Профилактика и коррекция нарушений письма в школе

Салахова Светлана Алексеевна
Материалы данного раздела помогут детям увидеть предложение и текст, правильно их
прочесть, лучше разобраться в содержании, развить умения работать с текстом, самостоятельно
разбираться в заданиях, выработать орфографическую зоркость, исправить недостатки письма, развить внимание, мышление.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Обработка результатов обследования письма школьников

При изучении письма у школьников используются критерии анализа Т.В. Ахутиной, О. Б. Иншаковой. Для характеристики успешности овладения письмом определяется продуктивность (правильность) выполнения письменных заданий, для чего в каждой письменной работе отдельно подсчитывается количество правильно написанных слов (без ошибок и исправлений) -1балл, и количество слов с правильными исправлениями (самокоррекцией), внесенными детьми. -0,5 балла.

Это позволяет определить индивидуальный показатель продуктивности не только у каждого обследуемого обучающегося, но и сравнить их между собой у разных школьников.

Оценка ошибок.

Вычленение дисграфических ошибок считается невозможным, если в письменной работе школьника встречаются контаминации(объединение элементов трех или более слов с различной комбинацией ошибок в виде пропусков, перестановок и смешений букв или слогов внутри данного объединения). За такую работу сразу начисляется максимальная оценка- штраф 30 баллов.

При отсутствии контаминаций ошибки оцениваются следующим образом:1 балл-допущенная и не исправленная ошибка, 0,5 балла

-допущенная, но правильно исправленная ребенком ошибка.

Общая сумма баллов, начисленных за ошибки, позволяет оценить степень выраженности нарушения и одновременно охарактеризовать у обучающегося уровень сформированности контроля за процессом письма, который определяется путем вычитания из общего количества допущенных ошибок, числа ошибок, найденных и правильно исправленных ребенком. Подобным образом оцениваются все виды выполненных письменных работ: диктанты, списывания с печатного и рукописного текстов ,изложения, сочинения.

К ДИСГРАФИЧЕСКИМ следует относить ошибки, связанные с нарушением реализации фонетического принципа письма в сильной позиции в слове. Фонетическйй принцип предполагает написание слова в полном соответствии с его произношением. Заменить какую-либо букву в слове невозможно, поскольку в этом случае обязательно произойдет изменение слова. Все дисграфические ошибки делятся на несколько групп в зависимости от причины их возникновения:

Ошибки письма.

1. Замены и смешения букв, обусловленные акустико- артикуляционным сходством звуков:

а) Звонких и глухих согласных, включая их мягкие пары:

  • звонкий согласный на глухой согласный: кладкой –  гладкой, осере –  озере
  • глухой согласный на звонкий согласный: воне-фоне, сдебельке –  стебельке

б) твердых и мягких согласных, отражающих смещение гласных букв ( по вертикали) между собой: стебелок –  стебелёк, радом – рядом, високие –  высокие, фёне – фоне

А О У Ы Э –  гласные 1 ряда

Я Ё Ю И Е –  гласные 2 ряда

Не являются дисграфическими ошибки обозначения мягкости согласных:

  • замена гласной буквы 2 ряда на Ь : льбовались – любовались, зельными –  зелёными
  • замена гласной буквы 2 ряда на Й в конце слова: цаплй –  цапли
  • замена гласной буквы 2 ряда на Ь +гласная буква: льюбовались –  любовались
    замена гласной буквы 2 ряда на Й + гласная: землйа – земля
  • замена Ь на гласную букву: листиев – листьев, любовалиси – любовались, веси – весь
  • пропуск Ь: болшой – большой, стебелке – стебельке
  • замена разделительного Ь на Й, Й + или Ъ: воробйи – воробьи

в) свистящих и шипящих согласных:

  • свистящий согласный на шипящий согласный («чудешный» вместо «чудесный», «окажалось» вместо «оказалось»)
  • шипящий согласный на свистящий согласный: подснезники – подснежники, слысны – слышны

г) аффрикатов и их компонентов

  • согласный звук Ц на согласный звук Ч: цудесные – чудесные
  • аффрикаты на компоненты аффрикатов: светок – цветок, раствели – расцвели
  • компоненты аффрикатов на аффрикаты: цёмной – тёмной, чёмный – тёмный

д) заднеязычных согласных (к – х, г – х, включая их мягкие пары):

  • смычных согласных (К, Г) на щелевой (Х): прибехают – прибегают, холоса – голоса
  • щелевой (Х) на смычные (К, Г): шороки – шорохи, черёмука – черёмуха

е) сонорных согласных (включая мягкие пары):

- вибрант Р на смычно-проходной согласный Л: класив – красив, озёла – озёра

  • смычно-проходной согласный Л на вибрант Р: корабрики – кораблики, стеберёк – стебелёк

ж) гласных букв, проявляющихся в смешениях гласных букв между собой (по горизонтали)

  • А – О – У – Э – Ы
  • Я – Ё – Ю – Е – И
  • гласная буква 1 ряда на гласную букву 1 ряда: цветоми – цветами, глодкой – гладкой
  • гласная буква 2 ряда на гласную букву 2 ряда: тарилками – тарелками, лёбовались – любовались

з) согласных сходных по способу образования: п-к, с-х, т-к и т.д: то – но, лад – над.

2. Оптические ошибки: 

Ошибки написания зрительно похожих букв: уом – дом.

3. Моторные ошибки:

а) ошибки двигательного запуска: чубесные – чудесные, подняп – поднят

б) графический поиск при написании букв

в) лишние элементы при воспроизведении букв (И – Й, И – Ш: цветамш – цветами)

г) недописывание отдельных элементов букв (Е – Ё): темнои – тёмной, ис – их

д)персеверации- повтор предыдущей буквы или слога:

  • согласных букв стебелёл– -стебелёк, корараблики – кораблики
  • гласных букв шарик –  шарик, кувшинки – кувшинки
  • слогов: словновно

–  неоднократные правильные обводки букв

4. Зрительно- моторные ошибки

а) смешения оптически сходных букв(очи- они,дветам - цветам, радные- разные)

б) неточность передачи графического образа буквы

в  )неадекватное начертание букв

5.Зрительно-пространственные ошибки

а) зеркальность букв (Зжик – Ёжик) - штраф 1 балл

б) неточность оформления рабочей строки(первой и последней) ) - штраф 1 балл

в) неудержание строки во время письма ) - штраф 1 балл

По 0,5 балла начисляется за каждую ошибку:

  • Количество выходов за верхнюю границу первой и последней строк на 1 мм и более
  • Количество выходов за нижнюю границу первой и последней строк на 1 мм и более
  • Колебания высоты букв
  • Колебания наклона букв
  • Общее количество букв первой и последней строке,написанных ниже верхней границы строки(при широкой разлиновке считаются буквы,которые по высоте написаны ниже, чем все остальные в строке)
  •  Общее количество букв без наклона или с левосторонним наклоном в первой и последней строках при правостороннем письме
  •  Отсутствие слитности написания букв  в слогах
  • Несоизмеримость элементов одной букв
  • Неравномерность расстояний между словами
  • Левостороннее игнорирование пространства
  • «Избегания» переноса слова (выходы за пределы полей и рабочей строки).

 Отдельно анализируются ошибки, встречающиеся преимущественно у учащихся                  первых классов:

  • Количество предложений необоснованно написанных с новой строки
  •  Заголовок письменной работы написан не посередине (сильно сдвинут влево или вправо)
  •  Первое слово текста написано рядом с его названием

6. Ошибки звукового анализа и синтеза.

Данная группа ошибок может встречаться как на уровне буквы, так и слова, в связи с тем, что слог, особенно у первоклассников, в силу несформированности фонемного анализа может восприниматься ими как целая и нечленимая единица.

а) вставки букв

  • Парных звонких согласных, парных глухих согласных: понят – поднят, цеток – цветок, тебельке – стебельке, высоие – высокие
  • Непарных звонких, непарных глухих согласных: касивыми – красивыми, кувшики – кувшинки.
  • А, О, У, Э, Ы, Я, И: стебльке – стебельке, лстьев – листьев, выско – высоко

знаков:

  • Ъ: подём – подъём.

б) вставки букв:

согласных:

  • Парных звонких согласных, парных глухих согласных: расцветли – расцвели, будтоны – бутоны
  • Непарных звонких, непарных глухих согласных: повеляло – повеяло, разцвернулся – развернулся

гласных:

  • А – О – У – Э – Ы - Я – Ё – Ю – Е – И: пылывут – плывут, расцевели – расцвели, было – был

знаков:

  • Ь и Ъ: лесьном – лесном, пъроехал – проехал.

в) перестановки букв

  • Хаотичные перестановки: лозотые – золотые, отцевли – отцвели.
  • Реверсия (зеркальная перестановка) букв в слоге: чуседные – чудесные
  • Реверсия букв в слове: ему – уме

г) антиципация букв:

  • Согласных: с лесной – к лесной, из звонкие - их звонкие
  • Гласных: чедесные – чудесные, плувут – плывут

Дополнительно в каждой работе характеризуются особенности реализации письма, за каждую из которых в случае обнаружения начисляется по 1 баллу:

  • гипертонус или гипотонус при письме
  • микрография или макрография.

Подсчёт среднего показателя ошибок письма (m) у каждого ученика производится отдельно для согласных, гласных букв и дополнительных знаков в связи с различным их количеством контрольных текстах. Например, количество ошибок, допущенных в работе, в написании согласных букв делится на их общее количество, содержащееся в выполняемом тексте.

Аналогично подсчитываются ошибки на гласные буквы, Ь и Ъ (О.Б. Иншакова, 2004).

В зависимости от задачи, стоящей перед обследованием, среднее число ошибок может высчитывается как для всех видов письменных работ, так и отдельно для диктантов или списывания. Это позволяет уточнить, какой вид перешифровки информации (из слуховой модальности в двигательную или из зрительной в двигательную модальность) оказывается на учащегося наименее успешным.

Только в том случае, если выявленные ошибки отражают нарушение фонематического принципа письма, проявляющегося в несформированности трёх основных операции письма (по А.Р. Лурия), носят стойкий, повторяющийся характер и самостоятельно в процессе обучения ребёнком не преодолеваются, их можно считать проявлениям дисграфии.

Другие виды ошибок, допущенные в письменных работах учащихся, такие как традиционные написания (сочетании –жи, -ши, -чн, -чк и др.), орфографические ошибки, регулируемые применением правил и метаязыковые, к которым следует относить ошибки обозначения границ предложении в виде отсутствия заглавной буквы, точки, а также слитное написание слов (в том числе предлога со словом), разрыв в написании слов и т.д. к дисграфическим ошибкам не относятся и анализируются отдельно.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Чебаковская СШ

Обработка результатов обследования письма школьников Специфические ошибки письма

Методические материалы к семинару «Ребенок с дислексией и дисграфией: как учить?»

                                                           

                                                                                                                                         Учитель-логопед                                                                                

                    Салахова С. А.

Методическое объединение учителей-логопедов школ и

 учителей русского языка и литературы

25 октября, 2021



Предварительный просмотр:

Диагностический диктант

Ч-Т

Речка течет, печка печет.

Ц-Ч

Расцвели чудесные цветы. Поднялись цветки на высокие стебельки.

Щ-Сь

В речке плещутся щучата. Это щучкины ребята.

Т-П

На тапках  заплатки.

Л-Р

На красивых озёрах мы любовались корабликами.

Безуд. гласные. Оптика.

Ежик скатился с лесной тропинки и покатился до молодой осинки.

П-Т

У Потапа — потоп: Протек потолок!

Безударные гласные.

Жила весёлая семья — три забияки воробья. Волк ужасно разъярён. Съесть ежа не может он.

Маленький гном — старый житель лесной

Сел на грибок под зеленой сосной.

Сел и глядит, удивляется:

Кто это сверху бросается?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Использование игровых пособий учебно-методического центра «Ребус» на уроках русского языка и логопедических занятиях в школе» учитель русского языка и литературы, учитель-логопед МОУ Чебаковская СШ Салахова Светлана Алексеевна Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности. Сухомлинский Василий Александрович

Слайд 5

Ссылка на обзор игры «Товарищ мягкий знак» https://goo-gl.ru/LG37X

Слайд 7

Ссылка на обзор игры «Словесный калейдоскоп» https://goo-gl.ru/cR8ip

Слайд 10

Ссылка на обзор игры «Орфографический фоторобот» https://goo-gl.ru/OLKnY

Слайд 13

Сссылка на обзор игры «Чудеса во множественном числе» https:// goo-gl.ru/WrWWO

Слайд 17

Ссылка на обзор игры «Спасти безударную» https://goo-gl.ru/VWTPE

Слайд 19

Ссылка на обзор игры « Падежи на виражах» https://goo-gl.ru/4AB0r

Слайд 20

ССЫЛКИ НА САЙТЫ https://vk.com/dvoykamnet Портал «Двойкам нет» https://www.dvoykam.net/ http://r-e-b-u-s.ru Издательство «Ребус» Образовательный портал « Мерсибо » https://mersibo.ru/shop