Родителям моих учеников

Чеботникова Светлана Валерьевна

В разделе помещены беседы, лекции, рекомендации для родителей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Беседа для родителей.

Особенности проявления агрессивного поведения детей и подростков.

Содержание:

1. Понятие агрессии. Виды агрессии. Агрессивность.

2. Особенности проявления детской и подростковой агрессивности.

1. Понятие агрессии. Виды агрессии. Агрессивность.

Агрессия – деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным, приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт.

Выделяют следующие виды агрессии:

1. Физическая – нападение, использование физической силы против другого лица или объекта.

2. Вербальная – выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг, так и через содержание вербальных реакций (угроза, проклятья, ругань) .

3. Прямая – непосредственно направленная против какого-либо объекта или субъекта.

4. Косвенная – действия, которые окольными путями направлены на другое лицо (злобные сплетни, шутки и т. п.) и действия, характеризующиеся ненаправленностью, неупорядоченностью (взрывы ярости, проявляющиеся в крике, битье кулаками по столу и т. п.) .

5. Аутоагрессия – проявляется в самообвинении самоуничтожении, нанесении себе телесных повреждений вплоть до самого убийства.

Под агрессивным поведением понимаются действия, целью которых является нанесение ущерба другим.

Психологи отмечают, что каждая личность должна обладать определенной степенью агрессивности. Но чрезмерное развитие ее начинает определять весь облик личности, которая может стать конфликтной, неспособной на сознательную кооперацию и т. д. Сама по себе агрессивность не делает субъекта сознательно опасным, т. к. с одной стороны, существующая связь между агрессивностью и агрессией не является жесткой, а с другой – сам акт агрессии может не принимать сознательно опасные и неодобряемые формы.

Проявления агрессивности различны: от прямого физического действия оппонента до словесных замечаний, оскорблений.

2. Особенности проявления детской и подростковой агрессивности

Дети черпают знания о моделях агрессивного поведения из трех основных источников: 1. Семейные взаимоотношения; 2. Взаимодействие со сверстниками;

3. Воздействие средств массовой информации.

Большинство исследователей отмечают роль семьи в формировании агрессивных форм поведения.

Агрессивные действия у ребенка можно наблюдать уже с самого раннего возраста. В первые годы жизни агрессия проявляется почти исключительно в импульсивных приступах упрямства, часто не поддающихся управлению взрослых. Выражается это чаще всего вспышками злости, гнева, сопровождается криком, кусанием, драчливостью. В раннем возрасте такое поведение ребенка вызвано состоянием дискомфорта, фрустрации или беспомощности. Многие авторы подчеркивают, что такие поведенческие реакции агрессивными можно назвать весьма условно, т. к. у ребенка нет намерения причинить ущерб окружающим.

Уже на втором году жизни ситуация несколько меняется. В этот период резко возрастает активность ребенка. На первый план выдвигаются конфликтные ссоры с ровесниками, связанные с обладанием вещами, чаще всего игрушками. В этот период, как отмечают исследователи, более чем в 5 раз возрастает число случаев использования детьми физического насилия, а вспышки ярости становятся более целенаправленными и в поведении ребенка отчетливо прослеживается реакция нападения. Т. о. можно сказать, что агрессия, проявляемая в этом возрасте, носит прямой и непосредственный характер.

В дальнейшем ребенок постепенно научается контролировать свои агрессивные импульсы и выражать их в приемлемых рамках. Проявление агрессивности будет зависеть от реакции и отношения родителей к тем или иным формам поведения.

С возрастом ребенка реакция родителей на проявление его агрессивности меняется. Если раньше родители реагировали лаской отвлечением внимания, попытками свести все дело к шутке, то в дальнейшем они чаще прибегают к угрозам, лишением удовольствий.

Психологи выделяют 2 наиболее частые причины агрессии у детей:

1 – это боязнь быть травмированным, обиженным, подвергнуться нападению, получить повреждения, чем сильнее агрессия, тем сильнее стоящий за ней страх,

2 – это пережитая обида, или душевная травма, или само нападение. Очень часто страх порождается нарушенными социальными отношениями ребенка и окружающих его взрослых.

Некоторые исследователи связывают проявление агрессивности у детей с процессами поло-ролевой идентификации ребенка или особенностями «эдиповой ситуации» в семье.

В среднем и старшем дошкольном возрасте агрессивное поведение расценивается как специфическая форма взаимоотношений ребенка с другими людьми (в первую очередь со сверстниками) .Появление агрессивных реакций у дошкольников в ответ на насмешки детей, конфликты с другими людьми – явление достаточно распространенное. В его основе лежит целый комплекс аффективных личностно значимых переживаний. Это могут быть переживания, связанные с обидой, ущемленным самолюбием. Реакции такого типа всегда имеют определенную избирательную направленность. Впервые они возникают в той ситуации, которая является психотравмирующей, и направлены против тех, кого ребенок считает причиной неприятных переживаний и конфликтов.

В младшем школьном возрасте происходит смена форм агрессии: частота простого физического нападения уменьшается за счет роста более «социализированных» форм, таких как оскорбление или соперничество. По мнению Б. Спока на ребенка после восьми-девятилетнего возраста начинают оказывать влияние передачи телевидения, кино, детективы, содержащие сцены проявления агрессии.

Рассмотрим особенности агрессивности в подростковом возрасте.

Современный подросток живет в сложном мире. Это связано с темпом и ритмом нашей жизни, с большим объемом информации, глубоко воздействующей на подростка, у которого еще не выработано четкой жизненной позиции. В том числе нельзя не учитывать влияния социальной экологической, экологической общественной обстановки в стране.

Для многих подростков типично умышленное подражание определенным манерам, как конкретных людей, так и тем стереотипам, которые предлагаются различными средствами массовой информации, и провоцируют агрессивные формы поведения подростка. Это проявляется в желании занять определенное место в референтной группе, добиться самоуважения, успеха, осознания себя человеком, которого нельзя унижать, подавлять.

Многие авторы отмечают, что агрессивность в личностных характеристиках подростков формируется в основном как форма протеста против непонимания взрослых, из-за неудовлетворенности своим положением в обществе. Вместе с тем на развитие подростка влияют врожденные особенности его темперамента, способствующие формированию таких черт характера, как вспыльчивость, раздражительность, неумение сдерживать себя

Агрессивные подростки при всем различии их личностных характеристик и особенностей поведения, отличаются некоторыми общими чертами. В отечественной и зарубежной психологии многократно предпринимались попытки создать типологию агрессивного поведения подростков.

Специалисты выделяют 4 группы подростков на основе определенного типа поведения с учетом направленности их личности:

1. Первая группа подростков характеризуется устойчивым комплексом аномальных, аморальных, примитивных потребностей, стремлением к потребительскому времяпровождению; деформацией ценностей, отношений. Подросткам присущи эгоизм, равнодушие к переживаниям других, неуживчивость, отсутствие авторитетов. Они эгоцентричны, циничны, озлоблены, грубы, дерзки, драчливы. В поведении преобладает физическая агрессивность.

2. Вторую группу составляют подростки с деформированными потребностями, ценностями. Обладая более, менее широким кругом интересов, они отличаются обостренным индивидуализмом, желанием занять привилегированное положение за счет притеснения слабых, младших. Они характеризуются импульсивностью, быстрой сменой настроения, лживостью, раздражительностью. У детей данной группы извращены представления о мужестве, товариществе, им доставляет удовольствие чужая боль. Стремление к применению физической силы проявляется у них ситуативно и лишь против тех, кто слабее.

3. Для третьей группы подростков характерен конфликт между деформированными и позитивными потребностями, ценностями, отношениями. Они отличаются односторонностью интересов, приспособленчеством, притворством, лживостью. Дети стремятся к достижениям, успеху, апатичны. В их поведении преобладает вербальная и косвенная агрессия.

4. В данную группу входят подростки, которые отличаются слабо деформированными потребностями, но в то же время отсутствием определенных интересов и весьма ограниченным кругом общения. Они безвольны, мнительны, заискивают перед более сильными товарищами, Для подростков данной группы типична трусливость и мстительность. В их поведении преобладают вербальная агрессивность и негативизм.

Анализируя все вышесказанное, следует отметить, что агрессивный подросток – это чаще всего обычный ребенок, которому свойственна нормальная наследственность. А черты, качества агрессивности, он приобретает под влиянием ошибок, недоработок, упущений в воспитательной работе, сложностей в окружающей его среде. Т. о. в подростковом возрасте в силу сложности и противоречивости особенностей растущих детей, внутренних и внешних условий их развития, могут возникать ситуации, которые нарушают нормальный ход личностного развития, создавая предпосылки для возникновения и проявления агрессивности

Агрессивность у подростков формируется в основном как форма протеста против непонимания взрослых, что проявляется в соответствующем поведении. Семья в этом случае играет важную роль в формировании социально приемлемых форм поведения, т. к. именно на примере семейных взаимоотношений ребенок научается поведению и формам отношений

Литература:

1. Волкова Е. М. Трудные дети или трудные родители? - М. : Профиздат, 1992.-96с.

2. Еникеев М. И., Кочетов Я. Л. Общая социальная и юридическая психология. Краткий энциклопедический словарь. -М. : Юридическая литература, 1997.-448с.

3. Кулагина И. Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет) .: Учебное пособие. -М. : Издательство РОУ, 1996.-180с.

4. Раттер М. Помощь трудным детям /Пер. с англ. - М. : Прогресс, 1987.-421с.

5. Семенюк Л. М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции: Учебное пособие. - М. : Флинта, 1998.-96с.

6. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия –СПб. : Питер, 1998.-336с.