Образовательные технологии

Егорова Надежда Николаевна

ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСЬ

 «Экологическая культура – это не часть образования,

                                                      а новый смысл и цель современного

                                                 образовательного процесса»

 Г. Ягодин, Л. Третьякова

          Экологическая культура - это уровень восприятия людьми природы, окружающего мира и оценка своего положения во вселенной, отношение человека к миру. Основными компонентами экологической культуры личности должны стать: экологические знания, экологическое мышление, экологически оправданное поведение и чувство любви к природе. Тот или иной уровень экологической культуры – есть результат воспитания, главной функцией которого является подготовка подрастающего поколения к жизни в этом мире, а для этого оно должно его знать, овладеть системой нравственных норм по отношению к нему, в том числе и к природе. Без изменений в культуре природопользования нельзя рассчитывать на позитивные изменения в экологии, именно культура способна привести в соответствие деятельность человека с биосферными и социальными законами жизни.

           Воспитание экологической культуры учащихся становится сейчас одной из важнейших задач общества и образования. Успешность решения этой проблемы во многом определяется, если она рассматривается в едином контексте, органической взаимосвязью с деятельностью школьников по профессиональной ориентации, направленной на формирование таких качеств субъекта трудовой деятельности, как целеполагание, планирование, способность контролировать и оценивать свои действия, ход и результаты своего труда, проявлять творческую активность. Эти качества, как правило, гарантируют становление будущего профессионала, определяют его жизненные и профессиональные ценности.

          В настоящее время экологическое образование школьников является непрерывным и целенаправленным процессом и реализуется в различных формах:

 - на уроках биологии, химии, физики, географии;

 - через внеурочную деятельность;

 - на внеурочных занятиях в рамках научного школьного общества «ФЕНИКС».

           Экологическое образование получает дальнейшее развитие с введением ФГОС общего образования. В ФГОС основного общего образования заложены основы формирования экологического мышления и проектирования в соответствии с новой методологией стандарта – системно-деятельностным подходом, который должен обеспечить переход от трансляции знаний об экологических проблемах к формированию экологического мышления и обучения экологически ориентированной деятельности. Одной из актуальных технологий сегодня является проектное обучение, цель которого состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников, учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач, приобретают коммуникативные умения, работая в разнообразных группах, развивают у себя исследовательские умения.

             Научно-исследовательская деятельность учащихся является одним из наиболее эффективных методов воспитания экологической культуры. Эта деятельность позволяет реализовать индивидуальный подход в обучении, формирование метапредметных умений, а также сформировать устойчивый интерес к предмету исследования. Я, как учитель-консультант на первом занятии по составлению проекта или исследовательской работы, помогаю ребятам определить тему, гипотезу, цель, составить план исследования. Затем учащиеся самостоятельно изучают дополнительные источники информации, отрабатывая теоретические вопросы темы, идет этап сбора материала по проблеме.

         Практическую часть исследования разрабатываем совместно с учащимися, опираясь на оборудование кабинета. Защита мини-проектов Работа над практической частью. При определении темы для исследовательской работы я стараюсь учитывать образовательный и психолого-возрастной уровень учащихся, чтобы тема, рекомендуемая литература и методики были доступными и понятными для учащихся. Для выполнения практической части исследовательской работы используем школьную.

 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИФОРМАЦИОННО- КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

       Учитель, идущий в ногу со временем, сегодня психологически и технически готов  использовать  информационные технологии  в преподавании. Любой этап урока можно оживить внедрением новых технических средств. Учитель-профессия творческая. Включение ИКТ в учебный процесс позволяет учителю организовать разные формы учебно-познавательной деятельности на уроках, сделать активной и целенаправленной самостоятельную работу учащихся. ИКТ можно рассматривать как средство доступа к учебной информации, обеспечивающее возможности поиска, сбора и работы с источником, в том числе в сети Интернет, а также средство доставки и хранения информации. Использование ИКТ в учебном процессе позволяет повысить качество учебного материала и усилить образовательные эффекты.

Одним из результатов обучения и воспитания в школе должна стать готовность детей к овладению современными компьютерными технологиями и способность актуализировать полученную с их помощью информацию для дальнейшего самообразования. Для реализации этих целей возникает необходимость применения учителем информационно-коммуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе.

Использование ИКТ на уроках позволяет:

-развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира;

-овладевать практическими способами работы с информацией;

-развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств;

-активизировать познавательную деятельность учащихся;

-проводить уроки на высоком эстетическом уровне;

-индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания.

Применение компьютера позволяет учителю значительно расширить возможности предъявления разного типа информации. При дидактически правильном подходе компьютер активизирует внимание  учащихся,  усиливает  их мотивацию,  развивает  познавательные интересы, мышление, внимание, развивает  воображение и фантазию, вносит новые элементы в процесс обучения, позволяет удачно сочетать коллективную работу с индивидуальной. Компьютер помогает сделать уроки более насыщенными, облегчает усвоение материала, интересным, отвечающим реалиям сегодняшнего дня, предоставляя нужную информацию в нужное время. Основная задача заключается в том, чтобы занимательность не заслоняла собственно учебные цели. 

Использование игровых возможностей компьютера в сочетании с дидактическими, позволяет сделать этот процесс более плавным. Большая часть знаний, умений и навыков, полученных на уроках, еще не используется младшими школьниками во внеурочной деятельности; их практическая ценность утрачивается, а прочность-существенно снижается. Применение же полученных знаний, умений и навыков в игровой компьютерной среде приводит к их актуализации и мотивации их приобретения. Занятия на компьютере позволяют частично разрядить высокую эмоционально напряженность, и оживляет учебный процесс. 

     Цели:

1. Повышение качества образования через повышение информационной культуры и активное использование    информационных технологий.

2.  Подготовка конкурентоспособной личности в современном информационном обществе.

3.  Создание равных условий каждому ребенку для качественного образования и всестороннего развития.

Достоинства использования ИКТ можно разделить на две  группы: техническая и дидактическая. Техническими достоинствами являются быстрота, маневренность, оперативность, возможность просмотра и прослушивания фрагментов и другие мультимедийные функции. Дидактические достоинства интерактивных уроков – создание эффекта присутствия ("Я это видел!"), у учащихся появляется ощущение подлинности, реальности событий, интерес, желание узнать и увидеть больше. 

С ИКТ работаю по следующим направлениям:

1. Создание презентаций к урокам.

2. Работа с ресурсами Интернет.

3. Использование готовых обучающих программ.

4. Разработка и использование собственных авторских программ. 

ИКТ технологии использую на любых этапах урока:

1. Для обозначения темы урока.

2. В начале урока с помощью вопросов по изучаемой теме, создавая проблемную ситуацию.

 3. Как сопровождение объяснения учителя (презентации, формулы, схемы, рисунки, видеофрагменты и т.д.)

4. Для контроля учащихся.

Подготовка подобных уроков требует еще более тщательной подготовки, чем в обычном режиме. Составляя урок с использованием ИКТ, продумываю последовательность технологических операций, формы и способы подачи информации на большой экран. Степень и время мультимедийной поддержки урока могут быть различными: от нескольких минут до полного цикла.

На уроках математики при помощи компьютера решается проблема дефицита подвижной наглядности, когда дети под моим руководством на экране монитора сравнивают способом наложения геометрические фигуры, повторяют таблицу умножения, решают задачи на движение.

Для развития интереса к урокам биологии и химии учащимся предлагаю творческие задания, которые могут выражаться: в разгадывании кроссворда, ребуса по теме. Но сначала перед детьми создаётся проблемная ситуация.

Использование презентаций позволяет разнообразить виды работы, наглядно продемонстрировать явления процессы и признакам.

Основа урока – это изложение нового материала, иллюстрируемое рисунками, схемами, таблицами, анимационными и видео фильмами.

Если учителя в своей работе используют ИКТ, значит, им небезразличен уровень своей профессиональной компетентности, их беспокоит, насколько он, педагог современной российской школы, соответствует требованиям данного времени. Также применение новых информационных технологий в традиционном образовании позволяет дифференцировать процесс обучения школьников с учетом их индивидуальных особенностей, дает возможность творчески работающему учителю расширить спектр способов предъявления учебной информации, позволяет осуществлять гибкое управление учебным процессом, что является социально значимым и актуальным в наше время.

Одно из направлений применения ИКТ в реализации воспитательной системы класса - проведение классных мероприятий, родительских собраний. Использование средств ИКТ позволяет сделать данные мероприятия более наглядными, мобильными и интересными, а самое главное позволяет привлечь к их организации большее количество учеников, их родителей.

Использование компьютера в школьной практике способствовало  совершенствованию традиционного процесса обучения, повышая его эффективность в области моделирования изучаемых процессов и явлений, управления процессом обучения, автоматизации контроля уровня знаний.

При условии систематического использования информационных технологий в учебном процессе в сочетании с традиционными методами обучения можно значительно повысить эффективность обучения. В рамках оптимального использования средств ИКТ для обучения разным предметам можно выделить следующие возможности практической реализации способов оптимизации учебного процесса при использовании ИКТ:

-комплексное решение образовательных, воспитательных и развивающих задач;

-постановка каждому обучающемуся конкретных задач в зависимости от его способностей, мотивации, уровня подготовки;

-формирование у обучаемых навыков самостоятельного овладения знаниями, развитие навыков поиска, сбора и обработки информации в сети Интернет;

-стимулирование   положительной мотивации учения за счёт интегрирования всех форм наглядности, осуществления учебной деятельности с немедленной обратной связью и развитой системой помощи.

Использование ИКТ помогает стимулировать творческую активность обучающихся. Результаты творческой деятельности ребят использую  как иллюстративный, наглядный материал к урокам. Создание компьютерных презентаций способствуют развитию эстетической, общекультурной, коммуникативной, ценностно-смысловой, информационной компетенцией.

Информационная компетентность школьников необходима для качественного освоения всех учебных предметов. Овладение компьютерной культурой, формирование информационной компетенции школьников-необходимое условие  включения подрастающего поколения в мировое информационное пространство.

Опыт использования ИКТ показывает их преимущество в обеспечении качества образования, так как:

- во-первых, вызывают интерес учащихся, эмоциональный всплеск. Можно провести экскурсию-путешествие в природу, увидеть внутреннее строение объекта, погрузиться в процесс. Моя задача как учителя найти новое, неизвестное, заинтересовать, используя качественные наглядные пособия, анимационные возможности;

- во-вторых, создаются условия для индивидуализации обучения: учитель имеет возможность зафиксировать материал, вернуться к информации предыдущих уроков, обеспечить самопроверку, контроль, презентационное сопровождение уроков;

-в-третьих, участие в деятельности, например, через учебные проекты открывает новые возможности созидания. Учащиеся получают дополнительный опыт общения, получения информации, возможность проявить себя. Учитель учится управлять информационными потоками, становится авторитетным консультантом для учащихся, следовательно, расширяется пространство взаимодействия.

Учитывая выше сказанное можно предположить, что использование мультимедиа на уроках, несомненно, оказывает содействие развитию личности ученика, который комфортно будет чувствовать себя в условиях информационного общества. Для учителя становится профессионально необходимым научиться совмещать собственный преподавательский почерк с теми техническими возможностями, которые предоставляют новые информационные технологии и вряд ли возможно движение в обратную сторону. При одном непременном условии-сохранении традиций высокой культуры учителя, и профессиональной, и творческой. Без этого не может быть качества образования.

Таким образом, применение педагогических технологий в начальной школе способствует развитию у школьников познавательной активности, творчества, креативности, умения работать с информацией, повышению самооценки, а главное, повышается динамика качества обучения.

 

Здоровье сберегающие технологии при работе с компьютером

- правильно организовать освещение рабочего стола, солнечный свет не должен падать на монитор, так как это утомляет глаза;

- подберите стол и стул для обеспечения оптимального расстояния от экрана монитора до глаз (50-70 см);

-следите за настройками монитора (яркость, контрастность, размер шрифта и т.д.);

- содержите экран монитора в чистоте;

- через 10-20 минут делать перерывы, выполнять при утомлении гимнастику для глаз, можно использовать специальные очки;

- при работе за компьютерным столом следите за осанкой;

- для работы удобен крутящийся стул (это снижает напряжение у ребенка, он может время от времени отвлечься и покрутиться);

- при длительной работе делайте перерывы на легкие физкультминутки;

- в комнате с компьютером необходимо регулярное проветривание;

- Закончив работу на компьютере, умойтесь холодной водой.

 

 

 

ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ.

 

«Обучать ребенка - значит не давать ему нашей истины,\

но развивать его собственную истину до нашей,

иными словами, не навязывать ему нашего мира,

созданного нашей мыслью, но, помогать ему,

перерабатывать мыслью непосредственно очевидный чувственный мир».

П.П. Блонский

         Проблемное обучение является одним из видов развивающего обучения.  Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

Цель проблемно–развивающего обучения: формирование универсальных учебных действий, развитие теоретического мышления, познавательной активности, любознательности, эрудиции, творческого мышления и других личностно значимых качеств.

В чем состоит суть проблемной ситуации?

 В ней содержится неизвестное (это может быть новое усваиваемое отношение, способ или условие действия). Думается, что сам факт столкновения с трудностью, невозможностью выполнить предложенное задание с помощью имеющихся знаний и способов действия рождает потребность в новом знании. Эта потребность и является основным условием возникновения проблемной ситуации.

Уроки с применением технологии проблемного обучения всегда проходят успешно. Но, хочу отметить, что применение  проблемного подхода на уроках биологии имеет свои трудности.

Требуется большее количество времени, чем при «традиционном» изложении материала учителем. Ученик должен обладать определённой системой знаний,  поскольку отсутствие их не позволит ему успешно обсуждать поставленную проблему. Учитель должен постоянно повышать свою эрудицию, быть оперативным в работе в целом и на уроке в частности.

         При проблемном обучении, у обучающихся формируется умение творчески, нестандартно решать поставленные задачи. При реализации проблемного подхода большинство обучающихся проявляют больший интерес к изучению предмета, что позволяет вывести их на уровень проектов, олимпиад.

          Активная мыслительная работа ученика на уроке, познавательная самостоятельность - залог успешного обучения. Основными приемами, стимулирующими познавательную активность обучающихся, можно считать создание на уроках проблемных ситуаций. Они являются эффективным средством развития творческих способностей учащихся и позволяют решить на уроках ряд конкретных дидактических задач: закрепить знания школьников по определенной части темы; повысить интерес к изучаемому предмету; создать стимул к самостоятельному приобретению дополнительных знаний по теме; научить работать в коллективе.                                                                            Проблемные вопросы позволяют применять такие методические приемы, как поиск способов разрешения противоречия, изложения различных точек зрения на один и тот же вопрос и с разных позиций, что побуждает учащихся делать сравнения, обобщения и выводы.

         Так, например, проблемные вопросы и задачи по ботанике.

Тема «Вегетативное размножение растений»

1. Было время, когда в Австралии не произрастал клевер. Потом туда завезли семена и посеяли клевер. Он рос и цвел хорошо, но плодов и семян не давал. Затем в Австралию завезли шмелей, и растение стало плодоносить. Почему?

 Ответ.

1.Плод у растения образуется только после опыления.                                                                 2.Плоды у клевера начали образовываться только после посещения цветков шмелями                     (клевер – насекомоопыляемое растение).                                                                                   3.Насекомые, перелетая с цветка на цветок, переносят на своем теле пыльцу и опыляют цветки.

2. Объясните, почему большинство видов цветковых растений размножаются как семенным, так и вегетативным способами, а не каким-то одним. Почему?

3. Один юный садовод решил размножить землянику корневищами. Как вы думаете, добьется ли он успеха и почему?

4Семена многих цветковых растений могут оказаться очень далеко от того растения, на котором они образовались. Как вы думаете, каким образом это возможно?

5. Подруги увлеклись цветоводством. Наташа хотела, чтобы у неё была такая же фиалка, как у Ольги. Она попросила у подруги семена этой фиалки. Но Ольга ответила, что можно получить такое же растение не из семян. Как вы думаете, что предложила Ольга своей подруге?

6. Почему у заборов чаще всего растут растения, семена которых распространяются ветром? 

Тема «Основные отделы растений»

1.Взрослое мужское растение мха кукушкиного льна обычно выше, чем женское растение. Как вы можете объяснить подобный факт?

2. Красные водоросли произрастают на глубине 200–250 м, где бурые и зеленые водоросли расти, уже не могут. Как глубоководные водоросли выживает в таких условиях, где едва пробивается солнечный свет?

3. В каком лесу (сосновом или еловом) мы найдем большее количество видов травянистых растений и животных? Почему?

4. Почему наибольшее разнообразие и изобилие папоротников характерно для влажных тропических лесов?

5. Известно, что папоротники могут жить в более засушливых местах, чем мхи. Как можно объяснить это отличие между растениями?

6. Цианобактерии нередко называют сине-зелеными водорослями. Почему?

7. В лесу произрастало много папоротников, однако после его вырубки растения исчезли. Почему?

8. Правда ли, что в ночь на Ивана Купалу можно найти клад с помощью цветка папоротника?

9. Экспедиция Беринга подходила к концу, но болезнь наступала на всех — расшатывались и выпадали зубы. Большая часть экипажа погибла, погиб и Витус Беринг. В живых осталась группа, которая по совету ботаников стала употреблять и пишу водоросли. Что спасло людей?

10. В 1919 году на севере Советской республике, в Олонецкой губернии, наступали белогвардейские банды и англо-американские интервенты. Раненых красноармейцев было много, но не было ни ваты, ни бинтов, ни йода. На бинты рвали белье. Врач С. А. Новотельнов организовал заготовку сфагнума, которым и спас положение. Объясните почему?

Тема “Значение воды в жизни растения. Экологические группы растений”.

1. У водяного ореха чилима под водой образуются тяжелые плоды. Почему они не могут потопить растение? (Образуются вздутия – своего рода “спасательные пояса”, наполненные воздухом, увеличивается объем подводной части растения, уравновешивая плод в воде).

2. Эвкалипт – самое высокое дерево, но под ним не бывает тени и никогда не растет трава, а в августе вся кора сбрасывается и ствол совершенно гол, в народе его называют “бесстыдница”. Почему? (Эвкалипт – живой “насос”. Листья расположены ребром к солнцу, не нагреваются, а устьица открыты круглосуточно. Листья не дают тени. Земля под деревом сухая, а травы не могут расти без влаги. Древесина по мере роста дерева увеличивается быстрее, чем кора. Последняя поэтому разрывается и падает).

Тема «Жизненные формы растений».

1.Пижма - это высокие растения, в высоту могут достигать до одного метра, а черника — кустарничек высотой до 15-40 см, с гладкими остро ребристыми зелеными ветвями. Почему низкорослую чернику относят к кустарничкам, а пижму к травам?

Тема «Цветок. Плод».

1.Предположим, что цветки данного растения опыляются животным, не различающим цвета. Какие особенности должно иметь это растение?

2. Предположим, что цветковые растения потеряли способность к распространению своих семян. Семена начали падать под «родительские» растения и там прорастать. К каким последствиям это могло бы привести и почему?

3. Один из сотрудников радиостанции на берегу Северного Ледовитого океана обнаружил семя тропического растения — энтады. Семя было величиной с десертную тарелку, с толстыми покровами и обладало хорошей плавучестью. Как оно могло попасть на берег Северного Ледовитого океана?

4. Почему на планете мало цветов с красной окраской?

5. Почему деревья, растущие на открытых пространствах, вступают в пору плодоношения раньше по сравнению с теми, что растут в лесу?

Тема «Корень»

1. В книге «Жизнь растения» К. А. Тимирязев пишет: «Природа здесь прибегла к уловке Корень при возможно малой затрате строительного материала в состоянии обежать большее число частиц почвы, прийти с ней в возможно тесное прикосновение...» О какой уловке говорит Тимирязев? При помощи чего корень в состоянии «обежать большее число частиц почвы»?

Тема «Фотосинтез»

1. «Ни один растительный орган, — писал К. А. Тимирязев, — не испытывал на себе человеческой несправедливости в такой степени, как лист... До конца прошлого столетия... лист продолжал пользоваться легкомысленной славой пышного, но бесполезного наряда». Защитите лист.

2. В опыте лист растения смазали вазелином. Несмотря па то, что этот лист хорошо освещался солнцем, органические вещества в нем не образовались. Объясните результаты опыта.

3. На Крайнем Севере, в условиях полярной ночи и вечной мерзлоты, в теплицах выращивают огурцы и помидоры. Кругом снег, а в темноте зреют плоды. Каким образом создаются необходимые условия для выращивания данных овощей?

5. Одна богатая лондонская дама, узнав о том, что растения очищают воздух, велела слугам перенести из зимнего сада в ее спальню, которая не проветривалась, пять самых больших кадок с тропическими растениями. Утром дама проснулась с головной болью. После этого она стала утверждать, что растения не очищают, а, наоборот, портят воздух. Как бы вы объяснили этой даме ее ошибку?

6. К. А. Тимирязев писал: «Дайте самому лучшему повару сколько угодно свежего воздуха, сколько угодно солнечного света и целую речку чистой воды и попросите, что бы из всего этого он приготовил вам сахар, крахмал, жиры и зерно,— он решит, что вы над ним смеетесь. Но то, что кажется совершенно фантастическим человеку, беспрепятственно совершается в зеленых листьях растении». Объясните суть высказывания ученого.

7. Весной около корней лиственных деревьев можно заметить растения с чешуйчатыми листьями, лишенными хлорофилла. Если раскопать немного землю, обнажив корни, то можно убедиться, что это растение имеет присоски, которыми прикрепляется к корням лиственных деревьев. Растение называется «петров крест». Как же данное растение питается, если оно лишено хлорофилла?

8. «В весенний день мальчишка злой пронзил ножом кору, и капли сока, словно слезы, текли прозрачною струей». Откуда весной взялся сладкий сок у березы? Ведь листьев, где образуется сахар в процессе фотосинтеза, нет. Почему автор приведенных строк Ф. Сологуб сравнивает капли сока со слезами? Какие отрицательные для рева последствия могут иметь нанесенные ему раны?

 

 

 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

(Выступление на ГМО биологов)

         Игра уже стала традиционной формой обучения школьников. Совместная деятельность позволяет активизировать всех участников в зависимости от обученности и индивидуальных особенностей. Существуют игры, которые проводятся по методике мозгового штурма. Это всем известные игры «Что? Где? Когда?», «Брейн-ринг». Ответственность за результат здесь распространяется на всех членов команды. В таких играх упор делается на решение творческого задания. Эти игры более продолжительны по времени и требуют большой подготовительной работы. Внутригрупповое взаимодействие участников игры может быть организовано по следующим схемам:

  1. Перед обсуждением проблемы в классе каждый участник прорабатывает варианты решения сам, после чего организуется обсуждение всех предложений;
  2. Участники игры в группе распределяются по парам, при этом каждый участник сначала самостоятельно продумывает решение проблемы, затем оно обсуждается в паре и только после этого выносится на обсуждение группы;
  3. Все участники игры обсуждают поставленную проблему без предварительной проработки.

        В последнем варианте, который наиболее распространен, недостаток в том, что только один или два участника команды обсуждают проблему, а остальные выступают, как правило, в роли слушателей. Такая форма используется в классах с различным уровнем подготовленности обучающихся.

        Игровая ситуация:

        Рядом с полями фермерского хозяйства был вырыт глубокий котлован, который заполнился дождевой, сточными и грунтовыми водами. Фермеры решили разводить в нем рыбу. За консультацией обратились к нам и попросили ответить на следующие вопросы: можно ли разводить в этом котловане рыб? Если можно, то какие виды рыб? Какие условия необходимо создать для их жизни?

        Для решения данной задачи класс делится на несколько групп с распределением ролей. Могут быть определены следующие роли: почвовед, зоолог, ихтиолог, ботаник, эколог. Представители каждой профессии получают задания.

        Задание для ботаников.

        Выбрать для водоема растения, которые служили бы пищей, источником кислорода, убежищем для рыб. Выбирая растения необходимо учитывать следующее:

Большое количество растений и стоячая вода могут стать причиной цветения водоема;

Рыбы, обитающие в водоеме, должны питаться именно теми видами растений, которые вы предложите;

Перечисленные вами растения должны подходить для жизни в условиях именно этого водоема.

         Задание для ихтиологов.

Какие виды рыб, обитающие в Московской области, можно разводить в созданном водоеме, какие из них разводить наиболее выгодно?

         Задание для зоологов.

Заселите данный водоем беспозвоночными животными и определите их значение в жизни рыб.

        Задание для экологов.

Какие экологические факторы будут способствовать обеспечению нормальной жизни рыб в водоеме, а какие будут ограничивать?

       Задание для почвоведов.

Какие почвы характерны для Московской области? Может ли происходить разрушение почвы и почему?

Несколько иную структуру взаимодействия участников имеет  игра в форме викторины между командами ля закрепления материала.

Задание 1.

Черный ящик. В нем находятся два предмета, которые изобрел человек, наблюдая за особенностями строения земноводных, и предмет, обладающий свойством, подсмотренным у представителей земноводных. Угадайте, что в черном ящике. (Ласты, вакуумные присоски, ткань с камуфляжной окраской).

Задание 2.

Дайте определения следующим терминам:

- анабиоз

- амфибия

- метаморфоз

- резонаторы.

Конкурс вопросов.

  1. Почему летом для предохранения от скисания молока в селах в банки с молоком опускали лягушек? (Кожа лягушек покрыта слизью, обладающей бактерицидным свойством).
  2. Как жаба восполняет недостаток влаги в организме? (купается в росе).
  3. Можно ли приобрести бородавки, держа в руках жаб и лягушек? (Это ошибочное мнение, бородавки вызываются вирусами).
  4. Какая амфибия имеет орган боковой линии? (Шпорцевая лягушка).
  5. Какие земноводные «стучат» под водой? (Чесночница).
  6. Голодная лягушка отказалась есть помещенных в аквариум умерщвленных насекомых. Почему? (Лягушки реагируют только на движущуюся добычу).
  7. Какое земноводное может закапываться в землю? (Чесночница).
  8. Камышовая жаба, альпийский тритон, всего 33 амфибии из разных стран. Что их объединяет? (Они занесены в Красную книгу).
  9. Присоски на концах пальцев позволяют им подниматься по вертикальной поверхности и выполнять другие акробатические трюки. Кто эти гимнасты? (Квакши).
  10. Какую крупную жабу акклиматизировали во многих странах мира? (Жаба ага).
  11. Почему краснобрюхая жерлянка демонстрирует свое яркое брюшко в случае опасности? (она предупреждает, что ядовитая).