Подготовка к экзамену (9класс)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Рекомендации.doc106.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации по оцениванию ответа выпускника на вопросы экзаменационных билетов

Рекомендуется полный ответ за все три вопроса билета оценивать по 10-балльной системе.

За устный ответ максимальный балл – 4 балла,

за выполнение экспериментального задания – 4 балла,

за решение задачи – 2 балла.

Рекомендации по оцениванию ответов на теоретические вопросы

Баллы за теоретические вопросы выставляются аттестационной комиссией на основе поэлементного анализа ответа учащегося с учетом требований к знаниям и умениям той программы, по которой обучались выпускники, а также структурных элементов тех видов знаний, которые включены в теоретический вопрос. В каждом вопросе выделено четыре примерно одинаковых по содержательному наполнению дидактические единицы. За каждую из единиц выставляется 1 балл, если учащийся в своем ответе осветил все элементы, которые относятся к обязательным результатам обучения.

Ниже приведены обобщенные планы основных элементов физических знаний, в которых знаком * обозначены те элементы, которые можно считать обязательными результатами обучения.

Физическое явление

  1. *Название явления и основные признаки, по которым оно обнаруживается (или определение).
  1. Условия, при которых протекает явление.
  2. Связь данного явления с другими.
  3. *Объяснение явления на основе имеющихся знаний.
  4. *Примеры использования явления на практике (или проявления в природе)

Физическая величина

  1. *Название величины и ее условное обозначение.
  1. Характеризуемый объект (явление, свойство, процесс)
  2. Определение.
  3. *Формула, связывающая данную величины с другими.
  4. *Единицы измерения
  5. Способы измерения величины.

Физический опыт

  1. *Цель опыта
  1. Схема опыта
  2. *Ход опыта.
  3. *Результат опыта.

Физический закон

  1. Словесная формулировка закона.
  1. *Математическое выражение закона.
  2. *Название и единицы измерения всех величин, входящих в закон
  3. Опыты, подтверждающие справедливость закона.
  4. *Примеры применения закона на практике.
  5. Границы применимости закона.

Рекомендации по оцениванию экспериментальных заданий

Полное и правильное выполнение экспериментального задания рекомендуется оценивать в 4 балла, которые выставляются за выполнение отдельных этапов в зависимости от типа задания. Все типы экспериментальных заданий разделены на четыре этапа, выполнение каждого этапа оценивается в 1 балл. При отсутствии каких-либо этапов или неверного их выполнения снимается соответствующее количество баллов.

Ниже приводятся обобщенные критерии оценивания для каждого из типов экспериментальных заданий, включенных в комплект билетов.

1. Проведение прямых измерений физических величин и расчет по полученным данным зависимого от них параметра

Критерии оценки выполнения задания

Баллы

  1. Выбраны приборы для проведения прямых измерений, собрана установка для проведения измерений

1

  1. Проведены измерения и записаны результаты прямых измерений двух величин

1

  1. Записана формула, необходимая для расчета искомой величины

1

  1. Получено численное значение искомой величины

1

Итого

4 балла

2. Исследование зависимости одной физической величины от другой и построение графика полученной зависимости

Критерии оценки выполнения задания

Баллы

  1. Выбраны приборы для проведения прямых измерений, собрана установка для проведения исследования

1

  1. Проведены измерения и записаны результаты прямых измерений не менее чем для трех случаев

1

  1. Построен график зависимости одной физической величины от другой

1

  1. Сделан вывод о характере полученной зависимости

1

Итого

4 балла

3. Проверка заданных предположений (прямые измерения физических величин и сравнение заданных соотношений между ними)

Критерии оценки выполнения задания

Баллы

  1. Выбрано оборудование для выполнения задания, собрана экспериментальная установка

1

  1. Проведены измерения и записаны результаты прямых измерений заданных величин для двух случаев

1

  1. Проведены расчеты для проверки выдвинутого предположения

1

  1. Сделан вывод о справедливости (или ошибочности) выдвинутого предположения

1

Итого

4 балла

4. Наблюдение явлений и постановка опытов (на качественном уровне) по выявлению факторов, влияющих на их протекание

Критерии оценки выполнения задания

Баллы

  1. Выбрано оборудование для демонстрации описанного в задании явления и продемонстрировано явление

1

  1. Для первого исследования предложена установка или условия, в которых менялись бы только две искомые величины, а остальные оставались постоянными и проведено не менее двух опытов

1

  1. Для второго исследования предложена установка или условия, в которых менялись бы только две искомые величины, а остальные оставались постоянными и проведено не менее двух опытов

1

  1. Сделан вывод о зависимости (или независимости) исследуемой величины от двух заданных параметров

1

Итого

4 балла

Рекомендации по оцениванию расчетных задач

Решение расчетных задач оценивается на основе обобщенных критериев оценки выполнения задания, которые приведены ниже. Максимальный балл за решение расчетной задачи – 2 балла

Условие задачи

Образец возможного решения

Критерии оценки выполнения задания

Баллы

Приведено полное правильное решение, включающее следующие элементы:

1) верно записано краткое условие задачи, при необходимости сделан рисунок, записана формула, применение которой необходимо для решения задачи выбранным способом;

2) проведены необходимые математические преобразования и расчеты, приводящие к правильному числовому ответу, и представлен ответ.

3) При устной беседе учащийся демонстрирует понимание физических процессов или явлений, описанных в условии задачи.

2

1. Представлено правильное решение, но допущена одна из перечисленных ниже ошибок, которая привела к неверному числовому ответу:

—  в записи краткого условия задачи, схеме или рисунке;

ИЛИ

— в арифметических вычислениях;

ИЛИ

— при переводе единиц физической величины;

ИЛИ

— при использовании справочных табличных данных;

ИЛИ

—в математическом преобразовании исходной формулы.

1

Все случаи решения, которые не соответствуют вышеуказанным  критериям  выставления оценок в 1 и 2 балла

ИЛИ

Случай, когда ученик не приступал к решению.

0

Примеры оценивания расчетных задач

Пример 1 (билет №15)

Два бруска, связанные нитью, движутся под действием горизонтальной силы F , модуль которой равен 10 Н (рис.   ). Масса каждого бруска равна m. Трением пренебрегаем. Чему равен модуль силы, действующей на брусок А со стороны нити?

F

А

В

Ответ: 5 Н.

Образец возможного решения (рисунок не обязателен)

Модуль ускорения, сообщаемого силой F двум брускам, определяется вторым законом Ньютона и равно: .

Применив второй закон Ньютона к бруску А, получим искомое значение силы, действующей на брусок А со стороны нити: .

Подставив числовые данные получим:  = 5 Н

Критерии оценки выполнения задания

Баллы

Приведено полное правильное решение, включающее следующие элементы:

1) верно записаны формулы, выражающие физические законы, применение которых необходимо для решения задачи выбранным способом (в данном решении —второй закон Ньютона);

2) проведены необходимые математические преобразования и расчеты, приводящие к правильному числовому ответу, и представлен ответ. При этом допускается решение "по частям" (с промежуточными вычислениями).

2

Представлено правильное решение, но допущена одна из перечисленных ниже ошибок, которая привела к неверному числовому ответу:

—  в записи краткого условия задачи, схеме или рисунке;

ИЛИ

— в арифметических вычислениях;

ИЛИ

—в математическом преобразовании исходной формулы.

1

Все случаи решения, которые не соответствуют вышеуказанным  критериям  выставления оценок в 1 и 2 балла.

ИЛИ

ученик не приступил к решению задачи

0

Пример 2. (Билет № 8)

3. Как изменится сила тока, протекающая через проводник, если увеличить в 2 раза напряжение на его концах, а длину проводника уменьшить в 2 раза?.

Образец возможного решения (рисунок не обязателен)

Согласно закону Ома для участка электрической цепи: . Сопротивление участка цепи можно рассчитать по формуле: ,  Исходя из этого, сила тока может быть найдена из выражения: . Увеличение в 2 раза напряжения приведет к увеличению в 2 раза силы тока, а уменьшение в 2 раза длины проводника, приводит также к увеличению силы тока в 2 раза. Следовательно, сила тока увеличится в 4 раза.

находится между фокусным и двойным фокусным расстоянием.

Критерии оценки выполнения задания

Баллы

Приведено полное правильное решение, включающее следующие элементы:

1) верно записаны формулы, выражающие физические законы, применение которых необходимо для решения задачи выбранным способом (в данном решении – закон Ома и зависимость сопротивления проводника от его длины, площади поперечного сечения и удельного сопротивления);

2) проведены необходимые математические преобразования и расчеты, приводящие к правильному числовому ответу, и представлен ответ. При этом допускается решение "по частям" (с промежуточными вычислениями).

2

Представлено правильное решение, но допущена одна из перечисленных ниже ошибок, которая привела к неверному числовому ответу:

—  в записи краткого условия задачи, схеме или рисунке;

ИЛИ

— в математических вычислениях;

ИЛИ

—в математическом преобразовании исходной формулы.

1

Все случаи решения, которые не соответствуют вышеуказанным  критериям  выставления оценок в 1 и 2 балла.

ИЛИ

ученик не приступил к решению задачи

0

Пример 3. (Билет № 19)

3. Предмет находится на расстоянии 0,5 м от собирающей линзы с фокусным расстоянием равным 0,3 м. Каким будет изображение этого предмета, полученного с помощью линзы? Построение хода лучей обязательно.

..

Образец возможного решения

Предмет находится между фокусным и двойным фокусным расстоянием.  Проведено построение хода лучей, из которого следует, что изображение предмета является действительным, увеличенным и перевернутым.

Критерии оценки выполнения задания

Баллы

Приведено полное правильное решение, включающее следующие элементы:

1) определено положение предмета относительно линзы;

2) построен ход лучей в собирающей линзе;

3) дана полная характеристика изображения, полученного с помощью линзы..

2

 В решении содержится ошибка в нахождении положения предмета относительно линзы

ИЛИ

- не представлен ход лучей через линзу

ИЛИ

-  представлена неполная характеристика изображения, полученного с помощью линзы.

1

Все случаи решения, которые не соответствуют вышеуказанным  критериям  выставления оценок в 1 и 2 балла.

ИЛИ

- ученик не приступил к решению задачи

0

***

Перевод полученных учащимся баллов за выполнение каждого из заданий билета в пятибалльную шкалу осуществляется с учетом следующих рекомендаций:

  1. Оценка «отлично» выставляется в том случае, если учащийся получил 8-10 баллов. При этом он должен продемонстрировать высокий уровень знаний и умений по всем трем вопросам билета, набрав не менее 3 баллов за теоретический вопрос, не менее 3 баллов за выполнение экспериментального задания и правильно решить предложенную задачу.
  2. Оценка «хорошо» выставляется при условии получения аттестуемым 6-7 баллов. При этом он должен показать понимание основного содержания всех трех вопросов билета, набрав не менее 3 баллов за теоретический вопрос, не менее 2 баллов за выполнение экспериментального задания и не менее 1 балла за решение задачи.
  3. Оценка «удовлетворительно» выставляется при получении 4-5 баллов. При этом учащийся должен показать владение основным содержанием не менее чем по двум вопросам билета. Например, набрав 2 балла за теоретический вопрос и решив задачу или частично выполнив экспериментальное задание.