Инновационная деятельность на базе КФУ

Ахметзянов Зефир Загидович

Геологические знания имеют важное мировоззренческое значение, как в системе интеллектуального развития личности, так и в повышении экологической безопасности общества. Взаимодействие музея и школы определяется тем, что в школьном музее обучение и воспитание ведется на основе подлинных памятников естественной истории, материальной и духовной культуры.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Отчет об инновационной деятельности за 2016 год

Информационная карта инновационной деятельности

Полное наименование образовательной организации

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Ленино-Кокушкинская средняя общеобразовательная школа»

Контактные данные: почтовый адрес, телефон, адрес официального сайта, электронная почта

Республика Татарстан, Пестречинский район село Ленино-Кокушкино улица Техническая дом 8 кв.2

Моб.тел 89179199582,  http://nsportal.ru/akhmetzyanov-zefir-zagidovich,   3307000075@edu.tatar.ru 

Тема инновационной разработки

«Модель внеурочной деятельности - Школьный Геологический музей» в республиканской инновационной площадке (РИП). КФУ. 2015г.      

Автор инновационной разработки

Ахметзянов Зефир Загидович, учитель географии.

Краткое описание инновационной разработки (актуальность, новизна, цель, задачи, ресурсы, содержание работы, полученные результаты, либо ожидаемые результаты).

Актуальность.

    Геологические знания имеют важное мировоззренческое значение, как в системе интеллектуального развития личности, так и в повышении экологической безопасности общества. Взаимодействие музея и школы определяется тем, что в школьном  музее обучение и воспитание ведется на основе подлинных памятников естественной истории, материальной и духовной культуры.

   Уже многие годы в нашей школе существует геологический музей, который был создан юными геологами. В геологический кружок объединяются школьники, которые в ходе массовой внеклассной работы по географии проявили интерес к этой науке,  руководителем кружка «Юный геолог» является учитель географии. Кружковые занятия имеют громадное преимущество перед уроками в том, что здесь предоставляется возможность прорабатывать любую тему, касающуюся геологии, глубоко и равностороннее. Это обусловливает и большие учебно-воспитательные возможности, высокую эффективность таких занятий со школьниками. На кружковых занятиях необходимо добиваться осознанного восприятия учащимися даже самых сложных понятий, формирования пространственного воображения и способности представить что-либо в движении и развитии. Особенно велика эффективность воспитывающей функции кружковых занятий.

     Основной задачей геологического кружка является изучение, как ближайших окрестностей, так и более или менее отдаленных мест. Это позволяет наглядно показать учащимся многое из того, о чем они узнали из учебников и рассказов учителя на уроке, или о чем им еще предстоит узнать из школьного курса географии. Современная геология - это целая система наук о Земле. Она изучает внутреннее и внешнее строение нашей планеты, в котором взаимодействуют литосфера, гидросфера, атмосфера и магнитосфера. Особое внимание мы обращали на такие примечательные образования, как оползни, карстовые провалы, обрывы, выходы коренных пород. Оползень хорошо нанести на план, определить направление движения грунта, обозначить на плане образовавшиеся складки, разрывы почвенного покрова, выходы грунтовых вод. Внимательный осмотр места оползня помогает найти объяснение причин его возникновения.

     Изучение минералогического состава горных пород позволяет составить довольно полную картину геологического прошлого данной местности. Пестречинский район находится на Восточно-Европейской равнине, поэтому приходилось пользоваться случайными обнажениями пород на Бутырском карьере, обрывах, в выемках шоссейных дорог. Но и эти возможности позволяют судить о характерных чертах строения и состава поверхностных слоев земной коры в данной местности. Собирали, в основном, только наиболее характерные образцы небольших размеров, откалывая нужные части. Каждый экземпляр заворачивали в бумагу, на которой записывали место находки и её название. Но если сразу же трудно определить породу, то лучше отложить эту работу до возвращения в школу, где с помощью справочников можно уточнить название и основные особенности образца. Во всех случаях надо более подробно описывать место и условия залегания данного образца. Это значит указать на плане место находки, записать среди каких пород находился образец. Такая работа позволит легко и быстро разобраться в нем по возвращении в школу и уверенно использовать собранные материалы. Особое внимание надо уделять полезным ископаемым. Ведь бурно развивающееся хозяйство страны нуждается все в большом количестве топлива, металла, строительных материалов. Особенно это важно для нашего Пестречинского района, т.к. район дотационный, было бы здорово, если обнаружили какое-либо месторождение полезных ископаемых. Поиск может увенчаться неожиданным успехом - обнаружить еще не известное никому месторождение любого полезного ископаемого. Большое внимание было уделено на нахождение минеральных источников, т.к. в Пестречинском районе очень много родников. Если предполагается, что найден минеральный источник, то надо обязательно его внимательно обследовать. Можно объяснить геоморфологическое и геологическое строение местности, в частности, по составу водоносных слоев можно судить о характере минерализации воды источника. Нами было установлено, что подземные источники около села Ленино-Кокушкино, Рыбхоз, Бутырки, Салкын-Чишма содержат много карбонатов. Но, к сожалению, минеральных источников не обнаружили. Также нами была изучена водная и ветровая эрозия. Подземные и надземные воды растворяют многие породы, в результате образуются пустоты и овраги. Членами геологического кружка был собран огромный материал по геологическому строению Пестречинского района, эти материалы были размещены в геологическом музее школы. Члены кружка составили карту полезных ископаемых района, описали геологическое строение и рельеф Пестречинского района.

Сведения о распространении инновационного опыта:

-участие в научно-практических конференциях;

-открытые уроки по инновационной деятельности на уровне муниципального района и республики;

Участие в конкурсах, семинарах по инновационному направлению деятельности; -печатные работы за отчетный период

-Выступление с докладом «Роль школьного геологического музея в преподавании географии» на всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Развитие творческого потенциала личности в процессе обучения естественно-географических дисциплин в школе и в вузе: предметный и метапредметный подход». г.Казань 2016г. 

-Диплом I степени в Республиканском конкурсе учителей и школьников «География в жизни». КФУ. 2016г.

-Научно-практическая республиканская конференция Взаимодействие школы и вуза в реализации приоритетных направлений развития школьного образования: опыт, проблемы, перспективы» Казанский федеральный университет, на базе гимназии № 90 г. Казани. Выступление с докладом  «Работа с одаренными детьми». 2016г.

-Районный семинар методического объединения учителей химии, биологии и географии: «Пути интеграции учебной и внеурочной деятельности в духовно-нравственном воспитании учащихся в условиях реализации ФГОС ООО». Доклад:«Модель внеурочной деятельности - Школьный Геологический музей» в республиканской инновационной площадке (РИП). КФУ. 2015г. Февраль 2016г.

-Районный семинар консультация «Педагогическая мастерская инновационной деятельности». Доклад «Модель внеурочной деятельности - Школьный Геологический музей» в республиканской инновационной площадке (РИП). КФУ. 2015г. Март 2016г.

-Выступление из опыта работы на VI республиканской научно-методической конференции педагогов общеобразовательных учреждений, преподавателей учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования «Практика и тенденции социального партнерства в системе школа –СПО- ВУЗ». г.Казань 2013г.

-Выступление с обобщением опыта работы в рамках программы повышения квалификации учителей географии РТ по проблеме: «Инновации в подготовке учащихся к Государственной итоговой аттестации и Единому государственному экзамену по географии». Приволжский межрегиональный центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Института психологии и образования ФГАОУ ВПО "Казанский (Приволжский) федеральный университет" 2014г. 

-Выступление на VII республиканской научно-методической конференции педагогов общеобразовательных учреждений, преподавателей учреждений среднего и высшего профессионального образования. КНИТУ г. Казань 2014г.

Публикация статей:

-«Работа с одаренными детьми по географии» в сборнике материалов Международной молодежной конференции. КНИТУ 2012г.

-«Краеведение в преподавание географии» в сборнике материалов VI республиканской научно-методической конференции педагогов. 2013г.

-«Работа с одаренными детьми в XXI веке» в сборнике материалов VII республиканской научно-методической конференции педагогов. КНИТУ. 2014г.

-«Роль школьного музея в преподавании географии» Сборник КФУ. 2016г. 

Сведения, подтверждающие эффективность инновационной разработки (положительная динамика)

-конкурсное  движение, участие в олимпиадах, смотрах, конкурсах обучающихся (муниципальный, республиканский, всероссийский уровень;

-качество образования (высокобальники)

-Являюсь руководителем школьного геологического музея и школьного научного общества «Юный геолог».

Результатом, подтверждающие эффективность инновационной разработки, являются следующие достижения учащихся:

2012 год- Юсупова А. Победитель в номинации «География» в X Рождественских чтениях. (Диплом I место.)

2013-14г. Коробочкин М. является участником регионального этапа и призером муниципального тура Всероссийской олимпиады школьников по географии.

2014г. Миронов Д. Призер XII межрегиональных юношеских научно исследовательских чтений им. Каюма Насыйри (Диплом II степени).

2015г. Синичкина А. Призер Республиканского конкурса «Нобелевские надежды 2015» (Диплом II степени)

2015. Миронов Д. Призер Республиканской полевой олимпиады юных геологов (Диплом III место).

За пять последних лет показатели успеваемости стабильны и составляют 100%, наблюдается положительная динамика качества образования по предмету география: 2011-12гг.-58,5%; 2012-13гг.-59%; 2013-14уч.г.-59,5%; 2014-15уч.г.-60%; 2015-16уч.г.-60%.

Форма представления инновационной деятельности:

-Мастер -класс учителя по инновационной деятельности в рамках программы ПК;

-Семинар-практикум для слушателей  программы ПК (на базе ОО);

Элективный курс в рамках заявленной темы;

Открытый урок по инновационной деятельности на уровне муниципального района, республики;

-печатные работы;

-разработки

-Мастер -класс учителя по инновационной деятельности в рамках программы ПК.

-печатные работы.



Предварительный просмотр:

УДК 372.891    

Роль школьного геологического музея в преподавании географии

Ахметзянов Зефир Загидович, учитель географии МБОУ «Ленино-Кокушкинская СОШ», 3307000075@edu.tatar.ru,  89179199582

Зарипова Анна Альбертовна, учитель химии МБОУ «Ленино-Кокушкинская СОШ», 3307000184@edu.tatar.ru, 89170233112

Аннотация. Геологические знания имеют важное мировоззренческое значение, как в системе интеллектуального развития личности, так и в повышении экологической безопасности общества. Взаимодействие музея и школы определяется тем, что в школьном  музее обучение и воспитание ведется на основе подлинных памятников естественной истории, материальной и духовной культуры.

Ключевые слова: геология, географическая оболочка, рельеф, минералогический состав, минеральный источник, палеонтологические образцы.

Abstract: Geological knowledge has important philosophical significance as in the intellectual development of the individual, and in improving the environmental safety of the public. The interaction of the museum and the school is determined by the fact that in the school museum education and training is based on the true monuments of natural history, material and spiritual culture.

Keywords: geology, geographic shell, relief, mineralogical composition, mineral spring, paleontological specimens.

Современный этап в развитии географического образования характеризуется ориентацией его содержания на формирование у школьников географической картины мира. В основе получаемой школьниками информации лежат знания о природных закономерностях функционирования географической оболочки. Для познания географической оболочки необходимо знать состав, свойства слагающих ее частей, изучить процессы, формирующие каждую из геосфер. В географическом образовании одной из основополагающей является геологическая составляющая. Ознакомление школьников с литогенной основой является важнейшей задачей для понимания закономерностей процессов и явлений, происходящих в географической оболочке.

Одним из важнейших условий формирования глубоких и всесторонних знаний о строении, составе литосферы, процессах, происходящих в ней, является геологический музей. Подлинность музейной информации придает полученным знаниям особую убедительность и достоверность. Школьные коллекции, используемые в учебном процессе, представляют собой набор минералов и горных пород, характеризующий состав литосферы, дающий представление о происхождении и использовании тех или иных компонентов литосферы. Это и палеонтологические образцы, дающие возможность изучить историю развития растительного и животного мира. С нашей точки зрения одним из важнейших средств  формирования глубоких и всесторонних знаний о вещественном составе, строении, истории развития земной коры являются экспозиции геологического музея[2:103-104].

Уже многие годы в нашей школе существует геологический музей, который был создан юными геологами. В геологический кружок объединяются школьники, которые в ходе массовой внеклассной работы по географии проявили интерес к этой науке,  руководителем кружка «Юный геолог» является учитель географии. Кружковые занятия имеют громадное преимущество перед уроками в том, что здесь предоставляется возможность прорабатывать любую тему, касающуюся геологии, глубоко и равностороннее. Это обусловливает и большие учебно-воспитательные возможности, высокую эффективность таких занятий со школьниками. На кружковых занятиях необходимо добиваться осознанного восприятия учащимися даже самых сложных понятий, формирования пространственного воображения и способности представить что-либо в движении и развитии. Особенно велика эффективность воспитывающей функции кружковых занятий. В коллективе сверстников с повышенным интересом к геологии каждый учащийся лучше использует потенциальные возможности всего коллектива, здесь полнее раскрываются внутренние резервы школьников в овладении теоретическими знаниями и практическими учениями. Основной задачей геологического кружка является изучение, как ближайших окрестностей, так и более или менее отдаленных мест. Это позволяет наглядно показать учащимся многое из того, о чем они узнали из учебников и рассказов учителя на уроке, или о чем им еще предстоит узнать из школьного курса географии. Современная геология - это целая система наук о Земле. Она изучает внутреннее и внешнее строение нашей планеты, в котором взаимодействуют литосфера, гидросфера, атмосфера и магнитосфера[3:26]. Особое внимание мы обращали на такие примечательные образования, как оползни, карстовые провалы, обрывы, выходы коренных пород. Оползень хорошо нанести на план, определить направление движения грунта, обозначить на плане образовавшиеся складки, разрывы почвенного покрова, выходы грунтовых вод. Внимательный осмотр места оползня помогает найти объяснение причин его возникновения. Изучение минералогического состава горных пород позволяет составить довольно полную картину геологического прошлого данной местности. Пестречинский район находится на Восточно-Европейской равнине, поэтому приходилось пользоваться случайными обнажениями пород на Бутырском карьере, обрывах, в выемках шоссейных дорог. Но и эти возможности позволяют судить о характерных чертах строения и состава поверхностных слоев земной коры в данной местности [1:102]. Собирали, в основном, только наиболее характерные образцы небольших размеров, откалывая нужные части. Каждый экземпляр заворачивали в бумагу, на которой записывали место находки и её название. Но если сразу же трудно определить породу, то лучше отложить эту работу до возвращения в школу, где с помощью справочников можно уточнить название и основные особенности образца. Во всех случаях надо более подробно описывать место и условия залегания данного образца. Это значит указать на плане место находки, записать среди каких пород находился образец. Такая работа позволит легко и быстро разобраться в нем по возвращении в школу и уверенно использовать собранные материалы. Особое внимание надо уделять полезным ископаемым. Ведь бурно развивающееся хозяйство страны нуждается все в большом количестве топлива, металла, строительных материалов. Особенно это важно для нашего Пестречинского района, т.к. район дотационный, было бы здорово, если обнаружили какое-либо месторождение полезных ископаемых. Поиск может увенчаться неожиданным успехом - обнаружить еще не известное никому месторождение любого полезного ископаемого. Большое внимание было уделено на нахождение минеральных источников, т.к. в Пестречинском районе очень много родников. Если предполагается, что найден минеральный источник, то надо обязательно его внимательно обследовать. Можно объяснить геоморфологическое и геологическое строение местности, в частности, по составу водоносных слоев можно судить о характере минерализации воды источника. Нами было установлено, что подземные источники около села Ленино-Кокушкино, Рыбхоз, Бутырки, Салкын-Чишма содержат много карбонатов. Но, к сожалению, минеральных источников не обнаружили. Также нами была изучена водная и ветровая эрозия. Подземные и надземные воды растворяют многие породы, в результате образуются пустоты и овраги. Членами геологического кружка был собран огромный материал по геологическому строению Пестречинского района, эти материалы были размещены в геологическом музее школы. Члены кружка составили карту полезных ископаемых района, описали геологическое строение и рельеф Пестречинского района.

Литература:

1. Музафаров, В. Г. Определитель минералов и горных пород: Пособие для 
педагогических и учительских институтов: Утверждено 
Министерством просвещения РСФСР /В. Г. Музафаров. -2-е изд.
перераб. -М. :Учпедгиз,1953. -175 с.

2. Нестеров Е.М. Погребе H.A., Сергеева С.П. Геологические памятники природы как объект изучения студентами и школьниками // Геология в школе и вузе: Материалы междунар. конф. СПб., 1999- с. 103-109.
3.
Основы геологии : учебное пособие для учащихся по факультативному курсу : рек. М-вом просвещения СССР / В. Г. Музафаров.  - Москва : Просвещение, 1972. - 160 с.