Классики зарубежной педагогики

Филиппова Мария Владимировна

Ян Амос Коменский (1592 - 1670) 

Ян Амос Коменский - великий педагог, демократ, гуманист, самоотверженный борец за мир между людьми. Свою педагогику построил на основе прогрессивных сенсуалистических взглядов, демократических устремлений, передового педагогического опыта его времени. По мнению я.а.Коменского, улучшение мира возможно лишь путем равного для всех детей обоего пола образования и воспитания, вооружения подрастающего поколения реальными знаниями с помощью методов, облегчающих учение и делающих его радостным. В трудах педагога была впервые представлена развернутая система обучения от рождения до зрелости, заложены основы педагогики как самостоятельной области знаний. Фундаментальный труд ученого «Великая дидактика» содержит в себе дидактические принципы, до сих пор не утратившие своего значения. «Мир чувственных вещей в картинках» - первый в истории труд, посвященный дошкольному воспитанию, положивший начало самостоятельной разработке специфических проблем педагогики дошкольного детства. Руководство по воспитанию детей до школы – «Материнская школа» - это тщательно разработанная программа, методика воспитания и обучения маленьких детей.

Выдержки из глав книги «Материнская школа»:

Глава I. Так как дети являются драгоценнейшим даром божиим и ни с чем не сравнимым сокровищем, то к ним нужно относиться с величайшей заботливостью.

Для родителей дети должны быть милее и дороже, чем золото и серебро, жемчуг и драгоценные камни. Золото и серебро происходят из земного праха, дети – из самой нашей сущности. Следовательно, они часть нашей сущности, и их следует нам любить не меньше, чем самих себя. Серебро, золото, драгоценные камни не могут научить нас ничему иному, чему учат других творения, а именно – божественной мудрости, могуществу, благости. А дети нам даются как зерцало скромности,приветливости, доброты, согласия.

Глава II. Для каких целей бог дает детей и к чему следует стремиться при их воспитании.

Люди приучают собаку к охоте, коня к верховой езде и к перевозке тяжестей, потому что они созданы для таких целей и их нельзя приспособить для других целей. Человек – более высокое создание, чем все эти животные- должен быть приведен к самым высоким целям, чтобы своими добродетелями как можно более соответствовать богу, образ которого он носит. Родители недостаточно выполняют свой долг, если научают своих детей есть, пить, ходить, говорить,, украшаться одеждой, ибо все это служит только для тела, которое не есть человек, а служит хижиной для человека. Хозяин этой хижины (разумная душа) обитает внутри; о нем следует заботиться больше, чем о внешней этой оболочке… Есть две стороны истинной небесной мудрости (к которой человек должен стремиться и которую у него должно развивать). Первая – ясное, истинное познание бога и всех его чудных дел. Вторая – умение осторожно и разумно управлять самим собой и всеми внешними и внутренними своими действиями, касающимися настоящей и будущей жизни. Должна быть твердо установлена троякая цель воспитания: 1. Вера и благочестие. 2. Добрые нравы. 3. Знание языков и наук. И все это именно в том порядке, в котором предлагается здесь, а не наоборот. У кого в своем доме дети предаются этим трем упражнениям, у того – рай, где сеются, орошаются, зеленеют и цветут небесные растения…

Глава III. Юношество неизбежно нуждается в воспитании и в правильном обучении.

Никто не должен думать, что юношество само по себе и без усиленного труда может быть воспитано. Если материал для деревянной статуи необходимо срубить, расколоть, обскоблить, вырезать, отполировать..мало того, если сам человек нуждается в упражнениях, чтобы привыкнуть к еде, питью, беганию, к работе, - каким же образом может достаться обладание более высокими и более удаленными от внешних чувств качествами веры, добродетели мудрости и знания?..Именно поэтому бог возложил на родителей обязанность с величайшей старательностью внедрять в самый нежный ум и искусно внушать ему относящееся к познанию бога…

Глава IV. В каких занятиях постепенно должны упражняться дети с самого рождения, чтобы на шестом году своей жизни они оказались усвоившими эти упражнения.

Что касается нравов и добрых качеств, то дети должны отличаться следующими:

Умеренностью  - не переполняться пищей и питьем сверх необходимости;

Опрятностью  - соблюдать правила приличия при еде, в одежде и в попечении о теле;

Почтительностью к старшим – относиться с уважением к их действиям, словам, взглядам;

Предупредительностью – по знаку и слову старших готовы были немедленно выполнить все;

Говорить правду – по учению Христа: что есть – то есть, чего нет – того нет;

Справедливостью – чтобы ничего чужого не брали, не прятали, не причиняли кому-либо вреда;

Благотворительностью – были приятными для других, были щедрыми, а не скупыми и не завистливыми.

Приучать к труду – чтобы избегали ленивого досуга;

Не только говорить, но и молчать, где это необходимо: во время молитвы или когда говорят другие;

Приучать к терпению – чтобы не думали, что все должно являться к ним по их мановению, с раннего возраста постепенно должны приучаться обуздывать страсти;

Приучать к деликатности и готовности служить страшим;

Приучать к изяществу манер – чтобы умели приветствовать, благодарить за одолжение;

Держать себя с достоинством, во всем вести себя сдержанно и скромно;

Что касается свободных искусств - мы учимся одно – знать, другое – делать.третье – говорить.

Глава V. Каким образом должно развивать у детей здоровье и силу.

Первая забота родителей – оберегать здоровье детей. За здоровьем детей нужно следить с чрезвычайной тщательностью. Будет также полезным соблюдать упорядоченный образ жизни: несколько раз в день нужно ребенку ложиться спать и снова вставать, несколько раз кормить и развлекать игрой, так как это весьма полезно для здоровья и является основой порядка в будущем. И так как наша жизнь – огонь, а огонь немедленно гаснет, если не будет иметь притока воздуха и постоянного движения, то дети, по необходимости, должны иметь свои ежедневные упражнения и движения…Чем больше ребенок бегает, играет, тем лучше он спит, тем он становится сильным физически и духовно.

Глава VI. Каким образом нужно упражнять детей в нравственности и добродетелях.

Молодые деревца легче заставить расти так или иначе, чем взрослое дерево, таким же образом гораздо скорее можно направлять ко всему доброму юношество в первые годы его жизни, чем впоследствии, пользуясь только научными средствами. Они следующие:

Постоянный образец добродетелей.

Своевременное и разумное наставление и упражнение.

Умеренная дисциплина.

Первое место должны занимать умеренность и воздержание, так как это основа здоровья и жизни и мать всех добродетелей.

Дети легко привыкнут почитать старших, если узнают, что старшие очень о них заботятся и внимательны к ним.

Благоразумно уже с нежного возраста не оставлять человека праздным, но постоянно занимать его трудами.

Качество терпения даже ребенок может отчасти приобрести, если не будет излишней изнеженности и чрезмерной снисходительности.

Глава VII. Как долго следует держать детей в материнской школе.

Как маленькие растения, выросшие из своих семян, пересаживают в огород, чтобы они лучше росли и приносили плоды, так и детей, воспитанных под покровом матери, укрепившихся умственно и физически, для лучшего роста нужно передавать на попечение учителей. Детей ранее шестилетнего возраста  я не советовал бы передавать преподавателям. Однако не следует понимать безусловно, как будто переход в школу непременно должен происходить только после исполнения шести лет. Сообразно со способностями ребенка, этот срок можно и продлить.

Глава VIII. Каким образом родители должны готовить своих детей к школе.

Во-первых, когда приближается время посылать детей в школу, разумные родители будут ободрять детей, точно наступает ярмарка или собирание винограда. Хорошо будет также разъяснить детям, какое это прекрасное дело посещать школу и учиться. Кроме того, родители должны будут внедрять детям любовь и доверие к будущим преподавателям. Родители должны устранить у детей всякий страх перед школой. Иногда нужно любовно упоминать об учителе, расхваливая его ученость и мудрость.

Джон Локк (1632 – 1704)

Джон Локк– выдающийся английский философ и просветитель, основоположник материалистического сенсуализма. В своем главном труде «Опыт о человеческом разуме» Локк подверг критике теорию «врожденных» идей, разработал учение о происхождении знаний из чувственного опыта. Душу новорожденного сравнивал с «чистой доской», которая заполняется представлениями, принципами в результате воздействия окружающего мира на органы внешних чувств. Джон Локк резко выступал против подавления личности, зубрежки, настаивал на сообщении детям реальных знаний. На первый план выдвинул вопросы физического воспитания, телесного и духовного закаливания детей с малых лет, подготовки их к жизни. Опровергнув врожденность морали, подчеркнув необходимость воспитания навыков поведения, привычек на основе положительных примеров и путем упражнений. Считал, что все люди наделены разумом и способностями, разница между ними зависит от условий жизни и воспитания. Но вместе с этим разграничивал воспитание детей трудящихся и буржуазии.

Мысли о воспитании.

Физическое здоровье. Первое, о чем следует заботиться, - это чтобы дети, ни зимою, ни летом, не одевались и не прикрывались слишком тепло. Только привычка закаляет тело и делает его более выносливым к холоду. Также советовал бы ежедневно обмывать ноги холодной водой, а обувь делать настолько тонкой, чтобы она промокала и пропускала воду, когда случиться ступать в нее.

Воздух.Очень полезно проводить много времени на открытом воздухе.

Одежда. Платье вашего ребенка не должно делаться слишком тесным в груди, особенно в груди. Предоставим природе возможность формировать тело, как она считает лучшим.

Пища. Что касается пищи, то она должна быть совсем обыкновенной и простой, я бы советовал до трехлетнего возраста вовсе не давать ребенку мяса.

Сон. Из всего того, что похоже на баловство и изнеженность, ничего другого нельзя разрешать детям с большей снисходительностью, чем сон. Ничто в такой мере не способствует росту и здоровью детей, как сон.

Постель. Постель ребенка должна быть жесткой, и стеганое одеяло лучше перины: жесткое ложе укрепляет, тогда как перина расслабляет тело и является причиной слабости.

Капризы. Я бы посоветовал – приучать детей с самой колыбели подавлять свои желания и не руководствоваться своими влечениями. Кто ставит своей целью всегда управлять своими детьми, тот должен начинать это, пока те еще очень малы, и следить за тем, чтобы они полностью подчинялись воле своих родителей.

Правила. Прошу вас помнить, что детей не следует учить при помощи правил, которые всегда будут ускользать из их памяти. Заставляйте их все, что они должны уметь делать, усваивать путем необходимой практики, приурочивая эту практику к каждому подходящему случаю, а если возможно, сами создавайте эти случаи. Это будет порождать привычки, которые, раз установившись, будут действовать сами собой, легко,  без помощи со стороны памяти. Применяйте ласковые слова и мягкие уговоры, нежели резкие замечания.

Практика. Тот, кто имеет дело с детьми, должен основательно изучить их натуры и способности и следить за тем, каковы их природные задатки, как их можно усовершенствовать. Природные дарования должны быть развиваемы до возможных пределов.

Рассуждение. Дети понимают рассуждения с того возраста, когда начинают говорить. Я думаю, что они способны воспринимать доводы касательно любого добродетельного чувства, которое нужно в них возбудить, и любого проступка, от которого их следует удержать. При этом нужно пользоваться только такими доводами, которые доступны их возрасту и уровню понимания. И положительные, и отрицательные стороны многих вещей будут лучше познаваться и глубже запечатлеваться из примеров других людей, чем из тех правил и наставлений, которые им могут даваться по этому поводу.

Любознательность. Если начать с ранних лет приучать детей подавлять свои желания, эта полезная привычка сделает их дисциплинированными, по мере того, как они становятся взрослее, можно предоставлять им большую свободу в тех случаях, когда в них говорит разум, а не страсть.

Любопытство. С каким бы вопросом ребенок ни обратился, не следует обрывать или обескураживать его. Нужно объяснять ему все, что он желает знать, и делать это настолько понятным для него, насколько возможно при его возрасте и развитии. Ведь дети – путешественники, недавно прибывшие в чужую страну, о которой ничего не знают: поэтому совесть обязывает нас не вводить их в заблуждение; пусть их вопросы иногда кажутся не очень серьезными – ответы нужно все-таки давать им серьезные. Склонность рассуждать о вещах – воспитание этой высшей и важнейшей способности нашей души заслуживает величайшей заботы и внимания с нашей стороны: правильное усовершенствование и упражнение нашего разума есть высшее совершенство, которого человек может достигнуть в этой жизни.

Принуждение. Вам нужно проследить, какой игрой больше всего увлекается ребенок, превратить игру в обязанность. Заставляйте его каждый день определенно количество часов играть, и притом не в виде наказания, а в качестве занятия, которое вменяется ему в обязанность. При таких обстоятельствах любимая игра ему надоест в несколько дней настолько. Что он предпочтет ей учебник или что-либо другое.

Игрушки. Ребенок должен получать в свое расположение только одну игрушку зараз, и только когда он ее возвратит, получать другую. Это приучает с ранних лет остерегаться утраты или порчи вещей, находящихся в их обладании, обилие игрушек делает их легкомысленными и беспечными и с самого начала приучает быть мотами и расточителями. Все игры и развлечения детей должны быть направлены к развитию в них хороших и полезных привычек; иначе они будут приводить к дурным. Все, что они делают в этом нежном возрасте, оставляет известный отпечаток. И отсюда они получают склонность к доброму или дурному; и ничего из того, ч то оказывает подобное влияние, не следует упускать без внимания.

 

Жан Жак Руссо (1712 - 1778)

Жан Жак Руссо – французский политический деятель. Философ. Просветитель, писатель, педагог. Жан Жак Руссо оказал большое влияние на развитие философии, социологии, педагогики. Призывал к свободе и общественной справедливости; разработал учение общественном строе, основанном на разуме и договорном начале, в котором не будет места крупной частной собственности и порокам, порожденным цивилизацией. В романах «Юлия, или Новая Элоиза», «Эмиль, или О воспитании» были провозглашены принципы воспитания, пронизанные гуманизмом и демократизмом. Руссо считал, что воспитание должно быть естественным и природосообразным. Жан Жак Руссо выступал в защиту прав ребенка на свободное физическое и духовное развитие, настаивал на уважении его личности. Первый сформулировал требование развития самодеятельности ребенка, особое внимание уделил пробуждению детской любознательности, пытливости, стремления познавать предметы и явления. Руссо придавал большое значение сенсорному воспитанию – чувственный опыт как единственный достоверный источник познания. Будучи убежден, что независимость человека определяется тем, трудится он или нет, важное место в воспитании отводил труду, рассматривая его как средство и цель воспитания.

Выдержки из книги «Эмиль или  О воспитании»:

Человек, предоставленный от рождения самому себе среди других людей, будет наиболее изуродованным из всех. Предрассудки, авторитет, необходимость, пример, все социальные учреждения, в которые мы погружены, заглушат в нем природу, но ничего не поставят на ее место. Растения формируют культурой, людей воспитанием.

Думать только о сохранении своего ребенка; этого недостаточно:  надо научить его сохранять себя, став человеком, выносить удары судьбы, пренебрегать обилием и нищетой, жить, если понадобится, среди исландских львов или на горючих скалах Мальты. Принимайте какие угодно предосторожности, чтобы уберечь его от смерти, умереть ему все-таки придется….Не в том дело, чтобы помешать ему умереть, а в том, чтобы заставить его жить. Жить не значит дышать, это значит действовать; это значит пользоваться нашими органами, нашими чувствами, нашими способностями, всеми частями нас самих, дающими нам чувство нашего существования. Не тот человек всех больше жил, который насчитывает наибольшее число лет, а тот, который всех больше чувствовал жизнь.

Тот, кто не может выполнить обязанностей отца, не должен им делаться.

Воспитатель! О, какая возвышенная душа!...поистине, чтобы сделать человека, надо быть самому отцом или более чем человеком…

Воспитание человека начинается при его рождении: еще не умея говорить, еще не умея слушать, он уже учится. Опыт предшествует урокам. Соблюдая постепенность и медленность переходов, можно сделать взрослого и ребенка бесстрашным во всем.

Надо всегда помнить, что не противоречить детям и повиноваться им, совсем не одно и то же. Первые слезы детей – их просьбы: если не остеречься, они вскоре становятся приказаниями; они начинают с того, что заставляют себе помогать, а кончают тем, что заставляют себе служить. Так, из их собственной слабости, откуда вытекает сначала чувство зависимости, рождается позднее идея власти и господства, но эта идея вызывается не столько их потребностями, сколько нашими услугами; здесь начинают сказываться моральные действия, непосредственная причина которых не заключается в природе; отсюда уже видно, почему, начиная с этого раннего возраста, важно распознавать тайное намерение, диктующее жест или крик.

Первое правило. Нужно детям помогать, возмещать то, чего им не хватает по части рассудка или силы, во всем, что касается физических потребностей. Второе правило. Нужно, оказывая помощь, ограничиваться исключительно тем, что действительно полезно, ни в чем не потакая неосновательному желанию. Третье правило. Предоставлять детям больше истинной свободы и меньше власти: давать им больше действовать самим и меньше требовать от другого. Рано привыкая ограничивать свои желания своими силами, они будут мало чувствовать лишение того, что не окажется в их власти.

Обращайтесь с вашим воспитанником соответственно его возрасту. Прежде всего, поставьте его на принадлежащее ему место и умейте удержать его на нем, так чтобы он не пытался сойти с него. Тогда, еще не зная, что такое мудрость, он практически осуществит самый важный урок ее. Не приказывайте ему никогда ничего, абсолютно ничего. Не допускайте даже мысли, что вы претендуете на какую бы то ни было власть над ним. Пусть он знает только, что он слаб, а вы сильны; что в силу своего и вашего состояния, он по необходимости зависит от вас…

Детский каприз никогда не бывает делом природы, но всегда результатом плохой дисциплины…

Учите ребенка говорить связно, ясно, хорошо выговаривать, произносить точно, знать и соблюдать грамматическое и прозодическое ударение, говорить всегда достаточно громко, но никогда громче, чем нужно.

Для каждого возраста, каждого состояния жизни есть свое совершенство, род зрелости, ему свойственной. Часто говорят о сложившемся человеке; но рассмотрим сложившегося ребенка: это зрелище будет более новым для нас и ,может быть, не менее приятным… Его фигура, осанка, манеры свидетельствуют об уверенности и довольстве; лицо пышет здоровьем; твердые шаги придают ему выражение силы… В его быстрых, но верных движениях живость возраста, твердость независимости, опыт многочисленных упражнений. Вид его открытый и свободный, но не заносчивый и не спесивый; его лицо, которое не приковывают к книгам, не смотрит понуро; нет нужды говорить ему: поднимите голову; ни стыд, ни страх никогда не заставляли его опускать ее. Дадим ему место в нашей компании: господа, экзаменуйте его, спрашивайте его вполне свободно…

Любят предсказывать хорошую судьбу детям и всегда досадуют на поток глупостей, который почти всякий раз опрокидывает надежды, основанные на каком-нибудь удачном заявлении, случайно подвернувшемся им на язык. Если мой воспитанник редко подает повод к таким надеждам, то никогда не подает повод к досаде; так как не говорит бесполезных слов и не истощается в болтовне, зная, что ее не станут слушать. Идеи его ограничены, но точны; если он ничего не знает наизусть, то знает много по опыту; если он не так хорошо, как другой ребенок, читает наши книги, то лучше него читает книгу природы; ум его не на языке, а в голове; у него больше рассудка, чем памяти; он говорит только на одном языке, но понимает то, что говорит; и если речь его не так красна, как у других, то поступки лучше.

Иоганн Генрих Песталоцци (1746 - 1827)

Иоганн Генрих Песталоцци – выдающийся швейцарский педагог-демократ, гуманист. Большой заслугой Песталоцци является создание теории элементарного образования, которая предусматривала гармоническое развитие всех сил и способностей человека. Воспитание, по его мнению, должно быть природосообразным, то есть строиться в соответствии с законами развития ребенка. Песталоцци разработал методику начального обучения детей речи, счету и измерению. Создатель «учреждения для бедных», приюта для сирот. Воспитательные учреждения стремился построить по типу семьи, на любви учителя к детям. По его мнению, задача воспитания – вести ребенка к пониманию окружающей жизни, к любви и деятельности. Выдвинул прогрессивное требование организовать жизнь детей на основе их самодеятельности. «Как Гертруда учит своих детей», «Книга матерей, или Руководство для матерей, как им научить своих детей наблюдать и говорить» - книги Песталоцци. Считая нравственное воспитание ядром гармонического воспитания, Песталоцци подчеркнул необходимость разработки, постепенно усложняющихся с возрастом упражнений в нравственных поступках, нравственном поведении.

Выдержки из Дневника Песталоцци о воспитании сына.

Всякое подавление свободы вызывает сопротивление в душе ребенка. Опыт показывает, что дети, особенно сдерживаемые, компенсировали подавление свободы воли необузданностью.

Невозможно обуздывать волю ребенка, не возбуждая различные страсти. Свобода, соединенная с мудростью, воспитывает зоркий глаз и чуткое ухо.

Свобода вливает покой, хладнокровие и радость в сердце ребенка. Предпосылкой этой полной свободы является такое руководство, которое делает ребенка целиком зависимым от природы вещей, но только от нее, а не от произвола человека.

Пусть ребенок видит и слышит и делает открытия, пусть он падает и подымается и ошибается. Никаких слов, где возможны действия и поступки. Пускай он сам делает то, что он сам может делать. Ты увидишь, что природа лучше учит его, чем люди. Но когда ты находишь, что его надо приучить к послушанию, то приготовься тщательно сам к тому, чтобы воспитать его для исполнения этого трудного долга в условиях свободного воспитания.Старайся овладеть душой твоего ребенка, постарайся стать ему необходимым. У него не должно быть более приятного, более живого товарища, чем ты, и никого, кого бы он хотел больше видеть около себя, когда ему хочется веселья. Ребенок должен доверять тебе…

Когда вам нужно приказывать, то ждите, если можете, повода, когда природа вещей сделает ощутительной ошибку ребенка и когда он уже подготовлен благодаря последствиям своей ошибки к естественному восприятию необходимости приказания. Например, когда я хочу отучить ребенка от неприятной привычки трогать все предметы, я иду следующим путем. Я ставлю на стол два сосуда: один с холодной водой, другой с кипятком. Я мою руки в сосуде с холодной водой, а другой сосуд ставлю так, чтобы ребенок наверняка попытался дотронуться и обжег бы руку. «Не надо трогать того, что тебе незнакомо», - это все, что я говорю, когда смазываю ему ожог маслом.

Пусть долг и послушание станут для ребенка радостью! Не проявляй слишком большой поспешности в отношении многознайства нашего века. При пользовании радостями свободы ты должен иметь под рукой работу, имеющую для ребенка самые приятные и увлекательные стороны. Тщательно наблюдай, не перегружай, - вперед, к радостному труду! Выбирай из всех человеческих знаний самое легкое, обладающее наибольшей привлекательностью для детей, чтобы приучить ребенка к работе, требующей от него определенной усидчивости.