Путешествие в весенний лес

Рытикова Ольга Алексеевна

ЦЕЛЬ:  Закрепление знаний, умений, навыков детей по теме «Весна», «Дикие животные».

ЗАДАЧИ:

IКоррекционно – образовательные:

1. Закрепление словаря по теме «Весна», «Дикие животные», «Цветы».

2. Работать над распространенным предложения.

3. Развитие слоговой структуры слов.

II. Коррекционно – развивающие:

1. Выработка четких координированных движений во взаимосвязи с речью (развитие координации речи с движением).

2. Развитие ритмического слуха.

3. Развитие общей и мелкой моторики.

4. Формирование умения осуществлять произвольное переключение с одного вида движений на другое (в общей, мелкой и артикуляционной моторики).

5. Совершенствование двигательных навыков детей и пластики движений.

6. Коррекция речевого дыхания.

7. Развитие высоты, силы голоса, его тембровой окраски.

8. Работа над интонационной выразительностью речи.

9. Развитие зрительного и слухового внимания, памяти, логического мышления.

III. Коррекционно- воспитательные:

1. Развивать эмоции у детей.

2. Воспитывать умение внимательно слушать товарищей, не перебивать.

3. Воспитывать самостоятельность, инициативность у детей.

 

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

I. Логопед

1. Логопедические занятия по формированию лексико – грамматических средств языка по темам «Весна», «Цветы», «Дикие животные».

2. Беседы о том, какие изменения произошли в природе весной, о приметах весны.

3. Разучивание с детьми стихотворного речевого материала.

4. Подготовка наглядного материала к занятию.

II. Воспитатель

1. Занятия по ознакомлению к окружающим по лексическим темам «Весна», «Цветы», «Дикие животные».

2. Закрепление с детьми стихотворного речевого материала, разученного логопедом.

3. Ежедневная гимнастика для глаз (в течение всего учебного года).

III. Логопед, воспитатель

1. Экскурсии в парк ранней весной.

2. Коррегирующая гимнастика после сна (в течение всего учебного года).

3. Ежедневная гимнастика для глаз (в течение всего учебного года).

IV. Музыкальный руководитель

1. Подбор музыкального сопровождения к занятию.

2.Разучивание с детьми песен, танца.

 

ОБОРУДОВАНИЕ: декорации русской народной избы, зеркала по количеству детей, карточки подсказки «Ранняя весна», листья деревьев на каждого ребенка, капли дождя для игры, мяч, картинки из серии «Живые звуки», разрезные картинки по сказкам,  цветы подснежники, костюмы Вороны, Лисы, Лесовичка, Бабушки, презентация «Весенний лес».

 

ХОД ЗАНЯТИЯ

 

I.       Оргмомент  – в зал влетает ворона (декорации в зале под русскую народную избу)

Ворона.

Кар-кар-кар!
Я по садам летала,
Многое узнала.
Идет к тебе много гостей –
Встречай их поскорей!
А я еще немного полетаю,
Свежих новостей узнаю.

Логопед (в образе бабушки): Гостям я всегда рада, да только интересно, кто же ко мне пришел?

Входят дети (русская народная музыка)

– Здравствуйте, детки, гости дорогие!

– Давайте ребята встанем в круг и поздороваемся. Очень я рада видеть Диму, Софью, Аниту….. (расставить детей парами).
Поздоровайся ладошкой,

Поздоровайся и ножкой,

Плечиком и локотком

И, конечно, язычком: — Доброе утро!

Поздоровайся головкой.

Как ты делаешь все ловко!

Пальчиком и кулачком

И, конечно, язычком: — Привет!

 

Логопед:  А сейчас настало время сделать зарядку для язычка. Занимайте места (дети садятся на стульчики полукругом)

Влево-вправо, раз-два! — в щеки

Вверх-вниз, вверх-вниз! — за губы

Язычок, не ленись!

Губы, просыпайтесь! — «вибрато» губами

Ротик, открывайся! — «зевнуть» широко

Язычок, покажись! — протиснуть язычок сквозь зубы

И зубов не страшись! – «змейка»

А зубы-то, а зубы кусают даже губы! – покусать нижнюю губу

Кусаются, кусаются и не унимаются! – покусать верхнюю губу

А губы то хохочут, — улыбка широкая

То сильно обижаются, — обижаемся

То весело хохочут, — улыбка

То снова обижаются! — обижаемся

Зубам надоело кусать – стали язык жевать. – «пожевать» толстый язычок

Язычок – не лист капустный.

Он совсем, совсем невкусный!

Зубки, зубки, успокойтесь!

Хорошенечко умойтесь, — «щеточка» по верхним зубам

Не сердитесь, не кусайтесь! – «щеточка» по нижним зубам

Вместе с нами улыбайтесь! – улыбка

 

II.                Основная часть:

1) Путешествие в лес –

Логопед: Вы знаете, ребята, я в лес собралась, за цветами, хотите отправиться со мной. (Дети соглашаются)

- Перед вами 2 дороги. Каждая из них приведёт нас в лес. Все дороги волшебные. Все они наделяют идущего волшебной силой.  Первая дорога –  легкая, ровная и гладкая. (ткань) По ней можно просто идти. Вторая труднее – она состоит из кочек. (кольца) И по ней надо не идти, а прыгать. Эта дорога дает идущему больше волшебной силы, чем первая.  Подумайте, какую дорогу вам выбрать. (Дети выбирают дорогу, проходят по ней и оказываются в лесу).

2) Беседа о весне -

Логопед: Вот мы и в лесу. (слайд с изображением ранней весны). Сейчас здесь ранняя весна. Какая она, весна? (солнечная, пасмурная, сырая, слякотная, грязная, теплая)

Логопед: Изобразите радостную весну.

- Покажите пасмурную погоду.

- А что происходит в природе весной?

(логопед представляет карточки – подсказки)

- Весной солнце поднимается высоко.

- Весной солнце светит ярко.

- Весной идет  дождь.

- Весной тает снег.

- Весной на дорожках бегут ручьи.

- Весной птицы прилетают из теплых стран

 

Логопед: вы очень внимательные, друзья. Вы увидели и заметили все изменения в природе весной.

(Слайд с изображением леса)

3) Беседа о деревьях, игра «Найди такой же»

Логопед: Как много деревьев в лесу. Какие вы деревья знаете? У каждого дерева листочки свои. У каждого листочка название свое. (Слайд с изображением листьев и деревьев).

Дети: Лист осины - осиновый

Лист дуба – дубовый

Лист клена - кленовый

Лист березы - березовый

Лист липы - липовый

Логопед: Молодцы! Вы правильно назвали все листочки. Хотите поиграть в игру? Игра «Найди такой же» (раздаем детям по одному листочку, второй они должны выбрать сами из кучи листьев).

4) Развитие речевого дыхания и силы голоса

Логопед: Давайте подуем на листочки, как ветер дует на них. (Муз. сопровождение)

Вдох носом, выдох ртом. Губы сложены трубочкой. Щеки не надуваем.

Логопед: А сейчас изобразим гул ветра. Будем произносить звук У. Сначала тихо, потом все громче и громче (у-У- У). Потом наоборот: сначала громко, потом все тише и тише(У -У-у) .

 

5) Формирование темпа и ритма. Игра «Кап-кап»

Весной часто идёт дождь. У дождя есть своя песенка. Дождик капает и поёт, капельки капают то медленно “кап-кап-кап” (пальчиком правой руки ударяем в ладошку левой руки), то быстро “кап-кап-кап” (в быстром темпе, на другой руке).

А теперь давайте мы споём песенку дождя по рисунку. Большая капелька означает, что надо петь медленно, а маленькие – быстро. Послушайте, как я пропою эту песенку.

КАП-кап-кап-кап

КАП – КАП – кап-кап

 

6) Песня о весне

Логопед: Молодцы ребята, все знаете, и признаки весны, и листочки деревьев, а песенку о весне вы случайно не знаете? (ответ детей, поют песню).

 

7) Появление Лесовичка:

Лесовичок: Кто шумит в моем лесу, спать мне не дает?

Логопед: Не ругайся, Лесовичок, мы тебя не хотели тревожить. Мы с ребятами в лес пришли за цветами.

Лесовичок: Ладно, не буду ругаться, если поиграете со мной.

 

8) Игра «Подскажи словечко»: (с мячом)

- Где лиса живет? (в норе)

Ну, а белочка? (в дупле)

В старых пнях живут ежи.

А где волки? Подскажи? (в логове)

Рыбки плавают? (в воде, реке)

Птички все живут? (в гнезде)

Бегемот живет … (в болоте)

Фрукты варятся … (в компоте)

Огурец растет … (на грядке)

А пятерки есть … (в тетрадке) 

ПОСАДИТЬ ДЕТЕЙ НА СТУЛЬЯ.

 

9) Закрепление материала по теме «Дикие животные», «Живые звуки»

Лесовичок: Молодцы ребята! А знаете сколько разных  животных живет в моем лесу (называют слайды).

Это медведь, и медвежонок.

Это лиса, и лисенок.

Это заяц, и зайчонок.

Это белка, и бельчонок.

Это волк, и волчонок.

Лесовичок: Как одним словом можно назвать животных, которые живут в моем лесу? (дикие)

А вот с этим зайчиком недавно случилась вот такая история:

Шел зайчишка по поляне,

Нашел азбуку в кармане. 

Он присел на пенек и читал весь денек.

Лесовичок: А вы ребята умеете читать? Посмотрите, какие интересные картинки у меня есть?  (А, У, И, Э, Ы, О, М, Б, АУ, УА, ИА, АМ, УМ, АБ, ОБ)

 

10) Маракасы:

Лесовичок: Как с вами весело и интересно, а хотите еще поиграть? Смотрите, что я припас для вас. (достает маракасы из корзины).

 

11) Танец:

Лесовичок: Играете вы хорошо, а танцевать умеете? А хотите я вас превращу в волшебных зверят?

- Дима, ты кто?

- Я ….

 

12) Составление разрезных картин

Логопед: Лесовичок, мы с тобой и поиграли, и потанцевали, можно мы теперь цветочки соберём в твоем лесу?

Лесовичок: Если еще одно мое задание выполните, тогда разрешу вам цветов собрать.

- В каких сказках встречаются дикие животные из моего леса? Ответить на эти вопросы вы сможете, если соберете картинки. (Разрезные картинки по сказкам: «Колобок»,   «Теремок», «Три медведя»).

 

13) Цветы

Дети выполняют задание, Лесовичок дарит им подснежники.

Лесовичок: вы такие молодцы, ребята. Выполнили все мои задания. Развеселили меня Лесовика своими песнями и танцами. Хочу поблагодарить вас и подарить вот эту корзину с первыми весенними цветами. Вы знаете как они называются?

Логопед: Лесовичок, наши детки стихотворение знают о подснежнике.

Выглянул подснежник
В полутьме лесной -
Маленький разведчик,
Посланный весной;
Пусть еще над лесом
Властвуют снега,
Пусть лежат под снегом
Сонные луга;
Пусть на спящей речке
Неподвижен лед, -
Раз пришел разведчик,
И весна придет!

 

 

14) Возвращение из леса:

Логопед: Спасибо тебе лесовичок, а нам пора домой возвращаться.

Двигательные упражнения под музыкальное сопровождение, соответствующие характеру текста.

Мы из леса отправляемся гулять, будем весело шагать (маршируют)

По тропиночке пойдем друг за дружкою гуськом, (ходьба змейкой)

На носочки встали и к лугу побежали, (бег на носочках)

Ноги выше поднимаем, на кочки мы не наступаем, (высокий шаг)

И снова по дорожке мы весело шагаем (маршируют).

 

III. Итог  занятия:

Логопед: Вот мы с вами и вернули домой, скажите, где мы были, кого мы видели, что  мы делали? Вам понравилось путешествие? Еще пойдем в лес?