Речевой этикет

Онищенко Светлана Владимировна

                                                                                                      Дар культуры речи

 

Дар речи- уникальное свойство человеческого рода. В обществе всегда высоко ценят людей, обладающих грамотной, выразительной речью, умеющих говорить красиво, способных воздействовать на чувства и умы собеседников.

   Речевое поведение человека – сложное явление, оно связано с особенностями воспитания, с местом рождения и обучения, со средой, в которой человек привычно общается со всеми особенностями, свойственными ему как личности, как представителю социальной группы, а так же национальной общности.

   Рассмотрим речевое поведение, человека в семье. В каждой семье своя собственная духовность. Выходя из дома, общаясь с другими людьми на работе, в транспорте, школе, магазине человек приносит в коллектив заложенные дома привычки, стиль общения проявляет себя на определенном уровне культуры.

    Освоение ребёнком родного языка начинается на самой заре его жизни – в младенчестве. Словам вежливости и правильному их употреблению детей следует обучать, как только они начнут произносить первые звуки. Говорить с ребенком на его «детском» языке – это значит усложнять его жизнь. Многие родители долго «сюсюкают» с ребенком умиляясь его неправильному произношению. Тем самым они надолго закрепляют неправильное произношение. Старайтесь понимать ребенка, но самому говорить с ним надо четко, правильно на языке взрослых. Пытайтесь своим собственным примером быть постоянно образцом для речи вашего ребенка.

   Речевой этикет всегда связан с общей культурой поведения. В самом раннем возрасте ребенка можно научить уступать место или дорогу, пропускать старших первыми в дверь, предлагать стул. Нам, взрослым, нельзя забывать, что рядом с нами дети и прежде всего следить за собой, за тем, чтобы быть дружелюбными и сердечными, чтобы ни в коем случае в нашем общении с ребенком не звучали нотки пренебрежения и высокомерия. Взрослые должны постоянно помнить, что ни один жест, слово, манеры не проходят бесследно для ребенка и со временем непременно отзовутся на формировании его личности.

    Воспитатели детских садов могут точно сказать из какой семьи пришел к ним 3-х летний малыш, даже не видя его родителей, т.к. в этом возрасте ребенок является зеркалом семейных традиций и манер поведения. Если родители сами благодарят ребенка и друг друга за помощь или услугу в каком-либо деле, даже маленьком; если не забывают извиниться за причиненное беспокойство, неудобство; если, обращаясь с просьбой, они всегда добавляют « пожалуйста», если в семье присутствует спокойный доброжелательный тон, то ребенок усвоит все это сам и станет поступать так же. Если же родители требуют от ребенка слов вежливости только в торжественных случаях, общении с чужими людьми, то ребенок будет стесняться употреблять эти слова. Часто мамы сердятся на детей, которые упрямятся и не хотят сказать «спасибо» или какое-то другое вежливое слово их знакомым, а сердиться только нужно на себя: видимо, эти слова в семье не в почете, иначе малыш поблагодарил бы без принуждения.  Если вы сами, обращаясь к знакомому, не забываете добавлять его имя и не злоупотребляете местоимениями, то ребенок без труда усвоит эту манеру общения. Если ребенок видит, как вы приветствуете знакомых – «здравствуйте», «доброе утро», «добрый день», «добрый вечер», произнося это соответствующим тоном и выражением лица, ребенок непременно усвоит вашу манеру приветствия. 

    С идущими навстречу обычно здороваются за несколько шагов до того, как поравняются, а если обстоятельства  таковы, что приветствие голосом нецелесообразно, имеет смысл лишь обменяться поклонами.

      Здороваться надо не только тогда, когда  встречаете людей, но и тогда, когда видите их в окне или на балконе квартиры. В таких случаях достаточно им слегка кивнуть. Обгоняя кого-нибудь на лестнице или в коридоре, тоже не забудьте поздороваться. Независимо от пола и возраста проходящий мимо здоровается первым. А вообще, здоровается первым человек более вежливый, более воспитанный, тогда не будет никаких сомнений и неловкости. И постарайтесь, чтобы и дети ваши усвоили это правило.

С незнакомыми людьми здороваются, когда обращаются с вопросом, с просьбой о помощи. В столовой, кафе здороваются и прощаются с соседями по столу. Приветствуют водителя такси, садясь к нему в машину. Думается, нужно здороваться с жильцами вашего дома, даже если вы не знаете, как их зовут, и приучать к этому детей. В лифте, пожалуй, будет вежливо поздороваться и с совсем незнакомыми, конечно, особо не навязывая своего внимания. К сожалению, редко кто здоровается, входя в кабину. И хотя возникает от этого неловкость, все - равно все упорно молчат. Но что удручает еще больше – дети не здороваются и порой даже не отвечают, когда с ними здороваются взрослые, входящие в лифт.

     Очень часто мы бываем вежливыми и предупредительными с чужими людьми, а в отношении к самым близким родным людям – грубыми.

     Много ли счастья испытывают члены семьи, если мы используем ругательства, чтобы высказать крайнюю степень неодобрения кому-либо, чему-либо или для своеобразной психической разрядки, когда человек испытывает досаду, неудовольствие, гнев. Т.к. эти чувства тягостны для психики, срабатывает своеобразный защитный механизм: человек совершает какое-то постороннее эмоционально-насыщенное действие – стучит кулаками по столу, топает ногами, плюет с досады и т.д. – ему вроде бы становится «легче». В той же роли выступают иной раз «крепкие» выражения – человек выругался, отвел душу и успокоился. Плохо, когда человек привыкает к ним и сознательно начинает таким образом «срывать злость». Это верное свидетельство того, что человек плохо воспитан, не обладает выдержкой, способностью достойно переносить разочарования и неудачи, чтобы возникающие при этом отрицательные эмоции не отражались на окружающих. Ребенок груби - это значит, что у него дома не со всеми говорят вежливо. Из-за этого у ребенка возникает привычка к употреблению разного рода неодобрительных выражений. Каждый из нас без труда припомнит сценку, когда не понимал смысл действий товарища или не одобрял его, ребенок обращается к нему с вопросом: «ты что, дурак?». Что делать если ребенок «принес» домой непристойное слово? – Не стоит наказывать. Иногда достаточно просто это слово « не заметить», другому же ребенку нужно сказать, что это слово нехорошее, поэтому в доме его не употребляют.

      К сожалению, не все родители способны критически относится к себе. Такие взрослые обычно навязывают себя в качестве образца ребенку только на основании того, что они старше. Если родители лгут или что-то делают нечестным путем, они не могут рассчитывать, что их ребенок вырастет порядочным человеком, даже если кажется, что они все это делают в интересах самого ребенка.

    В некоторых семьях существует привычка к резким перепадам настроения: поссорились, накричали друг на друга, потом бурно помирились, через некоторое время опять все повторяется. К такой несдержанности привыкают и дети, а потом и в свои семьи переносят такую манеру поведения. Не лучше ли, приветствуя утром, не просто буркнуть: «доброе утро», а с улыбкой, с добрым, приветливым выражением лица показать, что вы рады друг другу. Вы устали за рабочий день, но, возвращаясь домой, никогда не забывайте разницу между понятиями расслабиться и распуститься.

    Ни в коем случае не срывайте накопившиеся за день раздражение на самых дорогих людях, не требуйте к себе особого внимания, ведь каждый член семьи тоже устал, лучше включитесь в круг домашних забот и радостей.

   Серьезной проблемой речевого этикета в семье является достойный надзор за подростками, который провоцирует их на грубость и ложь. Родители не должны с порога задавать своему взрослеющему ребенку массу нетактичных вопросов: «Где был?», «Почему поздно?», «С кем шатался?» и т.п. Ребенок сам ничего не хочет скрывать, но его молчание часто является реакцией на раздражительность взрослых.

 

                                                                                 Автор:   Онищенко Светлана Владимировна