Рабочий лист по теме "Церковный раскол" для 10 класса

Демченко Ирина Николаевна

Церковный раскол.

Духовную основу государства составляла церковь. Ещё в XV и XVI веках в ней наблюдались конфликты между нестяжателями и иосифлянами. В XVII веке интеллектуальные разногласия получили своё продолжение и вылились в раскол русской православной церкви. Обусловлено это было рядом причин.

В Смутное время церковь не смогла исполнить роль "духовного врача" и хранителя нравственного здоровья русского народа. Поэтому после окончания Смуты церковная реформа стала насущной проблемой. За её проведение взялись священники. Это протопоп Иван Неронов, Стефан Вонифатьев – духовник молодого царя Алексея Михайловича и протопоп Аввакум.

Действовали эти люди в двух направлениях.

Первое – устные проповеди и работа среди паствы, то есть закрытие кабаков, организация приютов для сирот и создание богаделен.

Второе – исправление обрядов и богослужебных книг.

Очень остро стоял вопрос о многогласии. В церковных храмах, чтобы сэкономить время, практиковались одновременные службы разным праздникам и святым. На протяжении столетий это ни у кого не вызывало критики. Но после смутных времён на многогласие стали смотреть по-другому. Его назвали в числе основных причин духовной деградации общества. Данный негатив нужно было исправить, и его исправили. Во всех храмах восторжествовало единогласие.

Но конфликтная ситуация после этого не сошла на нет, а только обострилась. Суть же проблемы заключалась в различии московского и греческого обрядов.

 А касалось это, прежде всего, перстосложения. Греки крестились тремя перстами, а великороссы – двумя. Данное различие вылилось в спор об исторической правоте.

Был поднят вопрос о правомерности русского церковного обряда. В него входили: двуперстие, богослужение на семи просфорах, осьмиконечный крест, хождение посолонь (по солнцу), сугубая "аллилуйя" и т. д. Некоторые церковнослужители стали утверждать, что богослужебные книги были искажены в результате невежественных переписчиков.

Впоследствии, самый авторитетный историк русской православной церкви Евгений Евсигнеевич Голубинский (1834-1912) доказал, что русские вовсе ни искажали обряд. При князе Владимире в Киеве крестились двумя перстами. То есть точно так же как и в Москве до середины XVII века.

Дело же заключалось в том, что когда Русь приняла христианство, то в Византии существовало два устава: Иерусалимский и Студийский. В обрядовом отношении они разноречили. Восточные славяне приняли и соблюдали Иерусалимский устав. Что же касается греков и других православных народов, а также малороссов, то они соблюдали Студийский устав.

Однако тут следует заметить, что обряды вовсе не являются догматами. Те святы и нерушимы, а обряды могут меняться.

 

Идеология раскола

В основе противостояния, расколовшего русское общество во II половине XVII в. , было столкновение двух идеологий, двух взглядов на будущее Московского царства, на его роль в утверждении православия.

Старообрядцы искали свой идеал в былом, пытались обнаружить гармонию в московском прошлом. Никон не менее усердно, чем старообрядцы пытался опереться на традицию, но не на московскую, а вселенскую (а точнее, греческую, византийскую) .

И Никон, и его противники мечтали о величии Москвы, но для патриарха это было вполне земное величие, а для старообрядцев – величие духовное. Никон стремился к воссозданию вселенской империи, в которой престол церковного владыки располагается выше, чем трон светского правителя. Старообрядцы надеялись, что Московское царство станет некоей империей духа, в которой православный царь, прежде всего, заботится о чистоте веры и оберегает подданных от разрушительных иноземных влияний.

 

 

 

 

 

 

 

 

Теория «Москва – третий Рим»

Обоснованная  старцем Филофеем.

Основные принципы данной теории:

·         падение «первого Рима» от язычества и «второго Рима» от мусульман за прегрешения против веры;

·         наступление эпохи «третьего Рима», после которого «четвертому» не быть;

·         ответственность Руси за весь православный мир;

·         борьба за чистоту веры, укрепление власти духовной и светской в их взаимной « симфонии» как тесного сотрудничества при разделении функций.

 

Кружок «ревнителей истинного благочестия».

Существовала крайняя модель спасения (молитвенный уход, полный разрыв с «греховным миром»). Другие – искали спасение «греховного мира» в активном его исправлении. Формируется новый тип русского подвижника, ревнителя -  проповедника, который действует через распространение душеспасительной литературы.

Члены кружка, сплотившиеся вокруг царского духовника Вонифатьева, первоочередной мерой в достижении праведной жизни считали устранение «неустройств» в самой церкви.

Позиции «ревнителей истинного благочестия» и руководителей церковной реформы.

Общее:

Выступали против многогласия в церковном обиходе.

За искоренение в народе игрищ и суеверий.

За необходимость исправления богослужебных книг.

За единообразие церковной службы.

Ревнители истинного благочестия:

* образцы для исправления -  древнерусские книги, переведенные с греческого языка еще в то время, когда Византия сохраняла политическую независимость.( до 1453 года).

Патриарх Никон:

* т.к. одинаковых древнерусских текстов не существовало, то решено взять греческие оригиналы.

Различия

 

Интерпретация церковно-обрядовой реформы Патриарха Никона.

Религиозная

Православная (официальная)

Реформа Никона была исповеднической защитой исконной русской идеологии (религии), возвращением к истинному православию.

Старообрядческая

Гибель Московского православного царства и наступление царства Антихриста (с 1666 г.).

Историко-материалистическая

Недовольство официальной церковью народных низов. Социальный протест, вылившийся в религиозное противостояние.

Либерально-историческая

Патриарх Никон хотел поставить церковную власть над светской – тем самым приблизить православную церковь к западному образцу.

Локально-историческая.

Стране предстоял троякий выбор: изоляции (путь Аввакума); создание теократического вселенско-православной империи (путь Никона); вхождение в «концерт» европейских держав (выбор Петра I).

 

Причины раскола.

Автор

Концепция

Милюков П.Н.

Национальные корни, формализм русского благочестия, превращение религии в магические формулы.

Щапов А.П.

Раскол – проявление социального протеста низов против государственной политики.

Каптерев Н.Ф.

Консерватизм русского общества, сила провинциальной веры.

Никольский Н.М.

Причины раскола в разнице социального статуса церковных служителей, стремление к очищению церкви.

Ключевский В.О.

Консерватизм, инерция русского религиозного сознания, боязнь западных влияний.