Виртуальный музей "Отзовись, память!"

Нелюбина Татьяна Николаевна

 

 

В настоящее время  с развитием информационных технологий возрос интерес к изучению родного края.   Это обусловлено рядом причин: деидеологизацией общества  и стремлением заполнить образовавшийся после отмены октябрятского и пионерского движения вакуум; желанием познать мир, в котором живешь; новыми подходами к процессу обучения, гуманизацией образования, ориентацией на развитие личности; осознанием эффективности краеведческого принципа обучения. В поисках новых форм  многие музеи обращаются к виртуальным и интерактивным  формам в работе музеев. Учащемуся проще  зайти в Интернет  - сайты, общаться, обучаться  в виртуальной реальности, чем зайти в простой  музей.

В последнее десятилетие формы работы школьных музеев требуют нового подхода. Современного ученика, имеющего доступ к Интернету, владеющего основами компьютерной техники, не удивишь настенными стендами. Между тем, музей,  имеет важную роль в патриотическом, гражданственном воспитании личности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл informatsiya_o_muzee.docx34.39 КБ

Предварительный просмотр:

Школьный историко-краеведческий музей «Отзовись, память!»

В 1999 году был создан кружок «Юный краевед», постепенно переросший в детское историко-краеведческое объединение, работающее на базе школьного музея, в которое входят ребята 8-16 лет.

Основными направлениями в деятельности объединения являются:

  • поисковая деятельность (поиск и сбор предметов быта, орудий труда, наград и медалей: походы, экскурсии, встречи и переписка с людьми);
  • оформительская деятельность (оформление картотек, альбомов, выставок, стендов, экспозиций, пополнение фотоархива);
  • создание «летописи школы»;
  • исследовательская деятельность (проведение исследовательских экспедиций, участие в работе школьных и районных, межрайонных конференций «Шаг в будущее».

Большое внимание уделяется организации внеурочных мероприятий историко-краеведческой направленности. Это: конкурсы рисунков, конкурсы сочинений, выставки, вечера-встречи, конференции,  Вахты Памяти, возрожденные народные праздники, циклы классных часов.

Для создания, развития и функционирования музея в школе был сформирован актив музея, который:

•        пополняет фонды музея, путем организации исследований, экспедиций, налаживание переписки и личных контактов с различными организациями и лицами, устанавливают связи с другими музеями;

•        проводит сбор необходимых материалов на основании предварительного изучения литературы и других источников по соответствующей тематике;

•        изучает собранный материал и обеспечивает его учет и хранение;

•        оформляет экспозиции и выставки;

•        проводят экскурсии для учащихся, родителей, гостей;

•        оказывает содействие учителям в использовании музейных экспонатов в учебно-воспитательном процессе;

•        принимают активное участие в выполнении соответствующих профилю музея запросов от организаций и частных лиц.

•        занимается подготовкой и проведением тематических мероприятий для школы, села.

•        Вся работа проводится в рамках Программы «Школьный музей».

•        Реализация программы осуществляется по  следующим направлениям.

  1. Теоретическое направление (программа).
  2. Музейно-педагогическая практика. Учащиеся работают в качестве экскурсоводов по историко-краеведческому музею.
  3. Методическое направление. Целью данного направления является создание условий для накопления педагогического опыта. Основные мероприятия методической направленности:

а) создание методической копилки, как педагогами, так и школьниками (методические разработки мероприятий, праздников); б) семинарские занятия, связанные с развитием музейного дела в школе.

б) создание культурного пространства: повышение культурного уровня посещения музеев, выставок, поездки в другие музеи;

в) создание педагогического пространства: встречи с ветеранами педагогического труда и войны, которые традиционно проводятся два-три раза в год, описание жизненного пути ветеранов, оказание помощи нуждающимся и т.д.

Весь собранный материал по краеведению имеет постоянное практическое применение (для студентов учебных заведений, специалистов Администрации сельского поселения, детей и учителей).

В последнее время все больше пишут и говорят об утрате нашим обществом духовности, которая в частности, выражается в абсолютном равнодушии к культуре. Обращение к прошлому, возрождение традиций - это воспитание культуры, патриотизма, что в возможностях краеведения, музея. Ведь не зря же великий актер Смоктуновский сказал: «Музеи - золотой запас человечества».

Почувствовать себя гражданином своей страны возможно только зная историю - неоднозначную, но все же истинную. Путешествие к истокам позволяет обращаться к духовному наследию своих предков, где есть возможность назвать имена конкретных людей своего села, осознать свои корни. Система приобретенных знаний осуществляет взаимосвязь, преемственность, неразрывность цепи времен.

Краеведческая работа дело не новое, но новизна в том, что она имеет более широкую педагогическую идею в плане воспитания духовности, уважения к своей семье, родителям, соседям и просто односельчанам.

Технология краеведческой работы заключается в следующем:

-Создание благоприятных морально-психологических ситуаций (что это даст?).

-Учет индивидуальных особенностей (что может?).

-Четкость задач, нацеленных на конечный результат (чего достигнем?).

-Мотивация деятельности (для чего это делается?).

Несмотря на  кризис в стране школьный музей продолжает жить. И самое главное – на смену учащимся старших классов и выпускникам школы, в музей пришли ученики 5-7 классов, которые с энтузиазмом и огромным интересом окунулись в музейную работу, а это значит, что ещё долгие годы музей будет жить и выполнять свою основную задачу – хранить историю и воспитывать настоящих Граждан своей Родины и своего края.

                                                     Характеристика музея  

 Музей «Отзовись, память!» открыт 1сентября  1999 года.  Музей занимает 1 комнату общей площадью 18 кв. метров, расположенный на втором  этаже здания школы. Направление движения по экспозиции справа налево. Соблюдается световой и температурный режим, влажность. Экспонаты размещены на стендах, витринах, стеллажах.

Экспозиция музея имеет 4 раздела:

1.Направление: «Моя малая Родина – село Верхняя Заимка»  Материалы по  истории нашего села. За историей села стоят люди, которые своим трудом прославляли и славят родной край.

2. Направление: «Истории школы».

Раздел по истории школы знакомит посетителей с историей развития образования в селе, со школой, учителями и выпускниками. Барабан  пионерской организации, альбомы воспоминаний – все это помогает вернуться в мир своего школьного детства, а ученикам 21 века соприкоснуться с историей детского движения.

3.Направление: «Подвигу народа жить в веках». Особое место отведено материалам, посвящённым землякам-воинам Великой Отечественной войны.  Размещена экспозиция  «Наши земляки в Великой Отечественной войне»   рассказывающая о ветеранах войны. Материалы, собранные в музее, рассказывают о событиях в годы войны. Здесь находится богатый материал о героическом, боевом и трудовом подвиге односельчан. В витринах - медали, документы, фронтовые письма, личные вещи солдат-односельчан и мн. др. Стенд, посвящённый землякам, рассказывает о доблестном жизненном пути наших земляков, экспозиция содержит альбомы и многое другое, что рассказывает о них.

4.Направление: «Родословная». Исследовательские работы «Моя родословная»; Создание родословного древа Панамарчук, семьи Матвеевых.

5. Направление: «БАМ – это наша с тобой биография».  История  о строителях БАМа в нашем селе, об  их вкладе в строительство стройки.

1. Общие положения.

Историко-краеведческий музей является тематическим, систематизированным собранием подлинных материалов и документов по истории родного края, истории школы, о Байкало-Амурской Магистрали, о вкладе односельчан в победу над фашистской Германией.

Подлинные документы и экспонаты, хранящиеся в фондах школьного музея, принадлежат школьному музею и подлежат учёту в установленном порядке.

2. Цели и задачи музея.

Историко-краеведческий музей Верхнезаимской  средней школы в своей деятельности руководствуется нормативными документами Министерства образования, решениями местных органов управления образования, распоряжениями администрации школы и настоящим Положением.

Задачи историко-краеведческого музея:

•        изучение истории родного края;

•        изучение трудовой деятельности односельчан-тружеников;

•        изучение материалов по истории школы;

•        изучение материалов о односельчанах-участниках Великой Отечественной войны, о роли тыла в разгроме врага;

•        поисковая работа по истории школы, по развитию культуры села и мн. др.;

•        проведение экскурсионно-лекторской работы на базе материалов собранных в музее для учащихся школы, родителей и других посетителей музея.

Программа деятельности музея.

Для создания, развития и функционирования историко-краеведческого музея сформирован актив музея, в который входят учащиеся 2-11 классов.

Направления деятельности музея, содержание и формы работы.

1. Основными направлениями деятельности музея являются:

поисковая работа;

просветительская деятельность;

организационно-техническое обеспечение (создание и пополнение фондов).

2. Руководитель и актив музея проводят следующую работу по направлениям деятельности:

•        организуют сбор, накопление, оформление материалов и документов для пополнения фондов музея;

•        осуществляют поисковую работу по всем направлениям деятельности музея;

•        обеспечивают сохранность музейных материалов и документов, ведут инвентарную книгу музея;

•        проводят экскурсии по экспозициям музея, беседы, лекции;

•        сотрудничают с другими музеями района и общественными организациями;

•        организуют встречи с ветеранами войны, выпускниками школы;

•        проводят линейки, митинги, вечера и другие мероприятия;

•        создают и обновляют экспозиции, стационарные и передвижные выставки;

•        оказывают содействие учителям в использовании музейных экспонатов в учебно-воспитательном процессе;

•        принимают активное участие в выполнении соответствующих профилю музея запросов от организаций и частных лиц.

Реализация данной программы осуществляется по четырём направлениям:

1.Теоретическое направление.

Участие в научно-практических конференциях (1 раз в год). Создание проектов по деятельности Совета музея.

2.Музейно-педагогическая практика.

Учащиеся работают в качестве экскурсоводов по историко-краеведческому музею.

3.Методическое направление.

Создание методической копилки, как педагогами, так и школьниками (методические разработки мероприятий, праздников);

уроки музейного дела в школе.

4.Воспитывающая среда.

Работа с родителями по привлечению их к участию в деятельности музея. В процессе такой работы опосредованно происходит приобщение родителей учащихся к истории края, что побуждает их задуматься о воспитании и развитии собственных детей.

Создание культурного пространства: повышение культурного уровня - посещение музеев, выставок.

Создание педагогического пространства: встречи с интересными людьми, с ветеранами Великой Отечественной войны и тружениками тыла, оказание помощи нуждающимся ветеранам, престарелым и т. д.

4. Структура, руководство музеем.

Музей имеет два экспозиционных зала. Временные и постоянные (запасные) фонды хранятся в отдельной комнате (хранилище), в шкафах.

Для организации работы музея его руководитель подбирает актив из числа учащихся школы.

5. Организация работы музея.

-Планирование работы музея.

-Организация работы по поиску и сбору материалов по темам музея.

-Ведение учёта музейных материалов.

-обеспечение сохранности материалов и экспонатов.

-организация стационарных и передвижных выставок: пропаганда материалов музея путём --организации экскурсий, проведения совместных уроков с учителем истории.

-Участие в школьных и районных мероприятиях, связанных с деятельностью музея.

-Составление отчёта о проделанной работе.