Всё для Вас родители.

Самойлова Ирина Ивановна

Предварительный просмотр:

Социальные причины нарушения звукопроизношения.

   Под причиной нарушения речи в логопедии понимают воздействие на организм внешнего или внутреннего вредоносного фактора или их взаимодействия, которые определяют специфику речевого расстройства и без которых последнее не может возникнуть. Таким образом, существует две группы причин, приводящих к нарушениям речи: внутренние (эндогенные) и внешние (экзогенные). Остановимся подробнее на внешних, т.е. социальных причинах нарушения звукопроизношения.

   Часто  причиной  дефектного звукопроизношения является неправильная речь окружающих ребенка взрослых людей, двуязычие в семье, а также «сюсюкание».

Если в семье «двуязычие», то это становится большой проблемой. В детском саду, школе ребенок учится произносить звуки русского языка, а приходит домой и слышит другую речь. Хорошо, когда в этом случае родители идут  навстречу педагогам и в период занятий с логопедом по постановке и автоматизации звуков не используют второй язык. Детям, имеющим проблемы со звукопроизношением, не рекомендуются ранние занятия английским языком.

   Некоторые родители начинают сознательно «подстраиваться» под речь ребенка, копировать его неправильное произношение. Вследствие этого, ребенок не только лишен правильного образца для подражания, но также утрачивает стимул для совершенствования собственной речи – ведь его речь и так нравится взрослым. В данном случае требуется помощь логопеда.

   Бывают случаи, когда у родителей в семье имеются дефекты звукопроизношения (например, папа или мама не выговаривают звук «Р» или «Л»), то и ребенок будет подражать этому неправильному произношению. Именно этим и можно объяснить нередкие случаи «семейной картавости». В данном случае родители, у которых неправильное произношение звука, не могут заниматься автоматизацией звука с ребенком.  

   Когда у ребенка звук поставлен, автоматизировать его нужно на занятиях с педагогами или с тем из родителей, у которого нет речевых проблем.

   Когда родители невнимательно, безразлично относятся к речи ребенка, не обращают внимания на неправильное произношение, а также на речь в целом. Это можно назвать педагогической запущенностью.

   Все перечисленные причины неправильного произношения являются социальными. Ребенку в данных случаях мешает самостоятельно овладеть правильным звукопроизношением окружение, среда.

   Что делать в таких случаях? Немедленно бежать к логопеду и не ждать, когда у вашего ребенка звукопроизношение «само» станет нормальным.

   Советы родителям.

  1. Для правильного речевого развития и профилактики речевых нарушений у детей необходимо здоровое речевое окружение с самого рождения ребёнка.
  2. Разговаривайте с ним, не подстраиваясь под его, «сюсюкая». Говоря «детским» языком с малышом, вы лишаете его правильного образца речи, так как его речь формируется в общении с вами.
  3. Вредно сказывается на звукопроизношении и длительное сосание соски или пальца, за этим необходимо следить.
  4. Читая ребёнку книги, беседуя с ним отвечая на вопросы, вы тем самым развиваете и совершенствуете его речь.
  5. Внимательно слушая  ребёнка, вы побуждаете его к высказываниям, к активной речи, развивается её грамматический строй, совершенствуются речевые обороты, обогащается словарь ребёнка.
  6. Никогда, даже если вы устали, не говорите ребёнку: «отстань»- этим вы тормозите развитие ребёнка, снижаете или сводите на нет его речевую активность, его мыслительную деятельность.
  7. Будьте другом и помощником ребёнку, вместе с ним совершенствуйте и свою речь!



Предварительный просмотр:

Как помочь неуспевающему школьнику.

Неуспеваемость ребёнка в школе волнует всех без исключения учителей, родителей, а также и самих детей ведь нет ни одного ребёнка, который сам сознательно хочет плохо учиться.

Учителя среди причин неуспеваемости на первое место ставят здоровье (60%), семейные проблемы (32%), педагогическую запущенность детей (24%), тревожность (18%), сложность программы (16,5%), низкую самооценку учащихся (16%).

 Родители склонны считать, что главные причины неуспеваемости детей – это: неинтересное преподавание (36%), лень ребенка (32%), недостаток внимания детей (28%), отсутствие индивидуального подхода (24%), большие учебные нагрузки (24%).

 Психологи считают причинами неуспеваемости: амбиции родителей по поводу способностей детей (30%), незрелость психических функций детей (28%), недостаточный учет индивидуальных особенностей детей (28%), проблемы здоровья (20%).

Определить, что вашему ребенку трудно дается правописание можно по характеру ошибок:

   - отсутствуют пропуски между словами и предложениями;
   - не  соблюдаются границы полей в тетради и устойчивые правила -переноса;
    - зеркальное письмо: буквы «э», «з», «б», «в» и другие перевернуты в другую сторону;
    - повторение одной и той же буквы: пироп, вместо пирог;
   - замена букв: б-д (колодок), ж-х (мужомор), и-у (клумат), т-п (пигр);
    - ошибки в ударных слогах: учетель вместо учитель;
    - пропуск букв, недописывание слов и букв, перестановка слогов (гамазин вместо магазин);
    - забывание начертания редко встречающихся букв («ъ», «э») или прописных букв;
    - нечитаемый почерк, слишком мелкое  или слишком крупное написание, резкое колебание почерка (от мелкого к крупному).

Эти и другие ошибки в детских тетрадях говорят о дисграфии. Дисграфия – нарушение процесса письма. Помочь ребенку может логопед, понимающий, что происходит в голове ученика, когда в его руке зажата ручка, а также заботливые родители.

Вот некоторые советы родителям:

    - обращайте внимание на характер ошибок в тетради вашего и ребенка и вовремя обратиться к логопеду;
   -  помните, что постоянные наказания за плохие отметки только ухудшат ситуацию;
    - не торопите неуспешного ребенка;
    - постарайтесь избегать отрицательных оценок при неудачах, лучше лишний раз похвалите за то старание;
    - сравнивайте ребенка с ним самим вчерашним, а не с другими детьми;
     - знайте: все задания ребенка по русскому языку и тщательно следите за их выполнением, но помните: это все же его задания, а не ваши;
    - проверяя домашние задания, избегайте отрицательных оценок;
    - радуйтесь вместе с ним его маленьким победам;
    - выделите ребенку комнату или ее часть, которая станет его собственной территорией, повесьте над столом интересные и смешные цитаты из произведений, научите ребенка искать их в книгах;
    - играйте в рифмы, сочиняйте и записывайте веселые, абсурдные стихи, заведите для них специальную тетрадь;
    - обсуждайте с  ребенком ваши совместные произведения;
    - попросите ребенка информировать вас об успехах ребенка;
    - вспомните, что свежий воздух и физические упражнения необходимы - для полноценной умственной деятельности, играйте с ребенком в словесные игры на улице, на пляже, в лесу, во время лыжной или пешей прогулки или на катке;
    - верьте в успех вашего ребенка;
    - не забудьте  о важной составляющей грамотного письма – чтении.

«У чтения почти те же механизмы, что и у письма». «Без грамотного чтения не бывает грамотного письма».

Чтение книг расширяют словарный запас, поэтому для начитанного ребенка значительно облегчается поиск проверочных слов или написание творческой работы. Внимательный ребенок, читая, непроизвольно запоминает и написание слова, что, несомненно, повышает его уровень грамотности. Имея перед собой классические образцы, ученик иначе организует собственную речь, легче строит фразы, устные ответы, пересказы. Для детей, которые дружат с книжками, не существует проблемы понимания условия задачи или задания к упражнению. Одним словом, читающие дети всегда более успешны.

Школьные трудности не являются персональными трудностями одного ребенка. Трудности эти – наши общие, и преодолимы они только сообща...

Учитель логопед Самойлова Ирина Ивановна.



Предварительный просмотр:

Широко распространенное мнение о том, что логопеды только «ставят» звуки, т. е. исправляют неправильное   произношение. Это не совсем так.

        Глобальной целью логопедического воздействия является РАЗВИТИЕ ВСЕЙ РЕЧЕВОЙ СИСТЕМЫ в целом, а именно:

  • развитие общей речевой активности;
  • накопление словаря;
  • развитие физического и речевого слуха;
  • развитие грамматической стороны речи;
  • обучение навыкам словообразования и словоизменения;
  • развитие артикуляционной моторики;
  • развитие связной речи;
  • коррекция произношения.

Дети к 5-ти годам должны знать:

  • Своё имя, фамилию, возраст;
  • Имя, фамилию своих родителей, их место работы;
  • Свой домашний адрес;
  • Всех членов своей семьи и ближайших родственников;
  • Местоположение предмета (слева, справа, между, около, рядом);
  • Время суток, их последовательность (утро, день, вечер, ночь);
  • Времена года, их последовательность (осень, зима, весна, лето);
  • Названия детёнышей;
  • Правую и левую руку;
  • Основные и оттеночные цвета;
  • Геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал;
  • Размер предметов: по длине (длинный, короткий);   по   высоте   (высокий,   низкий);   по   ширине   (широкий, узкий); по толщине (толстый, тонкий); по массе (тяжелый, легкий); по глубине (глубокий, мелкий); по объему (большой, маленький);
  • Формы вежливого обращения к взрослым и сверстникам с просьбой, благодарностью, обидой, жалобой;
  • Названия предметов и материалов, из которых они изготовлены (ткань, бумага, дерево, резина и др.);
  • Названия живых существ и сред их обитания (земля, почва, воздух), некоторых трудовых процессов (кормление животных, выращивание овощей, стирка белья, сервировка стола и др.);
  • Слова, обозначающие некоторые родовые и видовые обобщения (игрушки, посуда, животные, растения и др.),

Дети должны уметь:

  • Высказываться о себе, своём самочувствии, настроении и отвечать на соответствующие вопросы окружающихся;
  • Употреблять существительные с обобщающим значением: мебель, овощи, фрукты, ягоды, животные.
  • Правильно согласовывать слова в предложении;
  • Образовывать форму множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных (по аналогии), употреблять эти существительные в именительном и родительном падежах (лисята лисят, медвежата — медвежат);
  •  Правильно использовать форму множественного числа родительного падежа существительных (ложек, вилок, груш, яблок, помидоров):
  • Правильно употреблять формы повелительного наклонения глаголов хотеть, лежать, ехать, бежать;
  • Использовать в речи простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений;
  • Задавать вопросы, отвечать на вопросы, слушать ответы товарищей, участвовать в коллективном разговоре, поддерживать общую беседу;
  • Пересказывать небольшие сказки и рассказы, знакомые детям и вновь прочитанные;
  • Составлять (по образцу) небольшие рассказы о предмете, по содержанию сюжетной картины.
  • Согласовывать слова в роде, числе, падеже;
  • Считать в пределах 10;
  • Правильно пользовать количественным и порядковым счётом;
  • Самостоятельно находить и применять способ определения формы, размера предметов, геометрических фигур;
  • Выделять идентичный объект (такой же формы, такого же размера, цвета) по образцу, а затем по словесному описанию, схематическому изображению;
  • Определять направление движений от себя (направо, налево, вперёд, назад, вверх, вниз).

E:\Обложки\i_promiw.jpg

Для прохождения обследования на

ПМПК комиссии необходимо иметь при себе следующие документы:

1. Паспорт одного из родителей

2. Копия паспорта с листом регистрации

Копия свидетельства о рождении ребёнка

3. Опекунское удостоверение(если является опекуном)

4.        Медицинская амбулаторная карта,
ребенка (необходимо взять заранее в

поликлинике)

5.        Заключения врачей (при наличии)

Примечание:

  • Дети принимаются только с родителем

или лицом, его заменяющим (опекун);

  • На момент обследования ребенок

должен быть здоров в плане простудных,

инфекционных, кожных заболеваний;

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  детский сад

                        «Берёзка»

р.п. Самойловка.

Картинки по запросу фото артикуляционная гимнастика

Подготовила

Учитель-логопед

Самойлова И.И.

2021 год.