Коржевая Елена Николаевна

«Быт донских казаков» Конспект занятия НОД для детей старшей - подготовительной группы . Программное содержание: 1.Знакомить детей с жизнью и бытом Донского казачества. 2.Развивать познавательный интерес к истории своего народа. 3. Воспитывать бережное отношение к народным традициям и любовь к родному краю- малой Родине. Материалы и оборудование: Аудио запись «Эх донские казаки», костюм донской казачки для воспитателя, дидактическая игра «Казачий курень», дидактическая игра «Одень казака и казачку в национальный костюм», презентация. Методы: наглядный, практический, словесный. Приемы: беседа, рассказ, показ. Ход занятия: (Воспитатель в костюме входит с детьми в имитируемую казачью комнату) Воспитатель: Здорово дневали, казачата! Дети: Слава богу! (Звучит песня»Эх донские казаки» дети рассаживаются на стульчики) Воспитатель: Ты- казачий мой край необъятный, Ты- донская сторонка моя, И просторы твои не объять мне, Не объять своим взором поля. Показ слайдов А как вы думаете , о чем пойдет речь? ( о донском крае) 1 слайд Ребенок: «Как у нас на Дону зорьки ясные. Как у нас на Дону ветры-ястребы. Над веселой водой ходит месяц молодой. Да подмигивает, да подпрыгивает. Ребенок: Как у нас на Дону люди сильные. Прославляют землю изобильную. Как у нас на Дону, дали синие. А казачки у нас –все красивые» Воспитатель: И так, мы с вами отправляемся в прошлое и попадаем в хату наших предков. А как называется казачий дом? 2 слайд. Дети: Курень. Воспитатель: «Курень» - по монгольски значит «круглый». Казаки строили дома так, чтобы было переходить из одной комнаты в другую по кругу. Воспитатель: Какие дома были у казаков в старину? Дети: В давние времена казаки строили землянки: рыли яму, сверху накрывали ветками и засыпали землей. Воспитатель: А потом какие стали строить дома? Дети: Потом дома начали строить из дерева и камня. Воспитатель: А какие окна у куреня? Дети: Они закрывались ставнями, деревянными дверцам. Дидактическая игра «Построй курень» ( пазлы). Воспитатель: А вы бы хотели увидеть как жили предки? Давайте зайдем в курень. Воспитатель: казаки были очень гостеприимны и набожны, в каждом курене всегда в углу висела икона. Казаки по праздникам и воскресеньям ходили в церковь .На праздник казачка готовила особое угощение. Вы знаете любимое блюдо казаков. Давайте вспомним. Дети: Лапша, борщ, уха, студень, узвар -компот из сухофруктов, пекли хлеб, пироги. Воспитатель: Готовила еду казачка, она же приносила воду из колодца на коромысле. Еда готовилась в чугунках, так как посуда была глиняной ,ложки –деревянные. Вся семья ела из одной посудины ,по старшинству. Посуду любили расписывать разными цветами. 3 слайд. Главным украшением считалось оружие: сабли, копья, кинжалы . 4 слайд. А в куренях – кровати: вязанные покрывала, пуховые одеяла- шила сама казачка. Верх она отделывала из цветных лоскутов ( лоскутное одеяло), а на кроватях возвышалась гора подушек под вязанными накидками . 5 слайд. Воспитатель: А какая была одежда у казаков и казачек? Самотканая, само сшитая, расшитая разными узорами. 6 слайд. Одежду хранили в больших сундуках, гладили при помощи валика и рубила. Дидактическая игра «Одень казак и казачку в костюм» Воспитатель: поскольку казаки были очень хлебосольные, то они любили угощать своих гостей пирогами с чаем из трав. Ну а чаем поили гостей из … (самовара) 7 слайд. Воспитатель: Вот и у нас пироги поспели, самовар закипел. А теперь можно и гостей приглашать к чаю. Дети: Милости просим гости дорогие. Воспитатель: Ребята я очень рада, тому ,что, сейчас возрождаются станицы, хутора с казачьими традициями, обычаями и бытом. И вижу вы знаете историю своих предков – казаков ,чтите их традиции. Так будьте их достойны. Напутствие. И хорошо, чтоб в наши дни Традиции с тобой мы берегли, В чудном крае, где живем мы у Дон- реки, Где жили здесь когда- то наши предки казаки!

Добавить запись

Защита от спам-роботов