наши ученики являются ежегодными участниками Городских научно-практических конференций школьников

     Собран материал, который можно использовать на уроках и во внеклассной работе.

     Совершенствуется организация исследовательской деятельности.

     Увеличилось внимание к развитию самодеятельности, самоорганизации и самокритике учащихся.

     В процессе проектной деятельности развивается творческий потенциал и эстетический вкус учащихся.

     Особое внимание уделяется воспитанию нравственности, духовности, патриотизма.

     Высока самоорганизация и развитие педагога-руководителя.

     Материал по проектной деятельности школы накапливается в методическом кабинете. Каждый учитель имеет свою копилку проектно-исследовательской деятельности.

     Позволю себе познакомить вас с материалами моей педагогической копилки. Это папки и альбомы – результат проектной деятельности учащихся на уроках и во внеурочное время.

     Альбомы «Ислам: вера и образ жизни» и «Символика» - творческие приложения к работам учащихся, представленных на научно-практических конференциях (показать альбомы).

     Научно исследовательские работы учащихся выполнены в соответствии с требованиями к оформлению и содержанию (показать работы).

     Всегда интересна поисковая работа – например,  работа по теме «Мои бабушка и дедушка в годы Великой Отечественной войны». Итог этой работы – альбом сообщений учащихся.

     Особо интересны проекты учащихся 5 – 7 классов (показать альбом).

     Мои воспитанники проявляют и творческие наклонности. Примером может служить Проект-экскурсия в стихах по картинам раскрывающим образ национального героя (показать папку).

     В итоге хотелось бы сказать, что обобщение опыта проектно-исследовательской  работы имеет важное значение для дальнейшего становления проектной деятельности школы. Выявлены слабые или  недостаточно организованные стороны работы. Обобщен опыт организации проектно-исследовательской деятельности во внеурочное время. Цель работы – достигнута. В будущем,  данный опыт будет накапливаться и обобщаться, а работа совершенствоваться.

     Спасибо за внимание!

(с мультимедийным обеспечением)

 



Предварительный просмотр:

Горюхина Надежда Борисовна – учитель культуры Башкортостана

МУ «СОШ № 22» городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан

Выступление на научно-практической конференции

«Сквозь  призму золотого луча:

гражданско-патриотическое воспитание во внеурочное время»

(город Уфа)

     Добрый день участники и гости конференции! Представляю вашему вниманию работу: «Сквозь призму «Золотого луча»: гражданско-патриотическое воспитание во внеурочное время.

     Обратимся к истории вопроса. О патриотическом воспитании можно говорить с появления «Уставов» и «Сводов» в Древней Руси. Это – «Устав Ярослава Мудрого», «Поучение Владимира Мономаха детям», «Слово о законе и благодати» Иллариона, «Домострой». В семнадцатом веке появляются первые книги по истории, позже, работы Бецкого и Новикова. Девятнадцатый век – это имена Радищева, Белинского, Герцена, Толстого. Двадцатый – деятельность Макаренко, Сухомлинского, Бабанского, Занкова.

     Необходимо сказать о современном состоянии гражданско-патриотического воспитания. Отрадно, что в современной педагогике патриотизм определяется как нравственное качество. Возрождается система патриотического воспитания через игры, движения, клубы, объединения. Работа осуществляется совместно органами государственного управления, образовательных учреждений, семьи, общественных организаций. Создана и законодательная база.  Это - Конституция Российской Федерации; Национальная доктрина образования Российской Федерации; Концепция модернизации Российского образования; Программа развития воспитания в системе образования; Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации».

     Изучая вопрос, была выделена система методов воспитания патриотичности, делящаяся на четыре группы: Методы организации жизнедеятельности детского коллектива,

     Методы повседневного, систематического и целенаправленного общения

     Методы детской самодеятельности;

     А так же методы педагогического воздействия.

     Отдельно хочется сказать о формах по гражданско-патриотическому воспитанию в образовательных учреждениях города.

     Незаменима работа классных руководителей – это классные часы, беседы, встречи.

     Программное изучение культуры и истории Республики Башкортостан, родных языков. Традиционное проведение тематических линеек, Дней Республики, Декады Салавата Юлаева.

     С 1985 года Станция детско-юношеского туризма и экскурсий координирует городскую туристско-краеведческую работу

     Немаловажная роль таких форм работы, как школьные музеи, Курсы безопасности жизнедеятельности и военной подготовки, кружковая работа, работа по различным программам.

     В нашей школе вопрос воспитания патриотизма актуален со дня ее открытия, а формы ярки и разнообразны.

     Национальные праздники

     Военно-спортивные мероприятия: смотры, слеты, соревнования.

     Отдельный рассказ о деятельности кружкового объединения «Золотой луч». Хотелось бы пояснить, что Золото – это культура народов, проживающих в нашей Республике. Луч – свет в будущее. А название – это гармоничная совокупность прошлого и будущего Башкортостана и  народов, проживающих на ее территории.

Взяли мы с собой в дорогу
Самую заветную мечту:
За людей душевную тревогу,
Сердца жар и мыслей красоту.
Щедрость чувства,
Стойкость в бурях жизни,
Мужество во всем и до конца!
Верность другу,
Преданность Отчизне,
Имя гражданина и борца!

Эти слова мы избрали девизом своей работы.

     Была создана двухгодичная программа, включающая такие разделы, как Пояснительная записка, Учебно-тематический план, методическое обеспечение, литература. Приятно, программа была отмечена Дипломом Министерства образования Республики.

     Работа ведется по следующим направлениям: Нефтяные залпы Октябрьского, Салют Победы!

     Милый мой город, Дважды два четыре.

     Наши формы работы

     Подготовка тематических вечеров и линеек, экскурсии, беседы, встречи, исследования, викторины.

     Работа с литературой и периодической печатью

     Подведение итогов проводится выступлениями по темам на научно-практических конференциях и литературно-краеведческих чтениях, организацией выставок, защитой творческих проектов, участием в городских и республиканских конкурсах, оформлением альбомов, публикациями в периодической печати.

     Расскажу и о наши достижениях

     В 2001 – 2003 годах были выполнены работы «Символика» и «Духовность»

         В 2004-2005 годах были представлены исследовательские работы «Никто не забыт…» и «Певец родного Башкортостана».

     Дети участвовали в конкурсах творческих проектов.

     Кружковцы стали участниками мероприятия «Ребята нашего двора», проведенного Городской Юношеской библиотекой.

     2006 год – участие в литературных чтениях и научной конференции.

     Были собраны и обработаны материалы к 60-летию победы, Девонской нефти, народного образования, города.

     Интересны и творческие проекты «Я и мой город», «Моя сказка»

     Работа в кружковом объединении дарит ребятам не только радость общения, но и радость познания. Дети размышляя над прошлым с надеждой смотрят в будущее.

     А я ставлю перед собой новые цели: продолжить работу в данном направлении; прививать своим воспитанникам качества настоящих патриотов и защитников Отечества, посредством изучения культуры и истории Родного края.