Авторские разработки

Конспекты ОД, сценарии праздников и развлечений, проекты,дидактические и интерактивные игры, сценарии конкурсов и т.д.

Скачать:


Предварительный просмотр:

День здоровья.

Цель: Укреплять физическое здоровье детей.

Формировать двигательную активность детей.

Прививать любовь и интерес к здоровью, спорту.

Воспитывать у детей добрые, дружеские взаимоотношения.

Звучит музыка, дети выходят на спортивную площадку. С песней «Закаляйся» появляется «Айболит».

Айболит: Где больные?

Воспитатель: Что вы, что вы! Дети все у нас здоровы!

Айболит: А, скажите по порядку,утром делаете зарядку?

Воспитатель: Мы зарядку любим очень,

Каждый быть здоровым хочет,

Сильным, смелым вырастать

И во всем героем стать.

Звучит музыка и дети выполняют разминку «Солнышко лучистое».

 Игра «Да и нет»:

Каша – вкусная еда. Это нам полезно?

Лук зелёный иногда Нам полезен, дети?

В луже грязная вода Нам полезна иногда?

Щи – отличная еда. Это нам полезно?

Мухоморный суп всегда Нам полезен будет?

Фрукты – просто красота! Это нам полезно?

Грязных ягод иногда Съесть полезно, детки?

Овощей растёт гряда. Овощи полезны?

Сок, компотик иногда Нам полезны, дети?

Съесть мешок большой конфет Это вредно дети?

Лишь полезная еда На столе у нас всегда!

А раз полезная еда – Будем мы здоровы?

 Айболит: У нас сегодня день здоровья!

Быть здоровыми хотят

И взрослые и дети.

Как здоровье сохранить?

Я пришел вас научить.

Вы, девчонки и мальчишки,

Получите эти книжки.

В группе книжки прочитаете

И о многом вы узнаете.

А еще одно мгновение

У меня есть приглашение.

Давайте в лес отправимся.

Точно знаю, что зверята,

Очень славные ребята,

Со мною дружбу заведут

И меня не подведут.

С песней Айболит уходит.

В группах проводятся занятия.

Мл.группа «Малыши- крепыши»-физическая культура

Ср.группа «Культурно-гигиенические навыки»

Ст.группа «Беседа о лекарственных травах».

Под песню «Паровоз» дети собираются и едут на лесную поляну.

Еж: с добрым утром, дядя Волк,

Почему еще в постели?

Может быть вы заболели?

Волк: я здоров, еще я сплю,

Вставать я рано не люблю.

Еж: а мы рано просыпаемся

И зарядкой занимаемся.

Зубы чистим каждый день.

И холодною водою

Обливаться нам не лень.

Волк: зубы чистить я не буду,

Я не буду мыть посуду.

Еж: как же это? Почему?

Волк: все равно мне ни к чему.

Все меня и так боятся,

Стоит только показаться.

Начинают все дрожать,

Смотрят как бы убежать.

Место тихое найду (зевает)

И еще часок вздремну.

Уходит за елку и тащит за собой одеяло.

Появляется Медведь.

Медведь: обожаю сладкий мед

Сам он просится мне в рот.

Ложки нету у меня

И как вся моя родня

Мед я ем своею лапой.

И всегда перед едой

Лапы мою я водой.

Разминка «Солнышко лучистое»

Сегодня я хочу предложить вам отправиться в путешествие по тропинке Здоровья в страну Здоровья, а чтобы попасть туда, нам необходимо продолжить пословицы:

- Береги платье снову, а  здоровье .... ( смолоду)

- Где здоровье ……. (там и красота)
- Солнце, воздух и вода….( наши лучшие друзья)
- Чистота - залог ...... (здоровья)
- Здоровье дороже ….(богатства)

- В здоровом теле ..... (здоровый дух)

- Богатство – на месяц, здоровье - на всю ......(жизнь)

Разминка «Солнышко лучистое»

Сегодня я хочу предложить вам отправиться в путешествие по тропинке Здоровья в страну Здоровья, а чтобы попасть туда, нам необходимо продолжить пословицы:

- Береги платье снову, а  здоровье .... ( смолоду)

- Где здоровье ……. (там и красота)
- Солнце, воздух и вода….( наши лучшие друзья)
- Чистота - залог ...... (здоровья)
- Здоровье дороже ….(богатства)

- В здоровом теле ..... (здоровый дух)

- Богатство – на месяц, здоровье - на всю ......(жизнь)

Разминка «Солнышко лучистое»

Сегодня я хочу предложить вам отправиться в путешествие по тропинке Здоровья в страну Здоровья, а чтобы попасть туда, нам необходимо продолжить пословицы:

- Береги платье снову, а  здоровье .... ( смолоду)

- Где здоровье ……. (там и красота)
- Солнце, воздух и вода….( наши лучшие друзья)
- Чистота - залог ...... (здоровья)
- Здоровье дороже ….(богатства)

- В здоровом теле ..... (здоровый дух)

- Богатство – на месяц, здоровье - на всю ......(жизнь)

Давайте поиграем в игру

Разминка «Солнышко лучистое»

Сегодня я хочу предложить вам отправиться в путешествие по тропинке Здоровья в страну Здоровья, а чтобы попасть туда, нам необходимо продолжить пословицы:

- Береги платье снову, а  здоровье .... ( смолоду)

- Где здоровье ……. (там и красота)
- Солнце, воздух и вода….( наши лучшие друзья)
- Чистота - залог ...... (здоровья)
- Здоровье дороже ….(богатства)

- В здоровом теле ..... (здоровый дух)

- Богатство – на месяц, здоровье - на всю ......(жизнь)

Игра «Да и Нет»
Каша – вкусная еда
Это нам полезно? (Да)
Лук зеленый иногда
Нам полезен дети? (Да)
В луже грязная вода
Нам полезна иногда? (Нет)
Щи – отличная еда
Это нам полезно? (Да)
Мухоморный суп всегда –
Это нам полезно? (Нет)
Фрукты – просто красота!
Это нам полезно? (Да)
Грязных ягод иногда
Съесть полезно, детки? (Нет)
Овощей растет гряда.
Овощи полезны? (Да)
Сок, компотик иногда
Нам полезны, дети? (Да)
Съесть мешок большой конфет
Это вредно, дети? (Да)
Лишь полезная еда
На столе у нас всегда!(Да)
А раз полезная еда –
Будем мы здоровы? (Да)

Появляются бабочки, танцуют.

Бабочки: мы бабочки- красавицы

Садимся на цветки.

И крылышки у бабочек

Изящны и легки.

На поляне на лесной

Умываемся росой.

Бабочки предлагают размяться под веселую музыку

Мы ногами топ-топ (топают ногами),

Мы руками хлоп-хлоп (хлопают руками),

Мы глазами миг-миг (мигают глазами),

Мы плечами чик-чик (поднимают то правое, то левое плечо).

Раз – сюда, раз – туда,

Повернись вокруг себя. (повороты вокруг себя.)

Раз – присели (приседают, руки на поясе),

Два – привстали (поднимаются, руки на поясе).

Руки кверху все подняли (поднимают руки вверх),

Сели – встали, сели – встали (приседают, встают, руки на поясе),

Ванькой-встанькой словно стали. (головой вправо-влево.)

Руки к телу все прижали

И подскоки делать стали.

А потом пустились вскачь,

Будто наш упругий мяч. (дети прыгают.)

Раз-два, раз-два,

Заниматься нам пора. (шагают на месте.)

Белки: мы белки-попрыгуньи

Большие хлопотуньи.

Целый день в труде проводим

Чистоту в дупле наводим.

Ох, тверды у орешков скорлупки!

Нам нужны очень крепкие зубки.

Дважды в день чистить зубы стараемся

И холодной водой умываемся.

Белки отдают корзину, в ней на листочках написаны загадки:

Загадки:

1. Просыпаюсь утром рано

Вместе с солнышком румяным

Заправляю сам кроватку, быстро делаю …. зарядку

2. Хочешь ты побить рекорд?

Так тебе поможет (Спорт)

3. Ясным утром вдоль дороги

На траве блестит роса.

По дороге едут ноги

И бегут два колеса.

У загадки есть ответ:

Это мой … (велосипед)

4. Кто на льду меня догонит?

Мы бежим вперегонки.

А несут меня не кони,

А блестящие (коньки)

5. Чтоб большим спортсменом стать,

Нужно очень много знать.

Вам поможет здесь сноровка,

И, конечно, … (тренировка)

6. Не обижен, а надут,

Его по полю ведут.

А ударят –нипочем –

Не угнаться за … мячом

6. Ускользает, как живое,

Но не выпущу его я.

 Белой пеной пенится,

7.Волосистою головкой

В рот она влезает ловко

И считает зубы нам

 По утрам и вечерам. (зубная щётка)

8.Лёг в карман и караулит  

Рёву плаксу и грязнулю

Им утрёт потоки слёз,

Не забудет и про нос. (носовой платок)

9.Если делаю причёску Помогает мне…(расчёска)

Появляется Заяц

Заяц: я на завтрак ем морковку

И всегда перед едой

Мою лапки я водой.

Я от вас, друзья, не скрою

Постоянно уши мою.

У лисицы острый нюх,

У меня отличный слух.

Заяц угощает всех морковкой

Появляется Волк

Волк: случилась со мною напасть,

Не могу широко раскрыть пасть.

Не могу я ни спать, ни есть.

И облезлой становится шерсть.

Ох, терпеть уже не в мочь,

Кто же может мне помочь.  

Еж: тебе нужно в лесную больницу

Очень долго придется лечиться.

Очень сложно болезни лечить,

Лучше болезнь предупредить.

Увозит в больницу за елку с красным крестом.          

 Воспитатель спрашивает детей, что нужно делать, чтоб не болеть.

Волк: спасибо добрым докторам!

Обещаю по утрам

Зубы чистить, умываться

И зарядкой заниматься.

Айболит: каждый день зарядку делай,

Зубы чисти, руки мой,

Витамины ешь, забудь про лень

С настроением хорошим

Начинай ты каждый день.

И тогда микроб голодный

Вам друзья не повредит.

Говорит вам это доктор

Добрый доктор

Дети: Айболит.

Дети поют песню «Умывальная»

Айболит: будьте здоровы!

После сна детям читают книги, предложенные Айболитом

Рекомедуемые произведения художественной литературы по формированию основ здорового образа жизниу детей младшего и среднего дошкольного возраста:

Личная гигиена:

В. Приходько «Вот когда я взрослым стану…»

Потешка «Теплое водою», «Водичка, водичка умой мое личико», «Лейся чиста водица», «Серый зайка умывается», «Солнце рано утречком»

И. Демьянов «Замарашка»

А. Кондратьев «Зеркало»

Р. Сеф «Мыло»

Э. Мошковская «Уши», «Нос умойся»

И. Токмакова «Гном»

Р. Куликова «Мыло»

Э. Фарджен «Мыльные пузыри»

С. Капутикян «Хлюп-хлюп»

Ю. Тувим «Письмо ко всем детям по одному важному делу»

О. Нэш «Микроб»

С. Погореловский «Про глазки-глазенки, про глаза-глазища»

Я. Бжехва «Муха-чистюха»

К. Чуковский «Мойдодыр»

Е. Благинина «Аленушка»

Г. Лагздынь «Лапки»

Культура питания:

Г. Лагздынь «Куклу кормили?», «Просто объеденье!»

О. Дриз «Ну и каша!»

Э. Мошковская «Маша и каша»

С. Капутикян «Кто скорее допьет?»

Потешка «Ножками потопали», «Ладушки, ладушки», «Я пеку, пеку, пеку…», «Жили были сто ребят», «На столе салфетки», «У нас много ребят», «Пять проворных пальчиков»

А. Прокофьев «Вечером»

И. Токмакова «Ай-да суп!»

Тим Собакин «О пользе овсяной каши»

Р. Сеф «О той, у которой много глаз», «Сахар»

Ю. Мориц «Зеленеет лук в воде…», «Пирожок»

С. Погореловский «Хлебушко»

Н. Кончаловская «Показал садовод, нам такой огород»

В. Лунин «Кто с чем дружит»

З. Александрова «Вкусная каша»

Самообслуживание:

Потешки «Уж я косу заплету», «Где мой пальчик?», «Мне уже четыре года», «Завяжу потуже шарф», «Наша Маша маленькая», «Дождик, дождик, кап, кап, кап», «Этот пальчик хочет спать», «Вот они сапожки»

В. Бардадым «Вот как Галю одевали»

Г. Лагздынь «Одевали малыша»

С. Капутикян «Пожалейте нас!»

Э. Успенский «Мальчик стричься не желает»

Э. Мошковская «Митя и рубашка»

Е. Благиниа «Как у нашей Ирки»

Х. Беллок «Носорог»

А. Кондратьев «Зеркало»

З. Александрова «Катя в яслях», «Мой мишка»

Н. Павлова «Чьи башмачки?»

Рекомедуемые произведения художественной литературы по формированию основ здорового образа жизниу детей старшего дошкольного возраста:

«Здоровье и болезь»:

А. Акулин «Людоеды»,

В. Бондаренко «Где здоровье медвежье»,

В. Беспалов «Голубая льдинка»,

С. Афонькин «Как победить простуду?» и «Откуда берется болезнь?»

«Движение и здоровье»:

стихотворения о зарядке Г. Граубина, Е. Ильина, Л. Мезинова, С. Пркофьевой, Г. Сапгира;

рассказы Ч. Янчарского «Приключения Мишки-Ушастика»,

В. Голявкина «Про Вовкину тренировку»,

С. Афонькина «Как стать сильным?» и «Зачем делать зарядку?»

«Полезная и вредная пища»:

стихотворения Ю. Тувима, Э. Мошковской, Г. Сапгира, С. Прокофьевой, Л. Мезинова, Ф. Алхазовой и др. ;

рассказы Н. Коростылева, С. Козлова;

«Закаливанием»:

рассказы Н. Коростелева «Ласковое солнце», «Свежий воздух», «Босиком! Босиком!»;

А. Иванова «Как Хома зимой купался»;

стихотворения С. Эйдлина, В. Семенова, П. Брешенкова;

«Культурно-гигиенические навыки»:

стихотворения Э. Мошковской, Я. Акима, М. Газиева, Р. Куликовой, Н. Кондратьева, Е. Благининой, Г. Ладонщикова и др. ;

рассказы Н. Коростелева, Э. Успенского, С. Афонькина;



Предварительный просмотр:

Конкурс-викторина

«В мире сказок»

Подготовительная группа.

Цель: закрепить знания детей о прочитанных сказках, потешках, пословицах ,загадках; представление о жанровых особенностях сказки и произведений малых фольклорных форм. Понимать переносное значение пословиц. Воспитывать любовь к сказкам, малым фольклорным формам;желание учас твоватьв конкурсе ,осознанное подчинение всех играющих общей игровой цели. Развивать дружеские взаимоотношения.

Материал:рисунки-«сапоги-скороходы», «копейка»,стаканчики для фишек,секундомер,песочные часы,призы.

Ведущий:ребята,вы знаете много загадок,пословиц ,сказок,потешек. Сегодня мы собрались здесь ,чтобы еще раз вспомнить любимые произведения. Две команды изьявили желание «скрестить свои шпаги » на турнире знатоков.

1 команда «Знатоки»

2 команда «Знайки»

Для подведения итогов и награждения выбирается жюри.

Вначале проводится разминка. Посмотрите на эти рисунки –что за вещи здесь нарисованы,из каких это сказок ,кто ими пользовался (сапоги-скороходы,копейка).

1. Ведущий:объявляется первый конкурс под девизом «Сказки водят хоровод». На ответ вам дается 30 сек. Жюри следит по секундомеру ,отвечать может любой член команды. За правильный ответ кладется фишка в ваш стаканчик.

  • В какой сказке девочка идет за цветами зимой?
  • Из какой сказки эти строки «я очень хотел ,чтобы мне подарили собачку-настоящего друга. Но мама была против. И все-таки у меня появился самый лучший друг в мире. В меру упитанный мужчина в самом рассвете сил»
  • Как зовут героев сказки «Три поросенка»,кто перевел ее с английского на русский язык (С.Михалков)
  • Назовите любимое выражение Карлсона
  • Как звали брата Герды из сказки «Снежная королева»
  • У кого из героев были хрустальные туфельки.

Звучит музыка –жюри подводит итоги.

2. Ведущий: следующий конкурс –загадывание загадок. Команды по очереди загадывают загадки друг другу. За правильный ответ –фишка.

3.Ведущий : а теперь команды соревнуются в знании потешек за 60 сек.команды поочередно рассказывают потешки.

4.Физкультминутка.

5.Кто больше назовет пословиц о дружбе.

6. Следующий  конкурс «Перепутанные странички». Однажды Незнайка перепутал все странички книги. Давайте поможем Незнайке вернуть странички в свои сказки.

Зачитываются странички из сказок .

  • «Бежит голодная лиса по дороге и видит, мужик везет в санях рыбу. Забежала лиса вперед и легла на дорогу и притворилась мертвой».
  • «Это было тогда ,когда на наших окнах зацвели розы. Мы жили дружно, весело ,но однажды мне в глаз попал осколок зеркала тролля и я стал все видеть злым и безобразным»
  • «Кот тем временем подбежал к воротам прекрасного замка, в котором жил страшный людоед».
  • «Это и точно был тюльпан, только  в самой чашечке на зеленом стульчике сидела совсем крошечная девочка»
  • «Прибежала девочка к молочной речке с кисельными берегами: Реченька -матушка, укрой меня»
  • «Свет мой ,зеркальце ,скажи да всю правду доложи»

Жюри определяет победителя. Всем членам команд вручаются призы.



Предварительный просмотр:

Проект создания в группе мини-музея

«Птицы – наши друзья»

Вид проекта: познавательный

Участники: воспитатели, родители и дети старшей группы.

Продолжительность проекта: сентябрь 2020 – май 2021(долгосрочный)

Актуальность. В ходе образовательно-воспитательного процесса выявилось, что у детей недостаточно развиты знания о птицах родного края. Дети зачастую путают зимующих и перелетных птиц. Также у детей недостаточно развито чувство заботы о птицах. Проект позволит расширить и углубить знания детей о птицах, послужит формированию бережного отношения к птицам, осознанию того, что необходимо ухаживать за пернатыми в самое трудное для них время года. В совместной работе с родителями мы должны повышать экологическое сознание ребенка, стимулируя его интерес к птицам, побуждая чувства ребенка. Очень важно, чтобы ребенок мог оценить поведение человека в природе.

Цель: расширить знания детей о птицах родного края, их образе жизни, воспитать бережное отношение к пернатым друзьям.

Задачи:

-развивать интерес к изучению природы

-формировать бережное отношение к птицам

-расширять представления детей о зимующих, перелетных, экзотических птицах

-формировать элементарные экологические представления

-создать положительный эмоциональный фон

Планируемый результат: изучая птиц нашего края и наблюдая за птицами, помогая им, у детей расширятся знания о друзьях наших меньших, сформируется эмоциональное отношение к миру природы. Дети научатся радоваться, огорчаться, удивляться природным объектам. Мир птиц станет неотъемлемой частью мира каждого ребенка. Дети научатся относиться к себе как к части природы, практическим действиям по охране природы. Развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении анализировать, делать выводы. Дети научатся контролировать свои поступки, научатся ухаживать за птицами.

Этапы реализации проекта:

1.подготовительный

2.основной

3.заключительный

Подготовительный этап:

1.Изучение познавательной литературы.

2.Чтение художественной литературы: В.Бианки «Чей нос лучше?», «Сова»; К.Чуковский «Цыпленок», Б.Житков «Храбрый утенок», Е.Чарушин «Болтливая сорока», Н.Сладков «Лесные сказки», В.Сутеев « Цыпленок и утенок», русские народные сказки «Гуси-лебеди», «Кочеток и курочка».

3.Наблюдение за птицами на прогулках.

4.Беседы «Зимующие и перелетные птицы», «Домашние птицы», «Удивительные птицы» (экзотические).

5.Продуктивная деятельность: рисование «Голубь», «Дымковская утка», «Что это за птица», «Филимоновский петушок»; лепка «Птичка» (по мотивам народных игрушек), «Птицы на кормушке», «Лебедь»;  аппликация»Снегирь на ветке рябины», «Синичка», «Птенцы в гнезде», «Сказочная птица»; конструирование «Снегири и яблоки»(украшение на елку), «Сова», «Птичка», «Грач».    .

6.Слушание аудиозаписей «Птичьи голоса».

7.Работа с родителями: сбор экспонатов для мини-музея, заучивание с детьми стихов о птицах.

8.Сделали карточки «Птицы Красной книги».

Основной этап – открытие мини-музея. Дети прочли стихи о птицах, загадывали загадки. Дети совестно с родителями подготовили сообщения о птицах нашего края. Из сообщений мы узнали, чем каждая птица питается, как себя ведет в то или иное время года, где и когда гнездится, о ее оперении и т.д. Из рассказов детей мы узнали, что многие птицы питаются насекомыми, червяками, ягодами. Следовательно, с наступлением зимы, когда  природа замирает, птицам нечем питаться, и они улетают в теплые края, в лучшие для них условия выживания. Остальные птицы ( ворона , воробей, синица, сорока и др.) остаются зимовать, т.к. переносят климат нашей местности.

Разделы мини-музея:

-«Игрушки птиц». Экспонаты данной коллекции могут быть использованы в процессе образовательной деятельности, в образовательных областях «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

-«Сами своими руками». Экспонаты данной коллекции выполнены детьми, родителями, воспитателями. Экспонаты могут быть применены в процессе организации образовательной деятельности в образовательных областях «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие» в самостоятельной игровой деятельности детей.

- «Птицы Красной книги».  Экспонаты используются для закрепления знаний о исчезающих птицах.

-«Библиотека». Здесь собраны карточки, познавательная и художественная литература о птицах, которые могут быть использованы в образовательной деятельности.

-«Игротека». Игры и атрибуты для игр расположены на низкой полке. Дети могут использовать их самостоятельно в процессе игровой деятельности или вместе с педагогом в процессе образовательной деятельности.

В мини-музее оформлен альбом «Птицы глазами детей», в который вошли рисунки, аппликации, выполненные детьми старшей группы.

На открытии музея дети рассматривали экспонаты, слушали рассказы воспитателя, отвечали на вопросы, отгадывали загадки. Некоторые дети сами рассказывали о своей птице, принесенной из дома.

Заключительный этап.

Мини-музей послужил площадкой для проведения занятия «Тайны птичьего мира».

Совестно с детьми были сформулированы правила поведения в природе относительно птиц:

-Не шуметь в лесу, не пугать птиц!

Не разорять птичьи гнезда!

-Не уносить домой птенцов, выпавших из гнезда!

-Подкармливать птиц зимой!

-Делать скворечники!

Проделанная работа нашла положительный эмоциональный отклик в сердцах детей и их родителей.

Перспектива развития мини-музея:

-Проведение экскурсий для других групп детского сада.

-Разработка экологических знаков по правилам поведения в природе относительно птиц.

-Написание книжек-малышек или большой книги о птицах.

-Проведение досуга «Вечер стихов».

-На базе мини-музея или с использованием его коллекций можно проводить занятия по разным видам деятельности.

Литературные произведения о птицах

1.В.Бианки «Рассказы и сказки»

2.Л.Толстой «Воробей на часах»

                        «Лебеди»

3.А.Куприн «Скворцы»

                        «Песня скворца»

4.И.Соколов-Микитов «Жаворонок»

5.С.Аксаков «Лебедь»

6.Е.Чарушин «Яша»

                        «Воробей»

7.Б.Житков «Галка»

                      «Храбрый утенок»

8.Д.Мамин-Сибиряк «Приемыш»

9.М.Пришвин «Журка»

                           «Лесной доктор»

10.Г.Скребицкий «Смышленые птицы»

                                 «Сиротка»

                                  «Чир Чирыч»

11.Н.Сладков «Воробьишкина весна»

                           «Зимние долги»

                            «Курорт « Сосулька»

                             «Топик и Катя»

12.Н.Романова «Котька и птичка»

13.Т.Домаренок «Кукушечка»

                                 «Два гнезда»

                                  «Кто разукрасил синичку»

                                  «Кого лечит дятел»

14.Русские народные сказки

      «Ворона и рак»

       «Лиса и тетерев»

       «Журавль и цапля»

       «Мышка и воробей»

       «Орел и ворона»

       «Кривая уточка»

      «Птичий язык»

      «Про мышь зубатую да про воробья богатого»

      «Хвастливая ворона»

      «Скворец и горошина»              



Предварительный просмотр:

Фольклорный  праздник для детей подготовительной группы

«Русские  посиделки».

Цель:

Формирование представления о традициях русского гостеприимства.

Воспитание любви к русской национальной культуре.

Задачи:

Образовательные: расширение представлений о традициях русского народа; представить Русь музыкальную, жанр русской народной песни, частушки, хороводы.

Развивающие: развивать у детей интерес к прошлому наших предков, традициям, языку, быту и отдыху; творческие  способности, фантазию, эстетический вкус; развитие чувства дружбы и взаимопомощи; совершенствование двигательных умений и навыков.

Воспитательные: воспитывать у детей интерес к истории своего народа,  чтить и уважать традиции своего народа; воспитывать любовь к Родине; воспитание чувства сопричастности к народным торжествам, удовлетворения от участия в коллективной деятельности; любви к народному творчеству; создать радостное настроение.

Предварительная работа: Знакомство детей с традициями  и обычаями русского народа, как ходили в гости, как принимали гостей; знакомство с русской избой, со старинной утварью; разучивание пословиц, поговорок; отгадывание загадок, чтение русских народных сказок, рассматривание иллюстраций к ним; знакомство с русским национальным костюмом. Разучивание  русских народных песен, частушек. Проведение русских народных игр, хороводов, танцев. Знакомство с русским народным творчеством.(Лепка, рисование, аппликация и т. д.)

Оборудование : «Русская изба» с предметами быта, русский народный костюм, деревянные ложки и т.д.

Ведущий 1:

Как в старинку наши предки

Собирали посиделки,

Так бывало на Руси

С шуткой ели калачи.

Ведущий 2: 

 На завалинке, в светёлке

Иль на брёвнышках каких

Собирали посиделки

Пожилых и молодых

Ведущий 1: 

При лучине ли сидели

Иль под светлый небосвод –

Говорили, песни пели

И водили хоровод.

Ведущий 2: 

Наш досуг порою мелок,

И чего там говорить.

Скучно жить без посиделок,

Их бы надо возродить.

Собрались мы с вами сегодня в русской избе, все красивые да нарядные. В старые времена был таков обычай у русских людей: после праведных трудов коротали зимние вечера вместе, устраивали посиделки. Начинались посиделки с осени и продолжались до весны, когда начиналась серьезная крестьянская работа.

Русская пословица гласит так: «Встречай не по одежке, а по уму». Начнем мы наши посиделки с пословиц. Я вам буду говорить начало пословицы, а вы мне будете по очереди отвечать ее окончание:

1. Семь раз отмерь… (один раз отрежь)

2. Без труда… (не вытащишь и рыбку из пруда)

3. Дареному коню… (в зубы не смотрят)

4. Один в поле… (не воин)

5. С кем поведешься… (от того и наберешься)

6. Слово не воробей… (вылетит не догонишь)

7. Лучше синица в руках… (чем журавль в небе)

8. Любишь кататься… (люби и саночки возить)

9. Не имей сто рублей, а… (имей сто друзей)

10. Поспешишь… (людей насмешишь)

Ведущая: Издавна русский народ добросовестно трудился на своей земле и не зря говорится в пословице – «Что посеешь, то и пожнешь». Народ наш трудолюбив, но в его среде есть и лентяи. И поговорка про это есть – « Труд кормит, а лень портит». Послушайте про это шутливые небылицы – диалоги.

Сценка

Мальчик Тит с большой ложкой:

              Ты меня работушка не бойся

              Я тебя не трону!

Девочка:       Ох и лодырь!

              Лежит целый день

              Не жнет, не косит!

              Тит иди зерно молотить.

Мальчик Тит:  Живот болит!

Девочка:      Тит иди кашу есть!

Мальчик Тит:  Где моя большая ложка?

Девочка:      Хочешь есть калачи

              Не сиди на печи!

 

Ведущий 1:

Издавна русский народ называли  - «гостеприимным», потому что с уважением, любовью и заботой встречали гостей.

Ведущий 2:

Хозяева всегда на Руси дорогих гостей встречали на пороге своего дома с поклонами, хлебом-солью и говорили:

-«Пусть моя изба не красна углами, а богата пирогами, но рады мы гостям, как добрым вестям!»

Русский дом всегда славился гостеприимством.

- Как вы понимаете слово  «гостеприимство» ?

    (Ответы детей  - Это значит гостей принимать…)

А какой основной закон гостеприимства?

(Накормить, развеселить…)

Ведущий 1:

Так давайте же наших гостей будем веселить и

споём частушки:

1.На столе у нас пирог,      

Пышки да ватрушки.

Так споём же под чаёк

Чайные частушки.

2.Хлебом-солью всех встречаем,    

Самовар на стол несём.

Мы за чаем не скучаем,

Говорим о том ,о сём.

3.Самовар поёт, гудит,    

Только с виду он сердит,

К потолку пускает пар

Наш красавец самовар.

4.Ваня, Ваня простота,        

Купил лошадь без хвоста.

Сел задом наперёд   и                                                                                                                           поехал в огород.

5.У хозяев гордость – печь!  

Поведу о ней я речь!

Всё готовится в печи,

И хлеба, и калачи,

Каша, и картошка,

И баранья ножка.

6.Выйду, выйду поплясать      

В новеньких ботинках,

Все ребята говорят,

Что я как картинка.

Ведущий 2:

Богата Русь – матушка своими традициями. А ещё она богата своими хороводами, танцами и плясками, да игрой на музыкальных инструментах.

Ребята, а какой вы знаете любимый струнный инструмент на Руси?

( балалайка…)

Правильно. Это балалайка. Замечательный инструмент.

Ведущий 2:

Давайте споем песню про балалайку   

Песня «Балалайка»

Молодцы добры молодцы и красны девицы.

Ведущий 1:

А ещё ребята в русской избе на  самом видном месте стояла большая русская печь.

 Вы знаете, почему  главное место в избе занимает печь?

(в печи всё готовили, она обогревала весь дом, на ней грелись в холода и просто спали…)

Ведущий 1:

Раньше рассказывали такую легенду, что за печкой жил Домовой. Он защищал от всего плохого дом,  людей, животных, которые там жили.

Когда ты слышишь скрипы, шаги над головой.

Шуршанье, кашель, всхлипы, знай – это Домовой!

Он в доме самый главный, за всё несёт ответ.

Ворчит на всех домашних, и дом хранит от бед!

     ( слышится стук разбитой посуды из-за печки….)

Ведущий 1:

Вот видите,…я ведь говорила…

(Из-за печки выбегает  домовёнок  Кузя….)

Кузя:

Ой, беда, беда, огорчение!!!

Хозяйство – по миру, убытки не меряны!!!!

Сундук мой, сундук с богатством пропал.

Ведущий 1:

Что ты Кузя? Что случилось?

Кузя:

Не доглядел…Пропажа у меня в хозяйстве приключилась, сундук мой волшебный пропал…Ой, беда, беда, огорчение…А тут ещё и вы шумите, покою не даёте…

Что делать? Что делать?

Ведущий 1:

Да, что ты Кузя, вот же твой сундук…под столом стоит.

Кузя:

Нашёлся, волшебный мой. Спасибо вам, спасибо.

Ведущий 1:

Кузя, а какие тайны хранит твой волшебный сундук?

Кузя:

А давайте заглянем в прошлое? Без каких вещей не могли обойтись раньше наши бабушки – прабабушки?

Кузя:

Эй, ребята не зевайте, а загадки отгадайте.

Будем их отгадывать, да в сундук заглядывать.

(В сундуке – ухват, рубаха, веник, кочерга, самовар, матрёшка, сарафан, веретено, ложка расписная, сушки, гармошка, балалайка)

Посидите, отдохните, да умом пошевелите.

Мои хитрые загадки кто сумеет разгадать?

Тому сушки и баранки, обещаю к чаю дать.

1.Огонь горит, чугунок в печи стоит.

Ну-ка, (имя) отвечай дружок,

Чем достанешь чугунок?  (Ухват)

2.Один ход – три выхода???   (Рубаха)

3.Он по горнице гуляет, пыль и мусор собирает? (Веник)

4.Что за чёрная , железная нога?

В уголке стоит у печки…? (Кочерга)

5.Девчонки деревянные, весёлые, румяные.

Открывается игрушка, а внутри сидит подружка.

Кто это? (Матрёшка)

6.Эта часть костюма – не мужской кафтан.

Носит красная девица длинный…(Сарафан)

7.Мне в частушках подыграет, хоть и не гармошка.

За обедом в суп ныряет расписная …(Ложка)

8.Любят девочки-подружки с маком бублики и …(Сушки)

9.Без неё в деревне скучно, вместе с ней поют частушки,

Пляшут Маша и Антошка     под весёлую…(Гармошку)

10.Три струны, её узнай-ка. Ну конечно…(Балалайка)

11.Кручусь, верчусь, не потею, только более толстею.? (Веретено)

Ведущий 2:

Веретено, веретено! Жужжит и кружится оно.

Нитку сучит, об пол стучит.

Раньше на Руси пряли пряжу сами. Этому ремеслу обучали всех девочек, чтобы  они когда вырастут, были хорошими хозяйками и мастерицами. Первую прялку, небольшую и нарядную, по обычаю делал  для дочери отец.

Ведущий 2:

Долгими зимними вечерами девочки пряли пряжу, вышивали, а чтобы было веселей работать, напевали…

Вроде бы простая мелодия, а как за душу берёт. Послушайте.

Звучит русская народная песня « Прялица»

Ведущий 2:

Поработав, девочки затевали игры. Давайте и мы с вами поиграем.

Собирайся детвора, будет русская игра. 

 Игра «Клубочек». ( под музыку)



Наталья ГАЛИЕВА
Я по горенке шла, клубок ниток нашла,
Клубок маленький, нитки аленькие.
Клубок катится, нитка тянется.
Клубок доле, доле, доле,
Нитка Боле, боле, боле.
Я за ниточку бралась,
Тонка нить оборвалась!

Ход игры:
Дети выстраиваются в круг и берутся за руки. Впереди всех становится
ведущий.
Ребята поют попевку, и двигаются по кругу за водящим, который постепенно уводит всех в центр круга, остальные цепочкой, словно нитка вокруг клубка, обвиваются вокруг водящего.
Когда все дети собрались в «клубок», попевка повторяется еще раз и дети двигаются
в обратном направлении, за ведущим, который шел в самом конце.
После слов «тонка нить оборвалась» - резко опускают руки, «разорвав нитку».

Ведущий 2:

Кузьма, а ты что сидишь? Почему с нами не играешь?

Кузя:

Сундук стерегу, чтобы не украли…он полон ложек расписных .Ох и красивых.

Ведущий 1:

Кузя .а давай ребята тебя порадуют игрой на ложках.

Игра на ложках.

Игра с ложками (дети под веселую музыку двигаются по кругу, когда музыка останавливается нужно взять ложки. Кому не хватило ,тот садится на стульчик)

Кузя:

Молодцы, молодцы, как порадовали. Ребята, а ведь у меня в сундуке ещё сюрприз для вас есть.

Вот послушайте загадку:

Четыре ноги, два уха, один нос да брюхо.

Никогда не ест, а только пьёт,

А как зашумит – всех приманит. (Самовар.)

(Правильно самовар…)

Ведущий 2:

И вы знаете, именно русский народ изобрел  - САМОВАР.

Дети, а как вы думаете: «Почему назвали самовар « самоваром»?

(ответы детей…)

 «Сам варит» - отсюда и слово произошло «САМОВАР».

Ведущий 1:

Раньше, по русскому обычаю обязательно угощали гостей чаем с пирогами, пряниками, баранками.

Посидеть за самоваром
Рады все наверняка.
Ярким солнечным пожаром
У него горят бока.
Самовар поет-гудит,
Только с виду он сердит.
К потолку пускает пар
Наш красавец самовар!

Ведущий 2:

В древние времена бывало, гость на порог, а хозяйка за самовар – «Гостю – чай, сахар и радость!

Ведущий 1:

А для поднятия  настроения веселая песня «Самовар».

Ведущий 2:

Отдохнули мы на славу, порезвились, наигрались!

Много новых сил набрались.

Нагуляли аппетит.

Вот теперь и подкрепиться, нам совсем не повредит.

Ведущий 1:

Приглашаем к самовару! Вкусным чаем угощаем!

И в накладку, и вприкуску.

Все дети:  Пейте чай, друзья, по-русски!



Предварительный просмотр:

C:\Users\1\Desktop\logo.gifМуниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №5 «Теремок»

Тематическое планирование по приобщению детей старшего дошкольного возраста

к русской народной культуре

Подготовила:

Яханова А.В. - воспитатель

Г.о.г.Бор

Месяц

Тематика занятий

Организация работы вне занятий

Работа с родителями

Оснащение педагогического

 процесса

Сентябрь

1.«Как люди жили в старину». Цель: знакомство детей с Хозяйкой «русской избы»;

Цель: Вызвать у детей интерес и желание приходить в русскую избу на занятия;

2. «Что летом родится – зимой пригодится.

Цель: закреплять знания детей  о  сборе урожая, летних месяцах, явлениях природы; использовать пословицы, поговорки, «заклички»

  1. 1.Беседа «Как строили избу на  Руси»;

  1. 2. Праздник «Ярмарка»

3. Сбор природного материала для поделок.

1.Беседа за круглым столом «Роль семьи в приобщение  детей

к   истокам русской народной культуре»;

2.Участие в выставке «Самая интересная поделка из овощей

3. Участие в празднике «Осенины»

1. Сбор  предметов быта русской старины;

2. Подборка наглядно –дидактического

материла;

Октябрь

1.  «Устройство русской избы».

Цель: познакомить детей  с устройством избы; назначением печи и домашней утвари;

Воспитывать бережное отношение к старинным вещам и народным традициям

2. Праздник «Покров» (осенние посиделки)

Цель: познакомить с традициями русского народного праздника «Покров»

3.  «Октябрь -пахнет капустой»

Цель: Знакомство с предметами обихода – деревянным корытцем, тяпкой

  1. Беседа  «Заглянем в русскую избу»;

2. Отгадывание загадок о предметах быта;

3.Д/и «Что было раньше –что сейчас» (предметы быта);

4.Выставка  поделок  из природного материла;

5.Рисование на тему «Поздняя осень»;

6. Подвижная игра «Салки»,

7. Беседа о характерных для октября явлениях природы, народных обычаях, праздниках.

1. Консультация «Устное народное творчество, как выразительное средство в речевом развитии детей».

 

  1.  Изготовление сундучка «Загадки»;
  2. Оформление выставки поделок из природного материал

Ноябрь

  1. «Во что одевались в старину»

Цель: знакомство детей с  женскими и мужскими народным костюмом; особенностями их изготовления и применения обогащение словаря новыми словами

  1. Устное народное творчество – пословицы и поговорки.
  2. «Синичкина именины»

Цель: познакомить с традициями проведения праздника на Руси

1.Беседа «Русские головные уборы людей в старину»

2. Сюжетно- ролевая  игра «К нам гости пришла русская красавица»;

3. Д/и «Что было раньше – что сейчас» (одежда);

4. Продуктивные виды деятельности «Украшаем головной убор»;

5.Рисование на тему «Поздняя осень»;

6.Подвижная игра «Кошки – мышки».

- Оформление альбома русский народный костюм совместно с родителями;

- Консультация «Русский народный костюм»

-подбор наглядно–дидактических пособий по ознакомлению детей с костюмом и его  деталями;

- Изготовление масок к подвижной игре

Декабрь

1. «Как встречали праздники на Руси»

Цель: знакомство детей с традициями празднования Нового года ;

2.Знакомстов со сказкой «Снегурочка»

3. Устное народно творчество – загадки

1. Разучивание колядок,

2. Отгадывание загадок о зимних месяцах, зимних приметах;

2. Подвижная игра «Змейка»;

3.  Драматизация отрывков сказок «Снегурочка»

4. Изготовление книжки- самоделки по  сказке «Снегурочка»;

1.Семинар-практикум  для родителей

«Хорошая речь - слаще меда»;

2.Помощь в изготовлении  книжек –самоделок;

3 Помощь в изготовлении элементов маскарадных костюмов;

- подбор народных игр и считалок для картотеки;

- Оформление картотеки «Колыбельные песни»;

Январь

1.«У нас Рождественский сочельник»

Цель: доставить детям радость, удовлетворение от возможности перевоплотиться в сказочного героя, способствовать раскрепощению, выплеску эмоций.

2.Знакомство со сказкой «Морозко»;

3. «Русский самовар и  чаепитие на Руси»

Цель: познакомить с устройством самовара, показать роль и значение чаепития для русского народа

  1. Разучивание  считалок, слов к подвижным играм «Горелки», «Горшки»;
  2. Изготовление книжки- самоделки по сказке «Морозко»;
  3. Драматизация отрывков сказок «Снегурочка»;
  4. Конкурс рисунков «Рождественская сказка»;
  5. Катание на ледяной горке;

метание снежков

1.Консультации для родителей: «Народные игры;

2. Помощь в изготовление  книжки –самоделки «Морозко»;

3. Помощь в изготовлении элементов маскарадных костюмов;

4. Совместное с родителями чаепитие в русских традициях; 5.привлечение родителей к изготовлению ледяной горки на участке

- подготовка к чаепитию в русских традициях;

 -создание в группе  выставки книг  русских народных сказок

Февраль

  1. «Ждем весну. Готовимся к Масленице»

Цель: продолжить знакомство с русскими народными праздниками и традициями их празднования;

  1. Познаем секреты русской кухни. Печем блины»

Цель: дать представления о еде наших предков, развивать познавательный интерес детей, учить сравнивать делать умозаключения о еде современного человека.

  1. Знакомство детей с «докучными» сказкам

  1. Разучивание «закличек» на Сретение, масленичных приговоров;
  2. Беседа о традиции выпекать блины на Масленицу;
  3. Отгадывание загадок о блинах;
  4. Сюжетно –ролевая игра «семья»;
  5. Фольклорно –спортивный праздник «Широкая Масленица»: «Богатырь» состязание мальчиков на силу;
  6. Дидактическая игра «Придумаем сказку сами»;
  7. Делаем снежную  крепость, снежные фигуры.

1.Консультация «История русских блинов»;

2.Привлечение родителей  к  участию  в празднике «Широкая масленица» ;

  1. 3. Привлечение  родителей к изготовлению снежных фигур

- создание картотеки «Докучные сказки»

март

Март

1.Народные художественные промыслы.

Цель: -знакомство детей с разнообразием  русских народных промыслов (Хохлома, Семеновская матрешка, Гжель и др.);

- Воспитывать уважение к труду и мастеровому человеку

2. Толкование пословицы «Жаворонок весну зазывает»

1.Беседа «Почему возникли  народные промыслы на Руси?»;

2. Рисование на темы: «Русская матрешка,

«Городецкая роспись»,

«Роспись семеновской матрешки»;

Лепка на темы: «В гостях у сказки», «Дымковская игрушка»;

3.Ленточная карусель «Солнышко»; «заклички» весны.

- помощь  в организации мини –музея  «Изделия Городецкой росписи»

- оформление мини –музея в группе художественных промыслов;

- оформление выставки детских работ

Апрель

ль

  1. «Благовещенье»

Цель: познакомить детей с приметами этого дня, с обычаем отпускать птиц на волю;

  1. «Пасха»

Цель: продолжать знакомство с обычаями и традициями; воспитывать интерес к народной культуре;

  1. Изготовление птиц из бумаги (оригами) с последующим отпусканием по ветру на улице;
  1.  Наблюдение за птицами на прогулке;

  1. Склеивание корзиночек подставок для яиц;
  1. Расписывание яиц красками или аппликацией;

  1. Праздник «Пасха»
  1. Совместное изготовление  с родителями  скворечников;

  1. Помощь в подготовке  к празднику «Пасха»
  1. Оформление выставки скворечниковв группе.
  2. Оформление группы с целью создания атмосферы праздника

Май

  1. «Минин и Пожарский – защитники земли русской»

Цель: закреплять интерес о прошлом России, о ее героях

2.Белая береза –русская береза. Любимое дерево на Руси!

  1. Прощание с Хозяйкой русской избы

Цель: создать атмосферу старины, побуждая   использовать словесные народные игры, рассказывать докучные сказки, пение частушек

  1. Презентация  «Защитники земли русской»
  2. Разучивание хоровода «Во поле береза стояла»;
  3. Загадывание загадок о березе, о лете;

5. Коллаж «Разноцветная полянка»

- Итоговое занятие для родителей.

- подготовка презентации;

- оформление выставки детских работ.



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №5 «Теремок»

Картотека русских народных игр

Русская народная игра «Ручеёк»

Цель: Обучение в игровой манере ходьбе, внимательности, игре в коллективе.

Описание: Дети становятся парами, взявшись за руки. Руки надо поднять кверху таким образом, чтобы получился «домик». Пары детей становятся друг за другом, постепенно передвигаясь вперед. Формируется что-то вроде «ручейка», который постоянно течет.

Один человек заходит в начало этого ручейка, проходит под поднятыми руками игроков и выхватывает из основной массы одного из игроков за руку, уводя его с собой в конец ручейка, вставая последним его звеном. На освободившееся место встает следующая пара игроков, а освободившийся игрок идет в начало ручейка и проделывает то же самое – идет под руками игроков, выхватывая из ручейка понравившегося человека за руку и уводя его в самый конец ручейка.

Варианты:

В зависимости от размеров игровой площадки играющие пары идут ровным уверенным шагом прямо или по кругу. По сигналу воспитателя (хлопок в ладоши, свисток) первая пара, пригнувшись, входит в «коридор» из рук.

Русская народная игра «Капуста»

Цель: Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу, умение согласовывать движения со словами, упражнять в беге, умению играть в коллективе.

Описание: Рисуется круг – «огород». На середину круга складываются шапки, пояса, платки и прочее. Это – «капуста». Все участники игры стоят за кругом, а один из них выбирается хозяином. Он садится рядом с «капустой». «Хозяин» изображает движениями то, о чем поет:

Я на камушке сижу, Мелки колышки тешу.

Мелки колышки тешу,

Огород свой горожу,

Чтоб капусту не украли,

В огород не прибежали

Волк и лисица, бобер и курица,

Заяц усатый, медведь косолапый.

Играющие стараются быстро забежать в «огород», схватить «капусту» и убежать. Кого «хозяин» поймает, тот выбывает из игры. Участник, который больше всех унесет «капусты», объявляется победителем.

Правила игры: Бежать можно только после слов «медведь косолапый».

Русская народная игра «Дедушка Рожок»

Цель: Развивать, развивать быстроту, ловкость, глазомер, совершенствовать ориентировку в пространстве. Упражнять в беге.

Описание: Дети по считалке выбирают Дедушку.

По божьей росе,

По поповой полосе

Там шишки, орешки,

Медок, сахарок

Поди вон, дедушка Рожок!

Выбранному игроку-Дедушке отводится «дом». Остальные игроки отходят на 15-20 шагов от «дома» этого  - у них свой «дом».

Дети:              Ах ты, дедушка Рожок,

На плече дыру прожёг!

Дедушка: Кто меня боится? Дети: Никто!

Кого он осалил, вместе с ним ловит играющих. Как только играющие перебегут из дома в дом и водящий вместе с помощником займут свое место, игра возобновляется.

Правила игры: игра продолжается до тех   пор, пока не останется три-четыре не пойманных играющих.

Русская народная игра «Лягушки на болоте»

Цель: Развивать у детей умение действовать по сигналу, упражнять в прыжках на двух ногах.

Описание: С двух сторон очерчивают берега, в середине - болото. На одном из берегов находится журавль (за чертой). Лягушки располагаются на кочках (кружки на расстоянии 50 см) и говорят:

Вот с намокнувшей гнилушки

В воду прыгают лягушки.

Стали квакать из воды:

Ква-ке-ке, ква-ке-ке

Будет дождик на реке.

С окончанием слов лягушки прыгают с кочки в болото. Журавль ловит тех лягушек, которые находятся на кочке. Пойманная лягушка идет в гнездо журавля. После того, как журавль поймает несколько лягушек, выбирают нового журавля из тех, кто ни разу не был пойман. Игра возобновляется.

Русская народная игра «Золотые ворота»

Цель: Развивать, развивать быстроту, ловкость, глазомер, совершенствовать ориентировку в пространстве. Упражнять в ходьбе цепочкой.

Описание: Пара игроков встают лицом друг к другу и поднимают вверх руки – это ворота. Остальные игроки берутся друг за друга так, что получается цепочка. Все дети говорят:

Ай, люди, ай, люди,

Наши руки мы сплели.

Мы их подняли повыше,

Получилась красота!

Получились не простые,

Золотые ворота!

Игроки-ворота говорят стишок, а цепочка должна быстро пройти между ними. Дети – «ворота» говорят:

Золотые ворота

Пропускают не всегда.

Первый раз прощается,

Второй - запрещается.

А на третий раз

Не пропустим вас!

С этими словами руки опускаются, ворота захлопываются. Те, которые оказались пойманными, становятся дополнительными воротами. "Ворота" побеждают, если им удалось поймать всех игроков.

Правила игры: Игра продолжается до тех   пор, пока не останется три-четыре не пойманных играющих, опускать руки надо  быстро, но аккуратно.

Русская народная игра «Лошадки»

Цель: Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу, упражнять в беге с высоким подниманием коленей, ходьбе, умению играть в коллективе.

Описание: Играющие разбегаются по всей площадке и на сигнал педагога "Лошадки" бегут, высоко поднимая колени. На сигнал "Кучер" - обычная ходьба. Ходьба и бег чередуются. Воспитатель может повторить один и тот же сигнал подряд.

Художественное слово:

Гоп-гоп! Ну, скачи в галоп!

Ты лети, конь, скоро-скоро

Через реки, через горы!

Все-таки в галоп - гоп-гоп!

Трух-трух! Рысью, милый друг!

Ведь сдержать-то станет силы, -

Рысью-рысью, конь мой милый!

Трух-трух! Не споткнись, мой друг!

Правила игры: Бежать можно только после слова «догоняет».

Русская народная игра «Скакалка»

Цель: Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу. Упражнять в прыжках на двух ногах, умению играть в коллективе.

Описание: Один из играющих берет веревку и раскручивает ее. Низко от земли. Остальные прыгают через веревку: чем выше, тем больше будет доход и богатство.

Перед началом игры говорят следующие слова:

Чтоб был долог колосок,

Чтобы вырос лен высок,

Прыгайте как можно выше.

Можно прыгать выше крыши.

Правила игры:

Кто задел за скакалку, выбывает из игры.

Русская народная игра «Мороз красный нос»

Цель: Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу,  выдержке. Упражнять в ходьбе и беге.

Описание: На противоположных сторонах площадки обозначают два дома, в одном из них располагаются играющие. Посередине площадки встает водящий - Мороз-Красный нос.

Он говорит:

Я Мороз-Красный нос.

Кто из вас решится

В путь-дороженьку пуститься?

Играющие отвечают:

Не боимся мы угроз

И не страшен нам мороз.

После этого дети перебегают через площадку в другой дом. Мороз догоняет их и старается заморозить (коснуться рукой). Замороженные останавливаются на том месте, где их настиг Мороз, и стоят до окончания перебежки. После нескольких перебежек выбирают другого водящего. Правила игры: Бежать можно только после слова «мороз». «Замороженным» игрокам не сходить с места.

Русская народная игра «Бабка Ёжка»

Цель: Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу, упражнять в беге с увертыванием, прыжках на одной ноге, умению играть в коллективе.

Описание: Дети образуют круг. В середину круга встает водящий — Бабка Ежка, в руках у нее «помело». Вокруг бегают играющие и дразнят ее:

Бабка Ежка  - Костяная Ножка

С печки упала, Ногу сломала,

А потом и говорит:

— У меня нога болит.

Пошла она на улицу  -

Раздавила курицу.

Пошла на базар –

Раздавила самовар.

Бабка Ежка скачет на одной ноге и старается кого-нибудь коснуться «помелом». К кому прикоснется — тот «заколдован» и замирает.

Правила игры: «Заколдованный» стоит на месте.Выбирается другой водящий, когда «заколдованных»  станет много.

Русская народная игра «Два Мороза»

Цель: Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу,  выдержке. Упражнять в ходьбе и беге.

Описание: На противоположных сторонах площадки обозначают два дома, в одном из них располагаются играющие. Посередине площадки с противоположных сторон встают два водящих мороза - Мороз-Красный нос и Мороз-Синий нос.

говорят:

Мы два брата молодые, Два Мороза Удалые

Я Мороз-Красный нос, Я Мороз – Синий нос,

Кто из вас решится

В путь-дороженьку пуститься?

Играющие отвечают:

Не боимся мы угроз

И не страшен нам мороз.

После этого дети перебегают через площадку в другой дом. Морозы догоняют их и стараются заморозить (коснуться рукой). Замороженные останавливаются на том месте, где их настиг Мороз, и стоят до окончания перебежки. После нескольких перебежек выбирают других водящих. Правила игры: Бежать можно только после слова «мороз», «замороженным» игрокам не сходить с места.

Русская народная игра «Хлоп! Хлоп! Убегай!»

Цель: Развивать, развивать быстроту, ловкость, глазомер, совершенствовать ориентировку в пространстве. Упражнять в беге.

Описание: Играющие ходят по игровой площадке — собирают на лугу цветы, плетут венки, ловят бабочек и т. д. Несколько детей выполняют роль лошадок, которые в стороне щиплют травку. После слов ведущего:

«Хлоп, хлоп, убегай,

Тебя кони стопчут»

несколько игроков

произносят:

«А я коней не боюсь,

По дороге прокачусь!»

и начинают скакать на палочках, подражая лошадкам и стараясь поймать детей, гуляющих на лугу.

Правила игры: Убегать можно лишь после слова «прокачусь»; тот ребенок, которого настигнет лошадка, на время выбывает из игры.

Русская народная игра «Жмурки»

Цель: Развивать умение действовать по сигналу, учить ориентироваться в пространстве, соблюдать правила игры.

Описание: Дети выбирают одного участника, накладывают ему на глаза повязку. По данному сигналу, участвующие в игре , бросаются в разные стороны, а ребенок с повязкой на глазах, стоящий  посередине места для игры старается поймать кого-нибудь из бегущих.

Попавшийся меняется с ним ролями, т. е. ему накладывают повязку на глаза и он становится «жмуркой».

Правила: Дети должны во время бега все-таки следить, чтобы тот из них, у которого глаза завязаны, не наткнулся на какой-нибудь предмет; при виде опасности они предупреждают криком: "огонь"!

Варианты: Игра может проводиться с колокольчиком, который  дети передают друг другу.

Русская народная игра «В ногу»

Цель: Развивать, умение выполнять движения по сигналу. Упражнять в метании.

Описание: Дети делятся на две равные по числу команды. Вдоль одной из линий чертятся круги диаметром около 30-ти сантиметров, согласно количеству игроков одной команды. После этого, игроки одной команды строятся шеренгой по линии, поставив одну ногу в нарисованный круг. Игроки противоположной команды стоят напротив, на определенном, заранее установленном расстоянии. Их задача попасть мягкими мячами в игроков команды-соперницы. Игра длится по количеству установленных бросков (например, по 5), после чего команды меняются местами. За каждое попадание можно начислять баллы. Побеждает команда, набравшая большее количество баллов.

Правила: Во время игры запрещается бросать мяч в лицо, а игрокам, находящимся в кругах, отрывать ногу, находящуюся в кругу от земли.

Русская народная игра «Ястреб»

Цель: Развивать умение действовать по сигналу, упражнять детей в беге в различных направлениях,  построению парами.

Описание: Дети бросают меж собою жребий. Выбираемый по жребию представляет ястреба. Остальные дети берутся за руки и становятся парами, образуя несколько рядов.

Впереди всех помещается ястреб, который может смотреть только вперед и не смеет оглядываться. По данному сигналу, пары внезапно отделяются друг от друга и бросаются бегом в различные стороны, в это время ястреб догоняет их, стараясь кого-нибудь поймать. Потерпевший, т. е. очутившийся в когтях ястреба, меняется с ним ролями.

Варианты:

Дети во время бега стремятся бросить в ястреба платок , если они попадают в него, он считается «заколдованным»  и из детей выбирается на его место другой.

Русская народная игра «Бубенцы»

Цель: Развивать умение действовать по сигналу, внимание, упражнять детей ориентироваться в пространстве по слуховому восприятию, построению в круг, хороводному движению.

Описание: Дети встают в круг. На середину выходят двое - один с бубенцом или колокольчиком, другой - с завязанными глазами.

Все дети говорят:

Трынцы-брынцы, бубенцы,

Раззвонились удальцы:

Диги-диги-диги-дон,

Отгадай, откуда звон!

После этих слов "жмурка" ловит увертывающегося игрока.

Правила:  Ловить начинать только после слов «Звон!». Игрок, которого ловят, не должен выбегать за пределы круга.

Варианты: Дети, образующие круг, могут водить хоровод.

Русская народная игра «Матушка Весна»

Цель: Развивать умение действовать по сигналу, упражнять детей ходьбе, построению в круг.

Описание: Выбирается Весна.  Двое детей зелеными ветками или гирляндой образуют ворота.

Все дети говорят:

Идет матушка-весна,

Отворяйте ворота.

Первый март пришел,

Всех детей провел;

А за ним и апрель

Отворил окно и дверь;

А уж как пришел май –

Сколько хочешь, гуляй!

Весна ведет за собой цепочкой всех детей в ворота и заводит в круг.

Правила: Не размыкать цепочку

Русская народная игра «Пирог»

Цель: Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу. Упражнять в беге, умению играть в коллективе.

Описание: Играющие делятся на две команды. Команды становятся друг против друга. Между ними садится «пирог» (на него надета шапочка). Все дружно начинают расхваливать «пирог»:

Вот он, какой высоконький,

Вот он, какой мякошенький,

Вот он, какой широконький.

Режь его да ешь!

После этих слов играющие по одному из каждой команды бегут к «пирогу». Кто быстрее добежит до цели и дотронется до «пирога», тот и уводит его с собой. На место «пирога» садится ребенок из проигравшей команды. Так происходит до тех пор, пока не проиграют все в одной из команд.

Русская народная игра «Малечина-Калечина»

Цель: Развивать, ловкость, выдержку, координацию движений, чувство спортивного соперничества.

Описание: Играющие выбирают водящего. Все берут в руки по палочке и произносят:

Малечина-калечина,

Сколько часов

Осталось до вечера,

До летнего?

После этих слов ставят палочку вертикально на ладонь или на кончик пальцев.

Водящий считает: «Раз, два, три ... десять!» Когда палка падает, ее следует подхватить второй рукой, не допуская полного падения на землю. Счет ведется только до подхвата второй рукой, а не до падения на землю. Выигрывает тот, кто дольше продержит палочку.

Варианты: Палку можно держать по-разному:

1. На тыльной стороне ладони, на локте, на плече, на голове.

2. Удерживая палку, приседают, встают на скамейку, идут или бегут к начерченной линии.

3. Держат одновременно две палки, одну на ладони, другую на голове.

Правила игры: Пальцами другой руки (палочку) малечину-калечину поддерживать нельзя.

Русская народная игра «Цепи кованные»

Цель: Развивать у детей умение действовать по сигналу, упражнять в  построению в две шеренги, беге.

Описание: Две шеренги  детей, взявшись за руки, становятся друг против друга на расстоянии 15 – 20 м. Одна шеренга детей кричит:

- Цепи, цепи, разбейте нас!

Кем из нас? – отвечает другая

- Стёпой!  -  отвечает первая

Ребёнок, чьё имя назвали, разбегается и старается разбить  вторую шеренгу (целится в сцепленные руки). Если разбивает, то уводит в свою шеренгу ту пару участников, которую он разбил. Если не разбивает, то встаёт в  шеренгу, которую не смог разбить. Выигрывает та команда, где оказывается больше игроков.

Русская народная игра «Салки»

Цель: Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу, упражнять в прыжках на одной ноге, с продвижением, умению играть в коллективе.

Описание: Дети расходятся по площадке, останавливаются и закрывают глаза. Руки у всех за спиной. Водящий незаметно для других кладет одному из них в руку какой-нибудь предмет. На слова «Раз, два, три, смотри!» дети открывают глаза. Тот, которому достался предмет, поднимает руки вверх и говорит «Я — салка». Участники игры, прыгая на одной ноге, убегают от салки. Тот, кого он коснулся рукой, идет водить. Он берет предмет, поднимает его вверх, быстро говорит слова: «Я — салка!»

Игра повторяется.

Правила игры:

1. Если играющий устал, он может прыгать поочередно то на одной, то на другой ноге.

2. Когда меняются салки, играющим разрешается вставать на обе ноги.

3. Салка тоже должен прыгать на одной ноге.

Русская народная игра «Ткачиха»

Цель: Развивать, ловкость, выдержку, координацию движений. Упражнять детей в ходьбе, беге.

Описание: Две шеренги,  плотно переплетясь руками, стоят напротив друг к другу лицом. Посереди коридора будут бегать 2 «челнока» навстречу друг другу по правой стороне коридора каждый. По команде все начинают петь речитатив:

Я весёлая ткачиха,

Ткать умею лихо, лихо.

Ай, лю-ли, ай, лю-ли,

Ткать умею лихо, лихо!

Шеренги ровными стенками сближаются и расходятся, ткут, в это время "челноки" должны проскочить. Если не успевают, то "заткали ниточку« (плохо ткут). Когда «челноки» пробежали, присоединяются к «деревне» встают в шеренгу.

Правила игры: «Челноки» не должны наталкиваться друг на друга.

Русская народная игра «Медведь»

Цель: Развивать умение действовать по сигналу, упражнять детей в беге в различных направлениях, учить ориентироваться в пространстве, соблюдать правила игры.

Описание: Участники игры по жребию выбирают одного товарища, которому поручают роль медведя. На одной из сторон пространства, отведенного для игры, ограничивается чертой небольшое место, служащее медведю берлогой.

По данному сигналу, дети бросаются бегом из одного конца двора в противоположный, причем «медведь», догоняет их, стараясь прикоснуться к одному из них рукой, т. е. «осалить».

«Осаленный» также становится «медведем» и уводится в берлогу. Игра продолжается в таком порядке до тех пор, пока «медведей» не станет больше, чем оставшихся участников игры.

Правила: По мере увеличения числа помощников «медведя», все они выходят вместе с ним на добычу, устанавливаются в ряд, причем только находящиеся по краям имеют право ловить играющих. Действовать надо только по сигналу.

Русская народная игра «Горелочки с платочком»

Цель: Развивать у детей умение действовать по сигналу, упражнять в беге.

Описание: Игроки стоят парами друг за другом. Впереди водящий, он держит в руке над головой платочек.

Все хором:

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Посмотри на небо,

Птички летят,

Колокольчики звенят!

Раз, два, три!

Последняя пара беги!

Дети последней пары бегут вдоль колонны (один справа, другой слева). Тот, кто добежит до водящего первым, берет у него платочек и встает с ним впереди колонны, а опоздавший “горит”, т. е. водит.

Русская народная игра «Хромая лиса»

Цель: Упражнять детей в беге по кругу, прыжкам на одной ноге.

Описание:  Дети выбирают  «Хромую лису». На месте, выбранном для игры, очерчивают круг довольно больших размеров, в который входят все дети, кроме «лисы». По данному сигналу дети бросаются бегом по кругу, а  лиса в это время скачет на одной ноге и старается во чтобы то ни стало прикоснуться к  кому-то из бегущих рукой. Лишь только ей это удалось, она входит в круг и присоединяется к остальным бегущим детям, потерпевший же принимает на себя роль «лисы». Дети играют до тех пор, пока все не перебывают в роли хромой лисы; игру, однако, можно прекратить раньше, при первом появлении признаков утомления.

Правила: Дети, вошедшие внутрь круга, должны, бегать лишь в нем и не выходить за очерченную линию, кроме того, участвующий, избранный лисой, должен бегать лишь на одной ноге.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Занятие-развлечение в средней группе «Матрешка пришла на мамин праздник».

Дети входят в зал и выстраиваются полукругом.

Ведущий :новый праздник –День Матери –постепенно входит в российские дома. И это замечательно: сколько бы хороших  , добрых слов мы не говорили  нашим мамам ,сколько бы поводов для этого не придумывали, лишними они не будут. В этот день хочется сказать слова благодарности всем Матерям ,которые дарят любовь ,добро ,нежность и ласку.

- Какое слово самое первое ? Дети отвечают «Мама»

- Какое слово самое главное ?Дети отвечают «Мама»

-Какое слово самое светлое? Дети отвечают «Мама»

- Какое самое важное ? Дети отвечают «Мама».

Дети поочередно:

1.Слово «мама» дорогое. Мамой нужно дорожить.

С ее лаской и заботой легче нам на свете жить.

2.Мама – это доброта, мама выручит всегда!

3.Мама,нет тебя дороже, мама все на свете может.

4.Мам сегодня поздравляем, мамам счастья мы желаем.

Все вместе : мама я тебя люблю, песню я тебе дарю.

                                        Исполняется песня «Зореньки краше…»

Звучит веселая музыка , в зал входит Матрешка.

Матрешка: Здравствуйте дорогие ребята и уважаемые взрослые. Услышала как вы дружно поете и заглянула к вам на огонек.

- Я нарядная матрешка ,все скучала у окошка, но куда это годится?

Я хочу повеселиться! К вам пришла ребята я .

Знаю вы мои друзья. Можно с вами мне остаться ,веселиться и смеяться?

Ведущий: конечно Матрешка оставайся, мы очень рады, что ты пришла, ведь у нас сегодня праздник ,а какой расскажут дети.

5.Милая мамочка с праздником тебя ,самая красивая мама у меня!

6. Очень я сильно мамочку люблю. В праздник ей ласково песенку спою.

7.Улыбнется весело мамочка в ответ, самая хорошая ,лучше в мире нет!

Матрешка хвалит детей.

- Как я праздники люблю. Будем вместе мы играть, будем мам мы поздравлять.

Матрешка :

Я очень люблю дружных ребят.

Всем известно ,что вместе веселей шагать ,петь и в игры разные играть.

И гораздо интересней делать все на свете вместе.

Чтобы дружным был наш праздник ,приглашаем мам на хоровод.

                        Исполняется игра-хоровод «Полька - целовалочка»

Матрешка : хорошо повеселились, поплясали ,порезвились. Какие все у нас дружные мамы и ребята. Вас хочу я наградить и свою сестричку подарить.

Но что-то она не очень веселая ,платье у нее не нарядное.

Очень любят все матрешки разноцветные одежки.

Ребята, давайте поможем матрешке и нанесем узор на ее одежке.

А мамы помогут ребятам ,чтобы  матрешки стали яркие и нарядные.

Мастера скорей за дело – украшай матрешек смело.

Дети переходят к столам , на которых разложен материал для украшения плоскостных фигур матрешек.

Звучит музыка

Дети и мамы наклеивают заготовки на фон.

Ведущая рассматривает , благодарит за работу.

- Вот это настоящие мастера!

Подведение итогов.

Матрешка: мне хочется поздравить всех мам ,присутствующих в этом зале и поблагодарить ребят и родителей за творческие работы.

- Пусть этот день как светлый праздник вольется радостью в ваш дом,

И вашу жизнь навек украсят :Надежда ,Вера и Любовь.