Инновационная деятельность на базе КФУ

Зарипова Анна Альбертовна

Изучение химии с 7-ого класса помогает на более раннем этапе обучения пробудить у школьников интерес и выявить склонности к науке, а значит, способствует осознанному выбору учащимися химического профиля для дальнейшего образования и направляет на выбор профессии. 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Учитель химии высшей кв. кат. Зарипова А.А.

Слайд 2

Для пропедевтического курса химии (7 класс) в настоящее время есть три учебника: 1.О.С.Габриелян, И.Г.Остроумов "Введение в химию вещества". 7 класс. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. Москва, "Сиринъ према", 2007 2.О.С.Габриелян,И.Г.Остроумов, А.К.Ахлебинин "Химия. Вводный курс". 7 класс. Учебное пособие. "Дрофа", Москва, 2006 3.Г.М.Чернобельская, А.И.Дементьев "Введение в химию. Мир глазами химика". 7 класс. Москва. "Владос", 2003 И.В.Тригубчак, Г.А.Шипарева "Введение в химию". Методические рекомендации к учебнику 7 класса. Москва. "Владос", 2003

Слайд 3

О.С.Габриелян,И.Г.Остроумов, А.К.Ахлебинин "Химия. Вводный курс". 7 класс. Учебное пособие. "Дрофа", Москва, 2006 Глава I. Химия в центре естествознания §1 Химия как часть естествознания. Предмет химии §2 Наблюдение и эксперимент как методы изучения естествознания и химии Практическая работа №1 Знакомство с лабораторным оборудованием. Правила техники безопасности Практическая работа №2 Наблюдение за горящей свечей §3 Моделирование §4 Химические знаки и формулы §5 Химия и физика §6 Агрегатные состояния веществ §7 Химия и география §8 Химия и биология §9 Качественные реакции в химии Глава II. Математика в химии §10 Относительная атомная и молекулярная массы §11 Массовая доля элемента в сложном веществе §12 Чистые вещества и смеси §13 Объемная доля газов в смеси §14 Массовая доля вещества в растворе Практическая работа №3 Приготовление раствора с заданной массовой долей растворенного вещества §15 Массовая доля примесей Глава III. Явления, происходящие с веществами §16 Разделение смесей §17 Дистилляция и перегонка Практическая работа №4 Выращивание кристаллов соли Практическая работа №5 Очистка поваренной соли §18 Химические реакции. Условия протекания и прекращения химических реакций §19 Признаки химических реакций Практическая работа №6. Изучение процесса коррозии железа Рассказы по химии Рассказы об ученых Рассказы о веществах Рассказы о реакциях

Слайд 4

Чернобельская Г.М., Дементьев А.И. Введение в химию: мир глазами химика: 7 кл.: учеб. пособие для общеобразоват. учеб. заведений. – М.: Владос, 2003 Это учебное пособие знакомит семиклассников практически со всеми разделами школьного курса химии основной и средней школы, а также с началами химического эксперимента. Пособие включает в себя 27 лабораторных опытов. Курс «Введение в химию» (авт. Г.М. Чернобельская) дает учащимся представление о химии, как науке о веществах и их превращениях. Курс составлен из отдельных логически завершенных учебных блоков. Блок «Вещество» дает учащимся представление: о чистых веществах и смесях, способах их разделения; о химическом элементе и химической символике (знаках и формулах), об относительной атомной и молекулярной массах. Блок «Химическая реакция» знакомит учащихся с признаками химических реакций и химическими уравнениями; дает первоначальное представление о скорости химической реакции. Блок «Химические вещества и планета Земля» содержит информацию о кислороде (химическом элементе и веществе), воде и составе воздуха; на примере кислорода рассматривается явление аллотропии. Блок «Химия в быту» содержит первоначальные сведения об органических соединениях (белках, углеводах, жирах, витаминах, лекарствах), препаратах бытовой химии и косметики. Содержание учебного материала позволяет осуществлять профилактику алкоголизма и наркомании.

Слайд 5

О.С.Габриелян, И.Г.Остроумов "Введение в химию вещества". 7 класс. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. Москва, "Сиринъ према", 2007 Глава I. Предмет химии и методы ее изучения § 1 Что изучает химия §2 Явления, происходящие с веществами §3 Наблюдение и эксперимент Практическая работа №1 Знакомство с лабораторным оборудованием. Правила техник безопасности при работе в кабинете (лаборатории) химии Практическая работа №2 Наблюдения за горящей свечей Глава II. Строение веществ и их агрегатные состояния §4 Строение веществ §5 Три агрегатных состояния веществ Глава III. Смеси веществ, их состав и способы разделения §6 Чистые вещества и смеси §7 Объемная доля компонента газовой смеси §8 Массовая доля растворенного вещества §9 Массовая доля примесей §10 Разделение смесей §11 Дистилляция и кристаллизация Практическая работа №3 Приготовление раствора с заданной массовой долей растворенного вещества Практическая работа №4 Выращивание кристаллов соли (домашний эксперимент) Практическая работа №5 Очистка поваренной соли Глава IV. Состав веществ. Химические знаки и формулы §12 Химические элементы. Простые и сложные вещества §13 Химические знаки и химические формулы §14 Относительные атомная и молекулярная массы Глава V. Простые вещества §15 Металлы §16 Представители металлы §17 Неметаллы §18 Представители неметаллов Глава VI. Сложные вещества §19 Валентность §20 Оксиды §21 Кислоты §22 Основания §23 Соли §24 Классификация неорганических веществ

Слайд 6

В данном курсе реализована идея раннего систематического изучения химии не в качестве собственно пропедевтики, а как составной части школьного курса химии, сформированного за счет перенесения части учебного материала из курса 8-го класса в 7-й. Начало системного изучения химии в 7-м классе позволяет: - уменьшить интенсивность прохождения учебного материала в основной школе; - получить возможность изучать, а не проходить этот материал, иметь время для отработки и коррекции знаний учащихся; - формировать устойчивый познавательный интерес к предмету; - интегрировать химию в систему естественнонаучных знаний для формирования химической картины мира как составной части естественнонаучной картины.

Слайд 7

Курс химии 7-го класса включает шесть глав. 1. Предмет химии и методы изучения 2. Строение веществ и их агрегатные состояния 3. Смеси веществ, их состав и способы разделения. 4. Состав вещества. Химические знаки и формулы. 5. Простые вещества 6. Сложные вещества Рубежный контроль знаний осуществляется проведением двух контрольных работ по темам: «Смеси веществ и их состав» «Классификация химических веществ».

Слайд 8

Курс построен на идее реализации межпредметных связей химии с другими естественными дисциплинами, введенными в обучение ранее или параллельно с химией, а потому позволяет актуализировать химические знания учащихся, полученные на уроках природоведения, биологии, географии, физики и других наук о природе. В результате уменьшается психологическая нагрузка на учащихся с появлением новых предметов. Таким образом, формируется понимание об интегрирующей роли химии в системе естественных наук, значимости этого предмета для успешного освоения смежных дисциплин. В конечном счете такая межпредметная интеграция способствует формированию единой естественнонаучной картины мира уже на начальном этапе изучения химии.

Слайд 9

Практические работы № 1. «Знакомство с лабораторным оборудованием. Правила ТБ». № 2 «Наблюдения за горящей свечой. Приемы обращения со спиртовкой, ее устройство» № 3 «Приготовление раствора с заданной массовой долей растворенного вещества» № 4 «Выращивание кристаллов соли» № 5 «Очистка поваренной соли» № 6 «Изучение процесса коррозии железа» Дополнительные работы: «Чистые вещества и смеси. Способы разделения неоднородных смесей» «Определение состава почвы» «Измерение массы тела и веществ с помощью весов и разновесов» «Измерение объема жидкости с помощью мерной посуды»



Предварительный просмотр:

   

                                                                                                                           

                           

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Зариповой Анны Альбертовны

учитель химии, высшей квалификационной категории

МБОУ «Ленино-Кокушкинской СОШ»

Пестречинского района Республики Татарстан

по учебному предмету «Химия», 7  класс.

2016 -2017 учебный год


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 

Рабочая программа по химии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Данная рабочая программа пропедевтического курса ориентирована на учащихся 7 классов и реализуется на основе следующих документов:

  1. Федерального закона от 29.12.2012 года №273 –ФЗ  «Об образовании в Российской Федерации»;
  2. Закон Республики Татарстан от 22.01.2013 года № 68 – 3 РТ «Об образовании»;

   3. Федерального компонента государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом от 17 декабря 2010г, №1897     НОМРФ; Приказа МО и Н РФ от 5 марта 2004 года №1089 «Об утверждении Федерального Компонента Государственных Образовательных Стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (с изменениями);

   4.Учебного плана МБОУ «Ленино-Кокушкинская средняя общеобразовательная школа»  Пестречинского муниципального района Республики Татарстан 2016-2017 учебный год.

Цель изучения пропедевтического курса химии: подготовить учащихся к изучению учебного предмета «Химия».

 Основные задачи изучения пропедевтического курса химии:

-разгрузить, насколько это возможно, курс химии основной школы;

-сформировать устойчивый познавательный интерес к химии;

-отработать те предметные знания и умения, в первую очередь экспериментальные умения, а также умения решать расчетные задачи; -рассказать о ярких, занимательных, эмоционально насыщенных эпизодах становления и развития химии;

-интегрировать знания по предметам естественного цикла основной школы на основе учебной дисциплины «Химия»

Общая характеристика учебного предмета

Курс химии основной школы предлагается изучать в два этапа: в статике — состав, строение и физические свойства веществ, и в динамике - химические свойства веществ, обусловленные их составом и строением. В 7-м классе учащиеся знакомятся с составом и классификацией веществ, рассматривают смеси веществ и их состав, изучают способы разделения смесей на основе физических свойств образующих эти смеси компонентов. Таким образом, курс химии 7-го класса реализует значительную часть первого этапа изучения школьной дисциплины.

Курс построен на идее реализации межпредметных связей химии с другими естественными дисциплинами, введенными в обучение ранее или параллельно с химией, а потому позволяет актуализировать химические знания учащихся, полученные на уроках природоведения, биологии, географии, физики и других наук о природе. В результате уменьшается психологическая нагрузка на учащихся с появлением новых предметов. Таким образом, формируется понимание об интегрирующей роли химии в системе естественных наук, значимости этого предмета для успешного освоения смежных дисциплин. В конечном счете, такая межпредметная интеграция способствует формированию единой естественнонаучной картины мира уже на начальном этапе изучения химии. В соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта в курсе подчеркивается, что химия — наука экспериментальная. Поэтому в 7-ом классе рассматриваются такие методологические понятия учебного предмета, как эксперимент, наблюдение, измерение, описание, моделирование, гипотеза, вывод.

Предложенный курс как в теоретической, так и в фактической своей части практико ориентирован: все понятия, законы и теории, а также важнейшие процессы, вещества и материалы даются в плане их практического значения, применения веществ в повседневной жизни и их роли в живой и неживой природе.

Роль и место предмета в федеральном базисном учебном плане.

Пропедевтический курс реализован за счет компонента образовательного учреждения МБОУ «Ленино-Кокушкинская СОШ» в 7 классах. Данная рабочая программа рассчитана на 35 учебных часов (из расчета 1 час в неделю, 35 учебных занятий в год).

Содержание тем пропедевтического  курса  7 класса

Тема 1. Предмет химии и методы ее изучения.(5/ ч). Что изучает химия. Египет — родина химии. Алхимия. Современная химия, ее положительное и отрицательное значение в жизни современного общества. Химия — наука о веществах, их свойствах и превращениях. Свойства веществ, как основа их применения. Явления с веществами. Физические свойства веществ и физические явления. Химические реакции. Признаки химических реакций. Наблюдение и эксперимент. Наблюдение. Гипотеза и эксперимент. Строение пламени. Фиксирование результатов эксперимента. Демонстрации. 1. Коллекция различных физических тел из одного вещества (стеклянной лабораторной посуды). 2. Коллекция «Свойства алюминия как основа его применения». 3. Взаимодействие мрамора с соляной кислотой. 4. Помутнение известковой воды. 5. Выпаривание раствора хлорида кальция. 6. Взаимодействие щелочи (с фенолфталеином) с кислотой. 7. Взаимодействие щелочи с раствором медного купороса. 8. Взаимодействие гидроксида меди (II) с кислотой. Лабораторные опыты. 1. Изучение пламени свечи. 2. Строение спиртовки. 3. Изучение пламени спиртовки.  Практическая работа №1. Знакомство с лабораторным оборудованием. Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете (лаборатории).  Практическая работа №2. Наблюдение за горящей свечой.

Тема 2. Строение веществ и их агрегатные состояния (2/ ч). Строение веществ. Атомы и молекулы. Диффузия. Броуновское движение. Основные положения атомно-молекулярного учения. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Агрегатные состояния веществ. Газы, особенности их строения и свойства. Жидкости, особенности их строения и свойства. Конденсация и кристаллизация. Твердые вещества. Кристаллические решетки. Аморфные вещества. Взаимные переходы между различными агрегатными состояниями веществ. Демонстрации. 1. Переходы воды в различных агрегатных состояниях. 2. Модели кристаллических решеток алмаза и графита. 3. Коллекция аморфных веществ и материалов и изделий из них. Лабораторные опыты. 1. Изучение диффузии дезодоранта в воздухе. 2. Растворение сахара в воде. 3. Диффузия ионов перманганата калия в водном растворе. 4. Проверка прибора для получения газа на герметичность.

Тема 3. Смеси веществ, их состав и способы разделения (10/ ч). Чистые вещества и смеси. Смеси гомогенные и гетерогенные. Природные смеси: воздух природный газ, нефть. Твердые жидкие, газообразные смеси в природе и в быту. Объемная доля компонента газовой смеси. Объемная доля компонента газовой смеси и расчеты с использованием этого понятия. Массовая доля растворенного вещества. Растворы, растворитель и растворенное вещество. Понятие о концентрации растворенного вещества. Массовая доля растворенного вещества и расчеты с использованием этого понятия. Массовая доля примесей. Технический образец вещества. Примеси. Массовая доля примесей и расчеты с использованием этого понятия. Разделение смесей. Очистка веществ. Разделение смесей просеиванием, флотацией, намагничиванием, отстаиванием и декантацией, центрифугированием и фильтрованием. Дистилляция и перегонка. Получение дистиллированной воды. Перегонка нефти. Нефтепродукты и их применение. Фракционная перегонка жидкого воздуха. Кристаллизация и выпаривание.

Демонстрации. 1. Коллекция мрамора различных месторождений. 2. Коллекция природных и бытовых смесей различных агрегатных состояний (природные и бытовые растворы, средства бытовой химии и гигиены). 3. Коллекция стекол и сплавов. 4. Диаграмма состава воздуха. 5. Аптечные и пищевые растворы с указанием их состава (знакомство с этикетками). 6. Образцы химических препаратов с указанием степени их чистоты (маркировка). 7. Просеивание муки. 8. Разделение смеси порошков железа и серы. 9. Разделение смеси с помощью делительной воронки. 10. Центрифугирование. 11. Фильтрование. 12. Коллекция фильтров бытового и специального назначения. 12. Лабораторная установка для дистилляции. 13. Коллекция нефтепродуктов. 14. Кристаллизаторы и кристаллизация. 15. Фарфоровая чашечка и выпаривание в ней.

Практическая работа №3. Приготовление раствора с заданной массовой долей растворенного вещества.

Практическая работа №4. Очистка поваренной соли.

Тема 4. Состав веществ. Химические знаки и формулы (3/ ч). Химические элементы. Простые и сложные вещества. Химический элемент как определенный вид атомов. Элементный состав Земли: ядра, мантии, литосферы, гидросферы и атмосферы. Неорганические и органические вещества. Химические знаки и химические формулы. Знаки химических элементов. Структура таблицы Д. И. Менделеева: периоды (большие и малые) и группы (главная и побочная подгруппы). Семейства элементов IA, IIА, VIIA и VIIIA групп. Информация, которую несут химические знаки и химическая формула. Относительная атомная и молекулярная массы. Водородная единица атомной массы. Относительная атомная и молекулярная массы. Массовая доля элемента в сложном веществе. Демонстрации. 1. Опыт, иллюстрирующий состав воздуха.

Тема 5. Простые вещества (2/ ч). Металлы. Век медный, бронзовый, железный. Сплавы. Значение металлов и сплавов. Физические свойства металлов. Представители металлов. Железо и его сплавы — чугуны и стали. Практическое значение их. Алюминий и его сплавы. Их роль в жизни современного общества. Золото, как металл ювелиров и мировых денег. Олово и его аллотропия. Применение олова. Неметаллы. Неметаллы — простые вещества: газы, жидкость и твердые. Кислород и озон и их применение на основе свойств. Сравнение свойств металлов и неметаллов.

Представители неметаллов. Фосфор, его аллотропия, свойства модификаций и их применение. Сера ромбическая и ее применение. Азот и его роль в жизни планеты и в жизни человека. Углерод и его аллотропия. Алмаз и графит в сравнении, их свойства, строение и применение. Активированный уголь. Адсорбция и ее применение.

Демонстрации. 1. Коллекция изделий и репродукций изделий из металлов и сплавов. 2. Коллекция «Металлы и сплавы». 3. Коллекция «Чугуны и стали». 4. Коллекция «Олово и изделия из него». 5. Получение озона. 6. Распознавание кислорода. 7. Получение белого фосфора. 8. Горение серы и обесцвечивание красок сернистым газом. 9. Модели кристаллических решеток алмаза и графита. 10. Адсорбция оксида углерода (IV) активированным углем. 11. Устройство противогаза.

Тема 6. Сложные вещества (12/ ч). Валентность. Валентность как свойство атомов химического элемента соединяться с определенным числом атомов другого элемента. Единица валентности. Элементы с постоянной и переменной валентностью. Структурные формулы. Бинарные соединения. Составление формул таких соединений по валентности элементов и определение валентности по формулам. Оксиды. Оксиды, их состав и названия.

Оксиды молекулярного и немолекулярного строения. Представители оксидов. Оксиды углерода (II) и (IV), вода, оксид кремния (IV): их строение, свойства, роль в живой и неживой природе и применение. Кислоты. Состав кислот. Валентность кислотного остатка. Классификация кислот по основности, наличию кислорода в составе молекулы и растворимости. Таблица растворимости кислот в воде. Индикаторы и изменение их окраски в кислотной среде. Кислоты органические и неорганические. Представители кислот. Серная и соляная кислоты, их свойства и применение. Основания. Состав оснований. Гидроксогруппа и ее валентность. Составление формул оснований по валентности металла. Классификация оснований по признаку растворимости. Изменение окраски индикатора в щелочной среде. Представители оснований. Щелочи: гидроксиды натрия, калия и кальция. Соли. Состав солей. Составление формул солей кислородных кислот.

Название солей. Классификация солей по признаку растворимости. Представители солей. Галит и кальцит, их природные разновидности, строение, свойства и применение. Классификация неорганических веществ. Обобщение и повторение сведений о веществах по курсу 7-го класса.

Демонстрации. 1. Шаростержневые модели молекул некоторых бинарных соединений. 2. Модели молекул или кристаллических решеток оксидов молекулярного и немолекулярного строения. 3. Переход воды из одного агрегатного состояния в другое. 4. Образцы органических и минеральных кислот. 5. Тепловой эффект при разбавлении серной кислоты. 6. Обугливание серной кислотой бумаги и сахара. 7. Тепловые эффекты при растворении щелочей в воде. 8.. Получение окрашенных нерастворимых оснований.

Лабораторные опыты. 1. Изменение окраски индикаторов в кислотной среде. 2. Изменение окраски индикаторов в щелочной среде.

  1. Требования к уровню подготовки учащихся
  • Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций: умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность; использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа; определение сущностных характеристик изучаемого объекта; умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства; оценивание и корректировка своего поведения в окружающем мире.
  • При выполнении творческих работ формируется умение определять адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов, комбинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них, мотивированно отказываться от образца деятельности, искать оригинальные решения. Учащиеся должны научиться представлять результаты индивидуальной и групповой познавательной деятельности в форме исследовательского проекта, публичной презентации. Реализация поурочно-тематического плана обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности.
  • Требования к уровню подготовки обучающихся включают в себя как требования, основанные на усвоении и воспроизведении учебного материала, понимании смысла химических понятий и явлений, так и основанные на более сложных видах деятельности: объяснение физических и химических явлений, приведение примеров практического использования изучаемых химических явлений и законов.   Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно ориентированного подходов, овладение  учащимися способами интеллектуальной и практической деятельности, овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.В результате изучения химии в 7 классе ученик должен
  • знать/понимать
  • химическую символику: знаки некоторых химических элементов,
  • важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительная атомная и молекулярная массы, агрегатное состояние вещества.
  • уметь
  • называть: некоторые химические элементы и соединения изученных классов;
  • объяснять: отличия физических явлений от химических;
  • характеризовать: способы разделения смесей, признаки химических реакций;
  • составлять: рассказы об ученых, об элементах и веществах;
  • обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;
  • распознавать опытным путем: кислород, углекислый газ, известковую воду и некоторые другие вещества при помощи качественных реакций;
  • вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения, объемную долю газа в смеси, массовую долю вещества в растворе, массовую долю примесей;
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

безопасного обращения с веществами и материалами;

экологически грамотного поведения в окружающей среде;

оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;

критической оценки информации о веществах, используемых в быту;

приготовления растворов заданной концентрации.

  • Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

 Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся по курсу «Химия».

Для контроля уровня достижений учащихся используются такие виды контроля как текущий, тематический, итоговый контроль; формы контроля: контрольная работа, дифференцированный индивидуальный письменный опрос, самостоятельная проверочная работа, практическая работа, тестирование, химический диктант, письменные домашние задания, компьютерный контроль. Виды домашних заданий: Работа с текстом учебника,  выполнение упражнений,  решение задач, индивидуальные задания, подготовка докладов, сообщений, составление схем, разработка презентаций, тестовые задания.

1. Оценка устного ответа. Отметка «5»: - ответ полный и правильный на основании изученных теорий; - материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком; - ответ самостоятельный.

Ответ «4» ;

- ответ полный и правильный на сновании изученных теорий; - материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.

Отметка «3» :

- ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязный.

Отметка «2» :

- при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя, отсутствие ответа.

2. Оценка экспериментальных умений.

- Оценка ставится на основании наблюдения за учащимися и письменного отчета за работу. Отметка «5»: - работа выполнена полностью и правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы; - эксперимент осуществлен по плану с учетом техники безопасности и правил работы с веществами и оборудованием; - проявлены организационно - трудовые умения, поддерживаются чистота рабочего места и порядок (на столе, экономно используются реактивы).

Отметка «4» : - работа выполнена правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы, но при этом эксперимент проведен не полностью или допущены несущественные ошибки в работе с веществами и оборудованием.

Отметка «3»:

- работа выполнена правильно не менее чем наполовину или допущена существенная ошибка в ходе эксперимента в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности на работе с веществами и оборудованием, которая исправляется по требованию учителя.

Отметка «2»:

- допущены две (и более) существенные ошибки в ходе: эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя;

- работа не выполнена, у учащегося отсутствует экспериментальные умения.

3. Оценка умений решать расчетные задачи.

Отметка «5»: - в логическом рассуждении и решении нет ошибок, задача решена рациональным способом;

Отметка «4»: - в логическом рассуждении и решения нет существенных ошибок, но задача решена нерациональным способом, или допущено не более двух несущественных ошибок.

Отметка «3»: - в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущена существенная ошибка в математических расчетах.

Отметка «2»: - имеется существенные ошибки в логическом рассуждении и в решении. - отсутствие ответа на задание.

4. Оценка письменных контрольных работ.

Отметка «5»: - ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка.

Отметка «4»: - ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок.

Отметка «3»: - работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существенная ошибка и при этом две-три несущественные.

Отметка «2»: - работа выполнена меньше чем наполовину или содержит несколько существенных ошибок. - работа не выполнена.

При оценке выполнения письменной контрольной работы необходимо учитывать требования единого орфографического режима.

5. Оценка тестовых работ. Тесты, состоящие из пяти вопросов можно использовать после изучения каждого материала (урока). Тест из 10—15 вопросов используется для периодического контроля. Тест из 20—30 вопросов необходимо использовать для итогового контроля.

При оценивании используется следующая шкала: для теста из

пяти вопросов

• нет ошибок — оценка «5»;

• одна ошибка - оценка «4»;

• две ошибки — оценка «З»;

• три ошибки — оценка «2».

Для теста из 30 вопросов:

• 25—З0 правильных ответов — оценка «5»;

• 19—24 правильных ответов — оценка «4»;

• 13—18 правильных ответов — оценка «З»;

• меньше 12 правильных ответов — оценка «2».

6. Оценка реферата. Реферат оценивается по следующим критериям: • соблюдение требований к его оформлению; • необходимость и достаточность для раскрытия темы приведенной в тексте реферата информации; • умение обучающегося свободно излагать основные идеи, отраженные в реферате;

• способность обучающегося понять суть задаваемых членами аттестационной комиссии вопросов и сформулировать точные ответы на них.

УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ХИМИИ

Класс: 7

Учитель: Зарипова Анна Альбертовна

Количество часов не более 35 часов. В неделю 1 час.

Плановых контрольных работ -2; Практических работ- 4

Учебное пособие И.Г. Остроумов О.С. Габриелян «Введение в химию. Вещества» 7 класс. – М.: «Сиринъпрема», 2007.

№ п/п

Название  темы

Количество часов

уроки

Практические работы

Контрольные работы

1

Тема 1. Предмет химии и методы ее изучения

5

3

2

2

Тема 2. Строение веществ и их агрегатные состояния

2

2

3

Тема 3. Смеси веществ, их состав и способы разделения

10

7

2

1

4

Тема 4. Состав веществ. Химические знаки и формулы

3

3

5

Тема 5. Простые вещества

4

4

6

Тема 6. Сложные вещества

11

10

1

Итого:

35

29

4

2

Тематическое  планирование   7  класса (базовый уровень)

п/п

Раздел программы

Тема урока

Количество часов

Элементы содержания

1

Тема 1. Предмет химии и методы ее изучения

(5ч.)

Что изучает химия?

1

Египет — родина химии. Алхимия. Современная химия, ее положительное и отрицательное значение в жизни современного общества. Химия — наука о веществах, их свойствах и превращениях. Свойства веществ, как основа их применения.

2

Явления с веществами

1

Физические свойства веществ и физические явления. Химические реакции. Признаки химических реакций.

3

Наблюдение и эксперимент

1

Наблюдение. Гипотеза и эксперимент. Строение пламени. Фиксирование результатов эксперимента.

4

Практическая работа 1. Знакомство с лабораторным оборудованием. Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете (лаборатории).

1

Знакомство с лабораторным оборудованием. Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете (лаборатории).

5

Практическая работа 2. Наблюдение за горящей свечой

1

Наблюдение за горящей свечой.

6

Тема 2. Строение веществ и их агрегатные состояния  (2ч.)

Строение вещества

1

Атомы и молекулы. Диффузия. Броуновское движение. Основные положения атомно-молекулярного учения. Вещества молекулярного и немолекулярного строения.

7

Агрегатные состояния веществ

1

Газы, особенности их строения и свойства. Жидкости, особенности их строения и свойства. Конденсация и кристаллизация. Твердые вещества. Кристаллические решетки. Аморфные вещества. Взаимные переходы между различными агрегатными состояниями веществ

8

Тема 3. Смеси веществ, их состав и способы разделения

(10ч.)

Чистые вещества и смеси

1

Смеси гомогенные и гетерогенные. Природные смеси: воздух, природный газ, нефть. Твердые, жидкие, газообразные смеси в природе и в быту.

9

Объемная доля компонента газовой смеси.

1

Объемная доля компонента газовой смеси и расчеты с использованием этого понятия.

10

Массовая доля растворенного вещества.

1

Растворы, растворитель и растворенное вещество. Понятие о концентрации растворенного вещества. Массовая доля растворенного вещества и расчеты с использованием этого понятия.

11

Массовая доля примесей

1

Технический образец вещества. Примеси. Массовая доля примесей и расчеты с использованием этого понятия

12

Разделение смесей

1

Очистка веществ. Разделение смесей просеиванием, флотацией, намагничиванием, отстаиванием и декантацией, центрифугированием и фильтрованием

13

Дистилляция и перегонка

1

Получение дистиллированной воды. Перегонка нефти. Нефтепродукты и их применение. Фракционная перегонка жидкого воздуха. Кристаллизация и выпаривание

14

Практическая работа 3. Приготовление раствора с заданной массовой долей растворенного вещества

1

Приготовление раствора с заданной массовой долей растворенного вещества

15

Практическая работа 4. Очистка поваренной соли

1

 Очистка поваренной соли

16

Подготовка к контрольной работе

«Смеси веществ и их состав»

1

«Смеси веществ и их состав». Повторение и обобщение темы, решение задач и упражнений.

17

Контрольная работа 1 по теме: «Смеси веществ и их состав»

1

18

Тема 4. Состав веществ. Химические знаки и формулы

(3ч.)

Химические элементы. Простые и сложные вещества

1

Химический элемент как определенный вид атомов. Элементный состав Земли: ядра, мантии, литосферы, гидросферы и атмосферы. Неорганические и органические вещества

19

Химические знаки и химические формулы

1

Знаки химических элементов. Структура таблицы Д. И. Менделеева: периоды (большие и малые) и группы (главная и побочная подгруппы). Семейства элементов IA, IIА, VIIA и VIIIA групп. Информация, которую несут химические знаки и химическая формула

20

Относительные атомная и молекулярная массы

1

Водородная единица атомной массы. Относительная атомная и молекулярная массы. Массовая доля элемента в сложном веществе

21

Тема 5. Простые вещества

(4 ч.)

Металлы

1

Век медный, бронзовый, железный. Сплавы. Значение металлов и сплавов. Физические свойства металлов.

22

Представители металлов

1

Железо и его сплавы — чугуны и стали. Практическое значение их. Алюминий и его сплавы. Их роль в жизни современного общества. Золото, как металл ювелиров и мировых денег. Олово и его аллотропия. Применение олова

23

Неметаллы

1

Неметаллы — простые вещества: газы, жидкость и твердые. Кислород и озон и их применение на основе свойств. Сравнение свойств металлов и неметаллов.

24

Представители неметаллов

1

Фосфор, его аллотропия, свойства модификаций и их применение. Сера ромбическая и ее применение. Азот и его роль в жизни планеты и человека. Углерод и его аллотропия. Алмаз и графит в сравнении, их свойства, строение и применение. Активированный уголь. Адсорбция и ее применение

25

Тема 6. Сложные вещества (11 ч)

Валентность

1

Валентность как свойство атомов химического элемента соединяться с определенным числом атомов другого элемента. Единица валентности. Элементы с постоянной и переменной валентностью. Структурные формулы. Бинарные соединения. Составление формул таких соединений по валентности элементов и определение валентности по формулам

26

Оксиды

1

Оксиды, их состав и названия. Оксиды молекулярного и немолекулярного строения.

27

Кислоты

1

Состав кислот. Валентность кислотного остатка. Классификация кислот по основности, наличию кислорода в составе молекулы и растворимости. Таблица растворимости кислот в воде. Индикаторы и изменение их окраски в кислотной среде. Кислоты органические и неорганические.

28

Основания

1

Состав оснований. Гидроксогруппа и ее валентность. Составление формул оснований по валентности металла. Классификация оснований по признаку растворимости. Изменение окраски индикатора в щелочной среде.

29

30

Соли

2

Состав солей. Составление формул солей кислородных. кислот. Название солей. Классификация солей по признаку растворимости.

31

32

Классификация неорганических веществ

2

Обобщение и повторение сведений о веществах по курсу 7-го класса. Решение задач и упражнений.

33

Подготовка к контрольной работе

1

Обобщение и повторение сведений о веществах по курсу 7-го класса

Решение задач и упражнений.

34

Контрольная работа 2 по теме «Классификация неорганических веществ»

1

35

Анализ контрольной работы

1

Обобщение и повторение сведений о веществах по курсу 7-го класса

Решение задач и упражнений.

                Литература и средства обучения

Рабочая программа ориентирована на использование:

И.Г. Остроумов, И.В. Аксѐнова, Т.В. Сажнева Методическое пособие к учебнику И.Г. Остроумова, О.С. Габриеляна «Введение в химию. Вещества» (7 класс). Пособие для учителя. – М.: «Сиринъпрема»,

Учебное пособие И.Г. Остроумов О.С. Габриелян «Введение в химию. Вещества» 7 класс. . – М.: «Сиринъпрема», 2007.

           MULTIMEDIA – поддержка курса «Химия»

            Электронные уроки и тесты. Химия в школе. – «Просвещение-медиа», 2007-2008

    Интернет-ресурсы:

http://school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.



Предварительный просмотр:

Отчет об инновационной деятельности за 2016 год

Информационная карта инновационной деятельности

Полное наименование образовательной организации

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Ленино-Кокушкинская средняя общеобразовательная школа»

Контактные данные: почтовый адрес, телефон, адрес официального сайта, электронная почта

Республика Татарстан, Пестречинский район, село Ленино-Кокушкино, улица Техническая дом 8 кв.2

Моб.тел 89050233112, http://nsportal.ru/zaripova-anna-albertovna 

zara 020746@mail.ru 

Тема инновационной разработки

«Апробация и внедрение пропедевтического курса «Химия -7»

Автор инновационной разработки

Зарипова Анна Альбертовна, учитель химии

Краткое описание инновационной разработки (актуальность, новизна, цель, задачи, ресурсы, содержание работы, полученные результаты, либо ожидаемые результаты).

Актуальность.

Изучение химии с 7-ого класса помогает на более раннем этапе обучения пробудить у школьников интерес и выявить склонности к науке, а значит, способствует осознанному выбору учащимися химического профиля для дальнейшего образования и направляет на выбор профессии. Одним из значимых критериев деятельности для меня является рост мотивации к изучению предмета. Понимание значимости высокой, устойчивой мотивации к изучению предмета для успешности освоения общеобразовательной программы по химии, побудило меня выстроить систему диагностики мотивации учащихся. Вышеизложенные проблемы обусловили выбор темы педагогического проекта «Подготовка обучающихся к изучению химии средствами пропедевтического курса «Введение в химию вещества». 

Цель: повысить эффективность обучения химии на протяжении всего периода обучения в средней школе за счет введения  пропедевтического курса по предмету.

Объект проекта: процесс пропедевтического изучения химии в 7 классах. 

Предмет проекта: пропедевтический курс.

Гипотеза проекта: введение пропедевтического курса химии в 7 классах школы будет способствовать повышению качества знаний учащихся, уровня сформированности предметных и интеллектуальных умений, интереса к предмету, а также уменьшит интенсивность прохождения учебного материала в 8 классе.

Для реализации поставленной цели и для проверки выдвинутой гипотезы необходимо решить следующие задачи:

- На основе анализа психолого-педагогической, предметной и методической литературы исследовать состояние проблемы в современном образовании.

- Определить теоретико-методологические и дидактико-методические основы исследования.

- Экспериментально подтвердить эффективность введения пропедевтического курса химии.

Разработать рабочую программу пропедевтического курса химии для 7 классов. Провести апробацию пропедевтического курса. Внести корректировки в рабочую программу по химии за 8 класс.

Проект реализуется в три этапа на базе МБОУ «Ленино-Кокушкинская СОШ».

На первом этапе  – поисково-диагностическом изучалось состояние проблемы в теории и практике обучения химии; анализировалась психолого-педагогическая литература; была выдвинута рабочая гипотеза; определены задачи проекта.

На втором этапе – теоретико-экспериментальном разработана и апробируется в учебно-воспитательном процессе рабочая программа пропедевтического курса для 7-х классов «Введение в химию вещества».

На третьем этапе – обобщающем планируется проверка и обработка результатов проекта, обобщение, систематизация, описание полученных результатов, внедрение результатов в школьную практику.

Для решения поставленных задач использовались теоретические методы исследования: анализ психолого-педагогической, методической и предметной литературы по проблеме исследования; эмпирические методы исследования: наблюдение, педагогический эксперимент; методы количественной и статистической обработки экспериментальных данных: тестирование, анкетирование и др.

Научная новизна и теоретическая значимость проекта состоит в том, что:

1.Обоснованы роль и место пропедевтического курса химии в системе общего химического образования.

2.Разработаны  теоретико-методические основы пропедевтического обучения химии для учащихся 7 классов.

3.Созданы теоретическая модель и целостная методика обучения учащихся пропедевтическому курсу химии.

4.Разработано дидактико-методическое обеспечение пропедевтического курса химии (программа).

 Практическая значимость проекта состоит в создании рабочей программы пропедевтического курса химии, которая успешно реализуется в настоящее время во всех 7 классах МБОУ «Ленино-Кокушкинская СОШ», что отражается на эффективности образовательного процесса и усовершенствовании методов преподавания. Материалы настоящего проекта могут быть использованы педагогами в процессе обучения химии. 

Анализируя полученные результаты, мы видим результативность процесса обучения химии с 7 класса.

Введение пропедевтического курса способствует повышению качества знаний обучающихся, уровня сформированности предметных и интеллектуальных умений, а также сознательному выбору обучающимися химико-биологического профиля обучения в старшей школе. 

Необходимо дальнейшее исследование педагогических возможностей пропедевтической работы на уроках химии для формирования устойчивого познавательного интереса к предмету и целостной химической картины мира как составной части естественнонаучной картины.

Сведения о распространении инновационного опыта:

-участие в научно-практических конференциях;

-открытые уроки по инновационной деятельности на уровне муниципального района и республики;

Участие в конкурсах, семинарах по инновационному направлению деятельности; -печатные работы за отчетный период

- Выступление с обобщением опыта работы в рамках программы повышения квалификации «Совершенствование профессиональных компетенций учителя химии ( в том числе ИКТ-компетенций) в условиях введения ФГОС ООО» по теме: «Инновации в подготовке учащихся к Государственной итоговой аттестации и ЕГЭ по химии», Представлена и опубликована проект-программа «Внеурочная исследовательская деятельность, как фактор развития познавательной мотивации предмета химия»./Рецензия Гильманшиной С.И. д.п.н., к.хим.н., профессора, зав.кафедрой химического образования Химического института им. А.М. Бутлерова КФУ. 2014г. 

-Научно-практическая республиканская конференция Взаимодействие школы и вуза в реализации приоритетных направлений развития школьного образования: опыт, проблемы, перспективы» Казанский федеральный университет, на базе гимназии № 90 г. Казани. Выступление с докладом «Роль пропедевтического курса химия -7 в формировании естественнонаучного мышления». 2016г.

-Районный семинар методического объединения учителей химии, биологии и географии «Пути интеграции учебной и внеурочной деятельности в духовно-нравственном воспитании учащихся в условиях реализации ФГОС ООО». Опыт работы учителя химии Зариповой А.А. Апробация и внедрение пропедевтического курса «ХИМИЯ-7». Февраль 2016

-Районный семинар консультация «Педагогическая мастерская инновационной деятельности». Актуальные проблемы реализации ФГОС общего образования. Опыт работы учителя химии Зариповой А.А. Апробация и внедрение пропедевтического курса «ХИМИЯ-7» в рамках республиканской инновационной площадки КФУ. Март 2016.

-Выступление на всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Развитие творческого потенциала личности в процессе обучения естественно-географических дисциплин в школе и в вузе». г.Казань 2016г. 

Публикация статей:

-«Принципы выявления и пути развития одаренных детей в школе»  в сборнике материалов Международной молодежной конференции./Рецензия к. психол. н., Чиркиной С.Е./ -«Формирование профессионального самоопределения учащихся через проектно-практическую деятельность» в сборнике материалов «Кирпичниковские чтения». 2012 год.

-«Формирование инновационного мышления у школьников через разработку проектов» в сборнике материалов VI республиканской научно-методической конференции педагогов. 2013г.

-«Школьная полевая лаборатория» в сборнике материалов VII республиканской научно-методической конференции педагогов.2014г.

-«Роль школьного музея в преподавании географии» Сборник КФУ. 2016. 

Сведения, подтверждающие эффективность инновационной разработки (положительная динамика)

-конкурсное  движение, участие в олимпиадах, смотрах, конкурсах обучающихся (муниципальный, республиканский, всероссийский уровень;

-качество образования (высокобальники)

-Являюсь руководителем  школьного научного общества «Юный химик» и руководителем муниципальной базовой химической площадки (Приказ №178/2 от 06.08.2013г.)

Результатом, подтверждающие эффективность инновационной разработки, являются следующие достижения учащихся:

2012г. Галиуллина И. Федулов А. Победители V муниципальной химической конференции.

2013г. Хасанова А., Гумарова Д. Победители VI муниципальной химической конференции. 

2012г., Закирова Д. Лауреат Международной молодежной конференции "Поддержка талантливых детей и молодежи в рамках реализации непрерывного профессионального образования".

2013г. Зиннатов И., призер муниципального тура Всероссийской олимпиады школьников по химии.

2014г. Синичкина А., призер муниципального тура Всероссийской олимпиады школьников по химии. 2015г. Победитель муниципального тура Всероссийской олимпиады школьников.

2014г. Гумарова Д. Призер XII межрегиональных юношеских научно исследовательских чтений им. Каюма Насыйри (Диплом III степени).

2015г. Гумарова Д. Победитель в  в Республиканском экологическом фестивале «Зеленая планета» ( Диплом I cт.). 

За пять последних лет показатели успеваемости стабильны и составляют 100%, наблюдается положительная динамика качества образования по предмету химия с 51% до 59%.

 Результаты ОГЭ по химии в 2012-13гг. – ср.балл.5 (РТ- 4,18), 2014-15гг. ср.балл 4,5(РТ - 4,4). 2015-16г. ср.балл 4,7( РТ-3,9).

Результаты ЕГЭ по химии в 2013г.- ср. балл 82 (РТ -75); 2014г. - ср.балл 63 (РТ- 62,5); 2015г.- ср.балл 70 (РТ — 64).

Форма представления инновационной деятельности:

-Мастер-класс учителя по инновационной деятельности в рамках программы ПК;

-Семинар-практикум для слушателей  программы ПК (на базе ОО);

Элективный курс в рамках заявленной темы;

Открытый урок по инновационной деятельности на уровне муниципального района, республики;

-печатные работы;

-разработки

Мастер-класс учителя по инновационной деятельности в рамках программы ПК.

-печатные работы.