Классный руководитель


Предварительный просмотр:

Фамилия                       ДОЛГОВА

Имя                               ВАЛЕНТИНА

Отчество                      АЛЕКСАНДРОВНА

Дата рождения            26 декабря 1968 год

Место рождения          с. Шемалаково

Образование                 высшее прфессиональное

Аттестация                    первая   категория        

Наименование образовательного учреждения

Документ об образовании, о квалификации или наличии специальных знаний

Квалификация по документу об образовании

Направление или специальность по документу

Год окончания

наименование

Серия

номер

Канашское педагогическое училище

диплом

ИТ

324263

  учитель начальных классов, воспитатель

преподавание в начальных классах общеобразовательной школы

1988

ЧГПУ имени И. Я. Яковлева

диплом

АВС

0760765

учитель

Педагогика и методика начального образования

1998

Повышение квалификации

Дата

Наименование образовательного учреждения, место его нахождения

Документ( удостоверение, свидетельство)

начало обучения

окончания обучения

наименование

серия

номер

дата

11.09.2006

30.09.2006

Чувшский республиканский институт образования

свидетельство

15295

04.12. 2006

23.12. 2006

Чувшский республиканский институт образования

свидетельство

16262

31.01.2011

05.02.2011

в ГОУ «Чувшский республиканский институт образования»

сертификат

869

05.02.2011

04.02.2013

15.02.2013

в БОУДПО «Чувшский республиканский институт образования»

удостоверение

294

15.02.2013

Поощрения и награды

Наименование награды (поощрения)

Документ

наименование

дата

Почётная грамота

Начальник отдела образования и молодёжной политики администрации Яльчикского района

28.08.2006

Почётная грамота

Глава администрации Яльчикского района

24.08.2012

Диплом

Центр поддержки талантливой молодёжи

Апрель 2012

Благодарность

Центр поддержки талантливой молодёжи

Апрель 2013



Предварительный просмотр:

Отдел образования и молодёжной политики администрации Яльчикского района Чувашской Республики

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Шемалаковская основная общеобразовательная школа Яльчикского района Чувашской Республики»

Рассмотрено на заседании методического совета

Протокол     №  1 от   « 24 »   августа 2011 г.

Директор МБОУ «Шемалаковская ООШ»

  __________  /Г.В.Дементьева/

Приказ № 34 от  26 августа 2011 г.

ПРОГРАММА

РАЗВИТИЯ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА

«От творческой личности

 к творческому коллективу»

Срок реализации: 2011 – 2015 г.г.

Автор программы:

Долгова Валентина Александровна,

 учитель начальных классов  

с.Шемалаково-2011 г.

ПРОГРАММА

РАЗВИТИЯ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА

на 2011- 2015г.г.

Паспорт программы

Наименование программы

 «От творческой личности к творческому коллективу»

Основания для разработки программы

Конвенция о правах ребёнка

Закон РФ об образовании

Закон РФ об основных гарантиях прав ребёнка

Закон РФ «Об утверждении Федеральной программы развития образования»

Закон РМ об образовании Чувашской Республики

Программа развития МБОУ «Шемалаковская основная общеобразовательная школа Яльчикского района Чувашской Республики»

Воспитательная  программа «Стать человеком», подпрограмма «Человек – главное чудо на свете»

Заказчик программы

Администрация  МБОУ «Шемалаковская основная общеобразовательная школа Яльчикского района Чувашской Республики»

Разработчик программы

Классный руководитель 1-4 классов МБОУ «Шемалаковская основная общеобразовательная школа Яльчикского района Чувашской Республики» Долгова Валентина Александровна

Участники программы

Коллектив учащихся  1-4 классов

Цель программы

создание максимально благоприятных условий для развития творческого детского коллектива через раскрытие и развитие личностных и творческих сил каждого члена в конкретных делах и поступках в контексте с традициями и духовной культурой чувашского народа.

Задачи

-  определение общей стратегии развития коллектива, его функционирования, безболезненный переход от одной ступени развития до другой;

 - создание эмоционально-насыщенной деятельности, адекватной возрастным особенностям младшего школьника, носящей творческий характер и социальную направленность, с использованием эффективных средств воспитания в конкретных условиях с конкретными учениками;

 - развитие активности и инициативности, организаторских навыков самих учащихся по формированию ученического самоуправления в детском коллективе;

- формирование целостного восприятия родителями общественной деятельности детей (стереотип нужности, необходимости);

- воспитание гражданина своего Отечества, Республики, края на традициях чувашского народа в контексте с его духовной культурой.

Срок реализации

2011 – 2015 г.г.

Этапы реализации

1 этап - изучение классного коллектива

2 этап  - формирование, углубление и развитие творчества учащихся, переход в режим

      функционирования.

3 этап – обобщение опыта

Перечень приоритетных мероприятий

«Здравствуй, школа», «Праздник Осени», «День Матери», «День защитника Отечества»,  «8 Марта», «День семьи».

Ожидаемые конечные результаты

Организация работы детского коллектива, безболезненно прошедшего все 4 ступени развития «Этот загадочный и фантастический мир»,  « В след за солнышком живём», «Человек – главное чудо на свете» способного влиться и самостоятельно функционировать по окончании I школьной ступени в общешкольном коллективе школы.

Формирование детского коллектива, эмоционально насыщенного общественно-полезной деятельностью на пользу и радость людям, способного эффективно использовать формы проведения КТД в конкретных условиях с конкретными детьми.

 Привлечение активного и инициативного детского коллектива – организатора всех КТД, имеющего образовательную и воспитательную силу по формированию ученического самоуправления в своём коллективе.

Воспитание детского коллектива, каждый член которого считает себя достойным гражданином своего отечества, Республики, края, бережно хранящим традиции своего народа в контексте с его духовной культурой.

Пояснительная записка

           

  «Творческое воспитание не в том заключается, что на смену одним формам работы придут какие-то другие формы, - нет, эти другие формы должны изобретаться на ходу, каждый день, и единственная традиция в творческом воспитании – это традиция постоянного принудительного обновления изобретения и развития».

                                                                                                       (Л.А. Соловейчик)

Одной из важнейших проблем образования является воспитание подрастающего поколения, формирование гражданина своего Отечества. Система образования Российской Федерации и Чувашской Республики позволяет решить эту проблему. В частности, это законы Российской Федерации и Чувашской Республики «Об образовании», Концепция государственной образовательной политики Чувашской Республики «Человек и образование в современном мире», Президентская программа «Новая школа», программы – «Дети Чувашии», «Образование и здоровье детей», «Сельская школа Чувашии».

В ходе работы я пришла к твердому убеждению в том, что осуществление программы воспитательной работы с младшими школьниками  - это коллективное творчество учителей, воспитателей, психологов, родителей, всей общественности и, конечно же – самих учащихся.

Начальная школа - это свой особый мир. Учителя, которые работают в старших классах, часто замечают, что мы сами похожи на детей. «Подумаешь, наука - научить писать и считать», - так или примерно так рассуждает человек, лишь приблизительно знакомый со спецификой и сложностью труда педагогов начальной школы. Известный педагог современности, доктор педагогических наук, профессор Ямбург Е.А. очень точно сравнил начальную школу с фундаментом школьного здания, а сдачу ЕГЭ, поступление выпускников в вузы и их успешную социализацию - с его крышей. Полностью согласна с тем, что при отношении к учителям начальной школы, как к «братьям нашим меньшим», рано или поздно этот фундамент даст трещину, а затем неизбежно съедет и крыша.

За 25 лет работы в школе пришла к выводу, что главное в работе учителя - это искренняя любовь к выбранной профессии, душевная чуткость, забота о детской радости и плюс ко всему дружная творческая атмосфера, определяющая уклад жизни и стиль отношений в коллективе.

 Учитель начальных классов - это одна из самых благородных, чистых и трудных профессий. Заложенные в детские годы основы культуры, нравственности, знаний определяют в дальнейшем характер и судьбу маленького человека. И во истину счастлив тот, кто попадает в мудрые, добрые руки первого учителя и наставника. Это придает нам двойное чувство ответственности за организацию их жизнедеятельности в школьный период их жизни.

 Работая над программой, училась новому педагогическому мышлению, училась быть в постоянном творческом поиске эффективных средств воспитания в конкретных условиях с конкретными учениками.

Как организовать воспитательную работу в классе? Каким содержанием его наполнить? На что обратить внимание при определении задач и видов деятельности? Какими средствами, с опорой на какие ценности воспитывать культурного, нравственного, здорового во всех отношениях человека? Как же сделать процесс воспитания увлекательным, эффективным и творческим? Как же воспитать достойного гражданина своего Отечества, своей Республики, края?

Каждый учитель ищет свои ответы на эти вопросы. Волнуют они и меня, учителя сельской школы, оттого, что проблемные моменты современной школы заключены в следующем:

  • в недостаточной активности и инициативности самих учащихся, в слабых навыках организаторской деятельности;
  • в равнодушии педагогических коллективов к развитию ученического самоуправления, отсутствии доверия, авторитарности педагогов, нежелании поддержать детские инициативы;
  • в негативном восприятии родителями общественной деятельности детей (стереотип ненужности, обременительной обязанности);
  • в слабости общественно-полезной направленности работы детских коллективов;
  • в использовании устаревших, примитивных форм работы, неадекватных природе современных школьников;
  • в недостаточности использования в работе принципов этнопедагогики.        

Эти проблемы можно решить через:        

  • углубление программно-целевого подхода к деятельности детских организаций и органов ученического самоуправления как части образовательно-воспитательного процесса;
  • создание организационно-педагогических условий для недостаточной активности и инициативности самих учащихся, в слабых навыках организаторской деятельности;
  • введение в процесс воспитания традиций чувашского народа в контексте с его духовной культурой.

      В данной программе работы с классным коллективом делается попытка найти ответы на эти вопросы. В программе отражены основные, но далеко не все, направления воспитательной деятельности классного руководителя. Особое внимание обращено  на воспитание нравственных качеств личности через ценностную и культурологическую модель воспитания, на формирование творчески развитой личности, на пробуждение творческой активности и творческого мышления,  на выработку умений воспринимать традиции чувашского народа в контексте с его духовной культурой, а также выявление способностей к самовыражению ребёнка через различные формы коллективно-творческой деятельности, начиная с первого класса.

С семи лет ребёнок живёт и растет в социальной среде называемой школой. Эта среда бывает разной по отношению к этому подрастающему человечку, бывает доброй, бывает суровой, а бывает, что греха таить, и враждебной. Ребёнок растёт, развивается, несмотря ни на что. И класс как ячейка этой среды становится вторым домом, где должны быть созданы все условия для полноценного всестороннего развития ребёнка, а самое главное, созданы такие условия, при которых он мог бы раскрыть свои способности, удовлетворить свои познавательные и образовательные потребности, условия, при которых его бы обязательно заметили и оценили. Только при таких условиях из ребёнка может вырасти свободная творческая, социально адаптированная личность.

«Творческая личность», «творческий подход», «творческие успехи», «думать творчески», «проявление творчества»… Эти понятия в современном обществе являются показателями профессионализма, высокой квалификации, одним из основных критериев при выявлении лучшего среди лучших. Ведь именно способность к творчеству и созиданию мы в первую очередь считаем атрибутом одаренности, таланта, гения.

Творчески мыслящие люди отличаются способностью переделывать, переопределять среду с тем, чтобы она соответствовала их интеллектуальным нуждам и потребностям.

Развитие в наших детях качеств творческой личности становится одной из важнейших задач современной школы.

 Многие исследователи детской психологии и психологии творчества убеждают в возможности обучить творчеству, дать детям осмысленный импульс к творческой деятельности. Обучение творчеству имеет важный социальный аспект. Если школьник с самого начала своей ученической деятельности подготавливается к тому, что он должен учиться создавать, придумывать, находить оригинальные решения задач, то формирование личности этого школьника будет происходить отлично от того, как формируется личность ребенка, обучаемого в рамках идеологии повторения сказанного учителем.

Обращение к проблеме развития творческой деятельности определяется положением Л.С. Выготского и его школы о том, что «…творчество…является нормальным и постоянным спутником детского развития», что творческая работа учащихся - это деятельность, где наиболее полно реализуется потенциал ребенка. Рассматривая творческие способности как путь к развитию всесторонне развитой личности,  моя деятельность как  классного руководителя нацелена на развитие творческих способностей учащихся 7 - 11 лет.

  Программа  поможет вам осмыслить свою профессиональную деятельность,  в ней вы найдете и информацию для размышления,  и идеи, которые, быть может, захочется реализовать, и чисто практические советы и рекомендации.

Вся моя деятельность с классным коллективом соответствует принципу: «Растить будущих граждан в полном сознании, что их энергия и способности должны посвящаться служению на пользу другим людям».

Эта программа для учащихся - образ жизни, правила жизни, для родителей - возможность получить информацию о том, как идёт развитие ребёнка, каков уровень его воспитанности.

Цель и задачи программы

  • Цель программы – создание максимально благоприятных условий для развития творческого детского коллектива через раскрытие и развитие личностных и творческих сил каждого члена в конкретных делах и поступках в контексте с традициями и духовной культурой чувашского народа.

  • Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:

  1. Определение общей стратегии развития коллектива, его функционирования, безболезненный переход от одной ступени развития до другой.

  1. Создание эмоционально-насыщенной деятельности, адекватной возрастным особенностям младшего школьника, носящей творческий характер и социальную направленность, с использованием эффективных средств воспитания в конкретных условиях с конкретными учениками.

  1. Развитие активности и инициативности, организаторских навыков самих учащихся по формированию ученического самоуправления в детском коллективе.

  1. Формирование целостного восприятия родителями общественной деятельности детей (стереотип нужности, необходимости).

  1. Воспитание гражданина своего Отечества, Республики, края на традициях чувашского народа в контексте с его духовной культурой.

Этапы реализации программы

        

Программа реализуется через систему классных часов, урочные и внеклассные формы работы; коллективную, групповую, индивидуальную работу.

Срок реализации: 4  года

1 этап - изучение классного коллектива – 2011 – 2012 г.г.                

а) Анкетирование.

1. Социометрия.

2. Экспресс – методика по изучению социально – психологического климата в коллективе.

б) Исследование.

 Диагностика

Знание особенностей ребенка, понимание мотивов его поведения дают возможность предвидеть его реакции в различных ситуациях, что в свою очередь делает воспитательную работу более рациональной.

Направления диагностики:

Изучение индивидуальных особенностей личности ученика:

- общие сведения;

- способности;

- темперамент;

- тип личности в общении;

- самооценка;

- успешность в деятельности;

- уровень воспитанности.

Изучение межличностных отношений:

- социометрия;

- социально-психологический климат в классе.

Формы диагностики:

- анкетирование;

- тестирование;

- наблюдения;

- беседы.

2 этап  - формирование, углубление и развитие творчества учащихся, переход в режим функционирования – 2012 – 2014 г.г.

3 этап – обобщение опыта – 2015 г.

На этом этапе проводится итог деятельности педагога и классного коллектива по реализации программы.

______________________________

* Приложение № 9, 10

Принцип построения программы:

  • Принцип открытости

Классный руководитель планирует жизнь в классе совместно с ученическим коллективом.

  • Принцип привлекательности

Классный руководитель должен увлекать учащихся конечным результатом выполняемого дела.

  • Принцип деятельности

Желание учащихся участвовать во всех мероприятиях, проводимых в классе и в школе.

  • Принцип свободы участия

Представление возможности выбора заданий с учетом своих интересов, личных качеств и возможностей.

  • Принцип обратной связи

Совместно с учащимися необходимо обсудить, что получилось и что не получилось, изучить их мнение, определить их настроение и перспективу участия в будущих делах класса.

  • Принцип сотворчества

В этом принципе объединяются два понятия: сотрудничество и творчество.

  • Принцип успешности

И взрослому, и ребенку необходимо быть значимым и успешным. Степень успешности определяет его отношение к окружающим людям, окружающему миру.

Основа программы.

 В основе программы воспитательной работы с детским  коллективом «От творческой личности к творческому коллективу» лежит КТД (коллективное творческое дело), единой целью которого становится создание условий для проявления учащимися класса инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях,  

раскрытие и развитие индивидуальных творческих сил человека в конкретных делах и поступках на общую радость и пользу.

   Задачи:

·        создание условий для равного проявления учащимися класса индивидуальных способностей во внеурочной деятельности;

·        использование активных и нестандартных форм внеклассной деятельности учащихся, отвечающих их интересам и возможностям;

·        развитие способностей адекватно оценивать свои достижения и достижения других, радоваться своим успехам и огорчаться в случае неудач других;

·        использование досуговой деятельности как средства развития эстетических умений учащихся и становления эстетических понятий.

Что значит КТД? Это:

ДЕЛО,  так как оно несет в себе заботу об окружающих людях, о коллективе, друг о друге;

КОЛЛЕКТИВНОЕ ДЕЛО,  так как осуществляется посредством совместных усилий всех членов коллектива – воспитанников и воспитателей, то есть является общей заботой;

ТВОРЧЕСКОЕ ДЕЛО,  так как предполагает непрерывный поиск лучших решений жизненно важной задачи, задумывается, планируется, реализуется, оценивается сообща.

 Какие бывают КТД?

  • Познавательные  (защита  проектов, вечер разгаданных и неразгаданных тайн, литературно-художественные конкурсы, турнир знатоков, устный журнал,).
  • Трудовые  (трудовой десант, Мастерская Деда
  • Мороза, «Снежная сказка»(фигурки из снега).
  • Художественные (участие в конкурсах, праздниках).

 Какие же условия наиболее успешного КТД?

1.     Предварительная работа.

Определяется роль данного КТД в решении конкретных воспитательных задач, готовятся варианты, которые будут предложены на выбор воспитанникам.

2.     Коллективное планирование КТД.

Оно осуществляется на сборе-старте, который решает такие задачи:

  • Для кого провести это дело;
  • Как лучше его провести;
  • Кому участвовать;
  • Кто войдет в совет дела;
  • Кто будет руководить;
  • Где и когда провести дело?

В конце сбора все предложения сводятся в единый план с указанием ответственных.

3.      Коллективная подготовка дела. Уточняется планирование, организуется выполнение плана, поощряется инициатива каждого участника. Воспитатели помогают воспитанникам.

4.        Проведение КТД.

Главная задача воспитателей - незаметно помочь преодолеть трудности при отклонении от плана, при явных ошибках участников, а главное -возбуждать и укреплять мажорный тон, дух бодрости, уверенности в своих силах, своей способности нести людям радость, стремление преодолеть любые трудности.

5.           Коллективное подведение итогов КТД.

Для этого проводится сбор-огонек, в ходе которого участники КТД отвечают на следующие вопросы:

  • Какими мы были?
  • Что было хорошего? Что получилось?
  • Что было плохого? Почему?
  • Что надо сделать, чтобы было лучше?
  • Как нам жить дальше?

6.     Ближайшие последствия КТД.

Идет переосмысление результатов КТД, задумываются новые КТД.

Из каких же основных компонентов состоит методика КТД?

Стратегия         ОБЩЕЙ ЗАБОТЫ    об улучшении окружающей жизни

+

Тактика             СОДРУЖЕСТВА                  старших и младших    

                                      =

Методика коллективной творческой деятельности

Таким образом, хорошая работа зависит от:

  • Знания людей.
  • Знания коллектива.
  • Знания основ организаторской работы.
  • Знания дела, которое организуешь.
  • Умения организовать.        

_____________________________

* Приложение №1, 2

Механизмы реализации программы

     Успешность воспитательной работы во многом зависит от того, как организована работа в начальной школе. Важным фактором, влияющим на развитие классного коллектива  и выявление скрытых творческих способностей, является система воспитательной работы в школе. Первая ступень  работает  по программе «Человек – главное чудо на свете».

 Воспитательные цели и задачи:

  • развитие познавательного, коммуникативного, нравственного, физического, эстетического, трудового потенциалов личности ребёнка;
  •  воспитание личности ребёнка, знающей, уважающей историю и традицию чувашского народа;
  •  формирование образа природы, как дома человечества;
  •  приучение школьников к этическим нормам культурной жизни;
  • сплочение классного коллектива;
  • реализация в жизнь завещаний И.Я.Яковлева;
  •  воспитание здорового образа жизни.

Правила игры – путешествия:

  • Получение маршрутного листа.
  • Провести в классе сбор – старт, где каждый ученик (группа) выберет для себя задание.
  • Выполнение заданий.
  • Занесение в дневник – путешествия все, что узнали и увидели.
  • Подведение итогов. Назовите самых  активных, добросовестных, старательных.
  • Рассказ о проделанном пути и передача дневника-путешествия в штаб игры.
  • На конечной станции путешествия вас ждет конкурс «Мир, в котором я живу».

1 класс Сюжет года «Где жить, там и слыть»

  • 1-ая станция – В гостях у матушки природы
  • 2-ая станция – Ни дня без книг
  • 3-ая станция – Тепло домашнего очага
  • 4-ая станция – Ни дня без доброго дела

Карта деятельности 1 –ой ступени.

№№

П П

класс

Направление воспитательной деятельности

Основные задачи в воспитательной работе

Образовательный результат

Реализации программы

1

1 класс

 Эстетическое и экологическое. Тема  «Этот загадочный и фантастический мир»

«Где жить, там и слыть». Формирование образа природы как дома человека. Усвоение понятий «красивое», «безобразное», «как устроен наш мир». Наблюдение за явлениями природы и их описание в музыке, живописи.

Создание детской картинной галереи, детского сборника поэзии.

Земля-  наша планета.

2

2 класс

Нравственное. Тема «Азбука вежливости и хороших манер»

«Вслед за солнышком живём». Приучение школьников к социальным нормам культурной жизни.

Создание кодекса вестей и правил хорошего поведения.

Добрым жить на свете веселей.

3

3 класс

Патриотическое.

Тема « Дом в котором я живу».

«Жизнь дана на добрые дела». Воспитание любви  к своему району, селу, микрорайону, делу, уважения традиций села, школы и семьи.

Создание проектов  «Село в будущем».

Я славлю своё Отечество.

4

4 класс

Трудовое. Тема « Человек и родная земля»

«Живи для людей, поживут люди для тебя». Чувашские национальные трудовые обычаи и праздники

Создание альбома о чувашских трудовых обычаях и праздников

Я славлю своё Отечество.

Исходя из этой деятельности, свою работу с классным коллективом ориентировала на следующие направления:  

 «Здоровье», «Общение», «Нравственность. Духовность», «Досуг», «Семья», «Учёба. Интеллект», «Гражданин».

I  «Здоровье»

 Цель работы: использование педагогических технологий и методических приёмов для демонстрации учащимся значимости их физического и психического здоровья, для будущего самоутверждения.

Задачи работы:

  • знакомить учащихся с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению здоровья;
  • формировать у учащихся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья.

Формы работы:

  • спортивные соревнования, конкурсы, спартакиады, марафоны, эстафеты в классе, между  классами;
  • спортивные конкурсы и викторины, тематические классные часы, связанные со спортивной тематикой;
  • тематические родительские собрания, совместно с педагогами и медицинскими работниками по вопросу сохранению здоровья учащихся класса;
  • беседы, дискуссии;
  • походы  в лес, туристические походы, дни здоровья.

 II «Общение»

Цель деятельности: передача учащимся знаний, умений и навыков социального общения людей, опыта поколений.

Задачи:

формировать у учащихся культуру общения в системе «Учитель - ученик»,

«Ученик - ученик», «Взрослый - ребёнок»; знакомить учащихся с традициями и обычаями общения разных поколений, разных стран.              

Формы работы:

  • тематические классные часы, игры и тренинги по проблеме общение;
  • тренинги общения учащихся и их родителей;
  • тематические и индивидуальные консультации для детей и родителей;
  • самопрезентации и самопредставления;
  • праздники, конкурсы, дискуссии.

1 класс.

Для чего люди общаются.

Человек среди людей.

Формы приветствия.

Формы знакомства и представления.

Формы обращения к разным людям.

Вежливая речь.

2 класс.

Как люди общаются.

Речевая ситуация.

Твои речевые роли.

Общение в быту.

Вежливые слова.

Тон вежливой речи.

Азбука беседы.

Способность выражать свои мысли.

Способность слушать.

Спор, но не ссора.

Поведение во время разговора.

3 класс.

Общение в официальной обстановке (класс, музей, кабинет директора школы).

Одобрение, похвала.

Приглашение, поздравление (устное, письменное).

Вежливая речь. «Ты» и «Вы».

Извинение и отказ (несогласие).

4 класс.

Общение – общительность – общительный человек. Твоя общительность.

Общение для контакта и для сообщения информации (фактическое и нефактическое).

Способы выражения согласия, вежливое возражение в споре (спор, но не ссора).

Утешение, сочувствие (способы выражения).

 К концу 4 года ученик должен:

- уметь взаимодействовать с партнёром общения, понимать его мысли, чувства, анализировать своё речевое поведение;

- правильно и точно говорить (с точки зрения норм литературного языка);

- правильно пользоваться речевыми жанрами;

- уметь использовать адекватные приёмы подготовки к монологической речи;

- уметь создавать этикетные диалоги.

III «Нравственность. Духовность»

Цель деятельности: обучение пониманию смысла человеческой жизни, ценности своего существования и ценности существования других людей.

Задачи работы:

  • развитие желания знать, понимать и действовать в соответствии с  полученными   нравственными знаниями в реальных жизненных ситуациях;
  • развитие волевых качеств ученика, способности к критическому осмыслению своих сильных и слабых сторон;
  • воспитание интереса учащихся к самим себе, желание самоусовершенствования;
  • формирование положительного отношения к традициям и обычаям своей семьи, своего народа, умения слушать и слышать, смотреть и видеть, осознавать и делать выводы.

Формы работы:

  • тематические классные часы;
  • тренинги нравственного самосовершенствования;
  • посещение театров и кинотеатров с последующим обсуждением;
  • экскурсии, знакомства с историческими и памятными местами села, района, Чувашской Республики и России;
  • дискуссии по нравственной тематике;
  • поисковая работа;
  • шефская работа в детских садах и начальных классах нашей школы;
  • изучение нравственного наследия писателей и поэтов Чувашии и нашей страны;
  • праздничные поздравления одноклассникам, педагогам, родителям, сюрпризные моменты, конкурсы;

IV «Досуг»

Цель деятельности: создание условий для проявления учащимися класса  инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях, развитие интереса к внеклассной деятельности.

Задачи работы:

  • создание условий для равного проявления учащимися своей индивидуальности во внеурочное  время;
  • использование нетрадиционных творческих форм внеклассной деятельности с учётом возрастных особенностей учащихся;
  • изучение интересов и потребностей каждого ребёнка во внеурочной деятельности;
  • проведение консультаций учащихся по выбору  кружка, клуба, секции;
  • постоянная демонстрация достижений, результатов, способностей учащихся в досуговой деятельности перед родителями, педагогами, одноклассниками и сверстниками;
  • развитие у детей способностей адекватно оценивать свои результаты и быть справедливым к достижениям других;
  • использование активных форм внеклассной работы с учётом возрастных особенностей учащихся.  

Формы работы

  • проведение вечеров, конкурсов, викторин, утренников и так далее в классе и активное участие в общешкольных мероприятиях;
  • празднование памятных дат жизни учащихся;
  • празднование памятных дат календаря;
  • посещение театров, музеев, выставок;
  • фестивали, презентации.

Общешкольные КТД, разработанные в ходе реализации программы.

I четверть

-       Здравствуй, школа!

-       Знай правила движения, как таблицу умножения.

-       Трудовой десант.

-       Литературно-художественный конкурс «Золотая осень»

-       «Дары осени»

-       - День Учителя.

II  четверть

- День семьи.

-  «Сердце матери».

- Школьные предметные олимпиады.

- Весёлые старты.

- Лыжня зовёт!

-  Мастерская Деда Мороза.

- Новый год «Вместе встанем в хоровод».

III четверть

- Зарничка.

- День защитника Отечества.

- День семьи.

- Папа, мама, я – спортивная семья.

- Мамин праздник.

- День чувашского языка.

IV  четверть

- Экологический субботник.

- Неделя детской книги.

- Звёздный марш-поход «Салют, Победа!»

- Турслёт.

- Последний звонок.

V « Семья»

Цель: максимальное сближение интересов родителей и педагогов по формированию развитой личности.

Задачи работы:

  • организация и совместное проведение досуга детей и родителей;
  • организация психолого-педагогического просвещения родителей через систему    
  • родительских собраний, тематических и индивидуальных консультаций и бесед;
  • создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников учебно воспитательного процесса учащихся, педагогов и родителей;
  • организация и просвещение родителей по вопросам воспитания детей и использования активных форм деятельности;
  • создание благоприятной атмосферы общения, направленной на преодоление конфликтных  ситуаций в процессе воспитания учащихся в системе «учитель - ученик - родитель».

Формы работы:

  • тематические классные часы;
  • праздники общения семей, спортивные состязания, конкурсы
  • тренинги родительского взаимодействия, индивидуальные и групповые консультации; беседы с детьми и родителями;
  • походы, экскурсии, викторины;
  • дни открытых дверей, дни творчества.

Работа с родителями

1. Помощь родителей в подготовке класса к новому  учебному    году  (июнь, август).

2. Помощь родителей в подготовке и проведении всех классных и школьных мероприятий.

    - Праздник Первого Звонка    (1 сентября)

    - Осенний бал  (октябрь)

    - День Матери (ноябрь)

    - Новый год   (декабрь)

    -  Семейный вечер   (март)

    -  Турслёт  (май)

3. Посещение родительских собраний (в четверть 1 раз)

4. Заседание родительского комитета (в четверть 1 раз)

5. Участие родителей в утеплении окон  (Октябрь).

6. Участие родителей в турслёте  (май)

VI Учёба. Интеллект

 

Цель деятельности: оказание помощи ученикам в развитии учебных способностей, мыслить рационально и эффективно проявлять свои интеллектуальные умения .

Задачи работы:

  • определить круг реальных учебных возможностей ученика, его ближайшую зону развития;
  • создать условия для продвижения учащихся в интеллектуальном  развитии;
  • формировать культуру интеллектуального развития и  совершенствования умственных  способностей.

1 класс.

НОТ  - научная организация труда.

Правила учебного труда. Нормы учебно-познавательной деятельности. Режимные моменты школьника. Береги книгу! Твои учебные принадлежности. Путешествия-игры: в Книжкину страну. Мир профессий. Город мастеров. Учение и труд всё перетрут.

2 класс.

Школа для учащихся – школа радости и успеха.

Школа – дом знаний. Помогай по каждому предмету. Динамика навыков чтения, счёта, скорости письма. Твои учебные принадлежности. Мой дневник – моя гордость. Мои успехи в школе. Мой наставник. О самостоятельности.

3 класс.

Активизация процесса познания.

Исследовательское творчество учащихся. Путь совершенствования способностей детей. Самоконтроль. Что это? Кто не обходится без контроля?  Самостоятельное чтение. Умею самостоятельно добывать знания из разных источников. Индивидуальные задания по выбору. Освобождать от домашних заданий? Дифференцированные задания способным ученикам.

4 класс.

Логика, мышление, способности, интерес к познанию.

Инициатива.

Суждения, умозаключения.

Воля и привычка. Чувства и эмоции. Благоприятные условия для самоуправляемого учения. Гигиена умственного труда. Оценка своих возможностей. Знакомство со словарями, с научно-познавательной литературой, справочным материалом. Монолог. Диалог – средство развития мыслительной деятельности.

Направление VII «Гражданин»

Цель: воспитывать любовь к родителям, друзьям, Родине, Отечеству, родному краю, традициям, обычаям чувашского народа.

Задачи:

  • Формирование у детей вечных нравственных норм: доброты, любви к близким, терпимости к окружающим, осознание самосовершенствования.
  • Воспитание нравственных ценностей: гуманности, сознательной дисциплины и культуры поведения.
  • Утверждение в душах детей уважения к человеку как высшей ценности бытия.
  • Воспитание доброжелательного отношения к людям, дисциплинированности и культурного поведения.
  • Выработка у учащихся активной жизненной позиции, сознательного отношения к общественному долгу, единства слова и дела.
  • Ориентирование в системе нравственных ценностей на положительные примеры.

   Формы работы:

- тематические классные часы;

- встречи с представителями правовых структур, органов правопорядка;

- конкурсы, викторины «Я – гражданин России»;

- читательские конференции.

1 класс – «Учимся жить вместе».

Рассказы взрослых, чтение книг, просмотр видеофильмов о месте, где родился человек и познал счастье о том, с чего начинается Родина, о родном языке.

Знакомство с содержанием понятий: люди, язык, история, события, традиции, привычки.

Край родной, город, село, улица, дом, школа. Родина: малая и большая. Мой дом – моя крепость. Тепло родного дома. Дом и школа. Наш город (село).

Усвоение понятий: семья, члены семьи, близкие и дальние родственники, семейные традиции, предки, потомки. Взаимопомощь в семье.

 К концу года ученик должен иметь представления: о малой и большой Родине, родном доме, семье.

2 класс – «Мир вокруг и мир во мне».

Семейные истории и традиции. Дом, в котором я живу. Счастлив тот, кто счастлив дома. Любовь и уважение к матери и отцу – основа нравственного воспитания народа Чувашии, залог его духовной культуры. Игры и детские забавы. Милосердие.

К концу года ученик должен знать:

- сведения о малой и большой Родине, своей семье;

- историю своего села, посёлка, города, происхождение названия.

3 класс – «Окружающий меня мир».

 В чём заключается красота семьи. Кто ты? Кто я? Разрешите познакомиться? Моя родословная. История моей семьи, моего рода. Данилов от деда Данила. Наше прошлое – нить к будущему. Семья сильна корнями своими. Традиции семьи. Культура родного края. За что люблю родной язык? Народная мудрость гласит… Социально-бытовые сказки. Мои земляки – моя гордость. Ты, я, он, она – вместе целая страна. Славься Отечество наше свободное. Знаменательные даты России и Чувашской Республики.

Ученики должны знать:

- понятие о культуре, обычаях, традициях родного края;

- предания, легенды о людях своего края;

- генеалогическое древо своего рода;

- связь истории своей республики с историей России.

4 класс – «Моя Родина, моё Отечество».

Утверждение в сознании учащихся исторических корней родной культуры, этнического национального самосознания. Значение Родины, её людей. Гордость за своё Отечество.

Наши новостройки. Наш краеведческий музей. Наш музей боевой и трудовой славы. Труд на благо Родины. Защита Родины – священная обязанность каждого гражданина России. Миру – мир.

 Ученик должен знать:

- свой народ, его традиции и обычаи;

- летописные предания о своих предках, происхождение рода, обычаи и нравы;

- генеалогическое древо народов мира, историю своего народа;

- роль и значение каждого члена семьи для её благополучия и счастливой жизни.

Права участников:

  • выбирать дело себе по душе;
  • участвовать в выборе, проведении и обсуждении КТД;
  • высказывать свое мнение, смело отстаивать свои позиции;
  • самостоятельно выбирать полянку развития для КТД;
  • использовать КТД для воплощения своих идей;
  • обращаться за помощью к взрослым, если в этом есть необходимость.

Обязанности участников:

  • прилежно учиться, познавать окружающий мир;
  • воспитывать в себе трудолюбие, честность, ответственность;
  • уважать старших, учителей, родителей, с почтением относиться к пожилым;
  • помогать младшим, передавать им свои знания;
  • любить и уважать традиции коллектива, школы, страны, в которой ты живешь.

Коллективная деятельность невозможна без включения самих детей в ее организацию Самоуправление в классе – способ организации его жизни, путь к преобразованию группы учащихся в коллектив. Самоуправление ставит учеников в совсем особые отношения: ведущий других сегодня становится ведомым завтра, тем самым каждый учащийся учится руководить и подчиняться. Предъявляя требования друг другу, ребята начинают болеть душой за общее дело, принимать интересы коллектива как свои собственные. Самоуправление позволяет стимулировать гражданскую активность каждого ученика, ставить его в активную позицию творца общей жизни, вооружает навыками ее организации.

 Самоуправление класса.

1. Распределение поручений. Планирование воспитательной работы класса.

2. Классные собрания.

3. Организация дежурства по классу.

4. Работа с активом: “Оказание помощи отстающим и слабым детям”.

5. Контроль за посещаемостью

6. Контроль за поведением.

7. Работа с активом класса по подготовке внеклассных мероприятий.

8. Заседания актива “О выполнении поручений”.

9. Операция “Живи, книга!”

10. Классные собрания.

Права участников:

  • выбирать дело себе по душе;
  • участвовать в выборе, проведении и обсуждении КТД;
  • высказывать свое мнение, смело отстаивать свои позиции;
  • самостоятельно выбирать полянку развития для КТД;
  • использовать КТД для воплощения своих идей;
  • обращаться за помощью к взрослым, если в этом есть необходимость.

Обязанности участников:

  • прилежно учиться, познавать окружающий мир;
  • воспитывать в себе трудолюбие, честность, ответственность;
  • уважать старших, учителей, родителей, с почтением относиться к пожилым;
  • помогать младшим, передавать им свои знания;
  • любить и уважать традиции коллектива, школы, страны, в которой ты живешь.

Мероприятия по направлениям отражаются в учебно– воспитательном плане.

______________________________

* Приложение № 3, 5, 6, 7, 8

Предполагаемые результаты реализации программы.

1.Повышение эмоционального уровня учащихся, который включает в себя эмоциональное самочувствие, переживание состояния равновесия.

2.Изменения уровня развития самосознания, преображение у них определённых мнений, установок, стереотипов, представлений о школе,  ориентирование на успех; проявление позиций: «я нравлюсь», «я способна», «я значу».

3.Появление умения подчинять своё поведение целому ряду поставленных перед ним целей и задач, независимо от их  желаний и   притязаний родителей, мнения окружения в соответствии с требованиями педагогов.

4.Развитие личности учащихся во всех предполагаемых сферах деятельности: творческой, мотивационной, поведенческой, эмоциональной, личностной, в сфере общения и взаимоотношений.

Промежуточные результаты.

Основные направления развития учащихся

Промежуточные результаты

Конечные результаты

Развитие мотивационной сферы

Повысился уровень самосознания.

Появилось стремление к самоопределению.

Развитие поведенческой сферы

Уровень подчинения своего поведения в зависимости от предъявляемых требований учащихся  стал значительно выше.

Развитие эмоциональной сферы

Демонстрируют повышение эмоционального уровня, снижение уровня тревожности.

Во время проведения учебных занятий и внеклассных мероприятий проявляют попытки контроля своими эмоциями.

Повысился уровень самооценки.

Развитие личностной сферы

 Проявляются увеличивающееся с каждым днём стремление к самореализации, самовыражению.

 Всё чаще появляются высказывания с позициями: «я знаю», «я так думаю», «я могу».

Развитие сферы общения и взаимоотношений

Сократилось количество конфликтов с одноклассниками.

Стали активно и с удовольствием принимать участие в подготовке и проведении внеклассных мероприятий.

Развитие творческой деятельности

Дети активно стали участвовать в творческих конкурсах, в проведении праздников. Проявляют свою инициативу  при проведении различных конкурсов. Силами актива класса был проведён  день осенних именинников. Девочки провели конкурс «Рыцарский турнир», а мальчики  - «А ну – ка, девочки!»

Есть свои маленькие успехи.

Позитивная динамика активного участия учащихся и коллектива на мероприятиях

Перечень личных и коллективных достижений за 2011 – 2012  учебный год

На уровне школы:

Активный участник «Кросса нации-2011» -1 класс

«Дары осени» - 2 место (коллектив)

«Учителю посвящается» - 1призовое место.

«Сердце матери» -1  призовое место

«Мастерская Деда Мороза» - 2 призовых места

«Мой дом, моя Чувашия» - 1 призовое место

«Дорога к звёздам» -1 призовое место

Конкурс букетов - 3 место (коллектив)

«Зелёная планета глазами детей»  - 1 призовое место.

Позитивная динамика активного участия учащихся и коллектива на мероприятиях        

Перечень личных и коллективных достижений за 2012– 2013   учебный год

Активный участник «Кросса нации-2012» -1 призовое место

«Дары осени» - 2 место (коллектив)

«Учителю посвящается» - 2 призовых места.

«Сердце матери» -1 призовое место.

«Мастерская Деда Мороза» - 1 призовое место.

Соревнование по лыжным гонкам- 1призовое место

«Наши папы» - Благодарность за активное участие

«Сердце Матери» - Диплом за активное участие

День Чувашского языка- 1 призовое место

Акция «Салют, Победа !»- Благодарность за активное участие

Позитивная динамика активного участия учащихся и коллектива на мероприятиях        

Перечень личных и коллективных достижений за 2012– 2013   учебный год

Активный участник «Кросса нации-2011» -1 класс

«Дары осени» - 2 место (коллектив)

«Учителю посвящается» - 1призовое место.

«День  матери» -1  призовое место

«Мастерская Деда Мороза» - 1 призовое место.

Самый читающий класс- грамота

Самый лучший читатель- грамота

Соревнование по лыжным гонкам- 1призовое место

____________________-

* Приложение № 4

                       

                          

Ожидаемые результаты.

  1. Организация работы детского коллектива, безболезненно прошедшего все 4 ступени развития  «Человек – главное чудо на свете»способного влиться и самостоятельно функционировать по окончании I школьной ступени в общешкольном коллективе школы.

  1. Формирование детского коллектива, эмоционально насыщенного общественно-полезной деятельностью на пользу и радость людям, способного эффективно использовать формы проведения КТД в конкретных условиях с конкретными детьми.

  1. Привлечение активного и инициативного детского коллектива – организатора всех КТД, имеющего образовательную и воспитательную силу по формированию ученического самоуправления в своём коллективе.

  1. Воспитание детского коллектива, каждый член которого считает себя достойным гражданином своего отечества, Республики, края, бережно хранящий традиции своего народа в контексте с его духовной культурой.

Риски в реализации программы и стратегии их устранения

Риски:

  • данная программа не заинтересует коллектив
  • родители будут против участия в программе;

Стратегии:

  • Cоздание оптимальных условий для раскрытия личностного потенциала каждого  ребёнка
  • Привлечение родителей к управлению воспитательным процессом в рамках класса
  • Создание условий для эффективного взаимодействия всех заинтересованных сторон
  • Формирование навыка планирования и анализа собственной деятельности (ученики)
  • Повышение психолого-педагогической компетентности взрослых (родителей, педагогов)
  • Развитие социальных навыков (все группы участников)

- чтобы ребёнок не терял веры в свои силы; - не стеснялся сомневаться;

- не чувствовал, что у него что-то не получается; - отстаивал своё мнение,

- чтобы ребёнок свободно размышлял вслух; чтобы думал, анализировал, доказывал, спорил.

Приложение № 1

        Диаграмма успешности учащихся                

3

В изучение уровня успешности обучающихся входят следующие критерии: любознательность, прилежание (отношение к учёбе), «Я и природа», «Я и школа», «Прекрасное в моей жизни»,  «Я по отношению к себе», трудолюбие(отношение к учёбе).

Вывод: рейтинг класса – 3,9 балла

                                                                                                             

  Приложение №2

Карта наблюдений

Критерии наблюдений

1 класс

2 класс

1

Учебная деятельность

проявляет интерес к знаниям

2

4

нежелание учиться

4

1

низкая успеваемость

4

1

затруднения в усвоении учебных программ

4

1

систематическая неуспеваемость по одному или нескольким предметам

2

1

2

Социальный статус

Положение в классе:

лидер

1

2

предпочитаемый

-

принимаемый

отвергаемый

-

противопоставление себя коллективу

1

-

дезорганизатор

-

-

Взаимоотношения со сверстниками:

уважительное

жестокое отношение со слабыми и младшими

-

-

пренебрежительное отношение со сверстниками

2

-

3

Взаимоотношения со взрослыми

С учителями:

конфликтный характер взаимоотношений с одним или несколькими учителями

-

-

грубость, хамство

-

-

бестактность

1

-

ложь

1

1

С родителями:

конфликтный характер

1

-

ложь

1

1

грубость, хамство

1

-

4

Проведение свободного времени

посещает секции, кружки

6

6

в основном проводит свободное время вне дома (с друзьями на улице)

6

6

проводит свободное время в игровых салонах

-

-

употребляет спиртные напитки

-

-

курит

-

-

Отношение к труду:

добросовестно относится к поручениям

6

6

отрицательное отношение к работе

-

-

невыполнение трудовых обязанностей в школе

-

-

неисполнение трудовых обязанностей дома

-

-

5

Поведение и поступки

                                                         

В школе

прогулы

1

-

нарушение школьной дисциплины

-

-

нецензурная брань

-

-

жаргонная речь

-

-

порча школьного имущества

-

-

срыв уроков

-

-

драки

-

-

В семье:

побеги из дома

-

-

невыполнение домашних обязанностей

-

-

непослушание

-

-

Противоправные поступки:

бродяжничество

-

-

попрошайничество

-

-

употребление наркотиков

-

-

кража

-

-

вымогательство

-

-

порча имущества

-

-

нанесение телесных повреждений

-

-


Выводы: Отношение к учёбе изменилось в лучшую сторону. В 3 классе стали серьёзнее готовить домашнее задание. Стали писать аккуратно. Взаимоотношение со сверстниками доброжелательное. В отношениях со взрослыми тактичны. С родителями не конфликтуют. Поручения стали выполнять более добросовестно и систематически  и дома, и в школе.

        

  Приложение №3

Диаграмма уровня воспитанности

В изучение уровня воспитанности  обучающихся входят следующие критерии: гуманность, вежливость, культура речи, трудолюбие, физическое воспитание, бережливость, честность, активность, любознательность, дисциплина.

Вывод: рейтинг класса – в 1 классе – 4,3 балла. Во 2 классе – 4,5 балла.

Приложение №4

Уровень активности учащихся во внеклассных мероприятиях

Вывод:  Во внеклассных мероприятиях коллектив класса  принимает активное участие –100%.

Приложение № 5

Схема наблюдения «Поведение детей  на уроках» (для классного руководителя).

Цель: отследить различные поведенческие проявления учащихся на уроках.

Время проведения: 1, 2, 3, 4 четверти.

Регистрация данных: каждый параметр заносится в соответствующую главу, если наблюдаются проявления, не вошедшие в список наблюдаемых, то данные заносятся в дополнительные комментарии.

Критерии оценивания: признак выражен слабо – наблюдаемый признак отсутствует или наблюдается 1-2 раза в течение всего времени; признак выражен сильно – данный признак наблюдается более чем 3 раза.

Обработка: анализируется особенности учащихся

Вывод: на основе зарегистрированных данных делается вывод об особенностях проявления поведения учащихся, об  их состояниях.

  1. *- признак выражен слабо, ** - признак выражен значительно

Двигательная активность

Признаки утомляемости

Низкая включенность в урок

Признаки тревожности

Низкий эмоциональный фон

Отвлекаемость, разговоры не

 по теме

Демонстративность

Повышенная эмоциональная  чувствительность

Примечания

*

*

*

*

*

*

*

**

        

Результат:

  • признаки, выраженные слабо: демонстративность, низкая включенность в урок, низкий эмоциональный фон, признаки утомляемости, признаки тревожности
  • признаки, выраженные значительно: повышенная эмоциональная чувствительность, двигательная активность,

Схема наблюдения   «Особенности поведения детей  во внеурочной деятельности (на переменах, прогулках, в столовой)» (для кл. руководителя).

Цель: зафиксировать особенности и различные поведенческие проявления учащихся в ходе общения и совместной деятельности, не связанной с уроком.

Время проведения: 1, 2, 3, 4 четверти.

Регистрация данных:  каждый параметр заносится в соответствующую главу, если наблюдаются проявления, не вошедшие в список наблюдаемых, то данные заносятся в дополнительные комментарии.

Критерии оценивания: признак выражен слабо – наблюдаемый признак отсутствует или наблюдается 1-2 раза в течение всего времени; признак выражен сильно – данный признак наблюдается более чем 3 раза

Обработка: анализируется особенности учащихся

Вывод: на основе зарегистрированных данных делается вывод об особенностях проявления поведения учащихся, о наличии сотрудничества.

  1. *- признак выражен слабо, ** - признак выражен значительно

Конфликтность

Признаки утомляемости

Старается быть в одиночестве

Признаки тревожности

Проявление эгоизма

Признаки несамостоятельности

Навязчивость

Демонстративность

Повышенная эмоциональная чувствительность

Примечания

*

**

**

**

*

**

*

*

**

Результат:

  • признаки, выраженные слабо: конфликтность, проявление эгоизма, навязчивость, демонстративность,  признак утомляемости, желание быть в одиночестве, признаки тревожности;
  • признаки, выраженные значительно:  признаки несамостоятельности, повышенная эмоциональная чувствительность.

Приложение № 6

Опросник  (для педагогов)

«Определение отношений детей в классе»

        

Цель: диагностика взаимоотношений детей в классе

Регистрация данных: данные заносятся в соответствующую графу.

Критерии оценивания: оценивается наличие и отсутствие признака в поведении детей.

Обработка: ответы «Да» (+) оцениваются в 1 балл, ответы «Нет» (-) – в 0 баллов.

Вывод: 7-10 баллов – у ребёнка серьезные трудности в общении, связанные с негативным отношением к другим детям; 4-6 баллов – трудности в общении обусловлены неумением устанавливать контакты со сверстниками, чаще всего из-за недостаточного опыта или неуверенности в себе; 1-3 балла – трудности в общении ситуативны и обусловлены некоторыми индивидуальными особенностями ребёнка, которые, как правило, корректируются под влиянием детского коллектива.

Инструкция: прочитайте внимательно данные утверждения относительно поведения ребёнка и отметьте, согласны вы с ним (+) или нет (-).

Утверждения

Да (+)

Нет ( - )

1.Старается устраниться от активного участия в играх.

2

4

2. Не проявляет дружелюбия и доброжелательности к другим детям.

0

6

3. Никогда не делится с другими детьми игрушками и сладостями.

0

6

4.Не оказывает помощь другим, даже если его об этом просят.

0

6

5.Соглашается на второстепенные роли, никогда не выказывает желание быть главным в игре.

2

4

6.У него нет друзей в школе и дома

0

6

7. Избегает общения с другими детьми

0

6

8. В игре всегда стремится получить значимую роль, если не получает, отказывается играть.

1

5

9. Не проявляет интереса к коллективным играм, как правило, играет один.

0

6

10.Часто жалуется взрослым, что его обижают другие дети.

2

4

Итого

        

Результат – 1 ученик, трудности в общении обусловлены неумением устанавливать контакты со сверстниками, чаще всего из-за недостаточного опыта или неуверенности в себе;  1 учеников - трудности в общении ситуативны и обусловлены некоторыми индивидуальными особенностями ребёнка, которые, как правило, корректируются под влиянием детского коллектива; 0 – умеют общаться со сверстниками,  взрослыми.

                                                                                                                          Приложение № 7

        Шпаргалка для взрослых,        

или правила работы с тревожными детьми.

Одной из форм нарушения течения нормальной жизни человека, даже ребёнка младшего школьного возраста. Является напряжённость, вызванная эмоциональным состоянием человека. Часто повышенная эмоциональная напряжённость сопровождается страхами, беспокойством. Опасениями и перерастает в устойчивое состояние тревожности. Тревожность может быть личностной и ситуативной..

Ситуативная тревожность – это обычное временное состояние, но оно может быть устойчивым, для конкретных ситуаций, порождаясь ими, она редко возникает в других ситуациях. Это могут быть ожидание опроса на уроке, проверочные и контрольные работы, беседы с педагогом или родителями, беседы с незнакомыми или неприятными людьми, от которых ребёнок может ожидать чего угодно.

Личностная тревожность становится чертой личности человека и отражается на его отрицательном (тревожном, беспокойном) отношении к любым жизненным ситуациям 

  1. Принимайте ребёнка таким, какой он есть.
  2. Исходить из интересов ребёнка.
  3. Не сравнивайте ребёнка с окружающими, проводите сравнение  только с ним самим  и его результатами.
  4. Избегайте состязания и каких-либо видов работ, учитывающих скорость.
  5. Научитесь улавливать вербальные и невербальные сигналы, свидетельствующие о его дискомфорте.
  6. Терпеливо объясняйте ребёнку смысл его деятельности, создавайте комфортную обстановку для обучения и общения.
  7. Избегайте переутомления ребёнка. Как можно чаще разговаривайте с ребёнком, анализируйте вместе  его психологическое  состояние и проигрывайте его поведение в различных ситуациях.
  8. Чаще используйте телесный контакт, упражнения на релаксацию.
  9. Способствуйте повышению самооценки ребёнка, чаще хвалите ребёнка и так, чтобы он знал, за что.
  10. Чаще обращайтесь к ребёнку по имени.
  11. Не предъявляйте к ребёнку завышенных требований.
  12. Старайтесь делать ребёнку как можно меньше замечаний.
  13.  Будьте последовательны в воспитании ребёнка.
  14. Демонстрируйте образцы уверенного поведения, будьте во всём примером ребёнку.
  15. Нацеливайте его на будущее, в соответствии сего возрастными особенностями.

                                                                                                                         

    Приложение № 8

Уровень удовлетворенности родителей общеобразовательным учреждением

№№ пп

Учебный год

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

1

2011-2012

57%        

29%        

14%

2

2012-2013

83%        

17%        

0%

3

4

Изучение удовлетворенности родителями организации воспитательного процесса и жинедеятельностью в школе

№№

Согласен

%

Трудно сказать

%

Не согласен

%

1

66

33

0

2

83

16

0

3

100

0

0

4

100

0

0

5

50

33

16

6

83

16

0

7

50

33

16

8

50

33

16

9

85

15

0

10

83

16

0

1.  Класс, в котором учится мой ребенок, можно назвать дружным.

2.  В среде своих одноклассников наш ребенок чувствует себя комфортно

3.  Мы испытываем чувство взаимопонимания в контактах с администрацией и учителями нашего ребенка.

4.  Учителя учитывают индивидуальные особенности нашего ребенка.

5.  В школе проводятся мероприятия которые полезны и интересны нашему ребенку.

6.  Учебное заведение способствует формированию достойного поведения нашего ребенка.

7.  Администрация и учителя создают условия для проявления и развития способностей нашего ребенка.

8.  Школа по настоящему готовит ребенка к самостоятельной жизни.

9.  В школе работают различные кружки, секции где может заниматься наш ребенок

10.Мой ребенок чувствует себя в данной школе комфортно

Приложение № 9

Методика «Исследование самооценки с помощью методики «Лесенка»        

Цель: изучение самооценки учащихся

Инструкция: «Если всех детей рассадить на этой лестнице, то на верхних 3 ступеньках окажутся хорошие дети - чем выше, тем лучше; на 3 самых низких ступеньках окажутся самые плохие дети – чем ниже, тем хуже; На средней ступеньке дети ни плохие, ни хорошие. На какую ступеньку ты поставишь себя? Обозначь кружочком. На какую бы ступеньку тебя поставила бы мама? Обозначь квадратиком.  На какой ступеньке тебе бы хотелось быть? Обозначь треугольником». Далее подобным образом заполняем ещё 7 лесенок. Используется стандартный набор характеристик: №1: хороший - плохой, №2: умный - глупый, №3: красивый - некрасивый, №4: я умею дружить - я не умею дружить, №5: сильный - слабый, №6: добрый – злой, №7: старательный – небрежный, №8: смелый - трусливый.

Обработка данных: оценивается местоположение на лестнице.

Вывод: зона 1-3 ступенек является зоной заниженной самооценки, 4-7 – зоной адекватной самооценки, 8-10 – завышенной.

Результат: завышенная самооценка – 1,  со стороны родителей –   2 заниженная, на уровне завышенных притязаний – 0.

Приложение № 10

Методика «Знаковый рисунок»

Цель: изучение самооценки учащихся и их взаимоотношений

Инструкция: «Нарисуй квадратиками детей своего класса и себя среди них обозначь кружочком. Назови его «Так есть». Рядом выполни ещё один рисунок и назови его «Я так хочу, и аналогично, только сначала нарисуй себя, а потом девочек и мальчиков».

 

Обработка данных: оценивается местоположение ребёнка по отношению к одноклассникам.

Вывод: в процессе беседы выясняется и оценивается, куда ребёнок отнёс себя.

Результат:  стремятся быть  лидером – 1 учеников.

Список использованной литературы

1.  Конвенция ООН «О правах ребенка»;

2.  Законы РФ «Об образовании», «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»;

3.  Законы РС(Я) «Об образовании», «Об учителе», «О правах ребенка» и т.д.;

4.  Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено);

5.  Методические рекомендации «Об организации деятельности классного руководителя в ОУ», «Об организации родительского всеобуча в ОУ», «О развитии дополнительного образования в ОУ», «О повышении воспитательного потенциала образовательного процесса в ОУ» и т.д.

  Теоретическая основа программы.

В основу программы положены идеи и мысли педагогов О.Газмана, Н.Е.Щурковой, В.А.Караковского.

 

Использованы технологии:

1.  Гуманно-личностная технология Шалва Александровича Амонашвили;

2. Культуровоспитывающая технология дифференцированного обучения Ирины Николаевны Закатовой;

3. Технология «Диалог культур» Владимира Соломоновича Библера

4. Республиканская программа «Сельская школа Чувашии»

5.  Спутник классного руководителя. Пособие для учителя.-М.: Просвещение,2008 г.

6.  Журналы «Классный руководитель».2009 - 2011 гг.

7.  Журнал «Сельская школа», № 3,4, 2002г.

8.  Рейгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Издательство «Дом. Бахрат – М», 2002г.

9. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога.  Издательство «Просвещение».

10.  Программа развития МБОУ «Шемалаковская основная общеобразовательная школа Яльчикского района Чувшской Республики»».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Эпир чăваш йăхěнчен

Тěллевěпе задачисем:

    Ачасене «Тăван çěр-шыв», «патшалăх», «патшалăх атрибучěсем» ăнлавсене тарăнрах уçăмлама пулăшасси;

   Тăван ене, тăван çěр шыва, чăваш халăхěн культурине хисеплеме, юратма, упрама вěрентесси;

 Ачасен тавра курăмне, кăмăл-сипет туйăмěсене аталантарасси

Ырă кун пултăр хаклă ачасем!

- Ачасем, пирěн мěнле çулталăк? ( культура çулталăкě)

Çак уява эпир культура çулталăкне халалăпăр.

 Тěнче аслă, сарлака пуян. Мěн тěрлě кăна çěр-шыв çук пулě Çěр чăмăрě çинче?! Ăсчахсем палăртнă тăрăх, пирěн планетăра 3 пин тěрлě халăх пурăнать, вěсем 5 пине яхăн чěлхепе каçаçаççě. Ачасем, калăр тархасшăн, мěнле чěлхе анлă сарăлнă?

Чи анлă сарăлнă чěлхе-китай чěлхи, унпа 1 миллиард çын калаçать, акăлчанла- 350 млн., вырăсла- 150 млн., чăвашла -2 млн.

Пирěншěн чи хаклă, чи юратнă,чи çывăх чěлхе- чăваш чěлхи. Эпир чăваш енре чăвашла калаçса пурăнатпăр. Тăван çěр шыв анне пекех пěрре. Ăна суйлама та, сутăн илме те çук. Кашни çыншăнах ашшě- амăш чěлхи, тăван халăх историйě, йăли-йěрки,юрри-ташши, юмах-халапě хаклă.

Чěлхе халăх пурлăхěн тěкěрě кăна мар,ěмěрсем хушши пухăнса пынă пěлÿлěхěн иксěлми çăл куçě те. Çак çăл куçěнчен эпир мěн ачаранах тумламăн-тумламăн вăй илсе ÿсетпěр. Аннен кăкăрěн сěчěпе пěрле унăн ачаш та лăпкă сасси пирěн хăлхана сăпка юррине илсе çитернě. Тăван сасăран, тăван чěлхерен пирěн ăс-тăн  аталанма пуçланă.

-Кам-ши ку? ( И.Я.Яковлев)

Иван Яковлевич ячě чăваш халăхěшěн яланах хисеплě те чыслă çын. Унăн чапě чăваш халăхěсем хушшинче паянхи кун та иксěлмест. Чăвашсен çěнě çырулăхне йěркелени, кěнекесем пичетлеме пуçлани,чăваш ачисем вали шкулсем  уçни халăх кун-çулěнче питех те пысăк пěлтерěшлě.

- Сире асăнмалăх Иван Яковлевич халалне парса хăваратăп.

- Эпир сирěнпе икě ушкăна уйрăлăпăр. Хамăрăн чěлхен, Чăваш Республикине мěнле пěлнине тěрěслěпěр.

1. Пирěн тăван ен- Чăваш Республики. Вăл Россия Федерацине кěрет. Пирěн республика 1920 çулта йěркеленнě. Кашни патшалăхăн хăйěн символěсем пур. Вěсем патшалăх суверенитетне палăртаççě. Чăваш Республикин патшалăх символěсене республикăн Аслă Канашě 1992 çулхи апрелěн 29-мěшěнче çирěплетнě. Мěнле символсем вěсем

(Герб, ялав, гимн)

1 ушкăн

 2 ушкăн

Эпир пурăнакан республикăн чăвашла тата вырăсла ячě.

(Чăваш Республики-Чувшская Республика)

Чăваш республикин тěп хули,  унăн чăвашла тата вырăсла ячě.

(Чебоксары- Шупашкар)

Чăваш республикин пěрремěш президенчě

(Николай Васильевич Фёдоров)

Чăваш республикин пуçлăхě

(Михаил Васильевич Игнатьев)

Чăваш Республикин Патшалăх гимнěн сăмахěсен авторě

(Сăвви И. Тукташăн)

Чăваш Республикин Патшалăх гимнěн кěввин авторě

(кěвви Г. Лебедевăн)

Чăвашсен çěнě çырулăхне, алфавитне,букварьне йěркеленě çын

( Иван Яковлевич Яковлев)

Чăвш çěрěнче шкулсене уçма пулăшнă Чěмпěр вырăсě.

(Илья Николаевич Ульянов)

2.-Мěн тери илемлě, янăравлă, çепěç пирěн тăван чěлхе. Ачасем сире чăваш чěлхи çинчен кластер тума ыйтатăп

(çепěç, янăравлă, хитре, йăваш, илемлě, кěвěллě)

3. Ваттисен сăмахěсем.

Ăçта кăна ан çит, тăван çěршыва асра тыт.

Тăван çěршывра хěвел та  ăшăрах.

Тăван кěтес хăй патнех   туртать.

Тăван  йăваран хакли нимěн те çук.

Вăййа хакласси, çěнтерÿçěсене палăртасси

Пěтěмлету

Пирěн тăван чěлхе сěм авалхи чěлхесенчен пěри шутланать. Тăван чěлхепе тěрěс калаçасси, çырасси- çыннăн культура шайě. Тăван чěлхене упрар, ăна  усме пулăшар. Тăван чěлхе пуянлăхěшěн, тасалăхěпе илемěшěн унăн пуласлăхěшěн пурте пěрле тăрăшар.

Чăвашра вăрман та чăвашла кашлать,

Шăпчăк та юрлать кунта, ав, чăвашла

Сассăм пин чěлхеллě халăх хушшинче

Янăрать сăпайлăн, уççăн чăвашла