Эссе "Миссия учителя"

Кузнецова Ирина Анатольевна

О том как я пришла в профессию, мое представление о том, что значит работать учителем, быть учителем...

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon esse_kuznetsovoy_i.a.missiya_uchitelya.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Лаишевская средняя общеобразовательная школа №2

Лаишевского района Республики татарстан

Зональный этап конкурса

«Учитель года-2014»

Эссе

учителя математики

Кузнецовой Ирины Анатольевны

«Миссия учителя»

Миссия учителя. Какова она? В чем она заключается? Наверное, рано или поздно каждый педагог задавался этим вопросом. В чем заключается моё предназначение, моё, Кузнецовой Ирины Анатольевны, учителя математики и информатики?

Да, я – учитель! Но если было бы возможно лет тридцать назад мне пятнадцатилетней девчонке заглянуть в будущее и увидеть себя сегодняшнюю в этом качестве, я бы удивилась, причем, очень сильно. «Почему?» - спросите вы. Да потому, что в детстве, а потом и в юности я никогда не хотела быть учителем. Кем угодно, но только не учителем! Дело в том, что я росла и воспитывалась в семье учителей.

Мой папа - учитель физики, мама – математик. Каждый день я видела их титанический труд, их самоотверженную работу и в школе, и дома. Я  помню, с каким пафосом я, зарвавшийся подросток, полностью уверенный в своей правоте, говорила иногда: « Я ни за что не буду учителем! Дети не должны повторять ошибки своих родителей». Почему я называла их выбор профессии ошибкой, сама не знаю. Считают ли они сами так? Вряд ли. Родители всегда очень серьезно и ответственно относились к своей работе, и, скорее всего я, подросток, которому был свойствен максимализм, считала это чрезмерным рвением и старанием, за которые, увы, платят мало, а забот и хлопот очень много. А, может, это был просто детский эгоизм, ведь мне казалось, что  время, которое родители дома тратили на проверку тетрадей и подготовку к урокам, они могли бы посвятить своим собственным детям!

А ведь мои родители - учителя от Бога! Мой папа Лукоянов Анатолий Петрович, после института работал в нескольких школах, но последние годы местом его работы была гимназия № 19 с углубленным изучением английского языка. У папы был прекрасно оборудованный класс, который много лет подряд в конкурсе на лучший кабинет физики  г. Казани занимал первое место, в нем он практически все сделал своими руками. Сейчас он на пенсии, но ещё совсем недавно, он давал открытые уроки и проводил семинары для учителей республики. Звание  «Заслуженный учитель Республики Татарстан» к этому обязывает.

Моя мама, Лукоянова Любовь Ивановна - учитель по призванию и глубокому убеждению. После школы она училась в Арском педагогическом училище, а затем окончила Казанский педагогический институт. Она методист с огромным опытом, её стаж работы 46 лет. На работе её ценили и уважали в районе, мама постоянно работала в комиссиях  по проверке экзаменационных и олимпиадных работ. Достичь того же звания, что и папа, она не смогла в силу различных причин, но то, что она пользуется заслуженной любовью, признанием и уважением со стороны коллег, родителей и учеников, является, я думаю, не меньшей наградой.

Я могла бы рассказать о моих родителях ещё много интересного, но, увы, это не соответствует теме моего эссе. Однако всё, что называется профессиональными качествами и навыками, вольно или невольно заложили во мне родители. Поэтому я не могла не написать о них.

Итак, как всё-таки я пришла в профессию учителя? После окончания школы я поступила в КГУ на механико-математический факультет. Математику я любила с детства, и мне хотелось, чтобы моя будущая профессия была связана с ней. И уже окончив второй курс, когда передо мной был выбор, продолжить учёбу в педагогической группе или в обычной, я всерьёз задумалась: «А где я хочу работать математиком? Где мне понравится работать, кем?». Только тогда я поняла, что работа учителя – это то, чем я хочу заниматься в жизни. Мне казалось, что по эту профессию я знаю практически всё, все её плюсы и минусы. Наконец, я сделала свой выбор и третий курс проучилась уже в педагогической группе. Закончив его, я перевелась в КГПИ и окончила, как и мои родители, физико-математический факультет этого ВУЗа.

И только начав работать в школе, я поняла, как мало я знаю о том, что значит работать учителем, быть учителем, и как много мне ещё предстоит учиться.

Каждый учебный год у меня появляются новые классы, новые ученики. И первое впечатление, которое я произведу на них, закладывает основу для наших будущих отношений. Дети - очень чуткие существа. Они, как барометры, чувствуют фальшь, наигранность и лицемерие, поэтому учитель всегда должен быть искренним и правдивым. Я веду уроки в классе, работаю с коллективом, но при этом стараюсь не забывать, что каждый ребёнок индивидуален, и уже на первом уроке в новом классе я должна постараться установить контакт с каждым учеником. Пусть для начала он будет не столь значительным, пусть я всего лишь одобрительно посмотрю на ребёнка или дотронусь до его руки, поглажу по голове, назову по имени, похвалю.… Это уже шаг навстречу. Я всегда стараюсь как можно быстрее, буквально за первые три дня запомнить всех по имени, так как, на мой взгляд, контакт с учеником по-настоящему начинается только тогда, когда ребёнок понял, что учитель его заметил и запомнил, потому что обратился к нему по имени. И я обратила внимание на то, что ребят это всегда окрыляет, у них появляется желание активнее работать на уроке, они стремятся показать себя с самой лучшей стороны, по крайней мере, в первое время. А когда период знакомства уже позади, отчётливо становится видно, насколько они все разные. Но в том и состоит искусство учителя: суметь подобрать ключик к каждому ребёнку. И если он открылся тебе, позволил проникнуть к себе в душу, очень важно  суметь не сломать, не испортить мир его души. Да, мы вместе с родителями растим и воспитываем этого ребёнка, но заставлять его делать что-то, так как хочет взрослый, не всегда правильно. Порой достаточно что-то подсказать, в чём-то помочь, чтобы он сам вышел на нужное, правильное направление.

Отношение учеников к учителю складывается из многого. Но главное при этом  – знания учителя. Во-первых, это знание того предмета, который преподаёт учитель, во-вторых, знание методики преподавания, в-третьих, знание детской психологии и особенностей физического развития детей. Если же, плюс к этому, учитель ещё и эрудирован, умеет творчески мыслить, если он способен превратить урок в увлекательное мероприятие, то уважение и любовь учеников и их родителей ему обеспечены.

Учитель должен быть требовательным и строгим, причём строгим и добрым одновременно. Но требовательным учитель должен быть, в первую очередь, к себе, а потом уже к ученикам. Только тогда учитель может быть примером для них.

Учитель всегда должен помнить, что любой ученик - личность, достойная уважения, поэтому его никогда нельзя унижать, обзывать и незаслуженно обижать. Да, порой не с каждым учеником получается найти общий язык, и, я не успокоюсь, пока этого не произойдёт. Я начинаю обдумывать и анализировать его и свои слова, поступки, взвешиваю все за и против. Ищу пути решения, разговариваю с учеником, наблюдаю за его реакцией, нахожу в чём его можно поддержать, выделить. Делаю всё для того, чтобы он увидел во мне наставника, сотрудника, личность.

Если ученик воспринимает учителя как личность, он будет любить его науку, его предмет, его уроки. У каждого учителя есть собственный стиль работы, стиль общения с детьми. Для меня это, прежде всего доброжелательные отношения с детьми, умение нацелить ребят на восприятие нового материала и повторение пройденного. Для этого есть много способов, но, на мой взгляд, наиболее эффективно использование на уроках современных информационных технологий. Ведь дети, которых мы учим, родились и растут в век всеобщей компьютерной грамотности, и для них это очень близко, интересно и воспринимается ими всегда с воодушевлением.

Какой урок я считаю удачным? Это урок, на котором дети почувствовали себя успешными. Количество полученных ими четвёрок и пятёрок не должно быть главным. У каждого ребёнка разные способности,  и математика даётся не всем. Пусть он получил тройку, но она его, заработанная, заслуженная, и за эту тройку ребёнка надо похвалить так же, как отличника за пятёрку. Если на уроке удалось выполнить всё, что было задумано, если у детей загорелись глаза и им захотелось большего, значит, урок удался!

Что значит в моём понимании идеальный учитель? Это человек, который интересно объясняет и справедливо  оценивает, помогает в учёбе и понимает ученика, поощряет в детях самостоятельность и творчество. Он искренен, не скуп на похвалу, тактичен и оптимистичен.

Я люблю свою работу! Люблю её за то, что даю детям знания, имею возможность помочь, наполнить добротой каждое мгновение их детской жизни. Моя работа приносит пользу обществу, даёт возможность общаться с интересными людьми, она имеет творческое начало.

Чего бы мне хотелось достичь на закате моей педагогической деятельности? Пожалуй того же признания и уважения, которое заслужили  мои родители. Летом 2005 года я со своими детьми, мужем и родителями была на мероприятии, посвященном чествованию лучших семейных династий Казани. Я очень рада, что среди  пяти представленных династий учителей, рабочих, музыкантов была наша: династия Лукояновых – Кузнецовых, учительская династия, педагогический стаж которой в том году составлял 100 лет! А сейчас наш общий педагогический стаж достиг 111 лет!

Так получилось, что и мои дети решили посвятить свою жизнь воспитанию и образованию подрастающего поколения. Сын первый год работает преподавателем Лаишевского технико-экономического техникума. Он окончил Казанский федеральный университет и получил квалификацию «Учитель права». Дочь – студентка первого курса КФУ, её будущая специальность – учитель русского и английского языков. А еще хочется отметить, что в этом году к нам в школу пришла работать учителем математики моя бывшая ученица. Очень хочется надеяться на то, что спустя какое-то время они смогут достичь определенных  успехов и результатов в нашем нелегком труде.

Я хочу, чтобы как можно больше людей сказало  о них: «Это – настоящий учитель!».  Тогда я смогу с полной уверенностью сказать, что моя миссия учителя, вырастившего и воспитавшего не только учеников, но и учителей, выполнена…