Профилактика дисграфии

Портнова Ольга Александровна
Если в дошкольном возрасте функции, имеющих прямое отношение к процессу письменной речи, не сформированы, то позднее это обязательно проявится в виде специфических ошибок в процессе письма и чтения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prof._disgrafii.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Дисграфия – это частичное специфическое нарушение процесса письма.

Выделяются следующие виды дисграфии: акустическая, оптическая, моторная.

Оптическая дисграфия  связана с недоразвитием зрительного гнозиса, анализа и синтеза, пространственных представлений и проявляется в заменах и искажениях букв на письме.

Чаще всего заменяются графически сходные рукописные буквы: состоящие из одинаковых элементов, но различно расположенных в пространстве ( в – д, т - ш); включающие одинаковые элементы, но отличающиеся дополнительными элементами    (и – ш, п – т, х – ж, л - м); зеркальное написание букв (с - , э - ), пропуски элементов, особенно при соединении букв, включающих одинаковый элемент (ау -  ), ( ш - , и - , щ - , т -  ) и неправильно расположенные элементы (х - ),( т - ).

В тяжелых случаях оптической дисграфии письмо слов невозможно. Ребенок пишет только отдельные буквы.

Профилактика нарушений чтения и письма должна проводиться  с дошкольного возраста, особенно у детей с речевыми нарушениями, с задержкой психического развития, умственно отсталых и других категорий аномальных детей. Осуществляется работа по развитию зрительно-пространственных функций, памяти, внимания, аналитико-синтетической деятельности, по формированию языкового анализа и синтеза, лексики и грамматического строя, по устранению нарушений устной речи.

Для профилактики дисграфии для старших дошкольников можно предложить следующие задания.

С целью развития предметного зрительного гнозиса рекомендуются такие задания: назвать контурные изображения предметов, букв, перечеркнутые контурные изображения, наложенные друг на друга.

Для развития зрительной памяти используются следующие виды работ: игра «Чего не стало?», «Что изменилось?», разложить буквы, фигуры, цифры в первоначальной последовательности.

Для развития пространственной ориентировке детям предлагаются следующие задания: определить пространственное расположения предметов по отношению к самому себе, находящихся сбоку, определить пространственное соотношение между 2-3 предметами.

Для развития зрительного анализа изображений и букв на составляющие элементы, их синтезу, определению сходства и различия между похожими графическими изображениями и буквами предлагаются следующие задания:

  • найти фигуру, букву в ряду сходных;
  • срисовать фигуру или букву по образцу;
  • сложить фигуру из палочек;
  • сконструировать буквы печатного и рукописного шрифта из предъявленных элементов печатных и рукописных букв;
  • найти заданную фигуру среди двух изображений;
  • показать правильно изображенную букву среди правильно и зеркально изображенных;
  • дополнить недостающий элемент фигуры или буквы по представлению; реконструировать букву, добавляя элемент: из А – Л – Д, К – Ж, З – В, Г- Б;
  • реконструировать букву, изменяя пространственное расположение элементов букв: Р –Ь, И –Н, Н – П, Г- Т;
  • определить различие сходных букв, отличающихся лишь одним элементов: З – В, Р – В;
  • определить различие сходных фигур или букв, состоящих элементов, но различно расположенных в пространстве: Р – Ь, Г – Т, И –П, П –Н;
  •  и многие другие.

Все задания проводят в игровой форме:

Сказочные буквы

Задачи: развивать зрительное внимание, упражнять в выделении буквы из сказочного сюжета.

Описание: работа с плоскостным изображением сказочного сюжета, на фоне которого выделяется знакомая буква.

Задание: внимательно рассмотреть картинку и назвать букву, которая на ней изображена.

 

Узнай на ощупь

Задачи: закреплять образ буквы и расположение ее элементов на плоскости; развивать тактильные ощущения.

Описание: работа с буквами, слегка выдающимися над плоскостью  шершавыми  буквами.

Задание: с закрытыми глазами обвести пальцем по контуру букву и назвать ее.

Выложи букву

Задачи: уточнять образ буквы и ее составляющие элементы; развивать умение производить анализ и синтез букв русского алфавита.

Описание: работа со счетными палочками и шнурками разного цвета.

Задание: выложить буквы (дошкольники сами решают, какие из заданных букв лучше выложить из палочек, а какие из шнурков). На начальном этапе дается зрительный образ буквы, далее они предлагаются на слух.

Вылепи букву и придумай с ней слово

Задачи: уточнять образ буквы и ее составляющие элементы; развивать умение проводить анализ и синтез букв русского алфавита.

Описание: работа с пластилином и оборудованием для лепки.

Задание: вылепить буквы из пластилина (на начальном этапе дается зрительный образ буквы, далее они предлагаются на слух).

Вырежи из частей и наклей

Задачи: уточнять образ буквы и ее составляющие элементы; развивать умение проводить анализ и синтез букв русского алфавита

Описание: работа с цветной бумагой, ножницами, клеем.

Задание: выложить из бумажных полосок заданную букву, а затем сделать с ней аппликацию (цвет бумаги дошкольник выбирает самостоятельно).

Укрась  шарф

Задачи: упражнять в умении выполнять инструкции взрослого; закреплять знание понятий «право - лево», развивать мышцы кистей рук.

Описание: работа с плоскостными изображениями шарфов и цветными карандашами.

Задание: украсить шарф, строго придерживаясь инструкции взрослого по выбору расположения и цвету узора.

Веселые буквы

Задачи: на практике закреплять образ буквы и расположение ее элементов на плоскости, развивать мелкую моторику.

Описание: работа с манной крупой, насыпанной плотным слоем на поднос.

Задание: начертить печатную заданную букву пальцем по крупе.

Шахматная доска

Задачи:  упражнять в ориентировке на листе в клетку; закреплять понятия «вправо – влево», «вверх – вниз».

Описание: работа на листе бумаги в крупную клетку, размеченном по принципу шахматной доски.

Задание: провести фишку по «шахматному» листу от одной точки до другой, выполняя пошаговую инструкцию взрослого (на втором этапе ребенок рассказывает о своих пошаговых действиях).

Таким образом, устранение оптической дисграфии осуществляется приемами, направленными на развитие зрительного гнозиса, мнезиса, пространственных представлений и их речевых обозначений, развитие зрительного анализа и синтеза. Большое внимание уделяется сравнению смешиваемых букв с максимальным использованием различных анализаторов.