Проект "Поющие сердца"

Баширова Наталья Юрьевна

В решении проблемы гармоничного развития личности ребенка большое место принадлежит процессу формирования его музыкальной культуры, воспитанию музыкальных интересов и повышению эстетического вкуса учащихся. Школа выполняет социальный заказ общества. Урок музыки преподносится детям как искусство, которое помогает человеку выразить свою душу, свое отношение к миру, сокровенные чувства и мысли, раскрывает детям наиболее важные для формирования личности ребенка «вечные темы» - темы добра и зла, любви и ненависти, жизни и смерти, Материнства, духовной музыки, Защиты Отечества и.т.д. Вся эта работа осуществляется в комплексе учебной и внеклассной школьной работы.

 

Современные ученые отмечают, что музыка влияет на интеллектуальное развитие, на эмоциональное состояние человека, на его самочувствие и здоровье, она обладает невероятным магнетизмом и энергетикой. Основной формой музыкального воспитания в школе является урок музыки, в сочетании классных – внеклассных занятий, кружковой деятельности и активного использования детьми средств массовой информации, очень важной для повышения музыкальной культуры.

 

Музыкальное воспитание учащихся школы не ограничивается только уроками музыки, оно находит свое продолжение и во внеклассной работе, это различные мероприятия, концерты, праздники, фестивали, проводимые совместно с заместителем по воспитательной работе и классными руководителями.

 

Каждый класс – хор. Знакомая фраза. Она прозвучала в свое время из уст замечательного музыканта и педагога Д.Б. Кабалевского, но не забыта и по сей день. Для чего мы учим детей петь в хоре? Думаю, что не для смотров, концертов и школьных праздников. Главная цель – развитие личности ребенка, развитие его эмоциональной сферы, интеллекта, зарождение и развитие эстетических чувств, становление нравственной позиции, познание законов человеческой морали.

 

Одна из главных задач педагога в обучении – найти в каждом ребёнке родник его творчества, дать возможность каждой личности проявить способности, таланты и весь свой творческий потенциал, подразумевающий для учащихся возможность реализации своих личных интересов, способностей.

 

Творческая работа с детьми дает учителю возможность помочь каждому ребенку представить перспективу собственного развития, повысить заинтересованность в результатах своей деятельности, поднять собственный творческий потенциал.

 

А чувство локтя, ответственность за общее дело, единая цель, работа каждого на общий результат? Разве эти качества не нужны современному человеку? А умение понимать и чувствовать другого человека, его боль и радость, сопереживать, сочувствовать?

 

Хоровое пение – универсальный «инструмент», позволяющий развить не только эстетические, но и человеческие качества личности. Воспитание нового человека возможно при условии таких взаимоотношений с учащимися, которые основываются на взаимоуважении, взаимопонимании и единстве целей.

 

Работая с детьми на уроках музыки и во внеурочное время, я поняла важность музыкального образования для гармоничного развития ребенка, особенно посредством хорового пения. Так родилась идея проекта «Поющие сердца».

 

Цель проекта:

 создание условий для формирования музыкально – эстетической культуры и творческой самореализации школьников.

 

Задачи проекта:

 - образовательные: постановка и развитие голоса, формирование вокально-хоровых навыков, знакомство с вокально-хоровым репертуаром;

 

- воспитательные: воспитание художественного вкуса и эмоциональной увлечённости музыкой, воспитание вокального слуха как важного фактора пения в единой певческой манере, воспитание организованности, внимания, наблюдательности, дисциплины, ответственности в момент коллективного музицирования, ибо хор – это «собрание единомышленников» (Г.А.Струве); нравственных качеств, средствами высоко-художественного музыкального материала;

 

- развивающие: развитие музыкальных способностей, интереса и любви к хоровому пению как мотивационного компонента готовности к дальнейшему саморазвитию, развитие навыков пения без сопровождения.

 

Каждый класс – хор, со своим «лицом», своим репертуаром, исполнительскими предпочтениями. Работа над произведениями ведется в рамках внеурочной деятельности школьников, но отбор репертуара, выразительных средств, художественного оформления программы проходит только с учетом интересов классного хорового коллектива. Задача педагога – сделать так, чтобы каждый ребенок в классе захотел участвовать в хоре, желал быть причастным к общему творческому делу.

 

В рамках реализации проекта «Поющие сердца» ежегодно проводятся следующие мероприятия:

- праздничный концерт, посвященный Дню учителя;

- литературно-музыкальная композиция ко Дню матери;

- неделя музыки;

- фольклорно-музыкальное мероприятие «Светлый праздник Рождества»;

- праздничный концерт, посвященный 8 Марта;

- фольклорный праздник «Масленица»;

- фестиваль военной песни «Поклонимся великим тем годам».

 

В качестве яркой иллюстрации работы данного проекта хочется более подробно рассказать о фестивале военной песни.

 

В течение трёх лет в Быковской средней общеобразовательной школе № 14 проходит ежегодный фестиваль военной песни, посвященный празднованию годовщины Победы в Великой Отечественной войне, в котором участвуют все школьники с первого по одиннадцатый класс.

 

Первый фестиваль состоялся 30 апреля 2014 года. На концерт были приглашены ветераны Великой Отечественной войны: Харман Исак Моисеевич, Степанова Анна Гавриловна и Романов Леонид Макарович, а так же Глава городского поселения Быково Олейник Петр Васильевич. Два часа, которые длился праздник, пролетели, как несколько минут!

 

"Ах, война, что ты сделала подлая", "Катюша" и "Прадедушка", "Десятый батальон" и "Эх, дороги", "Алёша" и "Журавли", "Москвичи" и "О той весне", "Ты ждешь, Лизавета" и "Последний бой",  - каждая из этих песен была встречена настоящими овациями! А в завершении праздника весь зал, и родители, и дети, и уважаемые гости стоя исполнили гимн этого праздника - песню "День Победы".

 

По окончании праздника ветеран войны, бывший учитель физкультуры нашей школы, Харман Исак Моисеевич сказал: "Огромное спасибо всем, кто устроил нам такой замечательный праздник! Спасибо за ваше внимание, за то, что вы помните о нас! Я очень горд, что в моей родной школе, в которой я проработал более 50 лет, учатся дети, которых можно назвать настоящими патриотами своей страны!"

 

Быстро пролетели летние каникулы и начался новый учебный год. С первых дней нового учебного года наша школа приступила к подготовке мероприятий, посвященных празднованию 70-летия Победы в Великой Отечественной войне. Конкурсы рисунков, поделок, проектов и плакатов приобрели поистине "всенародный" характер.

 

Во втором полугодии Администрацией поселка Быково был объявлен конкурс творческих работ "Победа глазами детей", в котором наши учащиеся приняли самое активное участие. Награждение победителей конкурса проходило в стенах Быковской школы № 14. Было очень приятно увидеть учащихся нашей школы в числе победителей и призёров этого конкурса.

 

Не остались в стороне от празднования Дня Победы и остальные учащиеся школы - подготовка к фестивалю военной песни шла полным ходом: выбор песни, костюмов, декораций, каждодневные репетиции хоровых коллективов. Школа жила ожиданием праздника. И вот, наконец, он наступил. Сколько песен великого подвига мы тогда услышали! Назову лишь несколько: "Хотят ли русские войны", "Песенка фронтового шофера", "Если б не было войны", "Баллада о маленьком трубаче", "Дети войны".

 

По окончании фестиваля участники услышали огромное количество слов благодарности от представителей администрации поселка Быково, ветеранов, родителей. Глава поселка Быково П.В.Олейник пригласил хоровые коллективы учащихся школы выступить с праздничным концертом для ветеранов и жителей поселка на митинге в деревне Апариха и в ДК Быково 9 мая 2015 года. Ребята с большим энтузиазмом откликнулись на приглашение главы и устроили настоящий праздник песни для жителей поселка.

 

Наступил новый учебный год. Уже на первых уроках музыки в сентябре ребята задавали вопрос: будет ли фестиваль военной песни. Многие уже летом подбирали песенный материал для своих хоровых коллективов. Ребятам, их классным руководителям очень хотелось удивить своим выступлением, выделиться выбором песни - и ведь у нас получилось. Песни, выбранные для фестиваля, практически не повторялись с песнями прошлых лет!

 

Открыл фестиваль "Довоенный вальс"  в танцевальном исполнении учащихся 8-9 классов. "Легкий школьный вальс" в исполнении девушек 10 класса не оставил равнодушным никого из присутствующих. Яркая инсценировка песни "Казаки в Берлине" учащимися 3 класса стала кульминацией праздника. Заключительная песня "Прадедушка", исполненная учащимися 1 "А" класса, стала трогательным подаркам для присутствующих ветеранов.

 

Как и в прошлом году лучшие хоровые коллективы школы приняли участие в праздничном концерте 9 мая 2016 года для ветеранов и жителей поселка Быково.

 

Особо хотелось бы подчеркнуть тот факт, что большая часть учащихся нашей школы не имеет дополнительного музыкального образования, поэтому творческие достижения наших учащихся заслуживают особого внимания. В 2016  году учащиеся 6  класса Арутюнян Лиана и Кириллова Варвара приняли участие в районном конкурсе исполнителей эстрадной песни «Эврика», посвященном 90-летию города Раменское. К этому конкурсу мы шли целый год: была проведена огромная работа, начавшаяся с выбора музыкального материала, его отработки, создания сценического образа. Трудолюбие и упорство принесли свои плоды – девушки заняли на конкурсе почетное второе место.

 

На данном этапе реализации проекта «Поющие сердца» можно говорить о следующих результатах:

- 100 % охват учащихся школы хоровым пением,                                                                     - повышение уровня музыкально-эстетической культуры и исполнительского мастерства,

-  участие в поселковых мероприятиях (благодарность Главы г.п.Быково).

 

Мы гордимся своими достижениями, но не собираемся на этом останавливаться: будем совершенствовать работу, стараясь приобщать детей к увлекательному миру хорового пения, даря радость совместного творчества.

 

Каждый ребенок имеет полное право жить, любя и понимая настоящее искусство, ощущая красоту жизни и гармонию мира. Не должна уйти в прошлое поющая Россия, в песнях творившая свою духовность, утверждавшая нравственность и прославлявшая подвиги.

 

Воспитание души – главный результат работы со школьниками.