Консультации для родителей

Кравец Наталья Владимировна

На этой странице собраны материалы для родителей. Читайте, изучайте, применяйте!

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №5» группы общеразвивающей направленности для детей дошкольного возраста

МАСТЕР – КЛАСС ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«Умные игры ли как развить у ребенка  логико – математические способности»

Подготовила воспитатель:

Кравец Н.В.

г. Югорск 2020

МАСТЕР – КЛАСС ДЛЯ РОДТЕЛЕЙ

«Умные игры ли как развить у ребенка  логико – математические способности»

Цель:  осуществление педагогического просвещения родителей по использованию игр с палочками Кюизенера для развития логико – математических способности»

Задачи мастер-класса: - познакомить родителей с играми для развития логико-математических способностей детей;

  • обучить участников мастер-класса методам и приемам использования игр с палочками Кюизенера в домашних условиях
  • реализовать единый подход к обучению и развитию детей в семье и в детском саду
  • развивать интерес к образовательным технологиям, инициативу, желание применять на практике полученные знания
  • вызвать желание к сотрудничеству, взаимопониманию.

Ход мастер-класса:

Вводная часть.

Здравствуйте, уважаемые родители! Я очень рада приветствовать Вас  на моем мастер – классе, название которого: «Умные игры ли как развить у ребенка  логико – математические способности»

Работать мы сегодня будем под девизом древней китайской пословици: «Я слышу - и забываю, я вижу - и я запоминаю, я делаю - и я понимаю».

Дошкольное детство – это период интеллектуального развития всех психических процессов, которые обеспечивают ребенку возможность ознакомления с окружающей действительностью.

Одной из наиболее актуальных и важных задач детского сада является подготовка детей к школе. Учителя хотели бы видеть своих будущих учеников не столько с количественным запасом знаний и умений, сколько детьми любознательными, умеющими наблюдать, последовательно и доказательно мыслить, догадываться и проявлять умственное напряжение, склонными к творчеству, экспериментированию, активной поисковой и познавательной деятельности. Одним из средств осуществления данной преемственности, обеспечивающей готовность к школьному обучению, является развитие начал логического мышления.

Для развития логического мышления  дошкольников в процессе формирования элементарных математических представлений эффективно используются дидактические игры. Ведь для  детей  игра – ведущая деятельность. Игры логического содержания помогают воспитывать у детей познавательный интерес, способствовать к исследовательскому и творческому поиску, желание и умение учиться. Дидактические игры как один из наиболее естественных видов деятельности детей и способствует становлению и развитию интеллектуальных и творческих проявлений, самовыражению и самостоятельности. На занятиях по формированию элементарных математических представлений включаются игры с логическим содержанием, в них моделируются логические конструкции, а в процессе игры решаются задачи, которые способствуют ускорению формирования и развития у дошкольников простейших логических структур мышления.

Развитие логического мышления у детей средствами дидактических игр имеет важное значение для успешности последующего школьного обучения, для правильного формирования личности школьника и в дальнейшем обучении помогут успешно овладеть основами математики и информатики.

Сегодня представляю Вам дидактический материал, предложенный математиком из Бельгии Джорджом Кюизенером, известен по всему миру, так как очень эффективен в качестве предматематической подготовки к школе. 

Цветные палочки Х. Кюизенераявляются многофункциональным математическим пособием, которое позволяет “через руки” ребенка формировать понятие числовой последовательности, состава числа, отношений «больше – меньше»«право – лево»«между»«длиннее»«выше» и мн. др.

Набор способствует развитию воображения, познавательной активности, мелкой моторики, наглядно-действенного мышления, внимания, пространственного ориентирования, восприятия, комбинаторных и конструкторских способностей. Состоит из пластмассовых призм 10 различных цветов и длины.

Палочки Кюизенера – это счетные палочки, которые еще называют «числа в цвете», цветными палочками, цветными числами.(слайд 2)

( слайд 3) Выбор цвета преследует цель облегчить использование комплекта. Палочки 2, 4, 8 образуют «красную семью»; 3,6,9 "синюю семью". «Семейство» желтых составляют палочки  5 и 10.
Подбор палочек в одно «семейство» (класс) происходит неслучайно, а связан с определенным соотношением их по величине. Например, в «семейство красных» входят числа кратные двум, «семейство синих» состоит из чисел, кратных трем; числа, кратные пяти, обозначены оттенками желтого цвета. Кубик белого цвета «семейство белых» целое число, раз закладывается по длине любой палочки, а число 7 обозначено черным цветом, образует отдельное «семейство».В каждом из наборов действует правило: чем больше длина палочки, тем больше значение того числа, которое она выражает. Цвета, в которые окрашены палочки, зависят от числовых соотношений, определяемых простыми числами первого десятка натурального ряда чисел.

Каждая палочка - это число, выраженное цветом и величиной.

Для успешной работы с цветными палочками Кюизенера необходимо выполнять некоторые рекомендации:

развивать инициативность;

поощрять все усилия ребёнка и само его стремление узнать новое;

мотивировать самостоятельность ребенка при выборе решения;

избегать отрицательных оценок результатов деятельности ребёнка;

сравнивать результаты работы ребёнка только с его же собственными достижениями.

С целью развития активности ребёнка рекомендуется организовывать разнообразные виды деятельности:

совместные с ребёнком индивидуальные игры и упражнения;

свободные игры;

развивающие мини-ситуации;

занятия.

При организации и проведения логико-математических игр с цветными палочками Х. Кюизенера придерживаются следующего алгоритма:

1. Создание предметно-игровой обстановки в соответствии с сюжетной линией предстоящей игры.

2. Создание игровой или проблемной ситуации (завязка)

3. Развитие сюжета, в процессе которого дети становятся активными участниками игры

4. Подведение итогов (содержательный или эмоциональный)

При работе с дидактическим пособием «Цветные палочки Х. Кюизенера» необходимо соблюдать некоторые рекомендации:

В образовательной деятельности: прежде чем научить детей решать логические задачи необходимо проводить с ними подготовительные упражнения. Это могут быть задания на выкладывание различных геометрических фигур из счетных палочек. 

Обязательно с ребенком нужно проводить анализ построенных фигур по следующему плану:

сравните и скажите, чем отличаются и чем похожи фигуры;

докажите, что фигура составлена правильно.

С накоплением детьми опыта игровых действий с палочками возрастает роль взрослого в развитии числовых представлений. Дети осваивают умение соотносить цвет и число и наоборот. Для этого в каждой игре-упражнении у детей закрепляются названия цветов и числовое обозначение. Например, «Покажи палочку 3, какого она цвета?»«Найди розовую палочку, какое число она обозначает?». Когда дети хорошо освоят цвета палочек и числа, которые они обозначают им можно предложить построить числовую лесенку от любого числа. Следующий этап – освоение отношения чисел. Например «Между какими двумя ступеньками находится пятая ступенька?». Постепенно дети начинают понимать, что каждое следующее число больше предыдущего на единицу.

Показ презентации с вариантами игр с палочками Кюизенера для развития логико – математических способностей дошкольников.

(Слайд 4)Игры для детей младшего и среднего дошкольного возраста

1) Игра « Группировка по цвету»

Цель: восприятие и группировка палочек по цвету.

  • Выложи палочки на столе, перемешай их. Покажи по очереди красную, синюю, оранжевую, голубую, розовую палочки.
  • Возьми в правую руку столько палочек, сколько сможешь удержать, назови цвет каждой палочки.
  • Отбери палочки одинакового цвета и построй из них забор, дом для куклы, дорожку и т. д.

Игры на закрепление длины (младший и средний возраст)

  • Возьми одну палочку в правую руку, а другую в левую. Какие они по длине? Приложи палочки друг к другу (наложи их друг на друга). Подровняй их с одной стороны. Какого цвета длинная (короткая)палочка? Или палочки одинаковы по длине?И.т.д

          (Слайд  5)Свойства и отношения

Игра «Помоги зайчикам добраться до домика!» и др.

Цель: Учить детей самостоятельно выкладывать изображениев соответствии с заданием; развивать навыки сравнения величин по ширине; развивать умение анализировать, выделять главное.

(Слайд 6)

2)Игра «Придумай картинку

Цель: придумывать и составлять сюжетную картинку из  палочек, называть ее и сочинить рассказ.

Условие: Палочки нельзя перемешивать по цвету.

(Слайд 7)

3)Игра: « Какой палочки не хватает»

Цель:запомнить палочки по цвету и назвать недостающую.

Усложнение: Увеличить количество палочек вдвое.(Слайд 8)

(Слайд 9)

Образование числа

5) Игра« Заменяем палочки»

 Цель: понимать, как образовывается любое число первого десятка, запомнить числовое значение палочек.

Описание: выложить на стол любое количество белых  палочек в плотный ряд. Заменить свой ряд белых палочек  одной подходящей по длине палочкой.

(Слайд 10) 6) Игра « Сколько пассажиров в поезде»

 Цель: понимать, как образовывается любое число первого десятка, запомнить числовое значение палочек.Ход игры: Сколько пассажиров перевезет поезд?  Пассажиры – это белые палочки.

(Слайд 11)  7)Игра «Чудесный мешочек»

Цель: запомнить и назвать числовое значение палочек.

Описание: в чудесный мешочек складываются все  палочки кроме белых.

(Слайд 12)  Число – показатель количества

Цифра – показатель числа

8) Игра: «Сколько предметов»

Ход игры: Ведущий просит посчитать  количество предметов или объектов и

не называя число, показать палочку. Например: сколько пальцев на руке?

(Слайд 13)9)Игра: «Строим поезд»

Цель: соотносить цифру и число, находить палочку  соответствующего цвета.

Описание: взрослый кладет в ряд любые цифры, дети составляют поезд.

Уважаемые коллеги, постройте поезд по этим числам: 2 6 8 7

(Слайд 14) Сравните с образцов, у вас так получилось?

(Слайд 15)Моделирование числового ряда

Цель: запомнить место в числовом ряду, осваивать его  моделирование

Варианты числового ряда, лесенки вертикальные, горизонтальные, симметричные.

(Слайд 16)Варианты числового ряда

Рассматриваем горизонтальную лесенку.

С 1 до 10 и с 10 до 1

Как расположены  числа, по возрастанию или убыванию?

(Слайд 17)Числа расположены через один –  лесенки из четных и  нечетных чисел.

(Слайд 18) Лесенка.Описание: с заведенной ошибкой.

(Слайд 19)Построить вертикальную лесенку и обозначить числовое значение каждой палочки цифрой.

(Слайд 20) Состав числа 10 из меньших чисел

10) Игры: «Коврик»

Цель: Осваивать состав числа 10.

Описание:Выложить от оранжевой палочки так, чтобы получилась длинная дорожка.
Палочки могут повторяться, а полоски нет.

(Слайд 21)Игры: «Коврик»

Цель: Осваивать состав числа 3.

(Слайд 22) Варианты ковриков.

Описание: из палочек  определенного цвета; из палочек определенного класса; состав любого числа.

(Слайд 23)

11) Игры: «Составь гирлянды»

Цель: понимать пространственные характеристики, осваивать расположение

предметов в пространстве относительно друг друга

Описание: из двух палочек, красной и желтой выложить гирлянду и расположить так,  чтобы красная была справа от желтой.

(Слайд 24) Составьте гирлянду.Описание: из четырех палочек, бордовая, розовая, фиолетовая, голубая. Их  надо расположить так, чтобы бордовая была справа от фиолетовой, голубая –  слева от фиолетовой, розовая между фиолетовой и бордовой.

(Слайд 25) Сравните с образцом.

(Слайд 26)

12) Игра: «Подготовим вольер для животных»

Цель: понимать пространственные характеристики, осваивать расположение  предметов в пространстве относительно друг друга

Описание:в нашем зоопарке появились новые животные – жираф и бегемот.

Какие вольеры надо построить для жирафа и бегемота?

(Слайд 27)Использование палочки как условной меры

13)Игра: « Какой длины  карандаш?»

Цель: измерять длину  карандаша с помощью  разных мерок, понимать,  что количество мерок зависит от их размеров.

(Слайд 28) Составление геометрических фигур.

Цель: закрепление знаний о геометрических фигурах.

Условие: используем палочки только одного цвета

(Слайд 29)Цель: решать задачи на составление треугольников разного размера

Описание: какого цвета будет самый большой треугольник,

какого цвета будет самый маленький  треугольник?

(Слайд 30) Игра: «Составляем сериационный ряд из квадратов»

(Сериационный ряд – совокупность предметов, упорядоченных по заданному признаку, могут раскладываться, как  в порядке возрастания, так и убывания).

(Слайд 31) Игра: «Составление фигур по схеме»

Усложнение: по уменьшенной схеме – 5-7 лет. В этом возрасте можно составлять предметные силуэты, цифры, буквы.

(Слайд 32)Усложнение: Использование только числового значения палочек.

Очень полезная игра для старших и подготовительных групп, дети учатся анализировать, сравнивать. Закрепляют числовое значение палочек

(Слайд 33)Игра: «Составление фигур по схеме»

(Слайд 34)Игра « Зашифрованная картинка»  
Описание: Использование числового значения палочек и  направление

(Слайд 34) Игра: «Объемное конструирование»Условие: используем палочки только определенных  цветов.

Методика Кюизенера – универсальна, она не вступает в противоречие ни с одной из существующих методик, а наоборот, удачно их дополняет. Палочки Кюизенера просты, понятны и воспринимаются детям в качестве игрового материала, а не как скучное заучивание чисел.

Игры с палочками Кюизенера способствуют всестороннему развитию ребёнка, а именно: развитию умственных и творческих способностей, познавательного интереса, речи, воображения, памяти, восприятия, коммуникабельности, формирует нравственно-волевые качества, является одним из эффективных средств подготовки детей к школе.

А сейчас прошу дать оценку моему мастер- классу, кому понравился покажите желтую палочку, а кто считает информацию не интересной черную палочку.



Предварительный просмотр:

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №5» группы общеразвивающей направленности для детей дошкольного возраста

МАСТЕР – КЛАСС ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«Дидактические игры для развития речи  детей раннего возраста с элементами системы М. Монтессори».

Подготовила воспитатель:

Кравец Н.В.

г. Югорск 2021 год

МАСТЕР – КЛАСС ДЛЯ РОДТЕЛЕЙ

«Дидактические игры для развития речи  детей раннего возраста с элементами системы М. Монтессори».

Цель:  осуществление педагогического просвещения родителей по использованию дидактических игр для развития речи  детей раннего возраста

Задачи мастер-класса: - познакомить родителей с играми для развития речи детей раннего возраста;

  • обучить участников мастер-класса методам и приемам использования игрв домашних условиях
  • реализовать единый подход к обучению и развитию детей в семье и в детском саду
  • вызвать желание к сотрудничеству, взаимопониманию.

Ход мастер-класса:

Вводная часть.

Слайд 1

Здравствуйте, уважаемые родители! Я очень рада приветствовать Вас  на моем мастер – классе, название которого: «Дидактические игры для развития речи  детей раннего возраста с элементами системы М. Монтессори».

Актуальность темы:

Проблема многих детей, пришедших из дома в детский сад, - это не достаточно развитая речь или ее отсутствие. Ранний возраст обладает огромными возможностями для формирования основ будущей взрослой личности, особенно ее интеллектуального развития. В это время происходит такое интенсивное развитие мозга, которого не будет ни в один из последующих периодов жизни.Главное и важнейшее приобретение раннего возраста - это речь.Ведь самой природой в ребёнка заложена программа на освоение речи, но кроме того, ребёнок до 6 лет обладает природными дарами, которые делают усвоение речи непринуждённым и лёгким. Дары эти в Монтессори-педагогике известны под названием впитывающий ум и сензитивный период развития языка. Впитывающий ум, в свою очередь, делает процесс усвоения речи непринуждённым и лёгким. Ребёнок просто впитывает всё то, что слышит вокруг себя, сначала в пассивный словарный запас, а потом и в активный.

Слайд 2

Сензитивный период — это период в жизни ребенка, когда он учится чему-либо очень легко, овладевает навыками без особых усилий, делает все с удовольствием и интересом. Сензитивные периоды длятся определенное, довольно короткое, время и проходят безвозвратно

Если же в это время малышу не было уделено достаточного внимания, то в дальнейшем потребуется масса усилий, чтобы наверстать упущенное.

Речь не является функцией органов артикуляции это, прежде всего результат согласованной деятельности как речевых, так и неречевых областей головного мозга. Она не может формироваться изолированно от мышления, памяти, внимания и восприятия и зависит от уровня их развития.

Сегодня вопросы развития речи у детей раннего возраста очень актуальны, так как развитие речи является одной из важнейших задач воспитания детей. Благодаря речи малыш познает окружающий мир, накапливает знания, расширяет круг представлений о предметах. При помощи речи высказывает свои потребности, вызывает свои чувства и переживания. Наша задача – помочь детям развивать речь. Речь можно развивать различными способами: устная форма, мелкая моторика, а также при помощи игры.

Для обучения через игру и созданы дидактические игры.

Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения играющих детей. Взрослый одновременно является и учителем и участником игры. Он и учит и играет, а дети, играя, учатся. Таким образом, дидактические игры по развитию речи как форма обучения детей содержит два начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное). Наша с вами задача заключается в том, чтобы вызвать у детей интерес к игре, подобрать такие варианты игры, где дети смогли бы непринужденно и  активно обогатить свой словарь.

Слайд 3

Значение дидактических игр в речевом развитии детей раннего возраста

Развивают  умственную активность

Активизируют психические процессы: восприятие, внимание, память, мышление,

Способствуют развитию творческих способностей,

Игры развивают речь детей: пополняется и активизируется словарь,

Игры способствуют формированию правильного звукопроизношения

Слайд 4

Развивают связную речь,

Расширяют  знания детей об окружающем мире,

 Развивают коммуникативные навыки,

Создают условия для речевого развития детей раннего возраста.

В своей работе я использую как традиционные дидактические  игры, так и с элементами и вариациями  Монтессори-материала.

Слайд 5

Существует три вида дидактических игр:

  • Игры с предметами
  • Настольно-печатные
  • Словесные игры

Подробнее рассмотрим разные виды дидактических игр для развития речи  детей:

Слайд 6

Игры с предметами

В них используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различия предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством.

Игры с материалами из сферы практической жизни,  учат детей навыкам самообслуживания, терпению, умению доводить начатое дело до конца.

Помимо этого, активно работают кисти, пальчики рук, что, как известно, стимулирует работу мозговых центров, отвечающих за мышление, память, речь.

 Игры с крупами:

Слайд 7

1)Сортировка круп - Игры с крупами не только развивают мелкую моторику, но и помогают совершенствовать сенсорное познание предметов и веществ, развивает чувственное восприятие, эффективно стимулируют работу мозга и умственное развитие ребенка. И, наконец, это просто весело. Можно предложить ребенку на ощупь определить и достать только горох или только фасоль.

Слайд 8

2) Фасолевые или гороховые ванны — в миску или коробку нужно насыпать фасоль или горох,  или все вместе, бросить туда мелкие игрушки и размешать. Ребенок запускает руки и выискивает игрушки. Цель игры: активизация тактильного восприятия и различение предметов; развитие мелкой моторики пальцев рук; игра тонизирует речевые отделы головного мозга, обогащает сенсорный опыт ребёнка. Происходит массаж и  снятие психоэмоционального напряжения.

Слайд 9

3)Рисование по манной крупе. Податливость крупы, муки, песка провоцирует желание создать из него миниатюру реального мира. Для детей это не только отличное развлечение, но и способ узнать о мире и его свойствах больше. Созданная ребенком картина из этих сыпучих материалов является творческим продуктом. Основной акцент делается на творческом самовыражении ребенка, благодаря которому на бессознательно-символическом уровне происходит выход внутреннего напряжения и поиск путей развития, развивается чувственное восприятие, фантазия и воображение.

Слайд 10

4) Упражнения с колючим массажным мячиком, шишками

Отличные пальчиковые массажеры. Катайте их между ладонями 3-4 минуты в день.

Колобок в руке  катаю,

Взад-вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку,

Будто я сметаю крошку.

И сожму его немножко,

Как сжимает лапу кошка.

Колобочек разожму

И другой рукой начну.

А теперь последний трюк:

Мяч летает между рук.

Слайд 11

5)Игры на застегивание - расстегивание пуговиц, молний, разнообразные шнуровки.

Все предложенные игры способствуют развитию мелкой моторики, тактильного восприятия, координации движений обеих рук, глазомера, концентрации внимания, усидчивости.

Слайд 12

6)Игры с прищепками

Можно использовать игры с прищепками для развития у детей творческого воображения, логического мышления, закрепления цвета, счёта. Чтобы игра была интересной для ребёнка, можно прикреплять прищепки по тематике (лучики к солнцу, иголки у елочки и т д). Для этого нужно, соответственно, сделать заготовки.

Слайд 13

7)Игры с крышечками. Помимо развития мелкой моторики, дети учится согласовывать движения рук с текстом, слышать рифму, ударение, делить слова на слоги; развивать слуховое и зрительное восприятие; способствовать развитию внимания, памяти, речи детей. Происходит речевое подражание, песенка комара, лошадка, стук молоточка и т д.

Слайд 14

8)Игры с колокольчиками –  развивают слуховое восприятие, создают условия для развития речевой активности детей, способствуют общению детей друг с другом и воспитателем посредством использования колокольчика в качестве наглядного материала, формировать умение отвечать на вопросы,  обогащать словарь детей существительными, обозначающими названия игрушек (колокольчик), глаголами, обозначающими действия, противоположные по значению (звонит - молчит).

Игра«Тихо - громко» учить детей слышать и различать громкое и тихое звучание. Координировать свои движения, добиваясь тихого или громкого звучания.Колокольчики помогают познакомить детей  с понятиями:Высоко –низко, Далеко –близко, быстро-медленно.

Слайд 15

Настольно-печатные игры:

Используется как наглядное пособие, направленное на развитие зрительной памяти и внимания

         Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании:
подбор картинок по парам, по одному признаку (классификация), запоминание состава, количества и расположения картинок, составление разрезных картинок и кубиков.Эти игры развивают чувства цвета, величины, формы. (Игры на развитие сенсорных способностей).Способствуют развитию внимания, мышления и речи.

Слайд 16

1)Рамки –вкладыши. Дети  раннего возраста с большим удовольствием любят играть с рамками-вкладышами.Эти настольные игры впервые придумала Мария Монтессори. Игры из серии «Рамки-вкладыши» позволяют детям не только заниматься любимым делом, но и узнавать много нового и интересного, тренировать мелкую мускулатуру рук.

Такие игры учат основам классификации и логике (лиса, волк, медведь, заяц – дикие животные, корова,поросенок,собака, овца - домашние животные).Обучают понятиям, связанным с формой (шарик круглый, овальный, треугольный и т. д.) Знакомят и закрепляют цвета. Ориентации на плоскости (необходимо вставить определенный вид животного в подходящую для этого рамку).

 Различать предметы по силуэтам.Развивают мелкую моторику рук, сенсомоторную координацию

Любознательность и познавательный интерес. Обогащают словарный запас. Расширяют представление детей о явлениях и предметах окружающего мира

Слайд 17

2) Досочки Сегена - талантливый французский психолог, врач и педагог 19 века, Эдуард Сеген, он же предшественник М. Монтессори, изобрел методику исследования умственного развития детей.

При помощи специальных тренировочных упражнений, эта методика приводила все функции организма в активное состояние. Что позволяло еще не говорящим детям размышлять, проявлять точность движений и принимать осознанные решения самостоятельно!. Эта уникальная система развития ребенка со временем претерпела многочисленные видоизменения. Мария Монтессори для своих занятий позаимствовала всем известные в наше время рамки-вкладыши, которые широко используются для развития мелкой моторики, речи, мышления, внимания и памяти.

Слайд 18

3) Разрезные  - картинки и кубики – развивают  умение из отдельных частей(2-4 частей) составлять целый предмет. Способствуют развитию внимания, мышления и речи.

Слайд 19

4) «Чей хвостик?»-помогает детям  закрепить знания по темам "Дикие и домашние животные", создать условия для активизации словаря ребенка по данным темам, закрепить умение образовывать притяжательные прилагательные, развивать способность анализировать, закреплять умение различать и называть животных, развитие мелкой моторики рук.

5) «Кто что ест?»-закрепление первичных представлений о том, какую пищу употребляют домашние и дикие животные, расширение кругозора посредством анализа терминов «дикое животное», «домашнее животное», «что оно ест»; пополнение личного словаря терминами, касающимися животного мира; развитие речевых навыков, культуры общения, способности логически мыслить и высказываться;

Слайд 20

Словесные игры:

Словесные игры построены на словах и действиях играющих. Такие игры служат средством развития памяти, внимания, связной диалогической речи, умения и желания выражать свои мысли. Воспитание правильного звукопроизношения, уточнение, закрепление и активизацию словаря.

1) Пальчиковые и логоритмические игры с самомассажем, пальчиковая гимнастика, эти игры не только положительно воздействует на речевые функции, но и на здоровье ребенка. Физиологией установлено, что уровень развития речи зависит от степени сформированности мелкой моторики. Если движения развиты, то и речь будет в норме.Пальчиковые игрысопровождаемые речью, превращаются в своеобразные маленькие спектакли, увлекают малышей и приносят им радость.Благодаря таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные и эмоциональные впечатления, у него формируется концентрация внимания и выдержка. Стихи привлекают внимание малышей и легко запоминаются.Музыкальное сопровождение игр способствует эстетическому развитию, а с тексты и сюжеты песен стимулируют фантазию и творческое мышление. Выполняя движения и жесты, дети начинают глубже чувствовать, понимать и запоминать музыку, у них развиваетсявнимание, память, чувство ритма.

Слайд 21

2) Дыхательные упражнения - развитие речевого дыхания, силы голоса, тренировка мышц губ.

  •  «Подуем на снежинку»- Вырезать из салфетки тонкую и легкую снежинку. Положить на ладонь ребенку. Ребенок дует, чтобы снежинка слетела с ладони.
  • «Бабочка летает»-Сделать совместно с ребенком бабочку из тонкой бумаги (обертка от конфет, салфетка и т.д.). Привязать нитку. Ребенок держит за ниточку и дует на бабочку.
  • «Плывет, плывет кораблик»- Налить в тазик или ванну воду положить кораблик и предложить ребенку подуть на кораблик.

Слайд 22

3)Артикуляционная гимнастика - развитие артикуляционного аппарата.

Упражнение «Заборчик».

Зубы ровно мы смыкаем

И заборчик получаем,

А сейчас раздвинем губы –

Посчитаем наши зубы.

«Вкусные» игры -Облизываем губки – варенье, мед.

Высовываем язычок – возьми ягодку/ конфетку, и убираем в рот на язычке ягодку/конфетку

4)Игры с различными звуками: цокаем как лошадка, сопим как ёжик, чмокаем – целуемся

5)Звукоподражание с повторами — полезно делать в разных темпах:

Как машина гудит? Би-би-би!
Как коровка мычит? Му-му-му!
Как барабанчик стучит? Та-та-та!
Как мама песенку поет? Ля-ля-ля!
Как курочка зерно клюет? Клю-клю-клю!
Как дудочка дудит? Ду-ду-ду!

Слайд 23

6)«Пальчиковые шаги» — это увлекательные задания, которые не только готовят руку ребенка к письму, но также развивают его память, внимание, зрительно- пространственное восприятие, воображение, наблюдательность, что, в свою очередь, способствует развитию речи.

Первый этап: знакомство с ритмом стишка или приговорки, сопровождающей упражнение. Ребенок учится слышать и показывать ритм речевого сопровождения. Это важно не только в работе с «шагами». Это умение является необходимым для полноценного речевого развития в дошкольном возрасте и в дальнейшем при обучении в школе. Сначала ребенок может отхлопать или отстучать ритм стихотворения, затем «прошагать» указательным и средним пальчиками этот ритм по столу.

Например, в стихотворении «Домовенок Кузя» на каждую

строчку приходится три хлопка («шага»):

Домовенок Кузя - 3 хлопка (3 пальчиковых «шага» по дорожке)

Ищет новый дом - 3 хлопка (3 пальчиковых «шага» по дорожке)

Хочет быть хозяином - 3 хлопка (3 пальчиковых «шага» по дорожке)

Поселиться в нём -  3 хлопка (3 пальчиковых «шага» по дорожке)

Второй этап: знакомство с дорожками, по которым ребенок будет «шагать» пальчиками. Перед началом работы малыш может просто проводить пальчиками по дорожкам. Когда ребенок будет готов «прошагать» дорожку с речевым сопровождением, начинайте работу с самого легкого варианта — «шаги» указательным и средним пальцами. Усложение задания на этом этапе состоит в том, что постепенно вводятся остальные пальчики руки.

Слайд 24

7) Мнемотехника - актуальность использования мнемотехники  обусловлена тем, что как раз в этом раннем возрасте у детей преобладает зрительно-образная память. Чаще всего запоминание происходит непроизвольно, просто потому, что какой-то предмет или явление попали в поле зрения ребенка. Мнемотехника — в переводе с греческого - «искусство запоминания» совокупность приемов и методов, направленных на тренировку памяти, речи, которые помогают быстрее запомнить информацию путем образования ассоциаций.

В раннем возрасте используют мнемоквадрат – это отдельная карточка — изображение с закодированной информацией. Рисунок в квадрате обозначает, либо одно слово, либо словосочетание, либо простое предложение. Это может быть как предмет, так и действие.

Первое знакомство с мнемотехникой у ребенка происходит в первые дни посещения детского сада. Для того чтобы запомнить где его шкаф, полотенце и кровать, на них наклеивается картинка, например, «Солнышко». И теперь ребенок знает, что вещи, на которых есть «Солнышко» - это его вещи.                                                                                Работу надо начинать с мнемоквадратами- понятными изображениями, которые обозначают одно слово (лиса, белка, елка, лягушка, цыпленок, солнышко).                           Затем задание усложняется. По наводящим вопросам дети дают характеристику той или иной картинке. Получается словосочетание или простое предложение. (Лиса рыжая, хитрая.Маленький желтый цыпленок или Слоник большой, а цыпленок маленький и т. д.)       8)«Ролевая игра» - Этот вид детской деятельности только ещё формируется. Например, игра в телефон, когда ребёнок, используя игрушечный аппарат, может звонить маме, папе. Такая игра стимулирует речевое развитие ребёнка, формирует уверенность в себе, повышает функцию общения. Поощряйте склонность детей к подражанию – это развивает внимательность к деталям, осознание прямого и переносного смысла слов.

Слайд 25

9) «Волшебный мешочек» -развивать у ребенка понимание речи, расширять его пассивный словарь. Приготовьте мешочек из яркой ткани и небольшие игрушки

Покажите ребенку мешочек и скажите, что он не простой, а волшебный: сейчас из него появятся разные игрушки. Вынимайте из мешочка игрушку, например, лисичку, называйте ее, а затем передавайте малышу.

— Доставая из мешочка следующую игрушку, например, тарелочку, назовите и ее. Так одну за другой достаньте из волшебного мешочка 3–4 игрушки, назовите их и отдайте ребенку для рассматривания.

Когда малыш рассмотрит все игрушки, попросите его убрать игрушки в мешочек. Вы называете, что убрать, а ребенок кладет их по очереди в волшебный мешочек.

Усложнение игры

Игра: «Чудесный мешочек» - Определять на ощупь форму (круглая, квадратная), Активизировать в речи прилагательные: круглый, квадратный. Оборудование: мешочек, шары, кубики. Ход игры: Рассмотреть с ребенком шарики, кубики, обговорить форму предметов, спрятать их в мешочек. Предлагается ребенку на ощупь определить форму предмета, назвать ее, достать предмет и проверить.

Слайд 26

10) И в заключении своего мастер –класс хотела поделиться методикой  Трёхступенчатого урок (занятии) по методу М.Монтессори.

В качестве основного языкового материала для детей младшего возраста, особенно самых маленьких, используются  предметы, знакомые ребёнку из его ежедневной жизни: фрукты, овощи, орехи, предметы одежды, посуда и кухонные принадлежности, предметы для ухода за собой и тому подобное.

Далее, для тех вещей и предметов, которые невозможно принести в образовательную среду, используются уменьшенные модели. С помощью уменьшенных моделей ребёнок знакомится с названиями животных, насекомых, птиц, видов транспорта и тому подобное.

Работа с карточками проводится аналогичным образом и позволяет расширять словарный запас за рамки ежедневных предметов и уменьшенных моделей. То, что мы не можем принести в среду в виде реальных объектов или моделей, мы привносим через карточки с реалистичными изображениями

Первая  ступень - педагог берёт один предмет, рассматривает, называет его и передаёт ребёнку. Пока ребёнок исследует предмет, педагог повторяет название предмета ещё несколько раз. Эти действия повторяются с другими предметами или карточками

Выполнение действий с реальными предметами или карточками, в сопровождении с многократным повторением педагогом их названия, позволяет ребёнку легко запомнить новые слова. Это могут быть названия животных, геометрические фигуры или знакомство с цветом.

На второй ступени педагог предлагает выполнять названные действия с предметами: Например «положи слона сюда», «дай мне лошадь», «прикоснись к жирафу» и прочее, тем самым закрепляя в памяти ребёнка связь предметов с их названиями, а также позволяя ребёнку несколько раз услышать чёткое произношение слова. Такая работа проходит с энтузиазмом, в игривой форме и доставляет массу удовольствия детям.

Эта ступень самая важная, так как на ней происходит обучение! Она самая длительная.

Пока педагог не поймет, что ребенок понял и усвоил знания, он не может перейти к третьей ступени.

Третья ступень – проверка переданных знаний, их усвоения.

На этой ступени новые термины и понятия переходят из пассивного словаря в активный. Чтобы способствовать этому, педагог указывает на предмет и задает вопрос: «Что это?» или «Какой это?».

В зависимости от возраста и развития речи, ребёнок может повторять слова за педагогом, а может и не повторять. При этом педагог не призывает ребёнка к повторению за собой, а просто сам многократно повторяет слово, доверяя, что впитывающий ум ребёнка усваивает новые слова в пассивный словарь. Но даже если первоначально они идут в его пассивный словарь педагог  понимает, что однажды ребёнок самостоятельно станет использовать эти слова в своей речи. Важный момент - педагог не дает ребенку этот тест, пока не будет уверен, что он справится.

Трехступенчатый урок проводится, как правило, с не более чем тремя новыми предметами или понятиями.

Слайд 27

В заключении хотелось бы подчеркнуть, что развитие детей напрямую зависит от родителей. Насколько заинтересован взрослый в своем ребенке, настолько ребенок будет его радовать своими успехами.

Поэтому уделяйте больше внимания своим детям, замечайте все их интересы и особенности, тогда ребенок будет расти и радовать вас!

Слайд 28 Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №5» группы общеразвивающей направленности для детей дошкольного возраста

Мастер - класс  для родителей

«Пальчиковые игры - это развитая речь и здоровый ребенок»

 

Консультацию подготовила:

воспитатель высшая кв. категории Кравец Н.В.

г. Югорск 2019 год

Мастер - класс  для родителей

Пальчиковые игры - это развитая речь и здоровый ребенок

Сайд  2

Дошкольное детство, очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые семь лет. Но они имеют огромное значение. В этот период развитие идет как никогда бурно и стремительно. Особенно совершенствуется мелкая моторика кисти руки ребенка. Движение пальцев и кистей рук имеет особое, развивающее воздействие.Ученые на  основе обследования детей отмечают такую закономерность: если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы. Следовательно, пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Они способны улучшить произношение многих звуков. Чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребенок говорит.

Слайд  3

Историческая справка:

Еще во II веке до нашей эры в Китае было известно о влиянии действий руками на развитие головного мозга человека. Древние китайцы утверждали, что упражнения с участием рук и пальцев гармонизируют тело и разум, положительно влияют на деятельность мозга. Японская акупунктура — еще одно тому подтверждение. На кистях рук расположено множество рефлекторных точек, от которых идут импульсы в центральную нервную систему. Но не только восточные мудрецы, но и отечественные физиологи подтверждают связь развития рук с развитием мозга. В.М. Бехтерев в своих работах доказал, что простые движения рук помогают снять умственную усталость, улучшают произношение многих звуков, развивают речь ребенка. А известный педагог В.А Сухомлинский утверждал, что «ум ребенка находится на кончике пальцев». У нас  в России с малолетства учили детей играть в «Ладушки», «Сороку - белобоку».

Слайд 4

Массируя определенные точки, можно воздействовать на внутренние органы, которые с этими точками связаны. Так, массаж большого пальца повышает активность головного мозга. Указательный палец связан с желудком, средний — с кишечником. Массаж безымянного пальца положительно сказывается на работе печени и почек, а мизинца — на работе сердца.

Слайд 5

В своей педагогической деятельности делаю акценты на использование упражнений по тренировке пальцев, которые являются средством стимуляции коры головного мозга, что в свою очередь способствует развитию мышления,переключению внимания, улучшение координации, что напрямую воздействует на умственное развитие ребенка. Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. И как следствие возникает благоприятное эмоциональное состояние ребёнка, положительно сказывающееся на общем здоровье дошкольника.

Кроме того, пальчиковые игры помогают налаживать коммуникативные отношения на уровне соприкосновения, эмоционального переживания, контакта «глаза в глаза».

Слайд 6

В рифмованных пальчиковых играх содержание стихотворения изображается с помощью движения рук и пальцев. Такие забавы очень увлекательны. Они способствуют развитию творческой активности, воображения. Благодаря таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные и эмоциональные впечатления, у него формируется концентрация внимания и выдержка. Стихи привлекают внимание малышей и легко запоминаются.Музыкальное сопровождение игр способствует эстетическому развитию, а с тексты и сюжеты песен стимулируют фантазию и творческое мышление. Выполняя движения и жесты, дети начинают глубже чувствовать, понимать и запоминать музыку, у них развиваетсявнимание, память, чувство ритма. Пальчиковые игры, сопровождаемые речью, превращаются в своеобразные маленькие спектакли. Они увлекают малышей и приносят им радость. Необходимо, чтобы любая пальчиковая игра проходила весело, чтобы дети могли представить себя, например, в роле маленькой хрюшки, или веселой серенькой мышкой и т. д. Не стоит забывать, что все дети — фантазеры. Они легко перевоплощаются и свободно принимают все условности театрального действа. На основе своих собственных, еще небогатых, познаний о жизни малыши начинают судить о достоинствах и недостатках героев маленьких стихотворений, и это доставляет им удовольствие.

Если дети с помощью воспитателя уже в младшем дошкольном возрасте научатся веселиться, обретут бодрость, хороший настрой, это обязательно усилит их способность получать удовольствие от жизни в будущем. Состояние веселья пробуждает чувство радости от общения с другими ребятами, способствует укреплению здоровья и лучшему духовному развитию.

Слайд 7

Рассмотрим разные  варианты пальчиковых игр:

У самых разных народов пальчиковые игры были распространены издавна. В Китае распространены упражнения с каменными и металлическими шарами. Регулярные занятия с ними улучшают память, деятельность сердечно - сосудистой и пищеварительной систем, устраняют эмоциональное напряжение, развивают координацию движений, силу и ловкость рук, поддерживают жизненный тонус. А в Японии широко используются упражнения для ладоней и пальцев с грецкими орехами: у нас можно предложить

Слайд 8

Упражнение  «Карандаш»

Прекрасное воздействие оказывает перекатывание междуладоням шестигранного карандаша на развитие подвижности и гибкости рук:

Ребёнок зажимает карандаш большим и указательным пальцами правой руки и покачивает карандашом, как маятник у часов; затем указательным и средним пальцами и т.д. То же самое проделывают левой рукой.

Слайд 9

Игры с бисером или бусинами — нанизывание на нитку, леску, перебирание пальцами бусин.

Слайд 10

 Игры с мозаикой и мелким конструктором

Слайд 11

Фасолевые или гороховые ванны — в миску или коробку нужно насыпать фасоль или горох,  или все вместе, бросить туда мелкие игрушки и размешать. Ребенок запускает руки и выискивает игрушки. Эффекты: массаж, развитие координации пальцев, снятие психоэмоционального напряжения.

Слайд 12

Игры с крупами: перебирать в разные ёмкости перемешанные горох и фасоль  и более мелкие крупы; пересыпать и перемешивать крупы, растирать в руках.

Игры с крупами не только развивают мелкую моторику, но и помогают совершенствовать сенсорное познание предметов и веществ, развивает чувственное восприятие, эффективно стимулируют работу мозга и умственное развитие ребенка. И, наконец, это просто весело. Можно предложить ребенку на ощупь определить и достать только горох или только фасоль. Можно выложить узор из круп, чередуя по цвету и форме.

Слайд 13

Рисование по муке, манной крупе. Податливость крупы, муки, песка провоцирует желание создать из него миниатюру реального мира. Для детей это не только отличное развлечение, но и способ узнать о мире и его свойствах больше. Созданная ребенком картина из этих сыпучих материалов является творческим продуктом. Основной акцент делается на творческом самовыражении ребенка, благодаря которому на бессознательно-символическом уровне происходит выход внутреннего напряжения и поиск путей развития, развивается чувственное восприятие, фантазия и воображение.

Слайд 14

Лепка из разных материалов (солёное тесто, пластилин, глина, обычное тесто). Кроме очевидного творческого самовыражения, ребенок также развивает гибкость и подвижность пальцев и способствует улучшению речи.

Слайд 15

Упражнения с колючим массажным мячиком, шишками        

Отличные пальчиковые массажеры. Катайте их между ладонями 3-4 минуты в день.

Слайд 16

Я мячом круги катаю,

Взад-вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку,

Будто я сметаю крошку.

И сожму его немножко,

Как сжимает лапу кошка.

Каждым пальцем мяч прижму

И другой рукой начну.

А теперь последний трюк:

Мяч летает между рук.

Слайд 17-18

Су –Джок терапия

Приемами Су-Джок являются массаж кистей специальными шариками и эластичными кольцами. Формы работы с Су-Джок – самые разнообразные. Прежде всего, это различные пальчиковые упражнения как шариком Су-Джок, так и с эластичным кольцом.

Упражнения с использованием Су-Джок обогащают знания ребенка о собственном теле, развивают тактильную чувствительность, мелкую моторику пальцев рук, опосредованно стимулируют речевые области в коре головного мозга, а так же способствуют общему укреплению организма и повышению потенциального энергетического уровня ребенка.

Слайд 19

Стимуляция  специальными шариками

Пальчиковая игра «Ёжик»

Ёжик, ёжик, хитрый ёж,

на клубочек ты похож.

(дети катают массажёр между ладонями)

На спине иголки

(массажные движения большого пальца)

очень-очень колкие.

(массажные движения указательного пальца)

Хоть и ростом ёжик мал,

(массажные движения среднего пальца)

нам колючки показал,

(массажные движения безымянного пальца)

А колючки тоже

(массажные движения мизинца)

на ежа похожи.

(дети катают шарик между ладонями)

Слайд 20

Стимуляция эластичными  кольцами

Массаж пальцев эластичным кольцом(поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики)

Этот пальчик в лес пошёл,

Этот пальчик гриб нашёл,

Этот пальчик чистить стал,

Этот пальчик жарить стал,

 Этот пальчик все съел,

Оттого и потолстел.

Слайд 21

Игры со счетными палочками

Сложи картинку по образцу.

Самостоятельно из заданного количества палочек выложи букву.

Предлагаемые упражнения развивают не только ручную умелость, ловкость, координацию, но и внимание, воображение, мышление, сообразительность; позволяют закрепить представления о геометрических фигурах, помочь детям овладеть конструктивными навыками и познакомить их с понятием «симметрия»

Слайд 22

Счетные палочки Кюизенера являются многофункциональным математическим пособием.

Дети, с помощью  палочек  могут создать любую картинку и фигурку. С помощью них они осваивают математические алгоритмы и учатся решать легкие задачки. Ведь палочки Кюизенера представляют собой множество, которое способно создавать математические ситуации. Занятия с палочками Кюизенера ускоряют процесс интеллектуально-творческого развития, тренируют память и развивают мелкую моторику пальцев. Нужно добавить, что цветными палочками с успехом пользуются даже педагоги в начальных классах.

Слайд 23

Пазлы – красочные картинки разовьют внимательность, сообразительность, координирование работы глаз и кистей и нужную нам мелкую моторику.

Слайд 24

Игры с прищепками

Можно использовать игры с прищепками для развития у детей творческого воображения, логического мышления, закрепления цвета, счёта. Чтобы игра была интересной для ребёнка, можно прикреплять прищепки по тематике (лучики к солнцу, иголки у елочки и т д). Для этого нужно, соответственно, сделать заготовки.

Слайд 25

Можно усложнить игру чередовать прищепки 2,3, 4 цветов.

Слайд  26

Игры с крышечками

Помимо развития мелкой моторики, дети учится согласовывать движения рук с текстом, слышать рифму, ударение, делить слова на слоги; развивать слуховое и зрительное восприятие; способствовать развитию внимания, памяти, речи детей. Происходит речевое подражание, песенка комара, лошадка, стук молоточка и т д.

Слайд 27

Подготовка руки к письму.

(Дорожки,  Выполнение узора, прописи. Штриховка в разных направлениях. Работа с трафаретами. Дорисуй картинку. Контур предмета (обведи рисунок, соедини по точкам))

Овладеть навыками письма,  мелкая моторика, глазомер. Ребенок учится проводить

параллельные, горизонтальные и наклонные линии.

Слайд 28

«Пальчиковые шаги» — это увлекательные задания, которые развивают мелкую моторику и координацию движений кистей и пальцев рук, упражнения не только готовят руку ребенка к письму, но также развивают его память, внимание, зрительно-пространственное восприятие, воображение, наблюдательность, что  в свою очередь, способствует развитию речи.

Слайд 29

Начинают упражнения с «шагов» указательным и средним пальцами. Далее «шагать» остальными пальчиками в следующей последовательности: указательный и средний пальчики; указательный и безымянный пальчики; указательный палец и мизинец; большой палец и мизинец; большой и указательный пальчики; большой и средний пальчики; большой и безымянный пальчики; средний и безымянный пальчики; средний палец и мизинец; безымянный палец и мизинец.

Слайд 30

Кинезиологические упражнения

Кинезиология – наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. С помощью таких упражнений компенсируется работа левого полушария. Их выполнение требует от ребенка внимания, сосредоточенности.

 «Колечко»— поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д.

Слайд 31

«Кулак - ребро – ладонь» — последовательно менять три положения: сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, ладонь на плоскости стола (сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе).

Слайд 32

«Змейка»

     Скрестите руки ладонями друг к другу, сцепите пальцы в замок, выверните руки к себе. Двигайте пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и четко. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы рук.

"Симметричные рисунки" – рисовать лучше в воздухе обеими руками зеркально отражая  рисунки (начинать лучше с круглого предмета: яблоко, арбуз и т.д.).

"Горизонтальная восьмерка" - нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости цифру восемь три раза – сначала одной рукой, потом другой, затем обеими руками.

Слайд 33

Скручивание лент, плетение косичек -Развивает мелкую моторику и координацию движений

Слайд 34

Театр в руке

Позволяет повысить общий тонус, развивает внимание и память, снимает психоэмоциональное напряжение.

"Бабочка" — сжать пальцы в кулак и поочередно выпрямлять мизинец, безымянный и средний пальцы, а большой и указательный соединить в кольцо. Выпрямленными пальцами делать быстрые движения ("трепетание пальцев").

"Сказка" - детям предлагается разыграть сказку, в которой каждый палец какой-либо персонаж.

"Рыбки" - кисти правой и левой рук изображают плавные движения рыб. "Сначала они плавали порознь, а потом решили, что вместе веселее".

Слайд 35

 Итак, подытожим: Тренировка движений пальцев рук является важнейшим фактором:

стимулирующим речевое развитие ребенка,

способствующим улучшению артикуляционной моторики,

подготовке кисти руки к письму

и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга.

Слайд 36, 37

Играйте со своими детьми в  пальчиковые игры, они  приносят хорошее настроение, положительные эмоции, смех и радость всегда помогают нам быть здоровыми. Не забывайте искренне улыбаться глазами и наполнять сердце своё радостью. Это защитит вас и ваших детей от многих  болезней.

Подготовила воспитатель группы № 10

Кравец Наталья Владимировна



Предварительный просмотр:

         

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 5»

дошкольные группы общеразвивающей направленности

C:\Users\user\Pictures\ФОТО цветы 2017\P1090270.JPG

«Ранняя профориентация детей

в дошкольном образовании»

консультация для родителей

г. Югорск – 2019г.

Профориентация детей дошкольного возраста – это новое направление в педагогике и психологии. Ознакомление с трудом взрослых и с окружающим миром происходит уже в младшем дошкольном возрасте, когда дети через сказки, общение с взрослыми и средства массовой информации узнают о разных профессиях. В зависимости от способностей, психологических особенностей темперамента и характера, от воспитания ребенка и привития ему ценности труда у детей формируется система знаний о профессиях, интересы и отношение к определенным видам деятельности.

В детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий. Эти элементарные знания помогают детям расширить свои познания о работе родителей, бабушек и дедушек, поближе познакомиться с рабочим местом мамы и папы, узнать, что именно выполняют они на работе.

Сейчас так много различных профессий, что можно растеряться при их выборе. Развитие отраслей науки и техники способствует появлению новых видов деятельности и вносит свои коррективы в уже сложившиеся специальности.

В каком возрасте ребенок может выбрать для себя кем стать? Обычно вопрос о профессиональном самоопределении начинает возникать только в старших классах в связи с необходимостью выбрать ребенку сферу дальнейшего образования. Однако к этому его можно готовить уже с детского сада.

К выбору своей будущей профессии, нужно серьезно готовить ребенка. Ему необходимо знать, кем работают его родители или работали бабушки и дедушки, познакомить со спецификой различных профессий, требованиями, которые они предъявляют к человеку, а также интересоваться, кем он хочет стать, когда вырастет. Чем больше ребенок впитает информации и чем более разнообразна и богата она будет, тем легче ему будет сделать в будущем свой решающий выбор, который определит его жизнь. У человека все закладывается с детства и профессиональная направленность в том числе. Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, по мнению родителей (потому что, к примеру, многие в роду работают в этой сфере), а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем. Необходимо развить у него веру в свои силы, путем поддержки его начинаний будь то в творчестве, спорте, технике и т.д. Чем больше разных умений и навыков приобретет ребенок в детстве, тем лучше он будет знать, и оценивать свои возможности в более старшем возрасте.

Что родители могут рассказать ребенку  о выборе профессии

        Очень важно не отказываться от роли советчика. Родитель может выступить как эксперт и поделиться той информацией, которой он владеет: рассказать, что представляет собой та или иная профессия, где можно встретить такую работу, какие ограничения она накладывает. Следует представить эту информацию в нейтральной форме, чтобы ребенок сделал выводы самостоятельно, например: «А мне нравится быть врачом, потому что врач помогает излечиться от болезни». Особенно ценно для детей, если взрослые рассказывают картинки из своего детства, делятся переживаниями. Подобные рассказы о профессии, как правило, производят на детей большое впечатление .

        Не стоит родителям ограничиваться рассказами и разговорами – предложите родителям совершить экскурсию в магазин, на станцию по ремонту машин и т.д. с целью общения сотрудников с ребенком, даже сводить его на работу. Опыт подобного общения может оставить неизгладимое впечатление у ребенка на выбор его профессии.

        Ситуация выбора профессии в некотором смысле похожа на игру в рулетку: можно поставить на одно – единственное поле, но вероятность выигрыша в этом случае очень мала. А если сделать несколько ставок, то эта вероятность возрастает во много раз. Хорошо если выбор у ребенка будет постоянно меняться. Как правило, сами дети об этом варианте не задумываются, и задача педагогов, родителей – поставить перед ними вопрос: что они будут делать, когда вырастут? Следует детям давать фантазировать: «Давай представим, кем ты будешь».

        Как показывает практика, огромную роль в выборе будущей профессии играет семья, хотя сами дети этого могут и не осознавать. Зачастую они ориентируются на профессии родственников. Всем нам известно примеры трудовых династий, когда несколько поколений одной семьи работают по одной специальности, и случаи, когда кто-то становится «врачом, как мама» или «шофером, как папа». С одной стороны, семейная традиция  может ограничивать вероятный выбор. Ребенок как бы идет по инерции, не пытаясь понять, насколько профессия родителей действительно соответствует его собственным интересам и склонностям.  С другой стороны, он очень хорошо представляет данную профессию и отдает себе отчет в том, какие качества для нее требуются. Например, дети врачей прекрасно знают, что медицинская профессия подразумевает срочные вызовы и работу по ночам, а также просьбы о помощи со стороны знакомых и соседей, а дети учителей – что необходимо готовиться к урокам и проверять тетради. Таким образом, если ребенку нравится профессия родителей, важно обсуждать с ним его предпочтение выбора в данной ситуации.

Как семья влияет на отношение к работе

       Семья – это то пространство, где формируется отношение к работе, к профессиональной деятельности. У каждого из нас, взрослых, есть свое представление  о работе, которое мы, порой сами того не ведая, передаем ребенку. Если родители относятся к работе как к значимой части собственной жизни, рассматривают ее как средство самореализации и самовыражения, то ребенок с раннего детства усваивает, что удовлетворенность жизнью напрямую связана с работой, и наоборот.

Выбор профессии: на всю жизнь или на время? 

       Важно понимать, что выбор, который ребенок делает сейчас, не окончателен. Никто не знает, как изменится наша жизнь через 10 лет, какова будет ситуация на рынке труда. Возможно, что профессии, которые в настоящее время оплачиваются достаточно высоко, совсем не будут таковыми, и наоборот. Многие из нас по разным причинам меняют профессию в течение жизни. Некоторые люди всю жизнь остаются верными избранной профессии, другие пробуют себя в разных областях профессиональной деятельности. Ни тот, ни другой путь не является единственно правильным, и невозможно предсказать, по какому пойдут наши дети. Тот выбор, который они делают на данном этапе, отражает их нынешние интересы и потребности. Возможно, выбранная профессия всегда будет им интересна, а может, через некоторое время их предпочтения изменяется. В любом случае остается возможность что – то переиграть или начать заново. И это говорит не о том, что выбор профессии был сделан неудачно, а, напротив, о стремлении человека наиболее полно реализовать свои возможности в профессиональной деятельности.

          И, наконец, самое главное для наших детей, в каком бы возрасте они не были – это ощущение поддержки со стороны взрослого. Для детей важно, что они не одни, что рядом находится взрослый, который поможет, подскажет. Это ощущение придает уверенность в своих силах и побуждает к достижениям уже в будущем.

        И самое главное, как показывает практика, главный совет для родителей – не откладывать эту работу на будущее. Чем раньше человек начинает действовать, тем выше в последствие его цена и конкурентоспособность на рынке труда

Помогите ребенку сделать правильный выбор!