Учебно-методичекая разработка: проект "Овощи, Огород"

Васильева Раиса Васильевна

ГБДОУ д/с №2

Красногвардейского района СПб

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебно- методическая разработка:

 проект «ОВОЩИ. ОГОРОД»

 

Разработан воспитателем: Васильевой

Раисой Васильевной

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2012

 

 

ПОЗНАВАТЕЛЬНО     -     РЕЧЕВОЕ        РАЗВИТИЕ

«Познание»

«Чтение художественной литературы»

Цель:  Развитие у детей познавательных интересов, интеллектуальное развитие детей

Цель: Овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми

Задачи.

 – сенсорное развитие;

– развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности;

– формирование элементарных математических представлений;

– формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей

 

Самостоятельная деятельность детей

Словотворчество Театрализованная деятельность                   Игра-драматизация   Продуктивная деятельность             Сюжетно-ролевые игры    Экспериментирование  Исследовательская

 

 

 

 

деятельность

Конструирование

Развивающие игры Рассматривание иллюстраций

 

Задачи                                           -  формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений;                         – развитие литературной речи;                                       – приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.

 

Совместная деятельность с педагогом

Наблюдение Экспериментирование Исследовательская деятельность    Конструирование  Развивающие игры      Беседа Рассказ   Создание коллекций  Проектная деятельность Проблемные ситуации Чтение стихов, сказок, рассказов Рассматривание иллюстраций  Творческие задания Ситуативное обучение

 Досуги

Праздники Совместная продуктивная деятельность.

Экскурсии.

 

 

Организация образовательного процесса

«Коммуникация»

Цель: Формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) книг

Задачи

развитие свободного общения со взрослыми и детьми;

– развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи 

— диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности;

– практическое владение воспитанниками нормами речи

Режимные моменты Сюжетно-ролевая игра

Рассматривание

Наблюдение

Игра-экспериментирование

Исследовательская деятельность

Развивающие игры

Экскурсии

Ситуативный разговор

Рассказ Тематические досуги Беседа  Хороводные игры. Речевые дидактические игры. Наблюдения Чтение

 

 

 

Совместная деятельность с семьей                                     Совместные семейные проекты Досуги, праздники                          Экскурсии Беседы Посещение театра Рассказы Консультации

 

Содержание образовательной области «Познание» - направлено на достижение  целей развития у детей  познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение следующих  задач:

  • сенсорное развитие;
  • развитие познавательно-исследовательской и  продуктивной

(конструктивной)  деятельности;

  • формирование элементарных математических представлений;
  • формирование целостной картины мира расширение кругозора детей.

Способы познания

  • Наблюдение (включая самонаблюдение);
  • Обследование объектов;
  • Пробующие действия;
  •  Способы логического  познания (сравнение, классификация, сериация, анализ, синтез и др.);
  • Простейшие измерения;
  • Экспериментирование с предметами и их образами;
  • Использование  моделей, их построение и т.д.

СРЕДСТВА  ПОЗНАНИЯ  И ОПИСАНИЯ  ОКРУЖАЮЩЕЙ  ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ

Всякого рода эталоны:

  • сенсорные эталоны, эталоны разных мер- длинны, веса,

времени и т.д., нравственно-этические и эстетические и др.

  • модели;
  • речь;
  • всевозможные языки;
  • представления о  «базовых» категориях ( бытие, пространство, движение, время, состояние, изменение, качество, количество, число, величина, потребности, отношения и др.)

 

 

   

 Содержание образовательной области «Коммуникация» - направлено на достижение целей  овладения конструктивными способами  и       средствами взаимодействия с окружающими людьми  через  решение следующих задач:

  • развитие свободного общения со взрослыми и детьми;
  • развитие всех компонентов устной          речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи)
  •  связной речи – диалогической и монологической форм в различных видах детской деятельности;
  • практическое овладение воспитанниками нормами речи.

Содержание образовательной области «Чтение художественной литературы» - направлено на достижение цели формирования интереса и потребности в чтении (восприятии) книг через решение следующих задач:

  • формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений;
  • развитие литературной речи;
  • приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.

Проект: «Овощи. Огород»

Тип проекта: познавательно – исследовательский.

Возраст детей: старшая группа.

Продолжительность проекта: одна неделя.

Период выполнения: последняя неделя сентября.

I этап.

Цель проекта: Формирование целостной картины мира; расширение кругозора детей.

Задачи:

- Закрепить и расширить обобщенные представления об овощах, о сборе урожая, о заготовке овощей на зиму.

- Ввести в активный словарь: существительные: овощи, помидор, огурец, лук, свекла, морковь, капуста, картофель, огород, грядка; прилагательные: сочный, хрустящий, зеленый, оранжевый, гладкий, полезный;

- Закрепить в речи формы единственного и множественного числа имен существительных;

- Продолжить работу по обучению согласованию слов в предложении рода, числа, падеже;

- Развивать монологическую и диалогическую речь;

- Формировать первичные представления о труде взрослых, воспитывать ценностное отношение к труду людей и его результатам;

- Развивать продуктивную деятельность детей.

II этап.

Подготовка и внедрение проекта.

Подбор материалов:

Художественная литература: русские народные сказки: «Репка», «Вершки и корешки», Тувим «Овощи», Ван Гог «Картофель», А. Прокофьев «Огород», Носов «Огурцы».

Дидактический материал:

Предметные картинки, овощи, муляжи овощей, по теме демонстрационный и раздаточный материал, репродукции картин: Куприн натюрморт «Кабачки», М. Кончаловский  «Поднос и овощи».  Перспективный план.

III  этап.

Выполнение проекта

Основные направления

Образовательные области

Содержание

Развивающая среда

Работа с родителями

Познавательно-речевое развитие

Познание

Рассматривание овощей, рассматривание репродукций картин: Куприна натюрморт «Кабачки», М. Кончаловского  «Поднос и овощи», Ван Гог «Картофель», заучивание  А. Прокофьева «Огород».

Овощи, муляжи овощей,

репродукции картин: Куприн натюрморт «Кабачки», М. Кончаловский  «Поднос и овощи». 

Художественная литература: русские народные сказки: «Репка», «Вершки и корешки», Тувим «Овощи», Носов «Огурцы», Ван Гог «Картофель» А. Прокофьев «Огород».

Сюжетно-ролевая игра «Магазин»- овощи, фрукты.

Настольно-печатные игры: «Лото», «Ботаническое лото», Разрезные картинки, пазлы.

Разнообразные материалы для продуктивных видов деятельности.

Совместный семейный проект  выставка творческих работ «Осень добрая пришла».                       Беседы. Консультации по обогащению предметно-пространственной среды группы разнообразными овощами.

Экскурсия в выходной день на овощную ярмарку.

Музыкальный досуг «Осенины»

Коммуникация

Беседы: «Какой на вкус», «Какие овощи на обед», Проблемные ситуации по рассказу Носова «Огурцы».

Чтение художественной литературы

Русские народные сказки: «Репка», «Вершки и корешки», Тувим «Овощи», Носов «Огурцы», А. Григорьев «Огород».

Социально-личностное развитие

Социализация

Дидактические игры: «Давай отгадаем»,

«В огороде у козы Лизы», «Четвертый лишний»,  «1, 2, 5»,

«Чего не стало», «Волшебный мешочек»,

Словесные игры: «У Лариски две редиски».

Труд

Сбор  урожая Картофеля, свеклы, моркови на огороде детского сада.

Художественно-эстетическое развитие

Художественное творчество

Рассматривание репродукций картин: Куприна натюрморт «Кабачки», М. Кончаловского  «Поднос и овощи», Ван Гог «Картофель».

Лепка, аппликация, рисование: «Овощи на подносе», «Овощи в корзине», «Огород».

Музыка

Прослушивание музыкальных произведений, заучивание песен «Как у бабушки растут овощи на грядке.

Логоритмика: «Как у наших у ворот появился огород».

Инсценировка: «Сбор овощей».

Физическое развитие

Физическая культура

Подвижные игры: «Огуречик, огуречик», «урожай»; физкультминутки: «Наша грядка», «Хозяйка однажды с базара пришла».

Здоровье

Полезные продукты.

 

IV  этап.

Презентация проекта. Оформление выставки творческих работ - ребенок, родитель, педагог.

Музыкальный досуг «Осенины»

Вывод:

Проект «Овощи. Огород» проходил в рамках комплексно-тематического планирования,   дети были любознательными, активными, эмоционально отзывчивыми,  овладевшими необходимыми умениями и знаниями,  а родители заинтересованными участниками,  партнерами совместной деятельности с детьми и педагогами.

 

 

                              

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

  1. Л.Г. Горькова, А. В. Кочергина, Л. А. Обухова. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная), изд. «Вако», Москва 2005 год.
  2. З. А. Ефанова. Познание предметного мира, изд. «Учитель», Волгоград, 2012 год.
  3. Н. В. Нищева. Примерная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с ОНР (с 3 до 7 лет), Детство-Пресс, С-Пб, 2012 год.
  4. Н. В. Нищева.  Система коррекционной  работы в логопедической группе для детей с ОНР.  Детство-Пресс, С-Пб, 2002 год.
  5. И. Н. Павленко, Н.Г. Родошкина. Развитие речи и ознакомление с окружающим миром в ДОУ (интегративные занятия), Творческий центр, Москва, 2005 год
  6. Т. А. Фольновия, Л.  П. Барылкина. Развитие речи, подготовка к освоению письма (4-7 лет), изд. «Вако», Москва 2005 год.
  7. Т. А. Шорыгина. Овощи. Какие они?, Гном и Д, Москва, 2003 год.