Развитие связной речи

Макушкина Жанна Геннадьевна

Методические рекомендации к проведению занятий по развитию связной речи

 

К началу обучения в подготовительной группе значительное большинство детей способны к пересказу коротких текстов, составлению рассказов по сюжетным картинам наблюдаемым действиям и пр. - то есть к связным высказываниям. Но, прежде чем добиться подобных высказываний, необходимо провести большую работу.

Связную речь в норме характеризуют следующие особенности: развернутость, произвольность, логичность, непрерываемоемость и программированность. Дошкольников с недоразвитием связного высказывания отличают: недостаточное умение отражать причинно-следственные отношения между событиями, узкое восприятие действительности, нехватка речевых средств, трудности планирования монолога.

При работе с детьми 5-летнего возраста, когда «рассказ» ребенка зачастую выглядит как набор непоследовательных аграмматичных фраз, очень важна поэтапность начального, пускового периода обучения.

Работая с шестилетними детьми указанной категории, каждый раз убеждаешься в большом диапазоне индивидуальных и групповых различий их связной речи. Поэтому в перспективном плане занятия данного профиля не конкретизированы.

Благодаря мастерству педагогов, усиленной работе родителей, а также высоким компенсаторным возможностям детей, планка сформированности их связной речи в некоторых группах поднимается достаточно высоко и большинству дошкольников удается не только достичь высокого уровня. Совершенствование в связных, продуманных, логичных, аргументированных высказываниях может продолжаться бесконечно.

В старших и подготовительных группах педагогам от репродуктивных форм связной речи (пересказ, заучивание) следует переходить к ее инициативным формам. К ним, помимо прочих, относится творческое рассказывание, которое в коррекционной педагогике считается наиболее сложным.

При обучении детей связной речи специалисты рекомендуют педагогам использовать следующие виды творческого рассказывания:

  • добавление в рассказ предшествующих либо последующих событии;
  • составление рассказа, аналогичного данному, с изменением времени или результата действия;
  • составление рассказа с включением (исключением) объектов
  • составление рассказа по комплекту игрушек;
  • рассказывание по частично закрытой сюжетной картине;
  • придумывание рассказа про знакомого героя;
  • составление рассказа по его названию;
  • придумывание рассказа по нескольким опорным словам.

Если уровень сформированности связной речи большинства детей ниже среднего, в указанных видах рассказывания целесообразно использовать тексты с наиболее простым и доступным содержанием и то количество занятий на каждом этапе, которое педагог считает достаточным.

В предложенной схеме нарастание сложности происходит благодаря постепенному убыванию вспомогательных средств развития связнтй речи, к которым можно отнести все виды наглядности, а также моделирование плана высказывания. Рассмотрим их подробнее.

При пересказе с использованием серии сюжетных картин вспомогательными средствами являются текст, дающий детям необходимое лексико-грамматическое наполнение речи, а также зрительная наглядность, облегчающая построение высказывания и его плана.

В пересказе по опорным сигналам используются схематические картинки. Для их изготовления педагогам не понадобятся художественные способности: любой в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу. Опорные картинки, являясь зрительным планом, направляют процесс связного высказывания, речевые средства которого обеспечивает текст рассказа.

В любой системе обучения непременно должно присутствовать поступательное движение от простого к сложному. Проанализируем, каким образом обеспечивается данный принцип в предлагаемой последовательности видов рассказывания — не только от этапа к этапу, но и на протяжении всего периода обучения в старшей группе.

Пересказ используется и в старшей, и в подготовительной группе, но в последней рекомендуется брать тексты, содержание которых более насыщено, а объем увеличен по сравнению с аналогичными в предыдущем году. То же можно сказать и о сериях сюжетных картин. Кроме того, усложнение в разделах, которые дублируются на первом годах обучения, достигается за счет включения логопедом в занятия:

  • обсуждение вариантов поведения героев рассказа, их возможной речевой реакции на различные ситуации;
  • аргументированной нравственной оценки поступков действующих лиц;
  • проигрывания ситуаций общения;
  • установления причинно-следственной зависимости действий в рассказе.

Остановимся на некоторых организационных вопросах проведения занятий по развитию связной речи.

Составной частью всех занятий является анализ рассказа, или, другими словами, ответы детей на вопросы по его содержанию. Очень важно, чтобы вопросы были тщательно продуманны и подготовлены педагогам. От этого зависит качество рассказов, воспроизведенных или составленных детьми.

Важно, чтобы вопросы задавались педагогом не только по содержанию рассказа, последовательности событий, их причинно-следственной зависимости, но и предусматривали моделирование каждого предложения, так как от структурного построения вопроса зависит лексико-грамматическое оформление каждой фразы рассказа.

Сравним, например, вопросы к одному и тому же действию из рассказа «Щенок и чашка»:

В чем Петя захотел признаться маме? — О чем мальчик поспешил рассказать маме? — Почему Петя рассказал маме о своем поступке? — За что Петя попросил у мамы прощения? И пр.

Очевидно, что каждый из данных вопросов предусматривает составление детьми своего, отличного по сложности, количеству, порядку слов и их связи варианта предложения. Вот почему в ходе анализа произведения мы рекомендуем вариативность вопросов педагога к каждой фразе рассказа.

С другой стороны, на один и тот же вопрос дети могут ответить различными предложениями, например: Петя захотел признаться маме, что это он разбил чашку; или: Петя захотел признаться маме, что он ее обманул и щенок не виноват.

Рекомендуется добиваться от дошкольников нескольких вариантов ответа на поставленный вопрос. Выбор одной, наиболее точной, емкой, грамотной и структурно доступной фразы из нескольких, создает у детей дух соревнования, повышает у них интерес к занятию и привлекает внимание воспитанников к конструкции предложений, составляющих рассказ.

Очень важно то, с каким настроем педагог слушает рассказы детей. Радостное, заинтересованное, восторженное отношение взрослого удивительно помогает самому застенчивому и неуспевающему воспитаннику. И наоборот: напряженное, недовольное выражение лица педагога может парализовать выступление самого способного ребенка.

 

Как работать над составлением графического плана связного рассказа

Ребенку дается чистый шестиклеточный бланк-таблица.

В ходе занятия ребенок выбирает определенный предмет, рассказ о котором он составляет совместно со взрослым.

Взрослый (логопед или воспитатель) на доске по одному полю заполняет пустые ячейки мнемотаблицы. Ребенок рисует на собственном бланке. Таким образом, каждый ребенок в ходе занятия заполняет свою мнемотаблицу, с помощью которой он имеет возможность самостоятельно составить рассказ-описание о любом другом предмете по данной лексической теме.

Наглядная схема выступает в качестве плана речевого высказывания. Алгоритмизированная форма организации самостоятельного речевого высказывания составляет опору и выступает системообразующим каркасом, структура которого используется при составлении рассказов по другим разделам материала. Ребенок знает, с чего он может начать, чем продолжить и уточнить свой рассказ, а также как его завершить. Это достигается использованием унифицированных символов, обозначающих различные признаки. Например:

  • цвет — дети рисуют цветовые пятна, используя не только цвета конкретного предмета, о котором говорится в настоящий момент, но и другие возможные варианты данного признака;
  • человек — для чего объект нужен человеку, и каким образом человек о нем заботится (если это живое существо или растение) или как человек использует его (если это неодушевленный предмет);
  • контур из деталей предмета — обозначаются детали предмета, ребенок должен назвать, из каких частей состоит игрушка (кукла);
  • силуэт предмета со знаком вопроса внутри — дети называют материал, из которого сделан предмет и его составные части;
  • рука — какие действия совершают с этим предметом, что можно приготовить (например: из яблок можно сварить яблочный компот);
  • форма – дети называют, какую форму имеет сам предмет или его части;
  • знак вопроса – название предмета или его объекта (это – кукла, это – морковь).

Вы можете опираться на описанные приемы в других видах работы или создавать свои новые алгоритмы для любых других тем.

 

 

 

 

 

Составить рассказ «Детский сад» по плану:

 

 

 

 

 

 

image

 

 

 

image

image

 

 

 

image

 

 

 

image

image

 

 

Вопросы детям по схеме:

  • детский сад
  • что делаем утром, днем и вечером в детском саду?
  • как зовут тебя, твоих воспитателей?
  • назови, какие игрушки есть в группе?
  • какие занятия проходят в саду?
  • что вы делаете на прогулке?

 

Детский сад

(примерный рассказ по таблице)

Меня зовут Антон. Утром я просыпаюсь и иду в детский сад. Меня встречают воспитатели — Нина Дмитриевна и Ольга Егоровна. Наша няня, Анна Антоновна, кормит нас вкусным завтраком. Я и мои друзья очень любим заниматься: мы считаем, лепим, рисуем, поем. Больше всего мне нравится прогулка — можно построить замок из песка или поиграть в догонялки. В детском саду мне весело и интересно.

 

 

 

 

 

 

1. ЦВЕТ

1.1. Уточнение и закрепление представлений о цвете

  1. Посмотри на кляксу каждого цвета и назови его.
  2. Я буду называть различные цвета, а ты их показывай.

image

 


 

 

1.2. Упражнения на словоизменение прилагательных

  1. Посмотри на изображения предметов разных цветов. Покажи предмет, про который можно сказать: голубой, голубая, голубое, голубые.
  2. Назови изображенные предметы и их цвет.

image


 

 

2. ФОРМА

2.1. Упражнения на закрепление представлений о форме

  1. Посмотри на изображение каждой формы и назови ее.
  2. Я буду называть различные формы, а ты их показывай. Вспомни, что бывает такой формы.

image


 

 

image2.2. Упражнения на словоизменение прилагательных

  1. На картинках изображены предметы различной формы. Покажи предмет, про который можно сказать: круглый; круглая; круглое; круглые...
  2. Назови предметы и их форму.

 

image

3. РАЗМЕР

3.1. Упражнения на закрепление представлений о размере

  1. Посмотри на изображения предметов. Обрати внимание на их размер.
  2. Я буду называть предметы различного размера, а ты их показывай. Вспомни, что бывает такого же размера.

 

image

 

3.2. Упражнения на словоизменение прилагательных

  1. На картинках изображены предметы различного размера. Покажи предмет, про который можно сказать: большой; большая; большое.; большие...
  2. Назови изображенные предметы и их размер.

 

image

 

4. ПРОСТРАНСТВЕННОЕ РАСПОЛОЖЕНИЕ

4.1. Упражнения на закрепление представлений о пространственном расположении

  1. На картинках по-разному расположены предметы. Покажи предмет, про который можно сказать: правым; правая; правое: правые; высокий; низкий.
  2. Назови предметы и их расположение.

 

image

4.2. Упражнения на словоизменение прилагательных

  1. Посмотри на изображения предметов и их расположение. Назови предметы и их расположение.
  2. Я буду называть различно расположенные предметы, а ты их показывай. Вспомни, что может быть так расположено.

 

image

5. ДЛИНА

5.1. Уточнение и закрепление представлений о длине

  1. Посмотри на изображение предметов и их длину. Назови каждый предмет и его длину.
  2. Я буду называть предметы различной длины, а ты их показывай. Вспомни, что бывает такой же длины

 

image


 

5.2. Упражнения на словоизменение прилагательных

  1. Посмотри на изображения предметов различной длины. Покажи предмет, про который можно сказать: длинный: длинная; длинное,; длинные...
  2. Назови изображенные предметы и их длину.

 

image


 

6. ШИРИНА

6.1. Уточнение и закрепление представлений о ширине

  1. Посмотри на изображения предметов и их ширину. Назови каждый предмет и его ширину.
  2. Я буду называть предметы, различные по ширине, а ты их показывай. Вспомни, что бывает такой же ширины

 

image


 

6.2. Упражнения на словоизменение прилагательных

  1. На картинках изображены предметы, различные по ширине. Покажи предмет, про который можно сказать: широкий; широкая: широкое; широкие...
  2. Назови изображенные предметы и их ширину.

 

image


 

 

7. ВЫСОТА

7.1 Уточнение и закрепление представлений о высоте

  1. Посмотри на изображение предметов и их высоту. Назови каждый предмет и его высоту.
  2. Я буду называть предметы различной высоты, а ты их показывай. Вспомни, что бывает такой же высоты

 

 

image


 

7.2. Упражнения на словоизменение прилагательных

  1. На картинках изображены предметы различной высоты. Покажи предмет, про который можно сказать: высокий; высокая; высокое; высокие...
  2.  Назови изображенные предметы и их высоту.

 

 

image

 

 


 

8. ТОЛЩИНА

8.1. Уточнение и закрепление представлений о толщине

  1. Посмотри на изображения предметов и их толщину. Назови предмет и его толщину.
  2. Я буду называть предметы, различные по толщине, а ты их показывай. Вспомни, какие предметы бывают такой же толщины.

 

image


 

8.2. Упражнения на словоизменение прилагательных

  1. 1.На картинках изображены предметы различной толщины. По­кажи предмет, про который можно сказать: толстым: толстая; толстое,; толстые...
  2. Назови изображенные предметы и их толщину.

 

image