Уроки музыки с детьми с задержкой психического развития.

 

 УСВОЕНИЕ РЕБЕНКОМ     С ПРОБЛЕМАМИ   В   ОБУЧЕНИИ КУЛЬТУРНО-

 ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ   И  НРАВСТВЕННО - ЭТЕИЧЕСКИХ     ЦЕННОСТЕЙ

В  ПРОЦЕССЕ    КОРРЕКЦИОННО   -  НАПРАВЛЕННОЙ  МУЗЫКАЛЬНОЙ    ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ   МУЗЫКИ.

 

Учитель музыки Симакова И.Н.

                                                                                                                                                                                                                                                                                           2014г.

         Музыкальное искусство занимает важное место в системе гуманистического воспитания. Оно обладает неисчерпаемыми возможностями воздействия на внутренний мир ребенка, на формирование его нравственно – эстетических основ, на становление личности в целом и играет значительную роль в коррекционно  - направленном процессе обучения детей с проблемами. Наряду с другими видами искусства музыкальное искусство, его своеобразный способ отражения действительности обеспечивают знакомство ученика с культурно – историческими традициями народа. Урок музыки в коррекционной школе - это не только приобщение детей к музыкальной культуре, развитие их музыкальных способностей, но и коррекция нарушений в развитии ребенка средствами музыки, музыкальной деятельности. В процессе организации  и проведения урока музыки с такими детьми важно учитывать индивидуальные и возрастные особенности ребенка, использовать специальные методы и приемы музыкального обучения и воспитания. И самое главное, каждый урок музыки может стать полезным, интересным, запоминающимся благодаря инициативе и творчеству учителя. Хочу, чтобы талант учителя  и его желание работать не имело предела.         Через музыкальное искусство ученик с проблемами осваивает окружающую действительность, выраженную в музыкально – художественных образах, познает общечеловеческие ценности, связанные с природой, человеком, предметами окружающего мира, отраженные в произведениях.Посредством музыкального искусства формируются и нравственно – эстетические ценности, выражающиеся в отношении учеников к природе, человеку в форме сочувствия, сопереживания, сострадания, почитания и т.д. Превращение общечеловеческих  ценностей  посредством музыкального искусства в личностные,  и выступает тем  ключевым моментом, который  определяет значение музыкального искусства в  обучении  детей с задержкой психического развития.

         Музыкальная деятельность, формируя практические умения в музыкальном искусстве, обеспечивает одновременно развитие коммуникативных основ, способствует развитию культуры. Усвоение учениками с проблемами в развитии культурно – познавательных, нравственно – эстетических ценностей происходит в процессе коррекционно – направленной музыкальной деятельности на уроках музыки.         Развитие ребят в музыкальной среде происходит только в результате деятельности. А взаимодействуя со средой в качестве ее субъекта, личность ребенка с проблемами испытывает и реализует эмоционально – эстетическую потребность, активизируя познавательные интересы. Гуманизация коррекционно – образовательного  процесса  средствами музыкального искусства предполагает личностно – ориентированный подход, который нацелен не только на получение знаний, но и на способы их усвоения, на образцы и способы мышления и деятельности, на развитие творческого потенциала учеников.Работу в коррекционной школе VII вида, в качестве учителя музыки(1- 4 классы) я начала со знакомства и изучения программы по музыке   под редакцией В.В. Воронковой.Наряду с образовательными, развивающими, воспитательными задачами в программе прописаны и коррекционные задачи:

1.Коррекция отклонения в интеллектуальном развитии.

2.Коррекция нарушения звукопроизносительной сферы.

3.Содействие преодолению неадекватных форм поведения, снятие эмоционального напряжения.

4.Содействие приобретению навыков искреннего, глубокого и свободного общения со сверстниками.

Далее я обратила внимание, что программа состоит из трех разделов:

                                      - пение

                                      - слушание музыки     

                                      - элементы музыкальной грамоты.

Отличался и музыкальный материал, предназначенный для пения и слушания музыки. Образный мир музыки для детей обучающихся в специальных учреждениях достаточно специфичен: игры и игрушки, образы животных, сказочно- героические персонажи, картины природы- это наиболее любимые детьми объекты, отраженные в музыке.

Репертуар для пения также имеет ограничения: небольшой диапазон детских голосов, затруднение в воспроизведении ритмического рисунка мелодии, общее недоразвитие и фонетико-фонематическое недоразвитие речи.

Просмотрев карты учащихся, я увидела, что все дети имееют большие проблемы со здоровьем: у многих детей нарушение осанки, функций равновесия, плохо развита речь, память, мышление, а все это влияет на общее состояние  организма: особенно на сердечно- сосудистую и дыхательную системы. Мне предстояло найти пути , решающие проблему здоровьесбережения учащихся на уроке музыки.

         Основы личностно – ориентированного  подхода  для гармоничного становления были заложены Л.С. Выготским, А.М. Леонтьевым. Подход в музыкально – образовательном процессе предполагает, что в центре обучения находится ученик с задержкой  психического развития как личность с ее психологическими особенностями. В связи с этим все методические решения  и технология коррекционно – развивающего процесса средствами музыки, использованные приемы, способы, методы преломляются через призму личности обучаемого, его потребностей и способностей, активности, интеллекта, а также имеющихся нарушений в развитии.  Музыкальное искусство обеспечивает ученикам с проблемами возможность художественного освоения действительности, которое осуществляется  через восприятие и деятельность. Чувство прекрасного формируется у ребенка не только посредством созерцания, но и в активной музыкальной деятельности: пении, слушании, инсценировании, творчестве  где реализуется индивидуальный подход в целях коррекции  реабилитации личности ребенка с проблемами в развитии    ее гармоничного становления.

        Важны были выводы о том, что положительные эмоции, получаемые от общения с музыкой, мобилизуют его резервные силы. Пение развивает голосовой аппарат детей с ЗПР, укрепляет голосовые связки, улучшает речь, слуховую координацию. Занятия музыкально  - ритмическими  движениями, основанные на взаимосвязи музыки и ритмики, повышают общий жизненный тонус детей, помогает в формировании основных движений, а соединение  движений под музыку со словом оказывает коррекционное воздействие.

         Музыка формирует представления ребенка об окружающем мире, расширяет музыкальный кругозор. В процессе музыкальной деятельности дети прислушиваются к звучанию, сравнивают звуки сходные и различные, знакомятся с их выразительным значением, отмечают характерные смысловые особенности художественных образов, учатся разбираться в структуре музыкального произведения, передавая ее в пении, движениях. Отвечая на вопросы педагога, ребенок делает первые обобщения и сравнения, определяет общий характер пьес, замечает, что литературный текст песни ярко выражен музыкальными средствами.

 За эти годы именно школа выступала как здоровьесберегающее пространство, в котором все - учителя, ученики, родители, врач, администрация- являются участниками в неустанной заботе о здоровье.

Я познакомилась с рядом здоровьесберегающих технологий и пришла к выводу, что именно урок музыки может сделать для здоровья школьников гораздо больше, чем врач. А при личном знакомстве с учениками я выделила еще ряд проблем:

1.     Дети отличались низкой работоспособностью.

2.     Быстро утомлялись.

3.     Отсутствовал интерес к уроку.

4.     Поведение было либо агрессивным, либо заторможенным.

 

Я, как учитель музыки, должна была построить работу, взяв за основу здоровьесбережение учащихся. Кроме того, нужно было помнить о личностно-ориентированной ,проблемно-поисковой и игровой технологиях.   Нужна была  специальная музыкально- образовательная технология, которая обеспечивает компенсацию нарушений и социальную адаптацию ребенка в окружающей среде.Я поняла, что нужно строить урок музыки в коррекционной школе иначе. На основе изученной литературы, я создала свой урок, непохожий на те, которые проводила в общеобразовательной школе. Он основан на взаимосвязи слова, музыки и движения. Развитие движений в сочетании со словом и музыкой представляет собой целостный коррекционно- развивающий процесс, который состоит из двух основных направлений:

1.Развитие, воспитание и коррекция вербальных процессов у детей с речевыми нарушениями:слуховое внимание, память, моторика, а также эмоциональная и коммуникативная сферы.

2.Коррекция речевых нарушений: темпа и ритма дыхания и речи, фонематического слуха.

         Социально  - педагогическое воздействие музыки на ребенка с проблемами в развитии связано с предоставлением ему неограниченных возможностей для самовыражения и самореализации, как в процессе творчества, так и в познании и утверждения своего я.