Муниципальный этап Всероссийского конкурса "Учитель года - 2023"

Моё участие в муниципальном этапе всероссийского конкурса "Учитель года - 2023"

 

Методическая мастерская

Медиавизитка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_masterskaya.docx29 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальный этап Всероссийского конкурса «Учитель года – 2023»

Конкурсное задание «Методическая мастерская»

«Развитие познавательных способностей

у младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО».

        Выполнила:

учитель начальных классов

структурного подразделения

МОУ «СОШ п. Белоярский имени А.М.»

в с. Малые Озёрки

Графова Ольга Сергеевна

2023

Одной из сложнейших проблем является развитие познавательных способностей младших школьников. ФГОС предъявляет новые требования к выпускнику начальной школы, поэтому считаю данную тему актуальной и важной. 

Во-первых, основная цель образования заключается в том, чтобы готовить подрастающее поколение к будущему, к появлению новых возможностей, которые предоставляет жизнь. С моей точки зрения, той способностью, которая позволяет эффективно реализовать эту цель, является творческое мышление во всех его проявлениях, креативность, умение ориентироваться в образовательном пространстве.

Во-вторых, мы живем в век информации; в обществе произошли большие изменения. Выпускник школы вынужден реагировать на них, но часто он бывает не готов к постоянно происходящим в обществе изменениям. Чтобы адекватно реагировать на эти изменения, он должен активизировать свои познавательные  способности. Именно в младшем школьном возрасте заключается психологическая основа для такой деятельности. Развиваются воображение, творческое мышление, воспитывается любознательность, формируются умения наблюдать и анализировать явления, проводить сравнения, обобщать факты, делать выводы. В этот период начинают складываться интересы, склонности, формируются потребности, лежащие в основе познания и творчества.

Поэтому перед собой  поставила цель:

  1. продолжить создание условий для осуществления развития познавательных и творческих возможностей младшего школьника в учебном процессе и внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС НОО;
  2. активизировать личностный познавательный и творческий потенциал обучающихся. 

Для реализации цели решаю следующие педагогические задачи:

  1. Формировать основы умения учиться, создать условия для индивидуального развития и самореализации каждого ученика.
  2. Совершенствовать организацию учебно - воспитательного процесса через внедрение современных педагогических технологий.
  3. Воспитывать гражданственность, целеустремленность, культуру общения, толерантность.

Гипотеза: если ребёнок мыслит творчески, если видит вокруг возможность для самосовершенствования, то он будет инициативным, думающим, способным на творческий подход к любому делу, за которое он бы ни взялся.

Предмет: активизация познавательных и творческих способностей младших школьников в процессе учебной деятельности.

Объект: совместная  деятельность учителя и учащихся.

Новизна: индивидуальный подход к развитию и активизации познавательных способностей детей младшего школьного возраста в процессе учебной деятельности.

Актуальность данной проблемы обусловлена современными требованиями развития педагогической теории и практики - новыми требованиями ФГОС. Одним из наиболее перспективных направлений в образовании стало развитие творческого потенциала личности, которое обеспечило бы человеку возможность найти себя в жизни, быть полезным и востребованным. Важными качествами современного человека являются: активная мыслительная деятельность, критичность мышления, творческий поиск нового, желание и умение приобретать знания самостоятельно, творить и быть творцом.

     Уверена, что учащиеся должны учиться «добывать» знания и применять их в самостоятельной работе, испытывая радость учебного труда. Мне, как учителю необходимо: поддерживать интерес к школе, разжечь искру познания, не дать ребенку разочароваться и обмануться в своих ожиданиях. Ведь желание учиться не пропадет только при условии, что ученик добивается успехов в учебе.

Становление личности школьников, прежде всего, происходит на уроке. Моя главная цель на уроках – вызвать у детей эмоциональный интерес, рефлексию, создать условия, максимально раскрывающие познавательные и творческие способности учащихся. Продумываю структуру каждого урока так, чтобы дети могли открыть для себя новое, обратили внимание на главное, важное, чтобы успеха добился каждый в меру способностей и возможностей. Поэтому, использую различные типы уроков: уроки-путешествия,  уроки - экскурсии, игровые уроки, благодаря которым ученики быстрее и лучше усваивают программный материал. Это помогает развить в ребёнке интеллектуально – творческую личность, креативное мышление. Даю шанс самым неуверенным учащимся.

В своей деятельности создаю проблемные, поисковые и исследовательские ситуации на уроках и во внеурочной деятельности, чтобы моделировать ситуации успеха с учётом индивидуальных способностей учащихся с целью включения их в творческий поиск решения учебных задач.

Считаю, что учение должно быть не мучительным, а увлекательным. На своих уроках использую разные формы обучения: индивидуальную, работу в парах, а так же различные методы обучения: словесные, наглядные, элементы проектной деятельности,  беседы, применяю разные виды контроля: тесты, взаимопроверки, самопроверка. В результате соединения учебной и игровой деятельности стараюсь научить детей моделировать учебный материал, самостоятельно добывать знания (использование сети Интернет, познавательной литературы, энциклопедий, выступление с сообщениями по изучаемой теме). В результате чего, у них развиваются такие качества как активность, фантазия, зоркость, любознательность, оптимизм, быстрота и гибкость мышления. Эти формы работы помогают мне прививать и поддерживать интерес к изучаемым предметам.

Для повышения уровня познавательно активности разрабатываю презентации к урокам, подбираю видео- и аудио-сопровождение к урокам окружающего мира и литературного чтения, опираясь на материалы  сайтов: http://edu.ru/,www.openclass.ruwww.uroki.ruhttp://viki.rdf.ru/,www.nsportal.ruhttp://pedsovet.su.

Особое место в развитии познавательных способностей учащихся начальной школы в рамках реализации ФГОС НОО занимает проектная деятельность. Технология проекта применима к изучению любой школьной дисциплины и особенно эффективна на уроках, имеющих целью установление межпредметных связей, таких как окружающий мир, русский язык, литературное чтение, ИЗО, технология.
Считаю, что использование проектной деятельности способствует подготовке учащихся к реальным условиям жизни. Она выявляет и развивает творческие способности, а не даёт готовые знания. Ценность метода заключается в развитии познавательных и творческих способностей. Использование проектной деятельности предполагает выход за границы учебника во внеурочную деятельность. Считаю, что работа над проектом способствует умению планировать и организовывать свою деятельность, расширению кругозора учеников. Во время творческой деятельности, увлекаясь поставленной проблемой, общаясь, обмениваясь опытом, ученики гордятся своими находками, привлекая родителей к совместному творчеству. Творчество выходит за рамки школы, в семью. Такой познавательный интерес ведёт к успешным итогам в образовательном процессе.

У каждого ребенка должна быть своя ситуация успеха. Моя задача как учителя заключается в том, чтобы поддерживать ситуацию успеха каждого ученика.

Для реализации поставленных задач по формированию познавательного интереса, стараюсь работать по двум направлениям: внеурочное и учебное.
В учебной деятельности формирую познавательный интерес через: 
1)  подбор занимательного материала; 
2) правильную организацию формирования учебной деятельности, учитывая

психологические особенности учащихся начальных классов; 
3) умения планировать и контролировать собственные действия; 
4) формирование активности и инициативности, самостоятельности в учебной работе; 
5) умение оценивать правильность выполнения собственной работы, создавать предпосылку для формирования учебной деятельности и развития

познавательного интереса. 
Во внеурочной деятельности путем проведения праздников, занимательных часов по предметам,  виртуальных экскурсий различной направленности продолжаю формировать познавательный интерес к учебной деятельности.

Одним из средств формирования познавательного интереса учащихся начальных классов является занимательность. Наиболее эффективным средством включения в процесс учения на уроке является игровая деятельность. В процессе игры учащиеся незаметно для себя выполняют различные упражнения. Я использую этот прием в своей педагогической деятельности.

Игры, направленные на:

  1. развитие познавательной активности;
  2.  развитие навыков саморегуляцию;
  3.  развитие устойчивости внимания, организация детей;
  4.  развитие мышления: на умение обобщать, выделять существенное, анализировать свойства предметов;
  5. развитие навыков общения, снятие напряжения, сплочение коллектива.

Следующий занимательный материал, который я использую на уроках и во внеурочной деятельности–это ребусы, кроссворды. Они позволяют ребенку тренировать внимание, память, формировать саморегуляцию, контроль за своей деятельностью. 
Кроме обычных кроссвордов использую кроссворды-тесты, где на вопрос дается три ответа: ребенок выбирает правильный и заполняет кроссворд.

Огромное влияние на детей оказывает самостоятельная работа, именно самостоятельность является высшим уровнем активности. Поэтому стараюсь на уроках больше времени отводить на самостоятельную работу, подбирая разнообразные задания для самостоятельного выполнения, давая индивидуальные задания. Часто создаю ситуации, в которых учащиеся сами:

1) задают вопросы друг другу и учителю;

2) оценивают ответы (самопроверка, взаимопроверка);

3) самостоятельно выбирают разные задания;

4) находят “ошибочноопасные места”.

Содержание предметов начальной школы позволяет применять разнообразные формы самостоятельных работ. Это и:

1)  работа с учебной литературой и наглядностью;

2) использование рабочих тетрадей.

При работе с учебной книгой использую разнообразные виды самостоятельной работы:

1) чтение текста вслух, про себя, выборочное чтение;

2)постановка вопросов к тексту;

3)ответы на вопросы текста, раздела;

4)словарная работа;

5)составление плана;

6)пересказ по плану;

7)работа с иллюстрациями учебника.

Самостоятельную работу с учебником провожу на уроках систематически и на всех этапах урока.

Большим подспорьем для выполнения самостоятельной работы с учебником являются рабочие тетради по предметам на печатной основе, которых имеется большое количество заданий для работы с учебником и при изучении нового материала,  для закрепления и для выполнения домашних заданий.

Систематическое выполнение самостоятельных работ вырабатывает у учащихся наблюдательность, умение анализировать изучаемые объекты, проводить сравнения, выявлять главное, делать обобщения и выводы, решать проблемные задачи, способствует повышению качества знаний, развивает познавательный интерес к изучаемому предмету.

Важным во всех этих приемах является то, что в их основе лежат продуктивные действия детей. А именно они ведут к формированию познавательной активности учащихся.

Создавать в коллективе атмосферу жизнедеятельности, способствующей развитию образованной личности, способной к самопознанию, саморазвитию и самовыражению помогают конкурсы, в которых участвуют мои ученики. В папке моих достижений имеются сертификаты и дипломы победителей и призёров.

Познавательная деятельность ребенка не ограничивается лишь уроками, а продолжается в их внеурочной деятельности. В процессе организации внеурочной работы я воспитываю общий интерес к знаниям. Моя цель: научить ребенка удивляться и быть наблюдательными. Этому способствуют виртуальные экскурсии. Важным моментом этого вида деятельности по развитию познавательных способностей учащихся является мотивация: зачем, с какой целью организуется мероприятие.

Огромное значение для развития познавательной и творческой активности имеет работа с социумом. Мои ученики являются постоянными участниками многих мероприятий проводимых в  сельской библиотеке. 
В перспективе моей дальнейшей деятельности лежит более углубленное изучение инновационных технологий, способствующих развитию познавательной и творческой активности учащихся, расширение круга познавательных и творческих интересов учеников. А так же изучение фактов, жизненных событий, всяческое поощрение и поддержка самостоятельных творческих задумок и начинаний моих учеников.