Научно-методическая деятельность

Героева Елена Леонидовна

Календарно- тематические планирования, рабочие программы по предметам " История Древнего мира", "История России", "ОРКСЭ"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Календарно – тематическое планирование по истории для 5го класса на 2014-2015 учебный год.

Количество часов по недельном плану

Наименование разделов и тем

Количество часов на изучение данной темы

В том числе на:

Примерные сроки освоения темы

Триместр

Ожидаемые результаты

Используемые технологии

неделя

год

теорию

контроль

2 часа в неделю

70

  1. Введение в историю Древнего Мира
  2. Жизнь первобытных людей
  3. Древний Восток
  4. Древняя Греция
  5. Древний Рим

2

7

20

22

19

2

6

18

20

17

1 к.р.

2 к.р.

2 к.р.

2 к.р.

сентябрь

сентябрь

окт – декаб.

Январь- март

Апрель -Май.

I

I

II

II

III

Учащиеся должны:

  • связно пересказывать текст учебника, отделяя главное от второстепенного;
  • анализировать материал, определять предпосылки, сущность и последствия исторических явлений и событий Древнего Мира;
  • сравнивать исторические явления и события в различных странах и регионах, выделяя сходство и различия;
  • давать самостоятельную оценку историческим явлениям, событиям и личностям;
  • спорить и отстаивать свои взгляды;
  • самостоятельно анализировать исторические источники как письменные, так вещественные и изобразительные;
  • работать с исторической картой;
  • оперировать историческими датами, выявлять синхронность и последовательность событий и явлений.

Традиционные

Индивидуальные

Элементы проблемного обучения

ИКТ

Всего

70

63

7



Предварительный просмотр:

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» составлена в соответствии со следующими нормативно - правовыми документами:

  • ФЗ от 29 декабря 2012 г. «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ.
  • Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования: приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 г. № 373.
  • Программы «Основы религиозных культур и светской этики» для общеобразовательных учреждений 4 класс (издательство «Вентана-Граф», 2016 г, авторы Н.Ф. Виноградова, В.И.Власенко, А.В.Поляков)

Идея интегрированного подхода к изучению указанных предметных областей базируется, прежде всего, на идеологии нашего государства. Российское государство – союз многих народов, каждый из которых имеет свою многовековую историю, культуру, традиции и обычаи. Конституция РФ признает национальное и конфессиональное многообразие российского общества, гарантирует уважение к людям любого вероисповедания. 14 статья Конституции провозглашает, что никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. 19 статья Конституции гарантирует свободу совести и вероисповедания, равноправие граждан независимо от их отношения к религии и религиозных взглядов.

Существование государства, общества, системы образования невозможно без учета всех перечисленных особенностей современного общества. Поэтому школьники должны  приобретать устойчивые нравственные ориентиры, усваивать правила общественной жизни, нормы морали. Уже в начальной школе могут формироваться представления о том, что среди источников возникновения и развития общечеловеческих ценностей существенное место занимают традиции разных народов, а также нравственные заповеди, представленные в разных религиозных культурах. Полноценный член общества не может не исполнять основополагающие религиозные заповеди: «не убий», «не укради», вне зависимости от того, верующий он человек или атеист.

Возможность интеграции определяется также педагогическими составляющими – нравственными, этическими, эстетическими, художественными ценностями, которые представлены в содержании данных предметных областей, общими целями их изучения:

  • формирование первоначальных представлений о светской этике, об отечественных традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современной жизни России;
  • воспитание таких личностных качеств как взаимопонимание, уважение, толерантность, способность к равноправному общению,  взаимодействию.

Еще одним доказательством целесообразности использования интегрированного подхода является то, что религиозная культура является частью общей духовно-нравственной культуры человека и общества. Духовность человека всегда рассматривалась как преобладание в нем нравственных, интеллектуальных интересов над материальными, независимо от того, из какой социальной сферы (традиций, обычаев, веры) они были заимствованы. Такое понимание очень важно для осознания растущей личностью идеи, что общечеловеческие ценности (добро, справедливость, милосердие, честность и др.) являются продуктом развития двух социальных сфер: традиционной культуры каждого народа и различных религиозных культур. Эта позиция определила главную идею авторского курса: дети разных вероисповеданий, а также дети, не относящие себя к какой-либо религии, в процессе коллективной деятельности знакомятся с вкладом всех традиционных религий России в духовную и материальную культуру общества.

Интеграция как принцип объединения содержания различных предметных областей позволяет обеспечить:

  • формирование представлений младших школьников о традиционных религиях России как основы для понимания их общих и специфических характеристик и как предпосылки для становления плюралистического взгляда на самоценность каждой религиозной культуры и ее вклада в культуру человека и общества;
  • формирование знаний об источниках общечеловеческих ценностей, а так же о светской этике как о науке, аккумулирующей в себе общепризнанные законы нравственности (вне зависимо от принадлежности к тому, или иному вероисповеданию);
  • воспитание у школьников толерантных чувств по отношению к людям разных религиозных культур.

Таким образом, основная цель интегрированного курса «Основы религиозных культур и светской этики» - подведение младших школьников к пониманию сущности российской культуры, развивающейся как сплав национальных традиций и религиозных верований, к осознанию понятия «общечеловеческие ценности», которые объединяют (а не разъединяют) светскость и религиозность.

Исходя из этого, авторы предлагают после изучения всем классом основного (базового) содержания данных предметных областей модульную организацию курса. В течение первого полугодия всем классом изучаются «Основы религиозной культуры и светской этики» (17 ч., один час в неделю). Во втором полугодии класс делится на группы для дифференцированного изучения модульной части курса (17 ч., один час в неделю. Модульная часть курса «Основы религиозных культур и светской этики» организуется в соответствии с запросами родителей как законных представителей обучающегося (Выбор родителей (законных представителей) фиксируется в протоколе общешкольного родительского собрания на основании личных заявлений. Родителям и учащимся предоставлена возможность в течение учебного года изменить выбор модуля). Предлагается шесть модулей: 1) «Основы православной культуры», 2) «Основы иудейской культуры», 3) «Основы исламской культуры», 4) «Основы буддийской культуры», 5) «Основы светской этики», 6) «Основы мировых религиозных культур»). В 2017 – 2018 учебном году по выбору родителей (законных представителей) изучаются модули «Основы православной культуры», «Основы светской этики», «Основы мировых религиозных культур».

Цели модульного варианта курса:

  • углубление знаний о конкретной религии, которую исповедуют (или интересуются ею) обучающиеся по данному модулю;
  • воспитание интереса к религиозной культуре, осознание места и роли религий в развитии культуры общества и конкретного человека;
  • развитие диалога культур, воспитание толерантных чувств, уважительного отношения к людям, исповедующим разные религии или не исповедующим никакой.

В данной программе представлено содержание каждого модуля, тематический план с обозначением деятельности учащихся на уроке, поурочно-тематическое планирование. Общее число часов по каждому модулю 17. Уроки проводятся на основе учебников, тетрадей, для объяснений и рассказов учителя используются дополнительные материалы, включенные в поурочно-тематическое планирование. Учитель использует различное оборудование и наглядные материалы: картины, иллюстрации, видеоматериалы, физические карты.

В программе описана основная номенклатура необходимого для уроков оборудования, а также имеется тематическое планирование, которые помогут учителю подготовить любой урок.

Учитель может использовать разнообразные средства ИКТ, что обогатит содержание и методы проведения уроков.

Основными задачами реализации указанной предметной области средствами учебника «Основы религиозных культур и светской этики» являются следующие:

  • воспитание способности к восприятию накопленной разными народами духовно-нравственной культуры; осознание того, что человеческое общество и конкретный индивид может благополучно существовать и развиваться, если стремится к нравственному самосовершенствованию, проявляет готовность к духовному;
  • формирование представлений о том, что общечеловеческие ценности зародились, сохраняются и передаются от поколения к поколению через этнические, культурные, семейные традиции, религиозные верования, а также в процессе общенациональных и межнациональных отношений;
  • осознание того, что современная духовно-нравственная культура является наследием деятельности многих поколений наших предков и имеет свои истоки в эпосе, фольклоре, общенародных праздниках и религиозных обрядах;
  • формирование убеждения в том, что отношение к члену общества определяется не его принадлежностью к определенному этносу или религиозными убеждениями, а нравственным характером его поведения и деятельности, чувством любви к своей родине, уважением к народам, населяющим ее, их культуре и традициям.

При преподавании курса ОРКСЭ предполагается безотметочная система оценки. Оценка результатов образования детей по модулям предусмотрена в основном в рамках последнего, завершающего раздела курса, в форме индивидуальных и коллективных творческих работ учащихся и их обсуждения в классе.

  1. Общая характеристика учебного предмета, курса

Содержание программы представлено следующими основными содержательными линиями:

1. История складывания многонационального российского государства, становление взаимоотношений между народами и рождение российской идентичности – раздел программы «Россия – страна, объединившая народы».

2. Характеристика своеобразия и самоценности каждой национальной культуры, существующей как в материальном, так и духовном выражении (жилище, одежда, декоративно-прикладное искусство, фольклор и др.) – раздел программы «Многообразие культур народов России».

3. Истоки общечеловеческих ценностей, раскрытие (в доступной младшему школьнику форме) вклада различных религий в формирование нравственных законов и правил жизни общества – раздел программы «Что объединяет разные народы».

4. Особенности каждой из традиционных религий: нравственные ценности, отношение к людям, семье, детям, символы, культовые сооружения и др.

Новый для начальной школы предмет является частью всего учебно-воспитательного процесса и тесно связан с содержанием других предметных областей, прежде всего, «Окружающего мира», «Литературного чтения», «Изобразительного искусства». Возможные межпредметные связи указаны в содержании программы.

Принципы отбора содержания организации обучения:

1. Принцип природосообразности. Младшие школьники открыты для диалога на самые различные темы, в том числе о человеческих добродетелях и пороках. Вместе с тем, важно учитывать психологические возможности и малый жизненный опыт детей этого возраста: особенности восприятия ими философских идей, тягу к эмоциональным впечатлениям, глубокую веру во «взрослого», податливость влияниям и авторитету педагога. При обучении данному предмету особенно опасно непродуманно увеличивать число объектов для изучения, что может привести к формальному заполнению памяти младшего школьника. Материал, который предоставляется для восприятия четвероклассникам, должен, прежде всего, вызывать у них эмоциональную реакцию, а память фиксировать художественные образы.

2. Принцип диалогичности. Поскольку сама российская культура есть диалог различных культур, то и ознакомление с ними предполагает откровенный и задушевный разговор о ценностях, представленных как в традиционной народной культуре, так и в религиозной культуре. Диалогичность реализуется разными дидактическими способами: организацией текстов в учебнике; проведением учебных диалогов, обсуждением

проблемных ситуаций, организацией обучения в парах, группах.

3. Принцип краеведения. Социализация ребенка проходит в естественной среде, частью которой являются быт, традиции, этические нормы и нравственные правила, традиционная религия его народа и др. Социализация ребенка проходит в естественной среде, частью которой являются быт, традиции, этические нормы и нравственные правила, религиозная вера народов и др. Ознакомление с конкретным выражением этих пластов в данном крае, городе, деревне может стать основой формирования системы ценностей, нравственных качеств личности, позволяющих ей адаптироваться в различной этнической среде.

4. Принцип поступательности обеспечивает постепенность, последовательность и перспективность обучения: при сохранении общей идеи курса содержание обучения постепенно углубляется и расширяется, школьники начинают решать более серьезные проблемные задачи.

Содержание выстроено на основе линейно-концентрического принципа: учебный материал располагается по темам, основные идеи которого повторяются на новом более высоком уровне с определенным углублением и расширением. Такое расположение содержания дает возможность постепенно наполнять характеристика понятий и терминов, в результате чего дети подходят к осознанному их принятию.

  1. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

Согласно учебному плану на изучение предмета «Основы религиозных культур и светской этики» в 4 классе отводится 17 часов (1 час в неделю 1 полугодие).  Во втором полугодии класс делится на группы для дифференцированного изучения модульной части курса (17 ч., один час в неделю). Во втором полугодии занятия проводятся по выбранным модулям.

  1. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

В основе учебно - воспитательного процесса курса ОРКСЭ заложены базовые национальные ценности: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные российские религии, искусство и литература, природа, человечество.

Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.

Ценность природы, основанная на ценности жизни, на осознании себя частью природного мира, живой и неживой природы. Любовь к природе означает, прежде всего, бережное отношение к ней как к среде обитания, а также переживание чувства красоты, гармонии, осознание совершенства природы, желание сохранить и приумножить её богатство.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, означающая необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.

Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности – любви.

Ценность истины – ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, нормального существования личности и общества.

Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.

Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, представителя народа, страны, государства.

Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить отечеству.

Ценность человечества – осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.

Курс ОРКСЭ будет содействовать интеграции всех участников образовательного процесса (школьников, родителей, учителей) в национальную мировую культуру.

  1. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, курса

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования содержание данного предмета должно определять достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы.

Личностные результаты представлены двумя группами.

Первая группа отражает изменения, которые должны произойти в личности субъекта обучения. Это:

  • готовность к нравственному саморазвитию; способность оценивать свои поступки;
  •  высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;
  •  личностные качества, позволяющие успешно осуществлять различную деятельность и взаимодействие с ее участниками.

Другая группа целей передает социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир:

  • формирование основ российской гражданской идентичности, понимания;
  • особой роли многонациональной России в современном мире; воспитание чувства;
  • гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
  • воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания;
  • принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

Метапредметные  результаты определяют круг универсальных учебных действий, успешно формирующихся средствами данного предмета:

  • владение коммуникативной деятельностью, активное и адекватное использование речевых средств для решения задач общения с учетом особенностей собеседников и ситуации общения;
  • овладение навыками чтения и осмысления текстов различных стилей и жанров, в том числе религиозного характера;
  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, построение рассуждений;
  • готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, оценивать события, изложенные в текстах разных видов и жанров;
  • умение строить совместную деятельность в соответствии с учебной задачей.

Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего, образовательных задач:

  • осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о российской многонациональной культуре, отдельных особенностях традиционных религий России;
  • использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности; способность к работе с информацией, представленной разными средствами;
  • расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.

К концу обучения в 4 классе учащиеся научатся:

  • Воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных текстов;
  • Анализировать общность тем и главных мыслей в произведениях фольклора, литературных и религиозных текстах;
  • Выделять и формулировать главную мысль литературных, фольклорных и религиозных текстов. Оценивать поступки героев, их поведение с точки зрения нравственных ценностей;
  • Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства;
  • Описывать впечатления, возникающие от восприятия художественного текста, произведения живописи, иконописи.
  • Оценивать поступки реальных лиц, героев литературных произведений и фольклора, высказывания известных личностей.
  • Работать с исторической картой: находить объекты в соответствии с учебной задачей.

К концу учебного года четвероклассники смогут научиться:

  • высказывать предположения о последствиях неправильного (безнравственного) поведения человека;
  • оценивать свои поступки, исходя из знания правил нравственности и этики;
  • намечать способы саморазвития;
  • создавать словесный портрет героя по его изображению.

К концу учебного года четвероклассники должны овладеть универсальными учебными действиями. Важнейшие из них следующие.

Познавательные универсальные действия:

  • строить алгоритм действий (план) при подготовке проекта;
  • сравнивать темы и идеи произведений фольклора разных народов;
  • анализировать произведения фольклора и религиозные тексты; выделять главную мысль, формулировать нравственные идеи;
  • сравнивать быт, обычаи, традиции разных народов, выделять общее и различное;
  • конструировать обобщения (выводы) об истоках возникновения и развития российской культуры.

Регулятивные универсальные действия:

  • анализировать результаты своей деятельности, сравнивать их с учебной задачей;
  • оценивать свое участие в проектной деятельности; анализировать трудности, находить пути их преодоления;

Информационные универсальные действия:

  • оценивать полученную информацию в соответствии с учебной задачей;
  • ориентироваться на географической карте: находить места проживания разных народов (края, республики);
  • анализировать информацию, представленную в разных информационных средствах;
  • осуществлять поиск дополнительной информации для решения задач проектной деятельности.

Коммуникативные универсальные действия:

  • характеризовать правила поведения в обществе, на конкретных примерах описывать общечеловеческие ценности;
  • отражать в рассказе-рассуждении последствия нарушения нравственных норм;
  • характеризовать важнейшие особенности традиционных религий (место отправления культа, атрибуты, праздники, памятные даты); составлять рассказы-описания об отдельных событиях и фактах в истории традиционных религий.
  1. Содержание  курса «Основы религиозных культур и светской этики»

Учебный модуль «Основы религиозных культур и светской этики» (17 часов)

Россия -многонациональная держава. (3 часа)        

Граждане России – люди разных национальностей и вероисповедания. Любовь к Родине, почтение к истории и памяти предков – чувства, отличающие человека-патриота.

Русский язык – государственный язык России. (1 час)

Конституция РФ о государственном языке и о гарантировании всем ее народам права на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития.

Статья Конституции РФ о защите Отечества как долге и обязанности гражданина. Великая Отечественная война – пример выполнения долга представителей всех народов России.

Культура каждого народа неповторима. (2 часа)

Культурные традиции народов России – богатство государства и всего российского народа. Особенности быта, труда, прикладного искусства разных народов: устройство жилищ, одежда, национальная кухня.

Войдем в храм: культура, рожденная религией. (4 часа)        

Религиозная культура способствует сближению народов. Традиционные религии России: православие, ислам, иудаизм, буддизм. Культовые здания для верующих различных вероисповеданий. Монастыри — центры духовной культуры и просвещения. Православные храмы России. Особенности внешнего вида православного храма. Крест – главный символ христианства. Православное песнопение. Икона – живописное изображение событий из земной жизни Иисуса Христа, пророков и святых. Буддийский храм – пагода. Интерьер пагоды. Особенности архитектуры мечети. Полумесяц – символ ислама. Синагога – место молитвенных собраний евреев. Интерьер синагоги. Синагогальный ковчег со свитком Торы и менора.

Народные и религиозные праздники. (3 часа)        

Народные и религиозные праздники – часть духовной культуры народа. Рождество – праздник рождения Христа. Традиции празднования Рождества, Пасхи. Народные праздники Новый год и Масленица. Праздники в исламе: Курбан-байрам; День рождения Пророка. Народный праздник Навруз. Шабат – славная Суббота, Пурим. Праздники в буддизме: Весак. Цаган Сар – калмыцкий праздник весны.

Какие ценности есть у человечества. (4 часа)

Что такое правило и зачем люди придумали множество правил. Что можно назвать ценностями? Общечеловеческие ценности. Литературно-педагогические памятники, произведения фольклора о воспитании личности («Юности честное зерцало», «Домострой», пословицы, сказки). Милосердие и доброта в жизни конкретных исторических личностей. Примеры добродетели в религиозных православных книгах, легендах, притчах. Примеры добродетели в исламе, иудаизме. Почитание родителей – общечеловеческая ценность, представленная в разных религиозных учениях.

Щедрость, довольствование малым – общечеловеческая ценность. Примеры этой добродетели в жизни реальных лиц, фольклоре разных народов, религиозных легендах. Зависть, предательство – человеческие пороки, осуждаемые всеми религиями. Примеры историй, рассказывающих о последствиях зависти.

Терпимость и прощение – добродетель. Примеры этих качеств в реальных историях и религиозных притчах.

Честность – добродетель. Примеры честного поведения реальных людей, героев фольклорных произведений, религиозных легенд и притч.

Содержание модуля «Основы светской этики»

Чему учит светская этика. (2 часа)

Чему учит светская этика. Человек – член общества. При каких условиях общество живет и развивается. Такие важные слова – этика, мораль, нравственность. Об этике светской и религиозной. Этика светская – мирская, гражданская. Законы этики (нравственности, морали).

        Человек и его Родина. (7 часов)

        Любовь к Родине – высшее нравственное чувство. Нравственные чувства человека. О малой Родине.  Семья – первая любовь человека. Семейные ценности. Традиции семьи. Любимое занятие. Правила семейного отдыха. Дом согревает не печь, а любовь и согласие. Какие отношения в семье одобряются, а какие осуждаются?

Дружная семья – счастливая семья. Внимание членов семьи. Труд на благо Родины. Материальные и духовные ценности.  Лень – мать всех пороков. О трудовой доблести. Трудовая доблесть полярников. Проект «Трудовые подвиги граждан России».

Защита Родины – долг гражданина! Пословицы и поговорки о Родине. Воззвание владыки Ростовского Вассиана к русским воинам. Подвиг неизвестного отрока. Готовность к самопожертвованию – качество героя – патриота. Леня Голиков.

Праздники и дни воинской славы России. День России. 8 марта. 1 мая. 9 мая – День Победы. День учителя. Новый год. Дни воинской славы России (27 января, 2 февраля и др.).

        Человек и природа (2 часа)

        Любовь к природе – что это значит? Моя родина. Пять заповедей Заповедника.

Любовь к природе. Друг или враг. Стыдно перед соловушкой.

        О добродетелях и пороках. (4 часа)

        Делать добро! Деятельное стремление к добру. «Ходить путями добра…»   Что такое добродетели и пороки? Практическая работа «Учимся анализировать поступки». Настоящее дело. Место и время для подвига не выбирают.   О сострадании и равнодушии. Щедрость и милосердие. Подари жизнь!

Справедливость. О честности, правдивости и лживости. О жадности и зависти. Быть  терпимыми…

Совесть – наших дел свидетель и судья! О сострадании и равнодушии. Хозяин или слуга. Что такое совесть? Притча о Совести. Чужой кошелек.

        Поговорим об этикете. (2 часа)

        Как правильно себя вести? Что такое этикет и когда он возник? Для чего нужен этикет? Виды этикета. Речевой этикет. Когда общение становится приятным.  Практическая работа: «Учимся правильно вести диалог». О тактичности и чуткости. Школьный (деловой) этикет. Гостевой этикет. Столовый этикет. «Юности честное зерцало»

Содержание модуля «Основы православной культуры»

Православие в России (2ч).

Православие – традиционная религия России. По византийскому примеру… . Русская православная церковь. Монастырь и его обитатели. Монастыри на Руси. Троице-Сергиева лавра. Церкви. Первые шаги к просвещению. Монастыри – центры культуры. «Троица» Андрея Рублева. Церковно-приходские школы.

Чему учит православное христианство (6ч).

Бог – создатель мира. Сын Божий Иисус Христос. Апостолы – ученики Христа. Священная книга христиан.

Традиции православного христианства (9ч).

Христианская жизнь. Богослужение в Русской Православной Церкви. Православный календарь.

Содержание модуля «Основы мировых религиозных культур»

Религиозная культура (1ч)

Религия и культура. Что такое традиционная религия? Что такое религиозная культура?

Основы христианской культуры (8ч).

Христианство – мировая религия. Сын Божий Иисус Христос. Святые апостолы – ученики Иисуса Христа. Священная книга христиан. Православие в России. Православный храм. Ценности христианской семьи. Христианские праздники.

Основы исламской культуры (5ч.)

Ислам – мировая религия. Чему учит ислам. Пророки ислама. Главная книга ислама. Место, где совершаются земные поклоны. Ислам о семье и семейной жизни. Особенности исламского искусства. Праздники в исламе.

Основы буддийской культуры (3ч).

Буддизм – мировая религия. Кто основал буддизм? Чему учит буддизм? Буддийские храмы и монастыри. Семья – это доверие и любовь. Буддийские праздники.


  1. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся

по учебному предмету «Основы религиозных культур и светской этики»

№ урока

Наименование раздела/

Тема урока

Характеристика деятельности обучающихся

Россия - многонациональная держава (3 ч).

Россия – многонациональное государство.

Сравнивать темы и идеи произведений фольклора разных народов;

Анализировать тексты; выделять главную мысль, формулировать нравственные идеи;

Конструировать обобщения (выводы) об истоках возникновения и развития российской культуры.

Анализировать результаты своей деятельности, сравнивать их с учебной задачей;

Оценивать полученную информацию в соответствии с учебной задачей;

Ориентироваться на географической карте: находить места проживания разных народов (края, республики);

Слушать гимн России. Вести учебный диалог: «Зачем пишется государственный

гимн? Какие еще символы государства нам известны?» Объяснять непонятные слова и

выражения.

Слушать  рассказ учителя о Конституции России. Рассматривать и

(просматривать видеоматериалы), рассказывающие о правах и обязанностях граждан России.

Как все начиналось. Древняя Русь. Народы Поволжья.

 

Работать с понятием «общее историческое прошлое»; воспроизводить текста учебника «Как все начиналось»; вести учебный диалог на тему «История объединения разных народов и создание единого государства».

Работа с иллюстративным материалом по теме.

Работать со словарем: объяснять слова «самобытность».

Работать в парах: «Проанализировать смысл пословиц и подготовить совместно ответ на вопрос: «О каких человеческих ценностях они рассказывают»». Слушать инструкцию учителя: «Как нужно организовать работу в парах, чтобы она была успешной».

Рассматривать иллюстрации об особенностях жизни и истории народов Северо-Западных районов России, народов Поволжья.

Работать с картой: указать на карте районы проживания карелов, саамов,

вепсов, мордвы, удмуртов, татар.

Слушать рассказ учителя «Как присоединились к Московскому царству калмыки».

Анализировать тексты; выделять главную мысль, формулировать нравственные идеи;

Конструировать обобщения (выводы) об истоках возникновения и развития российской культуры.

Как все начиналось. Народы Северного Кавказа. Народы Сибири.

Рассказывать по имеющемуся опыту «Что ты знаешь о Кавказе?»

Работать с картой: «Республики Северного Кавказа; места проживания народов

Сибири.

Обсуждать проблемные вопросы: «Как мы понимаем чеченскую поговорку

«Гость в доме – три дня гость, а на четвертый – младший брат». «Как мы понимаем выражение «Лета (годы) ставятся у горцев в общежитии выше звания»?

«Рассказ о моей Родине» – рассказывать о своей Родине.

Работать с текстами и иллюстрациями учебника.

Проводить дифференцированную работу: пересказывать текст рубрики учебника

«Путешествие вглубь веков».

Анализировать тексты; выделять главную мысль, формулировать нравственные идеи;

Конструировать обобщения (выводы) об истоках возникновения и развития российской культуры.

Русский язык – государственный язык России (1час)

Русский язык – государственный язык России.

Когда люди объединяются.  

Анализировать тексты; выделять главную мысль, формулировать нравственные идеи;

Конструировать обобщения (выводы) об истоках возникновения и развития российской культуры.

Вести учебный диалог на тему «Как государство охраняет право народов на свой язык?».

Обсуждать сообщения на тему «Мой родной язык».Обсуждение различных точек зрения на тему «Как мы понимаем статью Конституции РФ обобязанности гражданина защищать Родину?».

Объяснение пословиц «Если народ един, он непобедим», «Кому дружба дорога, тот вместе бьет врага».

Чтение и обсуждение текстов учебника.

Беседовать по вопросам: «Воины каких национальностей участвовали в Великой Отечественной войне и совершали подвиги?», «Во имя чего они отдавали свои жизни?», «Какие качества они продемонстрировали на войне?».

Культура каждого народа неповторима (2 ч).

Что нам стоит дом построить.

Обсуждение (с использованием текстов учебника) ответов учащихся на вопросы: «Устройство и особенности жилищ зависели от  условий жизни и труда людей?», «Почему национальные костюмы

народов России такие разные?», «Почему в поваренных книгах разных народов можно встретить одни и те же блюда?»

Составление описаний: национальный костюм,

национальный праздничный стол.

Работа с фрагментами (выдержками) из старинных документов: объяснение устаревших слов и выражений (совместная деятельность в парах).

Работа с текстом и иллюстрациями учебника: анализ полученной информации, ее оценка; сопоставление текста и иллюстраций по теме и главной мысли.

Вести учебный диалог: высказывать предположения «Можно ли понять

особенности жизни народа, его верования и обряды, если узнать, как человек строил дом,

одевался, какие носил украшения, что ел?».

Вести  учебный диалог «Почему национальные костюмы такие разные? О чем

может рассказать одежда человека? С чем связаны особенности костюма народов

Севера?»  Почему в женских костюмах многих народов есть платки и

фартуки?».

Рассматривать иллюстрации (в учебнике, в справочной литературе, с

использованием Интернета).

Проводить  Дифференцированную работу: 1) чтение и краткий пересказ текста рубрики

«Путешествие вглубь веков» (учебник, с. 61), 2) работа в парах: «перевод» на

современных язык свадебного меню царя Алексея Михайловича (учебник, с. 63); 3)

рассматривание репродукции картины В. Стожарова «Натюрморт с хлебом», ответ на

вопрос (учебник, с. 64).

Беседовать по тексту В. Белого (учебник, с. 64-65), обсуждение вопроса «Каковы

традиции русской крестьянской кухни?».

Сравнивать быт, обычаи, традиции разных народов, выделять общее и различное.

Заглянем в бабушкин сундук.  Приглашаем к праздничному столу.

Войдем в храм: культура, рожденная религией

(4 ч).

Традиционные религии народов России. Войдем в православный храм.

Интернет-экскурсия «Храмы Руси и России».

Слушать рассказ учителя «Символика некоторых архитектурных элементов

Православного храма».

Читать и обсуждать текст учебника «Войдем в православный храм» (учебник,

с.68).

Рассматривать иллюстрации «Внутреннее убранство православного храма».

Читать и обсуждать текст: анализировать полученную информацию, сравнивать внешний вид и интерьер буддийских и православных храмов и мечеть.

Интернет - экскурсия в буддийский храм, в мечеть.

Читать и обсуждать текст, рассматривать иллюстрации учебника (учебник,

с. 78-79, с. 82).

Читать и обсуждать текст: анализировать полученную информацию.

Работать с иллюстрациями: репродукциями, фотографиями священных мест. Составлять описания.

Интернет - экскурсия в синагогу.

Работать с текстами, терминологией и иллюстрациями учебника (учебник, с. 85).

Войдем в буддийский храм

Войдем в мечеть.

Войдем в синагогу.

Народные и религиозные праздники (3 ч).

Народные и религиозные праздники. Цаган Сар. Навруз.

Анализировать повествовательные и стихотворные тексты: отбирать информацию в соответствии с учебными задачами. Сравнивать темы текста с иллюстрациями.

Составлять описания и рассуждения на тему «Традиции празднования народных и религиозных праздников». Пересказывать художественный текст. Работать в группах. Группа выбирает любой текст из учебника (с.88-103) и,

используя справочную литературу, составляет небольшой пересказ о каком-то празднике,

народном или религиозном.

Слушать рассказы учителя и учащихся «Мой любимый праздник».

Народные и религиозные праздники. Рождество. Пасха.

Народные и религиозные праздники. Курбан Байрам. День рождения Пророка. Шаббат. Праздник Весак.

Какие ценности есть у человечества (4 ч)

Как возникли правила. Будь милосерден и добр. Почитай родителей.

Читать и обсуждать текст.

Высказывать мнение на тему: «Могли ли люди существовать,  если бы не подчинялись установленным правилам?», «Можно ли считать ценностью человеческие качества (доброту, справедливость и др.)? Совместная деятельность (работа в парах): дополнение информации, представленной в схеме.

Проектная деятельность (работа с литературно-педагогическими памятниками и произведениями

фольклора).

Обсуждать проблемную ситуацию (по учебному тексту): «Кто из героев истории прав?»

Работать с литературными и фольклорными источниками: оценивать главную мысль.

Сравнивать по теме (замыслу, главной мысли) информацию, представленную в фольклорном тексте и произведении живописи.

Сравнивать тексты, демонстрирующих представление разных религий о добродетели – почитании родителей. Обобщать информацию, вывод о сущности добродетели как общечеловеческой ценности.

Читать, обсуждать татарскую сказку «Три дочери» (тема, главная мысль, поучение).

Работать с воображаемой ситуацией (по репродукции картины В. Максимова «Все в прошлом»); сочинение рассказа на основе своих

впечатлений.

Читать, обсуждать тексты о щедрости, оценивать поступки героев с точки зрения их нравственности.

Обсуждать  мнения учащихся на тему: «Почему зависть и предательство считаются самыми большими грехами человека?»

Вести учебный диалог: «Почему мы должны быть терпимыми к людям?».

Пересказывать притчи о блудном сыне.

Рассматривать репродукции картины Н. Лосева «Блудный сын»: оценивать возникшие чувства, описывать сюжет, портреты героев.

Сравнивать пословицы разных народов о честности, объяснять смысл и поучительный характер произведения народной мудрости.

Обобщать полученную информацию.

Беседовать (по имеющемуся опыту) «Когда в человеческом обществе возникли

правила и почему?». Обмениваться мнениями, формулировать вывод: что такое правило и

почему его нужно выполнять?

Читать и обсуждать тексты учебника (работа в группах). Группа выбирает

текст, готовит его краткий пересказ, выделяет главную мысль (учебник, с.120-128).

Вести  учебный диалог: обсуждать сюжета и главной мысли фрески Дионисия

«Лепта вдовы».

Заполнять схемы «Солнышко»: общечеловеческие ценности (на основе

схемы учебника, с. 107). Задание: дополним схему, ответим на вопрос «Какие еще

общечеловеческие ценности вы знаете?»

Будь щедрым, довольствуйся малым. Не завидуй. Не предавай.

Будь терпим, умей прощать. Будь честным.

Урок-Игра. Повторение пройденного материала.

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся

по учебному модулю «Основы светской этики»

№ урока

Наименование раздела/

Тема урока

Характеристика деятельности обучающихся

Чему учит светская этика (2 ч).

Чему учит этика.

Ответить на вопрос: «Чему учит этика?»

Работать с учебником, читать и анализировать тексты, отвечать на вопросы.

Слушать друг друга. Высказывать свое мнение: хорошо или плохо, что нас окружают другие люди?

Работать по группам. Выполнять предложенное задание.

Обсуждать проблемные ситуации.

Работать над понятием слов: безнравственный, аморальный, нравственный, моральный, высоконравственный. Запомнить законы этики.

Об этике светской и религиозной.

Человек и его Родина (7 ч).

Любовь к Родине – высшее нравственное чувство.

Понимать, что любовь  к Родине – высшее нравственное чувство.

Рассказывать о малой Родине.

Подбирать синонимы к слову «Родина».

Работать с учебником, читать и анализировать тексты, отвечать на вопросы. Рассматривать репродукции картин, фотографии.

Слушать друг друга. Высказывать свое мнение. Работать по группам. Выполнять предложенное задание.

Обсуждать проблемные ситуации.

Понимать, что семья – ценность человека.  Обсудить семейные ценности, традиции, любимые занятия, правила семейного отдыха, взаимоотношения в семье на примере текстов, данных в учебнике.

Поговорить о материальных и духовных ценностях, о труде.

Работать с пословицами и поговорками.

Работать по группам. Выполнять проекты (сообщения – презентации) по предложенным темам.

Понимать понятия лень, труд, долг, подвиг, герой, самопожертвование, патриот.

Знать праздники и дни воинской славы России.

Семья – первая любовь человека.

Дом согревает не печь, а любовь и согласие.

Труд на благо Родины. Проект «Трудовые подвиги граждан России».

Защита Родины – долг гражданина! Проектная деятельность. Тема: «Герои фронта и тыла – патриоты своей Родины».

Праздники и дни воинской славы России.

Обобщение материала по разделу: «Человек и его Родина».

Человек и природа (2 ч).

Любовь к природе – что это значит?

Вести учебный диалог на тему: «Любовь к природе – что это значит?»

Работать с учебником, читать и анализировать тексты, отвечать на вопросы. Рассматривать репродукции картин, фотографии.

Слушать друг друга. Высказывать свое мнение. Работать по группам. Выполнять предложенное задание.

Обсуждать проблемные ситуации.

Выучить заповеди Заповедника.

Составлять из предложенных частей пословицы. Объяснять их смысл.

Любовь к природе.

О добродетелях и пороках (4 ч).

Делать добро! Практическая работа «Учимся анализировать поступки». Самоотверженность. О сострадании и равнодушии. Щедрость и милосердие.

Работать с учебником, читать и анализировать тексты, отвечать на вопросы. Рассматривать репродукции картин, фотографии.

Слушать друг друга. Высказывать свое мнение. Работать по группам. Выполнять предложенное задание.

Обсуждать проблемные ситуации.

Учится делать добро. Выполнять практическую работу «Учимся анализировать поступки».

Понимать и различать понятия, объяснять их смысл: добродетели и пороки, самоотверженность, сострадание, милосердие, щедрость, равнодушие, справедливость, честность, правдивость, лживость, жадность, зависть, терпимость.

Справедливость. О честности, правдивости и лживости.

О жадности и зависти. Быть  терпимыми…  

Совесть – наших дел свидетель и судья! О сострадании и равнодушии.

Вести учебный диалог, отвечать на вопросы: Как правильно себя вести? Что такое этикет и когда он возник? Для чего нужен этикет?

Понимать и различать виды этикета. Выполнять практическую работу: «Учимся правильно вести диалог».

Работать с учебником, читать и анализировать тексты, отвечать на вопросы. Рассматривать репродукции картин, фотографии.

Слушать друг друга. Высказывать свое мнение. Работать по группам. Выполнять предложенное задание.

Обсуждать проблемные ситуации.

Поговорим об этикете (2 ч).

Как правильно себя вести?

Виды этикета. Практическая работа: «Учимся правильно вести диалог».

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся

по модулю «Основы православной культуры»

№ урока

Наименование раздела/

Тема урока

Характеристика деятельности обучающихся

Православие в России (2ч).

Православное христианство. Монастырь и его обитатели.

Беседа с классом о христианстве, объяснение и отработка новых терминов и понятий, имён собственных, постановка вопросов по тексту учебника, работа с православным словарём, ознакомление с картинами В. Васнецова «Крещение Руси», Б. Кустодиева «Земская школа в Московской Руси», составление предложений с применением новых терминов и понятий, работа с карточками по определению значений слов и соотношений частей пословиц и поговорок о Руси и христианстве.

Монастыри-центры культуры. «Троица» Андрея Рублева.

Беседа с классом о монастыре, просмотр фрагмента видеофильма о монастыре, виртуальная экскурсия в монастырь, объяснение и отработка новых терминов и понятий, анализ рубрик по алгоритму, составление устного рассказа о монастыре по вопросам и заданиям из учебного пособия «Основы православной культуры», оформление рассказа в письменной речи.

Чему учит православное христианство (6ч).

Бог един и всемогущ. Сотворение человека.

Беседа с классом о понимании Бога и человека в православном учении, объяснение и отработка новых терминов и понятий, составление устного рассказа по теме «Зачем Бог создал человека?» (5 -6 предложений), вопросно -ответная форма работы в парах, самостоятельная работа с энциклопедической и справочной литературой с целью извлечения искомой информации по изучаемой теме.

Десять заповедей Божиих.

Беседа с классом о заповедях, включающих в себя нравственные требования к человеку, объяснение и отработка новых терминов и понятий, составление устного коллективного рассказа по теме «Заповеди, по которым надо стремиться жить » ,ознакомление с картиной Г. Доре «Моисей с заповедями на горе Синай», устное описание картины, работа с источниками информации в поисках дополнительной информации по уроку (совместно с учителем) , составление предложений с применением новых терминов и понятий .

Сын Божий Иисус Христос. Чудеса Иисуса Христа.

Беседа с классом о Иисусе Христе, чудесах Иисуса Христа, объяснение и отработка новых терминов и понятий, анализ рубрик по алгоритму, составление устного рассказа о чудесах Иисуса Христа по вопросам и заданиям из учебного пособия «Основы православной культуры», оформление рассказа в письменной речи.

Притчи Иисуса Христа.

Беседа с классом о притчах Иисуса Христа, просмотр короткометражных фильмов по притчам Иисуса Христа, анализ рубрик по алгоритму, составление устного рассказа о притчах по вопросам и заданиям из учебного пособия «Основы православной культуры», оформление рассказа в письменной речи.

Апостолы-ученики Иисуса Христа.

Беседа с классом об апостолах, объяснение и отработка новых терминов и понятий, анализ рубрик по алгоритму, составление устного рассказа об учениках Иисуса Христа по вопросам и заданиям из учебного пособия «Основы православной культуры», оформление рассказа в письменной речи.

Священная книга христиан-Библия.

Беседа с классом о Священных Книгах, объяснение и отработка новых терминов и понятий, ознакомление с картиной В. Васнецова «Христос Вседержитель», вопросно -ответная форма работы по изучаемому тексту, работа с различными источниками справочной литературы, составление предложений с применением новых терминов и понятий.

Традиции православного христианства (9ч).

Добро и зло. Что такое грех.

Беседа с классом о добрых делах и стремлению совершать их, объяснение и отработка новых терминов и понятий, работа с иллюстративным материалом, коллективное размышление над проблемой: «Зачем творить добрые дела?» , составление предложений с применением новых терминов и понятий урока (устно), работа со сравнительными таблицами, работа с опорным конспектом, составление предложений с применением новых терминов и понятий .

Ценности православной семьи. Таинство брака.

Беседа с классом о христианской семье, групповая работа по составлению рассказа по теме «Православная семья. Какова она?», объяснение и отработка новых терминов и понятий, закрепление их в вопросно - ответной форме работы в парах, размышление над проблемной ситуацией «Взаимопомощь в семье», просмотр фрагмента видеофильма  А. Роу «Морозко» (сватовство невесты, свадьба), обсуждение понятия брака.

Крест-символ православной веры.

Беседа с классом о жертве Иисуса Христа, объяснение и отработка новых терминов и понятий, составление устного рассказа по теме «Мог ли Иисус Христос избежать казни?», написание общего мини- сочинения – размышления по теме урока, вопросно- ответная форма работы в парах и группах, чтение стихотворения А. Солодовникова «В яслях лежит Ребёнок», ознакомление с картинами И. Крамского «Христос в терновом венце», В. Котарбинского  «Христос в ожидании ареста», устное описание картин, составление предложений с применением новых терминов и понятий.

Молитва в православии.

Беседа с классом о православной молитве, объяснение и отработка новых терминов и понятий, ознакомление с картиной С. Симакова «Святые Сергий Радонежский и Дмитрий Донской. Молитва перед боем», устное описание картины, прослушивание православных молитвословий и славословий, составление предложений с применением новых терминов и понятий.

Храм-дом Божий.

Беседа с классом о православном храме, чтение стихотворения «Идут года, теряют люди близких» Н. Веселовской, составление (совместно с учителем) плана по теме «Устройство храма», составление по алгоритму коллективного устного рассказа по данной теме, самостоятельная работа с источниками информации по теме «Православные храмы», прослушивание дисков с церковным пением.

Иконы и фрески. Богослужение.

Беседа с классом о православных иконах, просмотр видеоряда «Православные праздничные иконы», составление письменного рассказа по теме «Почему православные люди почитают иконы?», объяснение и отработка новых терминов и понятий, устное составление предложений с применением новых терминов и понятий урока.

Православный календарь.

Беседа с классом о православном календаре, объяснение и отработка новых терминов и понятий, анализ рубрик по алгоритму, составление устного рассказа о православном календаре по вопросам и заданиям из учебного пособия «Основы православной культуры», оформление рассказа в письменной речи.

Великий пост.

Беседа с классом о великом посте, объяснение и отработка новых терминов и понятий, анализ рубрик по алгоритму, составление устного рассказа о великом посте по вопросам и заданиям из учебного пособия «Основы православной культуры», оформление рассказа в письменной речи.

Крещение Господне. Пасха.

Беседа с классом о самом главном православном празднике - Пасхе Христовой, объяснение и отработка новых терминов и понятий, чтение стихотворения «Повсюду благовест гудит» А. Майкова, ознакомление с картиной Б. Кустодиева «Христосование», устное описание картины, ответы на вопросы по тексту учебника, просмотр видеосюжета о праздновании светлого Христова Воскресения, слушание колокольного звона, составление предложений с применением новых терминов и понятий, работа с опорным конспектом.

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся                                                                          по учебному предмету «Основы мировых религиозных культур»

№ урока

Наименование раздела/

Тема урока

Характеристика деятельности обучающихся

1

Религиозная культура (1ч).

Религия и культура.

Знакомятся с новым предметом, осваивают основополагающие понятия курса. Знакомятся с историей возникновения религиозных верований, с древними религиозными культами.

Знакомятся с историей возникновения и распространения мировых религий. 

Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, творческие задания, подготовка творческой беседы с членами семьи.

2

Основы христианской культуры (8ч).

Христианство-мировая религия.

Изучают основы духовной традиции и основные понятия христианской культуры.

Учатся устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и повседневным поведением людей.

Знакомятся с содержанием священных книг.

Знакомятся с историей, описанием и архитектурно-художественными особенностями священных сооружений.

Знакомятся с историей и традициями основных религиозных праздников.

Знакомятся с местом и ролью традиционных религиозных культур в истории России. Учатся анализировать жизненные ситуации, нравственные проблемы и сопоставлять их с нормами религиозных культур.

Учатся толерантному отношению к представителям разных религиозных и культурных традиций.

Учатся проводить параллели между различными религиозными культурами.

Учатся эмоциональному отклику на произведения искусства, оценка произведений искусства.

Совершенствуют умения в области коммуникации.

Совершенствуют умения в области чтения и понимания прочитанного, ответов на вопросы разных типов, построения связного высказывания. Совершенствуют  умения в области работы с источниками информации.

Совершенствуют лексический запас, культуру речи.

Формируют личностную и гражданскую позицию по отношению к различным явлениям действительности.

Формируют общекультурную эрудицию.

Развивают представления о многообразии национальных и религиозных культур и их общих ценностных основах.

Развивают представления о нравственных и духовных ценностях.

Развивают представления о морали и нравственности.

Развивают ценностное отношение к памятникам истории и культуры.  

3

Сын Божий Иисус Христос.

4

Святые апостолы-ученики Иисуса Христа.

5

Священная книга христиан-Библия.

6

Роль православия в развитии образования и культуры русского народа.

7

Православный храм.

8

Ценности христианской семьи.

9

Христианские праздники.

10

Основы исламской культуры (5ч.)

Ислам-мировая религия. Чему учит ислам.

Изучают основы духовной традиции и основные понятия ислама.

Учатся устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и повседневным поведением людей.

Знакомятся с содержанием священных книг.

Знакомятся с историей, описанием и архитектурно-художественными особенностями священных сооружений.

Знакомятся с историей и традициями основных религиозных праздников.

Знакомятся с местом и ролью традиционных религиозных культур в истории России. Учатся анализировать жизненные ситуации, нравственные проблемы и сопоставлять их с нормами религиозных культур.

Учатся толерантному отношению к представителям разных религиозных и культурных традиций.

Учатся проводить параллели между различными религиозными культурами.

Учатся эмоциональному отклику на произведения искусства, оценка произведений искусства.

Совершенствуют умения в области коммуникации.

Совершенствуют умения в области чтения и понимания прочитанного, ответов на вопросы разных типов, построения связного высказывания. Совершенствуют  умения в области работы с источниками информации.

Совершенствуют лексический запас, культуру речи.

Формируют личностную и гражданскую позицию по отношению к различным явлениям действительности.

Формируют общекультурную эрудицию.

Развивают представления о многообразии национальных и религиозных культур и их общих ценностных основах.

Развивают представления о нравственных и духовных ценностях.

Развивают представления о морали и нравственности.

Развивают ценностное отношение к памятникам истории и культуры.  

11

Пророки ислама. Главная книга ислама.

12

Внутреннее убранство мечети.

13

Ислам о семье и семейной жизни.

14

Особенности исламского искусства. Праздники в исламе.

15

Основы буддийской культуры (3ч).

Буддизм-мировая религия.  Кто основал буддизм?

Изучают основы духовной традиции и основные понятия буддизма. Учатся устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и повседневным поведением людей.

Знакомятся с содержанием священных книг.

Знакомятся с историей, описанием и архитектурно-художественными особенностями священных сооружений.

Знакомятся с историей и традициями основных религиозных праздников.

Знакомятся с местом и ролью традиционных религиозных культур в истории России. Учатся анализировать жизненные ситуации, нравственные проблемы и сопоставлять их с нормами религиозных культур.

Учатся толерантному отношению к представителям разных религиозных и культурных традиций.

Учатся проводить параллели между различными религиозными культурами.

Учатся эмоциональному отклику на произведения искусства, оценка произведений искусства.

Совершенствуют умения в области коммуникации.

Совершенствуют умения в области чтения и понимания прочитанного, ответов на вопросы разных типов, построения связного высказывания. Совершенствуют  умения в области работы с источниками информации.

Совершенствуют лексический запас, культуру речи.

Формируют личностную и гражданскую позицию по отношению к различным явлениям действительности.

Формируют общекультурную эрудицию.

Развивают представления о многообразии национальных и религиозных культур и их общих ценностных основах.

Развивают представления о нравственных и духовных ценностях.

Развивают представления о морали и нравственности.

Развивают ценностное отношение к памятникам истории и культуры.  

16

Чему учит буддизм. Буддийские храмы и монастыри.

17

Буддийская семья. Буддийские праздники.

        



VIII. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

1. Оборудование:

  • интерактивная система
  • мультимедийный проектор,

2.  Методические пособия:

  • Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков. Основы религиозных культур и светской этики: 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций: в 2 ч. Ч. 1/М.: Вентана-Граф, 2016 г.- 160 с.: ил.
  • Н.Ф. Виноградова. Основы религиозных культур и светской этики: основы светской этики: 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций: в 2 ч. Ч. 2/М.: Вентана-Граф, 2016 г.- 144 с.: ил.

 3. Электронные образовательные ресурсы

Компьютер, презентационное оборудование, выход в Интернет.