Дистанционное обучение

 

Дорогие ребята!

Дистанционное обучение позволит вам выполнять задания в удобное для вас время.

Если вы испытываете трудности при выполнении заданий, вы можете дополнительно проработать материал учебника, воспользоваться справочниками или получить консультацию учителя по  e-mail: galina.shray@mail.ru.

На этот адрес посылаются выполненные вами задания.

В связи с отменой занятий в школе из-за низкой температуры предлагаю вам выполнить самостоятельно следующие задания:

  • по русскому языку — написать реферат по теме «Из истории числительных» ( в качестве приложения можно создать мультимедийную презентацию);
  • по литературе — прочитать рассказы А.П. Чехова « Смерть чиновника», «Пересолил» и ответить на вопросы учебника; написать эссе (на выбор) «Маленький человек» в рассказе «Смерть чиновника»; «Две встречи в рассказе «Толстый и тонкий».

Для повторения, закрепления материала и успешного выполнения контрольной работы по русскому языку по теме «Числительные» выполнить тесты № 41-47.  Выполненные вами задания cохраняются в формате Word, документу дается имя, например, Комарова Влада_тест № 41.doc. Выполненные задания прислать до 17 февраля.

Для повторения, закрепления материала и успешного выполнения контрольной работы по русскому языку по теме «Местоимения» рекомендуется выполнение заданий "Местоимение как часть речи" и "Личные местоимения".

О дате высылки материалов будет сообщено дополнительно:

Для того, чтобы обобщить свои знания по русскому языку и проконтролировать степень их усвоения вы можете пройти тестирование в режиме on-line  по следующим темам:

Для подготовки к олимпиаде по русскому языку можно воспользоваться материалами сайта: http://peressa2009.narod2.ru/olimpiadi_po_russkomu_yaziku/

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тест № 43. Разряды количественных числительных. Числительные, обозначающие целые числа.

 

1. Количественные имена числительные могут быть:

1) целыми;

2) дробными:

3) собирательными.

2. Имя числительное  один изменяется по:

1) родам;

2) числам;

3) падежам.

3. Имя числительное  два изменяется по:

1) родам;

2) числам;

3) падежам.

4. Имена числительные от11 до19 склоняются как существитель-ные:

1) 1-го склонения

2) 2-го склонения

3) 3-го склонения

5. У числительных 40,90,100;

1) одна форма;

2) две формы;

3) три формы.

6. Допущена ошибка в написании:

1) пятистами; 

2) двумстам;

3) пятидесяти.

Тест № 44. Дробные числительные

1. Дробными являются числительные:

1) полторы;

2) две седьмых;

3) двое.

2. При склонении дробных числительных изменяется:

1) первая часть;

2) вторая часть;

3) каждая часть.

3. Если дробное числительное обо-значает количество, то существительное при нём ставится в:

1) дательном падеже;

2) родительном падеже;

3) винительном падеже.

4. Допущена ошибка в написании числительного:

1) разделить на две целых семь десятых;

2) отнять от двадцать целых пятнадцать сотых;

3) прибавить к семи целых трём четвёртым.

5. Допущена ошибка в форме имени существительного:

1) к полутора килограмм яблок;

2) без ноля целых пяти десятых килограммов яблок;

2) к двенадцати килограммам яблок.

6. Допущена ошибка в написании числительного:

1) двумста шестидесяти пяти гектарам;

2) пятьсот двадцать пять человек;

3) пятидесятые девятью страницами.

Тест № 45. Собирательные числительные

1. Собирательные числительные обозначают:

1) порядок предметов при счёте;

2) количество предметов;

3) несколько предметов как одно целое.

2. Собирательные числительные сочетаются с:

1) именами существительными, обозначающими детёнышей животных;

2) именами существительными, обозначающими лиц женского пола;

3) именами существительными, обозначающими лиц мужского пола.

3. Допущена ошибка в выборе имени числительного:

1) три жеребёнка;

2) трое медвежат;

3) трое учениц.

4. Собирательное числительное в косвенных падежах имеет такие же окончания, как и :

1) прилагательное в ед.числе;

2) прилагательное во мн.числе;

3) существительные во мн.числе.

5. Допущена ошибка в форме имени числительного:

1) четверыми (Р.п.);

2) девятерыми (Д.п.);

3) пятерых (П.п.).

6. Допущена ошибка в выборе имени числительного:

1) обеим девочкам;

2) обоим девочкам;

3) двоим девочкам.

 

Тест № 46. Порядковые числительные.

1. Порядковые числительные обозначают:

1) признак предмета;

2) количество предметов;

3) порядок предметов при счёте.

2. Порядковые числительные изменяются по:

1) падежам;

2) числам;

3) родам.

3. В составных порядковых числительных изменяется:

1) первое слово;

2) последнее слово;

3) каждое слово.

4. При указании даты после порядкового числительного название месяца ставится в:

1) винительном падеже;

2) родительном падеже;

3) именительном падеже.

5. Пропущена буква О в окончании числительного:

1) после пят..й попытки;

2) на четвёрт..м этаже;

3) над шест..м окном.

6. Допущена ошибка в написании числительного:

1) в тысяче девятисот первом году;

2) на сто первом этаже;

3) одной тысяче двадцати четвёртого посетителя.

7. Допущена ошибка в выборе формы существительного:

1) до тридцать первого декабря;

2) к четырнадцатому июню;

3) перед двадцать пятым октябрём.



Предварительный просмотр:

Задание: Выполните по одному заданию каждого уровня сложности (на выбор).

Личные местоимения

(высокий уровень)

Употребление личных местоимений. Употребления местоимения «Я»

Задание 1


1. Прочитайте текст. Какое местоимение слишком часто повторяется? Как автор высмеивает героя, который любит «якать», выпячивать себя? В каких предложениях можно без ущерба для смысла опустить это местоимение? Запишите текст в исправленном виде. 2. Составьте схему одного из предложений с прямой речью.


    Вот я вам сейчас расскажу, как это всё было.

    Сижу я дома и делаю уроки. Я учусь во вторую смену, и уроки я  всегда делаю утром. Сижу я и решаю задачу.

     Только я начал писать, вдруг звонок. А кроме меня, в квартире никого нет. Я подхожу к дверям и спрашиваю: «Кто там?» И вдруг я слышу голос: «Это я, Витя, открой».

      Ну, думаю я, теперь всё, пропал я. Это пришёл наш управдом. Кто-то ему, наверно, про вчерашний случай рассказал! Как мы стевло в котельной мячом разбили. Вообще это не мы разбили, это я разбил, но я говорю «мы», потому что папа всегда говорит : «Витя, только от тебя и слышишь – «я», «я», «я», а кроме «я», есть ещё и «мы».

                                                                                                                    (По Б. Ласкину)

Задание 2

Задание 3

1. Спишите, выделите личные местоимения. Объясните, почему для указания на одного и того же человека употребляются разные местоимения.

2. Постройте схему диалога.


    Ребята отправились в лес за грибами. В роще все разбрелись в разные стороны. Вдруг раздался

радостный возглас Серёжи:

- Я нашёл!

- Что ты нашёл? – отозвался Гена. Серёжа протянул большой белый гриб.

- Как он быстро отыскал боровик, - сказала о Серёже Катя.

1.Спишите. Подчеркните личные местоимения. Определите их грамматическую форму и роль в предложении. 2. Графически объясните орфо-граммы на месте пропусков.


1. Ласточка в..сною в сени к нам л..тит. Дам тебе я зёрен, а ты песню спой…

2. Я пришёл к тебе с приветом, рассказать, что со(?)нце встало, что оно горячим светом по листам затр..петало…

3. …В избушке распевая, дева прядёт, и, зимних друг ночей, тр..щит лучинка перед ней.

4. И уж так-то в..рона довольна, что весна, и дышать её привольно.

Задание 4

Задание 5

Составьте с каждым словосочетанием предложе-ния. Определите разряд местоимений, лицо, число, падеж.


     Вспоминать обо мне, распрощаться с тобой, помириться со мной, привыкнуть к нам, тренироваться с ним, торопиться ко мне, беспокоиться о вас, думать о нём, рассказывать про них, остановиться у меня.

 

 Запишите, раскрывая скобки и расставляя недостающие знаки препинания. Укажите падеж личных местоимений.


1. У (она) кое-где провалилась крыша, стены осыпались и совы заводили в (она) по ночам свои зловещие песни.

2. С того вечера и замок и Януш явились передо (я) в новом свете.

3. Всякий раз, когда  начинал играть с (она) по-своему шумно и резво, старая нянька быстро схватывала мою Соню и уносила к себе.

Задание 6

Задание 7


1. Устраните недочёты. Запишите предложения в исправленном виде. 2. Какую орфограмму помогает объяснить морфемный разбор слова «расширял»?


 1. Каштанка услыхала своё имя и побежала за хозяином.

2. Алёша любил книги, они стали своими лучшими друзьями.

3. С детских лет И.А.Крылов очень любил книги, всю жизнь учился, расширял круг своих знаний. Упорно и прилежно работал он над его баснями.


1. Составьте текст по данному началу. Подчеркни-те местоимения, которые обозначают не определённое лицо, а вообще любого человека.

2. Определите спряжение, лицо и число глаголов в записанных вами предложениях.

   

 Любишь ли ты книги? Вот ты входишь в читальный зал библиотеки…

Задание 8      

  Редактирование текста


Прочитайте текст и найдите в нём неоправданные лексические повторы. Устраните их. Вы получили отрывок из рассказа А.И.Куприна «Слон». Спишите текст в отредактированном виде, расставляя пропущенные запятые. Подчеркните слова, которые обеспечивают связь предложений. Какой частью речи они являются? Определите вид связи.


         Маленькая девоч(?)ка нездорова. Каждый день к маленькой девоч(?)ке ход..т доктор Михаил Петрович которого маленькая девоч(?)ка зна..т уж д..вным-д..вно. А иногда Михаил Петрович пр..водит ещё двух докторов, (не)знакомых. (Не)знакомые доктора перев..рачивают девоч(?)ку на спину и на ж..вот слушают что-то оттягивают вниз глазные веки и смотр..т. При этом доктора как-то важно посапывают лица у докторов строгие и говорят доктора (между) собой на (не)понятном языке.

Личные местоимения

(средний  уровень)

Задание 1

1. Спишите. Определите падеж выделенных личных местоимений. Поставьте к ним падежные вопросы и подчеркните эти местоимения как члены предложения. 2. Выделите корень в местоимении «меня-мне». Правильно ли вы произносите эти формы местоимений.?

Меня ещё там нет,

а мне печётся хлеб,

и вот он вынут из огня,

чтоб накормить меня.

и кто-то мне газеты шлёт,

и кто-то мне одежду шьёт,

и кто-то учит роль

и для меня волнуется,

И где-то кто-то учится,

как успокоить боль,

 чтоб мне её не знать!

И потому б..ру тетрадь

И, что-то нап..вая,

ст..хи пишу тому,

кого ещё не знаю.


                                              (Э. Мошковская)

Задание 2

Задание 3


1. Запишите словосочетания, заменяя вопросы местоимениями 3-го лица. 2. Используя 2-3 слово-сочетания, составьте предложения так, чтобы было ясно, о ком или о чём идёт речь.


       Впечатления (о ком?), интерес (к чему?), интересоваться (чем?), рад (кому?), радоваться (за кого?), восторгаться (чем?), беспокоиться (о чём?), сопротивляться (чему?), бороться (с чем?), стремиться (к чему?).

 


1. Запишите, вставляя на месте пропусков личные местоимения. Как проверить, местоимение единственного или мносоед..ниться топографы.жественного числа нужно употребить? 2. Укажите начальную форму использованных личных местоимений.


1. Группа пробиралась через болота и леса.

 В условленном месте с … должны были соед..ниться топографы.

2.Класс работает слаженно. С … интересно работать.

3. Молодёжь у нас в театре творческая.   …посто-янно находится в поисках новых тем и их сценических разработок.

 

Задание 4

Задание 5


Спишите, раскрывая скобки. Укажите падеж лич-ных местоимений. Составьте предложение с одно-родными членами.


     Говорить обо (я), подойти ко (я), заниматься со (я); ответить (ты), тосковать по (ты), поссориться с (ты), увидеть (ты); стоять перед (он), гостить у (он), написать (он); Думать о (она), побывать у (она), любить (она); приехать к (мы), постоять рядом с (мы), написать о (мы); увидеться с (вы); заботиться о (они), встречаться с (они), стремиться к (он).


Определите падежи личных местоимений. Подберите синоним к прилагательному «зелёный». Раскройте многозначность слова.


1. Познакомишься со мной и увидишь шар земной: покажу тебе все страны и моря и океаны.

2. Все его любят, а поглядят на него, так каждый морщится.

3.Две палочки при мне, а сам я на ремне, по мне ребята бьют, когда в поход идут.

4. Ты за ней, она от тебя, ты от неё, она за тобой.

5. Кафтан на мне зелёный, в сердце, как кумач, на вкус, как сахар, сладок, а сам похож на мяч.

Задание 6


1. Прочитайте текст, заменяя местоимения 1-го лица подходящими по смыслу именами существительными и местоимениями 3-го лица. Перескажите текст от лица Алёши Пешкова.

2. На какие две основные части можно разбить отрывок? В какой части рассказа преимущественно используются глаголы совершенного вида, а в какой – несовершенного вида? Почему?

3. Определите выделенные местоимения как члены предложения.

(На 2-й и 3-1 вопросы дайте письменный ответ, чтобы получился рассказ на грамматическую тему)


       Почти каждый день на дворе, от полудня до вечера, играли трое мальчиков, одинаково одетые в серые курточки и штаны, в одинаковых шапочках, круглолицые, сероглазые, похожие друг на друга до того, что я различал их только по росту. Я наблюдал за ними из щели забора, они не замечали меня, а мне хотелось, чтобы заметили. Они никогда не ругались друг с другом, не обманывали один другого, и все трое были очень ловки, сильны, неутомимы. Однажды я влез на дерево и свистнул им, - они остановились там, где их застал свист, потом сошлись не торопясь и, поглядывая на меня, стали о чём-то тихонько совещаться. Я подумал, что они станут швырять в меня камнями, спустился на землю, набрал камней в карманы, за пазуху и снова влез на дерево, но они уже играли далеко от меня в углу двора и, видно, забыли обо мне. Это было грустно, однако мне не хотелось начать войну первому, а вскоре кто-то крикнул в форточку окна.

- Дети, марш домой!

Они пошли не торопясь и покорно, точно гуси.

       

Личные местоимения

(низкий   уровень)

Задание 1

Задание 2


1. Подумайте, какое местоимение будет употреблять говорящий для обозначения самого себя? для обозначения собеседника? для обозна-чения человека, не участвующего в разговоре? Письменно ответьте на эти вопросы. Запишите предложения.


лицо

ед. число

мн.число

1-е

я

мы

2-е

ты

вы

3-е

он, она, оно

они







1. Найдите в тексте личные местоимения. Какие имена существительные заменены этими местои-мениями? Подчеркните местоимения как члены предложения.


Отец и сыновья.

     Отец приказал сыновьям, чтобы они жили в согласии; они не слушались. Вот он велел принесть веник и говорит:

      «Сломайте!»

      Сколько они ни бились, не смогли сломать. Тогда отец развязал веник и велел ломать по одному пруту.

       Они легко переломили прутья поодиночке.

       Отец и говорит:

       «Так-то и вы: если в согласии жить будете, никто вас не одолеет; а если будете ссориться, да всё врозь – вас всякий легко погубит».

     (Л.Н.Толстой)

Задание 3

Задание 4


Составьте таблицу «Местоимения 3-го лица с предлогами», употребив данные ниже предлоги:

Без, до, возле, из-за, у, от, к, под, перед, над, между, при, о.


предлог

падеж

примеры

для

Р.п.

для него, для неё, для них



К данным глаголам допишите личные местоимения 1-го и 3-го лица.


Беседовать (о ком?) …  ; скучать (без кого?) …  ; сговариваться (с кем?) …  ; обидеться (на кого?)…; присматриваться (к кому?)…  ; прийти (за кем?)…;

Радоваться (за кого?)… ; тосковать (по кому?)… ;

Ссориться (из-за кого?)…  .  



Предварительный просмотр:

Задание: Выполните по одному заданию каждого уровня сложности (на выбор).

Местоимение как часть речи

(высокий уровень)

Задание 1

Распознавание роли местоимения в предложении.

Задание 3

Умение исправлять речевые недочёты


1. Спишите. Поставьте вопросы к выделенным местоимениям. Какими членами предложения они являются? 2. Определите падеж местоимений. Подчеркните выделенные местоимения как члены предложения.

 

Я услыхал сегодня первый гром –

Он в полдень пр..гремел из тучки малой;

А через час цв..ток гвоздики алой

Уж ра..пустился в цв..тнике моём

Ивесело кивал мне головою,

Обрызганный весь влагой дождевою.

                                            (А.Голенищев-Кутузов)


1. Спишите, устраните недочёты в употреблении местоимений.


1. Когда Дубровский убил медведя, Троекуров не обиделся, а велел содрать с него шкуру.

2. Мишутка прижимался к тёплой шее коня, ему было страшно в степи.

3. Вдруг Оля увидела в лучах прожектора маленькую девочку, она стояла как вкопанная.

4.Рано утром я пошёл в ихний сарай, где лежали ихние и наши дрова.

5. Охотник снял колпачок с головы беркута и подбросил его в воздух.

Задание 2

Умение ставить вопросы к местоимениям

Задание 4

Умение рассуждать


1. Выпишите словосочетания с местоимениями и сочетание сказуемого с местоимением-подлежа-щим. Поставьте к местоимениям вопросы и

определите их падеж.  2. Найдите предложение с обращением. Охарактеризуйте его по цели высказывания.


Прощай, скворец,

                          Мой славный друг,

Вернись ео мне назад!

                           Когда услышу подо льдом

Стеклянный звон ручья,

Я подновлю твой прежний дом

И стану ждать тебя.

                                              (Р.Галинская)


 Дайте письменный ответ на вопросы:

Почему при использовании в речи местоимений надо особенно внимательно контролировать себя?

При каких условиях возникает неясность, двусмысленность высказываний?

Местоимение как часть речи

(средний  уровень)

Задание 1

Правописание местоимений с предлогами

Задание 3

Умение исправлять речевые недочёты


1. Составьте текст по данным ниже словам. Подчеркните местоимения и словосочетания с местоимениями, которые служат для связи отдельных частей текста.


       Я вышел (вышла) на балкон (на улицу, во двор, в поле и т.д.), и вот что я увидел (увидела). (Передо) мной…   . Справа (от) меня …   . Слева (от) меня …   . (Надо) мной …   . (Подо) мной …   .


 Найдите и устраните ошибки в употреблении местоимений.


1. Вдалеке виден лес и между ними ещё не вспаханное поле.

2. Около речки очень много норок ужей. Я их видела.

3. Лето я провёл в деревне. Там мы играли, загорали.



Задание 2

Распознавание роли местоимения в предложении.


1. Спишите текст. Вставьте пропущенные буквы. Найдите местоимения и определите, какими членами предложения они являются. 2 Разберите последнее предложение по членам предложения.


      В ранн..м возр..сте он был мал, слаб. Но года через два набрался жизне(н, нн)ых сил.

      Шёл в рост наш друг быстро. С некоторых пор он стал заглядывать по вечерам в моё окно. Думал, наверное, что никого нет дома.

       К осен..  он  вым..хал ещё на два метра с лишним. И теперь смело смотр..т в окно нашего четвёртого этажа…

        Наш друг – тополь.

                                                 (По О. Карышеву)    

   

Местоимение как часть речи

(низкий  уровень)

Задание 1. Распознавание местоимений в речи.

Кроме местоимения «Я», найдите другие местоимения. Подчеркните их как члены предложения. Определите падеж.

Найдите предложение, соответствующее схеме:

{ дополнение    подлежащее   -   сказуемое}!

МОЯ ГРАММАТИКА

Я талантлив от рождения!

Не дурак и не простак!

И моё местоимение

Все вокруг склоняют так.

Перво-наперво решительно

Скажет вам моя семья,

Что, конечно,

             Именительный –

Это Я и только Я!

Мать склонилась умилительно,

А за ней и вся родня.

И не зря. Падеж

             Родительный

Для кого? А для МЕНЯ;

Все заботятся старательно

И заслужено вполне

И дают подарки.

                   Дательный –

Это значит – только МНЕ!

Не смотрите подозрительно,

У меня родня – броня!

И запомните:

                   Винительный

Не касается МЕНЯ!

Жизнь легка и упоительна

За родительской спиной!..

Нет, друзья, подеж

                   Творительный

Сотворён совсем не МНОЙ!

Ждёте, видимо,

                   Предложного?

Новых данных обо МНЕ?

Не просите невозможного,

Хватит с вас и так вполне.


                                (М.Раскатов)