Воспитатель года - 2018

Беликова Ольга Владимировна

Материалы конкурсанта

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл od_puteshestvie_po_reke_vremeni.docx27.87 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад комбинированного вида №2 «Ромашка»

города Губкина Белгородской области

Методическая разработка образовательной деятельности

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО РЕКЕ ВРЕМЕНИ

Подготовительная группа

Беликова Ольга Владимировна, воспитатель

МАДОУ  «Детский сад комбинированного

 вида №2 «Ромашка»

города Губкина Белгородской области


Конспект ОД 

 ПУТЕШЕСТВИЕ ПО РЕКЕ ВРЕМЕНИ

Беликова О. В., воспитатель

МАДОУ«Детский сад комбинированного

 вида №2 «Ромашка»  города Губкина

Возраст детей / направленность группы

Дети 6-7 лет

Форма проведения ОД

 игра-путешествие.

Приоритетные образовательные области

«Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие»,  «Речевое развитие», «Художественно- эстетическое развитие»

Цель

 Формирование  социально-коммуникативных и познавательных  качеств

Программные задачи

Социально-коммуникативное развитие:

  • Продолжать знакомить детей с профессией взрослого- библиотекарь.
  • Формировать у детей представление о книге, как источнике информации.
  • Дать представление о первых книгах.
  • Познакомить с возникновением письменности на примере узелкового, наскального письма, берестяной грамоты.
  • Конкретизировать знания детей пословиц и поговорок о дружбе.
  • Развивать умения сотрудничества и взаимопонимания со сверстниками в совместной деятельности.

Познавательное развитие:

  • Развивать умение  составлять и решать простые арифметические задачи.

Речевое  развитие:

  • Обогащать представления об особенностях литературы: виды и жанры.
  • Формировать умение  составлять рассказ по набору предметных картинок.

Художественно- эстетическое развитие:

  • Закрепить умение использовать нетрадиционные приемы рисования, развивать композиционные умения.

Воспитательные:

  • Воспитание дружелюбия,  доброжелательного отношения друг к другу; закладывать нравственные основы личности в процессе формирования представлений о дружбе.

Основные понятия (новые слова)

 Библиотекарь, стеллажи, наскальные рисунки узелковое письмо, берестяная грамота

Виды  детской деятельности

коммуникативная (беседа, диалог, составление рассказа)

продуктивная (нетрадиционное рисование на глиняных, восковых дощечках и бересте)

познавательно-исследовательская (экспериментирование)

Формы организации детской деятельности

 

совместная деятельность взрослого и детей, индивидуальная деятельность, подгрупповая работа,  самостоятельная деятельность

Ресурсы

Технические средства: мультимедийный проектор, компьютер, экран

Раздаточный материал: набор предметных картинок, детские книжки, разноцветные веревочки, глиняные, восковые дощечки, береста.

Наглядно-демонстрационный материал: тематическая слайдовая презентация.

Ожидаемые результаты

  • составляет рассказ по набору предметных картинок
  • дать   представления о первых книгах, работе библиотекаря
  • имеют представления о жизни людей в прошлом
  • проявляет доброжелательность в отношении к сверстникам
  • составлять и решать просты арифметические задачи на сложение,
  • уметь  выявлять свойства и качества материалов – глины, воска, бересты через экспериментирование

Этапы ОД

Деятельность педагога

Деятельность

ребенка

Планируемые результаты

I.Организационный этап

Воспитатель: Здравствуйте, ребята, я хочу узнать какое у вас настроение. На доске вы видите смайлики они грустные, веселые, обиженные, сердитые. Возьмите тот смайлик, который похож на ваше настроение.

Дети рассматривают смайлики и выбирают себе тот, которые, по их мнению, соответствуют  их настроению.  Дети комментируют свой выбор.

Установление эмоционально положительной атмосферы.

II. Мотивационно – ориентировочный этап

Игра «Узнай книгу по обложке»- закреплять знания о многообразии жанра произведений.

Игра «Хорошо- плохо»- закрепить правила пользованием книг

Воспитатель: Дети, нас пригласили в библиотеку,  где хотят  познакомить с интересной книгой. Что бы туда попасть нужно, сказать волшебные слова.

Воспитатель:  Вот мы и в библиотеке.

Какие бывают библиотеки ? 

Кто работает в библиотеке?  

Чем же занимается библиотекарь?

Скажите, для чего нужны книги?

Где лежат книги?

 

Воспитатель: Я вам предлагаю помочь библиотекарю,  разложить книги по стеллажам  Вы берете книгу, называете  название и жанр этого произведения.

         Игра  «Узнай книгу по обложке. 

Воспитатель: Дети, к сожалению, у книг бывают порваны странички, на страницах бывают жирные пятна

Скажите, как правильно нужно пользоваться книгами пользования книгой.

Игра «Хорошо- плохо»

Дети выполняют игровое упражнение:

На каблучок становись

Вокруг  себя обернись

  В библиотеке очутись

Дети отвечают на вопросы: ---    детские, взрослые, школьные

 -библиотекарь выдает книги, общается с читателями, рекомендует необходимую литературу, рассказывает о детских писателях, из книг мы узнаем много нового. Книги отвечают на важные вопросы. Из книг мы узнаем о других странах, о природе, о технике. Книги помогают фантазировать.

 -книги хранятся на стеллажах.

Дети берут книгу, рассматривают обложку, называют название и жанр произведения.

Дети называют и показывают карточки –символы: книгу нужно перелистывать за уголок страницы, книгу нельзя рвать и пачкать, книги читают за столом, книги хранятся на книжных полках.

Участник деятельности- выполняет свою работу индивидуально

.

Формулировать и аргументировать своё собственное мнения и позицию.

III. Поисковый этап

 Воспитатель:  Дети, я  вижу книгу,  но в ней нет страниц, и о чем она мы не знаем, и я вижу  на стеллаже письмо. Интересно, что в нем написано: «Я, Забияка, взял  страницы у  книги, отдам их тогда, когда вы выполните мои задания»

Воспитатель: Дети, вы согласны выполнить задания, чтобы вернуть  страницы книге? Нам придется отправиться в путь. Чтобы справиться с трудными заданиями Забияки,  нам нужно быть дружными, сплоченными, не бояться трудностей. Какие вы знаете пословицы и поговорке о дружбе.

 Дети называют пословицы о дружбе.

• Ссора до добра не доводит.

• Нет друга – ищи, а нашел, береги.

• Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

• Один за всех, и все за одного.

• Человек без друзей, что дерево без корней.

• Кто любит лгать, того нельзя в друзья брать.

• Друг за друга держаться - ничего не бояться. • Друзья познаются в беде.

• Кто друга в беде покидает, тот сам в беду попадает.

Подчеркнуть значимость. дружеских взаимоотношений между друзьями. 

IV. Практический этап

Игра « Напиши письмо »  упражнять детей составлять рассказ по набору картинок

Игра « Испорченный телефон»- развитие слухового восприятия

Игра «Посчитай и запиши» - продолжать учить детей решать арифметические задачи.

 Игра  «Напиши послание»- закрепить умение использовать нетрадиционные приемы рисования.

Воспитатель: Я читаю первое задание  «Вам нужно по реке времени отправиться  на каменный остров и выполнить задание». (дети становятся на импровизированную реку. На слайде появляются  сопровождающие картинки; воспитатель рассказывает детям историю наскальных рисунков; даёт инструктаж по выполнению задания  « Напиши письмо »; контролирует выполнение  задания подгруппы.

           Игра « Напиши письмо »

Воспитатель: С этим заданием мы справились, а на память  возьмите картинку с изображением этого острова.

Воспитатель: Ребята, нас ждет следующее задание:

« Вам нужно отправиться на остров «живого письма» и выполнить еще мое задание» (дети становятся на импровизированную реку. На слайде появляются  сопровождающие картинки; воспитатель рассказывает детям историю «Живого письма»;

даёт инструктаж по выполнению задания  « Испорченный телефон»

контролирует выполнение  задания

Игра «Испорченный телефон»

( передать задуманное слово)

 Воспитатель: Мы справились и с этим заданием, и на память возьмем с этого острого картинку. А вот и следующее задание.

« Отправляйтесь на остров узелков и решите одну задачу» (дети становятся на импровизированную реку. На слайде появляются  сопровождающие картинки; воспитатель  рассказывает детям историю «Узелкого письма»; даёт инструктаж по выполнению задания  « Испорченный телефон»; контролирует выполнение  задания»

Игра «Посчитай и запиши»

Воспитатель: С острова узелков мы возьмем картинку. Дети, Забияка оставил нам письмо  «Вам нужно отправиться на остров книги» (дети становятся на импровизированную реку. На слайде появляются  сопровождающие картинки.)
Воспитатель: (педагог подводит детей к столу, где лежат глиняные, восковые дощечки  и береста). Из какого материала сделаны эти плоские кирпичики? Древние люди книги 

изобретали из  глины, воска. А писали люди информацию  деревянными палочками. Затем книги из глины  сушили или обжигали. Потом складывали их друг на друга, так получалась книга.  Прочными были эти книги?

Воспитатель: - А кто из вас знает, что такое береста?

 Воспитатель, рассказывает детям историю берестяной грамоты сопровождая слайдовой презентацией.

Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам поэкспериментировать с материалами, которые использовали древние люди для передачи информации. Что вы можете сказать о своих опытах, удобно вам было писать? Почему?

           Игра   «Напиши послание»

(задание : дети пишут послание)

(Слайдовая презентация).Позднее, книги начали писать на пергаменте,  бумаге, и они были рукописными, а не печатными как сейчас. Как вы думаете, что означает слово «рукописная книга»?  Их многие месяцы переписывали особые переписчики –  писцы 

Шло время, и люди научились печатать книги. А где сейчас можно познакомиться с  книгой?

Воспитатель: Я не вижу больше писем ,  зато я вижу книгу , да и страницы вижу , они у вас. О чем наша книга? Как бы вы назвали книгу? Что вам понравилось в книге больше всего?

Нам пока вернуть книгу в библиотеку , скажите волшебные слова.

Дети делятся на подгруппы. Перед подгруппой детей ставится задача из  набора предметных картинок составить послание для другой подгруппы. Дети другой подгруппы, посовещавшись должны расшифровать послание.

Дети передают друг другу слово сказанное воспитателем  так, так чтобы  рядом стоящие дети  не слышали этого слово. В конце игры дети анализируют правильно ли они передали слово.

Дети рассматривают разноцветные веревочки. Затем на слайде появляется  картинка- задача. Дети выбирают веревочку соответствующего цвета (бесцветного), самостоятельно решают задачу, а ответ завязывают с помощь узелков. После выполнения задания дети обсуждают,  правильное ли количество узелков  они завязали

Ответы детей -из глины, воска.

 Дети высказывают свое мнение, что такое береста- береста это кора деревьев (дети рассматривают кусочки бересты).

 Дети самостоятельно выбирают, на каком материале будут писать послание, затем высказывают свое мнение о правильности выполнения и о  том, на чем удобнее писать и почем

 -потому, что они писались вручную.

 Ответы детей – в библиотеке, купить в магазине и т.п.

Дети складывают в книгу. Отвечают на вопросы педагога.

Дети выполняют игровое упражнение:

На каблучок становись

Вокруг  себя обернись

  В библиотеке очутись

Выполнять задание и заканчивать его в требуемый, временной момент

самостоятельно оценивать правильность выполнения задания

Дети соблюдают правила игры, добиваются правильного результата.

 Освоение умения составлять и решать просты арифметические задачи на сложение, развитие сообразительности, умения самостоятельно решать поставленную задачу.

самостоятельно экспериментирование по выявлению свойств и качеств материалов – глины, воска, бересты.

V. Рефлексивно – оценочный этап.

  Дети у нас есть карта  реки времени, определите, в каких местах мы были, и какие книги там были? Кому мы помогли? Что нового узнали? О чем вы расскажите дома?  Какие задания Забияки для вас были трудными? Какие не составляли труда?

Дети  располагают символы на карте времени, комментируют  

составление рассказа из собственного опыта по картинкам;

развитие умения строить предложения, выражать свои мысли, описывать и анализировать свои действия.

Литература

Т.И. Бабаева, Л.С. Римашевская  « Игровые ситуации игры, этюды» //Журнал «Дошкольная  педагогика» №4, 2016