Всероссийский мастер-класс -2021

Монгал Светлана Казаковна

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа

села Кочетово Тандинского кожууна Республики Тыва

Эссе на тему:

«Мои педагогические находки»

                                                 Выполнила учитель начальных классов

 Монгал С.К.

         Мой путь в педагогике – это постоянный поиск, это желание поделиться педагогическим опытом с коллегами, другими учителями. А также большое внимание уделяю изучению инновационных форм обучения и воспитания. Все свои знания, умения и навыки я отдаю детям. В течение нескольких лет я работаю над развитием связной устной речи учащихся.

         Развитие речи – одна из важнейших и наиболее сложных задач начального обучения. Развивать речь детей – значит систематически работать над ее содержанием, последовательностью, построению предложений, выбору подходящего слова и его формы, грамотному оформлению мыслей. Заниматься этим нужно на каждом уроке, так как успехи учащихся определяют успех в работе по всем предметам. Системная работа дает положительный результат.

         И сейчас я приведу несколько примеров методической литературы, которые использую: «Методическое пособие. 36 занятий для будущих отличников» Л.В. Мищенкова, «Справочник по русскому языку в картинках для учащихся в начальных классов» А.А. Бондаренко, «Читалочка»  Л.Ф. Климанова, «Постановочные таблицы как один из приемов работы над развитием связной устной и письменной речи» Е.Е. Манзанова.

        Говорить умеют почти все, но говорить правильно или грамотно выразить свою мысль многим очень сложно, особенно, если это не родной язык. Именно через общение с людьми человек реализует себя как личность.

        Наблюдения показывают, что у многих детей не развита устная связная речь, поэтому проблема развития речи являются одной из актуальных задач учителя. Если вовремя обратить внимание на речевое развитие, на обогащение словарного запаса, то ему будет легче в дошкольном, школьном возрасте самостоятельно учиться выражать свои мысли. Ведь ранний возраст благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, а также для пробуждения интереса к окружающему.

        Сформированная мысль – это и есть настоящая речь. Активизация словарного запаса, развитие связной устной и письменной речи учащихся – одна из главных задач уроков русского языка. Основная идея методики – представление каждому ребенку на уроках наиболее полных возможностей для развития речи, последовательного и логического изложения своих мыслей. Элементами развития речи являются разнообразные задания игровых форм, открытие нового на каждом уроке, нетрадиционные формы обучения, разнообразие видов урока – вот условия успешной работы. Урок должен представлять собой тематическое, логическое, эмоциональное единство. Методика предполагает охват на уроке деятельности всех детей и каждого в отдельности.

          Основные этапы обучения и применения:

  1. Дифференцированный подход в обучении.
  2. Формирование стилистических навыков, чувства слова, логики выразительности повествования.
  3. Активное применение ИКТ, дидактический материал, наглядный материал, материал межпредметных связей (литер. чт, окруж, мир, история, изобраз. искусство, музыка)

       Такое обучение повысит интерес к предмету и активность учащихся.

        Учитывая психологические особенности школьников нужно сочетать такие работы как индивидуальную, парную, групповую, коллективную, фронтальную.

     Работа по развитию связной речи должна вестись на всех уроках и внеклассных занятиях. Это развивает речь ребенка.      

     Мы должны на уроках русского языка развивать творческие способности детей. Цель обучения достигнута тогда, когда в процессе обучения будет сформирован интерес к знаниям. Используя подобные методы, стараюсь, чтобы дети достигли определенных результатов. Могли свободно и грамотно пользоваться словом при написании сочинений и изложений. Вот некоторые средства познавательной активности:

  1. «Немой диктант». Дети за 1 минуту должны написать слова на какую-любо, выбранную тему.
  2. «Закончи предложение». Закончить предложение, подобрав сравнение.

а) Земля покрыта снегом, как…

б) Ребята галдят, как…

в) Заря полыхает, как…

        3. «Поэт». Придумать загадки к данным словам.

I ком: Дождь, ночь, человек;

II ком: Пень, печка, ложка.

         Игра «Проявление уровня культуроведческих знаний».

  1. Закончи пословицы:
  • Семь раз отмерь –
  • Старый друг лучше –
  1. Что означает в русской культуре красный цвет?
  2. Редактирование текста. Расположить предложения, чтобы получился текст.
  3. Клоуз – тест. Главным условием построения клоуз – теста является то, что пропущенное слово обязательно можно найти из контекста, именно, найти, опираясь на контекст.

    Клоуз – тест может быть эффективным средством проверки знаний и оценки их текстовых умений.

      Таким образом, главная задача учителя – это воспитание всесторонней, гармоничной и творческой личности.

      Наличие творческих интересов у школьников способствует росту их активности на уроках, повышению качества знаний, формированию положительных мотивов учения и вызывает повышение эффективности процесса обучения.

     



Предварительный просмотр:

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа села Кочетово Тандинского кожууна Республики Тыва

Конкурс профмастерства «Всероссийский мастер-класс учителей родного, в том числе русского, языков – 2021»

Технологическая карта урока на тему:

Разделительный мягкий знак (ь). Составление устного рассказа по серии рисунков.

Составила:  Монгал Светлана Казаковна –

учитель начальных классов высшей категории

МБОУ СОШ с.Кочетово Тандинского кожууна

Республики Тыва

Кочетово-2020

Тема

Разделительный мягкий знак (ь). Составление устного рассказа по серии рисунков

Педагогические цели

Способствовать развитию речи, умения составлять устный рассказ по серии рисунков.

Тип урока

Решение учебной задачи

Планируемые
результаты
(предметные)

Умеют ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических
высказываний и письменных текстов

Личностные результаты

Знают моральные нормы и умеют выделять нравственный аспект поведения

Универсальные
учебные действия
(метапредметные)

Регулятивные: владеют первоначальным умением выполнять учебные действия в устной, письменной
речи, в уме.
Познавательные: общеучебные – извлекают необходимую информацию из текста стихотворения и рисунков; осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; логические – осуществляют анализ стихотворения. Коммуникативные: владеют монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка и современных средств коммуникации

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

осуществляемые

действия

формируемые

умения

I. Мотивирование к учебной
деятельности. (Организационный момент)

– Дорогие ребята, сядьте удобно.  

- Прозвенел звонок, начинается урок.

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя

II. Чистописание

 Снег

Выполняют письмо

по образцу

Вырабатывают каллиграфический почерк

III. Проверка
выполнения
домашнего
задания.

 Упр.64, стр.36

Организует проверку домашнего задания, устанавливает правильность и осознанность его выполнения

Зачитывают  выразительно стихотворение о Дриз.

Осуществляют контроль, самоконтроль для установления правильности выполнения заданий

IV. Постановка учебной задачи

Знакомит с темой и целью
урока

Слушают учителя

Принимают учебную задачу, сформулированную учителем

V. Усвоение
новых знаний
и способов
действий.
 

Работа в тетради

– Прочитайте. Запишите слова

– Подчеркните  разделительный ь вьюга.

Читают слова, записывают.

–  февраль, зима, ребята, снег, вьюга.

  Записывают слова и подчеркивают разделительный мягкий знак.

2. Развитие речи.

Устный рассказ

по серии рисунков (упр. 66)

– Рассмотрите рисунки.

– Прочитайте вопросы под рисунками, ответьте на них.

– Придумайте по рисункам
рассказ и название к нему.

– Запишите несколько предложений

Рассматривают рисунки, отвечают на вопросы к ним. Составляют рассказ. Записывают  2 предложения

Развивают свою речь, учатся говорить, рассказывать, сочинять текст. Составляют устный рассказ по рисункам (под руководством учителя).

Соблюдают логику изложения. Эмоционально «переживают» текст

VI. Закрепление знаний и способов действий.

 Развитие речи.

 

– Прочитайте выразительно загадку про себя, громко, удивленно.

     Отгадка

Выразительно читают  загадку, меняя темп.

  Распознают

в тексте слова с разделительным ь

VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке

– Закончите предложения:
•  Урок помог мне…

•  Для меня было сложным…

•  Мне понравилось…

Заканчивают предложения в зависимости от своего состояния, впечатления от урока

Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке

VIII. Домашнее задание.

Письмо под диктовку (упр. 67)

Объясняет содержание и способы выполнения домашнего задания. Проверяет соответствующие записи

Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи

Принимают учебное
задание. Понимают
цели, содержание
и способы выполнения задания


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе в соответствии с требованиями ФГОС

Учитель: Монгал С.К.

Класс: 3

№ урока: 92

Предметная область:  Русский язык (автор  Канакина В. П..)

УМК «Школа России»

Тема:

Предложный падеж имени существительного

Тип урока:

Открытие новых знаний

Цель

Организовать учебную деятельность учащихся в предметной области «Русский язык» по овладению знаниями в рамках темы «Предложный падеж», а именно:  

  •          Познакомить с особенностями предложного  падежа имени сущ.
  • Учить определять падеж имени существительного по вопросу и предлогу.
  • Развивать орфографическую зоркость
  • Воспитывать любовь к  русскому языку, аккуратность.

Межпредметные связи:

Окружающий мир, литературное чтение

Формы работы на уроке:

Фронтальная, групповая, индивидуальная

Оборудование:

Проектор, компьютер, раздаточный материал,  цветок из картона,  карточки с названиями падежей и падежными вопросами

Планируемые достижения

Предметные:

Метапредметные:

Личностные:

- создать условия для включения учащихся в деятельность по усвоению особенностей предложного падежа;

- способствовать использованию учащимися новых знаний в практической деятельности

Познавательные (в т.ч. логические) УУД:

 - использовать учебник и словарь в качестве источников информации,

-с помощью учителя выделять существенную информацию, фиксировать ее, анализировать, сравнивать, обобщать информацию.

Регулятивные УУД:

- принимать и сохранять учебную задачу

- определять способ решения проблемы, планировать ход деятельности,

- контролировать выполнение плана,

- оценивать результат деятельности,

Коммуникативные УУД:

- отвечать на вопросы учителя,

- осуществлять диалог в паре, принимать участие в коллективном обсуждении, формулировать ответ на вопрос, учитывая мнение одноклассников;

- допускать возможность существования различных точек зрения, аргументировать свой ответ.

-становление мотивационной основы учебной деятельности;

- формирование умения уважительно относиться к иному мнению, к иной точке зрения;

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1.Организационный момент (4 минуты)

2. Актуализация знаний

(3 минуты)

 

3. Самоопреде-

ление (5 минут)

-Сегодня у нас необычный урок, к нам пришли гости. Давайте поприветствуем их

-Ну, а сейчас пришла пора отправиться в путешествие по огромной стране. Как называется эта страна, вы сейчас нам сами и расскажете

В нашем путешествии нам будет помогать один сказочный предмет. А какой, вы сейчас сами и отгадаете

Ровно семь лепестков,

Нет пестрее цветков.

Оторвешь лепесток –

Полетит он на восток,

И на север, и на юг,

И вернется к нам он в круг.

Ты желанье загадай,

Исполненья ожидай.

Что же это за цветок?

Лютик? Ландыш? Огонек?

-Кто автор произведения?

-Опираясь на уроки окружающего мира скажите,  разве могут быть цветы с разными лепестками?

-Можно это произведение назвать сказкой? Почему?

-В отличие от героини этой сказки, девочки Жени, мы не будем просить лепестки исполнять бесполезные желания. Все лепестки этого волшебного цветка мы потратим с пользой.

-Какое самое главное желание может быть на всех уроках?

-И сегодня мы немножко поменяем смысл сказки: не лепестки будут исполнять наши желания, а мы желания лепестков. Каждый лепесток с выполненным желанием мы будем закреплять на доске, чтобы к концу урока у нас была полная картина того, со всеми ли заданиями мы справились

-Давайте вспомним, какие слова говорила Женя прежде, чем загадать желание

Итак, мы начинаем

(Презентация слайд 3)

-Закончите предложение:

1. В русском языке падежей  – …….

2. Чтобы определить падеж им. сущ.

3. Склонение – это…..

4. И.п. отвечает на вопросы…

5. Р. п. отвечает на вопросы …

6. Д.п. отвечает на вопросы …

7. В.п. отвечает на вопросы …

8. Т.п. отвечает на вопросы …

-Молодцы! Прикрепляем первый лепесток на доску

-Отрываем следующий лепесток

-Откройте тетради, сделайте первую запись

(Презентация слайд 4)

Прочитайте словосочетания. Определите падеж имен сущ.

   написали в газете,

 растут в воде,

лежит на столе.

Сформулируйте тему урока

-Молодцы! Прикрепляем второй лепесток на доску

-Мы желаем Вам тепла, много света и добра,

Позитива получить и урок наш оценить

-В страну Грамматику пойдем,

Большой багаж в ней соберем:

Знания, умения, удачу и терпение.

Цветик - семицветик

В. Катаев

Нет

Да. Потому что в ней есть волшебный предмет, невозможно оказаться сию минуту в другом месте, разбитое снова сделать целым…

Получить новые знания

 

 

-Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли,

Быть по-моему вели…

Один ученик отрывает лепесток, произносит слова:

 «Лети, лети лепесток

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг,

Лишь коснешься ты земли

Быть по-моему вели.

Вели, вспомнить все, что мы знаем о падежах».

 

Шесть падежей

Нужно найти слово, от которого зависит это существительное, задать от него вопрос, по вопросу определить падеж

Изменение имен существительных по падежам

Кто?  Что?

Кого? Чего?

Кому? Чему?

Кого? Что?

Кем? Чем?

Выполняет

Один ученик отрывает лепесток, произносит слова:

«Лети, лети лепесток

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг,

Лишь коснешься ты земли

Быть по-моему вели.

Вели сформулировать тему урока».

 Выполняют

Три человека по очереди работают у доски, остальные в тетради

Предложный падеж имен существительных

Выполняет

3. Работа по теме урока 

(6 минут)

 

4. Вывод (3 минуты)

Физ.минутка (1 минута)

-Отрываем третий лепесток

«Презентация слайд 5)

-Откройте учебник на с.54 упр. 97  

-Прочитайте пословицы. Как вы их понимаете?

-Прочитайте задания к упражнению

-Какое письменное задание нужно выполнить?

-Сейчас вы поработаете в парах:

первый ряд – второе предложение,

второй ряд – третье предложение,

третий ряд – четвертое предложение.

Проверка выполненного задания

 -Молодцы! Прикрепляем третий лепесток на доску

-Отрываем четвертый лепесток

-Прочитайте правило на с.54

(Презентация слайд 6)

-Закончи фразу:

Имя существительное в П. п. отвечает на вопросы

Имя сущ. в П.п.  употребляется с предлогами

-Послушайте стихотворение о предложном падеже (Презентация слайд 7)

-Прикрепляем четвертый лепесток на доску

Один ученик отрывает лепесток, произносит слова:

«Лети, лети лепесток

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг,

Лишь коснешься ты земли

Быть по-моему вели.

Вели узнать все о предложном падеже».

 Выполняют

Желающие учащиеся читают, объясняют смысл

Читают, отвечают на вопросы

-Записать пословицу. Выделить окончания имен существительных в предложном падеже. Обвести предлоги.

Выполняют, ориентируясь на образец на слайде

Один из учащихся каждого ряда комментирует выполненное задание, остальные проверяют

Выполняет

Один ученик отрывает лепесток, произносит слова: «Лети, лети лепесток

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг,

Лишь коснешься ты земли

Быть по-моему вели.

Вели рассказать, что мы узнали о предложном падеже».

В это время все учащиеся выполняют движения, о которых говорится в стихотворении  

-О ком? О чем?

-При, о, об, на, в, во

Слушают

Выполняет

4. Первичное закрепление новых знаний (9 минут)

-Отрываем пятый лепесток

(Презентация слайд 8)

-Сейчас вам предстоит работа в группах  

Вам даны карточки с отрывками из известных произведений. Нужно выполнить по три задания к каждому отрывку. Прочитайте их.

Прежде, чем приступить к нахождению падежа имени существительного, что нужно вспомнить?

-Назовите произведения, из которых даны отрывки

-Кто автор этих сказок?        

-Приступаем к работе

-Отвечаем

 

Проверка по слайду

-Молодцы! Прикрепляем пятый  лепесток на доску

Один ученик отрывает лепесток, произносит слова: «Лети, лети лепесток

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг,

Лишь коснешься ты земли

Быть по-моему вели.

Вели закрепить свои знания о предложном падеже».

1. Найдите устаревшие слова и объясните их смысл

2. Определите падеж выделенных имен существительных

3. Разберите слово по составу

-Алгоритм определения падежа:

1. Найти слово, от которого будет зависеть  это существительное;

2. Задать от этого слова вопрос к имени существительному;

3. По вопросу определить падеж имени существительного

1. Сказка о Царе Салтане…

2. Сказка о рыбаке и рыбке

 -А.С.Пушкин

 Обсуждают

По одному человеку из группы отвечают на все поставленные вопросы

Проверяют

Прикрепляет

6.Самостоятель

ная работа по вариантам (5 минут)

 -Отрываем шестой лепесток

(Презентация слайд 9)

-Составить из слов предложение, определить падеж существительных

1 вариант: Живёт, топком, цапля, болоте, на

2 вариант: В, отдыхает, дневное, гнезде, время, в, она

Проверка по слайду (Презентация слайд 10)

-Молодцы! Прикрепляем шестой  лепесток на доску

Один ученик отрывает лепесток, произносит слова:

«Лети, лети лепесток

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг,

Лишь коснешься ты земли

Быть по-моему вели.

Вели выполнить самостоятельную работу

выполняют работу в тетрадях

- проверяют по эталону со слайда, оценивают свою работу

Прикрепляет

 

7. Итог урока (2 минуты)

-Отрываем седьмой лепесток

(Презентация слайд 11)

-Что нового узнали на уроке?

- Кто может рассказать о предложном падеже?

-Молодцы! Прикрепляем седьмой  лепесток на доску

Один ученик отрывает лепесток, произносит слова:

 «Лети, лети лепесток

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг,

Лишь коснешься ты земли

Быть по-моему вели.

Вели подвести итог нашего урока

- отвечают на вопросы

- рассказывают о предложном падеже

 

Прикрепляет

6. Рефлексия учебной деятельности (2 минуты)

   -У меня на столе лежат цветочки разного цвета.

Если вам понравился урок -прикрепите на доску цветок красного цвета.

Если вы не совсем поняли, о чем сегодня шла речь – прикрепите цветок желтого цвета.

Если вы совсем ничего сегодня не поняли – прикрепите цветок синего цвета

Оценивают свою работу на уроке, прикрепляют цветы  


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Предлож ный падеж имени существительного» Выполнила: учитель начальных классов Монгал С.К Урок русского языка 3 класса

Слайд 2

Цель урока: Познакомить с особенностями предложного падежа имени сущ. Учить определять падеж имени существительного по вопросу и предлогу. Развивать орфографическую зоркость Воспитывать любовь к русскому языку, аккуратность.

Слайд 3

Актуализация знаний Закончи предложение. 1. В русском языке падежей – ……. 2. Чтобы определить падеж им. сущ … 3 . Склонение – это….. 4 . И.п . отвечает на вопросы… 5. Р. п. отвечает на вопросы … 6 . Д.п . отвечает на вопросы … 7. В.п . отвечает на вопросы … 8. Т.п . отвечает на вопросы … 9. Все падежи, кроме И.п …

Слайд 4

Предложный падеж О ком? О чём? Прочитайте словосочетания. Определите падеж имен сущ. написали в газете, растут в воде, л ежит на столе. Сформулируйте тему урока

Слайд 5

В ыполните письменно задания к упражнению . Упр. 97 Образец: При солнце тепло, при матери добро. Прочитайте правило на стр. 54 П .п . П .п

Слайд 6

Закончи фразу Имя существительное в П . п. отвечает на вопросы___________ Имя сущ. в П .п . употребляется с предлогами ______________

Слайд 8

Г рупповая работа Проверка: Злато – изделия из золота Палата –большая комната Престол – царский трон Венец – царская корона Душегрейка – теплая женская безрукавка Маковка – макушка (головы) Кичка – головной убор

Слайд 9

Составьте из слов предложение, определите падеж существительных 1 вариант: Живёт , топком, цапля , болоте, на 2 вариант: В, отдыхает, ночами, гнезде, она

Слайд 10

Проверка И.п . П.п . Цапля живёт на топком болоте. Т.п. П.п . Ночами она отдыхает в гнезде.

Слайд 11

И тог урока -Что нового узнали на уроке? - Кто может рассказать о предложном падеже?

Слайд 12

На уроке я узнал….. Я научился ….. Мне было трудно…. Мне было легко….

Слайд 13

Спасибо за работу



Предварительный просмотр:

1. Найдите устаревшие слова и объясните их смысл

2. Определите падеж выделенных имен существительных

3. Разберите слово по составу

Видит: весь сияя в злате2,
Царь Салтан сидит в палате…

Толкования: изделия из золота, большая комната

1. Найдите устаревшие слова и объясните их смысл

2. Определите падеж выделенных имен существительных

3. Разберите слово по составу

…На престоле и в венце
С грустной2 думой на лице

Толкования: царский трон, царская корона

1. Найдите устаревшие слова и объясните их смысл

2. Определите падеж выделенных имен существительных

3. Разберите слово по составу

На крыльце стоит его старуха
В дорогой собольей душегрейке,
Парчовая2 на маковке кичка…

Толкования: тёплая женская безрукавка, макушка (головы), головной убор



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средней общеобразовательной школы с. Кочетово Тандинского кожууна РТ


                                   

Тема: «Приветствия разных народов».






               

                                                                                 Выполнила: учитель

                                                                                 начальных классов Монгал С.К.

                                                              Кочетово

Тема: Приветствия разных народов.

Форма организации: игра-путешествие.

Цель воспитательного мероприятия: развитие познавательного интереса к культуре разных народов.

Задачи:

– жизненно-практическая задача - создание условий для осознания детьми значимости знаний о культуре общения других народов

– воспитательная задача - воспитание толерантного отношения к другим народам

– организационно-педагогическая задача:

  1. Развитие коммуникативных умений и навыков;
  2. Развитие у детей познавательного интереса к культуре разных народов;
  3. Развитие творческого потенциала личности;

                   4.  Организация  взаимодействий участников;

 Оборудование: солнышко с золотыми правилами; музыка для игры «Приветствие в танце»; карточки для игры, жесты приветствия; письма от ребят желающих совета; почтовый ящик, карточки для игры «Знакомство»; улыбающиеся солнышки

Предварительная подготовка кабинета: расставление стульев и столов на 3 группы

Планируемый результат: учащиеся научатся аргументированно отвечать, сравнивать, анализировать, делать выводы.

Этапы проведения мероприятия


Этап

Задача

Содержание деятельности

Способ организации

Оборудование

Организационный

Сконцентрировать внимание учащихся

Выходят ведущие приветствуют детей

Ведущий 1. - Здравствуйте, люди добрые! Здравствуйте, люди славные!

-

Мотивационно-целевой

  1. Смотивировать учащихся на предстоящую работу;
  2. Дать представление о предстоящей работе

Ведущий 2. Именно так приветствовали ранее скоморохи да балагуры, да потешники. Правда, времена нынче совсем другие, говорим по-иному, да по-иному одеваемся - как говорится, живем, как можем, живем да потешаемся. Скажите нам ребята, если у вас у кого- то свое интересное приветствие? (дети отвечают).

Ведущий 1.

Как приятно, что при встрече

Мы знакомым и родным

«С добрым утром! Добрый вечер!

Доброй ночи!»- говорим.

А знаете ли вы, что 21 ноября Всемирный день приветствий? Этот праздник придумали два брата Майкл и Брайан Маккормак из Америки в 1973 году. В этом празднике - игре правила очень просты, достаточно в этот день поздороваться с десятью незнакомыми людьми.

Ведущий 2. Народная молва гласит, что порою доброе слово исцеляет лучше, чем целебное снадобье.

-

Деятельностный

  1. Развитие коммуникативных умений;
  2. Развитие у детей познавательного интереса к культуре разных народов.
  3. Развитие творческого потенциала личности;
  4. Развитие умения работать в группе;
  5. Развитие чувства взаимопомощи;
  6. Развитие познавательных способностей   об  особенностях приветствия разных народов
  7. Развитие умения применять теоретические знания на жизненном опыте

Ведущий 1. Соблюдая золотые правила этикета, можно добиться любой цели. Давайте вспомним эти правила.

Ведущий 2. На доске висит солнышко без лучей. Лучики у вас на парте. Вы должны записать на лучике золотое правило этикета. Например, такое правило как всегда здороваться первым.

Ведущий 1: Время на обдумывание и написание правила 2 минуты

Золотые правила:

  • всегда здороваться первым, особенно если ты присоединяешься к какой–нибудь компании или встречаешься со старшими по возрасту;
  • не смущайся, если поздороваешься по случайности дважды, лучше сделать это повторно, чем ни разу;
  • помни о традициях того общества, в которое попадаешь;
  • всегда прощайся, независимо от того, какого пола и возраста собеседник.

Ведущий 2: Итак, время истекло. Один представитель от команды должен прикрепить лучик к солнышку.

Ведущий 1: Молодцы ребята, давайте прочитаем какие золотые правила этикета у нас получились. Кто желает прочитать?

Учитель выбирает одного из желающих. Ученик зачитывает правила.

Ведущий 2: Давайте запомним эти правила и будем применять их в общении с другими.

Ведущий 1. Поздороваться с человеком так, чтобы ему стало радостно и солнечно, тоже надо уметь. Обращали ли вы внимание, со сколькими оттенками можно произнести простое слово “здравствуйте”? – тепло, официально, холодно. Все зависит от интонации, “подвластной” человеку.

Ведущий 2: Давайте поиграем в игру «Приветствие в танце».

Ведущий 1: мы просим всех выйти из-за парт и построиться в круг.

Ведущий 2. Какими только приветствиями люди не пользуются! Но в игре можно использовать еще и жесты. Так вот, движения и жесты, которыми издавна обменивались люди разных стран, во время приветствия еще разнообразнее. Давайте поиграем в приветствия, которые вам надо будет показывать во время танца.

(Дети проигрывают приветствия)

  • русские,тувинцы, англичане, американцы – пожимают друг другу руки.
  • Китайцы – пожимают руку самому себе.
  • Латиноамериканцы – обнимаются.
  • Самоанцы – обнюхивают друг друга.
  • Тибетцы – снимают головной убор правой рукой, левую закладывают за ухо и высовывают язык.
  • У некоторых индейских племен, принято при виде незнакомцев сидеть на корточках до тех пор, пока он не заметит этой миролюбивой позы.
  • Индейцы племени навахо – приветствуют друг друга фразой «Все хорошо!»
  • Арабы приветствуют друг друга фразой «Мир с тобой»

Ведущий 2. Звучит музыка, вы танцуете. Когда музыка заканчивается, вы останавливаетесь, приветствуют друг друга.

Игра “Приветствие в танце”.

Ведущий 1: спасибо ребята. Присаживайтесь на свои места

Ведущий 2. Во время игры мы приветствовали друг друга жестами разных народов. А какие жестовые приветствия знаете вы?

Ведущий 1. Представляете, если бы мы тратили столько времени на поклоны и реверансы? Что бы из этого вышло?

Ведущие 2. Все это делается в соответствии с традициями и должно соответствовать ситуации и времени.

Ведущий 1. Мы знаем уже много правил этикета и правил приветствия. Давайте проверим, как ими пользоваться в жизни.

Ведущий 2. Предлагаем вам придумать и показать, как могли бы приветствовать своих сородичей дикари из разных плен.

Ведущий 2 раздает карточки

Ведущий 1: Сейчас мы вам раздадим карточки, на которых написано задание.

Каждая группа представит приветствие, которое написано на карточке.

1. воинского племени Йохо-хо;

2. богатого племени Шуко-ту;

3.гостеприимного племени Сесе-ки;

4. нищего племени Люлю-ам;

5.миролюбивого племени Тура-бу.

Игра «Жест приветствия»

Ведущий 2: Время на подготовку вам отводиться 5минут.

Дети готовятся к представлению

Ведущий 1: Итак, внимание! Время на подготовку истекло. Сейчас Ваша задача представить, что у вас получилось. Выходите к доске, зачитывайте задание и представьте приветствие.

Ребята представляют

Ведущий 2: Ребята, подходит ли приветствие, которое показали ребята к их племени?

Ребята отвечают

Ведущий 1: Спасибо вам ребята за представление, вы большие молодцы!

Ведущий 2: Сегодня утром нам пришло письмо от ребят живущих в нашем городе. В этих письмах они просят о помощи. Ребята попадали в разные ситуации и хотели спросить вашего совета.

+Ведущий 1: Просим подойти и выбрать письмо представителям каждой команды.

Из почтового ящика дети достают письма.

Попробуйте объяснить ребятам как вести себя в той или иной ситуации, написав им ответное письмо.

  • Здравствуйте дорогие ребята! Сегодня я попал в неловкую ситуацию. Мы с моим товарищем шли по улице. Он поздоровался с незнакомым мне человеком. Я растерялся. А надо ли было здороваться мне?
  • Вы вошли в автобус с задней площадки и увидели, что у передней стоят ваши друзья. Надо ли поздороваться с ними и как это сделать?
  • В школьном коридоре разговаривают учителя. Среди них вы увидели своего классного руководителя и, проходя мимо, вежливо сказали: “Здравствуйте, Мария Ивановна!”. Правильно ли вы сделали?

Ведущий 2: Время на написание ответного письма 6 минут.

Ребята пишут письмо

Ведущий 1: Время истекло. Теперь давайте отправим ваши письма. Подпишете пожалуйста на конверте отправителя и отправьте письмо в почтовый ящик.

Ребята сдают письма

Ведущий 2: давайте теперь в кратце разберем те проблемы и советы, с которыми вы работали.

Ведущий1: Слово предоставляется 1 группе.

Спасибо за ответы.

Ведущий 2: А сейчас заедем на один из островов Тихого океана, где живут необычные племена, у которых есть свои жесты приветствий, но мы пока их не знаем.

Игра «Знакомство»

Ведущий 1. Каждый человек постоянно с кем-то знакомится. Существуют даже всевозможные советы о том, как правильно знакомиться, чтобы произвести хорошее впечатление. Но эти правила действуют только в привычных условиях. А если предстоит невероятное знакомство? Как тогда вести себя человеку? Представьте и инсценируйте ситуацию, при которой знакомятся герои на ваших карточках.

- космонавты с инопланетянами;

- охотники со снежным человеком;

- новый владелец замка с живущими в нем привидениями;

- моряк, выброшенный после кораблекрушения на берег, с племенем людоедов;

- путешественник на машине времени со своим прапрапрадедушкой.

Коллективное

солнышко с золотыми правилами;

музыка для игры «Приветствие в танце»;

карточки для игры, жесты приветствий;

письма от ребят желающие совета;

карточки для игры «Знакомство»;

Кульминационный

  1. Развити умения работать в коллективе;
  2. Развитие умения составлять групповой коллаж;
  3. Развитие умения распределять обязанности между друг другом.

коллективное

20 минут

фотографии учащихся; фразы приветствия для плаката; краски, карандаши, клей, ножницы, кисточки, ватман.

Итоговый

  1. Развития умения подводить итог мероприятию;
  2. Развитие умения высказывать и оценить собственное мнение  

Ведущий 1: Мы прочитаем вам стих, а ваша задача закончить фразы хром.

1. Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться... («доброе утро»).

2. Доброе утро - солнцу и птицам.

Доброе утро - улыбчивым лицам.

И каждый становится добрым, доверчивым.

И доброе утро продлится до вечера.

Зазеленеет старый пень,

Когда услышит... («добрый день»).

3. Мальчик, вежливый и развитый, Говорит, встречаясь... («здравствуйте»).

Растает даже ледяная глыба

От слова теплого... («спасибо»).

4. Когда бранят за шалости, Говорим «Прости... (пожалуйста»).

5. Если больше есть не в силах, Скажем маме мы... («спасибо»).

6. И во Франции, и в Дании Говорят, прощаясь... («до свидания»).

7 .Всем вам с большой любовью

Желаю крепкого... (здоровья).

Ведущий 2.: На этом наша игра путешествие заканчивается. Вы все молодцы очень активно принимали участие. В знак хорошего отношения друг к другу, в знак приветствия, давайте подарим наши улыбающиеся солнышки тому, кому вы хотите.

Ведущий 1. Давайте подведем итог нашей игры. Понравилось ли вам выполнять задания, которые вам были представлены?

Что вам запомнилось из сегоднешней игры?

Коллективное

улыбающиеся солнышки



  Сценарий мерроприятия

Выходят ведущие

Ведущий 1.- Здравствуйте, люди добрые! Здравствуйте, люди славные! С успехом вас!

Ведущий 2. Именно так приветствовали ранее скоморохи да  балагуры да потешники. Правда, времена нынче совсем другие, говорим по-иному да по-иному одеваемся - как говорится, живем, как можем, живем да потешаемся. Скажите нам ребята, если у вас у кого- то свое интересное приветствие? (дети отвечают)

Ведущий 1. Как приятно, что при встрече Мы знакомым и родным «С добрым утром! Добрый вечер! Доброй ночи!» говорим. А знаете ли вы, что 21 ноября Всемирный день приветствий? Этот праздник придумали два брата Майкл и Брайан Маккормак из Америки в 1973 году. В этот празднике - игре правила очень просты, достаточно в этот день поздороваться с десятью незнакомыми людьми.

Ведущий 2. Народная молва гласит, что порою доброе слово исцеляет лучше, чем целебное снадобье.

Ведущий 1. Соблюдая золотые правила этикета, можно добиться любой цели. Давайте вспомним эти правила.

Ведущий 2. На доске висит солнышко без лучей. Ученики называют правила, учитель - приклеивает лучики к солнышку.

Золотые правила:

  • всегда здороваться первым, особенно если ты присоединяешься к какой–нибудь компании или встречаешься со старшими по возрасту;
  • не смущайся, если поздороваешься по случайности дважды, лучше сделать это повторно, чем ни разу;
  • помни о традициях того общества, в которое попадаешь;
  • всегда прощайся, независимо от того, какого пола и возраста собеседник.

- Поздороваться с человеком так, чтобы ему стало радостно и солнечно, тоже надо уметь. Обращали ли вы внимание, со сколькими оттенками можно произнести простое слово “здравствуйте”? – тепло, официально, холодно. Все зависит от интонации, “подвластной” человеку.

Игра “Приветствие в танце”.

Под спокойную музыку дети передвигаются. Когда музыка заканчивается, останавливаются, приветствуют друг друга.

- Какими только приветствиями люди не пользуются! Но в игре вы использовали еще и жесты. Так вот, движения и жесты, которыми издавна обменивались люди разных стран, во время приветствия еще разнообразнее, например:

(Дети проигрывают приветствия)

  • тувинцы русские, англичане, американцы – пожимают друг другу руки.
  • Китайцы – пожимают руку самому себе.
  • Латиноамериканцы – обнимаются.
  • Самоанцы – обнюхивают друг друга.
  • Тибетцы – снимают головной убор правой рукой, левую закладывают за ухо и высовывают язык.
  • У некоторых индейских племен, принято при виде незнакомцев сидеть на корточках до тех пор, пока он не заметит этой миролюбивой позы.
  • В некоторых племенах снимают обувь.

А какие жестовые приветствия знаете вы?

- Представляете, если бы мы тратили столько времени на поклоны и реверансы?

- Что бы из этого вышло?

- Все это делается в соответствии с традициями и должно соответствовать ситуации и времени.

- Мы знаем уже много правил этикета. Давайте проверим, как ими пользоваться в жизни.

Игра «Жест приветствия»

Ведущие предлагают участникам игры придумать и показать, как могли бы приветствовать своих сородичей дикари из:

1. воинского племени Йохо-хо;

2. богатого племени Шуко-ту;

3.гостеприимного племени Сесе-ки;

4. нищего племени Люлю-ам;

5.миролюбивого племени Тура-бу.

Ведущий 1: Сейчас вам будут представлены ситуации, а ваша задача объяснить как вести себя в том или ином случае.

  • Вы идете по улице с товарищем. Он поздоровался с незнакомым вам человеком. Надо ли здороваться вам?
  • Вы вошли в автобус с задней площадки и увидели, что у передней стоят ваши друзья. Надо ли поздороваться с ними и как это сделать?
  • В школьном коридоре разговаривают учителя. Среди них вы увидели своего классного руководителя и, проходя мимо, вежливо сказали: “Здравствуйте, Мария Ивановна!”. Правильно ли вы сделали?

1-й ведущий. А сейчас заедем на один из островов Тихого океана, где живут необычные племена, у которых есть свои жесты приветствий, но мы пока их не знаем.

Игра «Знакомство»в виде сценки

Каждый человек постоянно с кем-то знакомится. Существуют даже всевозможные советы о том, как правильно знакомиться, чтобы произвести хорошее впечатление. Но эти правила действуют только в привычных условиях. А если предстоит невероятное знакомство? Как тогда вести себя человеку? Представьте и инсценируйте ситуацию, при которой знакомятся:

- космонавты с инопланетянами;

- охотники со снежным человеком;

- новый владелец замка с живущими в нем привидениями;

- моряк, выброшенный после кораблекрушения на берег, с племенем людоедов;

- путешественник на машине времени со своим прапрапрадедушкой.

                                     Игра        «Закончи фразу»

 Ведущий: Мы прочитаем вам стих, а ваша задача закончить фразы.

1. Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться и говорить... («доброе утро»).

2. Доброе утро - солнцу и птицам.

Доброе утро - улыбчивым лицам.

И каждый становится добрым, доверчивым.

И доброе утро продлится до вечера.

Зазеленеет старый пень,

Когда услышит... («добрый день»).

3. Мальчик, вежливый и развитый, Говорит, встречаясь... («здравствуйте»).

Растает даже ледяная глыба

От слова теплого... («спасибо»).

4. Когда бранят за шалости, Говорим «Прости... (пожалуйста»).

5. Если больше есть не в силах, Скажем маме мы... («спасибо»).

6. И во Франции, и в Дании Говорят, прощаясь... («до свидания»).

7 .Всем вам с большой любовью

Желаю крепкого... (здоровья).

Ведущий: На этом наша игра путешествие заканчивается. Вы все молодцы, очень активно принимали участие. В знак хорошего отношения друг к другу, в знак приветствия, давайте подарим наши улыбающиеся солнышки тому, кому вы хотите.



Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МБОУ СОШ с.Кочетово Тандинского района Исследовательская работа на тему: « Тос-карак » Выполнила: ученица 4 класса Оюн Алдын-кыс Кочетово 2020

Слайд 2

Введение Девятиглазку ты купи! Всем священным окропи! Девять сокровищ загреби, День твой будет золотист! Тос-карак - тувинское название ритуальной девятиглазки , длинной деревянной ложки с девятью кропленными отверствиями , из которой разбрызгивают в жертву чай, молоко или священную воду аржаан . В культуре тувинского народа отмечены так называемые бытовые девятки: тос сыртык , тос эртине , тос аржаан , тос чүзүн мал, тос-карак .

Слайд 3

Актуальность. « Тос-карак » (ритуальная девятиглазка ) знакомит нас с традициями и обычаями. При проведении древних обрядов и ритуалов применяют « Тос-карак ». Цель исследования : Ознакомиться с ритуальной девятиглазкой « Тос-карак ». Задачи исследования: Изучить обозначение девятиглазки « Тос-карак »; Провести опрос учащихся с.Кочетово , об девятиглазке « Тос-карак »; Научиться выполнять с девятиглазкой « Тос-карак » окропления хозяевам, духам. Объектом исследования является проведения обряда с девятиглазкой . Предметом исследования мы выбрали ритуальную ложку « Тос-карак ». Она привлекла наше внимание своей оригинальностью, неповторимостью.

Слайд 4

Результаты исследования 1 . Девятиглазка состоит из головки, в которой девять углублений. Каждое углубление предназначается для жертвоприношений: Первая—солнцу Пятая—стреле Вторая—земле Шестая-огню Третья—воде Седьмая—орлу Четвертая—дереву Восьмая– маралу Девятая—медведю Длина головки состовляет 5 см, ширина -4 см. Продолжением головки является ручка, состоящая из трех кругов, украшенных тувинскими орнаментами. Длина ручки—15 см. Диаметр круга—3,5 см. Конец ручки, также украшенный орнаментом, предназначается для разноцветных лент. Цвет каждой ленты означает цвет года в котором человек родился ( менги ). Для– 5 см, длина ленты—30см, ширина ленты – 1 см.

Слайд 5

Кроме тос-карака ещё имелась ложка үш-карак - триглазка . Эта ритуальная ложка имеет три углубления в отличие от тос-карака . Считалось, что простые люди могли приносить жертвоприношение ложкой с тремя углублениями (Солнцу, Земле, Воде). А ложкой с девятью углублениями имел право приносить жертвоприношение только шаман.

Слайд 6

Результаты исследования Мы провели опрос среди учащихся школы с.Кочетово в количестве 30 (тридцати) человек. По итогам опроса 21 человека, которые знают назначение ритуальной ложки « Тос-карак », а 9 человек не знают, в основном не знали учащиеся начальных классов. У 17 (семнадцати) имеется ритуальная ложка « Тос-карак ». 2. Опрос

Слайд 7

Результаты исследования 3. Изделие « Тос-карак » используется для ритуальных обрядов. Рано утром хозяйка юрты наливала утренний чай в пиалу. Ритуальной ложкой- девятиглазкой « тос-карак » окропляла огонь очага, затем выходила из юрты, окропляла Солнце, Землю, Воду вымаливая благополучие семье, роду. Эта молитва называлась « чалбарыг ». Каждая хозяйка вымаливала по-своему. После завершения молитвы хозяйка, вернувщись в юрту, наливает чай в пиалу и подает его, прежде всего, хозяину, т.е. мужу.

Слайд 8

ЗАКЛЮЧЕНИЕ В настоящее время практически в каждом доме имеется тос-карак . Ставят её на самом почётном месте, святом месте. Это говорит о том, что народ сохранил уважение, ценность к своей духовной жизни. Разбрызгивание тос-караком в новолуние, в полнолуние, учитывая благоприятные дни для подношений, стало для своего рода семейной традицией. Таким образом, мы не должны утратить интерес к своей культуре, быту, продолжать, развивать и пользоваться ложкой « Тос-карак », а также учить этому детей . Оран-таӊды , кудай-дээрге чалбарып , Чажыг чажар ыдыывыс сен, тос-карак . Бурун шагны ӊ эдилели , тос-карак , Онзагай сен, тѳѳгүге артып каар сен!

Слайд 9

Благодарю за внимание!!!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема исследовательской работы: « Истоки возникновения ритуальной ложки « Тос-карак » Выполнила ученица 4 класса Оюн Дарина

Слайд 2

Актуальность работы: исследование истоков возникновения « Тос-карак ». Новизна работы: актуальность применения ложки « тос-карак » в современных условиях при проведении древних обрядов и ритуалов. Объект исследования: ритуальная ложка « тос-карак ». Цель исследования: Ознакомление с ритуальной ложкой « тос-карак »

Слайд 3

Задачи исследования : 1. Исследовать особенности « тос-карак ». 2. Дать характеристику элементам ложки. Методы исследования: Анализ и обобщение сведений о тос-карак .

Слайд 4

Вступительная часть Жертвоприношения молочной пищей у тувинцев существовало с древних времен. Ежедневно после доек коров, кобылиц тувинцы часть полученного молока в чистом виде либо чая, кумыса жертвовали Высшим силам, разбрызгивая «белую пищу». Для этой цели использовали тос-карак . И она привлекла наше внимание и стала предметом нашего исследования.

Слайд 5

Основная часть Тос-карак - тувинское название девятиглазки , длинной деревянной ложки с девятью кропленными отверствиями . Некоторые исследователи предполагают, что они возникли в начале становления тюркского мира, а другие связывают с проникновением учения Будды в степи Центральной Азии.

Слайд 6

Строение ложки « тос-карак » связана с представлением о девяти небесах, что каждое углубление предназначалось для жертвоприношений: Солнцу, Земле, Воде, Дереву, Стреле, Огню, Орлу, Маралу, Медведю. Рано утром хозяйка юрты наливала утренний чай в берестяное ведерко или в пиалу. Ритуальной ложкой « тос-карак » окропляла Огонь очага, затем выходила из юрты, окропляла Небеса и Землю, вымаливая благополучие семье, роду. Тихо выговаривая слова- чалбарыг .

Слайд 7

Тос-карак имеет девять углублений круглой, квадратной, восьмиугольной формы. Эти углубления означали девять аржаанов : артыш , шаанак , агы , ка ң гы , шиви б үрүзү , чойган б үрүзү , кодан-хаак , п ө ш б үрүзү , с ү т .

Слайд 8

Чтобы тос-карак выглядел красивым, девятиглазку вырезали различными способами: геометрической, контурной, рельефной и скульптурной резьбой. Каждая фигура имела свой смысл, например.

Слайд 9

Розетка с лучами или просто круг – символ солнца и жизни. Спираль – вихрь, беспокойство, буря. Капля – вода. Зерно – символ жизни. Клетка – поле ( какое-либо пространство ) Ромб – мощь, сила , удача . Крест – человек, душа . Точка – первооснова всего. Вертикальная линия – возвышенность. Горизонтальная линия – покой, спокойствие. Волнистая линия – противоборство, один.

Слайд 10

Заключительная часть В настоящее время, многие семьи вновь начали использовать тос-карак . Разбрызгивание тос-караком в новолуние, полнолуние, учитывая благоприятные дни для подношений, стало для своего рода семейной традицией. Тос-карак используют, когда кто-то уезжает из дома: учиться, служить армии или просто уходит по делам. Старший в семье благословляет в путь с пожеланиями белой дороги. Это означает, что мы тувинцы не утратили интерес к своей культуре, быту .

Слайд 11

Задачи исследования: 1. Исследовать особенности « тос-карак ». 2. Дать характеристику элементам ложки. Методы исследования: Анализ сведений о тос-карак .



Предварительный просмотр:

«Торээн черим Суг-ла-Бажы – Кочетово!»

«Родная земля - Суг- Бажы – Кочетово!»

Авторское стихотворение Оюн Дарины.

Руководитель: Монгал Свеланы Казаковны.

Октаргайга төрүттүнген кижи бүрү

Оран чурттуг, ойнап өскен делгемнерлиг.

Онзагайлыг, төөгүде ады кирген

Мактап ханмас төрээн черим Суг-ла - Бажы --- Кочетово!  

 

Ада-өгбем чурту болур Кочетовка  

Таңды- Тыва күрүнениң таваан салган,

Арат улус хосталганы ажык чарлаан

Таан чараш төрээн черим – Суг-ла - Бажы --- Кочетово!                              

                 

У каждого свой уголок родной

У каждого - свой простор родной  

Моя колыбель, моя земля

В истории значима ты – Суг-Бажы --- Кочетово!  

На родине предков моих Суг- Бажы

Тувинский народ свободу обрёл.

Моя земля, моя колыбель

Как прекрасна ты - Суг- Бажы--- Кочетово!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема: работа по тексту и рисунку « иван -царевич и жар-птица»

Слайд 7

Физкультминутка

Слайд 9

Словарная работа: Щипать – тытпарлап турган Притаился – чаштынып алган Подкрался – кеденип келген Изловчился – тударынга белеткенип алган Ухватил – сегирипкен Рваться – ушта чуткуп эгелээн

Слайд 10

Прилетела жар-птица, села на яблоню и начала щипать золотые яблоки. Иван-Царевич притаился, подкрался, изловчился и ухватил ее за хвост. А жар-птица стала так рваться, что, как ни крепко держал её Иван-Царевич, всё же вырвалась и улетела, оставив у него в руке лишь одно перо из хвоста.