В помощь воспитателю

Кузьмина Наталия Германовна

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Эффективный педагог

                                 (по Маслоу А., Митиной Л.)

  1. Направлен на самоактуализацию (то есть на реализацию своих возможностей в полной мере).
  2. Позитивно относится к себе и высоко себя оценивает (имеет хорошо осознаваемую позитивную Я-концепцию).
  3. Творчески настроен и креативно подходит к делу (имеет творческое отношение к жизни в целом).
  4. Психически здоров (полноценно развиты психические функции и отсутствуют отклонения в психике).
  5. Автономен и независим (свободен для творчества).
  6. Спонтанен (естественен, сохраняет детскую непосредственность).
  7. Принимает вещи такими, какие они есть (объективно, адекватно).
  8. Демократичен и ориентирован на доброжелательное общение.
  9. Обладает позитивным влиянием на воспитанника и на весь детский коллектив.
  10.  Может побудить живой интерес к преподаваемому предмету.
  11.  Верит в способности своих воспитанников.
  12.  Искренне сорадуется и сопереживает воспитанникам.
  13.  Укрепляет в воспитанниках чувство самоуважения.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов ДОУ

«Методика проведения утренней гимнастики в дошкольных учреждениях»

Значение утренней гимнастики, ее задачи

Использование разнообразных форм двигательной деятельности создает оптимальный двигательный режим, необходимый для полноценного физического развития и укрепления здоровья ребенка.

К формам организации двигательной деятельности ребенка относятся:

  1. физкультурные занятия;
  1. физкультурно-оздоровительная работа в режиме дня: утренняя гимнастика, подвижные игры и физические упражнения на прогулке, физкультминутки, упражнения после дневного сна, закаливающие мероприятия;
  2. самостоятельная двигательная деятельность детей;
  3. активный отдых: туристские прогулки, физкультурный досуг, физкультурные праздники, дни здоровья, каникулы;
  4. задания на дом.

Все формы способствуют комплексному решению задач физического воспитания. Однако каждая из форм решает свои специальные задачи и имеет свою специфику. Рассмотрим одну из форм двигательной деятельности –утреннюю гимнастику.

Теория и методика проведения утренней гимнастики были разработаны Н.А. Метловым совместно с ленинградскими физиологами в 30-е годы XX столетия. Основная задача утренней гимнастики — перевести ребенка в бодрое состояние, активизировать и содействовать переходу к более интенсивной деятельности. Благодаря утренней гимнастике усиливаются все физиологические процессы — дыхание, кровообращение, обмен веществ, улучшается питание всех органов и систем, что создает условия для увеличения работоспособности. Двигательная активность приводит в деятельное состояние различные анализаторы.

Ежедневное проведение утренней гимнастики в определенное время в гигиенической обстановке, правильно подобранные комплексы физических упражнений, растормаживают нервную систему детей после сна, активизируют деятельность всех внутренних органов и систем, повышают физиологические процессы обмена, увеличивают возбудимость коры головного мозга, а также реактивность всей центральной нервной системы. Поток импульсов, идущих в головной мозг от всех рецепторов – зрительного, слухового, опорно-двигательного, кожного, повышает жизнедеятельность организма в целом.

Регулярное проведение физических упражнений на свежем воздухе способствует закаливанию детского организма, вырабатывает стойкость к различным неблагоприятным воздействиям окружающей среды. Введение в комплексы упражнений корригирующего характера способствует формированию свода стопы и правильной осанки. Таким образом, утренняя гимнастика является многосторонним физкультурно-оздоровительным процессом, систематически оздоравливающим детский организм.

Помимо оздоровительного значения, утренняя гимнастика имеет и большое воспитательное значение:

-Систематическое ее проведение воспитывает у детей привычку ежедневно делать физические упражнения, приучает организованно начинать свой трудовой день, согласованно действовать в коллективе, быть целеустремленным, внимательным, выдержанным, а также вызывает положительные эмоции и радостное ощущение.

-Кроме того, ежедневное выполнение определенных комплексов физических упражнений способствует совершенствованию двигательных способностей у детей, развивает физические качества (сила, ловкость, гибкость), улучшает работу координационных механизмов, способствует приобретению знаний в области физической культуры.

Утренняя гимнастика является ценным средством оздоровления и воспитания детей. У систематически занимающихся утренней гимнастикой пропадает сонливое состояние, появляется чувство бодрости, наступает эмоциональный подъем, повышается работоспособность. Необходимость тотчас после пробуждения встать с постели и приступить к выполнению упражнений требует определенного волевого усилия, вырабатывает настойчивость, дисциплинирует детей.

Таким образом, перед утренней гимнастикой стоят совершенно особенные задачи, а именно:

-«разбудить» организм ребенка, настроить его на действенный лад, разносторонне, но умеренно влиять на мышечную систему, активизировать деятельность сердечной, дыхательной и других функций организма, стимулировать работу внутренних органов и органов чувств, способствовать формированию правильной осанки, хорошей походки, предупреждать возникновение плоскостопия.

-Утренняя гимнастика ценна и тем, что у детей вырабатывается привычка и потребность каждый день по утрам проделывать физические упражнения. Эта полезная привычка сохраняется у человека на всю жизнь.

-Утренняя гимнастика позволяет организованно начать день в детском саду, способствует четкому выполнению режима дня.

Утренняя гигиеническая гимнастика, или, как ее называют, зарядка, должна выполнятся непосредственно после сна. Но это можно осуществить только в детских садах имеющих ночные группы. В дошкольных учреждениях с дневным пребыванием детей утренняя гимнастика по режиму дня проводится до завтрака после уже достаточно активной, разнообразной деятельности детей. В данных условиях гимнастика преследует еще и цели организации детского коллектива, переключения внимания детей от свободных, индивидуальных игр и занятий к совместным видам деятельности.

Вследствие одновременной совместной умеренной двигательной деятельности более возбужденные дети, которые успели уже побегать, попрыгать, успокаиваются, а малоактивные – активизируются. Все это создает ровное, бодрое настроение у всех детей, готовит их к последующим занятиям.

Таким образом, воспитательное значение утренней гимнастики при проведении ее не сразу после сна, а спустя некоторое время, расширяется. Она становится неотъемлемым организующим моментом в режиме дня, приучает детей к определенной дисциплине, порядку.

В тоже время сохраняется огромное оздоровительное значение утренней гимнастики. Ежедневное занятие физическими упражнениями благоприятно воздействует на физическое развитие и функциональное состояние организма ребенка. Содержание гимнастики составляют упражнения для разнообразных групп мышц (плечевого пояса, туловища, ног и др.). Систематическое повторение их укрепляет двигательный аппарат ребенка. Широко включаются упражнения для профилактики нарушения осанки и предупреждения плоскостопия. Бег и прыжки еще более усиливают дыхание и кровообращение, сердечную деятельность и другие физиологические функции. Все это благоприятствует нормальной жизнедеятельности организма, повышению его работоспособности.

Структура и содержание утренней гимнастики

Любое физкультурное мероприятие, в том числе и утренняя гимнастика, начинается с разминки и заканчивается восстановительными упражнениями. Поскольку утренняя гимнастика не продолжительна (5 – 12 минут) и физические нагрузки в ней не велики, это требование соблюдается как общий принцип.

В дневных группах детского сада утренняя гимнастика как обязательная часть режима дня проводится ежедневно перед завтраком.

С весны и до поздней осени утреннюю гимнастику проводят на открытом воздухе на площадке, а в дождливую погоду – на террасе. Для закаливания детей старшего возраста в теплую погоду занимаются в спортивных костюмах (трусики, майка, тапочки), в прохладную – в свитерах, легких куртках, не стесняющих движений. Дети младшего возраста занимаются гимнастикой в повседневной одежде.

В зимнее время для проведения утренней гимнастики используют физкультурный зал или групповую комнату, температура воздуха которой не должна превышать 16 градусов С. Перед занятиями помещение хорошо проветривают и проводят влажную уборку.

Утреннюю гимнастику условно подразделяют на три части:

-вводную

-основную

 -заключительную.

Каждая часть имеет свои задачи и содержание.

В первой, вводной части организуют внимание детей, обучают их согласованным действиям, выработке правильной осанке и подготавливают организм к выполнению более сложных упражнений. С этой целью включают:

-построения (в колону, в шеренгу);

-строевые упражнения (повороты и полуобороты налево, направо, кругом);

-перестроения из одной колоны в две, из двух колон в четыре, в круг, несколько кругов, смыкания и размыкания приставными шагами в сторону;

-непродолжительную ходьбу, чередующуюся с упражнениями, способствующими укреплению опорно-двигательного аппарата и формированию осанки (ходьба на носках, с различным положением рук, ходьба с высоким подниманием коленей, на пятках, скрестным шагом);

-бег друг за другом и врассыпную или в сочетании с прыжками.

Продолжительность вводной части в среднем длиться от 1 до 2 минут.

Во второй, основной части ставят задачи укрепления основных мышечных групп, формирования правильной осанки. Для решения данной задачи выполняют общеразвивающие упражнения в определенной последовательности. Сначала упражнения для

- укрепления плечевого пояса и рук, которые способствуют расширению грудной клетки, хорошему выпрямлению позвоночника, развитию дыхательных мышц.

-Затем упражнения для мышц туловища.

-Далее следуют упражнения для развития мышц ног и укрепления свода стопы.

После упражнений с большой нагрузкой следует повторить первое упражнение или аналогичное ему. Количество повторений каждого упражнения зависит от возраста детей и их физической подготовленности.

После выполнения всех обще развивающих упражнений дети младшего возраста выполняют прыжки или бег, переходящие в заключительную ходьбу. Дети старшего возраста выполняют прыжки в сочетании с бегом, затем заключительную ходьбу с выполнением различных заданий.

В заключительной части гимнастики проводится ходьба или малоподвижная игра, чтобы восстановить пульс и дыхание. 

Подбор упражнений, составление комплексов

В содержание утренней гимнастики вводятся, как правило, упражнения, предварительно разученные с детьми на занятиях, или несложные упражнения, не требующие продолжительного разучивания. На утренней гимнастике дети упражняются в движениях. Но для того чтобы упражнения оказали на ребенка желаемое влияние, важно добиваться четкости, точности выполняемых движений, их достаточной интенсивности.

Сочетание физических упражнений, подобранных в определенном порядке, составляет так называемый комплекс. Один и тот же комплекс повторяется в течение двух недель. Если отдельные упражнения комплекса не приводят к желаемым результатам, оказываются слишком просты, неинтересны или наскучивают детям, они могут по усмотрению воспитателя заменяться другими однотипными или усложняться за счет введения новых исходных положений. Изменение темпа и увеличение количества повторений упражнений внутри комплекса так же допустимо. Проведение комплексов необходимо чередовать с пособиями и без пособий. Детям первой и второй младших групп дают упражнения с флажками, погремушками, кубиками. В средней группе – с флажками, кубиками, ленточками, обручами малого размера, палками, круговой веревкой. Дети старшего возраста должны уметь проделывать упражнения с разными пособиями: с обручами, гимнастическими палками, мячами разного размера, скакалками, круговой веревкой, ленточками.

Выполнение упражнений с пособиями повышает у детей интерес к занятиям, улучшает качество их выполнения, приучает владеть предметами, способствует формированию правильной осанки.

Включение упражнений для формирования осанки детей и укрепления стопы обязательно. Обычно комплекс общеразвивающих упражнений для утренней гимнастики берется из физкультурных занятий, упражнения подбираются из числа рекомендованных программой и методическими пособиями. Продолжительность, характер, содержание утренней гимнастики, дозировка упражнений различны для детей разных возрастных групп.

Таким образом, при подборе общеразвивающих упражнений необходимо руководствоваться следующими требованиями: упражнения должны быть для всех групп мышц, из разных исходных положений, разной интенсивности, темпа; с различными пособиями, ритмично-музыкальным сопровождением, в различных построениях и обязательно интересными для детей. [6].

 Варианты проведения утренней гимнастики

Используются различные формы проведения утренней гимнастики:

– традиционная форма с использованием общеразвивающих упражнений;

– обыгрывание какого-нибудь сюжета: «На прогулке», «Мы на луг ходили», «Воробушки» и др.;

– игрового характера (из 3-4 подвижных игр);

– с использованием элементов ритмической гимнастики, танцевальных движений, хороводов;

– оздоровительный бег (проводится на участке в течение 3-5 минут с постепенным увеличением расстояния, интенсивности, времени);

– с использованием полосы препятствий (можно создавать различные полосы препятствия с использованием разнообразных модулей);

– с использованием простейших тренажеров (детский эспандер, гимнастический ролик и т.д.) и тренажеров сложного устройства («Велосипед», «Гребля», «Беговая дорожка», «Батут» и др.) [4]

Методика проведения утренней гимнастики с детьми разных возрастных групп

Для осуществления оздоровительных и воспитательных задач утренняя гимнастика должна проводиться в точно условленное по режиму время и соответствовать содержанию программе. Первое требование к ней – необходимость обеспечить правильную физическую, психическую и эмоциональную нагрузку.

Утренняя гимнастика с детьми третьего года жизни

Указания к организации.

Учитывая, что многие дети третьего года жизни не сразу включаются в организованную воспитателем деятельность, отстают во времени при выполнении заданий, воспитателю следует очень тонко и дифференцированно подходить к отдельным детям, не настаивать на непременном участии каждого в утренней гимнастике.

Содержание.

Содержание гимнастики составляет 3-4 общеразвивающих упражнения, ходьба, бег и подскоки. Начинается гимнастика с кратковременной ходьбы, чередующейся с медленным бегом в течение 20 – 30 секунд, и построение группы. Наиболее удобно в этом возрасте построение в круг. В начале года лучше применять построение врассыпную, так как дети еще плохо ориентируются и на организованное в определенную форму построение уходит слишком много времени.

Вводная и заключительная ходьба могут совершаться группкой в определенном направлении или парами, держась за руки, врассыпную или друг за другом. Ходьба должна быть спокойной неторопливой. Построившись, дети приступают к выполнению упражнений для укрепления мышц плечевого пояса и рук, ног, спины, живота и всего туловища.

Общеразвивающие упражнения подбираются из числа рекомендованных для занятий. Почти все они носят имитационный характер и проводятся в игровой форме. На утренней гимнастике широко используются положения сидя, лежа на спине и на животе. Во второй половине года могут быть использованы для общеразвивающих упражнений мелкие предметы: погремушки, флажки, кубики.

Количество повторений каждого упражнения 4 – 5 раз, оно зависит от характера движений, их сложности и подготовленности детей.

Затем проводятся бег, веселая подвижная игра или подпрыгивание на месте (2 раза по 15 – 20 секунд с небольшой паузой для отдыха). Заканчивается утренняя гимнастика спокойной ходьбой на месте или с продвижением вперед, чтобы снизить общее возбуждение организма.

Из упражнений в названной последовательности составляется комплекс, который без существенных изменений выполняется в течение 2 недель подряд.

Каждый новый комплекс выполняется обычно вначале несколько медленнее, так как дети не сразу запоминают упражнения и воспитателю приходится тратить много времени на их объяснение и показ. Поэтому сначала можно некоторые упражнения повторять только 3 – 4 раза, причем в более медленном темпе. Как только дети усвоят все упражнения, их следует проводить в хорошем энергичном темпе. Через некоторое время (2 – 3 месяца) целесообразно вернуться к повторению того же комплекса или взять его за основу для составления комплекса для упражнений с предметами.

Приемы руководства.

Важно, чтобы на утренней гимнастике дети с желанием и интересом включались в коллективную двигательную деятельность, получали от нее радость. Многократное повторение упражнений каждый день ведет к тому, что движения приобретают размеренный, ритмичный характер, соблюдается заданное направление движения (вперед, назад, в стороны, вверх и т.п.).

Воспитатель предъявляет некоторые требования к качеству движений детей. Следит, чтобы ребенок по возможности занимал необходимое исходное положение, добивается сходства движений детей с образцом хотя бы в основном.

При выполнении упражнений утренней гимнастики детям этого возраста характерна динамичность и наличие чрезвычайно малого количества законченных зафиксированных положений. Почти все движения производятся последовательно. Этим определяются особенности объяснения и показа упражнений воспитателям, который является участником развертывающегося игрового сюжета.

Например, методика проведения комплекса утренней гимнастики «Петушок и курочка» будет такой: предварительно рассматриваются картинки с изображением петушка, курочки, воспитатель рассказывает о них. Затем при выполнении комплекса воспитатель изображает петушка, дети – курочек. Во время утренней гимнастики воспитатель следит за тем, чтобы дети не задерживали дыхание.

Игровое проведение комплекса вызывает у детей желание участвовать в нем. Он проходит весело, содействует развитию самостоятельности, координированности и ритмичности движений. Чтобы не надоедал сюжет комплекса, воспитатель проявляет изобретательность, творчество, вводит новые образы («Птички», «Бабочки» и т.д.). Действия остаются те же. Усвоение движения, сопровождающееся свободой легкостью его воспроизведения, доставляет маленькому ребенку большое удовольствие.

Утренняя гимнастика для детей четвертого года жизни

Указания к организации.

 Организация утренней гимнастики во второй младшей группе ничем по существу не отличается от организации ее в первой младшей группе. Если в начале года можно допустить, чтобы кто-то из детей не принимал участия в утренней гимнастике, то через 1,5 – 2 месяца заниматься должны все. Нужно постепенно приучать детей включаться в нее без лишних напоминаний воспитателя. Увеличивается продолжительность утренней гимнастики (5 - 6 минут).

Содержание.

 Комплексы утренней гимнастики составляются из 4 – 5 упражнений общеразвивающего характера. Обязательно включаются в содержание их ходьба, подскоки на месте, бег.

В начале утренней гимнастики дается кратковременная ходьба разными способами (со сменой направления, на носочках и др.). Ходьба может совершаться в любом построении: друг за другом, врассыпную, парами не держась за руки. Она чередуется с бегом.

Затем дети становятся в круг или располагаются в свободном построении для выполнения общеразвивающих упражнений. В первом полугодии используются преимущественно упражнения, разученные детьми в прошлом году. Это способствует их повторению и закреплению, дает возможность детям, вновь поступившим в группу, подтянуться до общего уровня. Применяются также упражнения для укрепления мышц плечевого пояса и рук, ног. Спины, живота и всего туловища, рекомендованные в разделе занятий. Эти упражнения чаще всего основаны на образном подражании. Распространены общеразвивающие упражнения с кубиками, флажками, колечками, мячами средних размеров. Последовательность упражнений та же. Широко распространены исходные положения стоя, сидя, лежа на спине и на животе. Повторение упражнений в этой возрастной группе 5 – 6 раз. Оно зависит от сложности и характера упражнений, подготовленности и эмоционального состояния детей. В заключении следует бег, подскоки на месте (2 раза за 10 – 15 секунд с небольшим отдыхом) или подвижная игра, хорошо знакомая детям, с очень простыми правилами и содержанием.

Комплекс утренней гимнастики без особых изменений повторяется подряд 1 – 2 недели.

Приемы руководства.

 Во время выполнения утреней гимнастики важно следить за качеством движений детей, четкостью фиксируемых поз. Добиваясь сходства движения с образцом в общих чертах, воспитатель следит за тем, что бы оно выполнялось указанным способом. Как и в предыдущей группе, упражнения в комплексах утренней гимнастики строятся на действиях известных детям персонажей («Пчелки», «Медвежата» и др.). На протяжении всей гимнастики воспитатель действует совместно с детьми, показывая и поясняя упражнения, правильные способы движения. Однако воспитатель не выполняет с детьми упражнения до конца. Проделав 2 – 3 раза и задав темп выполнения он продолжает вести упражнение словесно, одновременно наблюдая за действиями детей, делая необходимые указания, по ходу движения.

К середине и особенно к концу года становится возможным использовать упражнения не привязанные к слитному сюжету.

Во время выполнения упражнений воспитатель напоминает детям, когда целесообразнее совершать вдох и выдох, следит, чтобы дети не задерживали дыхание во время ходьбы и бега.

Утренняя гимнастика с детьми пятого года жизни

Указания к организации.

Проводя утреннюю гимнастику в помещении, рекомендуется организовывать ее не в групповой комнате, а в зале. Дети пятого года жизни более самостоятельны при подготовке и участии в утренней гимнастике. Продолжительность ее 6 – 8 минут.

Содержание.

В содержание утренней гимнастики включаются упражнения в ходьбе, беге, подскоки на месте и 4 – 5 упражнений для укрепления мышц плечевого пояса и рук, шеи, ног, живота и спины. Структура построения утренней гимнастики та же, что и в предыдущей группе. Начинается утренняя гимнастика с недлительной ходьбы, которая не должна быть однообразной и скучной. Она совершается в любых построениях: друг за другом, парами, врассыпную и др. Постепенно ходьба переходит в легкий бег (1,5 – 2 круга по залу). А бег снова в спокойную ходьбу, во время которой производится перестроение.

Для выполнения общеразвивающих упражнений в начале года дети чаще всего становятся в круг. Во вторую половину года используется и построение в звенья. Схема расположения общеразвивающих упражнений в комплексе утренней гимнастики такая же, как и в предыдущих группах: сначала упражнения для плечевого пояса и рук, затем для ног и туловища. Содержание комплексов составляют упражнения знакомые детям. Используются всевозможные общие исходные положения (стоя, сидя, лежа, на коленях) и разные исходные положения рук (в стороны, вперед и т.д.).

Помимо мелких предметов для упражнений применяются кубы средних размеров, кегли, мячи. Количество повторений 4 – 6 раз. После общеразвивающих упражнений проводятся подскоки на месте. Они становятся разнообразней: ноги врозь – ноги вместе; с поворотами вокруг; перепрыгивая вперед-назад через лежащую на полу ленту; продвигаясь вперед вокруг кеглей. Дозировка 15 – 20 подскоков (1-2 раза). Они могут быть заменены бегом на месте или вокруг зала, переходящим в спокойную ходьбу. Может быть использована эмоциональная игра.

Каждый комплекс утренней гимнастики повторяется 1 – 2 недели. Некоторые упражнения могут меняться.

 Приемы руководства.

В средней группе сохраняется значение утренней гимнастики для привлечения внимания детей к коллективным формам деятельности и для организованного начала дня в детском саду. Вместе с тем возрастает ее роль в активизации функциональной деятельности организма ребенка. С детьми пятого года жизни утренняя гимнастика проводится в хорошем, бодром темпе, без длительных пауз между упражнениями.

В средней группе он сначала называет упражнение, кратко объясняет его (если нужно, показывает), а затем подает команду для исходного положения и выполнения. При объяснении внимание детей фиксируется на наиболее трудных элементах упражнения. Если ошибки все же возникают, то указания к их исправлению даются в ходе выполнения упражнения. Указания должны быть направлены на уточнение представления об элементах упражнения и способствовать правильному их выполнению. Этому помогает сочетание счета со словами, обозначающими элементы техники, или даже замена счета конкретными словами (например, вместо «раз» воспитатель говорит: «Присели, спина прямая»). Воспитатель должен продумать, когда он при повторении упражнения будет применять счет, а когда заменит его словами, уточняющими представление о данном элементе техники. Целесообразное чередование счета, слов (указаний) и других сигналов (движение руки вниз ― «присели», вверх ― «выпрямились» в упражнении «приседание») способствует тому, что дети более правильно и с большим интересом выполняют движение.

Особенность объяснения упражнений – краткость и четкость. Воспитатель лишь напоминает схему упражнения, последовательность его частей, например: «поставили ноги пошире, руки на пояс, наклоны вперед. Начали! Раз – два – три, выпрямились». И далее, уже по ходу упражнения, ни теряя ритма движения, продолжает пояснения, выдвигая требования к правильности движения: «Ниже, ниже наклонить, смотреть на меня, выпрямились. Повторим еще раз, - говорит воспитатель, на мгновение оставив группу: он заметил, что большинство детей сгибают ноги во время наклонов. – Ножки держать прямыми. Раз – два – три, пониже, выпрямились».

Таким образом, указания воспитателя сопутствуют выполнению упражнения. В ряде случаев воспитатель может прибегать к имитациям. Пояснения воспитателя чаще всего сливаются с показом, возрастает значение качества показа воспитателя. Необходимы четкие исходные положения и зафиксированные промежуточные положения (сидя – ноги подтянуть, коленки вместе, ближе к груди, выпрямить, ноги вместе, оттянуть носочки). Воспитатель постепенно приучает детей действовать одновременно, в общем, для всех темпе, более настойчиво приучает детей к правильному положению корпуса во время выполнения упражнений.

Необходимо напоминать и показывать детям, когда во время упражнений удобно совершать вдох и выдох, следить, чтобы они не задерживали дыхание во время бега и подскоков.

Бег и подскоки являются обязательной составной частью всех комплексов утренней гимнастики. Именно эти упражнения оказывают наибольшую функциональную и эмоциональную нагрузку на организм ребенка. Выполняемые ежедневно в больших дозах, они ведут к положительному тренировочному эффекту. В начале утренней гимнастики не применяется быстрый бег широким шагом. Наоборот, бег дается в умеренном темпе, мелкими шажками, с постановкой ноги с носка, руки свободно согнуты, корпус прямо, смотреть вперед. В конце утренней гимнастики бег должен быть активным, энергичным. Во время подскоков воспитатель задает определенный темп – примерно 12 – 15 подскоков за 10 секунд. Высокий темп объясняется тем, что дети пятого года жизни подпрыгивают на месте еще не высоко, лишь слегка отрывая носки от пола.

Если дети сильно возбуждены после бега и прыжков, надо дать им успокоится. Для этой цели хороша спокойная ходьба на месте или некоторые дыхательные упражнения (руки в стороны – вдох, руки опустить – выдох; руки вниз – назад – вдох, руки опустить – выдох, то же, поднимаясь на носки и т.п.)

Эти же упражнения иногда используют и в конце утренней гимнастики. Но не следует их рассматривать как обязательные. Они предлагаются воспитателем, если это необходимо. Легкое учащение дыхания является реакцией на интенсивные движения, не надо этого бояться, частота дыхания быстро входит в норму и без дополнительных мер.

Утренняя гимнастика с детьми шестого года жизни

Указания к организации.

Утренняя гимнастика становится привычной формы ежедневной физической культуры. При подготовке к ней дети оказывают большую помощь воспитателю: они собирают своих сверстников на утреннюю гимнастику, готовят необходимый инвентарь, освобождают помещение. Воспитатель следит за тем, что бы дети быстро переодевались и аккуратно складывали снятую одежду, не задерживали друг друга разговорами. Продолжается утренняя гимнастика 8 – 10 минут.

Содержание.

Упражнения в ходьбе должны быть разнообразными. Широко используется ходьба со сменой темпа, направления, на носках, пятках, наружных сторонах стопы, высоко поднимая колени, «гусиным» шагом, с перешагиванием через препятствия и др., упражнения на внимание. Например, воспитатель поднимает желтый флажок – все идут, зеленый – бегут, красный – останавливаются; на хлопок поворачиваются кругом; по свистку быстро садятся на пол, а потом продолжают движение и т. д.

Все эти упражнения проводятся в разных построениях. Они недлительны и переходят в легкий бег (2 – 3 круга по залу). Бег снова переходит в спокойную ходьбу. И производится перестроение.

В комплексе используется 5 – 6 общеразвивающих упражнений. Для их выполнения удобнее всего построение в звенья. В звеньях дети размыкаются так, что бы не мешать друг другу. Используется построение в шахматном порядке, когда звенья через одно делают шаг в перед. Для удобства проведения упражнений сидя и лежа целесообразно применить поворот всех детей в пол-оборота направо или налево.

Среди разнообразных исходных положений во второй половине года на утренней гимнастике применяется и основная стойка (пятки вместе, носки врозь). Как и прежде, очень различны исходные положения для рук.

На утренней гимнастике в старшей группе несколько возрастает объем общеразвивающих упражнений без предметов. Включаются упражнения с гимнастическими палками, обручами, скакалками. Каждое упражнение повторяется 5 – 6 раз. Подскоки на месте с разными сочетаниями движений рук и ног, с продвижением вперед и назад, с перепрыгиванием высоких предметов и пр. повторяются 20 – 30 раз (1 или 2 раза с небольшим перерывом).

Как и в других группах, один комплекс утренней гимнастики проводится 1 – 2 недели. По своему усмотрению воспитатель может вносить в него уточнение и изменение.

Приемы руководства.

 Основная особенность утренней гимнастики в старших группах – ответственное отношение детей к ее выполнению. Для них необязательна ее занимательность и образность. Воспитатель поясняет детям назначение утренней гимнастики, раскрывает ее роль в физическом развитии, приобретение силы, ловкости, формировании хорошего телосложения, красивой походки и т. д.

На утренней гимнастике воспитатель требует точности положений и направлений движения частей тела, умения выполнить упражнение в соответствии со счетом или темпом музыкального сопровождения.

Качество выполнения общеразвивающих упражнений достаточно высоко. Воспитатель начинает приучать детей в упражнениях тянуть ноги, руки, пальцы, оттягивать носки ног, стоять, сидеть или лежать в заданной непринужденной, но и в тоже время несколько напряженной и подтянутой позе. Детям нравится выполнять движения хорошо, красиво.

Так как на утренней гимнастике применяются известные детям упражнения, то объяснение их имеет некоторую специфику – оно должно быть очень четким и кратким, фактически только напоминающим детям исходное положение, вид движения (наклоны, приседание и т.д.), требования к его качеству.

Пояснения упражнения сочетается с показом лишь в первые дни освоения комплекса. Причем к показу воспитатель широко привлекает детей, хорошо владеющих движением.

Дети старшего дошкольного возраста быстро запоминают последовательность упражнений в комплексах. Они успешно проделывают их без сопровождающего образца  воспитателя. В крайнем случае, ребенок  ориентируются на впереди или рядом стоящих детей. Это дает возможность воспитателю не находится все время впереди группы, а ходить между рядами детей, тщательно наблюдать за упражнением каждого, оказывать индивидуальную помощь. Важно, чтобы дети  не сбивались  с темпа и ритма подсчета, регулирующего их совместные действия.

На протяжении всей утренней гимнастики воспитатель неоднократно привлекает внимание к осанке детей, напоминая о необходимости не задерживать дыхание, дышать глубоко, согласовывать вдох и выдох с наиболее подходящими для этого фазами движения (руки в стороны – вдох, руки вниз – выдох и т.д.). Некоторые упражнения связанны с небольшим естественным натуживанием.  В момент такого натуживания происходит кратковременная задержка дыхания на вдохе, затем последовательный вдох и выдох.

Указания к проведению бега и подскоков те же, что и в средней группе.

Общие указания
-В процессе работы с дошкольниками необходимо постоянно комментировать выполняемые действия, постоянно обращать внимание детей на то, что они делают и что при этом чувствует их тело. Как разогреваются пальчики на ногах во время ходьбы, как тепло поднимается по ножкам, как становятся мягкими и эластичными мышцы и т.п. Конечно, дошкольники еще не смогут распознать такие тонкие ощущения, но тут на помощь приходит детская фантазия. То, что не почувствуют, они придумают и это будут первые шаги на пути к осознанности, к пониманию своего организма, к умению уловить то комфортное состояние, которое дает телу физическая нагрузка.

-Музыкальное сопровождение на утренней гимнастике помогает детям одновременно начинать и своевременно заканчивать упражнение, определяет темп отдельных элементов движения, вызывает положительные эмоции и создает бодрое настроение. Дети учатся слушать музыку и согласовывать движения с ее характером, выполнять упражнения четко, выразительно, плавно.

-Дошкольники должны освоить правильный поворот на углу зала во время движений. Этот поворот  совершается на носке наружной по отношению к середине зала  ноги, а следующий шаг вперед делается противоположной  ногой.

-Сочетание физических упражнений, подобранных в определенном порядке, составляет так называемый комплекс. Один и тот же комплекс повторяется в течение двух недель. Если отдельные упражнения комплекса не приводят к желаемым результатам, оказываются слишком просты, неинтересны или наскучивают детям, они могут по усмотрению воспитателя заменяться другими однотипными или усложняться за счет введения новых исходных положений.

В конце утренней гимнастики можно использовать специальные дыхательные упражнения с медленным Продолжительным выдохом в виде чтения четверостишия на од-Ном-двух вдохах или игровые упражнения («Шина спустилась», «Мяч лопнул» и т.д.).

Утренняя гимнастика может быть проведена в виде игр и игровых упражнений. Например, вначале проводят хороводную игру, общеразвивающие упражнения с включением в них игр «Фотограф», «Затейники» (педагог показывает упражнения, а дети его Копируют). Для пика физической нагрузки используется подвижная игра высокой интенсивности, а заканчивается утренняя гимнастика малоподвижной игрой.

Формирование в детях самостоятельности при выполнении утренней гимнастики

Радость от мышечных ощущений, удовольствие от утренней гимнастики создают условия для подготовки дошкольников к самостоятельному выполнению зарядки. Решить задачу воспитания у детей потребности в систематическом выполнении утренней гимнастики поможет формирование у них определенных знаний и умений, достаточных для возникновения и самостоятельной реализации потребности в физических упражнениях.

Основу утренней гимнастики составляет комплекс общеразвивающих упражнений, включающий 6—8 упражнений и предусматривающий повторение каждого из них по 6—8 раз. Эффективность воздействия их достигается не столько за счет числа упражнений и количества повторений, сколько за счет качества выполнения. Четкое действие в заданном направлении, с определенной амплитудой, необходимым напряжением и расслаблением различных мышечных групп, соблюдение ритма и темпа не только обеспечивают увеличение работоспособности детского организма, но и способствуют развитию координации у детей, оказывают влияние на формирование правильной осанки и физическое развитие ребенка в целом. Поэтому в работе по формированию у старших дошкольников самостоятельности в выполнении утренней гимнастики прежде всего необходимо обеспечить правильное выполнение общеразвивающих упражнений на основе самоконтроля, без надзора взрослых. Для решений этой задачи можно использовать схематическое изображение упражнений на карточках. Работу с карточками следует проводить в виде игр, используя индивидуальную и групповые формы в повседневной жизни. Например, предлагаются рисунки, на которых изображены общеразвивающие упражнения разной трудности: на одних карточках передано движение конечностей (рук, ног), на других — движение ног и туловища, рук и туловища, а на третьих — рук, ног, туловища. Следует применять карточки, на которых представлены как простые направления движения (вперед, в стороны, вверх, назад, вниз), так и сложные (в стороны—вверх, в стороны—вниз), одновременные, поочередные Я разнонаправленные по структуре. Все нарисованные движения должны быть знакомы детям.

В начале работы целесообразно провести с детьми игру: «Я покажу, а вы найдите это упражнение на рисунке», а затем, используя рисунки с изображением действия одной части тела, перейти к игре «Найди отгадку». Сначала педагог показывает точное выполнение двигательного действия, а затем преднамеренно допускает в нем ошибки, чтобы дети сами могли заметить несоответствие показанного и нарисованного, тем самым обратить внимание, например, на правильное поднимание рук вперед, вверх, в сторону и т.д.

В дальнейшем можно использовать задание «Покажи, какое упражнение здесь нарисовано». На основе этой работы складывается предпосылка к организации игр, предусматривающих взаимодействие самих детей по типу: один показывает, а другой находит изображение на карточках или отмечает его отсутствие; один показывает карточку, а другой это упражнение выполняет, получая оценку своего исполнения. Затем можно давать задания: «Найди упражнение по описанию», «Загадай сам упражнение» (показав или описав его).

Контроль за точностью передачи направления и амплитуды двигательного действия составляет сущность игры «Так, не так?», в Которой один ребенок загадывает упражнение и оценивает выполнение, учитывая правильность передачи не только структуры, но * направления движения, а другой ребенок старается достигнуть точности в своих действиях. В этой игре может участвовать и воспитатель, допуская сознательно ошибку, иногда грубую, а иногда ejie заметную, что развивает у детей наблюдательность, обостряет

восприятие простых и сложных направлений, развивает умение видеть ошибки у других людей, а затем и у себя.

В схематическом изображении общеразвивающих упражнений ребенок первоначально воспринимает положение рук. Положение ног и туловища воспринимается тогда, когда оно необычное. Для привлечения внимания дошкольников к положению всех частей тела можно подбирать карточки, на которых изображено одно и то же движение, но разное исходное положение.

Например, применяются карточки, на которых поднимание рук в стороны изображается из исходного положения: ноги сомкнуты, ноги скрестно или пятки вместе, носки врозь, из положения сидя и т.д., или выполнение приседания осуществляется с разным положением рук. Подобный показ приводит к пониманию, что одно и то же упражнение может быть выполнено из разных исходных положений, причем из одних — действовать легче, а из других — труднее. В последующем и на физкультурных занятиях, и на утренней гимнастике можно широко включать движения с частичной регламентацией, например: «Выполняем наклон вперед, не сгибая колен. Приготовились, чтобы было делать потруднее» или «Следующее упражнение — приседание, положение рук придумайте сами».

Можно использовать и прием, когда педагог, выполняя упражнение на глазах у детей, производит смену положения другой части тела, а дети находят соответствующую карточку. Особый эффект достигается, когда детям показывается карточка с изображением наклона туловища вперед, не сгибая колен, доставая до носков ног. Лишь только стоит эту карточку перевернуть, как изображение воспринимается как наклон из положения сидя или как одновременное поднимание рук и ног из исходного положения, лежа на спине.

Подготовительная работа позволяет подвести ребенка к полноте восприятия нарисованного, усвоению плана прочтения рисунка. Дети должны уяснить, что, для того чтобы выполнить упражнение, нужно встать, сесть или лечь, посмотреть, как стоят ноги, что нужно делать руками. Сам план, состоящий из трех пунктов, запоминается дошкольниками легко, и в дальнейшем он выступает в качестве критерия для проверки правильности восприятия нарисованного упражнения. Усвоение плана восприятия движения является предпосылкой к пониманию рисунков с незнакомыми упражнениями, представляющими комбинаций усвоенных направлений и включающими работу различных частей тела.

На следующем этапе ставится задача научить детей составлять общеразвивающие упражнения из знакомых элементов или придумывать самостоятельно его продолжение. К показанной карточке можно предложить занимающимся подобрать возможное предшествующее положение или, используя ее в качестве исходного положения, придумать само общеразвивающее упражнение, его вариант.

Для запоминания комплекса общеразвивающих упражнений на утренней гимнастике в групповой комнате можно иметь специальное панно, на котором выставляются карточки с изображением упражнений в определенной последовательности. В зале это панно может служить приемом проверки усвоения комплекса, так как карточки находятся в перевернутом виде. Детям предлагается приготовиться к первому, второму, следующему и т.д. упражнению, само выполнение осуществляется под музыку, а по ходу воспитатель переворачивает карточку лицевой стороной, побуждая утвердиться в правильности действий или к их перестройке.

Принцип замены одного общеразвивающего упражнения другим для этой же мышечной группы может быть раскрыт с опорой на понимание того, какая часть тела в этом упражнении работает в большей мере.

Первые умения самостоятельного выполнения утренней гимнастики могут быть сформированы с помощью задания-поручения ребенку провести с другими детьми то или иное упражнение. Например, если в комплексе 6 упражнений, то из группы приглашаются шесть детей. Они встают в шеренгу перед остальными детьми, и каждый проводит только свое упражнение из комплекса. Затем одному ребенку поручается провести со сверстниками весь комплекс утренней гимнастики.

Дозировку нагрузки определяет музыкальное сопровождение. Впоследствии можно поручить детям провести утреннюю гимнастику в выходные дни с родителями или братьями и сестрами (после соответствующей работы с родителями), а затем попросить их рассказать об этом в детском саду.

Активность самих детей, использование их организаторских способностей формирует у детей положительное отношение к утренней гимнастике и желание участвовать в ее выполнении и проведении.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ИЗДАТЕЛЬСТВО «УЧИТЕЛЬ»

Слайд 2

Современные формы и методы трудового воспитания дошкольников

Слайд 3

Содержательные вопросы Значение трудового воспитания в развитии социально значимых качеств личности ребенка. Основные средства и условия развития трудолюбия у детей. Организационно-педагогические условия развития трудовых навыков ребенка. Формирование положительного отношения к трудовой деятельности и бережное отношение к его результатам. Основные показатели трудолюбия детей.

Слайд 4

Дайте детям радость труда. Эту радость ему несут успех, осознание своей умелости и значимости выполняемой работы, возможность доставлять радость другим. В А. Сухомлинский

Слайд 5

Трудовое воспитание дошкольников в наше время является актуальной темой . Труд – это могучий воспитатель в педагогической системе воспитания. Трудолюбие и способность к труду не дается от природы, а воспитывается с самого раннего детства. Труд развивает человека физически. Труд должен приносить радость, доставлять счастье . П риучая детей с ранних лет к простейшим, доступным им видам труда, формируются самостоятельность, желание оказывать посильную помощь взрослым . В труде дети овладевают разнообразными навыками и умениями, необходимыми в повседневной жизни. У детей развиваются самостоятельность, умение преодолевать трудности.

Слайд 6

Социально-значимые качества личности. Социально-значимые качества обуславливают личностное в каждом человеке. Человек способен влиять на окружающих людей и окружающие имеют свое влияние на человека. Каждый человек непосредственно зависим от социума, в котором он существует. Социально-значимые качества - это качества, которые вырабатываются и устанавливаются в обществе и необходимы каждому человеку для существования в социуме. Социально-значимые качества личности: Формируются в процессе социализации; Не даются человеку от природы; Не являются его генетическим достоянием или особенностью.

Слайд 7

Развитие социально-значимых качеств личности: П роисходит в течение всей жизни; Формируется в процессе взаимодействия с другими людьми; Усваиваются и присваиваются индивидом путем общественно выработанного опыта. Социально-значимые качества личности проявляются: В действиях человека; В поступках по отношению в другим людям, животным и природе в целом. По этим действиям и поступкам можно судить о внутреннем мире человека и его нравственно-волевых качествах (положительных и отрицательных) Социально-значимые качества личности : Самостоятельность Активность Направленность на самореализацию в во всех видах деятельности. Ответственность Склонность к сотрудничеству Социальная ответственность Рефл е ксия Эмоциональная устойчивость

Слайд 8

Трудовая деятельность способствует формированию таких нравственно-волевых качеств как трудолюбие, самостоятельность, ответственность за порученное дело, чувство долга, повышает общее развитие ребенка, расширяет его интересы, способствую проявлению разнообразных форм сотрудничества. В процессе труда активизируется физическая сила и расширяется познавательная активность и интеллектуальная деятельность. Трудовое воспитание — важнейшее средство всестороннего развития личности . Трудовое воспитание детей — это формирование нравственных качеств ребенка за счёт труда Чем отличается от взрослого труда и чем ценно ? Детская трудовая деятельность не ведет к материальным результатам и ценностям. Труд дошкольников имеет исключительно общественное значение. Главная цель детского труда – в его воспитательном влиянии на личностное развитие ребенка дошкольного возраста .

Слайд 9

Задачи социально – коммуникативного развития дошкольников по ФГОС ДО У своение норм и ценностей , принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности ; Развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками; Становление самостоятельности , целенаправленности и саморегуляции собственных действий ; Р азвитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками; Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации ; Ф ормирование позитивных установок к различным видам труда и творчества ; Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Слайд 10

Трудовое воспитание Нравственное, правовое и патриотичес -кое воспитание Развитие игровой деятельности Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме и природе. Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» Недооценка важности воспитания нравственно -волевых качеств в процессе трудовой деятельности с ранних лет приводит: к установлению неправильных взаимоотношений взрослых и детей; к излишней опеке последних, что может стать причиной лени и несамостоятельности детей; к неуверенности в своих силах; к низкой самооценке; к эгоизму.

Слайд 11

Основные направления трудового воспитания детей дошкольного возраста. Воспитание положительного отношения к труду взрослых, стремления оказывать им посильную помощь, заинтересованность в результатах труда. При этом у детей формируются представления о необходимости труда в жизни, об отношении взрослых к труду. Формирование, развитие трудовых навыков и их дальнейшее совершенствование, постепенное расширение содержания трудовой деятельности, а также овладение умениями работать аккуратно, ловко, в достаточно быстром темпе. Воспитание у детей некоторых личностных качеств: привычки к трудовому усилию, ответственности, заботливости, бережливости, готовности принять участие в труде.

Слайд 12

Формирование представления об обязательности труда в жизни общества и об отношении взрослых к труду. Воспитание положительного отношения к труду взрослых, Желание и готовность оказывать взрослым посильную помощь, З аинтересованность в результатах труда. Формирование трудовых навыков и их дальнейшее совершенствование . Постепенное расширение содержания трудовой деятельности ребенка дошкольного возраста. Овладение умением работать аккуратно, ловко , в достаточно быстром темпе. Воспитание у детей личностных качеств: Привычка к трудовому усилию Ответственность Заботливость, бережливость Готовность принять участие в труде. Воспитание навыков организации своей и общей работы Готовить заранее все необходимое для трудовой деятельности Убирать на место все необходимые материалы и инструменты. Формирование положительных взаимоотношений между детьми в процессе трудовой деятельности – умение работать согласованно. Целевые показатели трудового воспитания можно связать в несколько групп. Все направления должны осуществляться не изолированно друг от друга, а в тесной взаимосвязи. Комплекс этих направлений в образовательном процессе осуществляется одновременно.

Слайд 13

Основная и главная цель трудового воспитания - формирование положительного и правильного отношения к труду. Процесс формирования положительного отношения к труду решается через следующие задачи: Формирование представлений о социальной значимости труда и знакомство с трудовой деятельностью взрослых. Воспитание уважения к людям различных профессий и трудовых деятельностей и бережного отношения к результатам профессиональной и трудовой деятельности. Развитие трудовых навыков, положительных взаимоотношений ребенка со взрослыми и сверстниками. Основными методами трудового воспитания дошкольников являются: показ; объяснение; обсуждение процесса труда и его результатов; оценка; обучение отдельным способам выполнения трудовых операций. В развитии трудолюбия у детей дошкольного возраста необходимо: Развить у детей умение ставить цели; Воспитывать способность находить пути для достижения целей. Получать результат, соответствующий цели труда.

Слайд 14

Что такое трудолюбие? Трудолюбие чувство удовольствия от труда; работа с душевным подъемом и охотой . (З.М . Асланова) Трудолюбие – это формирующееся качество личности, которое выражается в устойчивом интересе и уважении к труду взрослых и сверстников, участии в различных видах деятельности без принуждения, в старательности. К показателям проявления трудолюбия относится понимание важности, общественной ценности труда; представления о труде взрослых по определенным специальностям; представления о различных материалах и свойствах ; о своих обязанностях ; личные и общественные мотивы; владение умениями и навыками; участие в деятельности без принуждения; доведение дела до конца . (И.В . Житко ) Труд – это основа самореализации личности, пробуждение в ней творческого начала. В чем ценность детской трудовой деятельности? Ребенок не может трудиться профессионально, создавая материальные и духовные ценности. Труд – не самоцель, а его значение – в воспитательном воздействии на личность ребенка.

Слайд 15

Задачи, трудового воспитания в рамках социально-коммуникативного развития: Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; Формирование позитивных установок к различным видам труда . Содержание трудовой деятельности (Виды трудовой деятельности) Самообслуживание и культурно-гигиенические навыки. ( используется во всех возрастных группах) Хозяйственно-бытовой труд (используется во всех возрастных группах ) Общественно-полезный труд (примерная программа «От рождения до школы») Труд в природе (используется во всех возрастных группах) Ручной труд . (используется в старшей и подготовительной группе) Ознакомление с трудом взрослых ( используется во всех возрастных группах) Формы организации труда: 1 . Поручения. 2. Дежурства . Дежурство по столовой и занятиям 3. Коллективный труд (общий, совместный) .

Слайд 16

Формы организации труда Поручение – это обращенная к ребенку просьба взрослого выполнить какое-либо трудовое действие . Наиболее простая форма организации трудовой деятельности детей дошкольного возраста. Является ведущей формой организации труда в группах раннего и младшего возраста. Причины: Дети недостаточно самостоятельны в своих действиях . Склонны к подражанию. Не способны согласовывать свои действия с действиями своих партнеров по т рудовой деятельности. Нет навыков взаимодействия в необходимом для коллективной работы темпе, часто отвлекаются. Не доводят начатое дело до конца. Мало интересует результат, интересен исключительно процесс действия. Труд не стал планомерной и систематической деятельностью.

Слайд 17

Поручения , связанные с выполнением одного способа действия . Ребенку поручают подать , принести, отнести . Поручения кратковременны, эпизодичны, вызваны временной необходимостью . Поручения , которые содержат несколько способов действия, несколько трудовых операций . Ребенку поручают покормить животных, полить комнатные цветы и т.п. П оручения , связанные с результатами, которых дети достигают не сразу. Ребенку поручают посеять , посадить, принести из дома открытку, расческу и т.д . В зависимости от возрастных возможностей детей применяются следующие виды поручений.

Слайд 18

По характеру выполнения (форма организации) и ндивидуальные с овместные (коллективные) – групповые и общие. ВИДЫ ПОРУЧЕНИЙ По трудности: простые сложные По времени исполнения: кратковременные эпизодические длительные. постоянные. одноразовые. При условии регулярного и системного привлечения ребенка в трудовой процесс через различные виды поручений возможно комплексное и последовательное развитие необходимых трудовых навыков и осуществление целевых показателей и результатов трудового воспитания дошкольников. По содержанию (соответствуют видам труда )

Слайд 19

Взаимодействие с малышами по трудовому воспитанию следует начинать с индивидуальных поручений , которые выполняются совместно с воспитателем и только после освоения простейших трудовых навыков переходить к другим формам . После освоения некоторого трудового опыта, воспитали начинают использовать групповые поручения Основной формой объединения детей младшего дошкольного возраста в трудовой деятельности является труд « рядом»

Слайд 20

Вводятся во второй половине года в младшей группе (с 3-4 лет) Наиболее широкое применение разнообразных видов дежурств получают в старшем дошкольном возрасте. Дежурство Дежурство –систематический труд , требующий определенного уровня самостоятельности Предполагает труд одного или нескольких детей в интересах какой- группы. В отличии от поручения в большей степени выделяются: Общественная направленность трудовой деятельности; Реальная и практическая забота нескольких или одного ребенка о других. Дежурство способствует развитию ответственности, гуманного и заботливого отношения к людям и природе. Для создания положительного отношения к дежурствам и привычки к труду важнейшее значение имеет живой пример окружающих взрослых, непосредственное соприкосновение с их трудом.

Слайд 21

Коллективный труд – наиболее сложная форма организации труда детей. Используется только в старшем дошкольном возрасте Причины: Ребенок обладает более устойчивыми трудовыми навыками. Результаты трудовой деятельности имеют практическую и общественную значимость. У ребенка имеется достаточный опыт участия в разных видах дежурств и выполнении разнообразных поручений . Возрастные возможности детей старшего возраста позволяют педагогу решать более сложные задачи трудового воспитания: Развивать способность совместно договариваться о предстоящей работе; Трудиться в необходимом темпе; Выполнять задание в определённый срок. В старшем возрасте педагог использует «общий труд» - форма объединения детей, когда они получают общее для всех задание, а по окончании работы подводится общий итог. Особое место в воспитании нравственных качеств личности дошкольника приобретает «совместный труд» – форма, когда дети оказываются в зависимости друг от друга в процессе трудовой деятельности. Позволяет воспитывать в детях положительные формы взаимодействия со сверстниками: Умение вежливо обращаться друг к другу с просьбой; Договариваться о совместных действиях; Помогать друг другу. Коллективный труд

Слайд 22

Объединяясь в коллективном труде со сверстниками, дошкольники приобретают опыт взаимоотношений, учатся видеть эмоциональное состояние сверстника, его огорчения и радость . Все это побуждает детей к оказанию помощи, поддержки, проявлению гуманных чувств: сопереживанию , сочувствию . Но такие возможности могут быть реализованы только при наличии определенных условий: создание педагогом эмоциональной обстановки при организации труда детей, демонстрация им своей заинтересованности в предстоящей деятельности, участие в ней на правах партнера; поощрение желания детей участвовать в совместной деятельности. При этом главная цель педагога - воспитание у дошкольников позитивного отношения к труду, развитие желания научиться, стать самостоятельным, умелым, способным справляться с возникающими затруднениями и оказывать помощь и поддержку окружающим в случае необходимости .

Слайд 23

Применительно к дошкольному возрасту можно гово­рить и о зарождении умственного труда . Умственный труд очень важен для успешного овладения школьной программой. Умственный труд ребенка имеет все структурные компо­ненты трудовой деятельности: мотив, цель, процесс, ре­зультат. Выступает в виде логического решения какой-либо задачи (математическая, житейская, собственное «открытие» ребенка, полученное в результате обдумывания. Приучайте детей «думать прежде, чем сделать» Необходимо воспитывать у детей интерес и ува­жение к умственному труду , показывать его значение для людей и для конкретного ребенка.

Слайд 24

Что развивается в процессе трудовой деятельности? Поручения – помогают дошкольнику : Сформировать трудовые навыки; Приучиться к последовательному выполнению заданий; Воспитать нравственно-волевые качества (настойчивость, ответственность, самооценка, самоконтроль). Дежурство способствует: Развитию партнерских доброжелательных взаимоотношений между детьми; Осознанию детьми ответственности за порученное дело (качественное и своевременное выполнение своей работы) Коллективный труд (общий, совместный) развивает : Способность распределять обязанности между собой; Способность учитывать интересы сверстников; Опыт в оказании, при необходимости. посильной помощи. В соответствии с ФГОС ДО формируются разносторонние и разнообразные личностные качества и социально-коммуникативные навыки.

Слайд 25

Самообслуживание - это труд ребенка, направленный на обслуживание им самого себя (одевание-раздевание, прием пищи, санитарно-гигиенические процедуры). Актуально на всех возрастных этапах дошкольного возраста. Психолго -педагогическое содержание меняется в соответствии с возрастными этапами и по мере овладения д етьми трудовых навыков. После освоения умения одеваться , ребенка приучают выполнять это аккуратно, красиво, опрятно, быстро, следить за своим внешним видом и прической. Воспитывают привычку бережно относиться к вещам, не пачкать , не рвать одежду, аккуратно складывать ее в отведенных для этой цели местах. Самообслуживание детей старшего дошкольника включает и заботу о себе: подготовка рабочего места перед образовательной деятельностью; уборка и даже мытье (дома) чашки, ложки после еды , застилание постели, уборка игру­шек, книг . Сформированные навыки самообслуживания позволяют ребенку приобрести определенную независимость от взрослого и сформировать чувство уверенности в себе. Перед поступлением в школу ребенок уже способен во много обходится без помощи взрослых.

Слайд 26

В содержание Хозяйственно-бытового труда входят : - труд по уборке помещения; - мытье посуды, стирка и др. Ребенок формирует навыки в создании и содержании в соответствующем виде окружающую среду. И имеет общественную направленность (в отличие от самообслуживания, которое предназначено для жизнеобеспечения и заботы о самом себе) Важно формировать у дошкольни­ков представление о значении хозяйственно-бытового тру­да для всех и лично для каждого. Хозяйственно труд дает возможность осознать ребенку, что он сам может сделать красивым и приятным то окружение, в котором живет. Если каждый из нас будет заботиться о том, чтобы вокруг было красиво, то не сможет бросить бумажку на пол и уж, конечно, не станет рисовать на стене или в лифте. Только тот, кто не любит свой дом, может так поступать. Таким образом, воспитывается умение замечать непорядок и без напоминаний взрослого устранять его . Современный бытовой труд облегчает техника (стиральная и посудомоечная машины, микроволно­вая печь и др. ) Полезно и детей приучать пользоваться бытовыми машинами. Дома ребенок может чистить пы­лесосом ковер на полу, наблюдать за работой стиральной машины. Обязательно познакомьте детей с правилами безопасности и старайтесь не оставлять их один на один с техникой. П од наблюдением взрослого и вме­сте с ним ребенок может, пользуясь техникой, заниматься хозяйственно-бытовым трудом .

Слайд 27

Содержанием труда в природе является уход за растениями и животными, выращивание овощей на огороде, озеленение участка и т.п.) Благотворно влияет на воспитание нравственных качеств личности. Имеет свои особенности. Результатом труда может быть материальный продукт ( выращенные ребенком овощи, цветы, деревце). Это сближает детский труд с производительным трудом взрослых. Имеет отсроченный резуль­тат : посеяли семена и лишь через некоторое время смог­ли наблюдать результат в виде всходов, а затем и пло­дов. Эта особенность помогает воспитывать нравственно-волевые качества выдержку, терпение. В уходе за животными осторожность, бережное отношение , ответственность. Этот вид труда дает детям возможность доставлять радость окружающим ( дарить цветы, угощать выращенными плодами). Ручной и художественный труд - по своему назначению является трудом, направленным на удовлетворение эстети­ческих потребностей человека. В его содержание входит изготовление поделок из природного материала, бумаги, картона , ткани, дерева. Этот труд способствует развитию фантазии , творческих способностей; развивает мелкие мыш­цы рук, способствует воспитанию выдержки, настойчивос­ти, умению доводить начатое до конца. Результатами свое­го труда дети радуют других людей , создавая для них по­дарки.

Слайд 28

Детская деятельность Самообслуживание и элементы бытового труда — это форма активности ребенка, требующая приложения усилий для удовлетворения физиологических и моральных потребностей и приносящая конкретный результат, который можно увидеть/потрогать/почувствовать. Виды деятельности Самообслуживание; хозяйственно-бытовой труд; труд в природе; ручной труд Детская деятельность Конструирование из различных материалов — форма активности ребенка, которая развивает у него пространственное мышление, формирует способность предвидеть будущий результат, дает возможность для развития творчества, обогащает речь. Виды деятельности Конструирование: — из строительных материалов; — из коробок, катушек и другого бросового материала ; —из природного материала. Художественный труд: — аппликация; — конструирование из бумаги

Слайд 29

Ручной труд детей представляет собой самостоятельное изготовление поделок с применением простейших инструментов. Труд этот, как правило, несет практическую, в известной мере полезную направленность. Художественный труд - труд ребенка с различными материалами, с целью создания полезных и художественно-эстетически значимых предметов и изделий для украшения своего быта, игр, труда и отдыха. Этот детский труд является декоративной, художественно-прикладной деятельностью, поскольку ребенок при создании красивых предметов учитывает эстетические качества материалов на основе имеющихся у него представлений, знаний и практического опыта, приобретенных в процессе трудовой деятельности. Правильно организованный ручной и художественный труд дает детям знания о качестве и возможностях материалов, стимулирует желание овладеть особенностями мастерства, приобщает к декоративно-прикладному искусству.

Слайд 30

П редставления о трудовой деятельности взрослых. В дошкольном возрасте происходит первое знакомство и формируются первые представления о роли труда в жизни человека и общества. Цель: Воспитание уважительного отношения к трудовой деятельности, желание трудится самому о оказание посильной помощи окружающим. Знакомство с трудом взрослых необходимо с учетом: Возраста детей; Специфики протекания психических процессов; Условий, имеющихся в ближайшем социальном окружении. Наиболее действенные методы ознакомления с трудом взрослых: Наблюдения за трудовым процессом; Экскурсии; Беседы; Встречи с представителями профессии; Сюжетно-ролевые игры. Показатели знаний о труде взрослых — знания о труде взрослых; — выделение результата труда в каждом трудовом процессе; — определение связи и зависимости между компонентами труда; —анализ собственной трудовой деятельности.

Слайд 31

В сюжетно-ролевой игре осуществляются первые манипулятивные действия, которые дублируют воображаемые трудовые операции. Принимая на себя роль взрослого, он проникается эмоциональным отношением к выполняемым действиям: тревожится за больного, оказывает внимание пассажирам заботиться о младших и т.п. В процессе сюжетно-ролевой игры ребенок испытывает эмоциональный подъем, волнение, радость, его искренние чувства соответствуют чувствам труженика, не смотря на то, что они не связаны с трудовыми усилиями. Ребенок желает включится в эту взрослую жизнь, активно в ней участвовать. Ребенок стремится к самостоятельности. НО РЕБЕНКУ ЭТО НЕ ДОСТУПНО Из этого противоречия рождается СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА Самостоятельная деятельность детей МОДЕРИРУЮЩАЯ трудовую жизнь взрослых.

Слайд 32

Развитие трудовой деятельности детей. Самостоятельная деятельность Затруднение Совместная деятельность со взрослыми (вместе, а потом рядом) и со сверстниками Совместная деятельность со сверстниками Самодеятельность

Слайд 33

В развитии умения и желания трудиться важное значение имеют мотивы, которые стимулируют и обуславливают трудовую активность ребенка и его желание достичь результата своего труда. Собственная творческая активность имеет большое значение в развитии трудовой деятельности ребенка. Что в нее входит? Обдумывание предстоящей деятельности . Подбор необходимых материалов и инструментов. Преодоление трудностей при достижении намеченного результата . ПОМНИТЕ Предварительное планирование предстоящей работы не должно занимать больше времени, чем сам трудовой процесс. В младшем возрасте предварительное планирование осуществляется самими педагогом. Дети 5-7 лет уже способны выполнять элементарное планирование. Для развития планирования трудовой деятельности необходимо упражнять ребенка в предварительном обдумывании своей деятельности и постоянно показывать свой личный пример. Как поставить ребенка в условия необходимости предварительного обдумывания процесса трудовой деятельности? Чаще задавайте вопросы: Подумай, с чего ты начнешь? Каким образом ты будешь это делать? Какие инструменты тебе необходимы для работы? Какой инструмент необходим в начале работы? Какой материал тебе понабиться для работы и сколько?

Слайд 34

Составляющие элементы трудовой деятельности дошкольников . Трудовая деятельность дошкольников включает в себя компоненты: мотив цель трудовые действия планирование результат Мотив - это причина, побуждающая к трудовой деятельности, то ради чего выполняется трудовой процесс. Отсутствие стремления получить материальную награду за выполненный труд, наиболее ценно в дошкольном возрасте и существенно влияет на формирование социально-личностных качеств ребенка. Какие бывают мотивы у детей? потребность в положительной оценке взрослых; самоутверждение; потребность в общении со взрослым; желание чему-то научиться; общественные мотивы (приносить пользу другим).

Слайд 35

Цель - это то, к чему надо стремиться. Цель труда предложенная взрослым, со временем развивается в самостоятельную постановку цели самими ребенком. Главным условием зарождения и последующего развития постановки целей в трудовой деятельности является доступность цели для понимания ребенка. Педагог должен четко сформулировать вопросы: Зачем это необходимо сделать? И как получить соответствующий результат? В старшем дошкольном возрасте при формулировании целей необходимо выделение промежуточных целей. (взрыхлить землю для того, чтобы сделать грядки, грядки для того чтобы посеять семена, поливать семена, чтобы появились всходы, полоть грядки, чтобы сорняки не мешали росту растений, овощи чтобы нарезать вкусный, витаминный салат и т.д.) Способность принимать цели предложенные педагогом и со временем умение самостоятельно ставить цели трудовой деятельности будет лучше развиваться , если ребенок получает значимый для него и для близких результат, который можно использовать в игре, подарить близким, сделать приятное сверстнику и т.п.

Слайд 36

Трудовые действия - это то, при помощи чего осуществляется цель и достигается результат . Дошкольник овладевает трудовыми навыками по мере усвоения более простых трудовых действий . В младшем дошкольном возрасте под непосредственным руководством взрослых. В старшем дошкольном возрасте ребенок владеет некоторыми трудовыми действиями (способен самостоятельно убрать игрушки, постирать кукольную одежду или посуду, протереть пыль, покормить рыбок и т.п.). Старший дошкольник уже способен выполнить трудовые действия по словесному объяснению, без непосредственного показа действий взрослым.

Слайд 37

Планирование - это умение предвидеть предстоящую работу. Овладение планированием способствует значительному улучшению качества результата труда ребенка В младшем возрасте планирование осуществляется взрослым. (объяснение цели труда, отбор необходимого инвентаря, раскладывает инструменты около каждого ребенка, показывает и напоминает последовательность трудовых действий) В старшем возрасте ребенок способен самостоятельно отобрать необходимые для работы инструменты и материалы, готовит рабочее место и решает последовательность трудовых действий. Самым сложным является планирование детьми 6-7 лет коллективной работы: распределение трудовых действий или обязанностей в подгруппе. ( способствует развитию социально-личностных качеств: умение договариваться о разделении труда, взаимопомощь, дети болеют за качество общей работы и т.п.)

Слайд 38

Результат – это показатель завершения работы, фактор, помогающий воспитывать у ребенка интерес к труду. В соответствии с ФГОС ДО результат труда каждого ребенка позитивно оценивается по отношению к каждому виду труда. Оценка воспитателя всегда положительная, имеет воспитательную направленность. При организации трудовой деятельности обеспечивается всестороннее воспитание социально-значимых качеств личности: Уверенность в своих силах; Формирование жизненно необходимых умений и навыков; Ответственность; Самостоятельность; Ценностное отношение к собственному труду и труду других людей. Положительный результат труда настраивает ребенка на успешность.

Слайд 39

Социальный и развивающий компонент трудового воспитания необходимо постепенно усложнять трудовыми заданиями и поручениями . ( по мере практического опыта) Постепенно увеличивать объем работы; степень обобщенности в формулировке заданий; с тепень самостоятельности при выполнении заданий; требования к качеству. То, что ребенок выполняет сегодня с помощью взрослого, постепенно станет внутренним достоянием ребенка, его личностными качествами и способностями, внутренней социальной позицией.

Слайд 40

Отсутствие личностно-ориентированного взаимодействия взрослого и ребенка в дошкольных организациях. (отсутствие взаимодействия я на уровне сотворчества, содействия в игровой, познавательной и соответственно трудовой деятельности). Трудности в подборе объектов трудовой деятельности и ограничение сферы труда дошкольников. Отсутствие полного представления о сущности трудолюбия у воспитателей и у родителей (лиц их заменяющих ). Трудовое воспитание не является ведущим направлением в воспитательно -образовательном процессе ДОО . При организации трудового процесса взрослые стараются выполнить большую часть трудовых действий, оставляя детям отдельные поручения ( принеси , подай, помоги, подержи) , что естественно не вызывает интереса к развитию трудолюбия . Проблемы в трудовом воспитании детей в дошкольных организациях

Слайд 41

Не способствуют развитию трудолюбия : Завышение по объему трудовых поручений без учета физиологических особенностей детей. Занятие одним и тем же делом длительное время, находясь в одной позе. Использование оборудования и инвентаря не соответствующего возрастным возможностям. Выполнение большого объема работы в быстром темпе. Отсутствие планомерности и систематичности в организации труда детей, в обучении их трудовым навыка и умениям, участие в труде от случая к случаю . Директивные методы взаимодействия и излишняя опека детей (не дает возможности проявить активность и самостоятельность ) Переделывание в присутствии детей результата их труда. Затрудняют воспитание трудолюбия у дошкольников: Экономический кризис Усиливающаяся дезинтеграция семьи Пресыщение удобствами Снижение общего внимания к воспитанию трудолюбия (в сравнении предметной подготовкой к школе) со стороны родителей и воспитателей. Все эти факторы приводят к противоречию: Между социальной значимостью воспитания трудолюбия и ограниченная реализация данной педагогической задачи в дошкольных организациях.

Слайд 42

Недостаточно сформированы предпосылки к различным видам труда и творчества; Не проявляет интереса к совместному труду со сверстниками и взрослыми; Недостаточно сформированы навыки владения необходимыми предметами в различных видах труда и творчества; С трудом подбирает объекты трудовой деятельности. Портрет ребенка с недостатками в трудовом воспитании. Несформированность трудовых навыков становится препятствием в учебно-познавательной деятельности и последующей адаптации в самостоятельной трудовой деятельности.

Слайд 43

Стремление ребенка сделать что - то самостоятельно является важным фактором в становлении его социально-личностных качеств личности. При организации следует избегать непосильной для детей работы . Не следует привлекать к трудовой деятельности только тех детей, которые уже обладают трудовыми действиями и навыками. Вовлекайте в трудовую деятельность детей которые не обладают трудовыми навыками. В трудовой деятельности крепнут дружеские связи между детьми, возникает желание помогать друг другу; Трудовое воспитание предупреждает развитие таких отрицательных качеств, как хвастовство, лень, эгоизм . В труде складываются начальные чувства долга, ответственности, жизненно необходимые навыки и умения ( что очень важно для подготовки ребенка к школе). Осознание детьми своих обязанностей создает в детях уверенность в своих силах, готовность трудиться. Выводы

Слайд 44

А. С. Макаренко "Трудовая задача и её решение должны сами по себе доставлять ребёнку такое удовольствие, чтобы он испытывал радость".

Слайд 45

Изображения: https ://pixabay.com/ru/ http://ped-kopilka.ru/ http:// www.deti-club.ru/metodiceskaia_model_trudovogo_vospitania_detei Источники информации Буре Р.С., Загик Л. В. и др. Воспитание детей дошкольного возраста в труде.- 3-е изд., испр ., доп.- М., 1983 . Буре Р.С. Организация труда детей и методика руководства // Нравственно-трудовое воспитание детей в детском саду. - М.: Просвещение, 1987 . Година Г.Н. Воспитание положительного отношения к труду // Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Под ред. А.М. Виноградовой. М.: Просвещение, 1998 .