Мои разработки

Кириллова Луиза Ивановна

Предварительный просмотр:

Вечер памяти

"Поклонимся великим тем годам"  

Цели и задачи:

- расширение и углубление знаний школьников о ратных подвигах героев нашей Родины;

- воспитание уважения к истории своей страны; чувство гордости за великий подвиг народа, способствовать патриотическому воспитанию учащихся;

- популяризация знаний о боевых славах и героях былых времён;

“Клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить Отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков”
А.С.Пушкин


Ушли в   историю  года,

Цари менялись и народы,

Но время смутное, невзгоды

Русь не забудет никогда!

Победой вписана строка,

И славит  стих  былых героев,

Поверг народ врагов-изгоев,

Обрел свободу на века!

И поднималась Русь с колен

В руках с иконой перед битвой,

Благословленная молитвой

Под звон грядущих перемен.

Ведущий:    Мужеству и отваге защитников нашего Отечества  посвящается наш  вечер              

Учитель: Как  ты думаешь, Никита, о чем мы будем говорить?
 Никита: О героях, о воинах, о защитниках, о Родине, о славе.
Учитель:  Подбери слова - синонимы к слову Родина.
Никита:  Родина, Отечество, родная сторона, родная страна, Отчизна.
Учитель: Родина Отечество Отчизна. Все эти слова близки по своему значению. А что же они обозначают?
Никита:  Они обозначают то место, где человек родился, где он живет, где живут его родные, место, где жили его предки.
Учитель: В какой стране мы живем?
Никита: Мы живем в России.
Учитель:  Россия - это наша Родина. Мы – Россияне.
Дети читают стихи о Родине.
Что такое Родина?

Все, что людям свято,

И могила павшего за Родину солдата.

Пусть выходит солнце

Над Отчизной нашей,

Нет любимей Родины,

И милей, и краше.

На свете много разных стран,

Но есть одна страна-

Ее мы Родиной зовем,
А Родина – одна!

Учитель:  Как ты думаешь, Никита,  всегда ли наша страна жила мирно?
Никита:  Нет, не всегда. Я  читал книги и смотрел фильмы. Наши предки постоянно боялись, что нападут на них враги, разорят поселения, заберут все, что накоплено.
 Учитель:  От кого защищали наши предки свои земли?
Никита:  От монголо-татар, шведов, немецких рыцарей, поляков, французов, немцев.
Учитель:  В былинах сохранились предания о подвигах русских богатырей. Сможете назвать их имена?
Никита: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович, Никита Кожемяка.
Учитель:  Перед вами портреты русских богатырей, иллюстрации их ратных подвигов. Историки точно знают, что хотели бы сказать нам – потомкам славные предки.
Аудиозапись:
Здравствуйте, славные наши потомки!
Надеемся, знаете, помните нас.
Голос российской истории - громкий!
С нас начинался  великий сей глас.
Мы по крупицам Русь собирали,
Державу великую мы создавали.
Немало врагов повидать нам пришлось!

Ведущий 1 (Кириллова Т.)

Отечество – единственная, уникальная для каждого человека Родина, данная ему судьбой, завещанная его предками. Ведь не случайно в трудные, критические минуты своей жизни люди вспоминают место, где родились, где прошло детство, то есть свою малую Родину как часть большого Отечества.

Чтец:  Иванова Д

Необозримая ширь полей,
Развесистые белоствольные берёзы.
Разливы рек, степей необъятный простор.
Это – Россия.
Ты смотришь в ясное голубое небо,
Идёшь лесными тропинками,
Сидишь у прохладной реки.
И это – Россия.
Древние стены Кремля.
Блеск Куполов над храмами.
Жизни минувший след.
И это – Россия.
Руки матери, все песни у твоей колыбели.
Душистый хлеб за праздничным столом.
Это тоже – Россия.

Ведущий 1.  Кириллова Т.

Всё может родная земля! Может накормить тёплым и вкусным хлебом, напоить родниковой водой, восхитить своей красотой. И только защитить сама себя она не может… Поэтому защита Отечества и родной земли – долг тех, кто ест её хлеб, пьёт её воду, любуется её красотой. На протяжении многих веков не раз приходилось русским людям отстаивать свободу и независимость своей Родины.

Ведущий 2. Яковлев Даниил

Тебя не раз враги грозили.
Тебя сметали – не смели.
Любовь моя, земля Россия,
Тебя порушить не могли.
Тебя топтали – не стоптали.
Тебя сжигали – не сожгли.
Мы всё с тобою испытали
И даже больше, чем могли.

Ведущий 1

В веках осталось и по сей день живёт добрая память о русском воине, как о самом мужественном, бесстрашном, честном, преданном Отечеству и верном в дружбе. Страницы грозных битв во имя защиты Отечества, мирного труда на земле отцов и прадедов сохранило для нас литературное наследие, величественный русский эпос “Слово о полку Игореве”, в котором рассказывается о храбрости воинов дружины русского князя Игоря Святославовича.

Звучит музыка Бородина из оперы «Князь Игорь»

Ведущий 2 Яковлев Даниил

– В 1242 году другой русский князь Александр Ярославич, впоследствии названный Невским, нанёс сокрушительный удар на реке Неве войску немецких рыцарей, которые много раз пытались захватить русские земли.

Чтец Степанов Андрей

Впереди по звонким льдинам,
Гремя тяжёлой чешуёй,
Ливонцы едут грозным клином,
Свиной железной головой.

Грохот, ржанье, стон и крики,

Наши жмут сильнее,

А ливонец не привык

Получать по шее.

Как? Куда теперь бежать

В панцире пудовом?

Или, сняв его, дрожать

На пути ледовом?

И по льду семь вёрст пешком,

В плен дружиной взяты,

Шли ливонцы босиком,

Побросавши латы.

Эти ратники в борьбе

Землю отстояли

Ведь спасли они тогда

Русскую землицу –

Сёла, пашни, города

И, стало быть, столицу!

Пусть без страха жалуют к нам в гости.

Но кто на русскую землю с мечом

Придёт, тот от меча и погибнет,

На том стояла и стоять будет

Русская земля.

Кадр из кинофильма Александр Невский

Ведущий 1 Кириллова Т.

– И вновь в 1380г. войско великого князя Дмитрия Донского разбило татаро-монгольские полчища на Куликовом поле.

Чтец  Петров Миша

Позади у воинов Непрядва,
Слева – затуманившийся Дон.
И простор великий только на два,
Только на два стана разделён.

Мы, сам-друг, под степью в полночь стали:
Не вернуться, не взглянуть назад.
За Непрядвой лебеди кричали,
И опять, опять они кричат…
На пути – горючий белый камень.
За рекой – поганая Орда.
Светлый стяг над нашими полками
Не взыграет больше никогда.
И, к земле склонившись головою,
Говорит мне друг: “Остри свой меч,
Чтоб недаром биться с татарвою,
За святое дело мёртвым лечь!”

Ведущий 2. Яковлев Даниил

– 1612г. – День освобождения Москвы силами народного ополчения.

Чтец  Петров Дима

Горит, пылает, стонет Русь

Под игом польских банд…

И стойко бились москвичи

Со шляхтой и огнём.

Всё обгорело, вся Москва

До каменной стены –

Дома, деревья и трава

Обуглены черны

   А в сердце города враги,

И нету сил их взять.

Восстань, народ, и помоги

Повергнуть вражью рать!

От москвичей призыв идёт

По городам до волжских вод.

Всю землю нашу охватив,

Дошёл до Нижнего призыв,

До старосты, до мужика –

Нижегородца-мясника,

Что звался  Минин-Сухорук.

Он весь народ собрал вокруг:

Чтец 2 Григорьев Д

«Волжане! Православный люд!

Повсюду русских ляхи бьют!

Ужели враг непобедим?

Ужели землю отдадим?

Нет! За собой народ ведя,

Пойдём мы, жизни не щадя!

Не пощадим домов, клетей,

Ни золота, ни серебра!»

Звучит хор «Славься…» из оперы М. Глинки

Ведущий 1 Кириллова Т

– Северная война (1700-1721гг) принесла нашему народу ряд побед и выход к Балтийскому морю. В частности в 1709г. произошла победа над шведами в Полтавской битве.

Кадр из к/ф «Слуга государев»

Чтец Ухин Сергей

И грянул бой, Полтавский бой!

В огне, под градом раскалённым,

Стеной живою отражённым,

Над падшим строем свежий строй

Штыки смыкает. Тяжкой тучей

Отряды конницы летучей,

Браздами, саблями звуча,

Сшибаясь, рубятся с плеча.

Бросая груды тел на груду,

Шары чугунные повсюду

Меж ними прыгают, разят,

Прах роют и в крови шипят.

Швед, русский - колет, рубит, режет.

Бой барабанный, клики, скрежет,

Гром пушек, топот, ржанье, стон,

И смерть и ад со всех сторон.

    Ведущий 2 Яковлев Даниил

Александр Васильевич Суворов  — великий русский полководец, не потерпевший ни одного поражения в своей военной карьере, один из основоположников русского военного искусства, кавалер всех российских и многих иностранных военных орденов.

          Ведущий 1. Кириллова Татьяна

           Суворов  чистою  любовью

        К  своей  Отчизне  век  пылал,

        И, жертвуя  именьем, кровью,

        Ее  врагов  он  поражал:

        Его  поляки  трепетали,

        Французы  с  турками  дрожали.

        Повсюду  завсегда  с  тобой

        Любовь  к  Отчизне, россиянин,

        А  с  нею, с  ней  велик  граждАнин,

        Ужасный  для  врагов  герой.

 

 Кадр из к/ф «А.В. Суворов»

Ведущий 2 Яковлев Д.

Русский человек миролюбив, добр, душевен, отзывчив.

Г. Свиридов вальс к повести «Метель»

Ведущий 1.  Кириллова Т. на фоне вальса

 Но всегда готов дать решительный отпор любому посягательству на свободу и территориальную целостность своей Родины. О подвиге простых солдат и русского дворянства во время Отечественной войны 1812 г. рассказал великий русский писатель Лев Толстой в романе “Война и мир”. А С. Пушкин написал вот такие пламенные строки об Отечественной войне.

Чтец: Яковлева Ксения

… и вскоре новой брани
Зарделась грозная заря.
И быстрым понеслись потоком
Враги на русские поля.
Страшись, о рать иноплеменных!
России двинулись сыны;
Восстал и стар и млад; летят на дерзновенных,
Сердца их мщеньем зажжены.
Вострепещи, тиран! Уж близок час паденья!
Ты в каждом ратнике узришь богатыря,
Их цель: иль победить, иль пасть в пылу сраженья
За Русь, за святость алтаря.

Сценка . “Военный маневр”.

Кутузов: Плохи, плохи наши дела. Нехорошо, когда армия отступает. Непривычно для русских солдат этакое. Петров Дима

Адъютант: Может, в наступление, в бой? Александров Владик

Кутузов: Да ведь силы наши пока слабы. Армию сберегать надо. Но и  солдат понимать нужно. Душу русскую понимать. Едем в войска! Петров Д

(За кулисами: Ропот по войскам: Кутузов едет! Кутузов! Идет Кутузов бить французов! Ура!)

Кутузов: Ну, братцы, как настроение? Петров Дима

1 солдат: Веди нас, батюшка в бой! Григорьев Д.

2 солдат: Утомились, заждались. Сергеев Дима

Кутузов: Будет бой! Что ж мы не русские?! Что нам храбрости не  хватает?!

1 солдат: Вот это слова! Григорьев Д.

2 солдат: А когда же бой? Сергеев Дима

Кутузов: Не сейчас. Надо подождать. Петров Дима

2 солдат: Что – то непонятное! Ваша светлость, так что же, опять отступление? Сергеев Дима

Кутузов (хитро прищурив глаз): Кто сказал отступление? (Торжественно) Сие есть военный маневр! Петров Дима

Бородино  Дурновцева Кристина

- Скажи-ка, дядя, ведь не даром
Москва, спаленная пожаром,
Французу отдана?
Ведь были ж схватки боевые,
Да, говорят, еще какие!
Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина!

- Да, были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя:
Богатыри - не вы!
Плохая им досталась доля:
Немногие вернулись с поля...
Не будь на то господня воля,
Не отдали б Москвы!

Мы долго молча отступали,
Досадно было, боя ждали,
Ворчали старики:
"Что ж мы? на зимние квартиры?
Не смеют, что ли, командиры
Чужие изорвать мундиры
О русские штыки?"

И вот нашли большое поле:
Есть разгуляться где на воле!
Построили редут.
У наших ушки на макушке!
Чуть утро осветило пушки
И леса синие верхушки -
Французы тут как тут.

Забил заряд я в пушку туго
И думал: угощу я друга!
Постой-ка, брат мусью!
Что тут хитрить, пожалуй к бою;
Уж мы пойдем ломить стеною,
Уж постоим мы головою
За родину свою!

Ведущий 1 Кириллова Т.

Но не долго отдыхали от ратных дел русские солдаты.

Левитан об объявлении войны

Ведущий  1

Сорок первый! Июнь.
Год и месяц борьбы всенародной.
Даже пылью времён
Затянуть эту дату нельзя.

Звучит песня «Священная война»

Ведущий 2 Яковлев Д.

Эта песня – призыв, эта песня – набат,
Эта песня – трибун, эта песня – солдат!
Не в сверкающих залах звучала она-
На перронах вокзалов – где горя сполна,
Да в степях, опаленных грозою-бедой,
Да еще в эшелонах, что с вокзала - и в бой!

Звучит песня «Священная война»

Ведущий 1 Кириллова Т.

Солдаты сражались во имя мира и мечтали о будущем в передышках между боями, в тесных землянках и холодных окопах. Они верили, что мир, спасённый от фашизма, будет прекрасен. И ни при каких обстоятельствах русские люди не падали духом.

Танец «Синий платочек»

Ведущий 2. Яковлев Д.

Знали люди, что война – это пропасть, это гибель. Но матери, жёны, сёстры ждали своих фронтовиков. Ждали, даже если приходила похоронка. Ждали, надеялись и писали письма.

Чтец: Иванова Н

Внимая ужасам войны,
При каждой новой жертве боя
Мне жаль не друга, не жены,
Мне жаль не самого героя.
Увы! Утешится жена,
И друга лучший друг забудет;
Но где – то есть душа одна –
Она до гроба помнить будет!
Средь лицемерных наших дел


И всякой пошлости и прозы
Одни я в мире подсмотрел
Святые, искренние слёзы –
То слёзы бедных матерей!
Им не забыть своих детей,


Погибших на кровавой ниве,
Как не поднять плакучей иве
Своих покинувших ветвей.

Ведущий 1 Кириллова Т

 1418 дней войны… И каждый из них – это кровь и смерть, боль и горечь утрат, гибель лучших сынов и дочерей России, радость больших и малых побед. Эти годы, эти волнующие, озарённые пламенем великой битвы, дни никогда не изгладятся из нашей памяти. Ценой величайших лишений и жертв, ценой самоотверженного подвига на фронте и в тылу была завоёвана Победа. И мы не должны забывать об уроках войны; о тех, кто погиб или был изувечен, защищая Родину; о тех, кто здравствует и поныне, но кому по-прежнему снятся военные сны. Они вели «смертный бой не ради славы, ради жизни на земле».

Звучит песня “Офицеры”

Ведущий 2:  Яковлев Д. (на фоне негромкой мелодии “Афганистан”)

Десять страшных лет продолжалась война в Афганистане. Официально это называлось “выполнением интернационального долга”. День 15 февраля 1989 года, когда воины – интернационалисты покинули пределы сопредельного государства, стал праздником для “афганцев”. Афганская война унесла жизни более 14 тыс. молодых парней, солдат и офицеров.  

  1. Степанов А.

Алая кровь запеклась на броне  

Говорят что погиб я по дешевой цене            

Говорят, что напрасно со смертью играл  

Говорят что, напрасно здесь жизнь я отдал 

2.  Николаев А.

Просим, люди не сыпьте на раны нам соль  

И откуда понять вам материнскую боль?

Слухи грязные - прочь от достойных побед

До могил наших вам вроде дела и нет

3. Петров М

И откуда понять вам как здесь мы живем   

Как под грузной плитою,

Третий тост молча ждем.

Эти плиты вовеки нам уже не поднять

Поседевшую маму никогда не обнять,

4. Ухин В.

Кто стоял у руля десять лет той войны  

Нас послал - мы погибли - совсем пацаны

 А теперь, все напрасно так все говорят

 Материнские души болят и болят

 Только мы твердо знали выполняя приказ  

 Честь России никто не уронит из нас

Ведущий 1. Кириллова Т.

В афганской войне приняло участие 4,5 тысячи чувашей. Смертью храбрых погибли 113, а пропало без вести четверо. Из нашего района в войне в Афганистане участвовало более 200 человек.   Из них шестеро погибло, это:

Геннадий Николаевич Александров –  уроженЕц посёлка  Урмары

Юрий Георгиевич Иванов – Шигали

Демидов Михаил Петрович – Мусирмы

Юрий Николаевич Семёнов – Шихабылово

Рудольф Николаевич Петров – Сине Кинчеры

Александр Николаевич Линга - Чубаево

Среди участников Афганской войны  выпускники нашей школы:

Егоров Рудольф Анатольевич и Фёдоров Валерий Иванович

Звучит песня «Афганистан» в исполнении группы девушек

Ведущий 2.  Закончилась война в Афганистане, но вновь не спят матери, провожая своих сыновей на службу в армию. Всё новые и новые горячие точки вспыхивают на карте нашей страны и среди них ставшее для многих страшное слово “Чечня”.

Ведущий 1 Кириллова Т.

Солдат войны не выбирает –

Он верен долгу и стране,

Которая его ввергает,

То в кровь, то в славу, что сверкает.

На склонах в памятной Чечне.

Ведущий 2 Яковлев Д

Участником боевых действий в Чечне  (1996) был уроженец нашего поселения, выпускник нашей школы  Петров Геннадий Александрович.

Ведущий 1 Кириллова Т

Предлагаю почтить память всех воинов погибших в боевых сражениях минутой молчания.

Ведущий 2

О войне говорить тяжело, но мы не имеем права забывать о ней. О тех, кто не вернулся, и о тех, кто вернулся с искалеченной душой. Но несмотря на всё,  жизнь продолжается, продолжается своими контрастами: чёрное – белое, темное – светлое. И мы надеемся и желаем вам, чтобы тёмные и чёрные дни никогда не вернулись, чтоб для матерей они  не повторились. А остались в прошлом те мучительные дни и  ночи ожидания тревог.

Песня «Исправим мир» исполняет хор.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Урок обществознания в 9 классе по теме «Выборы – шаг в будущее»

Цель:  формирование  у учащихся представления  о голосовании, как одной из форм участия граждан в политической жизни страны.

Задачи:

- познакомить с  сущностью и принципами избирательной системы, с различными видами избирательных систем.

- совершенствовать умение вести дискуссию, выражать и отстаивать собственное мнение, понимать динамику исторического процесса.

-помочь учащимся осмыслить значение участия людей в избирательном процессе.

Понятийный аппарат урока: активное избирательное право, пассивное избирательное право, пропорциональная избирательная система, мажоритарная избирательная система, демократические выборы,.

Оборудование: компьютер, презентация по теме, карточки с заданиями, документы об избирательной системе.

Ход урока:

I организационный момент

Добрый день, уважаемые девятиклассники, уважаемые гости!

Как много людей собралось сегодня в нашем классе. Как вы думаете, что сближает в обществе человека с человеком?

- Улыбка

-Улыбнитесь друг другу и пожелайте успеха на уроке.

II. Повторение пройденной темы.

Сейчас я вам расскажу притчу.

Жил-был один восточный правитель, мудрость которого, подобно солнцу, освещала страну животворными лучами. Никто не мог превзойти его по уму и сравниться в богатстве. Однажды пришёл к нему визирь и говорит: «О великий султан, ты самый мудрый, самый могущественный в нашей стране. Твоё имя у вех на устах. Повсюду хвалят тебя. Но нашлись и такие, кто плохо отзывается о тебе. Они надсмехались над тобой и бранили твои мудрые решения. О великий повелитель, разве мыслимо, чтобы в твоём царстве могло быть подобное неповиновение и брожение умов. Султан снисходительно улыбнулся и сказал: «Как и любой в моём царстве, ты знаешь, какие заслуги у меня перед моими подданными. Семь провинций, подчинённых мне, под моим господством стали богатыми и преуспевающими. В семи провинциях любят меня за справедливость. Конечно,  ты прав, я могу велеть закрыть громадные ворота своих городов, но одного я не могу – закрыть рот своим подданным. И не то важно, что некоторые говорят плохого обо мне, а то, что я делаю хорошего для людей.

- как бы вы характеризовали этот вид правления?

- Демократия

А какие типы политического режима ещё вам известны?

- Тоталитаризм и авторитаризм.

В чём преимущество демократии?

- режим основанный на признании верховенства законов и народовластии;

- режим, где созданы гражданское общество и правовое государство;

- режим, где народ является источником власти;

- демократические выборы в органы государственной власти.

III.  Изучение новой темы.

Поговорим о выборах.

Начать нашу беседу я вас приглашаю с небольшого инсценированного диалога. Прошу внимания.

– «Мама, а я могу стать самым главным человеком в нашей деревне?» – спросила Диана маму
– «Ты имеешь виду стать главой поселения?» – спросила мама.
Диана кивнула головой. «Конечно, можешь»
– «А депутатом могу?»
– «И депутатом можешь!
– «А Медведевым могу стать?» – спросила Диана.
– «Вот Медведевым стать не можешь, а ПРЕЗИДЕНТОМ РОССИИ можешь – пожалуйста!
– «А кто депутатов и президентов на работу принимает?»
– «Мы с папой!»
У Дианы на лице появилась улыбка.

- Вы такие важные люди?!
– «Ну если быть более точной, то и бабушка с дедушкой выбирают, тетя Оля и дядя Артур, и все наши соседи, и все граждане России. Мы выбираем и главу поселения, и депутатов, и президента России. А когда ты подрастешь, тоже будешь избирать. А пока твоя задача хорошо учиться, чтоб и тебя в будущем могли избрать депутатом»

Учитель  Здесь сложилась ситуация, где мама, пусть и в примитивной форме объяснила девочке основные права граждан России, где одним из основных прав является право участвовать в управлении государством, через выборы

А теперь обратите внимание на экран. «Выборы нужны…». Ваша задача поставить в конце предложения нужный, по-вашему, знак препинания.

- либо точку;

 - либо вопросительный знак

- либо запятая с частицей но.

“.” - уверен(а) в необходимости выборов;

“?” - плохо понимаю тему, имею недостаточно знаний для определения своей позиции по этому вопросу;

“.. .,но...”- считаю, что выборы нужны, но есть трудности или препятствия для объективного участия в выборах.

Учащиеся выбирают и свой выбор прикрепляют на магнитной доске. Запоминают свой выбор.

Разные знаки, выбранные вами, показывают, что эта тема до сих пор обсуждается и вызывает споры, мало вам знакома, поэтому её следует рассмотреть в ходе урока.

Итак, тема нашего урока «Выборы – шаг в будущее»

Уважаемые девятиклассники, сегодня, мы с вами попытаемся разобраться в следующих вопросах:

- Кому предоставляется право избирать и быть избранным в нашей стране?

- В соответствии с какими принципами проводят выборы в России?

- Какие избирательные системы существуют?

- Зачем нужны выборы?

Для решения  этих вопросов организуем групповую работу. Разделимся на группы в соответствии ваших знаков препинаний, поставленных в ходе обсуждения проблемы «Выборы нужны…?

Те, которые выбрали точку – первая группа – Избирательное право

Те, которые – вопросительный знак, вторая группа – Принципы избирательного права

Те, которые выбрали запятую с но – третья группа – Избирательная система.

Каждая группа на столах имеет документы о выборах: Конституцию РФ и статьи из Федерального  закона “Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации”, а также учебник. Они получают карточки с заданиями. В течение 10 минут каждая группа должна выполнить задания и подготовить выступление

Звучит лёгкая музыка, а гости получают анкету для заполнения.

Выступления групп.

I группа – Кириллов Сергей;

II группа – Григорьева Лиана;

III группа – Николаева Анастасия

Вопросы группам:

1 группа.

1. С какого возраста граждане РФ имеют право принимать участия в выборах?
2. Кто не имеет права принимать участия в выборах?

3. Что такое пассивное избирательное право?

4. С какого возраста можно стать депутатом, президентом?

2 группа

Назовите принципы избирательного права в РФ?

3 группа

Наш урок совпал с важным событием в нашей стране. Что за событие?

Когда они произойдут?

Какие властные институты формируются в процессе этих выборов?

(ГД РФ и Госсовет ЧР)

Выборы в Госсовет проходят по смешанной системе. Половина депутатского корпуса, 22 человека, выбирается по одномандатным округам, а вторая половина – по партийным спискам. Кандидаты-одномандатники соревнуются друг с другом, и депутатом становится тот, кто набрал в своем округе наибольшее число голосов избирателей. Сложнее с подведением итогов голосования по партийным спискам. Мандаты будут распределяться пропорционально количеству голосов, полученных той или иной партией. Проходной барьер – 7%, то есть для того, чтобы партия была допущена к распределению мандатов, за ее список должны проголосовать не менее 7% избирателей. Несколько другая ситуация с выборами в Госдуму. Во-первых, они проводятся только по пропорциональной системе, то есть все 450 мандатов будут распределяться между списками партий. Участвовать в предстоящих выборах имеют право семь политических партий, «проходной балл» в нижнюю палату российского парламента – те же 7% (кстати, на прошлых выборах этот барьер преодолели всего четыре партии, сегодня они называются парламентскими). А кроме того, нельзя сказать заранее, сколько мандатов выпадет на долю нашей республики – это зависит от активности избирателей. По итогам предыдущей думской кампании «цена» одного мандата составила около 140 тысяч голосов.
IY. Закрепление урока

1. Закончить предложения:

  • 1.Избирательное право – это…………………………………..
  • 2. Выборы – это …………………..
  • 3. Принципы участия гражданина Российской Федерации в выборах ……………….
  • 4. Избиратель -  это ………………
  • 5. Типы избирательных систем

Y. Итог урока

Вернёмся к началу урока

Выборы нужны …

  • укрепляют веру простых людей в то, что они имеют возможность контролировать правительство и принимаемые им решения
  • помогают людям выказать поддержку или разочарование существующему правительству
  • это форма политической борьбы
  • это эффективный способ политического просвещения народа
  • это есть барометр общественного мнения

  • выбирать достойного президента
  • чтобы влиять на жизнь в стране
  • чтобы выбрать самого лучшего
  • это право человека
  • чтобы сделать свой выбор

Мы можем и должны

сами выбирать свое будущее,

ведь нам в нем жить!

YI Выставление оценок

YII Домашнее задание

§ 7 прочитать,



Предварительный просмотр:

                 Вопросы районной                      

дистанционной викторины

                                                                                       

«Столетий пыль на поле Куликовом»,  посвященной Куликовской битве и 665-летию со дня рождения Д. Донского

(6-8 класс)

1. Старинный герб города, сыгравшего важную роль в Куликовской битве. Название этого города поменялось несколько раз. Назовите современное название этого города. Сколько раз изменилось его название и как?

2. В этом городе произошло избиение послов Мамая. Назовите этот город. Что последовало за этим событием?

3. Коломна без волостей, Можайск с 12 волостями, отдельные села, треть доходов с жителей Москвы и ее уезда. Все эти названия связаны с именем Дмитрия Ивановича. Определите, какое отношение они имели к имени князя.

4. Местный летописец записал: «Того же лета на Москве почали ставити город камен, надеяся на свою на великую силу, князи Русьскыи начата приводити в свою волю, а который почал не повиноватися их воле, на тых почали посягати злобою».

О каком событии написал местный летописец? Какую роль сыграло это событие в судьбе Москвы?

http://www2001.shpl.ru/uzdd/vddimage/vpzz07.jpg

5. Определите о каком историческом событии повествует данная картина. Укажите какое значение имело данное событие в истории страны.

6. В одной из восточных хроник сохранилось такое описание  «Росту он был небольшого, к тому же хром на одну ногу. Лицом желт, телом сух и сутул. Зубы имел редкие и кривые. Над левой бровью имел шрам, отчего левый глаз у него был более узок, чем правый. Борода у него была очень редкая, как и усы. Голову он брил наголо, так как рано начал лысеть. Говорят, после каждой своей победы он напивался вина сверх меры. В это трудно поверить, помня о том, что этот человек не пощадил родного сына, когда тот в походе продал торговцам свою саблю, чтобы купить вина. О ком идёт речь в восточной хронике?

7. «Князь же великий, выехав на высоко место з братом своим, с князем Владимиром Андреевичем, видя те множество люде и у рядных и възрадовашяся, и урядиша кое муждо плъку въеводу» сообщает летописец. Что за место высокое и где оно находилось?

8.     Организационно войско в Коломне было поделено на пять полков. На какие полки? Кто командовал каждым полком?

9.       В каком году и где состоялся спектакль по трагедии Дмитрия Озерова "Дмитрий Донской", о котором актер П.Каратыгин писал так: "Я помню одно из этих представлений упомянутой трагедии: когда актер Бобров, игравший боярина, сказал первые два стиха своего монолога:
Спокойся, о княжна, победа совершена!
Разбитый хан бежит, Россия освобождена!
Театр задрожал от рукоплесканий, все зрители вскочили со своих мест, закричали ура!

10. Отношения Орды и Руси в 1371 г. резко обострились. Тогда тверской князь Михаил поехал в Орду и получил ярлык на великое владимирское княжение. На Русь тверского князя сопровождал монголо-татарский чиновник Сарыхожа с отрядом.

Московский князь Дмитрий Иванович, узнав об этом, перекрыл дорогу на Владимир под Переяславлем. В то же время владимирцы затворили город и сели в осаду. Сарыхожа потребовал от Дмитрия выслушать ханское повеление и присягнуть Михаилу. Дмитрий Иванович ответил: «К ярлыку не еду, Михаила на княжение Владимирское не пущу, а тебе, послу, путь чист!»

Такого на Руси не бывало! Казалось бы, жди, Москва, карательного набега из Орды. Но этого, как известно, не случилось.

Почему?

11.

Успех во время  битвы во многом зависит от вооружения. Какой вид оружия Московской Руси здесь изображён? Назовите их.

12. На одном из архитектурных памятников России Дмитрий Донской изображён «обращённый на восток, на Москву».

А) назовите этот архитектурный памятник

Б) назовите авторов

В) в каком году и где он был воздвигнут

13. Назовите город, жители которого в 1380 году участвовали в Куликовской битве под началом воеводы, прозванный «Квашнёй» за рыхлость тела. Кто был воеводой этого города?

14. Имели ли непосредственное отношение к Куликовской битве какие-либо жители Западной Европы? Если да назовите их.

15. «Кликнуло диво в Русское земле, велит послушать разным землям, ударила слава к Железным воротам к Риму и к Кафе по морю, и к Тырнову, и оттуда к Царьграду на похвалу: Русь Великая одолела Мамая на поле Куликовом».  Из какого произведения эти строки? Кто является автором произведения? Называя «к Кафе и к Тырнову», что имел ввиду автор?

16. Какого полка в боевом построении русских войск на Куликовом поле не было:

а) правой руки;                        б) засадный;                           в) резервный;

г) главный;                              д) передовой;                         е) сторожевой.  

17. По какому принципу образован ряд. Дайте объяснение этого принципа.

Александр Невский  - Андрей Боголюбский – Дмитрий Донской – Иван Калита – Даниил Московский.

18. После Куликовской битвы именно он повелел отыскать Дмитрия Донского. Через девять лет после битвы между ним и Дмитрием Донским произошел разлад. Старейшие бояре его фамилии были арестованы и сосланы. Кто он?

19. Изображение иконы и Дмитрий Донской имеют некую связь. Определите эту связь.

20. Неизгладима в памяти народной победа русских войск на Куликовом поле в 1380 г. Но тем не менее эта победа не привела, как ожидалось, к ликвидации ига Орды. Дмитрию Донскому вскоре пришлось признать себя вассалом Тохтамыша и продолжать платить дань.

В чем же тогда значение Куликовской битвы?



Предварительный просмотр:

                 Вопросы районной                        

дистанционной викторины

                                                                                       

«Столетий пыль на поле Куликовом»,  посвященной Куликовской битве и 665-летию со дня рождения Д. Донского

(9-11 класс)

1. Старинный герб города, сыгравшего важную роль в Куликовской битве. Название этого города поменялось несколько раз. Назовите современное название этого города. Сколько раз изменилось его название и как?

2. В этом городе произошло избиение послов Мамая. Назовите этот город. Что последовало за этим событием?

3. Коломна без волостей, Можайск с 12 волостями, отдельные села, треть доходов с жителей Москвы и ее уезда. Все эти названия связаны с именем Дмитрия Ивановича. Определите, какое отношение они имели к имени князя.

4. Местный летописец записал: «Того же лета на Москве почали ставити город камен, надеяся на свою на великую силу, князи Русьскыи начата приводити в свою волю, а который почал не повиноватися их воле, на тых почали посягати злобою».

О каком событии написал местный летописец? Какую роль сыграло это событие в судьбе Москвы?

http://www2001.shpl.ru/uzdd/vddimage/vpzz07.jpg

5. Определите о каком историческом событии повествует данная картина. Укажите какое значение имело данное событие в истории страны.

6. В одной из восточных хроник сохранилось такое описание  «Росту он был небольшого, к тому же хром на одну ногу. Лицом желт, телом сух и сутул. Зубы имел редкие и кривые. Над левой бровью имел шрам, отчего левый глаз у него был более узок, чем правый. Борода у него была очень редкая, как и усы. Голову он брил наголо, так как рано начал лысеть. Говорят, после каждой своей победы он напивался вина сверх меры. В это трудно поверить, помня о том, что этот человек не пощадил родного сына, когда тот в походе продал торговцам свою саблю, чтобы купить вина. О ком идёт речь в восточной хронике?

7. «Князь же великий, выехав на высоко место з братом своим, с князем Владимиром Андреевичем, видя те множество люде и у рядных и възрадовашяся, и урядиша кое муждо плъку въеводу» сообщает летописец. Что за место высокое и где оно находилось?

8.     Организационно войско в Коломне было поделено на пять полков. На какие полки? Кто командовал каждым полком?

9.       В каком году и где состоялся спектакль по трагедии Дмитрия Озерова "Дмитрий Донской", о котором актер П.Каратыгин писал так: "Я помню одно из этих представлений упомянутой трагедии: когда актер Бобров, игравший боярина, сказал первые два стиха своего монолога:
Спокойся, о княжна, победа совершена!
Разбитый хан бежит, Россия освобождена!
Театр задрожал от рукоплесканий, все зрители вскочили со своих мест, закричали ура!

10. Отношения Орды и Руси в 1371 г. резко обострились. Тогда тверской князь Михаил поехал в Орду и получил ярлык на великое владимирское княжение. На Русь тверского князя сопровождал монголо-татарский чиновник Сарыхожа с отрядом.

Московский князь Дмитрий Иванович, узнав об этом, перекрыл дорогу на Владимир под Переяславлем. В то же время владимирцы затворили город и сели в осаду. Сарыхожа потребовал от Дмитрия выслушать ханское повеление и присягнуть Михаилу. Дмитрий Иванович ответил: «К ярлыку не еду, Михаила на княжение Владимирское не пущу, а тебе, послу, путь чист!»

Такого на Руси не бывало! Казалось бы, жди, Москва, карательного набега из Орды. Но этого, как известно, не случилось.

Почему?

11.

Успех во время  битвы во многом зависит от вооружения. Какой вид оружия Московской Руси здесь изображён? Назовите их.

12. На одном из архитектурных памятников России Дмитрий Донской изображён «обращённый на восток, на Москву».

А) назовите этот архитектурный памятник

Б) назовите авторов

В) в каком году и где он был воздвигнут

13. Назовите город, жители которого в 1380 году участвовали в Куликовской битве под началом воеводы, прозванный «Квашнёй» за рыхлость тела. Кто был воеводой этого города?

14. Имели ли непосредственное отношение к Куликовской битве какие-либо жители Западной Европы? Если да назовите их.

15. «Кликнуло диво в Русское земле, велит послушать разным землям, ударила слава к Железным воротам к Риму и к Кафе по морю, и к Тырнову, и оттуда к Царьграду на похвалу: Русь Великая одолела Мамая на поле Куликовом».  Из какого произведения эти строки? Кто является автором произведения? Называя «к Кафе и к Тырнову», что имел ввиду автор?

16. Какого полка в боевом построении русских войск на Куликовом поле не было:

а) правой руки;                        б) засадный;                           в) резервный;

г) главный;                              д) передовой;                         е) сторожевой.  

17. По какому принципу образован ряд. Дайте объяснение этого принципа.

Александр Невский  - Андрей Боголюбский – Дмитрий Донской – Иван Калита – Даниил Московский.

18. После Куликовской битвы именно он повелел отыскать Дмитрия Донского. Через девять лет после битвы между ним и Дмитрием Донским произошел разлад. Старейшие бояре его фамилии были арестованы и сосланы. Кто он?

19. Изображение иконы и Дмитрий Донской имеют некую связь. Определите эту связь.

20. Как связаны между собой следующие события:
Смотр войск в Коломне, Куликовская битва, праздник Успения Богоматери, праздник Рождества Пресвятой Богородицы, строительство Рождественского монастыря в Москве, возведение в Москве храма Всех Святых на Кулишках?

21. Бренок или Брянок, участник  битвы 8 сентября 1380 г. Перед началом битвы великий князь, надев на Бренока княжескую приволоку, посадил его на своего коня, а сам стал в рядах обыкновенных ратных людей. Это обстоятельство, вероятно, обратило на Бренока внимание татар; после сражения его нашли убитым; близ него лежало также множество русских князей и бояр. Больше о нем ничего не известно. О каком событии русской истории идёт речь в тексте? Кто такой Михаил Бренок?

22. Что приказал сделать князь Дмитрий Иванович, чтобы не допустить бегство русских с поля боя?

23. Какой языческий праздник установленный Дмитрием Донским дошёл до наших дней? В честь кого его отмечали?

24. Неизгладима в памяти народной победа русских войск на Куликовом поле в 1380 г. Но тем не менее эта победа не привела, как ожидалось, к ликвидации ига Орды. Дмитрию Донскому вскоре пришлось признать себя вассалом Тохтамыша и продолжать платить дань.

В чем же тогда значение Куликовской битвы?

25. Назовите архитектурные памятники, связанные с Куликовской битвой. 

26. «На следующий день, в субботу рано, 8 сентября, в самый праздник, во время восхода солнца была тьма великая по всей земле, мгла, не было света от утра до третьего часа…» сообщает летописец. О каком явлении сообщает летописец, говоря «мгла, не было света от утра до третьего часа»?

27. Историческая личность, немало способствовавшая усилению Москвы, собиранию русских земель, укреплению авторитета власти великого князя, фактический правитель Москвы в годы малолетства Дмитрия происходившая из рода черниговских бояр. Кто он? Какие исторические факты оценки этой личности вы можете назвать?

28. Недооценив силы врага, проявив беспечность, они потеряли бдительность – сложили доспехи в телеги и мешки и увлеклись хмельным питием. Неожиданный удар ордынцев закончился их полной победой. Победители подвергли страшному погрому город.

О каком сражении идёт речь в этом тексте? В каком году это произошло? Какой город подвергли страшному погрому?

29. Знаменитый оружейник, удостоенный  в 2007 году высокой награды – ордена святого благоверного великого князя Дмитрия Донского II степени.

30. Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл в форме мини-сочинения, обозначив при необходимости разные аспекты поставленной автором проблемы.

«Княжение Дмитрия Донского принадлежит к самым несчастным и печальным эпохам многострадального народа»

Н.И. Костомаров

«Слава его как князя несравнима ни с чьей. Даже Александр Невский Дмитрию проигрывает»

С.М. Соловьёв