ОГЭ

Сарыглар Татьяна Ашак-ооловна

ОГЭ

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3 г. АК-ДОВУРАК

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР


УТВЕРЖДАЮ

Директор школы:

____________/Ооржак С-Х А. /


_______________/Саая Р.В./

 «___ » __________ 2018 г                                «____» ________ 2018 г  Приказ №  

                                                                             


Рабочая  программа  курса

« Подготовка к ОГЭ по химии»

 для 9 класса (1 ч)

на 2018-2019 учебный год

____________________Сарыглар Татьяна Ашак-ооловна______________________

                            (ФИО полностью)

                  высшей квалификационной    категории___________

Рассмотрено на заседании

ШМО учителей естественных наук

Протокол № 1

от «_____»__________ 2018г.

Руководитель ШМО

учителей   естественных наук:

_________________/_Т.А.Сарыглар/


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №3 г. Ак-Довурака

Программа

элективного курса по предпрофильной подготовки  

« Подготовка к ОГЭ по химии»

Учитель химии и биологии

высшей категории          

МБОУ СОШ №3 г. Ак-Довурака

г. Ак-Довурак

Пояснительная записка

Данный курс сопровождает учебный предмет «Химия». Используется для расширения и углубления программ предпрофильного обучения по химии и построения индивидуальных образовательных траекторий учащихся, проявляющих интерес к науке.

Курс построен таким образом, что позволяет расширить и углубить  знания учащихся по всем основным  разделам школьного курса химии основной школы, а также ликвидировать возможные пробелы. Предназначен для учащихся 9 классов, выбравших этот предмет для сдачи экзамена  в форме ОГЭ.

         Содержание курса предназначено для овладения теоретическим материалом и  практических навыков решения заданий частей 1 и 2 контрольно- измерительных материалов.  Курс рассчитан на 34  часа, 1 час в неделю.

Цель курса: подготовить девятиклассников к успешной сдаче экзамена по химии по новой форме ГИА (ОГЭ).

Основные задачи курса:

  • Закрепить, систематизировать и расширить знания учащихся по всем основным разделам курса химии основной школы.
  • Формировать навыки аналитической деятельности, прогнозирования результатов для различных вариативных ситуаций.
  • Развивать познавательный интерес, интеллектуальные способности в процессе поиска решений.
  • Формировать индивидуальные образовательные потребности в выборе дальнейшего профиля обучения в старшей школе.

Формы контроля:

 Многовариантное разноуровневое  тематическое и комбинированное тестирование, самостоятельная работа учащихся на уроке и дома.

Планируется проведение диагностических и тренировочных работ.

Ожидаемые результаты.

 Полученные знания должны помочь учащимся:

  • успешно сдать экзамен по химии;
  • определиться в выборе индивидуальных образовательных потребностей ( профили обучения);
  • закрепить практические навыки и умения решения разноуроневых заданий.

В процессе обучения на занятиях элективного курса учащиеся приобретают следующие знания:

  • закрепляют и систематизируют знания по основным разделам пройденного курса химии 8-9 класса общеобразовательной школы;
  • отрабатывают применение теоретических знаний на практике решения заданий;
  • формирующие научную картину мира;

умения:

  • решать типовые тесты разных авторов и демонстрационной версии ФИПИ;
  • производить расчеты химических задач согласно требованиям Федерального стандарта.

Содержание

Блок 1

Тематическая подготовка на основе систематизации и повторения теоретических основ химии 8-9 класса

Тема 1

Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.М. Менделеева. Строение атома.( 6 часов).

Строение атома. Ядро. Изотопы. Строение электронных оболочек атомов. Радиусы атомов, закономерности их изменения в периодах и группах периодической системы. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева с точки зрения теории строения атома; физический смысл порядкового номера,  номеров периода  и группы ( для элементов главных подгрупп).

Тема2.  

Строение вещества (5 часов)

Химическая связь, её виды. Валентность и степень окисления. Ковалентная химическая связь: полярная, неполярная, механизмы её образования.  Ионная химическая связь. Металлическая химическая связь, её особенности. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Кристаллические решетки. Свойства веществ с различным типом кристаллических  решеток. Различные формы существования веществ. Аллотропия.

Тема3.

Свойства неорганических веществ( 8 ч)

Классификация химических соединений. Химические свойства оксидов, оснований, кислот, солей. Амфотерность. Генетическая связь между различными классами неорганических соединений. Металлы главных подгрупп I-III групп периодической системы Д.И.Менделеева, их важнейшие соединения. Металлы побочных подгрупп: медь, железо, хром, марганец и  их соединения. Общая характеристика неметаллов   и их соединений: оксидов, кислот и др.

Тема 4.

Химические реакции, закономерности их протекания (4 часа)

Признаки химических реакций. Классификация химических реакций по различным признакам. Электролитическая диссоциация. Электролиты и неэлектролиты.  Реакции ионного обмена. Окислительно-восстановительные реакции. Окислители  и восстановители.

Тема 5

Представления об органических веществах (2 ч).

Состав, строение простейших углеводородов: метан, этан, этилена, ацетилена, бензола. Общие физические и химические свойства, применение углеводородов. Состав и строение спиртов( метанола, этанола, глицерина), карбоновых кислот ( уксусной и стеариновой). Их характерные химические свойств.

Тем 6.

Правила работы в химической лаборатории (2 часа).

Обобщение знаний учащихся по технике безопасности в химической лаборатории. Систематизация правил для учащихся по обращению с различными веществами и химическим оборудованием.

Блок2

Практическое применение полученных знаний при обработке навыков тестирования(7ч.)

Решение задач части 1 (1-19). Решение заданий со свободным ответом (часть 2, задания 20,21,22). Решение комбинированных    тестов    разных изданий и авторов.

   

Календарно- тематическое планирование

34 часа (1 час в неделю)

Тема урока

Кол-

во часов

Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.М. Менделеева. Строение атома.

6

1

Строение атома. Строение электронных оболочек. Изотопы.

1

2

Решение  тестов задания 1

1

3

Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева

1

4

Закономерности их изменения в периодах и группах периодической системы.

1

5

Решение  тестов задания 2

1

6

Решение  тестов задания 16

1

Строение вещества

5

7

Виды химической связи. Ковалентная связь

1

8

Ионная, металлическая связи

1

9

Решение  тестов задания 3

1

10

Валентность и степень окисления

1

11

Решение тестов задания 4

1

Свойства неорганических веществ

8

12

Простые и сложные вещества. Классификация неорганических веществ.

1

13

Решение тестов заданий 5, 18

1

14

Химические свойства металлов и неметаллов.

1

15

Решение тестов заданий 9

1

16

Химические свойства  оксидов.

1

17

Решение тестов заданий 10

1

18

Химические свойства   оснований и солей

1

19

Решение тестов заданий 11,12

1

Химические реакции, закономерности их протекания.

4

20

Классификация химических реакций по различным признакам. Задания 6,7

1

21

Электролитическая диссоциация. Электролиты и неэлектролиты.  Реакции ионного обмена. Задания 8, 10.

1

22

Окислительно-восстановительные реакции.

1

23

Решение тестов заданий 18, 19,20.

1

Представления об органических веществах

2

24

Состав, строение , свойства представителей органических веществ

1

25

Решение тестов задания 17

1

Правила работы в химической лаборатории

2

26

Основные правила ТБ, обращения с оборудованием, веществами.

1

27

Решение тестов задания 13

1

Практическое применение полученных знаний при обработке навыков тестирования

7

28

Решение тестов заданий 14,15

1

29

Решение тестов заданий 16,17

1

30

Решение тестов заданий 18,19

1

31

Решение тестов задания 20

1

32

Решение тестов задания 21

1

33

Решение тестов задания 22

1

34.

Диагностическая работа

1



Предварительный просмотр:

 Я СДАМ ОГЭ!     ХИМИЯ. МОДУЛЬНЫЙ КУРС.

МОДУЛЬ 1.  ОБЩАЯ ХИМИЯ

№ занятия

Темы занятия

Контролируемые элементы содержания

Контролируемые умения

1

Состав и строение атома. Физический смысл порядкового номера химического элемента. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева.

Строение атома. Строение электронных оболочек атомов первых 20 элементов ПСХЭ.

Знать/понимать:

 -важнейшие хим. понятия: хим элемент, атом, ПЗ Д.И.Менделеева.

Уметь:

назвать хим элементы;

объяснять физ.смысл атомного номера хим. элемента, номеров групп и периода ПС Д.И.Менделеева , к которым принадлежит.

Составлять:

схемы строения атомов первых 20 элементов ПСХЭ.

Характеризовать:

хим. элементы (от водорода до кальция) на оснолве их положения в ПСХЭ и особенностей их строения атома.

2

Закономерности изменения свойств химических элементов и образуемых ими простых и сложных веществ по группам и периодам.

ПЗ и ПСХЭ Д.И.Менделеева.

Закономерности изменения свойств элементов и  их соединений  в связи с  положением в ПСХЭ.

Объяснять:

закономерности изменения свойств  атомов, свойств  элементов , а также образуемых ими  высших  оксидов.

Составлять:

схемы строения атомов первых 20 элементов ПСХЭ.

3

Химическая связь. Виды химической связи.

Строение молекул. Химическая связь: ковалентная (полярная и неполярная), ионная, металлическая.

Определять/классифицировать:

вид химической связи в соединениях.

4

Валентность. Степень окисления.

Валентность хим. элементов. Степень окисления хим. элементов.

Определять/классифицировать:

валентность и степень окисления элемента в соединении.

5

Физические и химические явления. Признаки протекания химических реакций. Классификация химических реакций.

 Химическая реакция явления. Условия и признаки протекания химических реакций.

Сохранения массы веществ  при  хим. реакциях. Классификация химических реакций. По различным признакам: числу и составу исходных и полученных  в-в, изменению степеней окисления  хим. элементов, поглорщениюи выделению энергии.

Составлять:

уравнения химических реакций

6

Электролиты и электролиты. Электролитическая диссоциация.

Электролиты и электролиты. Катионы и анионы. Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей (средних)

Объяснять:

сущность электролитической  диссоциации.

7

Реакции ионного обмена.

Реакции ионного обмена и условия их осуществления.

Объяснять:

сущность реакции ионного обмена

Определять:

возможность протекания реакций ионного обмена

Составлять:

уравнения химических реакций.

8

Окислитель и восстановитель. Окислительно-восстановительные реакции

Степень окисления хим. элементов. Окислитель и восстановитель. Окислительно-восстановительные реакции

Знать/понимать:

важнейшие хим. понятия: окислитель и восстановитель, окисление и восстановление.

Составлять:

уравнения химических реакций.

9

Обобщение материала. Рубежное тестирование

 МОДУЛЬ 2. Элементарные основы неорганической химии

№ занятия

Темы занятия

Контролируемые элементы содержания

Контролируемые умения

10

Классификация и номенклатура неорганических веществ

Простые и сложные вещества.  Основные классы  неорганических веществ. Номенклатура неорганических соединений.

Составлять:

формулы  неорганических соединений изученных веществ.

Определять/классифицировать:

принадлежность веществ к определенному классу соединений

11

Химические свойства оксидов

Химические свойства оксидов: кислотных, амфотерных, основных

Характеризовать: 

химические свойства основных классов неорганических соединений (оксидов, кислот, оснований и солей).

12

Химические свойства оснований и амфотерных гидроксидов

Химические свойства оснований

Характеризовать: 

химические свойства основных классов неорганических соединений (оксидов, кислот, оснований и солей).

13

Химические свойства кислот

Химические свойств кислот

Характеризовать: 

химические свойства основных классов неорганических соединений (оксидов, кислот, оснований и солей).

14

Химические свойства оснований

Химические свойства солей (средних)

Характеризовать: 

химические свойства основных классов неорганических соединений (оксидов, кислот, оснований и солей).

15

Общая  характеристика химические свойств  и способов получения металлов.

Химические свойства простых веществ – металлов: щелочных, щелочноземельных металлов, алюминия, железа.

Химические свойства  сложных веществ.

Характеризовать: 

химические свойства основных классов неорганических соединений (оксидов, кислот, оснований и солей);

взаимосвязь между составом , строением и  свойствами неорганических веществ.

16

Алюминий и железо.

Химические свойства простых веществ –алюминия, железа.

Химические свойства соединений алюминия, железа.

Характеризовать: 

химические свойства основных классов неорганических соединений (оксидов, кислот, оснований и солей);

взаимосвязь между составом , строением и  свойствами неорганических веществ

17

Химические свойства веществ  IV A группы

Химические свойства простых веществ –неметаллов: углерода и кремния.

Химические свойства соединений углерода и кремния.

Характеризовать: 

химические свойства основных классов неорганических соединений (оксидов, кислот, оснований и солей);

взаимосвязь между составом , строением и  свойствами неорганических веществ

18

Химические свойства V A группы

Химические свойства простых веществ –неметаллов: азота и фосфора

Химические свойства азота и фосфора.

Характеризовать: 

химические свойства основных классов неорганических соединений (оксидов, кислот, оснований и солей);

взаимосвязь между составом , строением и  свойствами неорганических веществ

19

Химические свойства VI A группы

Химические свойства простых веществ –неметаллов: кислорода и серы

Химические свойства соединений кислорода и серы

Характеризовать: 

химические свойства основных классов неорганических соединений (оксидов, кислот, оснований и солей);

взаимосвязь между составом ,строением и  свойствами неорганических веществ

20

Химические свойства VII A группы

Химические свойства простых веществ –неметаллов: галогенов.

Химические свойства соединений  галогенов.

Характеризовать: 

химические свойства основных классов неорганических соединений (оксидов, кислот, оснований и солей);

взаимосвязь между составом,  строением и  свойствами неорганических веществ

21

Генетическая связь  неорганических веществ

Взаимосвязь  различных классов  неорганических веществ.

Химические свойства сложных веществ.

Составлять:

уравнения химических реакций.

22

Качественные реакции на неорганические вещества (ионы). Получение неорганических веществ.

Определение характера среды раствора кислот и щелочей с помощь. индикаторов. Качественные реакции на ионы в растворе (хлорид-,  сульфат-, карбонат- ионы, ионы аммония).

.Качественные реакции на газообразные вещества( кислород, водород, углекислый газ, аммиак).

Распознавать опытным путем:

на газообразные вещества: кислород, водород, углекислый газ, аммиак;

растворы кислот и щелочей по изменению индикатора;

кислоты, щёлочи и соли по наличию в их растворах хлорид -,  сульфат -, карбонат- ионы, ионы аммония .

23

Обобщение материала по блоку

«Неорганическая химия».

 Рубежное тестирование

Химические свойства простых веществ. Химические свойства сложных веществ.

Взаимосвязь  различных классов  неорганических веществ.

Характеризовать: 

хим. элементы (от водорода до кальция) на оснолве их положения в ПСХЭ и особенностей их строения атома;

взаимосвязь между составом ,строением и  свойствами неорганических веществ;

химические свойства основных классов неорганических соединений (оксидов, кислот, оснований и солей).

 

МОДУЛЬ 3. ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ ОБ ОРГАНИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВАХ

№ занятия

Темы занятия

Контролируемые элементы содержания

Контролируемые умения

24

Многообразие и особенности строения органических веществ

Первоначальные сведения об  органических веществах: предельных  и непредельных углеводородах( метане, этане, этилене, ацетилене) и  кислородсодержащих веществах: (метаноле, этаноле, глицерине), карбоновых кислотах ( уксусной  и стеариновой).

Биологически важнейшие вещества: белки, жиры, углеводы.

Определять:

 взаимосвязь между составом ,строением и  свойствами отдельных представителей  органических веществ

25

Углеводороды: метан, этан, этилен, ацетилен.

Первоначальные сведения об  органических веществах: предельных  и непредельных углеводородах( метане, этане, этилене, ацетилене)

Определять:

возможность протекания реакций некоторых представителей органических веществ с: кислородом, водородом, металлами, водой, основаниями, кислотами, солями.

26

Кислородсодержащие соединения: метанол, этанол, глицерин, уксусная кислота.

Первоначальные сведения об  органических   кислородсодержащих веществах: (метаноле, этаноле, глицерине), карбоновых кислотах

( уксусной  и стеариновой).

Определять:

возможность протекания реакций некоторых представителей органических веществ с: кислородом, водородом, металлами, водой, основаниями, кислотами, солями.

27

Биологически важнейшие вещества. Природные источники углеводородов.

Биологически важнейшие вещества: белки, жиры, углеводы.

Определять:

возможность протекания реакций некоторых представителей органических веществ с: кислородом, водородом, металлами, водой, основаниями, кислотами, солями.

МОДУЛЬ 4.  МЕТОДЫ ПОЗНАНИЯ ВЕЩ)ЕСТВ И ХИМИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ.  ХИМИЯ И ЖИЗНЬ.

№ занятия

Темы занятия

Контролируемые элементы содержания

Контролируемые умения

28

Решение задач:

- массовая доля элемента в веществе;

- вычисление массы вещества или объема газа по известному  количеству вещества, массе или объему одного  из участвующих  в реакции веществ.

 Массовая   доля элемента в веществе.

 Массовая  доля  растворенного   вещества в растворе;

 Количества  вещества, масса или объем вещества.

Вычислять:

- массовую  долю элемента в веществе;

- массовую  долю  растворенного   вещества в растворе;

 -  количеству вещества, массу или объем вещества по  количеству вещества, массе  или объему  одного  из  реагентов или  продуктов   реакции.

29

Правила работы в химической лаборатории. Бытовые химические знания. Виды смесей и способы их разделения. Способы получения и собирания газов

Чистые вещества и смеси. Правила  безопасной работы в школьной  лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Человек в мире веществ, материалов и химических реакций. Проблемы безопасного использования веществ и проведения химических реакций в повседневной жизни.  Разделение смесей и очистка веществ.  Приготовление растворов. Химическое загрязнение окружающ0ей среды и его последствия.

Обращаться:

- с химической посудой и лабораторным оборудованием.

Использовать:

- приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- безопасного обращения  с веществами и материалами в повседневной жизни и грамотного оказания первой помощ0и при ожогах кислотами и щелочами;

- объяснения отдельных фактов и природных явлений;

- критической оценки информации о вещнествах, используемых в быту.

30

ИТОГОВАЯ         ПРОВЕРОЧНАЯ       РАБОТА  В    ФОРМАТЕ    ОГЭ    ПО    ХИМИИ.

     



Предварительный просмотр:

Часть 2.

Для ответов на задания 29—32 используйте отдельный лист. Запишите сначала номер

задания (29, 30 и т.д.), а затем ответ к нему. Ответы записывайте четко и разборчиво.

МОРСКАЯ КОРОВА

29.1.Морская, или стеллерова, корова — полностью истребленное человеком млекопитающее отряда сирен. Впервые люди увидели морских коров в ноябре 1741 года, когда судно командора Витуса  Беринга «Святой Петр», участвовавшее во Второй Камчатской экспедиции, потерпело крушение при попытке встать на якорь у острова, впоследствии названного именем  Беринга.  Георг Стеллер, натуралист и врач экспедиции, был единственным специалистом с  естественнонаучным образованием, кто лично видел и описал этот вид.􀀀 По Стеллеру, самка коровы достигала 295 дюймов (около 7,5 м) в длину. В обхвате самка имела 22 фута (6,6 м). Вес самки, измеренной Стеллером, был около 3,5 т.  Голова была в сравнении с размерами тела очень небольшой, причем корова могла  свободно двигать ей как в стороны, так и вверх-вниз. Конечности представляли собой  короткие закругленные ласты с суставом посередине, оканчивавшиеся роговым  наростом, который сравнивали с конским копытом. Тело оканчивалось широкой   горизонтальной хвостовой лопастью с выемкой посередине.

 Кожа стеллеровой коровы была голой, складчатой и чрезвычайно толстой и, по выражению Стеллера, напоминала кору старого дуба. Цвет ее был от серого до темно-коричневого. Один из немецких исследователей, изучавший сохранившийся кусок кожи  стеллеровой коровы, установил, что по прочности и эластичности она близка к резине  современных автомобильных покрышек. Возможно, такое свойство кожи было защитным приспособлением, спасавшим животное от ранений о камни в прибрежной зоне.

  Ушные отверстия были настолько маленькими, что почти терялись среди складок кожи. Глаза были также очень небольшими, по описаниям очевидцев — не больше, чем у овцы. Мягкие и подвижные губы были покрыты вибриссами толщиной со стержень куриного пера. Верхняя губа не была раздвоенной. Зубов у стеллеровой коровы не было. Пищу она  перетирала с помощью двух роговых пластин белого цвета (по одной на каждой

челюсти).   Большую часть времени стеллеровы коровы кормились, медленно плавая на мелководье, часто используя передние конечности для опоры на грунт. Кормом ей служили  исключительно водоросли, прежде всего морская капуста. Поведение данного  животного отличалось медлительностью, апатичностью и отсутствием страха перед человеком. Эти факторы облегчали добычу коров английским, французским и  американским китобоям. Сыграла роль и невысокая численность коров на момент  открытия около двух тысяч. Привязанность этих животных друг к другу была весьма  сильной. Описано, как самец в течение трех дней приплывал к убитой самке, лежавшей на берегу. Так же вел себя и детеныш другой самки, забитой  промышленниками. Стеллерова корова обитала только у побережья Командорских островов.

  Хищническое истребление животных ради вкуснейшего мяса привело к полному  исчезновению морских коров к 1768 году.   Появляющиеся изредка сообщения о наблюдении морских коров в ряде районов  Камчатского края не подтверждены. От морских коров, которые могли стать первыми   одомашненными морскими млекопитающими, осталось только несколько скелетов и   кусков кожи.

29.1.Используя содержание текста «Морская корова» и собственные знания, ответьте на

следующие вопросы.

1) У побережья каких островов обитала морская корова?

2) Сколько зубов насчитывалось у стеллеровой коровы?

3) К чему привел хищнический промысел стеллеровой коровы?

ЛАТИМЕРИЯ

29.2.В 1938 году куратор Ист-Лондонского музея (ЮАР) Марджори Латимер в улове местных рыбаков обнаружила необыкновенную рыбу синего цвета. Ни в одном определителе не было ее описания, поэтому мисс Латимер не смогла определить видовую принадлежность этого животного. Из рыбы было сделано чучело, в котором профессор   ихтиологии Джеймс Смит узнал представителя целакантов. Эти рыбы жили на Земле 400  миллионов лет назад и вымерли в конце мелового периода — 66 миллионов лет назад. В мае 1939-го профессор Смит опубликовал описание находки, дав ей латинское имя Latimeria chalumnae в честь мисс Латимер и места находки — реки Чалумна.

Важность этой находки заключалась в том, что родственники целакантов, пресноводные кистеперые рыбы, стали предками всех наземных позвоночных животных. Долго считалось, что целаканты практически не изменились за 400 миллионов лет. Поэтому при  поимке латимерии появлялась возможность изучить внутреннее строение «живого ископаемого» и проследить эволюцию важнейших систем органов.

Второй экземпляр был пойман лишь в 1952 году. Оказалось, что латимерия живет в  прибрежных водах на глубине 100-300 метров. Днем она прячется в пещерах, а ночью  перемещается ближе к поверхности, где и питается. Ее парные плавники  поддерживаются костными поясами, которые напоминают плечевой и тазовые пояса  конечностей наземных четвероногих животных. Осевой скелет целакантов эволюционировал независимо от других позвоночных, поэтому у латимерии нет позвонков, а есть прочная трубка диаметром 4 см. У латимерии обычная для современных рыб боковая линия соседствует с комплексом кожных каналов, характерным лишь для  ископаемых бесчелюстных. Самки латимерий вырастают в длину до 2 метров, самцы до  150 см при весе 50-90 кг.

В 1997 году в Индонезии на северном побережье о. Сулавеси был открыт второй вид этого рода. Исходя из места находки (город Монадо) существу присвоили название  Latimeria menadoensis. Различия между видами незначительны, согласно генетическим  исследованиям, виды разделились 30-40 миллионов лет назад. Интересно, что Latimeria  chalumnae, пойманная в 1991 году, имела хромосомный набор из 48 хромосом и он  заметно отличался от набора современных двоякодышащих рыб, но очень похож на 46-  хромосомный кариотип земноводного Ascaphus truei.

Используя содержание текста «Латимерия» и собственные знания, ответьте на

следующие вопросы.

1) На побережье какого континента была выловлена первая латимерия?

2) В честь кого был назван первый пойманный целакант?

3) Сколько было хромосом у латимерии, пойманной в 1991 году?

АГРОЭКОСИСТЕМЫ

29.3. Агроэкосистемы (сельскохозяйственные экосистемы, агроценозы) — искусственные  экосистемы, возникающие в результате сельскохозяйственной деятельности человека  (пашни, сенокосы, пастбища). Агроэкосистемы создаются человеком для получения  высокой чистой продукции автотрофов (урожая). В них, так же как и в естественных сообществах, имеются продуценты (культурные растения и сорняки), консументы (насекомые, птицы, мыши и т.д.) и редуценты (сапротрофные грибы и бактерии).

Обязательным звеном пищевых цепей в агроэкосистемах является человек.

 Отличия агроценозов от естественных биоценозов: незначительное видовое разнообразие (агроценоз состоит из небольшого числа видов, имеющих высокую численность); короткие цепи питания; неполный круговорот веществ (часть питательных элементов выносится с урожаем); источником энергии является не только Солнце, но и деятельность человека (мелиорация, орошение, применение удобрений); искусственный отбор (действие естественного отбора ослаблено, отбор осуществляет человек);

отсутствие саморегуляции (регуляцию осуществляет человек) и др.

Используя содержание текста «Агроэкосистемы», ответьте на следующие вопросы.

1) Могут ли агроэкосистемы быть устойчивыми без поддержки человека?

2) Могут ли в агроэкосистеме отсутствовать консументы?

3) Может ли в агроэкосистеме быть более трёх трофических уровней?

ПТИЦА КИВИ

29.4.Киви, или бескрылые, — нелетающие бескилевые птицы Новой Зеландии. Размером киви

с обычную курицу, весом от 1,4 до 4 кг. Характерен половой диморфизм: самки крупнее самцов. Тело у киви грушевидной формы, с маленькой головой и короткой шеей. Перья  киви больше напоминают густую шерсть, они мягкие серые или светло-бурые. Киви свойственна наибольшая редукция крыльев среди птиц: они всего 5 см в длину и почти  незаметны среди оперения. Однако у киви сохранилась привычка, отдыхая, прятать клюв  под крыло. Киви имеют короткие, но очень сильные четырехпалые с острыми когтями ноги. Хвост у киви отсутствует. Скелет не пневматичен, кости тяжелые. Киви не полагаются на зрение — глаза у них очень маленькие, всего 8 мм диаметром. Гораздо лучше развиты слух и обоняние. У киви очень длинный, гибкий, тонкий, прямой или слегка изогнутый клюв, который у самцов достигает длины 95-105 мм, а у самок— 110-120 мм. Ноздри у киви открываются на конце клюва, а у остальных птиц — у его основания.

Нормальная температура тела киви — 38 °С, что на два градуса ниже, чем у других птиц,

и ближе к температуре тела млекопитающих. Киви обитают преимущественно в сырых вечнозеленых лесах. Длинные пальцы на ногах помогают им не вязнуть в болотистом грунте. Образ жизни они ведут исключительно сумеречный и ночной. В течение дня киви прячется в вырытой норе, дупле или под корнями деревьев. У большого серого киви норы представляют собой настоящий лабиринт с несколькими выходами.

Киви — крайне территориальные птицы, и брачная пара, а особенно самец, яростно  защищает от конкурентов свой гнездовой участок, который может занимать от 2 до 100 га. Границы своего участка птицы обозначают с помощью криков, которые по ночам слышны за несколько километров. На охоту киви выходят примерно через 30 минут после заката. Их корм составляют насекомые, моллюски и земляные черви, а также опавшие  ягоды и плоды. Добычу киви разыскивают с помощью обоняния и осязания — разгребая  землю ногами и глубоко погружая в нее клюв, они буквально «вынюхивают» червей и  насекомых. При случае киви не отказываются от мелких амфибий и ракообразных.

В отличие от большинства птиц, у самок киви функционируют оба яичника, а не только левый. Киви — рекордсмен среди птиц по относительным размерам откладываемых яиц: у обыкновенного киви оно весит до 450 г, около 1/4 массы самой птицы. Снесенное яйцо  насиживает самец, который покидает его только на время кормления. Инкубационный период занимает 75-85 дней. Родители обычно не заботятся о потомстве  и покидают его сразу после вылупления. Продолжительность жизни киви велика — до 50-60 лет.

Используя содержание текста «Птица киви» и собственные знания, ответьте на

следующие вопросы.

1) Где обитает птица киви?

2) Где у киви на клюве располагаются ноздри?

3) Как киви обозначают границы своих участков?

БИОСФЕРА

29.5.Биосфера (от греч. bios — жизнь и sphaira — шар) — оболочка Земли, состав, структура и свойства которой в той или иной степени определяются настоящей или прошлой деятельностью живых организмов. Термин «биосфера» впервые применил Э. Зюсс (1875), понимавший её как тонкую плёнку жизни на земной поверхности, в значительной  мере определяющую «лик Земли». Однако заслуга создания целостного учения о биосфере принадлежит В. И. Вернадскому, так как именно он развил представление о  живом веществе как огромной геологической (биогеохимической) силе, преобразующей

свою среду обитания.

Используя содержание текста «Биосфера», ответьте на следующие вопросы.

1) Кто автор термина «биосфера»?

2) Кто автор учения о биосфере?

3) Какой компонент биосферы преобразует среду обитания?

ГРАНИЦЫ БИОСФЕРЫ

29.6.Биосфера имеет определённые границы. Она занимает нижнюю часть атмосферы, верхние слои литосферы и всю гидросферу. Границы биосферы в большой степени условны. Обычно считают, что верхняя граница биосферы находится на высоте 22—24 км  от поверхности Земли, где образуется озоновый экран. Здесь свободный кислород под влиянием солнечной радиации превращается в озон (02 —> 03), который образует экран и отражает губительные для живых организмов гамма- и рентгеновское излучения и частично ультрафиолетовые лучи. Нижняя граница биосферы проходит по литосфере

на глубине 3—4 км, а по гидросфере по дну Мирового океана, местами свыше 11 км. Более широкое распространение живых организмов ограничено лимитирующими  факторами.

Используя содержание текста «Границы биосферы», ответьте на следующие вопросы.

1) Какой экологический фактор является лимитирующим (ограничивающим) проникновение живых организмов в верхние слои атмосферы?

2) Какой экологический фактор является лимитирующим (ограничивающим) проникновение живых организмов вглубь Земли?

3) Являются ли указанные границы биосферы абсолютными или жизнь проникает и за их пределами.

ПОНЯТИЯ ЭКОСИСТЕМЫ И БИОГЕОЦЕНОЗА

29.7.Биогеоценоз — однородный участок земной поверхности с определённым составом  живых (биоценоз) и косных (биотоп) компонентов, объединённых потоком энергии и круговоротом веществ в единый природный комплекс. Экосистема (экологическая система) — система совместно обитающих живых организмов и условий их существования, связанных потоком энергии и круговоротом веществ. Термин «экосистема» был предложен английским учёным А. Тенсли (1935), а термин «биогеоценоз» — российским учёным В. Н. Сукачёвым (1942). «Экосистема» и «биогеоценоз» — понятия близкие, но не синонимы. Экосистема — понятие более общее: от капли воды до биосферы в целом, включая искусственные комплексы организмов и абиотических компонентов (аквариум, космический корабль, сельскохозяйственное угодье, город и пр.). Биогеоценоз — это экосистема в границах фитоценоза

(растительного сообщества). Таким образом, каждый биогеоценоз — это экосистема, но

не каждая экосистема — биогеоценоз.

Используя содержание текста «Понятия экосистемы и биогеоценоза» ответьте на

следующие вопросы. Ответ поясните.

1) Гниющий пень является биогеоценозом и/или экосистемой?

2) Лес является биогеоценозом и/или экосистемой?

3) Парк является биогеоценозом и/или экосистемой?

РАЗМНОЖЕНИЕ БАКТЕРИЙ

29.8.Бактерии размножаются бесполым путём при помощи деления клетки с образованием перетяжек или перегородок, реже почкованием. Этим процессам предшествует удвоение кольцевой молекулы ДНК.        Кроме того, для бактерий характерен половой процесс — конъюгация. При конъюгации по специальному каналу, образующемуся между двумя клетками, фрагмент ДНК одной клетки передаётся другой клетке, то есть изменяется наследственная информация, содержащаяся в ДНК обеих клеток. Поскольку количество бактерий при этом не увеличивается, для корректности используют понятие «половой

процесс», но не «половое размножение».

Используя содержание текста «Размножение бактерий», ответьте на следующие  вопросы.

1) Почему применительно к конъюгации бактерий более корректно использовать понятие «половой процесс», а не «половое размножение»?

2) Почему процесс является половым?

3) Почему невозможно существование бактерий, у которых есть только конъюгация, но

нет деления клеток?

29.8.Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) количество бактерий при конъюгации не увеличивается, значит, термин «размножение» не корректен;

2) изменяется наследственная информация;

3) без деления клеток численность бактерий не может увеличиться.

ВЛИЯНИЕ АЛКОГОЛЯ НА ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА

29.9.Алкоголь (этиловый спирт) разрушает физическое и психическое здоровье человека. Он действует на нервную систему, нарушая регуляцию всех систем органов, изменяет поведение человека. Из желудка алкоголь попадает в кровь через 2 минуты и разносится по всему организму.

Известно, что нарушения работы нервной системы и внутренних органов связаны с концентрацией алкоголя в крови. При концентрации алкоголя в крови 0,04% поражаются клетки коры головного мозга. Человек утрачивает способность управлять своим телом и поведением. Процессы возбуждения в коре больших полушарий начинают преобладать над процессами торможения. Человек утрачивает сдержанность и стыдливость. Он говорит и делает то, что никогда не сказал и не сделал бы в трезвом состоянии. При концентрации алкоголя в крови 0,1% угнетаются более глубокие отделы головного мозга. Появляется шатающаяся походка, движения становятся неуверенными, суетливыми. Ослабляется  способность человека к слуховому и зрительному восприятию. Нарушение движения глаз приводит к тому, что предметы начинают двоиться. Из-за потери контроля за работой мышц языка затруднятся речь.

Концентрация алкоголя в крови 0,2% влияет на области мозга, контролирующие эмоциональное поведение человека. При этом пробуждаются низменные инстинкты, появляется внезапная агрессивность.

При концентрации алкоголя в крови 0,3% человек не понимает того, что видит и слышит. Содержание алкоголя в крови 0,4% ведет к потере сознания, происходит непроизвольное опорожнение мочевого пузыря. Чувствительность отсутствует. При  концентрации 0,6-0,7% наступает смерть.

Алкоголь является причиной многих несчастий: автомобильных катастроф, травм и увечий, утраты работоспособности и􀀀 семьи, потери духовных потребностей, воли и человеческого облика. Более 50% преступлений совершается в состоянии алкогольного опьянения. Алкоголь из организма выводится только через 2 суток, поэтому люди, выпивающие в день по пол-литра пива или вина, не выходят из состояния хронического отравления алкоголем. В результате частого приема спиртных напитков развивается алкоголизм.

Алкоголизм — это болезнь, характеризующаяся безудержным влечением к употреблению алкоголя, психическими и физическими расстройствами, деградацией      личности. Определение молодежному пивному алкоголизму дал первый рейхсканцлер Германии Бисмарк: «От пива люди делаются ленивыми, глупыми и бессильными». Юноши и девушки должны помнить, что пиво содержит избыток углеводов и нарушает обмен веществ, что ведет к ожирению. Пиво содержит растительные аналоги женских половых гормонов, что у мужчин вызывает атрофию половых и рост молочных желез и безразличие к противоположному полу. Люди, страдающие алкоголизмом, пренебрегают своими детьми,

семьей, обязанностями, друзьями, для того чтобы удовлетворить свою пагубную потребность в алкоголе. За алкоголизм родителей расплачиваются их дети. Большинство врожденных уродств, психических отклонений, отставание в физическом и умственном развитии является следствием алкоголизма родителей.

Используя содержание текста «Влияние алкоголя на организм человека» и собственные знания, ответьте на следующие вопросы.

1) Почему употребление пива вызывает у мужчин атрофию половых желез, рост молочных желез и безразличие к противоположному полу?

2) Можно ли погибнуть от употребления алкоголя?

3) Что является причиной большинства врожденных уродств, психических отклонений, отставания в физическом и умственном развитии?

 

ИСТОРИЯ ДОМАШНЕЙ КОШКИ

29.10.Кошка была одомашнена гораздо позже собаки, рогатого скота и лошади, так как уникальную способность уничтожать грызунов по достоинству оценили только земледельцы в Древнем Египте 6000 лет назад. Так, спасая урожай зерна от мышей и крыс, дикая ливийская кошка заслужила почет и уважение человека. Египтяне считали  кошку священным животным, воплощением богини ночи. Если у семьи древних египтян погибала кошка, все ее члены остригали волосы в знак траура, оплакивали любимицу и

хоронили как человека. Ее тело бальзамировали, делали мумию и укладывали в саркофаг. За убийство кошки наказание было строже, чем за убийство человека.

 В Европе кошки появились лишь в I в. н.э. До этого времени на мышей в домах европейцев

охотились прирученные ласки и куницы. Кошки быстро стали незаменимыми помощниками в борьбе с крысами и мышами и просто  домашними любимцами. Привезенные домашние кошки скрещивались с дикими европейскими лесными кошками, камышовыми котами, что привело к возникновению

первых пород кошек.

 В средневековой Европе кошки считались спутниками дьявола. Их вместе с владельцами мучили и сжигали на кострах инквизиции, обвиняя в колдовстве. Не без оснований считается, что сокращение численности кошек привело к размножению черных крыс — переносчиков чумы, смертельного заболевания, от которого серьезно страдало население европейских городов.

На Руси и Древнем Востоке отношение к кошкам было уважительное, без жестокости невежественных предрассудков, характерных для средневековой Западной Европы.

Используя содержание текста «История домашней кошки» и собственные знания, ответьте на вопросы.

1) Где и когда была одомашнена кошка?

2) Какие животные уничтожали грызунов в домах европейцев до появления домашних кошек?

3) Распространению, какого смертельно опасного заболевания препятствуют домашние кошки?



Предварительный просмотр:

Инструкция  выполнения задания, требующего рассчитать рацион питания

Таблица №1. Суточные нормы питания в энергетическая потребность детей и подростков

Таблица №2.  Таблица  энергетической и пищевой ценности продуктов кафе быстрого питания

Таблица №3 Энергозатраты при различных видах физической активности

Таблица №4 Калорийность при четырехразовом питании (от общей калорийности в сутки)

Вариант 1

Задания 31.

1.17летняя Татьяна  посетила Тобольск (экскурсия)

2. Пообедала в кафе быстрого питания.

 Заказала блюда и напитки:

   - картофель фри,

-   Фреш Мак Маффин,

 - салат «Цезарь»

  - апельсиновый сок.

Определить:

1.Рекомендуемую калорийность обеда при четырехразовом питании в день

В сутки требуется 3100 ккал (таб. 1).  Обед составляет 50% от этого числа (таб.4)

К= 3100х50%:100=1550 ккал

2.Энергетитческую ценность заказанного обеда из таб.2: 225+250+225+380=1080 ккал

- картофель фри- 225 ккал, углевод-29 г.

-   Фреш Мак Маффин -380 ккал, углевод-35 г.

 - салат «Цезарь» -250 ккал, углевод15г.

  - апельсиновый сок-225ккал., углевод 35 г.

3. Количество углеводов в блюдах и напитках и отношение  этого числа к суточной норме потребления

Из таб. 2-   количество углеводов в обеде:  (29+15+35+35)=114г.  

Суточная норма углевода из таб.1 --- -475 г

4.Отношение углеводов, поступивших с пищей, к суточной норме: 114:475=0,24  или 24%

Вариант 2.

  1. Александр- любитель катания на роликовых коньках, поехал на 2-хчсовую прогулку
  2. Заказанные блюда:

Сэндвич с ветчиной-

Мороженное с шоколадным наполнителем

Напиток

Расчет:

1)энергозатрат двухчасовой прогулки на роликовых коньках;

2) оптимальной калорийности обеда, в котором обязательные блюда -  сэндвич с ветчиной, мороженное с шоколадным наполнителем  и напиток;

3)максимальное содержание белков в блюдах.

 4) Указать меню обеда.

Решение:

  1. Исходя из  данных таб.3, энергозатрат при занятиях на роликовых коньках составляет 7,5км/мин. Соответственно, энергозатраты двухчасовой езде на роликах коньках составляет 7,5Х 120= 900 ккал.
  2.  Оптимальне по калорийности меню подразумевает почти точнее ( нехватка до 5%)  восполнение энергозатрат. Таким образом меню не должно быть больше 900ккал  и меньше 855 ккал.

По условию имеются обязательные блюда сэндвич с ветчиной,--380 ккал, 19г белка, мороженное с шоколадным наполнителем -325 ккал, 6 г белка.

  Напитки из  данных таблицы2: апельсиновый сок-225 ккал, 2 г белка,  чай сахаром- 68 ккал, 0 г белка, сладкий сильногазированный напиток-170ккал., 0 г. белка.  В напитках  полностью отсутствуют белки. Рационально  предложить напиток с  наименьшим содержанием калорий, чтобы можно  заказать калорийное блюд с наибольшим содержанием белка. Калорийность обязательных блюд – (380+325)=705 ккал. Необходимо восполнить 900-705=185 ккал. Выбрать сладкий сильногазированный напитк -170 ккал, 0 г.белка

  1.  Максимальное содержание белка 19+6=25 г белка, калорйность заказанных блюд-875 ккал.

31.1.Антон готовится к соревнованиям по гребле на каноэ и два часа провёл тренируясь. Поужинать он решил в столовой. Используя данные таблиц, предложите Антону оптимальное по калорийности и соотношению белков меню из перечня предложенных блюд и напитков для того, чтобы компенсировать энергозатраты тренировки. При выборе учтите, что Антон обязательно закажет блюда всех категорий. Однако он недавно переболел гриппом и старается употреблять блюда наиболее полезные для

организма и нежирные.

В ответе укажите энергозатраты тренировки, рекомендуемые блюда, калорийность

ужина и количество жиров в нём.

31.2.Марина — работник офиса, обратилась к врачу-диетологу. Ей необходимо снизить вес.

Врач для снижения веса посоветовал Марине уменьшить калорийность потребляемой пищи до 1700 ккал в сутки. При этом в рацион необходимо включать больше блюд из овощей и фруктов, нежирного мяса и рыбы, уменьшить количество жирной и углеводной пищи, а количество пищевых волокон увеличить. Соотношение жиров, белков и углеводов должно быть 1: 1: 4, а на завтрак, обед, полдник и ужин приходилось соответственно 25 %, 50%, 15% и 10 % суточного рациона.

Используя таблицы, определите калорийность завтрака, обеда, полдника и ужина;

составьте оптимальное по калорийности меню обеда для Марины с учётом

рекомендаций врача-диетолога.

31.3.Полина любит по утрам в течение часа играть в волейбол. Какой заказ надо сделать  Полине днём в кафетерии, чтобы компенсировать энергозатраты тренировки, отдавая  предпочтения фруктовым сокам и овощным блюдам?

При ответе на вопрос используйте данные таблиц.

В ответе укажите энергозатраты тренировки, рекомендуемые блюда, калорийность

обеда и количество белков в нём.

31.4.Алексей ехал на дачу на велосипеде со скоростью 16 км/ч 1 час 40 минут.

Используя данные таблиц 1 и 2, предложите Алексею оптимальное по калорийности меню, позволяющее ему компенсировать энергетические затраты.  При выборе учтите, что Алексей любит бутерброд со свининой.

В ответе укажите энергетические затраты, рекомендуемые блюда, калорийность обеда и

количество в нем углеводов.

31.5.Хоккеист Ярослав тренируется утром в течение одного часа. Какой заказ надо сделать

Ярославу днём в кафетерии, чтобы компенсировать энергозатраты тренировки? Учтите, что Ярославу надо выбрать блюдо с наибольшим содержанием белков. Ещё он  очень любит вафельный рожок.

При ответе на вопрос используйте данные таблиц.

В ответе укажите энергозатраты тренировки, рекомендуемые блюда, калорийность  обеда и количество белков в нём.

31.6.Александр Кержаков, известный футболист, находится на тренировочных сборах, где активно утром и вечером тренируется, пытаясь попасть на чемпионат мира 2018 года. Используя данные таблиц 1 и 2, предложите Александру оптимальное по калорийности  меню, позволяющее ему компенсировать энергетические затраты после двух  футбольных таймов по 45 минут.

При выборе учтите, что Александр обязательно закажет любимый апельсиновый сок.

В ответе укажите энергетические затраты, рекомендуемые блюда, калорийность обеда и  количество белков в нем.

31.7.Оля любит по утрам в течение часа играть в настольный теннис. Какой заказ надо сделать Оле днём в кафетерии, чтобы компенсировать энергозатраты тренировки? Оля будет выбирать блюдо с высоким содержанием белков, но никогда не закажет бутерброды. Также после тренировки она обязательно закажет какой-нибудь напиток.

При ответе на вопрос используйте данные таблиц.

В ответе укажите энергозатраты тренировки, рекомендуемые блюда, калорийность  обеда и количество белков в нём.

31.8.Используя данные таблиц, рассчитайте рекомендуемую калорийность ужина для 14-

летнего Максима, если подросток питается четыре раза в день. Предложите Максиму

оптимальное по калорийности меню из перечня предложенных блюд и напитков. При

выборе учтите, что Максим пьет чай с одной ложкой сахара и любит салат с курицей.

В ответе укажите калорийность ужина при четырехразовом питании, заказанные блюда,

которые не должны повторяться, их энергетическую ценность, которая не должна

превышать рекомендованную калорийность ужина, и количество белков в нем

31.9.Используя данные таблиц, рассчитайте рекомендуемую калорийность ужина для 10- летней Натальи, если девочка питается четыре раза в день. Предложите Наталье оптимальное по калорийности меню из перечня предложенных блюд и напитков. При выборе учтите, что Наталья пьет чай с одной ложкой сахара и любит вафельные рожки.

В ответе укажите калорийность ужина при четырехразовом питании, заказанные блюда, которые не должны повторяться, их энергетическую ценность, которая не должна превышать рекомендованную калорийность ужина, и количество углеводов в нем.

31.10.Каждое утро Артём бегает трусцой в течение часа с четвертью. Какой заказ надо сделать Артёму днём в ресторане быстрого питания, чтобы компенсировать энергозатраты тренировки, отдавая предпочтения блюдам с высоким содержанием  белков и овощным блюдам?

Учтите, что Артём обязательно закажет апельсиновый сок и чай с сахаром (две чайные  ложки). Также учтите, что Артём не ест свинину.

В ответе укажите энергозатраты тренировки, рекомендуемые блюда, калорийность обеда и количество белков в нём.



Предварительный просмотр:

Часть 2.

Для ответов на задания 29—32 используйте отдельный лист. Запишите сначала номер

задания (29, 30 и т.д.), а затем ответ к нему. Ответы записывайте четко и разборчиво.

МОРСКАЯ КОРОВА

29.1.Морская, или стеллерова, корова — полностью истребленное человеком млекопитающее отряда сирен. Впервые люди увидели морских коров в ноябре 1741 года, когда судно командора Витуса  Беринга «Святой Петр», участвовавшее во Второй Камчатской экспедиции, потерпело крушение при попытке встать на якорь у острова, впоследствии названного именем  Беринга.  Георг Стеллер, натуралист и врач экспедиции, был единственным специалистом с  естественнонаучным образованием, кто лично видел и описал этот вид.􀀀 По Стеллеру, самка коровы достигала 295 дюймов (около 7,5 м) в длину. В обхвате самка имела 22 фута (6,6 м). Вес самки, измеренной Стеллером, был около 3,5 т.  Голова была в сравнении с размерами тела очень небольшой, причем корова могла  свободно двигать ей как в стороны, так и вверх-вниз. Конечности представляли собой  короткие закругленные ласты с суставом посередине, оканчивавшиеся роговым  наростом, который сравнивали с конским копытом. Тело оканчивалось широкой   горизонтальной хвостовой лопастью с выемкой посередине.

 Кожа стеллеровой коровы была голой, складчатой и чрезвычайно толстой и, по выражению Стеллера, напоминала кору старого дуба. Цвет ее был от серого до темно-коричневого. Один из немецких исследователей, изучавший сохранившийся кусок кожи  стеллеровой коровы, установил, что по прочности и эластичности она близка к резине  современных автомобильных покрышек. Возможно, такое свойство кожи было защитным приспособлением, спасавшим животное от ранений о камни в прибрежной зоне.

  Ушные отверстия были настолько маленькими, что почти терялись среди складок кожи. Глаза были также очень небольшими, по описаниям очевидцев — не больше, чем у овцы. Мягкие и подвижные губы были покрыты вибриссами толщиной со стержень куриного пера. Верхняя губа не была раздвоенной. Зубов у стеллеровой коровы не было. Пищу она  перетирала с помощью двух роговых пластин белого цвета (по одной на каждой

челюсти).   Большую часть времени стеллеровы коровы кормились, медленно плавая на мелководье, часто используя передние конечности для опоры на грунт. Кормом ей служили  исключительно водоросли, прежде всего морская капуста. Поведение данного  животного отличалось медлительностью, апатичностью и отсутствием страха перед человеком. Эти факторы облегчали добычу коров английским, французским и  американским китобоям. Сыграла роль и невысокая численность коров на момент  открытия около двух тысяч. Привязанность этих животных друг к другу была весьма  сильной. Описано, как самец в течение трех дней приплывал к убитой самке, лежавшей на берегу. Так же вел себя и детеныш другой самки, забитой  промышленниками. Стеллерова корова обитала только у побережья Командорских островов.

  Хищническое истребление животных ради вкуснейшего мяса привело к полному  исчезновению морских коров к 1768 году.   Появляющиеся изредка сообщения о наблюдении морских коров в ряде районов  Камчатского края не подтверждены. От морских коров, которые могли стать первыми   одомашненными морскими млекопитающими, осталось только несколько скелетов и   кусков кожи.

29.1.Используя содержание текста «Морская корова» и собственные знания, ответьте на

следующие вопросы.

1) У побережья каких островов обитала морская корова?

2) Сколько зубов насчитывалось у стеллеровой коровы?

3) К чему привел хищнический промысел стеллеровой коровы?

Ответ:

1) У побережья Командорских островов.

2) Зубов у стеллеровой коровы не было.

3) К полному уничтожению всех морских коров. К исчезновению вида.

ЛАТИМЕРИЯ

29.2.В 1938 году куратор Ист-Лондонского музея (ЮАР) Марджори Латимер в улове местных рыбаков обнаружила необыкновенную рыбу синего цвета. Ни в одном определителе не было ее описания, поэтому мисс Латимер не смогла определить видовую принадлежность этого животного. Из рыбы было сделано чучело, в котором профессор   ихтиологии Джеймс Смит узнал представителя целакантов. Эти рыбы жили на Земле 400  миллионов лет назад и вымерли в конце мелового периода — 66 миллионов лет назад. В мае 1939-го профессор Смит опубликовал описание находки, дав ей латинское имя Latimeria chalumnae в честь мисс Латимер и места находки — реки Чалумна.

Важность этой находки заключалась в том, что родственники целакантов, пресноводные кистеперые рыбы, стали предками всех наземных позвоночных животных. Долго считалось, что целаканты практически не изменились за 400 миллионов лет. Поэтому при  поимке латимерии появлялась возможность изучить внутреннее строение «живого ископаемого» и проследить эволюцию важнейших систем органов.

Второй экземпляр был пойман лишь в 1952 году. Оказалось, что латимерия живет в  прибрежных водах на глубине 100-300 метров. Днем она прячется в пещерах, а ночью  перемещается ближе к поверхности, где и питается. Ее парные плавники  поддерживаются костными поясами, которые напоминают плечевой и тазовые пояса  конечностей наземных четвероногих животных. Осевой скелет целакантов эволюционировал независимо от других позвоночных, поэтому у латимерии нет позвонков, а есть прочная трубка диаметром 4 см. У латимерии обычная для современных рыб боковая линия соседствует с комплексом кожных каналов, характерным лишь для  ископаемых бесчелюстных. Самки латимерий вырастают в длину до 2 метров, самцы до  150 см при весе 50-90 кг.

В 1997 году в Индонезии на северном побережье о. Сулавеси был открыт второй вид этого рода. Исходя из места находки (город Монадо) существу присвоили название  Latimeria menadoensis. Различия между видами незначительны, согласно генетическим  исследованиям, виды разделились 30-40 миллионов лет назад. Интересно, что Latimeria  chalumnae, пойманная в 1991 году, имела хромосомный набор из 48 хромосом и он  заметно отличался от набора современных двоякодышащих рыб, но очень похож на 46-  хромосомный кариотип земноводного Ascaphus truei.

Используя содержание текста «Латимерия» и собственные знания, ответьте на

следующие вопросы.

1) На побережье какого континента была выловлена первая латимерия?

2) В честь кого был назван первый пойманный целакант?

3) Сколько было хромосом у латимерии, пойманной в 1991 году?

29.2.Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) На побережье Африки (африканского континента).

2) В честь куратора музея Марджори Латимер, первой обнаружившей современного целаканта.

3) 48 хромосом.

АГРОЭКОСИСТЕМЫ

29.3. Агроэкосистемы (сельскохозяйственные экосистемы, агроценозы) — искусственные  экосистемы, возникающие в результате сельскохозяйственной деятельности человека  (пашни, сенокосы, пастбища). Агроэкосистемы создаются человеком для получения  высокой чистой продукции автотрофов (урожая). В них, так же как и в естественных сообществах, имеются продуценты (культурные растения и сорняки), консументы (насекомые, птицы, мыши и т.д.) и редуценты (сапротрофные грибы и бактерии).

Обязательным звеном пищевых цепей в агроэкосистемах является человек.

 Отличия агроценозов от естественных биоценозов: незначительное видовое разнообразие (агроценоз состоит из небольшого числа видов, имеющих высокую численность); короткие цепи питания; неполный круговорот веществ (часть питательных элементов выносится с урожаем); источником энергии является не только Солнце, но и деятельность человека (мелиорация, орошение, применение удобрений); искусственный отбор (действие естественного отбора ослаблено, отбор осуществляет человек);

отсутствие саморегуляции (регуляцию осуществляет человек) и др.

Используя содержание текста «Агроэкосистемы», ответьте на следующие вопросы.

1) Могут ли агроэкосистемы быть устойчивыми без поддержки человека?

2) Могут ли в агроэкосистеме отсутствовать консументы?

3) Может ли в агроэкосистеме быть более трёх трофических уровней?

29.3.Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) Нет. Устойчивость агроэкосистем обеспечивает человек, привнося дополнительную энергию для поддержания устойчивости агроэкосистем (обработка почвы, применение удобрений, культивация растений и т. д.).

2) Нет. Основным консументом  агроэкосистем является человек. Даже если он не участвует в потреблении урожая, консументами выступят насекомые, птицы,  мыши и др.

3) Да. Основная пищевая цепь в агроэкосистемах имеет три трофических уровня: сельскохозяйственные растения → человек → сапротрофные бактерии, потребляющие экскременты человека. Но сельскохозяйственные растения частично потребляются вредителями (насекомыми, птицами, мышами и др.) Тогда возможны трофические цепи с более чем тремя трофическими уровнями.

Например, растение → мышь → уж → скворец.

ПТИЦА КИВИ

29.4.Киви, или бескрылые, — нелетающие бескилевые птицы Новой Зеландии. Размером киви

с обычную курицу, весом от 1,4 до 4 кг. Характерен половой диморфизм: самки крупнее самцов. Тело у киви грушевидной формы, с маленькой головой и короткой шеей. Перья  киви больше напоминают густую шерсть, они мягкие серые или светло-бурые. Киви свойственна наибольшая редукция крыльев среди птиц: они всего 5 см в длину и почти  незаметны среди оперения. Однако у киви сохранилась привычка, отдыхая, прятать клюв  под крыло. Киви имеют короткие, но очень сильные четырехпалые с острыми когтями ноги. Хвост у киви отсутствует. Скелет не пневматичен, кости тяжелые. Киви не полагаются на зрение — глаза у них очень маленькие, всего 8 мм диаметром. Гораздо лучше развиты слух и обоняние. У киви очень длинный, гибкий, тонкий, прямой или слегка изогнутый клюв, который у самцов достигает длины 95-105 мм, а у самок— 110-120 мм. Ноздри у киви открываются на конце клюва, а у остальных птиц — у его основания.

Нормальная температура тела киви — 38 °С, что на два градуса ниже, чем у других птиц,

и ближе к температуре тела млекопитающих. Киви обитают преимущественно в сырых вечнозеленых лесах. Длинные пальцы на ногах помогают им не вязнуть в болотистом грунте. Образ жизни они ведут исключительно сумеречный и ночной. В течение дня киви прячется в вырытой норе, дупле или под корнями деревьев. У большого серого киви норы представляют собой настоящий лабиринт с несколькими выходами.

Киви — крайне территориальные птицы, и брачная пара, а особенно самец, яростно  защищает от конкурентов свой гнездовой участок, который может занимать от 2 до 100 га. Границы своего участка птицы обозначают с помощью криков, которые по ночам слышны за несколько километров. На охоту киви выходят примерно через 30 минут после заката. Их корм составляют насекомые, моллюски и земляные черви, а также опавшие  ягоды и плоды. Добычу киви разыскивают с помощью обоняния и осязания — разгребая  землю ногами и глубоко погружая в нее клюв, они буквально «вынюхивают» червей и  насекомых. При случае киви не отказываются от мелких амфибий и ракообразных.

В отличие от большинства птиц, у самок киви функционируют оба яичника, а не только левый. Киви — рекордсмен среди птиц по относительным размерам откладываемых яиц: у обыкновенного киви оно весит до 450 г, около 1/4 массы самой птицы. Снесенное яйцо  насиживает самец, который покидает его только на время кормления. Инкубационный период занимает 75-85 дней. Родители обычно не заботятся о потомстве  и покидают его сразу после вылупления. Продолжительность жизни киви велика — до 50-60 лет.

Используя содержание текста «Птица киви» и собственные знания, ответьте на

следующие вопросы.

1) Где обитает птица киви?

2) Где у киви на клюве располагаются ноздри?

3) Как киви обозначают границы своих участков?

29.4.Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) В Новой Зеландии.􀀀

2) Ноздри у киви открываются на конце клюва.

3) Границы своего участка птицы обозначают с помощью криков.

БИОСФЕРА

29.5.Биосфера (от греч. bios — жизнь и sphaira — шар) — оболочка Земли, состав, структура и свойства которой в той или иной степени определяются настоящей или прошлой деятельностью живых организмов. Термин «биосфера» впервые применил Э. Зюсс (1875), понимавший её как тонкую плёнку жизни на земной поверхности, в значительной  мере определяющую «лик Земли». Однако заслуга создания целостного учения о биосфере принадлежит В. И. Вернадскому, так как именно он развил представление о  живом веществе как огромной геологической (биогеохимической) силе, преобразующей

свою среду обитания.

Используя содержание текста «Биосфера», ответьте на следующие вопросы.

1) Кто автор термина «биосфера»?

2) Кто автор учения о биосфере?

3) Какой компонент биосферы преобразует среду обитания?

29.5.Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) Э. Зюсс.

2) В. И. Вернадский.

3) Живое вещество.

ГРАНИЦЫ БИОСФЕРЫ

29.6.Биосфера имеет определённые границы. Она занимает нижнюю часть атмосферы, верхние слои литосферы и всю гидросферу. Границы биосферы в большой степени условны. Обычно считают, что верхняя граница биосферы находится на высоте 22—24 км  от поверхности Земли, где образуется озоновый экран. Здесь свободный кислород под влиянием солнечной радиации превращается в озон (02 —> 03), который образует экран и отражает губительные для живых организмов гамма- и рентгеновское излучения и частично ультрафиолетовые лучи. Нижняя граница биосферы проходит по литосфере

на глубине 3—4 км, а по гидросфере по дну Мирового океана, местами свыше 11 км. Более широкое распространение живых организмов ограничено лимитирующими  факторами.

Используя содержание текста «Границы биосферы», ответьте на следующие вопросы.

1) Какой экологический фактор является лимитирующим (ограничивающим) проникновение живых организмов в верхние слои атмосферы?

2) Какой экологический фактор является лимитирующим (ограничивающим) проникновение живых организмов вглубь Земли?

3) Являются ли указанные границы биосферы абсолютными или жизнь проникает и за их пределами.

29.6.Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) гамма-, рентгеновское и ультрафиолетовое излучения;

2) температура земных недр;

3) нет, отдельные живые организмы проникают за указанные границы

ПОНЯТИЯ ЭКОСИСТЕМЫ И БИОГЕОЦЕНОЗА

29.7.Биогеоценоз — однородный участок земной поверхности с определённым составом  живых (биоценоз) и косных (биотоп) компонентов, объединённых потоком энергии и круговоротом веществ в единый природный комплекс. Экосистема (экологическая система) — система совместно обитающих живых организмов и условий их существования, связанных потоком энергии и круговоротом веществ. Термин «экосистема» был предложен английским учёным А. Тенсли (1935), а термин «биогеоценоз» — российским учёным В. Н. Сукачёвым (1942). «Экосистема» и «биогеоценоз» — понятия близкие, но не синонимы. Экосистема — понятие более общее: от капли воды до биосферы в целом, включая искусственные комплексы организмов и абиотических компонентов (аквариум, космический корабль, сельскохозяйственное угодье, город и пр.). Биогеоценоз — это экосистема в границах фитоценоза

(растительного сообщества). Таким образом, каждый биогеоценоз — это экосистема, но

не каждая экосистема — биогеоценоз.

Используя содержание текста «Понятия экосистемы и биогеоценоза» ответьте на

следующие вопросы. Ответ поясните.

1) Гниющий пень является биогеоценозом и/или экосистемой?

2) Лес является биогеоценозом и/или экосистемой?

3) Парк является биогеоценозом и/или экосистемой?

29.7.Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) Гниющий пень является экосистемой. Понятие «биогеоценоз» применить к гниющему пню невозможно, так как в системе отсутствует фитоценоз — растительное сообщество, обязательное для биогеоценоза.

2) Лес является и биогеоценозом, и экосистемой. В лесу присутствует фитоценоз — растительное сообщество, поэтому лес можно назвать биогеоценозом.

3) Парк является экосистемой. Понятие «биогеоценоз» к искусственным экосистемам не применяют.

РАЗМНОЖЕНИЕ БАКТЕРИЙ

29.8.Бактерии размножаются бесполым путём при помощи деления клетки с образованием перетяжек или перегородок, реже почкованием. Этим процессам предшествует удвоение кольцевой молекулы ДНК.        Кроме того, для бактерий характерен половой процесс — конъюгация. При конъюгации по специальному каналу, образующемуся между двумя клетками, фрагмент ДНК одной клетки передаётся другой клетке, то есть изменяется наследственная информация, содержащаяся в ДНК обеих клеток. Поскольку количество бактерий при этом не увеличивается, для корректности используют понятие «половой

процесс», но не «половое размножение».

Используя содержание текста «Размножение бактерий», ответьте на следующие  вопросы.

1) Почему применительно к конъюгации бактерий более корректно использовать понятие «половой процесс», а не «половое размножение»?

2) Почему процесс является половым?

3) Почему невозможно существование бактерий, у которых есть только конъюгация, но

нет деления клеток?

29.8.Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) количество бактерий при конъюгации не увеличивается, значит, термин «размножение» не корректен;

2) изменяется наследственная информация;

3) без деления клеток численность бактерий не может увеличиться.

ВЛИЯНИЕ АЛКОГОЛЯ НА ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА

29.9.Алкоголь (этиловый спирт) разрушает физическое и психическое здоровье человека. Он действует на нервную систему, нарушая регуляцию всех систем органов, изменяет поведение человека. Из желудка алкоголь попадает в кровь через 2 минуты и разносится по всему организму.

Известно, что нарушения работы нервной системы и внутренних органов связаны с концентрацией алкоголя в крови. При концентрации алкоголя в крови 0,04% поражаются клетки коры головного мозга. Человек утрачивает способность управлять своим телом и поведением. Процессы возбуждения в коре больших полушарий начинают преобладать над процессами торможения. Человек утрачивает сдержанность и стыдливость. Он говорит и делает то, что никогда не сказал и не сделал бы в трезвом состоянии. При концентрации алкоголя в крови 0,1% угнетаются более глубокие отделы головного мозга. Появляется шатающаяся походка, движения становятся неуверенными, суетливыми. Ослабляется  способность человека к слуховому и зрительному восприятию. Нарушение движения глаз приводит к тому, что предметы начинают двоиться. Из-за потери контроля за работой мышц языка затруднятся речь.

Концентрация алкоголя в крови 0,2% влияет на области мозга, контролирующие эмоциональное поведение человека. При этом пробуждаются низменные инстинкты, появляется внезапная агрессивность.

При концентрации алкоголя в крови 0,3% человек не понимает того, что видит и слышит. Содержание алкоголя в крови 0,4% ведет к потере сознания, происходит непроизвольное опорожнение мочевого пузыря. Чувствительность отсутствует. При  концентрации 0,6-0,7% наступает смерть.

Алкоголь является причиной многих несчастий: автомобильных катастроф, травм и увечий, утраты работоспособности и􀀀 семьи, потери духовных потребностей, воли и человеческого облика. Более 50% преступлений совершается в состоянии алкогольного опьянения. Алкоголь из организма выводится только через 2 суток, поэтому люди, выпивающие в день по пол-литра пива или вина, не выходят из состояния хронического отравления алкоголем. В результате частого приема спиртных напитков развивается алкоголизм.

Алкоголизм — это болезнь, характеризующаяся безудержным влечением к употреблению алкоголя, психическими и физическими расстройствами, деградацией      личности. Определение молодежному пивному алкоголизму дал первый рейхсканцлер Германии Бисмарк: «От пива люди делаются ленивыми, глупыми и бессильными». Юноши и девушки должны помнить, что пиво содержит избыток углеводов и нарушает обмен веществ, что ведет к ожирению. Пиво содержит растительные аналоги женских половых гормонов, что у мужчин вызывает атрофию половых и рост молочных желез и безразличие к противоположному полу. Люди, страдающие алкоголизмом, пренебрегают своими детьми,

семьей, обязанностями, друзьями, для того чтобы удовлетворить свою пагубную потребность в алкоголе. За алкоголизм родителей расплачиваются их дети. Большинство врожденных уродств, психических отклонений, отставание в физическом и умственном развитии является следствием алкоголизма родителей.

Используя содержание текста «Влияние алкоголя на организм человека» и собственные знания, ответьте на следующие вопросы.

1) Почему употребление пива вызывает у мужчин атрофию половых желез, рост молочных желез и безразличие к противоположному полу?

2) Можно ли погибнуть от употребления алкоголя?

3) Что является причиной большинства врожденных уродств, психических отклонений, отставания в физическом и умственном развитии?

29.9.Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) Пиво содержит растительные аналоги женских половых гормонов, которые приводят к таким последствиям.

2) Да. При концентрации алкоголя в крови 0,6-0,7% наступает смерть. Возможна гибель от автомобильных катастроф, травм и увечий, полученных в состоянии алкогольного опьянения.

3) В большинстве случаев причиной является злоупотребление алкоголем родителей.

ИСТОРИЯ ДОМАШНЕЙ КОШКИ

29.10.Кошка была одомашнена гораздо позже собаки, рогатого скота и лошади, так как уникальную способность уничтожать грызунов по достоинству оценили только земледельцы в Древнем Египте 6000 лет назад. Так, спасая урожай зерна от мышей и крыс, дикая ливийская кошка заслужила почет и уважение человека. Египтяне считали  кошку священным животным, воплощением богини ночи. Если у семьи древних египтян погибала кошка, все ее члены остригали волосы в знак траура, оплакивали любимицу и

хоронили как человека. Ее тело бальзамировали, делали мумию и укладывали в саркофаг. За убийство кошки наказание было строже, чем за убийство человека.

 В Европе кошки появились лишь в I в. н.э. До этого времени на мышей в домах европейцев

охотились прирученные ласки и куницы. Кошки быстро стали незаменимыми помощниками в борьбе с крысами и мышами и просто  домашними любимцами. Привезенные домашние кошки скрещивались с дикими европейскими лесными кошками, камышовыми котами, что привело к возникновению

первых пород кошек.

 В средневековой Европе кошки считались спутниками дьявола. Их вместе с владельцами мучили и сжигали на кострах инквизиции, обвиняя в колдовстве. Не без оснований считается, что сокращение численности кошек привело к размножению черных крыс — переносчиков чумы, смертельного заболевания, от которого серьезно страдало население европейских городов.

На Руси и Древнем Востоке отношение к кошкам было уважительное, без жестокости невежественных предрассудков, характерных для средневековой Западной Европы.

Используя содержание текста «История домашней кошки» и собственные знания, ответьте на вопросы.

1) Где и когда была одомашнена кошка?

2) Какие животные уничтожали грызунов в домах европейцев до появления домашних кошек?

3) Распространению, какого смертельно опасного заболевания препятствуют домашние кошки?

29.10. Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) В Древнем Египте 6000 лет назад.

2) Ласки и куницы.

3) Чумы (кошки уничтожают черных крыс — переносчиков чумы).



Предварительный просмотр:

Инструкция  выполнения задания, требующего рассчитать рацион питания

31.1.Верно указаны следующие элементы ответа:

1) Энергозатраты тренировки — 780 ккал (6,5 ккал/мин х 120 мин).

2) Рекомендуемые блюда: салат овощной, котлеты говяжьи, рис отварной, сок апельсиновый, фруктовый салат.

3) Калорийность рекомендованного ужина — 778 ккал, (салат овощной — 70

ккал + котлеты говяжьи — 260 ккал + рис отварной — 245 ккал + апельсиновый

сок — 72 ккал + фруктовый салат — 131 ккал), количество жиров (5г + 19г + 4г +0г + 5г) = 33г.

31.2.Верно, указаны следующие элементы ответа:

1) На завтрак должно приходиться 425 ккал, обед — 850 ккал, полдник — 255 ккал, ужин — 170 ккал.

2) Рекомендуемые блюда: борщ из свежей капусты с мясом (300 г), капуста тушёная (200 г), гуляш говяжий (150 г), хлеб ржаной (50 г), сок яблочный (200 мл).

3) Калорийность рекомендованного обеда — 830 ккал: борщ — 63 х 3 = 189,

капуста — 61 х 2 = 122, гуляш говяжий — 232 х 1,5 = = 348, хлеб — 181 х 0,5 = 91;

сок — 40 х 2 = 80. Количество жиров — 37,1.

31.3.Ответ:Верно указаны следующие элементы ответа.

1) Энергозатраты тренировки — 270 ккал (4,5 ккал/мин х 60 мин).

2) Рекомендуемые блюда: апельсиновый сок, салат овощной.

3) Калорийность рекомендованного обеда — 285 ккал (апельсиновый сок 225

ккал + салат овощной 60 ккал), количество белков — 5 г (апельсиновый сок 2 г + салат овощной 3 г).

31.4.Ответ:Верно указаны следующие элементы ответа:

Энергетические затраты 100 мин х 6,5 ккал/мин = 650 ккал

Рекомендуемые блюда: бутерброд со свининой, порция жареного картофеля,  чай без сахара.

Калорийность обеда 650 ккал (425 + 225 + 0 = 650 ккал).

Количество углеводов 70 г (41 + 29 + 0 = 70 г).

31.5.Ответ:Верно указаны следующие элементы ответа.

1) Энергозатраты тренировки — 570 ккал (9,5 ккал/мин х 60 мин).

2) Рекомендуемые блюда: сложный бутерброд со свининой, вафельный рожок.

3) Калорийность рекомендованного обеда — 560 ккал (сложный горячий бутерброд со свининой 425 ккал + вафельный рожок 135 ккал), количество  белков — 42 г (сложный горячий бутерброд со свининой 39 г + вафельный  рожок 3 г)

Ответ:31.6.Верно указаны следующие элементы:

Энергетические затраты 90 мин х 9,5 ккал/мин = 855 ккал.

Рекомендуемые блюда: бутерброд с ветчиной, салат с курицей, апельсиновый  сок.

Калорийность обеда 855 ккал (380 + 250 + 225 = 855 ккал).

 Количество белков  35 г (19 + 14 + 2 = 35 г).

31.7.Ответ:Верно указаны следующие элементы ответа.

1) Энергозатраты тренировки — 330 ккал (5,5 ккал/мин х 60 мин).

2) Рекомендуемые блюда: омлет с ветчиной, чай без сахара.

3) Калорийность рекомендованного обеда — 350 ккал (омлет с ветчиной 350 ккал + чай без сахара 0 ккал), количество белков — 21 г (омлет с ветчиной 21 г + чай без сахара 0 г).

Ответ31.8Верно указаны следующие элементы ответа:

Рекомендуемая калорийность ужина 522 ккал.

Рекомендуемые блюда: жареный картофель, салат с курицей, чай с одной   ложкой сахара.

Калорийность ужина 509 ккал (225 + 250 + 34 = 509 ккал). Количество белков 17  г (3 + 14 + 0 = 17 г).

31.9 Ответ:

Верно указаны следующие элементы ответа:

Рекомендуемая калорийность ужина 459 ккал.

Рекомендуемые блюда: жареный картофель, овощной салат, вафельный  рожок, чай с одной ложкой сахара.

Калорийность ужина 454 ккал (225 + 60 + 135 + 34 = 454 ккал).

Количество углеводов 75 г (29 + 10 + 22 + 7 = 68 г).

31.10.Ответ:

Верно указаны следующие элементы ответа:

1) Энергозатраты тренировки — 712,5 ккал (9,5 ккал/мин х 75 мин).

2) Рекомендуемые блюда: апельсиновый сок, чай с сахаром (две чайные ложки),иомлет с ветчиной, салат овощной.

3) Калорийность рекомендованного обеда — 703 ккал (сок 225 ккал + чай ссахаром 68 ккал + омлет 350 ккал + салат овощной 60 ккал); количество белков — 26 г (сок 2 г + чай 0 г + омлет 21 г + салат 3 г).

.