Классное руководство

Дмитренко Ирина Анатольевна

методические материалы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_dmitrenko_i._a._pomnim_gordimsya_nasleduem.docx24.25 КБ
Файл ris.docx18.79 КБ
Файл 03_dekabrya.docx36.67 КБ

Предварительный просмотр:

Помним. Гордимся. Наследуем.

Форма классного часа: урок-газета

Цель: воспитание чувства патриотизма у молодого поколения на  примерах Великой Отечественной  войны.

Задачи:

  • Расширять и углублять знания обучающихся о  военных действиях, о чрезвычайных условиях жизни; формировать знания о массовом героизме и самоотверженности советского народа во имя спасения родины и его вкладе в победу;
  • Формировать навыки работы по систематизации и анализу литературы, продолжать работу над развитием логического и критического мышления, монологической речи, коммуникативных и творческих способностей;
  • Воспитывать чувство толерантности, ответственности.

Методы обучения:

  • по источнику знаний – демонстративно - иллюстративный;
  • по характеру познавательной деятельности – частично - поисковый, исследовательский;
  • по дидактической цели - изучение нового материала.

Оборудование:

  1. Мультимедиа, экран
  2.  Презентация (составленная в ходе совместной работы с обучающимися);
  3. Выставка книг, плакатов, рисунков о ВОВ;
  4. Песни военных лет, фонограммы;
  5. 4 ватмана, клей, ножницы

Ход классного часа

         1. Вступительное слово учителя: С каждым годом мы всё дальше и дальше уходим от трагичных страниц нашей истории – от событий  Великой Отечественной войны.  Но время не властно предать их забвению, выветрить из народной памяти. Мы не забыли тяжкие военные испытания, безмерную цену, заплаченную за Победу, величие подвига нашего народа, разгромившего наилучшим образом организованную германскую военную машину, поработившую всю континентальную Европу. И наш урок мы посвящаем героям той войны. В течение урока мы создадим  фронтовую газету, а вы будете военными корреспондентами.

1 группа - 1 страница – Календарь памятных дат

Звучит фонограмма «Обращение к советскому народу 22 июня 1941 года».

Учитель. Война - это 1725 разрушенных и сожженных городов и посёлков,

свыше 70 тысяч сёл и деревень в нашей стране.

Война - это 32 тысячи взорванных заводов и фабрик,

65 тысяч километров железнодорожных путей.

 Война - это 900 дней и ночей блокадного Ленинграда.

Это 125 граммов хлеба в сутки.

Это тонны бомб и снарядов, падающих на мирных людей.
Война - это
20 часов у станка в день.

Это урожай, выросший на солёной от пота земле. Это кровавые мозоли на ладонях таких же девчонок и мальчишек, как ты.

Война… От Бреста до Москвы - 1000 км, от Москвы до Берлина – 1600 км. Итого: 2600 км - это если считать по - прямой.

Кажется мало, правда? Самолётом примерно 4 часа, а вот перебежками и по-пластунски - 4 года- 1418 дней.

- (расположить в хронологической последовательности  события ВОВ, подобрать материал, характеризующий данное событие).

22 июня 1941 года,

10 июля – 10 сентября 1941,

8 сентября 1941 – 27 января 1944                        

30 сентября – 5-6 декабря 1941,

30 октября 1941 – 4 июля 1942,

17 июля 1942 – 2 февраля 1943,

5 июля – 23 августа 1943,

6 июня 1944,

16 апреля – 1 мая 1945,

8-9 мая 1945 года,

После рассказа карточка наклеивается на 1 лист ватмана на доске.

2 группа - 2 страница – Поколение XXI века о великих героях

Учитель.  За этими датами, событиями стоят люди, чьи судьбы перечеркнула война. Для многих это была священная война – война за своё Отечество, за свой родной дом.

Звучит фонограмма песни «Священная война»

- представление проекта «Они сражались за Родину», выполненный в форме презентации Power Point.

Отдельные распечатки выкладываются на  2 лист ватмана.

Учитель. Они не считали себя героями, сверхчеловеками. Это были обыкновенные люди со своими слабостями, страхами. У поэтессы-фронтовички Юлии Друниной есть такие строчки:

Я только раз бывала в рукопашной.

Раз наяву и тысячу во сне.

Кто говорит, что на войне не страшно –

Тот ничего не знает о войне.

   И нужно было через крайнее напряжение сил – физических и моральных – преодолеть этот страх смерти. И каждый солдат совершил этот незаметный, но поистине великий подвиг.

3 группа - 3 страница - Труженики тыла – фронту

  Учитель. Героизм проявился не только на фронтах Великой Отечественной войны, но и в тылу.

Учащиеся рассказывают о тружениках тыла по презентации.

Отдельные распечатки выкладываются на 3 лист ватмана.

4 группа - 4 страница - Фронтовые будни

Учитель. Письма на фронт придавали бойцам мужества, уверенности. Это была ниточка, которая связывала накрепко их с домом.

Звучит фонограмма песни «В Землянке».

Работа с письмами с фронта.

– прочесть письма, определить – откуда писались письма, каково настроение солдат.

Отдельные письма процетировать на 4 листе ватмана.

Слово учителя

       Рассмотрев несколько аспектов Великой Отечественной войны и взглянув еще раз на нашу газету, мы можем ответить на вопросы:

  • Что  помогло людям выстоять в той страшной изнурительной войне?
  • Насколько закономерна наша победа?
  • Возможно, ли вообще победить нашу страну?

        Ответить на эти вопросы – значит определить итоги и значение Победы, благодаря которой была уничтожена сила, претендовавшая на мировое господство, и завоевано мирное будущее  для нас.

(Ответы учащихся)

Звучит фонограмма речи Г.К.Жукова на Параде Победы 24 июня 1945 года.

         Во время учебы в школе вы будете изучать эту войну с разных сторон, на разных уроках.

         К сожалению, историю часто «переделывают» в угоду тем или иным людям. Вы вырастете, и у вас сложится свое мнение об этой войне. Но неизменным для вас должно остаться одно – подвиг, мужество, героизм людей подарившим нам жизнь.

          Хранить память о той войне – наша историческая миссия, долг перед павшими, ныне живущими и будущими  поколениями.

Помним. Гордимся. Наследуем.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 20

Всекубанский классный час

для учащихся 5 – 9 классов

«Помним. Гордимся. Наследуем»

Классный руководитель

5 «а» класса

МБОУСОШ № 20

Дмитренко И. А.

п. Нефтегорск

2015



Предварительный просмотр:

Единый Всекубанский классный час "Миллион тон кубанского риса"

Цель:– формирование гражданской позиции и воспитание патриотизма современного школьника.

Задачи:

  1. создать психолого-педагогические условия для воспитания патриотизма и гражданственности современного школьника;
  2. формировать у обучающегося уважение к традициям своего народа; приобщение к базовым ценностям культуры труда народов Кубани через обращение к примерам современников;
  3. развивать познавательные компетентности обучающихся.

Оборудование: мультимедийная установка, ноутбук, презентация

Ход классного часа.

Добрый день ребята!

Тема нашего классного часа " Один миллион тонн кубанского риса". Мы с вами живем на Кубани. Это наша малая Родина. Отсюда для нас начинается необъятная наша Отчизна. Здесь мы родились, выросли и живем. Именно здесь возникает первое восприятие Родины. Ребята, а вы знаете, почему наш край называют житницей России? Молодцы! Правильно! Наш край дает стране10% валового объема зерна, треть заготовок томатов,40% плодов и ягод, половину винограда, свыше 70% риса. Мы живем с вами в благодатном крае, в крае белого золота. Что это значит?

Есть желтое золото, черное золото, а у нас белое золото. Это рис!

Российский рис возделывается в Краснодарском и Приморском краях,

республиках Адыгея, Дагестан, Калмыкия, Чечня, в Астраханской и

Ростовской областях, но 84, 5 % риса выращивается у нас на Кубани.

Видеосюжет «Миллион тонн риса»… https://www.youtube.com/watch?v=AzcL2VnXhwI

Рис — культура тропиков. Зона возделывания его в Российской Федерации

— самая северная из всех территорий распространения. Условия

выращивания риса у нас стрессовые, прежде всего из-за колебаний

температуры. К тому же рис на Кубани выращивается на землях, которые

были заболочены и засолены. Это значит, что сорта, возделываемые в таких

условиях, имеют высокий генетический потенциал. Поэтому они

представляют большой интерес для зарубежных ученых, которые с успехом

используют их в селекционных процессах. Сама природа поработала над

формированием наиболее ценных хозяйственно-биологических признаков у

российских сортов риса.

У истоков рисосеяния в Краснодарском крае стоял не кто иной, как

легендарный герой Гражданской войны Дмитрий Жлоба, комдив Стальной

дивизии. Что такое рис и как его растят - тогда в стране толком и не знали,

крупу эту завозили, покупали за границей втридорога. Вряд ли руководство

СССР, назначая в 1929 году начальником “Плав-строя” "железного комкора",

ожидало каких-то глобальных, стремительных перемен.

Уже в том же 1931 году о великом осушении кубанских плавней, о масштабном строительстве ирригационных систем

заговорила вся страна. А ведь первые системы строились вручную: на сотнях

гектарах затопленных низин и болот выжигались камыш, в степях - рогоз и

куга, корчевались деревья. Первые орудия труда - лопата и конная тележка -

грабарка. Неистовый, словно в очередной сабельной атаке, Жлоба рвет и

мечет - вручную плавни не поднять! - и вот уже первая партия американских

экскаваторов прибывает на “Плавстрой”. Инженеров-гидростроителей,

видных агрономов ищет по всей стране - собирает "поштучно" лучшие умы.

В 1931 году под рисом было занято уже 1400 гектаров, с каждого из

которых взяли по 19 центнеров зерна риса. Это был прорыв, это была победа!

Динамика объемов производства в рисоводства Краснодарского края в последние годы устойчиво положительная. Это следствие перехода рисоводческих хозяйств к интенсивному земледелию с использованием последних достижений науки и техники, в том числе возделывания интенсивных сортов риса кубанской селекции, использования агрохимикатов нового поколения, обновление машинотракторного парка энергоемкой высокопроизводительной техникой. Увеличение объема производства зерна риса в 2016 году (план 1024 тыс. тонн) было реализовано так же за счет расширения площади сева риса с 134,3 тыс. га в 2015 году до 136,2 тыс. га и достижения высокой урожайности не ниже 75 ц/га.

Кубанский рисоводческий комплекс по-прежнему крупнейший в стране.

Кубанский рис по цене существенно дешевле европейского, по качеству —

значительно лучше азиатского, а по оценке потребителей — гораздо вкуснее

и того, и другого.

ВНИИ риса.

5 сентября 2016 года Всероссийскому НИИ риса исполнилось 85 лет!

Усилиями ученых и специалистов института разработана интенсивная

технология возделывания риса на базе инженерных рисовых систем, не

имеющих аналогов в мировом производстве, и позволяющая полностью

механизировать основные технологические процессы, а также широко

применять экологически безопасные средства и способы защиты посевов с

обязательным учетом современных требований охраны окружающей среды.

Лаборатория качества риса.

Здесь вы видете

рисовые снопы, мини-аппараты для шелушения и шлифовки риса;

Видесюжеты о процессе посева, удобрения, уборки риса на рисовых чеках кубани.

https://www.youtube.com/watch?v=mA2pETbvog8

https://www.youtube.com/watch?v=CkKqdAZEaLE

https://www.youtube.com/watch?v=VfIuYd0ha44

https://www.youtube.com/watch?v=-qYSyucoaQM

https://www.youtube.com/watch?v=4UtaqPq719k

А сейчас послушаем стихотворение этого же автора, посвященное рисоводам Кубани. Читают дети.

Слово к рисоводам Кубани.

Набирая в ладонь горстку риса,

Мы любуемся спелым зерном.

Будет долго оно светиться

Ваших рук и сердец теплом!

Каждый сорт - многотрудья годы!

Каждый сорт - смелой мысли взлет!

И на радость и счастье людям

Дарит труд свой святой рисовод!

Пожелаем же тем, кто всей жизни

Ради новых побед не щадит,

Лета долгого,

Веры в Отчизну,

В разум свой без конца, без границ!

Видеосюжет о чествовании рисоводов на празднике урожая в «Атамани».

https://www.youtube.com/watch?v=JzHhjYeWqMg



Предварительный просмотр:

Александровский сад

Вечный огонь. Александровский сад.

Вечная память героям.

Кто же он был. Неизвестный курсант,

Чтимый, Великой страною.

Может, он был, ещё юный курсант

Или простой ополченец

Может, убит потому, что не встал

Перед врагом на колени.

Может, в атаку он шёл в полный рост.

Пуля в излёте достала.

Или он был неизвестный матрос

Тот, что погиб у штурвала.

Может, был лётчик, а может танкист

Это сегодня не важно.

Мы никогда не прочтём этот лист

Тот треугольник бумажный.

Вечный огонь. Александровский сад.

Памятник тысячам жизней

Вечный огонь, это память солдат,

Честно служивших отчизне.

                                                  Юрий Шмидт

Законопроект вносит поправки в ФЗ «О днях воинской славы и памятных датах России» и устанавливает новую памятную дату — 3 декабря — День Неизвестного солдата, поскольку именно 3 декабря 1966 года в ознаменование 25-летней годовщины разгрома немецких войск под Москвой прах неизвестного солдата был перенесен из братской могилы на 41-м км Ленинградского шоссе и торжественно захоронен в Александровском саду.

25 сентября во время своего визита на Дальний Восток руководитель администрации президента Сергей Иванов поддержал идею об учреждении этой памятной даты.

— Такой памятный день, если хотите, день поминовения, вполне можно было бы сделать, — заявил он, отвечая на предложение, прозвучавшее во время встречи с победителями и участниками конкурса среди школьных поисковых отрядов «Поиск. Находки. Открытие».

Иванов отметил, что для России это особо актуально, учитывая, что такого количества пропавших без вести солдат, как в СССР, не было ни в одной стране. По мнению главы администрации президента, большинство россиян поддержит установление 3 декабря Дня Неизвестного солдата. При этом День Неизвестного солдата — та дата, которая объединит всех пропавших без вести во время войн и военных конфликтов.

Соавтор законопроекта, зампредседателя ГД по обороне Франц Клинцевич («Единая Россия») рассказал «Известиям», что дата проведения праздника выбрана не случайно.

— В этот день ежегодно первые лица государства возлагают цветы на Могилу Неизвестного Солдата, отдавая дань памяти тем, кто погиб, сражаясь за Родину, — сказал он. — У нас в Первой мировой войне погибло 10 млн человек. Во Второй мировой войне —порядка 26 млн. Я из Смоленской области, и ежегодно у нас в регионе находят останки 3–5 тыс. бойцов, погибших на войне. Только малая толика из этого количества идентифицируется. С точки зрения сохранения нравственности и культурных ценностей было бы важно учредить такой праздник.

Еще один соавтор законопроекта, вице-спикер Госдумы Николай Левичев («Справедливая Россия») заявил «Известиям», что важно помнить слова: «Никто не забыт и ничто не забыто». 

— Нужно поддерживать историческую память таким праздником. Строить иллюзии по поводу того, что этот законопроект может поднять планку патриотических настроений на недосягаемую высоту, не приходится. Я много был связан с поисковыми отрядами и понял, что известное выражение «Никто не забыт и ничто не забыто» ветшает, если его не обновлять каждый год, — считает он. — Внести такую памятную дату в федеральный календарь будет не лишним. Так уж мы устроены, что живем по календарю и многие наши ритуалы происходят по дням в календаре. Надо, чтобы в этот день во всех регионах, там где есть могилы Неизвестного солдата, проходили ритуальные действия, чтобы люди приводили на могилы воинов детей и вспоминали нашу историю.

Зампредседателя Госдумы Игорь Лебедев (ЛДПР), также являющийся одним из инициаторов законопроекта, сообщил, что появление новой памятной даты — это посыл для патриотического воспитания подрастающего поколения.

— Фракция ЛДПР целиком и полностью поддерживает законопроект. Мы считаем, что последнее время в нашей стране патриотического воспитания населения и молодежи не хватает. Еще одна памятная дата в календаре, которая будет говорить о подвиге советского солдата во время войны, о подвигах солдат, принимавших участие в боевых действиях, станет лишний раз напоминать нашим гражданам о днях боевой славы, — считает он. — Например, патриотическое воспитание в СССР давало положительные результаты. Тогда к патриотизму приобщали со школьной скамьи. Патриотизм проявлялся не только в том, что мы болели за наши советские спортивные команды, но любой школьник мог с ходу назвать даты начала и окончания Великой Отечественной войны и ее ключевые моменты. Сейчас, думаю, тут есть пробелы.

Первый зампред комитета Госдумы по культуре Елена Драпека заявила, что этот день будет посвящен всем нашим солдатам, которые погибли, защищая свою страну.

— Во время Великой Отечественной и Первой мировой войн погибло много солдат, и имена многих из них до сих пор не установлены. Несмотря на то что работают поисковые отряды, 70 лет мы находим не захороненных солдат, — отметила она. — Праздник нужен в память тех, кто не вернулся с войны и про кого мы даже не знаем. Помимо Великой Отечественной было много неизвестных войн. Наши солдаты гибли и во Вьетнаме, и в Анголе, были и другие войны. Целые корпуса солдат пропадали. И надо не забывать о них.

            Память пронзительна. Живым символом памяти считается Вечный огонь. Вечный огонь, по сути, заменил собой лампады, всегда горевшие и перед иконами, и над рамками с мощами святых. Традиция зажжения огня – лампады, свечи – в память об усопших была принята Церковью много веков назад.
             Мемориал Могила Неизвестного Солдата и Вечный огонь у Кремлевской стены в Александровском саду – место особенное для всех. На просторах России ещё много неизвестных могил безвестных героев Великой Отечественной войны. Поэтому Неизвестный Солдат воспринимается не «одним из многих», а «тем самым», родным, который воевал в Новгородских болотах и под Сталинградом, под Москвой и в Крыму, у Праги и под Берлином. И навсегда остался там. И не случайно с момента создания этого мемориала тысячи, сотни тысяч людей приходили сюда. Приходили, чтобы помолчать и поговорить с пропавшим на той самой жестокой из всех войн, убитым и так и не найденным близким, родным, однополчанином.
              Идея создания памятника воинам, сражавшимся и погибшим в боях под Москвой, возникла после того, как в 1965 году широко отмечалось двадцатилетие Победы. Тогда же Москва получила звание города-героя, а день 9 Мая стал общегосударственным праздником. При обсуждении идеи памятника было решено, что монумент должен получить особый статус. Стать всенародным. А таким памятником мог быть памятник Неизвестному Солдату.
              Интересно, что, несмотря на очевидную правильность идеи, осуществить проект сразу не удалось. Больше всего вопросов вызывало место установки – Александровский сад. Ведь рядом находился бывший обелиск, созданный в честь 300–летия Дома Романовых. Правда, по инициативе Ленина он был переделан в памятник революционным деятелям. А трогать что бы то ни было ленинское считалось невозможным. И всё же в связи с возведением мемориала Могила Неизвестного Солдата, памятник был перенесён от входа в Александровский сад на площадку у грота «Руина» и Средней Арсенальной башни.
               Второй и не менее важной проблемой был вопрос с выбором героя: кого перезахоронить у стен Кремля. Ведь героем мог оказаться совсем не герой, а дезертир или пленный. Поздней осенью 1966 года под Москвой, на 41–м километре шоссе Москва – Ленинград, под Зеленоградом, в ходе строительных работ была обнаружена братская могила времен Великой Отечественной войны. В Кремле решили, что эта находка была сделана вовремя. Выбор остановили на погибшем воине в хорошо сохранившейся форме без знаков отличия. Военные историки утверждали, что если бы этот солдат был дезертиром, то на нём не было бы ремня. Пленным этот солдат тоже не мог быть, так как до этого места немцы не дошли. Документов при бойце не было – прах его был по-настоящему безымянным.
             Был разработан торжественный ритуал для проведения захоронения.
             3 декабря 1966 года на орудийном лафете прах солдата доставили в Москву из Зеленограда. Последние метры гроб с останками неизвестного воина несли на руках. Прах защитника столицы был в торжественной обстановке перезахоронен в Александровском саду, у Кремлевской стены.
              В 1967 году на могиле у северной стены Кремля был сооружён мемориальный комплекс «Могила Неизвестного Солдата». Памятник был открыт ко Дню Победы. Автор памятника – скульптор Н.В. Томский. Архитекторы Д.И. Бурдин, В.А. Климов, Ю.Р. Рабаев.
             Мемориальный комплекс состоит из ряда архитектурных элементов. Одним из ключевых элементов мемориала стал Вечный огонь. Он вспыхнул 8 мая 1967 года. Его зажгли от огня Вечной славы на Марсовом поле в Ленинграде. Факел с огнём из города на Неве в Москву сопровождала делегация во главе с Героем Советского Союза легендарным летчиком Алексеем Петровичем Маресьевым.
             Надгробие на могиле в виде квадратной плиты выполнено из полированных каменных блоков красного цвета. Это шокшинский кварцит.
             Правый угол плиты закрыт скульптурной композицией из бронзы. В композиции скомпонованы складки склонённого знамени, солдатская каска и лавровая ветвь.
              Перед надгробной плитой – углублённая площадка. Она выложена плитами полированного лабрадорита. В центре площадки вмонтирована бронзовая рельефная пятиконечная звезда с Вечным огнём. На этой же площадке укреплена горизонтальная надпись из накладных бронзовых букв:
             Имя твоё неизвестно, подвиг твой бессмертен.
             С левой стороны от памятника находится гранитная стена из карельского красного кварцита. На ней выбито: «1941 Павшим за Родину 1945».
             Вдоль Кремлевской стены протянулась площадка, поднятая тремя ступенями над уровнем дорожек Александровского сада. На площадке установлены десять массивных блоков из тёмно-красного шокшинского кварцита. На каждом блоке рельефная бронзовая надпись – название города-героя. Внутри блоков находятся капсулы с землёй, привезённой из этих городов. В капсулах Одессы, Минска, Керчи, Новороссийска, Тулы земля, взятая с тех мест, где велись самые ожесточенные и кровопролитные бои за оборону этих городов. В капсуле Ленинграда – земля Пискарёвского кладбища, Волгограда – частица Мамаева кургана, Севастополя – земля Малахова кургана. В Киеве частицу земли взяли от Обелиска участникам обороны города, а в Бресте – от подножия Брестской крепости.
             Справа находится гранитная стела, лежащая на постаменте – это новый элемент мемориала, появившийся здесь в 2010 году. Стела изготовлена из красного гранита, высота её около метра, а длина – десять метров. Стела тянется почти до самого грота «Руина».
             С левой её стороны – позолоченная надпись «Города воинской славы». Вдоль постамента идут названия городов воинской славы.
             У Могилы Неизвестного Солдата находится пост № 1. Пост с почётным караулом был перенесен сюда от мавзолея с Красной площади 12 декабря 1997 года указом президента России. Караул несут воины Президентского полка, сменяясь каждый час.
             В 2009 году памятнику был присвоен статус Общенационального мемориала воинской славы. А в 2010 году памятник на Могиле Неизвестного Солдата, блоки с землей городов-героев и памятный знак в честь городов, удостоенных почётного звания Российской Федерации «Город воинской славы» были включены в список «особо ценных объектов культурного наследия» страны.
               В современной столице мемориал у Кремлевской стены в Александровском саду стал центром замечательной традиции. Сюда приезжают ветераны и их потомки, приходят иностранные делегации, тысячи московских новобрачных. Возложить цветы, поклониться Неизвестному герою и отдать дань вечной памяти всем, кто, не щадя своей жизни, сражался за счастье грядущих поколений.
             Огонь горящий – как символ жизни, огонь обжигающий – как напоминание о цене Победы. И пока горит этот Вечный огонь, в сердцах людей будет жить память о великом подвиге.


«Могила неизвестного солдата»

Мемориал был открыт 8 мая 1967 года на месте захоронения праха неизвестных солдат, перенесенного из братской могилы. Там же был  зажжен Вечный огонь. При этом, на территории России и за ее пределами и по сей день остаются непогребенными неопознанные останки советских воинов.

3 декабря — День Неизвестного солдата, поскольку именно 3 декабря 1966 года в ознаменование 25-летней годовщины разгрома немецких войск под Москвой прах неизвестного солдата был перенесен из братской могилы на 41-м км Ленинградского шоссе и торжественно захоронен в Александровском саду.

Устный журнал для 7–9-х классов "Письмо неизвестному солдату"

Разделы: Внеклассная работа


Цель: воспитание чувства любви к историческому прошлому, гордости за героическое прошлое предков; развитие уважительного отношения к ветеранам войны.

Ход

Ведущий 1. Сегодня мы приглашаем вас на устный журнал “Письмо неизвестному солдату”, посвященный Дню Победы над фашистской Германией.

Ведущий 2. Эпиграф нашего журнала - стихотворение Владимира Дворянского (читают 2 ученика).

Не дымятся дали,
Пыль черна от слез.
Ни одной медали дед мой не принес.
Только в этом самом
Нет его вины,
Потому что сам он
Не пришел с войны.

Ведущий 1. Первая страница. “Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен”.

Звучит песня “Журавли”, (муз. Я Френкеля, слова Р. Гамзатова).

Ученик 1 (читает). Могила Неизвестного Солдата у стены Кремля, в Александровском саду. Это символично: он защищал северо-западные подступы к столице и словно остался ее бессменным дозорным, ее вечным стражем. Кто он? Твой сын, брат, отец, муж? Мы не знаем его имени: он погиб на подступах к Москве в суровом 1941-м.

Ученик 2 (читает). Сюда идут матери и отцы, не дождавшиеся сыновей и дочерей, идут вдовы, идут внуки, знающие дедов только по фотографиям. И каждый думает, что, может быть, под этим красным камнем лежит его родной человек. Неизвестный солдат шагнул в бессмертие.

Ученик читает стихотворение С. Орлова.

Его зарыли в шар земной,
А был он лишь солдат,
Всего, друзья, солдат простой,
Без званий и наград.
Ему как мавзолей земля -
На миллион веков,
И Млечные Пути пылят
Вокруг него с боков.
На рыжих скатах тучи спят,
Метелицы метут,
Грома тяжелые гремят,
Ветра разбег берут.
Давным-давно окончен бой...
Руками всех друзей
Положен парень в шар земной,
Как будто в мавзолей.

Ученик 1. Старая женщина в платке остановилась у могилы, плачет: “Ты здесь лежишь... А я осталась... Спасибо тебе, сынок, за все, что ты сделал”.

Ученик 2. Она не спешит уйти отсюда, где покоится, она уверена, именно ее сын. Седая мать со сбившимся на плечи платком.

Ученик 1 . Пожилой мужчина опускается на колени перед красной плитой и целует гранит. А пришедший с ним мальчуган кладет букетик цветов.

Ученица. И старая мать, и пожилой мужчина долго сто у могилы, зная, что именно здесь лежит тот, кого их измученные сердца искали по безымянным просторам, перепаханным войной.

Ученик 2.

Как горько нам стоять у обелисков
И видеть скорбящих матерей.
Мы головы свои склоняем низко – 
Земной поклон за ваших сыновей.
Шумят под ветром сосны вековые,
Горят цветы невянущем огнём.
Вам, матери героев всей России,
Любовь свою и нежность отдаем!
Наследники великой славы,
Её мы чтим и бережно храним.
Героями гордились мы по праву
И стать на них похожими хотим,
Считайте нас своими сыновьями!
Считайте нас своими дочерьми!
Детей своих вы в битвах потеряли,
И все мы стали вашими детьми
Л. Кондратенко

Низкий поклон вам, матери героев!

Ведущий 2. Сегодня мы хотим поговорить о солдатах - о тех, кто остался в земле навсегда и кто живет сейчас рядом с нами. О солдатах, подаривших нам мир.

Ведущий 1 . Страница вторая. “Была война”.

Выходят воин и мальчик.

Воин. Тебе десять или немного больше. Ты родился и вырос на мирной земле. Ты хорошо знаешь, как шумят весенние грозы, но никогда не слышал орудийного грома. Ты видишь, как строят новые дома, но не подозреваешь, как легко разрушаются они под градом бомб и снарядов. Ты знаешь, как обрываются сны, но тебе трудно поверить, что человеческую жизнь оборвать так же просто, как веселый утренний сон.

Мальчик. Скажите, а вот вы хотели бы, чтобы война уходила от нас, ваших внуков, все дальше? Чтобы мы забывали её? Забывали вот этот самый запах войны?

Воин. Да, мы воевали за то, чтобы война уходила все дальше. Да, это так. И все же мы хотим, чтобы помнили о нас. Война - это наша общая память. Хотим ли мы, чтобы вы не забывали войну, нас всех? Конечно, хотим! Война - это страшно: это кровь, муки, смерть... Да, нас убивали. И мы убивали. Но мы не любили воевать. Мы воевали и убивали, чтобы этого никогда не пришлось делать вам. А что вы думаете о нас сегодня? Вспоминаете ли? Что вы знаете о войне?

Звучит, музыка. Световые эффекты войны.

22 июня 1941 года мирная жизнь нашего народа была нарушена нападением фашистской Германии. Наша страна вступила в смертный бой с коварным, жестоким врагом. Война длилась четыре страшных года, 1418 дней и ночей. Это была священная война. Миллионы сынов и дочерей потеряла наша Родина в этой битве. Каждый девятый житель нашей страны не вернулся с этой войны. Вдумайтесь в эти цифры! Какой ценой завоевано всему человечеству право на жизнь, радость, труд!

Ученик 1.

Снова майские зори в полях зацветут, 
И вдоль старых окопов плывет тишина, 
Там когда-то гремела большая война. 
Бьют зенитки, и бомбы летят, завывая, 
Разоренные утро и ночи без сна... 
Наше детство огнём опалила большая, 
Не по детскому росту война.

Ученик 2. Пионеры огненных лет - так зовут это поколение. Война не щадила ни детей, ни взрослых. Но они не сдались. Выдержали. Выстояли. Не звонкими кострами, а горьким, испепеляющим пожаром вспыхнула земля на июньском рассвете сорок первого... Дети войны... Они рано и быстро взрослели. Не детская это тяжесть, война, а они хлебнули её полной мерой. Они учились читать по сводкам Совинформбюро и по серым листам похоронок. Дети своего народа, они не склонили головы перед страшным и жестоким врагом. Они познали тяжёлую науку ненависти.

Ученица читает стихотворение Л. Татаренко.

Спят мальчишки в сиянии звезд... 
Им - семнадцать! Навечно семнадцать! 
Им не встать из-под белых берёз, 
Из-под алых рябин не подняться.
Шли мальчишки в шинелях до пят 
На врага, под огонь бронебойный. 
Не забудьте же этих ребят, 
Будьте этих мальчишек достойны! 
Спят мальчишки под сенью берёз, 
Навсегда твёрдо сомкнуты губы, -
Не видать им ни солнца, ни звёзд –
Тише пойте, армейские трубы!

Ученик. А те, кто не воевал, героически работали, писали письма. Письма шли на фронт, их было много, этих треугольников.

Ученик читает стихотворение Е. Благининой “Письмо солдату”.

Здравствуй, папа,
Ты опять мне снишься,
Только в этот раз не на войне.
Я немножко даже удивился,
До чего ты прежний был во сне.
Папа! Ты вернешься невредимый,
Ведь война когда-нибудь пройдет.
Миленький, голубчик мой родимый,
Скоро майский праздник к нам придет.
Я тебя, конечно, поздравляю
И желаю вовсе не болеть, 
Я тебе желаю всей душою 
Поскорей фашистов одолеть. 
Чтоб они наш край не разрушали, 
Чтоб, как раньше, можно было жить,
Чтоб они мне больше не мешали 
Обнимать тебя, тебя любить, 
Чтоб над всем таким огромным миром 
Днем и ночью был веселый свет...

Ученица. 9 апреля 1942 г. Здравствуй, дорогой и любимый наш братка Ваня! Шлем тебе все по сердечному привету. Я тебе сообщаю, что живем по-старому, хлеб есть, дрова есть, только насчет корму для скотины плохо... Братка Ваня, мы к 23 февраля, ко дню Красной Армии, собирали подарки... На этом кончаю писать письмо, остаемся живы, здоровы, того и тебе желаем, с приветом вся семья!

Ученица. 15 марта 1942 г. Здравствуй, дорогой папа! Мы очень по тебе стосковались, ты все снишься в шинели, пришел бы домой. Поглядел бы ты, папа, сколько у нас снегу. Папа, пока до свидания, присылай ответ. Привет от дочек.

Ученик. В Берлине, на стене еще горевшего рейхстага, над которым реял красный флаг, висел плакат, изображающий русскую женщину, мать, и надпись: “Дорогая наша мама! Наша победа — твоя наполовину!”. На священную войну, па подвиги солдат провожали их матери. Это к ним, к мамам, из пекла металла и пороха вырывались ласковые, полные нежности письма рано повзрослевших детей. В письмах неизменно стояли рядом два слова: “Мама, Родина”. Мать не просто провожала на войну - она провожала своих сыновей на подвиги!..

Ученик читает “Письмо с фронта” Э. Асадова.

Мама, тебе эти строчки пишу я,
Тебя вспоминаю такую родную,
Такую хорошую, слов даже нет!
Читаешь письмо ты, а видишь мальчишку,
Немного лентяя и вечно не в срок
Бегущего утром с портфелем под мышкой,
Свистя беззаботно, на первый урок.
Грустила ты, если мне физик, бывало,
Суровою двойкой дневник “украшал”,
Гордилась, когда я под сводами зала
Стихи свои с жаром читал.
Мы были беспечными, глупыми были,
Мы все, что имели, не очень ценили!
А поняли, может, лишь тут, на войне,
Приятели, книжки, московские споры...
Все сказка, все в дымке, как снежные горы...
Пусть так. Возвратимся - оценим вдвойне!
Сейчас передышка. Сойдя у опушки,
Застыли орудия, как стадо слонов.
И где-то по мирному в гуще лесов,
Как в детстве, мне слышится голос кукушки.
За жизнь, за тебя, за родные края
Иду я навстречу свинцовому ветру.
И пусть между нами сейчас километры,
Ты здесь, ты со мною, родная моя!
В холодной ночи под неласковым небом,
Склонившись, мне тихую песню поешь
И вместе со мною к далеким победам
Солдатской дорогой незримо идешь.
И чем бы в пути мне война ни грозила,

Ты знай: я не сдамся, покуда дышу! Я знаю, что ты меня благословила, И утром, не дрогнув, я в бой ухожу!Звучит песня “Журавли”.

Ученица. Слава вам, храбрые! Слава, бесстрашные! Звучит фортепианная пьеса Шумана “Грезы”. На фоне м зыки ученица читает “Память войны” М. Садовского.

Совсем неприметную с виду, 
В деревне, 
На тропке лесной 
Увидишь порой 
Пирамиду 
С горячею красной звездой.

Раскаты “ура” отгремели, 
От взрывов земля не дрожит, 
И нежно припав к пирамиде, 
Букетик неброский лежит. 
Ты знай, -
Это память живая
Стоит на посту пред тобой!
И здесь,
Ни на час,
Ни на час не смолкая,
Ещё продолжается бой!
На мирных просторах России
Сыны ее верные спят,
И мы никогда не забудем
Погибших героев-солдат!

Ученик читает “Пути фронтовые” В. Матвеева.

Стираются лица, стираются даты, 
Порой наша память не все сохранит, 
Но видят и нынче седые солдаты 
Приволжскую степь, черноморский гранит. 
Пути фронтовые припомнятся снова, 
Лишь карт пожелтевших коснешься рукой, 
Снега под Москвою, дожди под Ростовом, 
Апрельский туман за чужою рекой... 
Какими путями прошли мы, ребята, 
Какие преграды сумели сломить! 
Стираются лица, стираются даты
Военных дорог никогда не забыть! 
Далекое время нам кажется близким, 
Да, нет очень многих друзей среди нас –
Пути отмечая, стоят обелиски, 
Ведут о боях молчаливый рассказ. 
Стираются даты, стираются лица, 
Но будет победно и вечно цвести 
Девятого Мая салют над столицей, 
Связавшей узлом фронтовые пути. 
Пройдем всю страну мы от края до края, 
Оставив, коль надо, родимый порог, 
Чтоб мирно трудилась Отчизна святая, 
Не зная беды и военных дорог.

Стихи звучат на фоне музыки (Шуман, “Грезы”). Ликующая, торжественная музыка завершает классный час.