обобщение педагогического опыта

Каткилева Анна Аркадьевна

обобщение педагогического опыта работы по теме "Этнопедагогическое воспитание детей в условиях школы-интернат"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл педагогический опыт30.09 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщение педагогического опыта

воспитателя

Каткилевой Анны Аркадьевны

Актуальность проблемы опыта:

«Народ имеет свою особую характеристическую систему воспитания...                       Только народное воспитание является живым органом в историческом                              процессе народного развития».

К.Д. Ушинский                                                                  

Сохранение культурного разнообразия человечества, неотъемлемой частью которого являются традиционные культуры коренных народов, это непременное условие создания гражданского общества, живущего в гармонии с природой.

Изучая документы, касающиеся образования на Севере логично сделать вывод, что в основе всех образовательных программ для создания подлинно национальной школы должна лежать этнопедагогика.

Этнопедагогика объясняет народную педагогику и предлагает пути ее использования в современных условиях, собирает и исследует опыт этнических групп, основанный на многовековом, естественно развивающемся соединении народных традиций. Она собирает и систематизирует народные знания о воспитании и обучении детей, народную мудрость, отраженную в сказках, сказаниях и былинах, притчах, песнях и загадках, пословицах и поговорках, играх и игрушках, в семейном и общинном укладе, быте, традициях.

Одной из особенностей Севера России является то, что здесь,  в условиях особо уязвимой природной среды, сошлись два диаметрально противоположных типа хозяйствования: традиционное, аборигенное, экологически вживленное в природу, и современное промышленное, направленное на разработку недр, и в итоге – истощение и разрушение природной среды.

Каждый народ имеет право не только быть, но и сохранять и развивать свою цивилизацию, культуру, нравственные ценности, основанные на многовековом опыте своих предков, обычаях, традициях, т.е. на том, что мы называем обычным правом. И одним из важнейших вопросов нынешнего века стоит вопрос – сумеют ли коренные народы сохранить выработанное ими умение поддержания экологического баланса, умение чувствовать себя частью природы.

В народной педагогике господствует живой опыт воспитания. Народная педагогика, отражает определенный уровень педагогических знаний, конкретный исторический этап в духовном прогрессе человечества. Понимание этих вопросов даст человеку возможность полноценного существования в окружающем мире, способность адекватно оценивать происходящее и противостоять натиску всего ложного и неестественного. Изменившиеся условия жизни общества требуют новых подходов в организации, психологическому обоснованию и обеспечению этнопедагогического воспитания учащихся.

Поиск решения проблемы привел к необходимости вывести гипотезу, которая стала ведущей моего опыта: «Этнопедагогическое воспитание детей в условиях  школы-интерната» 

Теоретическая база опыта.

В настоящее время народная педагогика остается самой главной, конструктивной, самой созидательной духовной силой в жизни наций.

Исследуя проблему этнопедагогического воспитания детей в разновозрастной группе школы-интерната,   я обратилась к работам современных педагогов-психологов Н.Е Щурковой, И.Л. Иванова, А.И. Шемшуриной, Ш.А. Амонашвили, классику педагогики Макаренко и его учению о роли детского самоуправления в воспитательном процессе.

Сущность опыта:

Рассматривая содержание этнопедагогического воспитания считаю, что воспитатель должен подготовить воспитанника к вхождению во взрослую жизнь таким образом, чтобы тот осознал себя не только полноценной, но и полноправной личностью общества, способной сохранить и преумножить духовные и материальные ценности, накопленные предками.  

И сейчас в начале 21 века необходимо все сделать для того, чтобы не только создать условия для сохранения традиционных культур коренных народов, но и для эффективной адаптации этих культур в современных условиях, а также необходимо создание условий для сохранения и распространения традиционных знаний и навыков аборигенов в области устойчивого природопользования

Условия формирования опыта.

 Изменившиеся условия жизни общества требуют и новых подходов в организации и обеспечению этнопедагогического воспитания учащихся. Воспитательный процесс организуется на основе сообщения детям базовых моральных знаний и усвоения ими основ этнопедагогики. Педагог  создает воспитательный модуль, включающий блок информации, совместную деятельность воспитателя и воспитанника, систему работы с родителями с использованием народной педагогики коренных жителей региона. Основой содержания воспитания выступает система воспитания детей через природу. В.А. Сухомлинского

Теоретическая база опыта.

В настоящее время народная педагогика остается самой главной, конструктивной, созидательной духовной силой в жизни наций. В народной педагогике сконцентрирована могучая сила гармонизации межнациональных отношений. Этнопедагогика, как система народного воспитания, является педагогикой национального спасения

Исследуя проблему этнопедагогического воспитания детей в разновозрастной группе школы-интерната  я обратилась к работамсовременных педагогов-психологов Н.Е Щурковой, И.Л. Иванова, А.И. Шемшуриной, Ш.А. Амонашвили, классику педагогики Макаренко и его учению о роли детского самоуправления в воспитательном процессе, В.А. Сухомлинскому и его системе воспитания детей через природу, К.Д. Ушинскому и его работе «О нравственном элементе воспитания», системе  воспитания  детей у народностей Крайнего Севера. Изучая работы,  я стала применять на практике их методики.

Идея личностно-ориентированного подхода к воспитанию, является неотъемлемой частью при организации воспитательной работы в разновозрастных коллективах.

Организовывая воспитательную деятельность в разновозрастном коллективе, развивая и формируя нравственные основы поведения ребенка, целевые установки воспитателя,  прежде всего,  связаны с развитием индивидуальности воспитанника.

Для воспитания человека гармоничного, всесторонне развитого В.А. Сухомлинский предлагает:

- осуществлять органическое единство интеллектуального мира, труда и природы, так как заботливое отношение к природе формируется только тогда, когда ребенок улучшает окружающую среду своим трудом;

-  «умный, физический труд ребенка по преобразованию и сохранению природы, в процессе которого ребенок должен убедиться, что природа не терпит невежества;

-  раскрытие новых тайн природы при активной работе мысли. В природе заложены в доступной для ребенка форме факты, явления, зависимости, закономерности;

-  мир природы становится неисчерпаемым источником знаний благодаря тому, что знания поступают в детскую голову очень сложным путем: через руки, через труд, через взаимоотношения с другими людьми через чувства и переживания, окрашивающие действительность;

-  в процессе работы постоянно меняются сами дети, у них формируются взгляды, укрепляются социально - нравственные, эстетические

позиции  - в конечном счете,  из ребенка постепенно формируется человек в самом высоком смысле слова;

-  в процессе познания природы, прежде всего через исследовательскую деятельность, способствовать развитию, самовыражению человека;

-  использовать    природу,   как незаменимый источник эмоционального развития ребенка, учитывая при этом, что эмоциональное и эстетическое воспитание начинается с развития культуры, ощущений и восприятии;

-   проводить  путешествия,    экскурсии, прогулки в природу, развивая при этом зрительные и слуховые ощущения, восприятия. Учиться слушать музыку весеннего леса, лесного ручья, летней почвы и т.д.;

-  учить детей творческому общению с природой, стремиться к тому, чтобы природа стала сферой приложения духовных сил: создавать уголки красоты, в которых ребенок может подумать, помечтать, остаться наедине с красотой, составлять сказки, рассказы, стихи;

-  учить детей творческому восприятию природы на уроках, праздниках весны, прилета птиц и т.д.

Игра - как один из методов нравственного воспитания. 

Еще одним методом, используемым мною в свете личностно-ориентированного воспитания,  является игра, которую  активно использую в своей деятельности, так как группа воспитанников состоит в основном из детей младшего и среднего звена. Игра, как феномен культуры, обучает, развивает, воспитывает, социализирует, развлекает, является уникальным средством формирования духовных потребностей и раскрытия творческого потенциала личности ребенка. Игра воспроизводит стабильное и инновационное в жизненной практике и, значит, является деятельностью, в которой стабильно отражаются правила и условия игры, в ней заложены устойчивые традиции и нормы, а повторяемость правил игры создает тренинговую основу развития ребенка. Детей не нужно учить играть, не нужно заставлять играть. Они играют спонтанно, охотно, с удовольствием даже на уроках и занятиях. В период детства не может быть пробных технологий, поэтому рекомендуется в период детства играть, играть и играть! Игра необычайно информативна, она знакомит детей с окружающим миром.

О первостепенном значении игры для естественного развития ребенка свидетельствует тот факт, что ООН провозгласила игру универсальным и неотъемлемым правом ребенка. Поэтому воспитательную работу я стараюсь организовывать через игру и игровую деятельность с учетом возрастных особенностей воспитанников.

Игры способствуют формированию у детей таких качеств, как доброта, коллективизм, взаимопомощь, справедливость и честность.

Родители-северяне поощрительно относятся к детским играм. Наиболее распространенной игрой северных детей всегда была игра в чум. Во время игры дети учились строить жилище, распределять обязанности между членами воображаемой семьи. Девочки по-настоящему шили одежду и обувь, просушивали меховые изделия. Для мальчиков любимыми играми всегда были игра в оленей и игра в охотников.  «Игра – это труд детей», – говорят на Севере.

Осуществляя процесс воспитания,  большое внимание уделяю вопросам и принципам воспитания в семье у коренных народов севера. Вместе с детьми изучаю быт, обычаи, культуру селькупов, устраиваю совместные семейные праздники с родителями, выезды в лес. В семьях народностей Севера честь человеку -  по его труду. Всегда в почете хорошие охотники, рыбаки. Оленеводы, мастерицы по пошиву одежды. Воспитание трудолюбия осуществляется в процессе общения с родителями, которые изо дня в день готовят их к самостоятельной жизни в условиях сурового климата.

Система работы воспитателя по этнопедагогическому воспитанию помогает детям осознать себя не только полноценной, но и полноправной личностью общества, способной сохранить и преумножить духовные и материальные ценности, накопленные предками.   Поэтому стремление понять феномен этнопедагогического воспитания приводит нас в первую очередь к необходимости понять социальную ситуацию общества, которая порождает педагогическую ситуацию.

Свобода выбора формирующейся личности составляет основу методического решения воспитательных проблем – альтернатива социальной норме, не допускающей отклонения от общепринятого. Главным же отличием вчерашнего воспитания от сегодняшнего – ключевой характеристикой последнего – является ценностное отношение, выступающее альтернативой вчерашним правилам поведения в их согласии со знанием о «должном» и «правильном».

Описание сущности опыта. В народной педагогике сконцентрирована могучая сила гармонизации межнациональных отношений.. Этнопедагогика показывает, что у всех народов, в том числе и исчезающих, в древней самобытной культуре много такого, что в состоянии обогатить мировую цивилизацию. Величие отдельных народов является неразрывной гармонической частью величия общей отчизны дружных народов и в материальном, и в духовном отношениях, в том числе и в педагогическом. Этнопедагогика выясняет педагогические возможности старых обычаев в современных условиях и определяет целесообразность новых обычаев, содействующих воспитанию человека. Она делает достоянием педагогов воспитательный опыт многих народов. Сравнительный анализ педагогических достижений позволяет выделять наиболее рациональное, наиболее объективное и ценное для педагогической теории и практики.

Продуктивность опыта.

Воспитатель играет важную роль в определении истинного и ценного содержания в процессе воспитания. Именно он должен подготовить ребенка к вхождению во взрослую жизнь таким образом, чтобы тот осознал себя не только полноценной, но и полноправной личностью общества, способной сохранить и преумножить духовные и материальные ценности, накопленные предками, поэтому в своей работе, и во взаимоотношениях с воспитанниками использую разнообразные виды деятельности семейного коллектива. Большое внимание уделяю развитию потенциальных  возможностей детей, их творческой индивидуальности и инициативы, что не может не способствовать расширению их представлений об окружающем мире, развитию качеств творческой личности – самостоятельности, трудолюбия, формированию духовной культуры   ребенка.

Самоуправление - специфическая организация коллективной деятельности, которая основана на развитии самостоятельности детей в принятии и реализации решений для достижений значимых коллективных целей. Опираясь на учение С.А. Макаренко о детском самоуправлении в группе создан актив: помощник воспитателя, который оказывает помощь в поддержании дисциплины, организации коллективных творческих дел, проведении мероприятий; учебный сектор проверяет дневники, тетради, состояние учебников, контролирует деятельность отстающих учеников; трудовой сектор организует трудовые десанты, следит за исправностью мебели в группе, за организацией и проведением дежурств; санитары проверяют чистоту и порядок в группе.

Работа с родителями воспитанников, на мой взгляд, является  важной составляющей  моей деятельности. В силу объективных причин связь с родителями многих воспитанников затруднена, так как воспитанники моей группы живут в ф. Быстринка, и в п. Толька. Исходя из  жизненных условий  мною были выделено три  приоритетных направления взаимодействия  с семьями воспитанников: информирование родителей с помощью доступных средств  связи, индивидуальная работа  с родителями по вопросам просвещения, консультирование, совместная деятельность (организация совместных семейных праздников, вечеров.). При посещении родителями интерната  лично беседую с каждым из родителей, стараюсь выяснить  морально- психологическую атмосферу семьи. Для родителей в группе специально оформлен стенд с информацией просветительского характера, актуальным вопросам воспитания. В настоящее время родители, по приезду постоянно интересуются всесторонней жизнью детей в школе-интернате, посещают родительские собрания,   плотно сотрудничают с воспитателем и психологом  на предмет диагностики и анкетирования. Родители знакомятся с успехами и неудачами детей в плане обучения: показываю родителям ведомость успеваемости. Ведется индивидуальная работа с родителями по профилактике правонарушений, поэтому детей, состоящих на различных видах учета и совершивших правонарушения, в группе нет.

 На протяжении всего времени  воспитанники моей группы активно принимают  участие во всех  конкурсах, организуемых  на уровне интерната, города, района, округа.

Большое внимание, организуя работу в семье, уделяю вопросам гражданского, нравственного воспитания,  используя основы национально-регионального компонента. Воспитательские часы «У природы нет плохой погоды», «Профессия моих родителей – рыбаки», «Селькупские посиделки», беседы о быте их семей,   традициях, о языке, рыбалке, охоте, обрядах - имеют большой воспитательный эффект. Провожу работу по привлечению воспитанников своей группы к занятиям в творческих объединениях с национальным уклоном: «Пуровский рассвет»,  «Бисероплетение». Воспитанники группы принимают активное участие в праздновании национальных праздников « Ненецкий Новый год», « Вороний День», « День Оленевода». Активно сотрудничаю с Центром национальных культур – воспитанники группы посещают объединение «Сякхы сича», где  изучают культуру, песни, обряды селькупского народа. Занимаясь в этом объединении ребята выступали на районном конкурсе «Снегирек», выезжали с концертной программой в поселок Быстринка на день Оленевода, принимали участие в Неделе Ямала в интернате, где показывали обряд, читали стихи и пели селькупские песни. Воспитанникам Куниной Анне и Кунину Тимофею за активное участие в общественной жизни МУК «ПРЦНК» объявлена благодарность; Кунин Ефим - победитель муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по родному языку.

Обобщение и распространение собственного педагогического опыта: творческая работа с детьми дала возможность представить перспективу собственного развития, повысилась заинтересованность в результатах своей деятельности, вырос собственный творческий потенциал. Находясь в постоянном творческом поиске, изучая научно-методическую литературу, передовой педагогический опыт, принимаю активное участие  в обобщении и распространении своего педагогического опыта, не прекращая ни на минуту процесс саморазвития, самосовершенствования.  Делюсь опытом с коллегами, провожу открытые занятия, воспитательские часы. Выступала с докладами на заседаниях методического совета: «Использование     здоровьесберегающих технологий в разновозрастной группе»,       «Использование опыта народной педагогики, национальных обычаев и традиций в воспитании основ нравственности. Этнопедагогическое воспитание в разновозрастной группе». Участвую в семинарах различного уровня:   в 2013 году в семинаре кустового методического объединения воспитателей интернатных учреждений «Развитие творческих способностей как один из аспектов нравственного воспитания ребенка», где принимала участие в аукционе педагогических идей с воспитательским часом «У природы нет плохой погоды»; в 2013 году в   VII Международной научно-практической конференции «Современный учитель: личность и профессиональная деятельность»; участник  работы кустового методического объединения воспитателей интернатных учреждений Пуровского района 2012/2016 г.; участие в работе районного совещания педагогических работников образовательных учреждений  Пуровского района 2012/2016 г.;

Активно участвую в конкурсах различного уровня: Диплом III место в Международном конкурсе педагогического мастерства «На вершине айсберга»; диплом за высокий уровень подготовки воспитанницы Куниной Елены Константиновны, призёра I Международного конкурса «Юные таланты»; диплом I место Международного конкурса « Внеурочная деятельность в соответствии с ФГОС»; приняла участие во сероссийской конференции «Патриотическое воспитание детей и молодёжи»; III место во Всероссийском конкурсе «ФГОС: внеурочная деятельность – важнейший компонент современного образовательного процесса в школе»; Почётная грамота Департамента Образования Администрации Пуровского района; грамота I место в туристическом слёте по летним видам туризма среди общеобразовательных учреждений Пуровского района;

Публикации: Диплом участника VII международной научно-практической конференции «Современный учитель: личность и профессиональная деятельность» методическая разработка; свидетельство о публикации на портале педагога воспитательский час «Путешествие по экологической тропе»; свидетельство о публикации на портале педагога воспитательский час «У Природы нет плохой погоды». Публикации на личном сайте педагога воспитательских мероприятий «Профессия моих родителей – рыбаки»; «У Природы нет плохой погоды», и т.д.

Повышение квалификации: 16 апреля по26 апреля 2009 год «Психолого – педагогические основы организации воспитательной работы в условиях школы-инретнат»; 07 октября по 16 октября 2013 год ГАОУ ДПО ЯНАО «Региональный институт развития образования» по теме «Воспитание как приоритет современного образования»; 20 ноября по 02 декабря 2013 год ГАОУ ДПО ЯНАО «Региональный институт развития образования» по теме « Проектирование содержания федерального государственного образовательного стандарта ООО на предметном уровне»