Методические разработки

Чекалева Ольга Николаевна

Конспекты уроков, презентации.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тест : Парные звонкие и глухие согласные на конце слова.

Слайд 2

Парные звонкие согласные звуки оглушаются… 1) на конце слова . 2) перед согласными . 3) перед гласными. 0% 0% 0% 0 из 28

Слайд 3

Укажи парные звонкие согласные на конце слова, которые при письме нужно проверять. б с л 0% 0% 0% 0 из 28

Слайд 4

Как подобрать проверочное слово при написании слов с парными согласными на конце? После парного согласного должен идти согласный . После парного согласного должен идти ударный гласный . После парного согласного должен идти гласный. 0% 0% 0% 0 из 28

Слайд 5

Укажи слово, которое на письме не нуждается в проверке. ю г с лон с триж 0% 0% 0% 0 из 28

Слайд 6

Укажи слово, которое оканчивается на букву « в » рука . жира . шка . 0% 0% 0% 0 из 28



Предварительный просмотр:

Чекалева Ольга Николаевна

Учитель начальных классов

МБОУ ТСОШ №1

Имени М. Г. Ефремова

1 класс программа 2100.

Тема: Гласная буква Я, звуки, которые она обозначает.

Цель: познакомить детей с новой гласной буквой Я, обозначающей 2 звука, путем вовлечения детей в исследовательскую деятельность.

Задачи:

1.формировать у учащихся представление о функциях буквы Я

2. совершенствовать навыки чтения.

3. развивать фонематический слух, речь, логическое мышление, приобретение опыта исследовательской деятельности, развитие коммуникативности, умения работать в группе.

4.формировать интерес к языку, расширять  кругозор и словарный запас.

Оборудование: проектор, экран, распечатка журнала исследования, рисунок пальмы, вырезанные бананы желтого и зеленого цвета.

Организационный момент.

Слайд 1

Актуализация знаний.

Мотивация.

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Формулирование

темы и задач

 урока.

 Слайд 10

Слайд 11

слайд 12

Работа по получению новых знаний.

Слайд 13

Слайд 14

Слайд 15

Слайд 16

Слайд 17

Слайд 18

Слайд 19

Слайд 20

Слайд 21

Слайд 22

Слайд 23

Слайд 24

Закрепление.

Слайд 25

Рефлексия. Итог урока.

Прозвенел звонок и смолк

Начинается урок

Мы за парту дружно встали

Глазки на меня подняли

Тихо сели спинки прямо

Все тихонечко вздохнём

И урок мы наш начнём.

-Сегодня у нас необычный урок, урок-исследование    
- Все вы  станете исследователями.  Кто  из вас знает, кто  же такой исследователь? А где можно найти точный ответ на этот вопрос? (
в толковом словаре) Давайте обратимся к словарю С.И. Ожегова:

 « Исследователь – тот, кто занимается научными исследованиями. Исследовать – подвергать научному изучению».  

- Весь ход исследования мы будем записывать в журнал исследований.

- Запишите  дату исследования.

- А как вы думаете, что можно исследовать на уроках обучения грамоте?

 Какие звуки вы знаете? На какие группы мы их можем разделить?

Дайте им характеристику.

Какие гласные буквы вы знаете? Какова их особенность?

 

А чтобы нам легче было исследовать объекты, мы отправимся с вами в путешествие на ялике.

А кто знает, что такое ялик?

 А если отправляемся на ялике, значит, наш путь будет лежать по суше, воде или воздуху?

Отправимся мы сегодня в путь по морям. Итак, в путь!

Смотрите, вот там вдалеке виднеется земля. А кто помнит, как называется участок земли, омываемый со всех сторон водой? (остров)

 Давайте подплывем поближе.

Звучит музыка « Ямайка»

Как вы думаете, как называется этот остров?

А вы что-нибудь знаете об этом острове?

А как вы думаете, почему мы приплыли именно к этому острову?

Что мы будем исследовать?

А что вы знаете об этих звуках и букве?

 Вспомните, а какие подобные буквы мы уже изучали?

Какие особенности помните?

Как вы думаете, что мы сегодня должны исследовать?

Определите цель исследования. ( доказать, что буква я обозначает 2 звука и служит для обозначения мягкости согласных)

Итак, начинаем исследование.

Исследование в парах.

Сейчас каждая пара начнет исследование.

 Какая была первая гипотеза, предположение? ( буква я обозначает 2 звука, когда стоит в начале слова)

 Докажите это. 

Обмен информацией, обобщение.

 Рассмотрите картинки. Составьте схемы слов ( первый ряд слово ягуар, второй –ящерица, а третий ряд составит схему названия острова)

 А как вы думаете, почему я использую именно эти слова?

Ягуар  http://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=58472418-58-72&n=21

 Назовите первый слог в этих словах. Какой звук слышим?

Давайте запишем это в бортовой журнал.

Почему не можем записать?

 Назовите  предметы, на которые похожа буква я.

Запишите букву я в своих тетрадях.

Над своими схемами надпишите первую букву слов.

 Итак, давайте подведем итог первого этапа исследования.

Подтвердили гипотезу, что буква обозначает 2 звука, когда стоит в начале слова? ( показать! выделить букву, сверху указать 2 звука)

Исследование в парах.

 Переходим к следующему предположению.

Прочитайте слова. найдите те  слова, в  которых встретилась буква я

Орхидея, бамбук, хлопковое дерево.

 Как вы думаете, почему подобраны именно эти слова?

Какое растение вы могли видеть воочию? (орхидея)

 Составьте транскрипцию  слова орхидея – [а р х’ид’эй’а]

Сколько букв в слове орхидея? А сколько звуков?

Почему?

Обмен информацией, обобщение.

 Что это доказывает? ( Показать! Подчеркнуть букву и сверху указать 2 звука)

 Подтвердили второе предположение?

 Физминутка.

Начался шторм. Наш кораблик качает на волнах.

Давайте изобразим большие волны, а теперь маленькие. Покажите, как кораблик качается на волнах.

 Смотрите, порывы ветра сорвали с пальмы кокос и он раскололся. Что находится внутри кокоса?  ( молоко и мякоть)

Молоко вытекло, а мякоть осталась. Где мы с вами можем встретить мякоть ? ( шоколад Баунти)

Исследование в парах.

 Произнесите слово «мякоть». Как вы думаете, почему оно встретилось?

Составьте схему слова и зажгите огоньки.

 Что интересного заметили?

Обмен информацией, обобщение.

 Что это подтверждает? ( Показать букву и указать 1 звук)

 Доказали третью гипотезу?

 А теперь нам с вами нужно подвести итоги исследования ( Буква я «хитрая», аналогична буквам е, ё).

А теперь нам пора возвращаться домой.

Размещайтесь в ялике. Поплыли.

 Применение знаний.

 Вот мы и дома. Теперь пришла пора нам с вами применить  результаты  исследования на практике.

Откройте учебники на с. 120

Рассмотрите рисунки. Выделите первую букву в названии этих предметов. Сколько звуков она обозначает?

Прочитайте столбики слов. Найдите в них буквы я, подчеркните, сверху укажите, какое количество звуков они обозначают.

А теперь прочитайте слоги. Найдите слоги с буквой я. Обозначьте кол-во звуков.

Прочитайте последний столбик. Найдите здесь букву я. Сколько звуков она обозначает?

Рефлексия.

Кому интересно было на уроке? Кто скучал?

 Давайте вспомним начало урока. Кем мы сегодня были? Что мы выдвигали? ( Гипотезы, предположения)?

 Все ли наши предположения оказались верными? (да)

 Куда путешествовали?

 С далекого острова мы захватили банановую пальму. На нее нужно повесить бананы.  Те, кто на уроке все понял – повесят желтый банан, а те, у кого возникли какие – либо затруднения – повесьте зеленый банан.

Посмотрите на нашу пальму. На ней висят бананы разных цветов. Так как у нас сегодня первый  урок  по теме,  у нас еще есть возможность закрепить полученные знания.

Урок окончен.

 



Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка,

проведенного в 4 классе.


 Тема: Изложение (с элементами сочинения).

Целеполагание для учителя:

Учить писать изложение с элементами сочинения;

Целеполагание для учащихся: Учиться писать изложение с элементами сочинения

  • Учить определять тип текста,
  • Учить продолжать рассказ, опираясь на структуру и содержание в зависимости от типа текста;
  • Обогащать словарный запас;
  • Повторить изученные орфограммы.
  • Развивать речь, мышление, логику, память, умения действовать по алгоритму, устанавливать причинно-следственные связи.
  • Развивать умения самоанализа и анализа, рефлексии.
  • Развивать коммуникативные умения.
  • Воспитывать доброжелательное отношение к братьям меньшим.

  • Повторить типы текстов их структуру и содержание частей.
  • Учиться определять тип текста.
  • Учиться составлять рассказ, опираясь на ранее составленный алгоритм.
  • Обогащать свой словарный запас.
  • Вспомнить правила орфографии.
  • Развивать мышление, память,  умения анализировать текст и устанавливать причинно-следственные связи.
  •  Учиться проводить самоанализ и анализ.
  • Воспитывать бережное отношение к окружающим и братьям нашим меньшим.


Этапы урока и их содержание

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Орг. момент.
  2. Сообщение темы урока.

Задача этапа: включить детей в постановку задачи урока.

Сегодня на уроке мы с вами будем учиться писать изложение с элементами сочинения

  1. Актуализация знаний.

Задача этапа: актуализировать знания детей об изложении, сочинении

Что такое изложение?

Что такое сочинение?

В чем сходство и различие?

 А давайте вспомним, что такое изложение с элементами сочинения.

Что нам необходимо знать, чтобы написать такую работу? (тип текста, структуру, содержание частей).

Давайте вспомним алгоритм составления текстов разных типов.

  1. Работа над изложением.

Задача этапа: организовать фрагмент исследовательской деятельности учащихся.

1). Первичное обращение к тексту и его анализ.

Послушайте текст.

Ребята решили для белочки сделать столик. Они клали на него корочки хлебца, сухие грибки, орешки. Иногда все это зарывали в глубоком снегу. У белочки хорошее чутье. Она лапками разгребала рыхлый снег и брала съестное.

Как вы думаете, к какому типу тестов можно отнести этот отрывок?

А к какой из структурных частей он относится?

Каких частей не хватает?

 А как вы думаете, о чем можно рассказать в первой части? В третьей? Какова их главная мысль?

 Как можно озаглавить ваши тексты?

2). Вторичное обращение к тексту и его анализ.

Послушайте отрывок еще раз.

А теперь, обратите внимание на мой заголовок. (Гостья)

Сравните, совпали ли ваши предположения  о содержании частей с моим заголовком?

Как вы думаете, какова главная мысль в тексте с моим названием?

Давайте вспомним алгоритм написания текста–повествования.

 Что мы должны осветить в вводной части?

 Как можем озаглавить первую часть?

 Запишите название 1 части в свои тетради.

Давайте подберем опорные слова к первой части.

Где ребята клали гостинцы для белочки? Почему?

Вспомните с уроков окружающего мира, что мы знаем об этом зверьке. Какова главная мысль второй части?

Назовите опорные слова из второй части.

Озаглавьте вторую часть, запишите название.

Вспомним, что должна содержать заключительная часть?

Подбираем опорные слова к третьей части.

Озаглавьте третью часть, зафиксируйте заголовок.

3). Словарно-орфографическая работа.

Задача этапа: развитие орфографической зоркости

 Послушайте отрывок еще раз и скажите, на какие правила встретились слова.

Написание каких слов вызовет у вас затруднение?

  1. Самостоятельная работа.

Задача этапа: самостоятельная исследовательская деятельность уч-ся

Запишите название рассказа.

Сколько в нем должно быть частей?

 Сколько выделите красных строк?

Приступайте к работе.

  1. Проверка задания.

Задача этапа: организовать обсуждение результатов для их корректировки и обобщения.

Кто хочет зачитать свой рассказ?

Проанализируйте содержание услышанного  рассказа.

  1. Итог, рефлексия.

Задача этапа: организовать рефлексию деятельности на уроке.  

Какую работу мы выполнили на уроке?

 Какие знания нам помогли справиться с этой работой?

Что вызвало у вас затруднение?

 Какие новые знания вы «открыли» для себя на уроке?

Актуализировать знания детей об изложении и сочинении

Обобщить знания о тексте, о его структурных частях и их содержании

Организовать наблюдение над содержанием частей текста

Учить применять алгоритм, составлять план текста

Организовать наблюдение над словами (словарно-орфографическая работа)

Упражнять в использовании разных частей речи в  словосочетаниях, предложениях, в точном употреблении глаголов при написании текста

Анализ работ

Выделять границы между тем, что знали и без чего не смогли бы обойтись

Обобщают знания об изложении и сочинении, сравнивают, анализируют

Повторяют то, что знали о тексте, его составных частях и их содержании

Анализируют, составляют высказывания, аргументируют

Опираясь на ранее составленный алгоритм, составляют план

 Рассказа

Анализ текста, выбор «трудных» для написания слов

Составление и запись собственного рассказа

Анализируют и корректируют собственные работы

Анализируют значение  собственных знаний