Физкультурно-оздоровительная программа для работы с часто болеющими детьми и с детьми с ослабленным здоровьем «Правильное дыхание с детства»

Давыдова Елена Александровна

В последнее время заметна тенденция к ухудшению состояния здоровья детей. Уровень заболеваемости детей в дошкольном возрасте очень высок. Первое место в структуре заболеваемости (65% всей патологии) занимают болезни органов дыхания, среди которых 90% - ОРЗ и грипп.

Наибольшее число перенесенных  заболеваний приходится на часто болеющих детей, абсолютный уровень заболеваемости которых в 2-4 раза выше, чем у редко болеющих. Часто болеющими детьми, принято считать детей, которые за год переболели 4 и более раз ОРВИ и ОРЗ. Высокая распространенность ОРВИ и ОРЗ объясняется тем, что они передаются воздушно-капельным путем  и наличием большого числа серологических типов разнообразных респираторных вирусов. Часто болеющий ребенок заболевает практически независимо от времени года, поэтому работа по оздоровлению таких детей проводится  круглогодично.

В ДОУ № 583  присмотра и оздоровления разработана физкультурно-оздоровительная программа  “Правильное дыхание с детства”, направленная на оздоровление ЧБД в условиях ДОУ и дома. Она определяет основные направления, задачи, а также выполнение поставленных задач в течение одного года.

Почему такой срок? (1 год)

 Дело в том, что данная программа начинает свою работу с момента поступления  ребёнка  в  детский сад и рассчитана на один календарный год, с последующим переводом ребёнка  в  группу  болеющих   эпизодически.

Диагноз ЧБД – ставит педиатр, курирующий ДОУ.

                  Данная концепция является результатом:

- изучения специальных медико-педагогических источников литературы;

- анализа современных здоровьесберегающих технологий;

- обобщения опыта оздоро­вительно - профилактической работы с детьми в условиях дошкольного обра­зовательного учреждения;

- разработки и  апробации оригинальных идей         (на 1Х Всероссийском конкурсе «Мастер педагогического труда по учебным и внеучебным  формам  физкультурно-оздоровительной и спортивной работы» в номинации «специалисты физической культуры и спорта дошкольных образовательных учреждений» высоко оценено практическое значение созданных на базе МБДОУ игровых пособий для укрепления дыхательной мускулатуры дошкольников).

          В программе представлены рациональные подходы к организации и прове­дению  оздоровительных  и  закаливающих  мероприятий   в общеразвивающих группах.

Цель программы.

Программа Правильное дыхание с детстванаправлена на профилактику ОРВИ, ОРЗ, на  реабилитацию  и повышение резистентности организма часто болеющих детей .                                                                                                                                          

Основные задачи:
- внедрение в практическую деятельность оздоровительной программы;

- мониторинг результатов  реализации оздоровительной программы в условиях ДОУ;

– перевод детей из группы часто болеющих в группу эпизодически болеющих;

 - формирование у детей, родителей, педагогов ответственного отношения к собственному здоровью.

Ожидаемые результаты:

- снижение уровня заболеваемости;

- расширение знаний взрослых и детей о понятии “здоровья” и влияния образа жизни на состояние здоровья;

- умение использовать полученные знания для самооздоровления.

Основные принципы программы.

Принцип научности – все предложенные и используемые мероприятия  научно обоснованы,  апробированы на практике и  направлены на укрепление здоровья.

Принцип целостности, комплексности  педагогических процессов выражается в непрерывности процесса оздоровления и предполагает тесное взаимодействие педагогов и медицинских работников ДОУ.

Принцип доступности – основывается на том, что все разделы программы объединяет игровой метод. Такой выбор объясняется тем, что игра в дошкольном возрасте является основным видом деятельности, а значит понятным и доступным для ребенка. Все составляющие части  просты и в основном уже знакомы детям и взрослым.

Принцип активности и сознательности – польза от образовательной деятельности может быть только в том случае, когда взрослые и дети осознают что и для чего они делают. Весь коллектив взрослых, как педагогов, так и родителей, нацелен на поиск новых, эффективных методов оздоровления себя и детей и на применение найденных методов на практике.

Принцип систематичности и последовательности  предполагает взаимосвязь знаний, умений и навыков.

Принцип индивидуально – личностной ориентации  -  учет индивидуального уровня  развития и    состояния    здоровья  детей, участвующих в оздоровлении;    умение  адаптировать  содержание программы категориям разного возраста.   Разработка индивидуальных маршрутов оздоровления часто болеющих детей на основе взаимодействия с семьёй (заполнение индивидуального «Паспорта  здоровья» для каждого ребёнка).

Принцип результативности предполагает получение положительного результата оздоровительной работы независимо от возраста и уровня физического развития детей.

 

Основные направления  программы.

I. Профилактические:

1.Решение реабилитационных задач ЧБД всеми средствами физической культуры.

2.Предупреждение ОРВИ и ОРЗ методами неспецифической профилактики.

3.Выполнение санитарно- гигиенического режима.

4.Обеспечение семей ЧБД всей имеющейся информацией о передовых и эффективных технологиях и методиках по оздоровлению детей.

5.Предоставление родителям права выбора метода закаливания ребенка.

6.Соблюдение единых требований к режиму детей дома и в ДОУ (продленный дневной сон, регулярные закаливающие процедуры (не прекращать после ОРВИ, а только снизить интенсивность), полоскание рта после еды, дотация фруктов и овощей по сезону, в том числе лука и чеснока; настойка шиповника; витамины в возрастной дозе).

7.Формирование навыка правильного дыхания (с использованием игровых пособий для укрепления дыхательной мускулатуры), правильной осанки, профилактика плоскостопия.

 

 

ІІ. Учебные:

1.Обучение основам оздоровительной гимнастики.

2.Совершенствование навыков владения  точечным  и самомассажем.

3.Обучение всем видам дыхательной гимнастики и дыхательных упражнений:

ü «Респираторная гимнастика» Э.В. Стрельцовой;

ü «Гимнастика выжимания» Б.С. Толкачёва;

ü «Спасительная гипоксия» К.П. Бутейко;

ü «Оздоровительное дыхание» Ю.И. Першина;

ü «Закаливающее дыхание» А. Уманской и К. Динейки.

ü Дыхательная гимнастика О.Г.Лобановой и Е.Я.Поповой.

ü Система трехфазного дыхания Л. Кофлера

ü Метод задержки дыхания Ю. Буланова;

ü Гипервентиляционная дыхательная техника;

 

ІІІ. Коррекционные:

1.Увеличение жизненной емкости легких.

2.Увеличение физической работоспособности и выносливости.

3.Повышение сопротивляемости организма простудным и другим заболеваниям.

ІV. Валеологические:

1.Формирование осознанного отношения к своему здоровью и здоровью близких людей (стремление к здоровому образу жизни).

2.Создание благоприятных условий для оздоровления организма.

3.Выработка гигиенических навыков.

 

V. Психологические:

1.Улучшение эмоционального состояния.

2.Снятие психологической напряженности.

3.Воспитание воли, сознательной дисциплины, организованности.

4.Развитие коммуникативных навыков.

Мероприятия по снижению заболеваемости.

1.     Медицинский и административный контроль за заболеваемостью.

2.     Работа с родителями по профилактике инфекционных  и простудных заболеваний детей. Большое значение  придаётся вакцинопрофилактике, закаливающим процедурам, своевременной изоляции больных  детей.

3.     Выполнение комплекса оздоровительной  программы.

4.     Мероприятия по профилактике гриппа и ОРЗ в эпидемиологический период.

5.     Строгое соблюдение режимных моментов.

         Физкультурно-оздоровительная работа в детском саду направлена на удовлетворение природной потребности детей в двигательной активности. В ее организации выделены три блока:

1 блок. Специально организованное обучение.  Формы проведения физкультуры:  традиционная, игровая, сюжетная, тематическая, комплексная, итоговая. Физкультурно-познавательная – интеграция познавательной и двигательной активности (выполнение образных физических упражнений, подвижные игры, игровые задания, упражнения на дыхание, элементы релаксации, обмен впечатлениями).

2 блок. Совместная деятельность взрослого и детей, которая включает разные формы активности: ежедневный оздоровительный бег, динамические паузы между занятиями, игровой час во вторую половину дня ежедневно. Подвижные игры на прогулках, «Дни здоровья», спортивные праздники, физкультурные досуги, индивидуальная и кружковая работа с детьми.

3 блок. Свободная самостоятельная деятельность детей, предусматривающая формирование самостоятельной двигательной деятельности.

 

       Реализация  программы  «Правильное дыхание с детства»  базируется на  комплексном  подходе  в  работе  с  детьми.  Сохранение  и  укрепление здоровья  дошкольников  –  ведущее  направление  деятельности  нашего детского сада. 
         Данное направление предполагает комплекс мер, воздействующих на организм ребенка с целью укрепления и сохранения здоровья, мониторинг состояния здоровья каждого ребенка, учет и использование особенностей его организма, индивидуализацию профилактических мероприятий. 
       С учётом специфики дошкольного учреждения (у каждого ребенка свой период оздоровления и пребывания в детском саду) и необходимости создания    здоровьесберегающего   образовательного  процесса, способствующего эмоциональному благополучию ребенка, полноценному его развитию и  повышению уровня здоровья  каждого  воспитанника, были определены следующие особенности организации  физкультурно-оздоровительной  деятельности ДОУ:

 1.Установление партнерских отношений всех участников процесса:

- мотивация родителей на совместную оздоровительно-профилактическую работу;

- преемственность медицинских и педагогических приемов развития ребенка;

- разработку индивидуальной программы воспитания, обучения  и  оздоровления. 
2. Использование  здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе (дыхательная гимнастика, статические упражнения, закаливающие процедуры, оздоровительный бег и пешие ежедневные прогулки, самомассаж, посещение  спелеокамеры  и др.), способствующих формированию  навыков   здорового образа   жизни, оказывающих положительное   влияние   на состояние  здоровья  воспитанников.

3. Создание оздоровительной предметной среды и жизненного пространства в  групповых  комнатах  с  целью  обеспечения  профилактико - оздоровительного эффекта  в течение всего времени пребывания  ребенка  в условиях  ДОУ.
4.Совершенствование профессионального мастерства педагогов посредством обобщения и распространения положительного опыта своей работы, роста их общей культуры.