Профилактика и коррекция нарушений письма в школе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Обработка результатов обследования письма школьников | 29.51 КБ |
ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ | 13.37 КБ |
Использование игровых пособий учебно-методического центра «Ребус» | 1.72 МБ |
Предварительный просмотр:
Обработка результатов обследования письма школьников
При изучении письма у школьников используются критерии анализа Т.В. Ахутиной, О. Б. Иншаковой. Для характеристики успешности овладения письмом определяется продуктивность (правильность) выполнения письменных заданий, для чего в каждой письменной работе отдельно подсчитывается количество правильно написанных слов (без ошибок и исправлений) -1балл, и количество слов с правильными исправлениями (самокоррекцией), внесенными детьми. -0,5 балла.
Это позволяет определить индивидуальный показатель продуктивности не только у каждого обследуемого обучающегося, но и сравнить их между собой у разных школьников.
Оценка ошибок.
Вычленение дисграфических ошибок считается невозможным, если в письменной работе школьника встречаются контаминации(объединение элементов трех или более слов с различной комбинацией ошибок в виде пропусков, перестановок и смешений букв или слогов внутри данного объединения). За такую работу сразу начисляется максимальная оценка- штраф 30 баллов.
При отсутствии контаминаций ошибки оцениваются следующим образом:1 балл-допущенная и не исправленная ошибка, 0,5 балла
-допущенная, но правильно исправленная ребенком ошибка.
Общая сумма баллов, начисленных за ошибки, позволяет оценить степень выраженности нарушения и одновременно охарактеризовать у обучающегося уровень сформированности контроля за процессом письма, который определяется путем вычитания из общего количества допущенных ошибок, числа ошибок, найденных и правильно исправленных ребенком. Подобным образом оцениваются все виды выполненных письменных работ: диктанты, списывания с печатного и рукописного текстов ,изложения, сочинения.
К ДИСГРАФИЧЕСКИМ следует относить ошибки, связанные с нарушением реализации фонетического принципа письма в сильной позиции в слове. Фонетическйй принцип предполагает написание слова в полном соответствии с его произношением. Заменить какую-либо букву в слове невозможно, поскольку в этом случае обязательно произойдет изменение слова. Все дисграфические ошибки делятся на несколько групп в зависимости от причины их возникновения:
Ошибки письма.
1. Замены и смешения букв, обусловленные акустико- артикуляционным сходством звуков:
а) Звонких и глухих согласных, включая их мягкие пары:
- звонкий согласный на глухой согласный: кладкой – гладкой, осере – озере
- глухой согласный на звонкий согласный: воне-фоне, сдебельке – стебельке
б) твердых и мягких согласных, отражающих смещение гласных букв ( по вертикали) между собой: стебелок – стебелёк, радом – рядом, високие – высокие, фёне – фоне
А О У Ы Э – гласные 1 ряда
Я Ё Ю И Е – гласные 2 ряда
Не являются дисграфическими ошибки обозначения мягкости согласных:
- замена гласной буквы 2 ряда на Ь : льбовались – любовались, зельными – зелёными
- замена гласной буквы 2 ряда на Й в конце слова: цаплй – цапли
- замена гласной буквы 2 ряда на Ь +гласная буква: льюбовались – любовались
замена гласной буквы 2 ряда на Й + гласная: землйа – земля - замена Ь на гласную букву: листиев – листьев, любовалиси – любовались, веси – весь
- пропуск Ь: болшой – большой, стебелке – стебельке
- замена разделительного Ь на Й, Й + или Ъ: воробйи – воробьи
в) свистящих и шипящих согласных:
- свистящий согласный на шипящий согласный («чудешный» вместо «чудесный», «окажалось» вместо «оказалось»)
- шипящий согласный на свистящий согласный: подснезники – подснежники, слысны – слышны
г) аффрикатов и их компонентов
- согласный звук Ц на согласный звук Ч: цудесные – чудесные
- аффрикаты на компоненты аффрикатов: светок – цветок, раствели – расцвели
- компоненты аффрикатов на аффрикаты: цёмной – тёмной, чёмный – тёмный
д) заднеязычных согласных (к – х, г – х, включая их мягкие пары):
- смычных согласных (К, Г) на щелевой (Х): прибехают – прибегают, холоса – голоса
- щелевой (Х) на смычные (К, Г): шороки – шорохи, черёмука – черёмуха
е) сонорных согласных (включая мягкие пары):
- вибрант Р на смычно-проходной согласный Л: класив – красив, озёла – озёра
- смычно-проходной согласный Л на вибрант Р: корабрики – кораблики, стеберёк – стебелёк
ж) гласных букв, проявляющихся в смешениях гласных букв между собой (по горизонтали)
- А – О – У – Э – Ы
- Я – Ё – Ю – Е – И
- гласная буква 1 ряда на гласную букву 1 ряда: цветоми – цветами, глодкой – гладкой
- гласная буква 2 ряда на гласную букву 2 ряда: тарилками – тарелками, лёбовались – любовались
з) согласных сходных по способу образования: п-к, с-х, т-к и т.д: то – но, лад – над.
2. Оптические ошибки:
Ошибки написания зрительно похожих букв: уом – дом.
3. Моторные ошибки:
а) ошибки двигательного запуска: чубесные – чудесные, подняп – поднят
б) графический поиск при написании букв
в) лишние элементы при воспроизведении букв (И – Й, И – Ш: цветамш – цветами)
г) недописывание отдельных элементов букв (Е – Ё): темнои – тёмной, ис – их
д)персеверации- повтор предыдущей буквы или слога:
- согласных букв стебелёл– -стебелёк, корараблики – кораблики
- гласных букв шарик – шарик, кувшинки – кувшинки
- слогов: словновно
– неоднократные правильные обводки букв
4. Зрительно- моторные ошибки
а) смешения оптически сходных букв(очи- они,дветам - цветам, радные- разные)
б) неточность передачи графического образа буквы
в )неадекватное начертание букв
5.Зрительно-пространственные ошибки
а) зеркальность букв (Зжик – Ёжик) - штраф 1 балл
б) неточность оформления рабочей строки(первой и последней) ) - штраф 1 балл
в) неудержание строки во время письма ) - штраф 1 балл
По 0,5 балла начисляется за каждую ошибку:
- Количество выходов за верхнюю границу первой и последней строк на 1 мм и более
- Количество выходов за нижнюю границу первой и последней строк на 1 мм и более
- Колебания высоты букв
- Колебания наклона букв
- Общее количество букв первой и последней строке,написанных ниже верхней границы строки(при широкой разлиновке считаются буквы,которые по высоте написаны ниже, чем все остальные в строке)
- Общее количество букв без наклона или с левосторонним наклоном в первой и последней строках при правостороннем письме
- Отсутствие слитности написания букв в слогах
- Несоизмеримость элементов одной букв
- Неравномерность расстояний между словами
- Левостороннее игнорирование пространства
- «Избегания» переноса слова (выходы за пределы полей и рабочей строки).
Отдельно анализируются ошибки, встречающиеся преимущественно у учащихся первых классов:
- Количество предложений необоснованно написанных с новой строки
- Заголовок письменной работы написан не посередине (сильно сдвинут влево или вправо)
- Первое слово текста написано рядом с его названием
6. Ошибки звукового анализа и синтеза.
Данная группа ошибок может встречаться как на уровне буквы, так и слова, в связи с тем, что слог, особенно у первоклассников, в силу несформированности фонемного анализа может восприниматься ими как целая и нечленимая единица.
а) вставки букв
- Парных звонких согласных, парных глухих согласных: понят – поднят, цеток – цветок, тебельке – стебельке, высоие – высокие
- Непарных звонких, непарных глухих согласных: касивыми – красивыми, кувшики – кувшинки.
- А, О, У, Э, Ы, Я, И: стебльке – стебельке, лстьев – листьев, выско – высоко
знаков:
- Ъ: подём – подъём.
б) вставки букв:
согласных:
- Парных звонких согласных, парных глухих согласных: расцветли – расцвели, будтоны – бутоны
- Непарных звонких, непарных глухих согласных: повеляло – повеяло, разцвернулся – развернулся
гласных:
- А – О – У – Э – Ы - Я – Ё – Ю – Е – И: пылывут – плывут, расцевели – расцвели, было – был
знаков:
- Ь и Ъ: лесьном – лесном, пъроехал – проехал.
в) перестановки букв
- Хаотичные перестановки: лозотые – золотые, отцевли – отцвели.
- Реверсия (зеркальная перестановка) букв в слоге: чуседные – чудесные
- Реверсия букв в слове: ему – уме
г) антиципация букв:
- Согласных: с лесной – к лесной, из звонкие - их звонкие
- Гласных: чедесные – чудесные, плувут – плывут
Дополнительно в каждой работе характеризуются особенности реализации письма, за каждую из которых в случае обнаружения начисляется по 1 баллу:
- гипертонус или гипотонус при письме
- микрография или макрография.
Подсчёт среднего показателя ошибок письма (m) у каждого ученика производится отдельно для согласных, гласных букв и дополнительных знаков в связи с различным их количеством контрольных текстах. Например, количество ошибок, допущенных в работе, в написании согласных букв делится на их общее количество, содержащееся в выполняемом тексте.
Аналогично подсчитываются ошибки на гласные буквы, Ь и Ъ (О.Б. Иншакова, 2004).
В зависимости от задачи, стоящей перед обследованием, среднее число ошибок может высчитывается как для всех видов письменных работ, так и отдельно для диктантов или списывания. Это позволяет уточнить, какой вид перешифровки информации (из слуховой модальности в двигательную или из зрительной в двигательную модальность) оказывается на учащегося наименее успешным.
Только в том случае, если выявленные ошибки отражают нарушение фонематического принципа письма, проявляющегося в несформированности трёх основных операции письма (по А.Р. Лурия), носят стойкий, повторяющийся характер и самостоятельно в процессе обучения ребёнком не преодолеваются, их можно считать проявлениям дисграфии.
Другие виды ошибок, допущенные в письменных работах учащихся, такие как традиционные написания (сочетании –жи, -ши, -чн, -чк и др.), орфографические ошибки, регулируемые применением правил и метаязыковые, к которым следует относить ошибки обозначения границ предложении в виде отсутствия заглавной буквы, точки, а также слитное написание слов (в том числе предлога со словом), разрыв в написании слов и т.д. к дисграфическим ошибкам не относятся и анализируются отдельно.
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Чебаковская СШ
Обработка результатов обследования письма школьников Специфические ошибки письма
Методические материалы к семинару «Ребенок с дислексией и дисграфией: как учить?»
Учитель-логопед
Салахова С. А.
Методическое объединение учителей-логопедов школ и
учителей русского языка и литературы
25 октября, 2021
Предварительный просмотр:
Диагностический диктант
Ч-Т
Речка течет, печка печет.
Ц-Ч
Расцвели чудесные цветы. Поднялись цветки на высокие стебельки.
Щ-Сь
В речке плещутся щучата. Это щучкины ребята.
Т-П
На тапках заплатки.
Л-Р
На красивых озёрах мы любовались корабликами.
Безуд. гласные. Оптика.
Ежик скатился с лесной тропинки и покатился до молодой осинки.
П-Т
У Потапа — потоп: Протек потолок!
Безударные гласные.
Жила весёлая семья — три забияки воробья. Волк ужасно разъярён. Съесть ежа не может он.
Маленький гном — старый житель лесной
Сел на грибок под зеленой сосной.
Сел и глядит, удивляется:
Кто это сверху бросается?
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Ссылка на обзор игры «Товарищ мягкий знак» https://goo-gl.ru/LG37X
Ссылка на обзор игры «Словесный калейдоскоп» https://goo-gl.ru/cR8ip
Ссылка на обзор игры «Орфографический фоторобот» https://goo-gl.ru/OLKnY
Сссылка на обзор игры «Чудеса во множественном числе» https:// goo-gl.ru/WrWWO
Ссылка на обзор игры «Спасти безударную» https://goo-gl.ru/VWTPE
Ссылка на обзор игры « Падежи на виражах» https://goo-gl.ru/4AB0r
ССЫЛКИ НА САЙТЫ https://vk.com/dvoykamnet Портал «Двойкам нет» https://www.dvoykam.net/ http://r-e-b-u-s.ru Издательство «Ребус» Образовательный портал « Мерсибо » https://mersibo.ru/shop