Психологические особенности в обучении иностранному языку.

Ермакова Ирина Викторовна

Психологические особенности в обучении

иностранному языку.

 

 

 

Как известно, урок является основной формой организации учебного процесса. Овладение языком осуществляется, прежде всего, на уроке. Современный урок иностранного языка- это сложное образование. Подготовка и проведение его требует от учителя большой затраты сил и энергии.

 

Успех овладения иностранным языком находиться в прямой зависимости от активности школьников: сколько слушают, говорят, читают, пишут на иностранном языке. Ведь овладеть языком можно только выполняя те действия и ту деятельность, которые составляют суть владения изучаемых языком для осуществления общения на нем.

 

Отсутствие  у школьников естественной потребности и необходимости пользоваться изучаемым языком в коммуникативных целях создает большие трудности, как для учителя, так и для них самих. В условиях обучения иностранным языком в школе умение школьников учиться, самостоятельно работать приобретает особо важное значение. Надо прямо признать, что без целенаправленной, четко организованной и управляемой самостоятельной работы учащиеся практически не могут овладеть иностранным языком.

 

Таким образом, если на младшем этапе они не приучены самостоятельно работать и, прежде всего, регулярно и много читать, то на старшем этапе они потеряют те знания, которые ранее получили.

 

На младшем этапе помогают привлечение приемов эмоционального воздействия  игр, рифмовок, стихов, пословиц, песенок,  физкультминуток с проговариванием выполняемых действий, картинок - усиливает интерес школьников к изучению языка и создает благоприятные условия для его усвоения.

 

Нужно сказать, что иностранный язык как предмет помогает развивать индивидуальные особенности школьника.

 

На уроках иностранного языка формируются  иноязычные речевые механизмы. В говорении и письме, чтении и аудировании развиваются речевые автоматизмы, навыки и умения, механизмы оперативной памяти, слух и зрительное восприятие речи.

 

Изучение иностранного языка способствует развитию познавательных функций психики учащихся. Тренируется мнемотехника, т.е. разные приемы запоминания -  произвольные и не произвольные, механические и логические, непосредственные и  опосредованные

(через опорные сигналы).

 

    Иностранный язык содержит большие резервы для формирования филологического мышления. Язык является важнейшим социальным явлением в окружающем мире, средством общения, внутренней и внешней деятельности, предметом изучения,  обучения. Интерес  и филологии издавна сопутствует подлинной образованности, интеллектуальности и культуре. При изучении иностранного языка создаются условия для развития интереса к истории изучаемого языка, к его связи с другими языками, к афоризмам…..

 

Овладение иностранным языком расширяется фоновые знания школьников или их кругозор. Работа с текстом, периодической печатью и справочной литературой позволяет углубить фоновые знания школьников, учит их ориентироваться в потоке информации.

 

Изучение иностранного языка  связано с накоплением разнообразной информации и это развивает культуру умственного труда. Учащиеся пользуются комплектом учебных пособий и материалов, словарями, звукозаписывающей аппаратурой. Это позволяет им овладеть широким кругом и набором средств получения информации.

 

На уроке иностранного языка есть условия для развития межличностного взаимодействия  школьников в общении. В процессе выполнения упражнений воспитывается внимание друг к другу, взаимная уступчивость, взаимовыручка, усваивают правила этикета.

Изучение иностранного языка способствует осознанию общечеловеческих ценностей. Предметом изучения становятся материально-технические, социально – политические, нравственно – этические ценности стран изучаемого языка и родной страны.

 

Знание иностранного языка есть результат большого труда учащихся. Процесс изучения иностранного языка способствует развитию важных черт характера личности. Овладение иноязычной речью помогает формировать целеустремленность школьников. Упражнения развивают терпение. Преодоление трудностей формирует настойчивость. Развиваются усидчивость, аккуратность, самостоятельность и другие черты характера. Это обусловлено спецификой учебной деятельности: ее отличают длительность процесса, отдаленность конечной цели и результата, повышенная сложность речемыслительной деятельности, необходимость регулярных упражнений, необходимость в самостоятельной учебной работе.

 

На уроках иностранного языка есть условия для развития  индивидуальных особенностей школьников.

 

Мера способностей определяется количеством затраченного на овладения учебным материалом, времени и труда: способный к иностранному языку ученик затрачивает меньше времени, нервной и психической энергии, чем добившийся тех же результатов малоспособный ученик. Но нужно отметить, что способный и малоспособный ученик добьются одинаковых успехов если они имеют те же уровни мотивации аналогичные домашние условия, одинаковый уровень умственного развития. Однако  малоспособный ученик, затрачивает много времени и сил на иностранный язык часто теряет интерес к предмету или даже при наличии времени  начинает не так тщательно заниматься и в конечном итого уровень достижений начинает резко отличаться. Вот почему  школьная  отметка на каком – то этапе становиться не оценкой успешности усвоения иностранного языка, а фиксирует уровень развития его иноязычных способностей. Следует заметить, что понятия « способный», «малоспособный, и « среднеспособный» являются не абсолютными, а относительными, позволяющими сравнивать учеников, и, как всякая мерка зависят от эталона. Важно подчеркнуть, что абсолютная неспособность к иностранному языку представляется определенной патологией и не встречается у психически здоровых детей. Малоспособный ученик – это ученик с неразвитыми способностями к данному предмету. Развивать их можно и нужно. Компонентами способностей являются: чувствительность слухового аппарата, продуктивность вербальной памяти, способность замечать и изменять структурные вариации языка. Другие психологи такими компонентами считают память, мышление, восприятие.

   На начальном этапе обучения иноязычной речи наибольшая нагрузка приходится на память. Не только психологи, методисты и педагоги, но и сами ученики считают хорошую память важным фактором, помогающим овладеть языком. Особый интерес представляют данные о механической и логической памяти. Эти виды памяти различаются способами запоминания. Механическое запоминание осуществляется путем простого, чаще многократного повторения, логическое запоминание предполагает использование специальных приемов осмысления материала. Если приходиться запоминать материал, не имеющий смысловых связей, развитая механическая память облегчает процесс его усвоения, по этому не бесполезно её совершенствовать;  но тот факт, что средний и даже мало способные ученики могут обладать хорошей механической памятью, и это не обеспечивает им лёгкость в овладении иностранным языком, свидетельствует о необходимости развивать у школьников логические способы запоминания иноязычного материала. К таким способам относятся группировка слов в списке по признакам сходства и различия, по частям речи, мо морфологическому составу ………

Другой компонент способностей – восприятие. Именно с него начинается познание. Восприятие предшествует переработке и удержанию в памяти учебной информации. Развитию речевого слуха служат фонетические упражнения и аудирование текстов.

 

Помимо психических процессов в структуру способностей не редко включают и личностные качества человека. Было установлено, что эмоциональные и общительные ученики легче овладевают иностранным языком.

Способности как психические качества личности, являются довольно консервативным образованием, их развитие происходит медленно, требует терпения, больших усилий и согласованных действий со стороны учителя и ученика. К тому же уровень развития способностей зависит от задатков – природно–обусловленных особенностей нервной системы и мозга.

Разные задатки определяют разные стили учебной деятельности. При этом ученики могут иметь разные задатки, но одинаково развитые способности к иностранному языку, если они используют соответствующий стиль учебной деятельности. Таким образом, своей задачей учитель должен считать то, чтобы помочь ученику найти такие способы и приёмы учебной работы, которые соответствовали бы его природной организации и тем самым облегчали ему процесс усвоения иностранного языка.