Русский язык

Разработки уроков

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pismo_zaglavnoy_bukv_f_1_kl.docx28.93 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель: Злобина Л.А.

Предмет: русский язык (обучение грамоте)

Программа: УМК Школа России

Класс: 1 «Б»

Дата: 23.12.2014г.

Технологическая карта урока русского языка (обучение грамоте)

Тема: письмо заглавной   букв Ф .        

        

Цель: знакомство и каллиграфическое написание письменной заглавной   Ф .

Задачи:          1. Формирование навыков каллиграфического письма заглавной   Ф .

                2. Освоение норм и правил письма. Правописание парной согласной на конце существительных.

                3. Создание условий и формирование УУД: предметных, метапредметных, личностных.

                4. Введение понятия алгоритма и организация работы по нему.

                5. Воспитание познавательного интереса к фауне на примере группы животных «Птицы».

                 

Этапы урока

Содержание

Деятельность педагога

Деятельность детей

Формируемые УУД

Органи

зацион

ный

Слайд №1- Ребята, что непривычного вы видите на слайде? Давно, во времена А.С.Пушкина, более 300 лет назад люди для письма использовали птичьи перья. Похожие перья я принесла на урок.

- Кто догадался о ком пойдёт речь сегодня на уроке? Почему так быстро догадались?

Слайд №2- Посмотрите на экран. Перед вами фотографии других птиц. Вы их узнали? Прочитаем хором их названия. Попробуем соотнести изображения птиц с  названиями. Под каким номером изображён филин? А фламинго? А фазан?

Слайд №3- Незнакомое слово «фаэтон» имеет несколько значений. Посмотрите  на фотографии на слайде, выскажите свое мнение. Во-первых, это птица, чайка или рыболов жарких стран, размером с голубя в хвосте имеет два длинных пера; во-вторых – это конная лёгкая повозка со складным верхом.

Использование ИКТ.

Выбор эффективного способа концентрации внимания.

Мотивация деятельности.

Работа с многозначным словом.

Проявляют заинтересованность.

Вспоминают признаки группы животных «Птицы».

Узнают о многозначности слова «фаэтон».

Регулятивные:

  • волевая саморегуляция

Познавательные:

  • логические (сопоставление)
  • расширение кругозора
  • умение находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт

Поста

новка учебной проб

лемы

Слайд №4-Ребята, а что вы заметили во всех этих словах?

- А сумеете ли вы в прописях написать названия этих птиц?

-Какая проблема возникла?

Подготовка  детей к самостоятельному формулированию темы.

Высказывают своё мнение.

Личностные:

  • перенос на свой жизненный опыт

Познавательные:

  • анализ ситуации;
  • постановка проблемы

формулирование пробле

мы, планирование деятель

ности

-Кто из вас может назвать тему нашего урока? Слайд №5-Как каждый из вас видит пути красивого и правильного написания  заглавной и строчной буквы «эф»?

 -Какие задачи вы ставите перед собой?

Слайд №6- Ребята, попробуем расположить их по порядку. С какой задачи нам необходимо начать? А дальше? Какая задача будет под номером 3? 4? 5?

-Спасибо. Перед нами план наших действий или АЛГОРИТМ.

По мере того, как успешно будут решаться задачи, мы поэтапно раскрасим нашу картинку фазана Слайд №7 – это пёстрая птичка.

Учитель подводит детей к самостоятельной постановке учебных задач, знакомит с понятием алгоритма.

Учатся планировать свою деятельность.

Личностные:

  • самостоятельное формулирование темы урока;
  • принятие целей урока

Регулятивные:

  • умение работать по предложенному алгоритму

Коммуникативные:

  • слушать и понимать речь других;
  • принимать позиции других людей

Актуализация опорных знаний

Слайд№8.Приступим к решению нашей первой задачи. Сопоставим предмет – фотографию птицы и слово, которое обозначает этот предмет. - На какой вопрос отвечают эти слова? Почему? Посмотрим на начертание схемы. Как вы думаете, оно подходит к обоим словам? Как вы считаете, после анализа схемы будут одинаковыми? У кого другое мнение? Отроем Прописи на стр. 10, приготовим цв. карандаши.

-Посмотрим на начертание схемы. Как вы думаете, оно подходит к обоим словам? Как вы считаете, после анализа схемы будут одинаковыми? У кого другое мнение? Откроем прописи на стр. 10, приготовим цв. карандаши.

Задание: выполнить слого-звуковой анализ слова фазан в прописи, а схему слова филин выложить из счётного материала на парте.

- Кто может справиться самостоятельно? Приступайте.

-Кому нужна помощь? Делим слова на слоги, определяем ударный слог. Кто попробует свои силы у доски?

 (1 ученик выставляет схему к слову фазан и объясняет, 2 – к слову филин).

Задание для успешных: выложить схему к слову фламинго.

-У кого так же? Молодцы!

- Теперь вы также считаете, что схемы одинаковые? Вывод:  после анализа звуков в словах и постановки ударения схемы получились разные, хотя начертание было одинаковым.

Слайд№9 - Выделим первый звук в каждом слове. Определим, какие они гласные или согласные. Почему?

-Какой алгоритм нам подходит №1 или №2?

Даём характеристику первым звукам в

обоих словах.         

- Как вы думаете, мы справились с первой задачей? Прежде чем перейти к решению 2-ой задачи, необходимо размять наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика.

Тихонько садимся и проверяем посадку: раз – ноги на пол, расстояние до парты, два – расправим плечи, выпрямим спинку, три - правильно положили пропись, четыре – правильно взяли ручку, проверили как работает пальчик.  

Даёт дополнительное задание успешным детям.

Самопроверка учащихся, учитель проверяет тех, кто быстро справляется с работой.

Дифференцированная работа.

Подготовка рук детей к письму.

Здоровьесбережение

Самостоятельно проводят слого-звуковой анализ слов.

Учатся самоконтролю с эталоном.

Выполняют  разминку для пальчиков.

Познавательные:

  • проводить звуковой анализ слов;
  • проводить сравнение  схем

Регулятивные:

  • умение работать по предложенному алгоритму

Личностные:

  • самопроверка
  • развитие мелкой моторики

Личностные:

  • установка на здоровый образ жизни

Получе

ние нового знания

   Объяснение и показ на слайде написания заглавной буквы Ф. Ребята прописывают в воздухе. Затем пишут по точкам в прописи и прописывают самостоятельно в трёх строчках. (Тоже со строчной буквой на стр. 10).

-Теперь мы сможем написать слова, а почему нет?

-С какими буквами будем учиться соединять строчную букву?

 Покажу образец на доске: фа, фл, фо, фе. 

Работа в прописи на стр.10.

Элемент рефлексии. 

-Ребята, с какими задачами вы уже справились? Возьмите изображения фазанов. Раскрашивать мы будем по правилам: вспоминайте, как в учебнике по окружающему миру, если вам было легко составлять схемы, учиться писать буквы, то голову и тело птицы вы раскрасите в зелёный цвет.  Если немного где-то затруднялись, ждали помощи одноклассников, то – жёлтым. А если вам было очень трудно на данном этапе урока, то  раскрасьте красным цветом.

Динамическая пауза. Слайд№13

Посмотрим на экран. У нас в гостях ещё одна птица.

Лебеди летят,

Крыльями шумят.

Прогнулись над водой,

Качают головой.

Прямо и гордо

Умеют держаться.

И очень бесшумно

На место садятся.

Слайд№ 14-Внимание на экран. Чем отличаются эти птицы? Мы увидели ещё один отличительный признак птиц.

-От чего зависит форма клюва?

-А как правильно написать слово «клюв»?

Какая проблема возникла? Стоп! А мы ставили такую задачу? Вернёмся к алгоритму.

Задание. Перед вами в конвертах лежат буквы. Работая в паре, дружно, сообща собрать пары из звонких и глухих согласных букв.

-Получилось всем буквам найти пару?

 -А почему? Проверим, что получилось. Первый ряд, что оказалось лишним? Почему? Ч и Х  обозначают глухие согласные звуки.

Второй ряд?  Е и Ё – гласные буквы.

Третий?  М и Л - обозначают звонкие согласные звуки.

-Молодцы, продолжим работу с парой «в-ф», остальные буквы уберём в конверт.

Слайд№15 -Какую же букву надо писать в конце слова «клюв»? как себя проверить, если сомневаемся? Правило: «Звук согласный проверяй, рядом гласный подставляй!» Снова сталкиваемся с алгоритмом.

-Изменяем слово: «клюВЫ». Продолжим работать в парах. Сообща поднимаем ту букву, которую на ваш взгляд надо написать в конце слова.

 Докажите, почему «В», а не «Ф»? (и наоборот). Работа со словами: шкаф, шарф, остров, обрыв, готов.

- Открываем прописи на стр. 11. Дописываем к парным звонким – парные глухие согласные.  

На стр. 10 будем дописывать проверочные слова со слайда. Ребята, в прописи уже были написаны буквы в конце, а мы с вами такие молодцы сами подобрали проверочные слова!

Внизу, под проверяемой согласной в квадратных скобках напишем звук, который слышим. (Образец на доске).

-Что заметили? Правильно во всех словах слышится глухой парный согласный звук [ф].

Элемент рефлексии.

Слайд№18-Ребята, мы справились с задачами? Продолжим раскрашивать фазана: крыло птицы. Снова,  если было легко - зелёным, немного затруднялись – жёлтым, тяжело работалось – красным цветом.

- Ну, а теперь-то мы уже сможем написать правильно и красиво названия птиц? Хорошо, но для уверенности вспомним, как соединяются и из каких элементов состоят буквы в одном из слов - «фламинго». Смотрим в прописи на стр. 10. Сначала отметим в слове «гнёздышки», затем «шалашики», а после «секретики». Приступим к написанию первого слова.  

Проверим правила посадки, то же ведь алгоритм. 1,2,3,4.

Слайд№19 В прописи на стр. 10 в самой

верхней строке повторим слово по образцу

фламинго (ученик комментирует); второе

слово то же есть в прописи – фазан 

(с комментированием); следующее слово –

 филин напишем под диктовку, и последнее

 слово фаэтон так же напишем под диктовку,

 но сначала его сфотографируем.

Приготовили свои фотоаппараты- глазки.

 «Чик!» пишем слово под диктовку.

Показ с объяснением написания заглавной и строчной письменных букв Ф,ф.

Показ написания новых букв с другими буквами.

Определяет уровень решения каждым ребёнком поставленных учебных задач.

Здоровьесбережение через музыкально-динамическую паузу.

Постановка проблемы написания слов с парными согласными на конце.

Организует работу в парах.

Работа по алгоритму: проверка парных согласных.

(пропедевтика)

Работа со словами из прописи, проверка написания слов с в, ф на конце.

Определяет уровень решения каждым ребёнком поставленных учебных задач.

Формирование каллиграфического навыка.

Написание новых букв

и соединений с ней.

 

Активный отдых.

Работа в парах. Вспоминают парные звонкие и глухие согласные звуки.

Получают новое знание – проверка парных согласных по алгоритму.

Навык списывания  с печатного текста.

Отслеживает степень проработки им учебных задач.

Учатся красиво писать, анализируют сами и учатся слушать оценку своего труда учителем.

Познавательные:

  • решение проблемы;
  • ориентировать

ся в прописи

Регулятивные:

  • анализ и самоконтроль деятельности

Личностные:

  • установка на здоровый образ жизни

Коммуникативные:

  • умение работать в паре;
  • сотрудничество и взаимопроверка

Регулятивные:

  • учитывать правило в планировании и контроле способа решения

Познавательные:

  • использовать знаково-символические средства

Регулятивные:

  • анализ и самоконтроль деятельности

Личностные:

  • осваивать нормы каллиграфического письма;
  • переносить на свой жизненный опыт;
  • сопоставлять работу с эталоном (образцом в прописи);
  • оценивать усваиваемое содержание учебного материала

Коммуникативные:

  • учитывает разные мнения, сотрудничество

Рефлек

сия учебной деятель

ности

Слайд№20- Справились со всеми задачами урока? Всё успели из запланированного? Что оставим на следующий урок? Тогда последний штрих – раскрашиваем хвост птички. По тем же правилам. Покажите мне свои рисунки. Какая красота! У кого на рисунках есть красный цвет? Когда вам было трудно? А теперь?

Слайд№21 -Посмотрите какой красивый золотой фазан!

-Ребята, с давних времён птицу считают символом счастья. А голубя – символом мира. Я желаю, что бы вы все были счастливы и жили под мирным небом над головой. Вот таких птичек мы с вами сделаем на уроке технологии.

Слайд№22 -Урок окончен. Спасибо за работу.

Подведение итогов по выполнению поставленных учебных задач.

Организация обратной связи по итогам работы.

Анализируют и оценивают свою деятельность на уроке.  

Делятся впечатлениями.

Учатся выстраивать собственные высказывания.

Личностные:

  • самоконтроль;
  • устанавливать связь между целью деятельности и её результатом

Регулятивные:

  • совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке

Коммуникативные:

  • строить монологическое высказывание