Трансляция опыта

Cоловьёва Светлана Владимировна

Публичные мероприятия для родителей и коллег!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Сценарий конкурса19.91 КБ
Файл konkurs_poslovits_i_pogovorok.docx20.29 КБ

Предварительный просмотр:

21.02 2017  В нашей школе состоялся конкурс скороговорок «Говорун» среди учащихся 4 классов        

СЦЕНАРИЙ

Цель: активизация речевой деятельности учащихся

Задачи: 1.работать над улучшением дикции детей, формировать выразительность речи;

                    2.совершенствовать звуковую сторону речи;

                    3. закреплять навыки звуко-буквенного анализа;

                    4.   развивать слуховую, зрительную память, внимание;

                    5.формировать умения взаимодействовать со сверстниками,                          применять знания в новой ситуации.  

Оборудование: ноутбук, интерактивная доска,2 бубна, запись песни «Выйду на улицу».

Предварительная подготовка: учащиеся вместе с родителями учат наизусть одну из скороговорок, делают к ней рисунок, дети делятся на две команды:

«Звонкоголосики» и «Говорунишки».

Орг. момент: вступительное слово логопеда:

Звучит музыка «Выйду на улицу, гляну на село…»  

Логопед: Дорогие ребята, уважаемые взрослые! Сегодня в вашем классе мы проводим «Конкурс скороговорки»

Скороговорка - жанр устного народного творчества. Это специально подобранная фраза с трудно выговариваемым подбором звуков, быстро произносимая шуточная поговорка или прибаутка.

   Хотите узнать откуда появились скороговорки?

Трудно определить точное время возникновения скороговорок на Руси, но содержание многих текстов говорит об их древности. Скороговорка “Семь – те стрел каленых, страшилище” могла появиться до массового распространения огнестрельного оружия. О древности говорит и местоимение “те”. В некоторых текстах встречается древняя форма счета: “Полчетверта четверика гороху без червоточинки”. В скороговорке “Круг прорублю, мать проведу, сестру выведу” слышен намек на древние верования и обряды, связанные с кругом. Тексты подобных скороговорок отразили различные стороны жизни народа, его быта, интересов, верований, суеверий.

Всегда любили на Руси  скороговорки. Иногда в народе их называли частоговорками или языковёртками.

Действительно, подчас просто выговорить некоторые русские языковёртки и то нелегко, а уж быстро произнести скороговорку несколько раз — язык сломать можно. Вот поэтому с давних пор «скороговорить» — увлекательная игра, в которой ценится умение ловко, чётко и быстро выговаривать трудносочетаемые и труднопроизносимые слова и звуки. Однако иногда упражнения со скороговорками — не игра, а серьёзные занятия.

С помощью скороговорок отрабатывают своё произношение артисты, телеведущие, дикторы радио. Но, конечно, не только людям этих профессий важно уметь правильно произносить звуки родного языка, а важно и всем нам. Вот почему русские скороговорки до сих пор не забыты и даже рождаются новые, на современные темы.

Сегодняшний наш конкурс называется «Говорун ». Участвовать будут две команды: «Звонкоголосики» и «Говорунишки» по 10 человек в каждой, в случае затруднений детям будут помогать родители. Оценивать работу будет компетентное жюри (по 5-бальной шкале)

Задание 1. Скороговорки-невелички.

Логопед: начинаем конкурс с разминки. Передаём бубен и повторяем за мной чётко, правильно, быстро скороговорку:

 Для команды №1:                                       Для команды №2:

Веня и Иван не виноваты.                       Внимание: в  водоёме водяной.

В дневнике у Вадима девять двоек.       В сундуке на судно несут посуду.

Филимон был на футболе в футболке.  У Пети Потапова папа – капитан.

В Японии все пони в попоне.                  У  Дуни в неделе одни понедельники.

Дима даёт Дине дыню.                            Парень поел пареной репы.

Дядя Федя дал мёда медведю.                Опять Антон пьёт кипяток.

Сынок не носит косынок.                         Синице гусеница снится.

У забияки змея за пазухой.                      Десять совят на сосне сидят.

Наш шпион выше вашего шпиона.         У швеи в шкафу ковшик и кувшин.

Королю подарили пару кроликов.         Лодырь прогулял урок риторики.

Жюри подводит итоги 1 конкурса.    

Задание2. Бабушкины скороговорки.

Звучит мелодия «Выйду на улицу…»

Логопед:

Ребята, к нам приехала бабушка Аграфена Дормидонтовна.

Аграфена Дормидонтовна: Здравствуйте, ребятки дорогие. Для начала попробуйте поздороваться со мной и правильно произнести моё имя.

Дети:…

Аграфена Дормидонтовна: Слыхала я, что вы скорговорки хорошо умеете говорить. Так то, наверное, современные, а вы попробуйте мои старинные повторить. Выходите ко мне из каждой команды молодец и девица. На картинки мои посмотрите и скороговорки чётко и быстро повторите.

Команда №1:                                                       Команда №2:

Бык тупогуб, тупогубенький бычок.         Стоит воз овса, возле воза овца.

Хохлатые хохотушки хохотали,                Течёт речка, печёт печка,

Хохотали,похохатывали.                           Печёт печка, течёт речка.

Аграфена Дормидонтовна хвалит детей и ,прощаясь, уходит. Жюри оценивает.

Задание 3. Артистичные скороговорки.

Логопед: скороговорки нужно уметь не только произносить чётко и быстро, но ещё и выразительно. Поэтому конкурс для самых артистичных!

Приглашаю по одному участнику из каждой команды. Перед вами скороговорка:(для каждой команды своя)

Тощий Кащей тащит ящик овощей.(=Цыплёнок и курица пьют чай на улице).

(Образец логопеда: Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да всё с творогом!)

Нужно произнести скороговорку в соответствии с данной эмоцией:

Веселье, грусть, испуг, удивление.

Оценка жюри.

Задание 4. Звукобуквенные скороговорки.

Логопед. А теперь проверим, как вы хорошо умеете слышать звуки и помните написание букв.

Выделите повторяющийся звук(звуки),запишите букву.

Команда №1.                                                            Команда №2.

1.Жук жужжит и встать не может,                 1.Занят заклинатель змей звонкой

Ждёт он, кто ему поможет.                              музыкой своей.

2.Катя копала лопаткой канавку.                  2.В пенале у Полины паук плетёт

                                                                                   паутину.

3.Был у бабушки баран, бойко бил              3.Дятел долбит древний дуб,

он в барабан.                                                          добрый дятел дубу люб.

4.Щёткой чищу я щенка,                                 4. Ходит по лесу хорёк, хищный

щекочу ему бока.                                                 Маленький зверёк.

5.В пятницу цена акции девятнадцать         5.Чубчик не у внучки, чубчик у

центов.                                                                      внучка.

.

Задание 5.  Перепутанная скороговорка.

Логопед. Пока несла скороговорки сюда, на конкурс, они разлетелись. Поэтому задание для команд:

Соберите скороговорку, прочитайте, расскажите.

Команда №1                                                                  Команда №2.

Шла Саша по шоссе, несла сушку на                    На Ерёму напала дрёма,

шесте.                                                                       От дрёмы уснул Ерёма.

Оценка жюри.

Задание6.Творческие скороговорки.

Логопед. Во всех предыдущих заданиях вам предлагались готовые скороговорки. А теперь вы сами постараетесь их сочинить, используя такие слова:

Команда №1:                                                                    Команда №2:

Розы, берёзы, гриб.                                                        Кошка, матрёшка, машина.

Оценка жюри.

Задание 7. Домашние скороговорки.

Логопед: к этому конкурсу вам предлагалось дома выучить понравившуюся скороговорку и её проиллюстрировать (рисунком, поделкой).

Выступления из команд.

Оценка жюри.

Общие итоги все конкурсов.

Логопед: Конкурс завершился. Очень приятно, что вы старались говорить , читать правильно и выразительно. Чтобы ваша речь стала ещё лучше, больше учите скороговорок, пословиц, поговорок, чистоговорок, того, чем богат наш язык!



Предварительный просмотр:

Конкурс знатоков пословиц и поговорок

Час народной мудрости

Пословица недаром молвится.

Народная мудрость.

Учительлогопед . Величайшее богатство народа – это язык! Тысячелетиями накапливаются и живут в слове несметные сокровища человеческой мысли и опыта. Меткий и образный русский язык богат пословицами и поговорками. Их десятки тысяч! Как на крыльях, перелетают они из века в век, от одного поколения к другому, и не видна та безграничная даль, куда устремляет свой полет эта крылатая мудрость…

Пословицы и поговорки – это короткие, простые, но меткие и поучительные изречения. Они складывались еще до того, как появилась грамотность. В пословицах народ передавал детям и внукам свои заветные правила жизни, учил их уму-разуму. Старинные пословицы живут и сегодня – в разговоре, в книгах. Пословицы украшают нашу жизнь, делают ее живой и остроумной. Русские писатели и поэты любили слушать, как говорит народ, зачастую используя потом его образные меткие выражения в своих произведениях.

Итак, сегодня мы проводим конкурс на лучшего знатока пословиц и поговорок.

Можно поделить класс на несколько команд. За правильный ответ ребенок (команда) получает жетон (бумажный кружок).

Учитель-логопед. Наш первый конкурс – «Разминка».

Разминка

Задание – продолжить пословицы и поговорки:

Что посеешь… (то и пожнешь).

Без труда… (не выловить и рыбку из пруда).

Сделал дело… (гуляй смело).

В гостях хорошо… (а дома лучше).

Взялся за гуж… (не говори, что не дюж).

С кем поведешься… (от того и наберешься).

Готовь сани летом… (а телегу зимой).

Как аукнется… (так и откликнется).

За двумя зайцами погонишься… (ни одного не поймаешь).

Заставь дурака богу молиться… (он себе и лоб расшибет).

Сколько волка не корми… (а он все в лес смотрит).

Чем дальше в лес… (тем больше дров). И др.

Первый конкурс

Задание – вспомнить пословицы или поговорки о следующих предметах:

Ложка. (Дорога ложка к обеду. Один с сошкой, семеро с ложкой.)

Книга. (С книгой жить – век не тужить.)

Иголка. (Куда иголка, туда и нитка.)

Шило. (Шила в мешке не утаишь.)

Яблоко. (Одно гнилое яблоко может сотни других испортить. Яблоко от яблони не далеко падает.)

Камень. (Под лежачий камень вода не течет.)

Перо. (Что написано пером – не вырубишь топором.)

Учитель. Народы всего мира считают труд главным делом своей жизни. Трудом создаются богатства нашей страны и каждого человека. Без труда нет человеку счастья. Народ уважает тружеников, а лентяев осуждает и высмеивает.

Второй конкурс

Задание – вспомнить пословицы о труде. (Кто не работает, тот не ест. Любишь кататься – люби и санки возить. Без труда не выловишь и рыбку из пруда. И др.)

Учитель-логопед. У разных народов имеется много пословиц, сходных по смыслу. Иногда трудно даже определить, в какой стране появилась та или иная пословица.

Третий конкурс

Задание – к пословицам и поговоркам разных народов подобрать аналогичную по смыслу русскую пословицу:

Булочника на хлебе не проведешь. Испанская пословица. (Старого воробья на мякине не проведешь.)

Не ищи жареную колбасу в собачьей конуре. Немецкая пословица. (Ищи ветра в поле.)

У кого болтливый рот, у того тело в синяках. Английская пословица. (Язык мой – враг мой.)

Тот не заблудется, кто спрашивает. Финская пословица. ( Язык до Киева доведет.)

Ошпаренный петух от дождя убегает. Французская пословица. (Кто обжегся на молоке, дует на воду.)

Неторопливый слон раньше достигает цели, чем резвый жеребец. Вьетнамская пословица. (Тише едешь – дальше будешь.)

Четвертый конкурс

На карточках разного цвета написаны пословицы: на одной – начало, на другой – окончание.

Задание – сочинить новую пословицу, то есть соединить по – новому. Например:

Слово не воробей, в лес не убежит.

Любишь кататься – имей сто друзей.

Сколько волка не корми, а он ноги на стол.

За двумя зайцами погонишься – кобыле легче.

Предложенные пословицы:

Слово не воробей: вылетит не поймаешь.

Работа не волк, в лес не убежит.

Любишь кататься, люби и саночки возить.

Сколько волка не корми, а он все в лес смотрит.

За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

посади свинью на стол, она и ноги на стол.

Баба с возу – кобыле легче.

Пятый конкурс

Задание – вспомнить пословицы и поговорки, в которых упоминаются числа. Например:

Ум хорошо, а два лучше.

У семи нянек дитя с глазу.

Старый друг лучше новых двух.

Семь раз отмерь – один раз отрежь.

Семь бед – один ответ.

Один за всех и все за одного.

Обещанного три года ждут.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

За одного битого двух битых не дают.

Двум смертям не бывать, а одно не миновать. И др.

Учитель. Народная мудрость сурово осуждает тех людей, которые стремятся прожить свой век за чужой счет. Лодырь хочет прожить не трудом, а языком. Пусть работают дурак да медведь, а я буду в окно глядеть. Ленивый одну работу два раза делает. Ленивый всегда так: хлеба давай по пуду, а работать не буду.

Шестой конкурс

Задание – подбери нужную пословицу к рассказам (автор (Аурел Скобиоале).

1.Стан – бывалый человек.

У Стэникэ есть ученый щенок Буздуган. Большой щенок и головастый. Он умеет носить портфель в зубах. Однажды Стэникэ решил взять Буздугана с собой в школу. Вот вышли в дорогу. Стан гордо шагает впереди, заложив руки за спину, за ним Буздуган с портфелем в зубах. Вдруг Стан видит: Буздуган без портфеля бежит впереди дороги.

- Эх, Буздуган, Буздуган! – вздохнул Стэникэ.

Побежал назад, взял портфель и снова сунул его в пасть головастому щенку. Только прошел десять шагов – опять впереди щенок без портфеля. Оглянулся: портфель валяется на дороге. Долго бежал Стэникэ взад и вперед, пока добрался до школы. И Буздуган высунул язык, тяжело дышит.

- Ну что, устал? – спросил Стэникэ. – Так всегда бывает… ( Лодырь больше работает.)

2. Три метра шпионов.

Стан включил телевизор и сел делать уроки. Краем глаза он решал задачу, а другим краем смотрел на шпиона в телевизоре: «Вот сейчас его схватят…А вот еще один появился. Их теперь двое! Смотри-ка трое!» «…Три с половиной метра ткани, - читал Стан другим краем глаза, - по четыре рубля за метр…»

- Стэникэ! Выключи телевизор, - крикнула мать. – Ты же занешь пословицу « За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь»! (А вы заете?)

« Два зайца,- повторял про себя Стан, не отрывая глаза от телевизора,- и три метра шпионов по четыре ткани рубль…»

На другой день Стан хмуро возвращался из школы: пословица подтвердилась. За двумя зайцами погнался – двух и поймал. Короче – двойку… А еще говорят… (когда за многое берешься, все перепутаешь.)

3. Двойка в сарае.

Двойка в дневнике тянула портфель к земле. Тяжелая была. Стан не мог придумать, что сказать матери. Показать дневник – огорчится. Исправить двойку, а потом показать? А вдруг она потребует его сейчас? Сказать, что учительница взяла дневник на проверку? А вдруг мама найдет его в портфеле? Да, дневник нужно спрятать. Это единственный выход. Спрячу где-нибудь в сарае.! А Буздуган уж встречает у калитки, хвостом виляет, прыгает, веселится. Стэникэ вбежал в сарай. Вытащил дневник и сунул его за какой-то ящик. А Буздуган схватил портфель в зубы, как его учили, и выскочил на улицу.

- В чем дело? – спросила с крыльца мать.- Почему собака тащит раскрытый портфель? Как бы что не выпало!

Тут она выхватила портфель внимательно оглядела Стана и Буздугана. Буздуган понял ее. Умный все-таки щенок, на овчарку учится. Он нырнул в сарай и вытащил дневник. Как говорят в таких случаях? (Шило в мешке не утаишь.)

Учитель-логопед . Едко высмеивают пословицы и поговорки лентяев. Девка красива, да прясть ленива. Голова завита,да делом не занята. У Федорки всегда отговорки. Один пашет, а семеро руками машут. Лентяй сидя спит, лежа работает. У ленивой пряхи и для себя нет рубахи.

Подведение итогов конкурса, награждение победителей.