Программа кружка «Мезенская роспись»

Ромашко Жанна Сергеевна

Программа кружка «Мезенская роспись»

 

Пояснительная записка.

Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально – педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

Таким образом, духовно-нравственное развитие и воспитание дошкольников является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.

Дополнительное образование играет важную роль в развитии, помогает проявить и реализовать себя, как личность; открывает и развивает новые способности детей; заполняет их свободное время. Это позволяет не только обучить основам художественного ремесла, но и способствовать формированию индивидуальности, стиля, творческого кредо молодого творца.

Занятия декоративно-прикладным искусством, несомненно, откроют для многих детей новые пути познания народного творчества, обогатят их внутренний мир, позволят с пользой провести свободное время.

Изучая декоративно-прикладное искусство в кружке, дети соединяют знания технических приемов с художественной фантазией, присущей их детскому воображению, создают не только полезные, но и красивые изделия. Работу детей над созданием изделия, неразрывно связанную с выбором темы, техникой исполнения, сбором материала и выполнением росписи, можно смело назвать творческой.

Эстетическая значимость общения с произведениями народного искусства, с самим процессом изготовления нужных и полезных в жизни вещей, умение создавать их на первых порах гораздо важнее для общего художественного развития ребят, воспитания в них здорового нравственного начала, уважения к труду, познания даже в какой-то мере самого себя, развития художественного вкуса на образцах, не подвластных капризам моды».

Задача руководителя кружка состоит в том, чтобы донести до детей секреты изготовления изделий народного мастера, познакомить их с историей развития того или иного направления художественных промыслов, подарить радость творчества, научить работать. Руководитель кружка должен раскрыть способности воспитанников, помочь им в преодолении трудностей, привить им интерес к народному искусству.

Старший  возрастной период характеризуется появлением достаточно осознанной системы представлений об окружающих людях, о себе, о нравственно-этических нормах, на основе которых строятся взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, близкими и чужими людьми. Самооценка ребенка, оставаясь достаточно оптимистической и высокой, становится все более объективной и самокритичной. Уровень сформированности всех этих личностных проявлений в полной мере зависит от направленности учебного процесса на организацию опыта разнообразной практической деятельности детей (познавательной, трудовой, художественной и пр.).

Основа элементарного графического навыка формируется наряду с речевыми умениями, обогащением и активизацией словаря, становлением и развитием фонематического слуха, а также грамматико-орфографической пропедевтикой.

В итоге на занятиях изобразительным искусством в кружке руководитель должен принимать во внимание сенсорный и эстетический опыт, приобретенный ребенком. Отсюда активное привлечение на занятия декоративной работой природного материала для расширения опыта детей по наблюдению действительности. Руководитель должен уметь сочетать развитие мышления и речи дошкольников с эстетическим познанием и художественным развитием.

Народное искусство - не консервативная, мертвая художественная система, а система, постоянно развивающаяся. Благодаря своей необычной емкости народное искусство интересно не только с точки зрения художественной, но и с точки зрения исторической, этнографической, социологической. Следует особо подчеркнуть научную ценность произведений народного искусства. Значение произведений декоративно-прикладного искусства для формирования художественного вкуса обусловливается еще и тем, что в них специфично преломляются выразительные средства других видов изобразительного искусства -живописи, графики, скульптуры, архитектуры.

Знакомство дошкольников, казалось бы, с обычными художественными предметами должно стать поводом для серьезного разговора о сущности эстетического в искусстве и действительности, о становлении современного стиля и моды, о специфике системы изобразительно-выразительных средств декоративно-прикладного искусства наравне с другими видами искусства.

Ремесло по Мезенской росписи является частью народного искусства, частью фольклора. Не случайно термин «фольклор» трактуется и как народное творчество, и как народная мудрость, и как народные знания, опыт. Народное искусство, как уникальный мир духовных ценностей – это корневая система, питающая древо современной культуры. Чем больше утрачивает современный человек связь с народными корнями и культурой своего народа, тем явственнее становится его духовное обнищание. Не случайно в настоящее время так остро возникла необходимость обращения к народному искусству. Возрождение искусства росписи является неотъемлемой частью знаний по традиционной культуре. При этом развитие творческих способностей у детей, осваивающих этот вид художественной деятельности, должно осуществляться в единстве с формированием духовно-нравственных качеств личности и ценностных ориентаций. Опора на национальное, народное искусство, родное и близкое, позволяет сделать молодое поколение наследниками своей культуры, передать им традиции, мироотношение их предков, вписать в их сознание национальную культуру во всем многообразии и многоцветии.

 

 

 

Цель:

1. Ознакомить с технологией выполнения элементов мезенской росписи.

2. Овладение приемами кистевой росписи и применение их в составлении различных композиций.

3. Систематизировать и углубить знания об истории развития промысла.

4. Привить и воспитать любовь к традициям народного искусства, дать знания по истории декоративного искусства Русского Севера и России в целом.

5. Способствовать развитию познавательной активности с помощью проблемных ситуаций и практической деятельности.

6. Создать условия для развития коммуникативно-творческой, креативного мышления, моторики рук.

7. Содействовать эстетическому воспитанию.

 

Задачи:

Обучающие:

- как можно полнее ознакомить дошкольников с историей возникновения и зарождения росписи в России;

- освоить элементарные приемы рисования кистью;

- получить представления о композиции и уметь составлять собственные;

- уметь применять техники письма в клетке.

Воспитательные:

- воспитать в детях чувство прекрасного, уважения и любви к народным традициям;

- воспитать дошкольников как знающих, помнящих и ценящих наследие предков;

- воспитать чувство гордости за русскую культуру, потребность в общении с прекрасным.

Развивающие:

- развить образное мышление, творческие способности;

- формировать эстетический и художественный вкус;

- содействовать формированию всесторонне развитой личности.

 

Возраст детей: 5 – 6 лет.

Количество детей: 25 детей.

Объем: 18 ч; 2 раза в месяц.

Время проведения: во второй половине дня, продолжительность 20 – 25 минут.

Место проведения: группа.

Формы организации: подгрупповая.

Основные методы: занятия, игры и упражнения.

Минимальное необходимое оборудование: кисти разного размера (колонок); стаканчики для воды; бумага; картон; клей «ПВА»; палитра; карандаши простые; кисти для клея; краски акварельные; краски гуашевые; доски деревянные, ложки, лопатки, эскизы для работы, картинки птиц, лошадей, лосей (олень), рыб, деревьев, солнца, уточек, солярные знаки, символы.

игровые пособия: домино с картинками, лото, домино по разным росписям, собери птицу, мнемотаблицы, картины, прописи.

Перспективное планирование

Месяц

Неделя

Мероприятия

Задачи

Сентябрь

1

 

Занятие 1. Вводное занятие «Беседа, презентация».

 

диагностика

Познакомить детей с народным промыслом Севера, расматреть изделия,развивать художественно – эстетический вкус (в презентации расмотреть нехитрые предметы домашней утвари – сундуки, ковши, короба, прялки).

Октябрь

1

 

 

 

3

Занятие 2. Мезенские прописи.

 

 

Занятие 3. Узоры в прямой клетке

Знакомство с мезенской росписью и освоение простейших элементов росписи – прямых и волнистых линий.

 

Знакомство с простым геометрическим орнаментом.

Ноябрь

1

 

 

3

Занятие 4. Простые элементы.

 

Занятие 5. Узоры в косой клетке

Освоение простых элементов мезенской росписи – спиралек и зигзагов.

 

Освоение традиционных мезенских орнаментов.

Декабрь

1

 

 

3

Занятие 6. Ленточный орнамент

 

Занятие 7. Роспись поставка

Знакомство с ленточным орнаментом.

 

 

Декоративное оформление поставка геометрическим орнаментом.

Январь

1

 

 

3

Занятие 8. Уточки и лебеди

 

Занятие 9. Роспись коробухи (крышка)

Знакомство с декоративным изображением птиц в традиционной мезенской росписи.

 

Декоративное оформление крышки коробухи орнаментом с изображением птиц.

Февраль

1

 

 

 

3

Занятие 10. Цветы и деревья

 

 

Занятие 11. Роспись утицы

Знакомство с декоративным изображением деревьев и цветов в традиционной мезенской росписи.

 

Декоративное оформление утицы узором с мотивом дерева (цветка).

Март

1

 

 

3

Занятие 12. Олени и кони

 

Занятие 13. Последовательность выполнения мотивов «орнамент» и «олень»

Знакомство с декоративным изображением животных в традиционной мезенской росписи.

 

Рссмотреть последовательность выполнения мативов «орнамент» и «олень»

Апрель

1

 

 

3

Занятие 14. Роспись доски

 

Занятие 15. Композиция на подставке «Олень»

Декоративное оформление доски зооморфным орнаментом.

 

Рассмотреть последовательность выполнения композиции на поставке

 

Май

1

 

 

3

Занятие16 «Путешествие в страну мастеров»

Диагностика

 

 

Диагностика:

Диагностика проводится в начале и конце года. Оценка уровней складывается из следующих показателей:

1) Эмоционально- эстетическое развитие.

2) Технические навыки и изобразительные способности.

3) Воображение и способность к творчеству.

Эмоционально-эстетическое развитие ребенка характеризуют следующие показатели:

- уровень эмоциональной отзывчивости на предметы;

- способность вербального оформления своих знаний и впечатлений на предметы народных промыслов.

Уровень технических навыков определяется по тому, как ребенок использует в своей практической деятельности линию, композицию.

Воображение и творческие способности характеризуются наличием творческого воображения и оригинальности, самостоятельности в составлении росписи и эмоциональности в передаче изображаемого.

УРОВНИ ОЦЕНКИ делятся на низкий, средний, достаточный и высокий:

 

Механизм определения уровней:

за каждый показатель низкого уровня- 1 балл; среднего уровня- 2 балла; достаточного уровня- 3 балла; высокого уровня- 4 балла.

 

Результаты:

- низкий уровень – от 7 до 12 баллов;

- средний уровень – 13 до 15 баллов;

- достаточный уровень – от 15 до 21 балла;

- высокий уровень – от 21 до 28 баллов.

 

Характеристика уровней

Параметры

низкий

средний

достаточный

высокий

1.Уровень эмоциональной отзывчивости

 

Проявляет интерес к произведениям, но рассматривает бегло, эмоции не выражены

 

Проявляет интерес к произведениям, но интерес не устойчивый, эмоции выражены слабо.

 

Эмоционально реагирует на общение с произведениями, проявляет устойчивый интерес и радость от общения с ними.

Эмоциональная отзывчивость ярко выражена,

проявляет устойчивый интерес и потребность в общении с прекрасным.

2. Способность вербального оформления своих впечатлений о предметах.

Может высказать свое отношение к увиденному, но рассказ немногословен, не различает виды росписей.

 

Умеет рассказать об увиденном, пользуясь наводящими вопросами и помощью воспитателя, знает некоторые названия элементов.

Подробно и самостоятельно рассказывает об увиденном, замечает отдельные детали, различает разные виды элементов и называет их.

Охотно и с увлечением рассказывает об увиденном, определяет вид росписи, может рассказать об истории промысла.

 

3.Наличие творческого воображения и способность понимания назначения художественной вещи.

Воображение развито слабо, не может правильно назвать предмет, стоящий перед ним.

 

Воображение базируется на увиденном ранее, нет оригинальности в изображаемых рисунках, узоры повторяют друг друга, слабо ориентируется для чего сделана доска и туесок.

Узоры повторяют друг друга, выполняются на достаточно высоком уровне фантазии, стремятся изобразить мелкие элементы узора, понимают для чего предназначено сделанное ими.

Узоры не повторяют друг друга, оригинальные, яркие. Знает назначение художественной вещи, правильно называет вид ремесла, историю возникновения и места (Мезенская роспись).

4. Рисунок

 

Задание выполняет неуверенно, прибегает к помощи взрослого при составлении узора, нарушает пропорции и симметрию рисунка.

 

Работает уверенно по показу, без показа или образца теряется, нарушает пропорции и расположение узора.

 

Легко справляется с элементами, правильно использует освоенные приемы рисования, соблюдает пропорции и расположение узора, использует мелкие детали в узоре (завиток, точки).

 

Составляя узор, использует освоенные приемы, легко справляется с рисованием и составлением узоров, используя мельчайшие детали, хорошо ориентируется в понятиях «мастер, ремесленник, промысел». Легко ориентируется в понятиях, названиях узоров и росписи.

5. Цвет, как средство выразительности узора.

 

 

Различает все цвета, не использует термины «холодные тона, теплые тона». Закрашивает изображение стандартно.

 

Различает все цвета, называет главные «теплые» (Красный) и главные «холодные» (Черный), не пытается использовать цвет как средство выразительности, использует цвета стандартно.

Различает все освоенные тона, выделяет «теплые» и «холодные» тона, использует цвет как средство выразительности узора.

 

Названия всех цветов и термины «холодные тона», «теплые тона» находятся в активном словаре, при рисовании узора стремится к гармонии и использует цвет, как средство выразительности.

6.Самостоятельность в выборе содержания и эмоциональность в передаче узора.

 

 

Содержание выбирает сам, но узор примитивен, эмоциональное отношение не выражено.

Содержание составленного узора слабое, незначительно переданы элементы узора и эмоциональность.

Содержание изображаемого рисунка богато красками, узор ритмичен, выполняются отдельные тонкие детали. Работы эмоционально насыщены.

Обдумывает составление узора с увлечением, самостоятелен, использует разнообразные изобразительные материалы для передачи выразительности и эмоциональности росписи, узоры яркие, сочные, выделяются отдельные тонкие элементы отделки.

7.Использование линии как средства выразительности.

Линия напряжена, с сильным нажимом.

Линия уверенная, нажим ослаблен.

Линия уверенная, нажим варьируется по необходимости, пользуется контурной линией.

Линия уверенная, использует контурную линию, закраска узоров ровная аккуратная.

 

Занятие 1. Вводное занятие «Беседа, презентация».

Цель:

Углубление представлений о народном искусстве, языке, символике декоративно-прикладного искусства.

Задачи:

Познакомить с типовыми приемами рисования элементов мезенской росписи.

Способствовать развитию познавательной активности с помощью проблемных ситуаций и практической деятельности.

Создать условия для развития коммуникативно-творческой способности, креативного мышления, моторики рук.

Содействовать эстетическому воспитанию учащихся.

 

Презентация: «Знакомство с мезенской росписью» 

 

 

Занятие 2. Мезенские прописи

 Цель. Знакомство с мезенской росписью и освоение простейших элементов росписи – прямых и волнистых линий.

 Организация занятия. Перед тем как дети приступят к практическому занятию, необходимо рассказать им о промысле, его истории, географии, показать образцы, выполненные народными мастерами, или их изображения.

 Выполнение задания. Дети стараются воспроизвести представленные образцы. Для облегчения задачи задание дается в квадратных формах.

 

 

Занятие 3. Узоры в прямой клетке

Цель. Знакомство с простым геометрическим орнаментом.

Организация занятия. Геометрический орнамент получил широкое распространение в народном искусстве. Особенно часто его можно встретить у ткачих и вышивальщиц. Основу орнамента составляют ромбы, квадраты, кресты и свастические изображения. Ромбо-точечный орнамент у земледельческих народов является символом плодородия.

Выполнение задания. Дети повторяют предложенные узоры в квадратах.

 

 

Занятие 4. Простые элементы

Цель. Освоение простых элементов мезенской росписи – спиралек и зигзагов.

Организация занятия. Ни одна роспись не обходится без изображения всевозможных зигзагообразных и спиральных форм. Особенно часто они встречаются при изображении мирового дерева, или «древа жизни». Исследователи полагают, что спирали и зигзаги есть не что иное, как изображение змей, всегда присутствующих в подобных сюжетах.

Выполнение задания. Дети выполняют упражнения на повтор представленных на образцах элементов росписи. Все спиралевидные элементы воспроизводятся без отрыва руки.

 

 

 

Занятие 5. Узоры в косой клетке

Цель. Освоение традиционных мезенских орнаментов.

Организация занятия. Рассмотреть с детьми построение орнаментов в косой клетке. Обратить внимание на ритмическое чередование элементов узора.

Выполнение задания. По намеченным линиям дети копируют элементы узора и заполняют ленту до конца страницы.

 

 

Занятие 6. Ленточный орнамент

Цель. Знакомство с ленточным орнаментом.

Организация занятия. Следует обратить внимание детей на то, что при явной простоте геометрического узора он, благодаря различным сочетаниям и изменению масштаба (размера), дает широкий простор для построения разнообразных орнаментов.

Выполнение задания. Дети вначале кистью наносят границу полосы, а затем при помощи пера (или кисти) воспроизводят орнамент черной краской.

 

 

Занятие 7. Роспись поставка

 Цель. Декоративное оформление поставка геометрическим орнаментом.

 Организация занятия. Необходимо заострить внимание детей на том, что орнамента отдельно от предмета, на котором он расположен, не бывает. Расположение и характер орнамента определяются формой вещи. Дети рассматривают в тетради рисунок коробухи, называют элементы геометрического орнамента, из которого построен декор. А начать занятие можно с пояснения хозяйственного предназначения различных предметов крестьянской жизни – поставок, коробух, солонок, туесов и т. п.

 Выполнение задания. Дети самостоятельно составляют геометрический орнамент и расписывают поставок.

 

 

Занятие 8. Уточки и лебеди

 Цель. Знакомство с декоративным изображением птиц в традиционной мезенской росписи.

 Организация занятия. Мотив птицы, приносящей добрую весть или подарок, – широко распространен в народном искусстве. Птицу на вершине дерева часто можно встретить на мезенских берестяных туесах. Птица, пожалуй, самый излюбленный мотив народных мастеров. Кроме того, у северных крестьян в обычае вешать деревянных птиц из щепы в красном углу избы. Это пережиток того же мотива – «птица на дереве», так как с красным углом дома связывали почитаемое дерево.

 Выполнение задания. Дети копируют предложенные варианты изображения птиц. В альбоме показана последовательность исполнения росписи наиболее распространенных образов – уточек и лебедей. Каждое последующее изображение птицы отличается от предыдущего появлением дополнительных деталей.

 

 

 

Занятие 9. Роспись коробухи (крышка)

 Цель. Декоративное оформление крышки коробухи орнаментом с изображением птиц.

 Организация занятия. Дети рассматривают в тетради рисунок, на котором представлен образец росписи на круговой форме. Хорошо, если есть возможность продемонстрировать другие узоры, сделанные на круге.

 Выполнение задания. Дети самостоятельно придумывают (или копируют) и карандашом размечают основные элементы узора на круглой форме. Затем по опорным линиям производят роспись крышки коробухи.

 

 

 

Занятие 10. Цветы и деревья

Цель. Знакомство с декоративным изображением деревьев и цветов в традиционной мезенской росписи.

Организация занятия. Довольно часто встречается на мезенских прялках изображение нескольких деревьев или одиноко стоящего дерева, нередко ели. Особый интерес представляет композиция из трех деревьев: два одинаковых дерева располагаются симметрично по отношению к центральному дереву, выделяющемуся относительно большим размером. О том, что подобный сюжет не случаен на мезенских прялках, свидетельствует факт, что тот же сюжет имеет место в росписи старинной мебели в мезенских домах.

Выполнение задания. Дети копируют предложенные варианты изображения цветов и деревьев.

 

 

 

Занятие 11. Роспись утицы

 Цель. Декоративное оформление утицы узором с мотивом дерева (цветка).

 Организация занятия. Дети рассматривают в тетради рисунок, на котором представлен образец росписи ковша. Хорошо, если есть возможность продемонстрировать другие предметы с изображением цветов и деревьев.

 Выполнение задания. Дети самостоятельно придумывают (или копируют) и карандашом размечают основные элементы узора на ковше другой формы. Затем по опорным линиям производят роспись ковша.

 

 

Занятие 12. Олени и кони

Цель. Знакомство с декоративным изображением животных в традиционной мезенской росписи.

Организация занятия. К числу самых распространенных и любимых образов, чаще всего изображаемых мезенскими мастерами, следует отнести изображение коней и оленей. Кони мезенских росписей в большей мере, чем изображения коней в других крестьянских росписях, отстоят от реального прототипа. Большинство из них имело красно-оранжевую окраску, несвойственную, как известно, лошадям. Туловище черного коня нередко покрывалось сплошным решетчатым узором, еще больше подчеркивающим его необычное происхождение. Противоестественно длинные и тонкие ноги лошадей завершались на концах изображением перьев, подобных тем, которые рисовались у птиц.

 

Часто кони изображались не следующими друг за другом, а противостоящими друг другу. Иногда на вздыбленных лошадях были нарисованы борющиеся друг с другом всадники. О том, что изображаемые на прялках кони неземного происхождения, свидетельствуют также многочисленные солярные знаки, помещенные рисовальщиками над гривами и возле ног коней.

 Выполнение задания. Изображения фигур животных очень схожи между собой. Все отличие оленей от лошадей заключается в том, что вместо гривы у них за спиной такими же черными штрихами рисуются разветвленные рога. Дети копируют предложенное изображение оленя или коня. Каждое последующее изображение животного отличается от предыдущего появлением дополнительных деталей.

 

 

 

Занятие 13. Последовательность выполнения мотивов «орнамент» и «олень»

 

 

 

Занятие 14. Роспись доски

 Цель. Декоративное оформление доски зооморфным орнаментом.

 Организация занятия. Дети рассматривают в тетради рисунок, на котором представлен образец росписи туеса с изображением оленей; кроме того, на последней странице есть рисунок мезенской прялки. Хорошо, если есть возможность показать и другие образцы росписи с изображением животных.

 Выполнение задания. Дети самостоятельно расписывают доску. При необходимости можно предварительно произвести разметку карандашом. Однако было бы очень хорошо завершить данный цикл обучения росписи декорированием реальной разделочной доски, которую можно изготовить в школьных мастерских или же купить на рынке, вернисаже.

 

 

 

Занятие 15. Композиция на подставке «Олень»

 

 

Занятия 16.

«Путешествие в страну мастеров»

 

Цель: Способствовать освоению детьми специфики северного прикладного искусства.

 

Задачи:

1. Обеспечить понимание детьми основных элементов мезенской росписи и истории их возникновения.

2.Создать условия для формирования у детей умения рисовать элементы мезенской росписи кончиком кисти.

3. Содействовать обогащению словаря детей (Палащелье, мезенская, элементы, спираль, штрихи, крест).

4.Способствовать развитию у детей художественного вкуса, умения видеть красоту и своеобразие в изделиях народных мастеров, интереса к декоративному рисованию по мотивам мезенской росписи.

 

Форма: занятие проводится с подгруппой детей 10-12 человек.

 

План занятия:

I. Вводная часть (сюрпризный момент – воспитатель приглашает детей совершить путешествие по карте), ….минут.

II. Основная часть (актуализация и накопление знаний по теме: беседа с детьми, ознакомление детей с элементами мезенской росписи,

вопросы к детям, художественное слово, игровая и изобразительная деятельность), …минут.

III. Заключительная часть (составление общего панно из элементов узора, выполненных детьми, подведение итогов), …минут.

Вопросы и задания:

1. Беседа о деревне Палащелье, её жителях.

2. Рассматривание изображений изделий палащельских мастеров.

3. Исполнение песни «Мы живем на севере».

4. Игра «Назови стихию».

5. Подвижная игра «Четыре стихии».

6. Стихотворение Светланы Ледковой «Мезенской роспись зовется».

7. Игра «Назови элемент».

8. Практическое задание, рисование.

9. Игра «Составь узор».

Ход.

Дети заходят в гостиную, встают полукругом, Перед ними – экран мультимедийного проектора, на экране - изображение карты

Архангельской области.

Воспитатель: Сегодня, дети, я приглашаю вас совершить путешествие по нашей стране, стране мастеров. Мы отправимся с вами в далекую северную деревню Лешуконского района Архангельской области (на карту прикрепляется стрелка, соединяющая Архангельск и Палащелье).

Эта деревня называется Палащелье (попеременно выставляются фотографии деревни), и стоит она на берегу широкой северной реки Мезени среди болот и непроходимых лесов. Трудна была жизнь палащельцев вдали от города. Они занимались земледелием, охотой, рыболовством. Кажется, обычная деревня, но это не совсем так. Жители этой деревни известны во всем мире. Хотите узнать, чем они прославились? (дети высказывают свое мнение).

Давным-давно поселились люди на берегу реки Мезени, они не умели читать и писать, а свои мысли, переживания передавали в рисунках.

Посмотрите, какие красивые изделия у палащельских мастеров. Они расписывали различные деревянные вещи, которыми пользовались повседневно: прялки, короба, посуду, сани, люльки, своими руками они старались рассказать о жизни в деревне, защитить себя и близких от разной нечистой силы.

Но не только трудились палащельцы, но и отдыхали, пели песни, водили хороводы, играли. А давайте посмотрим, какой это небыкновенно  красивый край! (На экране появляются фотографии зимнего пейзажа и северных ягод). Так воспевали поэты свой любимый край:

Мы живем на севере, край у нас суровый,

Здесь морозы лютые и пурга.

Все пути дороги заметают белые холодные снега.

Но когда здесь солнышко бывает,

Не темнеют ночи не на час.

На полянах, на болотах поспевают

Северные ягоды у нас.

И морошка, и брусника, клюква и голубика,

Ежевика, земляника и рябина.

И конечно ягода, сладкая ягода

Ягода малина, ягода малина. (дети садятся на стулья)

Воспитатель: давайте еще раз рассмотрим изделия. Скажите, какие элементы используют мастера в своей работе? (ответы детей: прямые и волнистые линии, треугольники, квадраты, ромбы). Воспитатель: с давних времен, с возникновения промысла, в работах палащельских мастеров сохранились глубокие древние традиции, большое место среди них занимают знаки четырех стихий – воды, воздуха, земли и огня.

Древние люди очень боялись воды (изображение воды и элементов узора – прямой и волнистой линии), которая несла много бед – наводнения, ливни. Они всегда старались защитить себя от ее разрушительной силы, изображали ее на всех своих изделиях; но вода – это не только зло, но и необходимость для всего живого. Какие знаки обозначают воду? (ответы детей).

Воспитатель: следующая стихия – воздух, его движение; для этого рисовали спиральки, множество штрихов (дети рассматривают картинки).

Воспитатель: земля кормила народ, одаривала своим урожаем, знак плодородия земли был на всех работах. Найдите знаки земли (дети находят квадраты, ромбы, прямые линии, растения).

Воспитатель: четвертая стихия – огонь. Скажите, почему люди боялись огня? (ответы детей). Древние люди думали, что огонь – живое существо, которое питается, растет, умирает, а затем вновь рождается, и что огонь – это земное воплощение солнца. Солнце изображали на всех работах. Попробуйте найти знаки огня и солнца (дети находят кресты).

(Воспитатель показывает карточки с элементами стихий).

Воспитатель: запомнили знаки? Тогда давайте поиграем в игру «Четыре стихии», я буду показывать знаки разных стихий, а вы, будете её отгадывать и показывать: если на карточке изображен знак огня, солнца – поднимите руки вверх, земли – нужно сесть, воздуха – покружиться, воды – сделать волнистые движения руками.

Воспитатель: ребята, у палащельской росписи есть и другое название, благодаря которому она известна, дано оно по названию реки Мезень, на которой стоит деревня – это мезенская роспись. Послушайте, какое стихотворение написала Светлана Ледкова. (внимание детей направлено на изделия северных мастеров)

Воспитатель:

Мезенской роспись зовется,

В каждом рисунке добро.

В сердце твоем отзовется

Нежною сказкой оно.

В строчках её можно встретить

Оленей, коней мчащих вдаль.

Лебедя если приметить,

Будет большой урожай.

Росписью той украшают

Из бересты туеса,

Даром своим совершая

Счастья, любви чудеса.

А вы знаете, кто занимался мезенской росписью? (дети рассматривают фотографии мастеров за работой, красную глину и сажу, отвечают)

Воспитатель: Мезенской росписью занимались мужчины холодными зимними вечерами, узор они наносили на деревянную поверхность размоченной щепкой и пером тетерева, поэтому узоры получались угловатые и неровные.

Вспомните, какие цвета используют в своей работе северные мастера? (ответы детей).

Воспитатель: да, вы правы, в работах мастеров всего 2 цвета – красный и черный, так как их легче всего было найти в деревне. Красный – это глина, а черный – сажа, смешанные со смолой лиственницы и разогретые в печи.

Воспитатель: сейчас я предлагаю вам стать мастерами и нарисовать узоры.

Подойдите к столам и рассмотрите полоски, они у всех разные, нарисуйте такие же, обратите внимание, что рисовать надо концом кисти, чтобы линии получались тонкими (дети выполняют задание).

Воспитатель: а я через несколько минут подойду к каждому из вас и вы мне расскажете, какой элемент узора рисуете, и к какой стихии он относится.

Воспитатель: сейчас мы с вами составим узоры из ваших элементов. Я буду рассказывать, а вы подбирать элемент узора (играют в игру «Составь узор»).

Воспитатель: изображение мезенских мастеров всегда делится на 3 части – небесную, наземную и подземную. Элементы узора, отображающие разные стихии могут быть одинаковыми, но в зависимости от того, в каком месте работы они располагаются, такое значение и имеют (выкладываем элементы узора – в определенном порядке сверху вниз, сначала знаки небесные, затем земные и подземные). Вот что у нас получилось. (в центре первого листа крепится плоска с изображением оленя)

Воспитатель: олень – символ дождя. Кто из вас рисовал знаки воды?

В пасмурный, дождливый, ветреный день, между деревьями, по сырой земле, покрытой травой, бежит олень. (в центре второго листа крепится полоска с изображением коня) Конь – символ солнца. В солнечный, ветреный день, по вспаханному и согретому солнцем полю бежит конь.

Посмотрите, какие узоры у нас получились. Как у настоящих мастеров!

Роспись волшебную эту

Можно как книгу читать.

В стройных её силуэтах

Матушку-Русь познавать.

Дети! Вот и подошло к концу наше путешествие в далекую северную

деревню Палащелье. Какая знаменитая роспись там возникла? (ответы

детей).

Технические средства: компьютер, мультимедийный проектор.

Дидактические материалы: презентация к занятию MS PowerPoint; полоски с элементами мезенской росписи и белой бумаги, кисти беличьи № 4, салфетки - на каждого ребенка; гуашь красного и черного цвета; карточки с изображением знаков воды, огня, воздуха, земли.

 

Мезенская (Палащельская) роспись

Мезе́нская роспись по дереву или палащельская роспись – тип росписи домашней утвари – прялок, ковшей, коробов, братин, сложившийся к началу XIX века в низовьях реки Мезень. Самая древняя датированная прялка с мезенской росписью относится к 1815 году, хотя изобразительные мотивы подобной росписи встречаются в рукописных книгах XVIII века, выполненных в мезенском регионе.

 

 

Короб из бересты украшенный мезенской росписью

По стилю мезенскую роспись можно отнести к наиболее архаичным видам росписи, дожившим до XX века. Предметы густо испещрены дробным узором – звёздами, крестиками, чёрточками, выполненным в два цвета: чёрный – сажа и красный – «земляная краска», охра. Основные мотивы геометрического орнамента – солярные диски, ромбы, кресты – напоминают аналогичные элементы трёхгранно-выемчатой резьбы.

Среди орнаментов – фризы со стилизованными схематичными изображениями коней и оленей, которые начинаются и обрываются на границах предмета. Выполненные чёрной и красной красками, фигурки животных словно возникают из геометрического орнамента.

 

 

Композиция мезенской росписи

 

В конце XIX века мезенская роспись сосредоточивается в деревне Палащелье Мезенского (Лешуконского) района Архангельской области, которая как центр росписи по дереву впервые упоминается в начале ХХ в. по подписям на прялках можно выделить семьи палащельских мастеров, что уникально для, как правило, анонимного крестьянского искусства: Аксёновых, Новиковых, Федотовых, Кузьминых, Шишовых – тех, кто работал еще в 1920-е гг., в период угасания промысла.

В середине 1960-х гг. мезенская роспись была возрождена потомками старых палащельских мастеров: Ф. М. Федотовым в деревне Палащелье и С. Ф. и И. С Фатьяновыми в селе Селище. В Архангельске на экспериментальном предприятии «Беломорские узоры» выпускаются сувенирные изделия с традиционной мезенской росписью.

Мезенская роспись писалась сажей и красной глиной, которые растворяли в настое смолы лиственницы. Выполнялась роспись размоченной на конце щепкой (тиской) которой наносили красную краску и пером тетерева или глухаря делали чёрную обводку.

Расписанный предмет покрывали олифой, что предохраняло краску от стирания и придавало изделию золотистый цвет.

Характерной особенностью мезенской росписи является многоярусность. Выделяются три яруса, причем в нижнем и среднем главными фигурами являются кони и олени, в верхнем - птицы. Иногда в среднем ярусе к изображению животных присоединяются фигуры птиц. По всей вероятности, выделенные на прялках ярусы соответствуют трем мирам - подземному, наземному и небесному, широко известным в искусстве многих народов мира.

 

 

Лопасть палащельской прялки

 

На маковках прялки, как правило, изображены «уточки» или «курочки», затем «бердо» - решетка, ряд клеток, названных так по сходству с одноименной принадлежностью ткацкого станка. Далее - ряд «уточек» и снова «бердо» в окружении «уточек». Под ними - ряд оленей и коней. Затем снова геометрический орнамент. В самом низу лопастки вновь появляется конь. И везде - как бы невзначай разбросанные спиральки, черточки, крестики, кружочки, звездочки, точно вихрь от быстрой езды.

 С обратной же стороны лопастки, там, где привязывалась куделя, мастер мог позволить разгуляться своей фантазии - тут сцены охоты, рыбной ловли, катания на санях.

Рядом с изображением часто встречаются подписи с именем автора, заказчика, датой изготовления или ценой прялки.

 

Пример жанровой композиции

 

Знаки первоэлементов – стихии земли, воды, воздуха и огня – занимают очень большое место в мезенских орнаментах: прялки сверху донизу испещрены горизонтальными прямыми и волнистыми линиями, многочисленными штрихами и спиралевидными завитками.

 

 

Элементы мезенской росписи

 

В настоящее время мезенской росписью украшают различные сувениры, мебель, игрушки.

 

Матрешки Шкатулка

 

 

Конь-качалка Табурет

 

Ожидаемые результаты

В процессе работы дети в увлекательной форме практически получают знания народных росписей Российской Федерации, учатся различать их между собой и давать им краткую характеристику, технологии различных видов росписи, составления композиций на разных видах поверхности. Приобретают умения работать с кистью, гуашью. В современных условиях, когда почти утрачен естественный механизм освоения традиции от поколения к поколению, учреждения дополнительного образования детей, используя разнообразные формы обучения и образования, воспитания, призваны помочь в изучении и сохранении, развитии народного искусства. Это поможет осуществить духовное становление учащихся, развить их трудовые навыки и умения.

 

Ребенок должен знать:

- исторические сведения по возникновению и развитию росписи в России;

- основы композиции и цветоведения;

- о художественной ценности произведений народных мастеров.

- оборудования, материалы и инструменты для росписи;

- технологический процесс выполнения различных видов росписи по дереву и керамике;

- организацию рабочего места.

Должен уметь:

- организовать свое рабочее место;

- работать с первоисточниками и литературой;

- различать по внешним признакам (технике, росписи, орнаменту и т.п.) принадлежность изделия к определенному виду промысла;

- выполнять элементарные приемы росписи;

- технологию выполнения цветов в круге акварельными и гуашевыми красками, составление композиции из цветов разного размера, смешивания цветов гуашевых красок;

- придумать и расписать в народных традициях изделие.

Программа составлена от простого к сложному, учитывая многообразную тематику для работы с различными видами росписи. Для получения наилучшего результата необходимо проведение таких занятий как занятие-игра, сказка, путешествие, экскурсии и т.д. Для получения наивысшего результата в работе педагогом разрабатываются методические пособия, в виде технологических карт, которые способствуют ускоренному пониманию учащимися темы. Для реализации программы необходимо иметь: ноутбук, мультимедийную установку, экран, краски, кисти бумагу и т.п.

 

Использованная литература:

 

1.     Величко Н.К. Русская роспись. Техника. Промыслы. Изделия. Энциклопедия. - М.: АСТ-ПРЕСС книга, 2009. – С.224

2.     Возвращение к истокам: народное искусство и детское творчество: Учебно-методическое пособие / Под редакцией Т.Я. Шпикаловой, Г.А. Поворской – М.: ВЛАДОС, - 2000. – 272с.