Для педагогов

Капорская Евгения Леонидовна

Опыт работы

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»

В ПЕРВОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ №1 «ОДУВАНЧИК»

ТЕМА: «Мы все сделаем как надо мама, папа будут рады»

D:\Безымянный.jpg

                                                                  Составила:

 Капорская Е.Л.

2015-2016 год

Вид проекта: оздоровительный, познавательно-игровой.

Участники проекта: дети 1 младшей группы «Одуванчик», воспитатели, родители.

Длительность: ноябрь 2015г. - май 2016г.

Актуальность. Культурно-гигиенические навыки - важная составная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, тела, прически, одежды, обуви, продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. Дети должны понимать, что в соблюдении этих правил проявляется уважение к окружающим, что любому человеку неприятно касаться грязной руки или смотреть на неопрятную одежду. Неряшливый человек, не умеющий следить за собой, своей внешностью, поступками, как правило, небрежен в работе.

            Воспитание культурно-гигиенических навыков имеет значение не только для успешности социализации детей, но и для их здоровья.
Забота о здоровье детей, их физическом развитии начинается с воспитания у них любви к чистоте, опрятности, порядку. « Одна из важнейших задач детского сада, - писала Н.К.Крупская – привить ребятам навыки, укрепляющие их здоровье. С раннего возраста надо учить ребят мыть руки перед едой, есть из отдельной тарелки, ходить чистыми, стричь волосы, вытряхивать одежду, не пить сырой воды, вовремя есть, вовремя спать, быть больше на свежем воздухе и так далее».
Основой полноценного физического развития ребенка младшего возраста является приобщение его к основам здорового образа жизни. В приобщении детей к здоровому образу жизни важное  значение приобретает освоение дошкольниками основ культуры гигиены.  
         Однако, сталкиваясь с задачей воспитания культурно-гигиенических навыков у дошкольников, воспитатель не всегда может определить направления, последовательность своей работы, четко представить результат процесса воспитания, обозначить наиболее приемлемые формы и методы воздействия, поэтому я считаю рассматриваемую тему актуальной.

Цель:  охрана здоровья детей и формирование основы культурно – гигиенических навыков.

Задачи:

1. Закрепить представления о правилах личной гигиены, систематизировать знания детей о необходимости гигиенических процедур.

2. Воспитывать у детей желание выглядеть чистыми, опрятными.

3. Формировать правила поведения за столом.

4. Укрепить связи между детским садом и семьёй в вопросах формирования у детей К. Г. Н.

План действий.

Подготовительный этап

  • Собрать литературу по данной теме.
  • Составить план работы.
  • Изготовить дидактические игры по данной теме.
  • Подготовить материалы для работы с родителями.
  • Разработать систему мероприятий по формированию К. Г. Н.

Основной этап

  • Беседы с детьми о правилах культуры гигиены.
  • Чтение художественной литературы в режимные моменты по теме проекта.
  • Ситуативные разговоры с детьми, игровые ситуации по соблюдению К. Г. Н.
  • Разучивание стихов, потешек о культуре гигиенических навыков.
  • Сделать подборку дидактических игр по теме.
  • Рассматривание сюжетных картин по соблюдению правил поведения за столом.
  • Составить фотоотчет в виде презентации группы по теме проекта.
  • Сюжетно ролевые игры по теме проекта.

Заключительный этап:

  • Презентация материалов по формированию К. Г. Н. у детей младшего дошкольного возраста на педагогическом совете.
  • Родительское собрание на тему «Чему научились дети за год»

План взаимодействия с родителями:

Консультации:

• "Как ухаживать за молочными зубами"

• "Как правильно одевать ребёнка на прогулку"

• "Как привить детям культурно гигиенические навыки"

• "Как приучить ребёнка к аккуратности и опрятности"

Родительское собрание:

" Чему научились дети за год. Научились ли дети сами себя обслуживать."

Ожидаемые результаты:

• Дети должны самостоятельно мыть руки по мере загрязнения и перед едой, насухо вытирать лицо и руки полотенцем.
• С помощью взрослого приводят себя в порядок. 
• Пользоваться индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, полотенцем, расческой, горшком).
• Во время еды дети должны правильно держать ложку.
• При небольшой помощи взрослого снимать одежду, обувь (расстегивают пуговицы спереди, застежки на липучках); в определенном порядке аккуратно складывать снятую одежду; правильно надевать одежду и обувь.

План работы по формированию К. Г. Н.

Ноябрь

Ситуативная беседа "Как вести себя за столом"

 Цель: Формирование столового этикета.

Д/И. "Подбери предметы личной гигиены"

Цель: учить детей находить предметы по просьбе воспитателя.

Д/У. "Моем чисто руки и лицо"

Цель: Закрепить последовательность умывания.

Чтение К. Чуковский " Мойдодыр"  

Декабрь

С/р. игра " В гости кукла к нам пришла"

Цель: учить детей называть столовые предметы, предметы личной гигиены. Активизировать речь детей. Помогать детям налаживать взаимодействие в игре.

И/ситуация "Купание куклы"

 Цель: учить детей пользоваться индивидуальными предметами личной гигиены.

Разучивание потешки " Водичка - водичка"

Д/у. "Покажем кукле Кате как мы накрываем на стол"

Цель: Учить правильно ставить посуду на стол (последовательность).

Чтение стихов о культуре гигиенических навыков. Ежедневно

Рассматривание картины " Мама купает Катю"

 Цель: Учить детей правильно называть предметы личной гигиены. Активизировать речь детей.

Январь

Экскурсия в среднюю группу.

Цель: Наблюдение за правильностью умывания детей средней группы.

Чтение потешки "Водичка -водичка".

Развлечение " Приключение мыльного пузыря".

 Цель: Доставить радость детям.

Ситуативная беседа " Как правильно вести себя за столом" - ОБЖ Ежедневно

И/У. " Накормим куклу Катю".

Цель: Закрепить назначение посуды, последовательность действий. Приучать к аккуратности.

Рассматривание сюжетной картины " За обедом".

Беседа с детьми " Кто опрятен тот приятен".

 Цель: Закрепить культурно гигиенические навыки, воспитывать желание быть опрятными.

Создание рисунков по теме проекта. Еженедельно.

Февраль

Беседа с детьми " Как вести себя за столом".

Чтение стихотворения М. Дружининой " Кто знает волшебное слово".

Чтение сказки " Три медведя".

Цель :Закрепить название посуды и правила поведения за столом.

И/У. " Делаем причёску"

Цель: учить пользоваться расчёской как индивидуальным предметом. Развивать предпосылки к сюжетно ролевой игре.

Чтение стихотворения К. Чуковского " Мойдодыр"

Март

Разукрашивание капельки.

Цель: Закрепить с детьми навыки личной гигиены. Учить раскрашивать рисунки не вылезая за контур.

Рассматривание и обсуждение семейных фотографий.

Цель: Создание комфортных условий при формировании К. Г. Н.

Д/У. " Покажем кукле Кате как мы накрываем на стол".

Цель : Закрепить последовательность действий.

Д/И. " Назови действие"

Цель: Определять действия по показу.

Апрель

Развлечение " В гостях у Мойдодыра". Цель: Закрепить представления о правилах личной гигиены.

Чтение стихотворения «Федорино горе»

Д/и «Чудесный мешочек»

Цель:  развитие тактильных ощущений, словарного запаса о предметах гигиены.

Май

Алгоритм выполнения КГН.

Цель: упражнять и закреплять знания детей о КГН, о предметах их назначении и пользования.

С/р игра «У куклы Маши насморк»

Цель: воспитывать стремление к самостоятельности при выполнении навыков самообслуживания.

Интеграция образовательных областей.

1 Познание. Беседа " Кто опрятен тот приятен", "Как вести себя за столом". Рассматривание сюжетных картин и семейных фотографий. Наблюдение за умыванием детей средней группы.

Коммуникация. Рассматривание сюжетных картин, рассматривание принадлежностей личной гигиены, игры - ситуации, дидактические упражнения.

Чтение художественной литературы. К. Чуковский " Мойдодыр", чтение потешек о культуре гигиенических навыков.

4 Социализация. Дидактическое упражнения " Делаем причёску", " Моем чисто руки и лицо", Сюжетно ролевые игры " В гости кукла к нам пришла", " Покажем кукле Кате как мы накрываем на стол". Дидактические игры " Подбери предметы личной гигиены", " Водичка - водичка"

Труд. Самообслуживание, умывание и др.

6 Безопасность. Ситуативная беседа " Как вести себя за столом"

Музыка. Прослушивание песенок о культурно - гигиенических навыков

8 Художественное творчество .Создание рисунков по теме проекта

9 Физическая культура .Сюжетные комплексы о. р. у.

10 Здоровье. Дидактические игры, беседы по формированию культурно -гигиенических навыков.

Список литературы:

1. Белостоцкая Е.М., Виноградова Т. Ф. и др. Гигиенические основы воспитания детей от 3 до 7. – М.:Просвещение,1991.

2. Бондаренко А.К. Дидактиеские игры в детском саду. – М.: Просвещение,1991.

3. Бондаренко А.К. Дидактические игры в д/с: Пособие для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение,1985.

4. Буре Р.С., Островская А.Ф. Воспиталель и дети. – М.: Просвещение, 2006.

5. Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. – М.: 1991.

6. Воспитателю о работе с семьёй / Под ред. Н.Ф. Виноградовой. – М.: Просвещение, 1989.

7. Голицина Н.С Перспективное планирование воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении. – Скрипторий 2003, 2007.

8. Гурина И. В. Первые шаги от 0 до 3 лет. Засыпаем, кушаем, маму с папой слушаем. – СПб., 2007.

9. Дуброва В.П., Милашевич Е.П. Педагогическая практика в детском саду. – М.: издат. центр «Академия», 1998.

10. Детство\Под ред. В.И. Логиновой и др. – СПБ.:Акцидент, 2008.

11. Запорожец А.В. Психология и педагогика игры дошкольника. М.,1966.

12. Зебзеева В.А. Организация режимных процессов в ДОУ. – М.: Сфера, 2007.

13. Игра дошкольника / Под ред. С.А. Новосёловой. – М.: Просвещение, 1989.

14. История дошкольной педагогики в России: Хрестоматия. С.В. Лыков, Л.М. Волобуева; Под ред. С.Ф. Егорова. – М.: Издательский центр «Академия», 1990.

15. Комарова Т.С., Куцакова Л.В., Павлова Л.Ю. Трудовое воспитание в детском саду. – М .: 2005

Приложение 1

Как ухаживать за молочными зубами у детей.

Чтобы походы к стоматологу были только профилактическими, а молочные зубки радовали здоровьем и безболезненностью, за ними нужно правильно и своевременно ухаживать. 

После годика ребенка следует познакомить с гигиенической процедурой чистки зубов. Купите ему детскую зубную щетку (которую следует исправно менять каждые три месяца) и пасту, предназначенные для этого возраста. Покажите, как пользоваться зубной нитью. И начинайте учить чистить зубки правильно. Будьте терпеливы и всегда доводите процедуру до завершения сами – чистить зубки, как следует, полностью ребенок научится приблизительно только к восьми годам.

До двух лет достаточно чистить детские зубки только вечером, но после непременно нужно перейти на обязательный 2-разовый режим: после завтрака и после ужина.

Держите сладкое под замком, а точнее – сахар. Самые большие враги здоровых зубов – леденцы. В меньшей мере, но все же опасны – шоколад, мармелад, пастила. Постарайтесь исключить их из рациона ребенка. А если от случая к случаю вы побаловали свое чадо – сразу же после трапезы почистьте зубки. Но все же лучше, чтобы роль сладкого в детском рационе выполняли сухофрукты: и вкусно, и полезно, и безопасно. 

Однако не думайте, что сахар разрушает зубки только у старших деток. Для грудничков он представляет еще большую угрозу, потому как скрывается в таких, казалось бы, безобидных напитках, как сок, чай и даже молоко! От них страдают детки, привыкшие потягивать из бутылочки что-то подобное в ночное время. Все это способствует сильному повреждению зубной эмали и провоцирует развитие «зубного кариеса». Поэтому не давайте ребенку ночью ничего, кроме чистой воды.

  Витамины для здоровых зубов

Чтобы зубки были крепкими и здоровыми, ребенок должен полноценно питаться. Обратите внимание на то, что для здоровья зубов особенно важны кальций, фтор, фосфор, витамины А, D, С, группы В. Молочные и морепродукты, свежие овощи и фрукты, зелень, а также ежедневные прогулки для роста здоровых зубов просто необходимы.

Приложение 2

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

КАК  ПРАВИЛЬНО  ОДЕТЬ РЕБЕНКА  НА  ПРОГУЛКУ.

        Каждый раз перед прогулкой мы задумываемся, как правильно одеть ребенка, чтобы всем угодить и всякий раз совершаем одни и те же ошибки. На стыке весны и лета погода весьма переменчива. На солнышке зачастую очень жарко, а в теньке прохладный ветерок заставляет поеживаться. Главная задача хорошей мамы предусмотреть все возможные варианты перепадов температур на улице, а также игры и занятия, которые ребенок может выбрать на детской площадке.
В любом случае одевать маленького ребенка теплее, чем одеты вы сами, не стоит. У всех детей без исключения температура тела несколько выше, чем у взрослых. Малыши зачастую активно двигаются, а значит и теплообмен у них происходит интенсивнее. Обеспечить ребенку комфорт, когда он меняет свои занятия каждые пять минут - поистине сложная задача. 
Однако если взглянуть на ассортимент одежды детского магазина, то даже бывалая практичная мама найдет для своей крохи что-нибудь подходящее. Желательно выбирать одежду для малыша только из натуральных тканей, которые отлично сохраняют тепло и позволяют испарять лишнюю влагу. Идеальным выбором станут дышащие вещи из хлопка. Именно хлопковые ткани превосходно пропускают воздух и не допустят перегревания тела.
Кроме того, не рекомендуется покупать вещи на несколько размеров больше. К примеру, брючки, которые явно велики, будут все время спускаться с талии, а широкие штанины будут мешать правильно шагать. А стильные зауженные джинсы для девочек сильно стесняют движения, не позволяя свободно бегать и прыгать.
А эти ужасные крики на детской площадке «слезь, иначе испачкаешься»? Зачем же надевать на малыша белоснежные или дорогостоящие вещи, если он собрался на горке покататься или в песочнице с лопаткой посидеть? Не проще ли надеть практичные темные джинсы, чтобы не одергивать драгоценное чадо каждые пять минут? А уж если хочется вдоволь насладиться тихой завистью малознакомых соседок, то не следует портить ребенку прогулку своими замечаниями.
Чтобы ребенок получал удовольствие от общения со сверстниками, необходимо учитывать его возраст и темперамент. Для малышей, сидящих в коляске, двуслойность будет наиболее приемлемым вариантом. К примеру, можно надеть тонкую маечку, а поверх нее хлопчатобумажную рубашку. При необходимости верхний слой всегда можно снять. Штанишки из хлопка или юбочка с тонкими колготами будет оптимальным решением для низа. Если малыш постоянно находится под козырьком коляски и на него не попадают солнечные лучи, то панамка не обязательна.
Если малыш любит резвиться и бегать со сверстниками, то желательно захватить с собой дополнительную футболку, ведь он непременно вспотеет. Отлично подойдут как девочкам, так и мальчикам шортики до коленок в сочетании с кофточкой с коротким рукавом. Головной убор в солнечные дни - это обязательный аксессуар для активных ребятишек. Благо, что выбор летних панамок, шляпок, косыночек, забавных кепочек достаточно большой. Для вечерней прогулки не лишним будет захватить толстовку или вязаный из хлопковых ниток свитерок.
В дождливую или пасмурную погоду, когда порывы ветра бывают достаточно холодными, необходимо позаботиться о тонкой не продуваемой курточке или легкой удобной ветровке. Практичные кроссовки или закрытые туфли придутся как нельзя кстати. Штаны желательно надеть непромокаемые, ведь наверняка вашему малышу захочется прокатиться с мокрой горки и присесть на скамеечку. В сырую погоду можно выбрать тонкую водолазку или футболку с длинным рукавом, которая будет плотно прилегать к телу малыша.
А когда на улице температура воздуха поднимется выше 23 градусов, то самая подходящая одежда для всех детей - это сарафаны и юбки, короткие платья и шорты, майки и футболки, топики и боди. Даже на младенцев не следует надевать шапочки и носочки. Если боитесь, что подует ветерок, то можно носочки положить в сумку. Из обуви в жаркую погоду отдаем предпочтение только открытым сандалиям.
Для всех детей лето - это самая комфортная пора, когда минимум одежды не стесняет движений, а самое главное, сборы на прогулку занимают лишь несколько минут. Выбирать одежду для улицы следует строго в соответствии с погодными условиями. Находясь на свежем воздухе, ребенок должен чувствовать себя комфортно, а его кожа должна дышать даже, если она находится под одеждой.

Поэтому покупая очередную обновку в магазине или детском отделе, тщательно пощупайте ткань, а также не поленитесь прочитать этикетку. Если производитель одежды не внушает вам доверия, то лучше от такой покупки отказаться. Согласитесь, лучше одна качественная вещь, чем две скверные подделки. Проверенные детские компании практически никогда не используют синтетику при производстве детской одежды.
Одевая маленького карапузика или дошколенка, попытайтесь встать на его место и представить себе, как вы будете резво бегать по траве, по сто раз кататься с горки, лазать по спортивным стенкам, висеть на перекладине, крутить педали на велосипеде и многое другое. Тогда сразу станет понятно, во что нарядить свою кроху.

Приложение 3

КАК ПРИВИТЬ ДЕТЯМ КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ НАВЫКИ

Что же нужно знать нам, взрослым, о привитии ребенку культурно-гигиенических навыков? Дошкольный возраст – это лучший период для закрепления на всю жизнь привычки к чистоте и гигиене. Дошкольник может усвоить все гигиенические навыки, понять их важность, привыкнуть выполнять их правильно и быстро .Если эти навыки не закрепить в раннем возрасте, то в дальнейшем будет много хлопот.

Многие дети к пяти годам уже умеют сами умываться и чистить зубы. Для выработки и закрепления этих навыков малышу необходимо помочь: научить закатывать рукава, хорошо намыливать руки мылом, хорошо их ополаскивать, смывать мыло, вытираться только личным полотенцем. Нужно несколько раз показать ребенку, где постоянно должно висеть его полотенце и стоять зубная щетка. Но не стоит торопить ребенка, если вначале он на умывание и чистку зубов будет тратить много времени.

Самое главное для приобретения гигиенических навыков – это пример родителей. Если взрослые делают физические упражнения, а затем принимают душ, то ребенок будет делать так же. Дети должны привыкнуть к тому, что по вечерам ежедневно нужно умываться и чистить зубы. Ребенок должен уметь самостоятельно пользоваться носовым платком, который хранится у него в определенном месте. Но взрослые должны помнить, что нельзя ругать ребенка за утерянный носовой платок.

Действенным средством воспитания можно назвать правильно организованный режим занятия, игры, разнообразная самостоятельная деятельность, если педагог активизирует деятельность детей, их познавательные интересы, ненавязчиво, но целенаправленно помогает им строить правильные взаимоотношения друг с другом.

Даже у младших дошкольников в различных играх и наблюдениях, в процессе труда по самообслуживанию и выполнению несложных поручений необходимо формировать навыки бережного обращения к игрушкам и вещам, находящимся не только дома, но и в общем пользовании в детском саду. Развивающее и воспитательное воздействие педагогов и родителей на малышей должны быть общим, постоянными и последовательными. Важен наглядный пример и пояснение действий, способов поведения в интересной для ребенка форме. Ежесекундное общение с детьми должно строиться только на основе доброжелательности. Она вызывает у детей эмоциональную отзывчивость, ответную доброжелательность и многие другие чувства – взаимоуважение и взаимопонимание, жизнерадостность, привязанность к родным, вежливость.

Педагоги и родители должны постоянно помнить, что привитые в детстве все навыки, в том числе и культурно-гигиенические, приносят человеку большую пользу в течение всей его жизни.

Культурно-гигиенические навыки – значимая часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, рук, тела, прически, одежды, обуви - это не только требования гигиены, но и нормы человеческих отношений. Дошкольники должны знать, что в соблюдении этих правил выявляется и уважение к окружающим, что каждому человеку неприятно касаться грязной руки или смотреть на неопрятную одежду. Неряха, который не умеет следить за собой, своей внешностью, поступками, как правило, небрежен и в работе. Об этом должны помнить всегда и родители, и педагоги.

И культуру еды часто мы относим к гигиеническим навыкам. Но ее значение не только в выполнении физиологических потребностей. Культура потребления пищи и культура поведения за столом имеет еще и этическую сторону, потому что поведение за столом основано на уважении к сидящим рядом, и даже к тем, кто приготовил пищу.

С самого раннего возраста дети должны усваивать некоторые правила: есть надо с закрытым ртом, не спеша, тщательно пережевывая пищу; нельзя класть локти на стол во время еды; нужно бережно относиться не только к хлебу, но и ко всем продуктам; правильно пользоваться столовыми приборами. Овладение культурой еды – трудное дело, требующее каждодневной кропотливой работы, но осуществлять формирование этих навыков необходимо, надо добиваться, чтобы дети ели с удовольствием, аппетитом, опрятно.

В формировании и воспитании культурно гигиенических навыков основное значение имеет пример взрослых, поэтому родитель и педагог- это важнейший действенный пример для подражания. Их внешний облик, их поступки и суждения, их тон разговора и их справедливое отношение к окружающим, и, прежде всего, к детям должны быть положительным примером для подражания.

Приложение 4

Как приучать детей к опрятности и аккуратности.

     Все родители хотят, чтобы их ребёнок рос аккуратным: содержал в порядке одежду, убирал на место свои игрушки и вещи, бережно относился к чужим. Но как же трудно бывает этого добиться.

     Среди подростков одной из московских школ провели опрос: помогают ли они дома по хозяйству? Большинство учеников 4-б-х классов ответили отрицательно. При этом ребята выразили недовольство тем, что родители не допускают их до многих домашних дел. Среди учащихся старших классов оказалось столько же ребят, не занятых в домашнем хозяйстве, однако число недовольных было в несколько раз меньше. Этот опрос показал, что с возрастом угасает желание детей помогать старшим, брать на себя обязанности, если сами взрослые не способствуют этому. Порой упрёки, адресуемые детям в том, что они ленивы и неаккуратны, - запоздалы и несправедливы. Эти качества в них мы порождаем сами.

ЧЕМ РАНЬШЕ, ТЕМ ЛУЧШЕ!

Прививать ребёнку навыки чистоты нужно с первых дней его жизни - малыш воспринимает естественной для себя ту среду, в которой живёт. Если в комнатах постоянно разбросаны вещи и книги, раковина на кухне переполнена грязной посудой, если мама ходит в грязном халате, а мокрые штанишки малыша сушит на батарее вместо того, чтобы постирать их, - бесполезно объяснять подросшему ребёнку, что одежда должна быть чистой, а игрушки нужно убирать на место. Ведь дети стремятся во всём подражать взрослым. Поэтому первое правило, которое следует соблюдать родителям, - будьте сами аккуратны и опрятны.

Как только у ребёнка появляются первые попытки делать что-то самостоятельно, начинайте приучать его к порядку. Как правило, это происходит в конце первого - начале второго года жизни. Стремление к самостоятельности становится особенно выраженным, когда ребёнок начинает ходить и у него появляется возможность не только наблюдать за действиями взрослых, но и участвовать в них. В два года он гордо заявляет о своём праве на самостоятельность хорошо известной всем родителям фразой «Я сам!».

Маленькие дети очень активны и хотят делать то, что делают взрослые. Ранний возраст - самое благодарное время для того, чтобы не перевоспитывать, а воспитывать ребёнка. Нужно помнить о двух опасностях, которые подстерегают родителей в деле воспитания культурных навыков. Первая - не предъявлять ребёнку непосильные требования, и вторая - не делать слишком долго за малыша то, что он может сделать сам.

К двум годам малыш овладевает простейшими навыками самообслуживания: сравнительно аккуратно пользуется ложкой и чашкой, просится на горшок, с помощью взрослого пытается раздеваться и одеваться. У него появляется желание помогать взрослым. К этому возрасту основные навыки опрятности уже могут быть сформированы, но пока ещё не закреплены. Ребёнок может, заигравшись, забыть вовремя попроситься в туалет, испачкаться во время прогулки. Следует помнить, что смысл культурного поведения для него ещё не ясен. Особенность его психического развития такова, что многое он делает не столько из-за понимания цели того или иного действия или поступка, сколько для взрослого, который предъявляет ему какие-то требования или даёт поручения. Пока он лишь копирует внешний рисунок действия взрослого, а результата не замечает.

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ТРЁХЛЕТКИ.

 Понимание цели того или иного действия складывается к концу раннего возраста. Третий год - это период интенсивного развития самостоятельности. Дети с удовольствием выполняют некоторые поручения взрослых, поливают цветы, убирают на место игрушки. В этом возрасте развивается способность к взаимопониманию, сочувствию, взаимопомощи. Ребёнок начинает понимать слово «труд» - помогая маме отнести на кухню посуду, он объясняет: «Я трудюсь».

К трём годам ребёнок может с небольшой помощью одеваться и раздеваться, развязывать и завязывать шнурки, расстёгивать и застегивать пуговицы, несложные пряжки на обуви, знает порядок в одевании и раздевании. Совершенствуются его гигиенические навыки: под контролем взрослых он умеет мыть руки, вытирать их полотенцем, знает, как пользоваться носовым платочком, салфеткой, расчёской, зубной щёткой. К этому возрасту у детей закрепляется навык опрятности в отношении пользования горшком, хотя, заигравшись, малыш может и не заметить испачканных штанишек.

Терапевтическая сказка о микробах.

Замечательным воспитательным средством, "приучает" нерях к мылу и воде, являются терапевтические сказки. Вы можете  придумать их вместе с ребенком. Например, это могут быть приключения микроба, который жил на немытых руках у одного мальчика ...

Гигиена - целая наука. Наука эта практическая. И наша задача - дать детям как можно раньше азы гигиенического воспитания, элементарные навыки  по уходу за своим телом. Грязные ногти, нечесаные волосы - первые признаки нечистоплотности. А с неряхами, конечно, не очень-то любят общаться. Нужно также объяснить ребенку, что грязная кожа и одежда могут причинить вред его здоровью.Личная гигиена

Если ребенка трудно затянуть в ванну, он с криками моет голову или отказывается мыть руки, попробуйте провести разъяснительную, а заодно и просветительскую работу. Расскажите вашему малышу, что такое «грязь» и почему кожу необходимо удерживать  в чистоте. Это может звучать примерно так: «Кожа защищает нас от многих болезней, если ее содержать в чистоте. Когда ты бегаешь, играешь, прыгаешь, тебе становится жарко. И на твоей коже появляются капельки пота. Если его не смывать, то пот соединяется с тонким слоем жира на твоей коже (или кожным салом). Поверхность твоего тела становится хорошим убежищем для ... бактерий и микробов, их там просто множество! Некоторые из них - настоящие «злодеи» и наносят вред твоему организму. Они обожают грязь! Как их можно победить? А помнишь сказку Мойдодыр? »Можете использовать   энциклопедии о теле человека или вместе с ребенком рисовать микробов.

Чистота рук! Если ребенок все время забывает мыть руки после улицы и перед едой, повесьте сигнальную таблицу на двери ванной: «Внимание! Внимание! Всем, кто помыл руки, объявляется благодарность и приз - вкусный обед ». Если ребенок еще не умеет читать, нарисуйте воззвание в картинках, в виде ребуса ». Прибегайте к внешним средств воздействия на ребенка, а не прямых указаний типа: А ну-ка марш мыть руки! Проверено многими родителями и работает практически безотказно!

Носовой платок. Приучайте малыша пользоваться носовым платком. Никто не спорит, что рукавом гораздо удобнее. Но гигиенично и культурнее - все-таки платком. Носовой платок должна всегда лежать в кармане у ребенка, особенно, если он ведет «светский образ жизни», то есть ходит в детский сад или школу сад или в школу. Что нужно рассказать детям о носовом платке? Во-первых, это средство личной гигиены, так же, как и зубная щетка, расческа. Делиться им с другом не стоит. Носовой платок нужно менять ежедневно, а не таскать ее по полгода в кармане.
При чихании или кашле нужно обязательно прикрывать рот платком, чтобы не заразить своими микробами окружающих. Носовые платки из ткани можно заменить бумажными, особенно во время болезни. Глаза, рот, царапины нужно вытирать только свежим, неиспользованным платком! Через платок можно подцепить не только вирусную инфекцию, но еще и герпес, стоматит, конъюнктивит.
Как часто мыться и  умываться? Водные процедуры утром и вечером полезны и для чистоты тела, и для укрепления иммунитета.
Мыть ноги необходимо каждый вечер - это закон! Интимная гигиена и для мальчиков, и для девочек - также ежедневный закон!
Ванну можно принимать раз в неделю.

Существует старое доброе чукотская пословица (пусть простят нам братья чукчи!): «Моются только ленивые. Потому что им чесаться лень! "
У многих детей, пожалуй, чукотские корни - их не затянешь в ванну. Хотя они действуют так не из-за лени, им просто некогда, а вечером они уже падают с ног. Здесь хотя бы до кровати доползти, не только к воде с мылом ... Поэтому соблюдайте режим! Скучно,  но так полезно.

НЕОБХОДИМЫЕ ПРАВИЛА

Все культурные навыки ребёнок осваивает только в совместной деятельности с взрослым. Взрослый объясняет малышу, зачем нужно соблюдать порядок, задаёт образцы правильных действий, помогает выполнить их, даёт им оценку.

• Воспитывая у малыша навыки гигиены, объясняйте и показывайте ему последовательность действий. Например, обучая его аккуратно мыть руки, предложите закатать рукава рубашечки, самому намочить руки в воде, намылить их мылом, затем смыть мыло, закрыть кран. Старайтесь, чтобы ваше объяснение было понятно и интересно малышу.

Учите его следить за своим внешним видом, правильно вести себя за столом. Помогите ему пользоваться столовыми приборами, салфеткой, вместе красиво сервируйте стол. После еды предложите малышу убрать за собой чашку, тарелку.

• Приучайте ухаживать за своими вещами: вешать одежду на вешалку, ставить в нужное место обувь, разбирать и убирать кроватку.

• Постарайтесь сделать так, чтобы в семье соблюдалось постоянство требований в отношении правил поведения. Ребёнок не научится быть аккуратным, если папа требует от него убирать игрушки на место, а мама позволяет их разбрасывать.

• Воспитывайте у своего чада эстетическое отношение к порядку, чистоте: побуждайте его радоваться при виде чистой, красивой одежды, аккуратной прически окружающих и самого ребёнка. Обращайте его внимание на опрятность других детей во время прогулки, на картинках в книжках. Прививайте малышу чувство брезгливости от грязной одежды, грязных рук, непричёсанных волос, побуждайте обращаться к взрослому за помощью с тем, чтобы устранить неприятные моменты.

• Знакомьте с делами взрослых. Пусть он видит, как мама стирает и гладит бельё, чистит одежду, как папа чинит кран и аккуратно убирает на место инструменты. Предложите малышу помочь вам. Пусть он постирает рядом с вами носовой платочек, вытрет полотенцем блюдце, поставит на стол хлебницу. Похвалите его за помощь, подчеркните сходство с взрослыми. Прививайте ребёнку бережное отношение к результатам труда взрослых и своего собственного.

• Учите сочувствовать близким, заботиться о них. Предложите малышу помочь бабушке убрать со стола посуду, вытереть стол, полить цветы, убрать на место одежду.

• Помните, что удовольствие делать что-то вместе с вами - самая высокая награда для малыша.

• Не забывайте хвалить малыша за его самостоятельность, аккуратность, трудолюбие.

• Ругать ребёнка за неопрятность можно только в том случае, если он что-то сделал намеренно: назло взрослому разбил чашку, перевернул тарелку или порвал книжку и пр. При этом ни в коем случае не оскорбляйте его, порицание должно относиться только к конкретному проступку. Никогда не говорите: «Я тебя не люблю» или «Ты плохой мальчик». Лучше сказать так: «Ты нарочно разбил чашку, и это очень плохо. Жалко, что теперь у нас не будет такой красивой посуды». После нескольких подобных случаев ребёнок поймет последствия плохого поступка.

• Прививая детям навыки опрятности и аккуратности, старайтесь почаще использовать игровые приёмы. Например, играя с малышом в такие сюжетные игры, как «Кормление куклы», «Купание куклы», «Уход за бельём», «Парикмахерская», «Гости», можно в интересной для ребёнка форме обыграть многие бытовые действия и правила поведения. В ходе сюжетных игр можно приучать детей бережно обращаться с игрушками, ухаживать за ними.

• Приучать ребёнка убирать на место игрушки лучше с помощью игровых приёмов.

Например, наводя вместе с ребёнком порядок в игровом уголке перед сном, обыграйте это событие, разговаривая с игрушками: «Мячик, ты устал кататься, ложись в коробочку, отдохни. А вы, кубики, бегом-бегом на полочку в свой домик. Вот как красиво, ровно стоите! А тебе, Мишенька, тоже спать пора, давай мы положим тебя в кроватку, укроем одеяльцем, а собачку - под кроватку, пусть она тебя охраняет. Чашечки, встаньте на блюдечки, а то они скучают без вас. А вы, машинки, поезжайте в гараж».

И последнее. Воспитывая у детей опрятность и аккуратность, избегайте педантизма и мелочного контроля над малышом. Он любознателен, ему всё интересно - и бить ладошкой по воде, наблюдая, как во все стороны летят брызги, и лепить «куличики» из песка, и раскрашивать акварельными красками свои ручки или стол. Не запрещайте маленькому ребёнку радоваться своим открытиям. Если вы не хотите, чтобы он испачкал новый костюмчик или промочил ноги, бегая по лужам, наденьте ему фартучек или резиновые сапожки. Подберите для него «рабочую одежду» и приучайте надевать её на время игр, связанных с возможностью запачкаться. Не возводите опрятность в абсолют, не ставьте в зависимость от неё эмоциональное и познавательное развитие ребёнка.

Наглядные материалы

D:\Безымянный.jpg

D:\Безымянный.jpg



Предварительный просмотр:

Познавательно-исследовательский проект                   «Эта удивительная вода»

1 младшая группа

Выполнила Капорская Е.Л.

Проектная деятельность в первой младшей группе. Познавательно-исследовательский проект                   «Эта удивительная вода»

Актуальность разработки и реализации проекта: 2017 год объявлен годом экологии. Воспитывать экологическую культуру нужно с раннего детства. Из природных ресурсов для малышей самым близким и доступным является вода, поэтому объектом исследования мы выбрали воду.

Цель проекта: обогащение знаний детей о воде как природном объекте, формирование понимания необходимости беречь воду.

Достижение поставленной цели возможно, при решении следующих задач:

1) Познакомить детей младшего дошкольного возраста с водой, ее значением и свойствами.

2) Дать детям элементарные представления о воде, ее влиянии на окружающий мир.

3) Формировать познавательную активность детей при проведении наблюдений, исследований.

4) Обогатить словарный запас детей по данной теме.

5) Развить эмоциональную отзывчивость на музыкальные и литературные произведения и яркие явления природы.

Тип проектапознавательно-исследовательский.

Участники: воспитатели, дети первой младшей группы, родители, младший воспитатель.

Срок реализации: 5 месяцев.

Планируемый результат: расширение знаний детей о воде, ее свойствах и ее роли для окружающего мира; обогащение активного и пассивного словаря детей за счет слов: «вода, водичка, прозрачная, без цвета, без вкуса, без запаха, льется, журчит, бежит, капает, мыть, вытирать, наливать, поливать, купаться, мокрый, сухой и т. д.»; развитие у детей познавательного интереса, наблюдательности; принятие активного участия в продуктивной деятельности; проявление эмоциональной отзывчивости.

Проект состоит из трех этапов.

Первый этап это подготовительный.

Подготовительный этап:

1. Постановка цели и задач проекта.

2. Беседы с детьми, для выявления знаний о воде.

3. Подготовка стихотворений, потешек, закличек, игр, иллюстративного материала, с использованием воды.

4. Подготовка необходимого оборудования.

5. Определение содержания, методов, форм работы с детьми, родителями по проекту.

Второй этап основной, на котором были организованны различные виды детской деятельности:

Это - двигательная деятельность:

1. Подвижная игра «Солнышко и дождик»«Пузырь»«Хоровод».

2. Комплекс утренней гимнастики «Надо чисто умываться по утрам и вечерам!».

3. Физминутка «У лесного родничка».

Познавательно-коммуникативная деятельность:

1.Ситуативный разговор «Как беречь воду»«Друзья Мойдодыра» и беседы во время режимных моментов о воде.

2. Беседы об обитателях воды, о том, что человек под водой дышать не может.

3. Проведение НОД по формированию целостной картины мира «Экологическая сказка «Про маленькую капельку»

4. Чтение и разучивание с детьми стихов, потешек, закличек о воде. Сказка «Заюшкина избушка»

5. Рассматривание иллюстраций с изображением дождя, различных водоемов, купания в них.

6. Дидактическая игра «Купание куклы».

7. Пальчиковые игры «Рыбки» « Пять маленьких рыбок».

Продуктивная деятельность:

1. Лепка «Сосульки».

2. Рисование красками «Дождик»«Весенняя капель»

3. Конструирование «Лодочка».

4. Аппликация «Синее море»

Музыкальная деятельность:

1. Разучивание и пение песен «Дождик, дождик – кап, кап, кап»«Дождик, дождик веселей».

2. Музыкальная игра в движении «Солнышко и дождик».

3. Отстукивание на металлофоне капели.

4. Слушание «Звуки природы» - шум дождя, водопада, капели, моря.

Самостоятельная деятельность:

1.Сюжетные игры «Капитаны»«Плывем на пароходе», «Сварим суп (компот, кашу)», «Угостим кукол чаем», «Постираем куклам платья».

2. Дидактические игры «Рыбалка»«Пазлы»«Куда можно налить воду?»

3. Игры со строительным материалом – постройка корабля, моста.

Исследовательская деятельность:

1. Наблюдение за дождем, снегом, капелью из окна и на прогулке.

2.Игры детей в центре «Песок – вода». Экспериментальная деятельность «Холодная, теплая, горячая»«Тонет – плавает».

3. Наблюдение за аквариумными рыбками.

Трудовая деятельность:

1. Наблюдение за трудом воспитателя и выполнение трудовых поручений: мытье игрушек, стирка кукольного белья.

2. Наблюдение за трудом воспитателя по уходу за комнатными растениями и выполнение трудовых поручений: полив цветов.

3. Наблюдение за трудом младшего воспитателя: как Анна Евгеньевна моет посуду, пол.

Работа с родителями. Рекомендации родителям:

  • Рекомендации по  наблюдению за водой в природе.
  • Показать детям в домашних условиях, где можно использовать воду. Что растворяется в воде?
  • Рассказать о разных агрегатных  состояниях воды в природе( лед, снег, иней)
  • Уход за комнатными растениями и животными дома.
  • Заучивание  стихотворений и потешек о воде.
  • Чтение художественной литературы: «Заюшкина избушка»,стихи  А.Барто «Кораблик». «Девочка чумазая», К.Чуковский «Мойдодыр».
  • Сделать с детьми дома книжки о КГН.
  • Участие в подготовке к новогоднему празднику ( изготовление снежинок)
  • Консультации для родителей: «Учим детей наблюдать», «Весна идёт, весне дорогу»

На заключительном этапе:

1. Подведение итогов проекта.

2. Выставка детских работ.

3. Организация творческой мастерской на день открытых дверей «Да здравствует мыло душистое!».

Познавательно-исследовательский проект                   «Эта удивительная вода»

ЯНВАРЬ

-Беседы о том, что вода необходима для животных, птиц, рыб, растений и людей, без нее нельзя выжить.

- Наблюдение за тем, как при поливе цветов вода впитывается в грунт. Дома как пьют дом. животные.

- Рисование водой

- Чтение А.Барто «Девочка чумазая»

Наблюдение за испарением воды

- Эксперимент «В воде не тонет»

- Игра «Пускаем кораблики»

- Чтение стихотворения А.Барто «Кораблик»

- Кукольный театр «Как Иван Царевич природу спасал»

Дать детям понять, что вода – это источник жизни, и все живое на земле пьет водичку.

Познакомить детей со свойством воды – испарение. А так же с тем, что дерево и пенопласт не тонет в воде.

Воспитатели

Родители

Братский театр

ФЕВРАЛЬ

-Заучивание потешки «Водичка…»

- Прослушивание аудио «Шум воды»

-Эксперимент превращения снега в воду

- Беседы «Что пьют животные и птицы зимой»

- Лепка из пластилина «Снеговики»

Продолжать развивать знания детей о свойствах воды и об окружающем их мире.

Воспитатели

МАРТ

- Наблюдение за рябью на воде

- Занятия «Постираем кукле платье»; «Уход за комнатными растениями»; «Солнышко, солнышко выгляни в окошечко»

- Наблюдение за тем ,куда исчезает весь снег на улице.

- Прослушивание детской песенки «Синяя вода»

-Чтение сказки «Заюшкина избушка»

- Прослушивание детской песенки «Вода «Буль-буль»

- Занятие «Экологическая сказка «Про маленькую капельку»

Познакомить детей с явлением «рябь», что она возникает при ветре на воде. Расширить и уточнить знания детей о том, для чего необходима вода. А так же о том, что вода имеет свойство впитываться.

Дать представление о том, что вода может быть не только жидкой, но и твердой. И что под воздействием тепла, вода превращается из твердого состояния в жидкое, и наоборот.

Воспитатели

АПРЕЛЬ

- Беседы об обитателях воды, о том, что человек под водой дышать не может.

- Пальчиковая игра «5 маленьких рыбок»

- Эксперимент «Воздух под водой»

- Апликация «Синее море»

Познакомить детей с обитателями воды. Понаблюдать за тем, что происходит с водой когда в нее поступает воздух (эксперимент с трубочками)

Воспитатели

Родители

МАЙ

- «Купание куклы Кати»

- Наблюдение за тем, что вода имеет свойство впитываться.

- Наблюдение за дождем, лужами.

- Прослушивание аудио «Звуки дождя»

- Чтение произведения К. И. Чуковского «Мойдодыр»

- Эксперимент «Окрашивание воды»

- Обобщенные беседы о свойствах воды, о ее назначении и значении в жизни всего живого

Творческая мастерская на день открытых дверей «Да здравствует мыло душистое!».

Эксперимент с водой (впитывание воды в губку)

С помощью занятия дать представление о том, что необходимо купаться, умываться и для этого необходима вода.

Познакомить еще с таким свойством воды как способность окрашиваться. Закрепить и обобщить знания детей о воде.

Воспитатели

Родители, воспитатели

Консультации для родителей

«Учим детей наблюдать»

Наблюдения – это  планомерное, активное восприятие детьми явлений окружающего мира. Это сложное познавательное занятие, т.к. требует устойчивого внимания и включает в работу одновременно восприятие, мышление и речь. Для понимания объекта наблюдения,  большое  значение имеют знания ребенка и его опыт.

В процессе наблюдения взрослый задает вопросы, предлагает внимательно обследовать объекты наблюдения, сравнить их между собой, показывает взаимосвязь различных явлений природы. Наблюдения сопровождаются точными объяснениями  того, что видят дети в этот момент, чем конкретнее и ярче останутся у ребенка представления об объекте наблюдения, тем легче ему будет впоследствии применять полученные знания на практике. Важно, чтобы был диалог с детьми – когда дети не только слушают, а еще и обсуждают увиденное вслух, знание прочнее закрепляется в их сознании.

Наблюдение – это неисчерпаемый кладезь эстетических впечатлений, благотворно воздействующих на эмоциональное состояние детей. Наблюдения  необходимо использовать систематически, чтобы приучить детей внимательно приглядываться и подмечать все особенности, развивая тем самым у них наблюдательность и, следовательно, решая задачи интеллектуального воспитания.

Прогулка  отлично подходит для проведения наблюдения. Взрослый обращает внимание детей на появление травы и цветов на земле, листочков на дереве, знакомит их с насекомыми, птицами, устраивает различные игры с использованием песка, воды, веточек, листочков.

Во время наблюдений в природе  дети научатся различать величину, форму, цвет и характер поверхности, при наблюдении за животными – манеру движения, издаваемые ими звуки.

Подготовка  к наблюдению  включает в себя:

- определение места наблюдения

- выбор объекта наблюдения

- подготовка объекта к наблюдению

- подготовка всего необходимого для наблюдения:

если наблюдаться будут растения, то возможно понадобиться лупа, если животное – корм, вода, посуда, щеточки для ухода за животными.

Наблюдения должны быть познавательного характера, заставляющие детей задумываться, вспоминать, сопоставлять и искать ответы на вопросы.

Наблюдения должны способствовать активному интеллектуальному и речевому развитию детей. Перед наблюдением, чтобы вызвать интерес детей можно для общего ознакомления рассказать или прочитать что-то об объекте наблюдения. Результаты наблюдения нужно уточнять, обобщать, систематизировать, закреплять, чтобы у ребенка сформировалось определенное представление об объекте наблюдения.

Важно, чтобы в процессе наблюдения дети вели себя свободно. Превратив наблюдение в игру, когда дети испытывают от этого удовольствие, взрослый совмещает для детей полезное с приятным.

«Весна идёт, весне дорогу!!! »

Зима позади. Позади суровые морозы и метели. Солнце с каждым днём пригревает все сильнее и сильнее, на улицах становится светлее и гулять с малышами одно удовольствие.

Весна — это самое полезное и приятное время года для прогулок с детьми. Именно весной солнце вырабатывает много ультрафиолета, что крайне необходимо для детского растущего организма. Прогулки на свежем воздухе — это всегда интересное и полезное занятие.

Весенние прогулки чрезвычайно полезны с точки зрения раннего развития малыша. Пройдитесь с ребенком по улице, парку, посмотрите, какие изменения происходят в природе: как набухают почки, пробиваются первые листья, трава, какие существуют весенние цветы. Наблюдайте, как на деревьях вьют гнезда птицы. Можно даже попробовать соорудить скворечник и повесить его рядом с домом. Наблюдать за природой – это очень интересное и познавательное занятие. Оно формирует у детей знания о природе, учит наблюдать и созерцать, развивает эстетическое начало.

В процессе наблюдения дети учатся различать формы, величины, цвета, характер поверхности и многое другое. При наблюдении за живыми существами (насекомыми, птицами, зверьми), дети познают характер движения, звуки и различные характеристики. В ходе данных наблюдений у детей развиваются такие качества, как сообразительность, наблюдательность, аналитические способности, умение сравнивать и делать выводы.

Весной наблюдать за природой намного интереснее, чем зимой. На прогулке с малышом, расскажите ему о весне: почему тает снег, откуда берутся многочисленные ручьи, почему так ярко светит солнце и почему небо голубое, а не серое. Попробуйте вместе с ребенком услышать «весенние» звуки: звон капели, журчание ручьев, пение птиц.

Расскажите малышу, какие запахи несёт в себе весна: талого снега, березовых почек, первых подснежников и другие. Расскажите ребенку, что происходит весной, после того, как растает снег, перелетные птицы возвращаются из южных стран, набухают почки на деревьях, из-под снега пробивается первая травка, распускаются подснежники.

Покажите ребёнку вербу, дайте потрогать, расскажите, что верба – одна из первых распускается весной, на ее запах слетаются жучки, мушки, бабочки. Пусть малыш сорвет несколько веток и отнесет домой, предложите ему поставить букет в вазочку с водой и понаблюдать, как изменяются ветки, как появляются на них первые листочки.

Поясняйте малышу, почему происходят все эти изменения, познакомьте его с понятием «время года». Рассуждайте о том, почему зимой необходимо было тепло одеваться, а весной можно прогуливаться в более легкой одежде.

Выберите для сравнения какой-нибудь объект на улице и наблюдайте за его изменением каждый день. Например, обратите внимание малыша на весенней прогулке, что сегодня на полянке еще лежит снег, а завтра там уже просто мокрая земля, через несколько дней здесь можно будет увидеть первую травку, а затем уже и яркие цветы.

При таком общении у ребенка расширяется словарный запас и развивается активная речь.

А ещё, пешие прогулки – это полезное физическое упражнение, которое может выполнять каждый, независимо от возраста. Во время ходьбы у человека задействованы практически все мышцы тела, особенно хорошо работают мышцы руки, спины, таза и ног. Кроме того, такие прогулки крайне важны для здоровья различных систем организма. И это еще не все преимущества таких упражнений на свежем воздухе.

Ходьба прекрасно активизирует жизненные процессы в организме. Обязательно привлекайте детей к таким занятиям. Добавьте к постоянным прогулкам детские игры, а также развлечения в парках отдыха, и вы удивитесь тому, как редко начнет болеть ваш ребенок.

Весенние прогулки не стоит отменять даже в том случае, если погода не радует солнышком.

Для начала следует просто принять как должное, что хотите вы или нет, но ребенок все равно залезет в самую глубокую лужу и найдет грязь пожирнее. Малыш хочет все познать, испытать на собственном опыте то, о чем предупреждает мама. Поэтому, запаситесь терпением и не ругайте кроху. Ведь это так интересно, как выглядит свое отражение в луже, как грязь прилипает к сапожкам. А как весело шлепать по воде руками и лепить куличи из мокрой земли!

Если вы не хотите, чтобы ребенок во время весенней прогулки бесцельно плюхался в грязи, покажите ему, что делать это можно с пользой. Малыш хочет копать? Предложите ему делать это под деревьями, где земля хоть немного прикрыта листьями и травой. Если ребенка как магнитом тянет к воде, то позвольте ему пройтись по лужам, покажите, как интересно пускать кораблики или просто травинки, палочки или листья по ручьям. Можно взять с собой на прогулку игрушки на радиоуправлении. Весна — отличное время, чтобы запускать радиоуправляемые вертолеты или самолеты.

Старайтесь не запрещать чаду экспериментировать, ведь это может привести к замкнутости и нерешительности ребенка в будущем. Позвольте крохе самому принять правильное решение, даже если в результате вы приведете домой чумазого ребенка. Пусть ваш ребенок растет здоровым, активным и счастливым! Чем же занять ребенка на прогулке весной?

« Посчитай птиц». Весной природа оживает. И даже если листочки еще не успели появиться на свет, то птицы уже начали радоваться теплу и запахам, которыми богат весенний воздух. С ребенком, который умеет считать, можно поиграть в такую игру: кто заметит больше птиц за время прогулки. Закончить игру можно следующим образом: покормите птиц пшеном или специальным кормом.

« Шаги лилипута». В эту игру хорошо играть нескольким детям или всей семьёй. Выберите цель и наметьте линию старта. Пусть играющие посоревнуются: кто быстрее пройдет дистанцию лилипутскими шагами (это такие шаги, когда нога при шаге ставится впритык к другой ноге).

« Гигантские шаги». Смысл игры такой же. Однако теперь ребенок должен расставлять ноги так широко, как он только может (взрослые же, могут слегка поддаться…).

«Пускаемся в плавание по луже ». Смастерите дома или прямо на прогулке кораблики, а затем запускайте их в ближайшей луже.

« Пускаем пузыри … в плавание!» Пускать в плавание по лужам можно не только кораблики, но и мыльные пузыри. На воде они будут держаться дольше и переливаться всеми красками. Наблюдение за такими пловцами – сплошное удовольствие.

« Ищем первые признаки весны». Вооружитесь фотоаппаратами и отправляйтесь на поиски весны. Первые набухшие почки, оживленные пташки – все это первые знаки того, что весна уже близко.

« Рисуем на асфальте». Если асфальт сухой, самое время достать цветные мелки и нарисовать приглашение весне: солнышко, цветы и травку. Возможно, это ускорит приход тепла!

« Охота за словами и буквами». Если ребенок знает буквы, можно поиграть в игру, где ребенок и взрослый ищут вокруг предметы, которые начинаются на выбранную букву. Можно выбрать разные буквы. Например, Вы ищите слова на букву «а», а ребенок – на букву «м». Кто найдет больше предметов?

«Развиваем скорость и координацию». Эта игра очень известна. Правила просты: дети становятся между двумя ведущими, их цель – выбить игроков из центра с помощью мяча. Мяч лучше всего брать надувной, чтобы не повредить детей. Берите мяч побольше, тогда задача малышей существенно усложнится, а риск травм уменьшится.

«Развиваем координацию». Участники становятся напротив ведущего. Игра очень простая. Все дети, должны показать движения, обратные тем, что показывает ведущий. Например, если ведущий опускает руки, малыши должны их поднять, если ведущий приседает, дети должны подпрыгнуть и т.д. Если малыш ошибся три раза, он выбывает. Победителем становится тот, кто выдержит дольше всех.

«Развиваем равновесие». Для этого упражнения нужно поставить двух детей напротив друг друга на расстоянии 2-3 детских шагов. По сигналу, один стоя на одной ноге, вытянув ладони должен ударить по ладоням другого малыша. Суть игры – вывести из равновесия соперника. Тот, кто первый коснётся земли – проигрывает.

«Развиваем скорость движения». Для этой игры Вам нужны мяч и мел. На асфальте нарисуйте круг диаметром примерно в 2 метра и обозначьте направления движения. Ребенок встает в центр и бьет мячом об землю, после он убегает по заданному направлению. Пока мячик делает 3 удара, малыш должен бежать. Выигрывает тот, кто дальше убежит. Это игра является групповой, но и может быть одиночной.

«Развиваем прыгучесть». Для этой игры нужно несколько игроков, следует поделить их на команды. На земле рисуется линия, с помощью которой будет измеряться длина прыжка. Место приземления нужно отмечать по пяткам. Нужно прыгнуть в противоположную сторону от отмеченного места, сделать это должен другой участник. Главная его задача – перепрыгнуть этот результат и прыгнуть дальше, тем самым зарабатывая балл своей команде. Выигрывает команда набравшая большее количество баллов.

Игры на свежем воздухе — всегда весело и увлекательно! Играйте со своим ребенком — это укрепляет взаимосвязь между родителями и детьми, а также способствует созданию более надежных доверительных отношений в семье. О том, что «солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья», мы помним с детства. Дело за малым — сделать так, чтобы и наши малыши росли в окружении этих верных «товарищей» с самых первых дней.

Потешки о воде для детей

Ой, лады, лады, лады,

Не боимся мы воды!

Чистая водичка

Умоет наше личико,

Вымоет ладошки,

Намочит нас немножко,

Ай, лады, лады, лады,

Не боимся мы воды!

Чисто умываемся,

Маме улыбаемся!

Ой, лады, лады,

Не боимся мы воды,

Чисто умываемся,

Детке улыбаемся.

Ой, лады, лады, лады

Не боимся мы воды,

Чисто умываемся,

Маме улыбаемся.

Знаем, знаем, да-да-да,

Где ты прячешься, вода!

Выходи, водица,

Мы пришли умыться!

Лейся на ладошку

По-нем-ножку.

Лейся, лейся, лейся

По-сме-лей -

Катя, умывайся веселей!

Эх, водичка хороша!

Хороша водичка!

Искупаем малыша,

Чтоб сияло личико!

Вода текучая,

Дитя растучее,

С гуся вода -

С дитя худоба.

Вода книзу,

А дитя кверху.

Водичка, водичка,

Умой моё личико,

Чтобы глазоньки блестели,

Чтобы щёчки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок!

Водичка-водичка,

Умой Настино личико,

Настя кушала кашку,

Испачкала мордашку.

Чтобы девочка была

Самой чистенькой всегда,

Помоги, водичка,

Умыть Настино личико.

Ежик, ежик,

Продай ножик,

Купи мыльце,

Помой рыльце.

Зайка начал умываться.

Видно в гости он собрался.

Вымыл ротик,

Вымыл носик,

Вымыл ухо,

Вот и сухо!

Кран, откройся!

Нос, умойся!

Глаз, купайся!

Грязь, сдавайся!

Кран откройся,

Нос умойся!

Мойтесь сразу

Оба глаза,

Мойся шейка

Хорошенько!

Ладушки, ладушки,

С мылом моем лапушки.

Чистые ладошки,

Вот вам хлеб и ложки!

Моем, моем трубочиста

Чисто чисто, чисто, чисто.

Будет, будет трубочист

Чист, чист, чист, чист.

(К. Чуковский)

Мы проснулись, потянулись,

Маме нежно улыбнулись,

Сели на горшок с утра.

Умываться нам пора!

Волшебная водичка

На розовое личико,

Ручеек из сказки

На носик и на глазки,

Брызги из кадушки

На щечки и на ушки,

Дождичек из лейки

На лобик и на шейку.

Ливень с теплой тучки

На маленькие ручки.

Вот какой чистюля!

(Девочка-чистюля!)

Целуй меня, мамуля!

Плыви ко мне, рыбёшка,

Словлю тебя ладошкой.

Куда же ты уплыла,

Скользкая, как мыло?

А рыбонька купалась

И в руки мне попалась!

С гуся - вода,

С младенца - худоба

Укатись вся.

Топики, топики,

По водичке хлопики,

Хлопики ладошками,

Да босыми ножками!

Комплекс утренней гимнастики

«Надо чисто умываться по утрам и вечерам!»

 Чтобы быть здоровым,

Чистым и красивым,

Нужно умываться

Белым нежным мылом!

Полотенцем растереться,

Причесаться гребешком,

В одежду чистую одеться

И в детский сад пойти потом!

 1. «Чистые ладошки»

И. п.: ноги слегка расставить, руки на пояс. Одну руку вперед, повернуть ладонь вверх. Вернуться в и. п. То же другой рукой. Повторить по 2 раза.

 2. «Стряхнем водичку»

И. п.: ноги слегка расставить, руки на пояс. Руки вверх; круго­вые движения кистью — «стряхивают водичку»; руки на пояс. Ды­хание произвольное. Повторить 3 – 4 раза.

 3.«Помоем ножки»

И. п.: ноги врозь, руки за спину. Наклон вперед, хлопнуть два раза по коленям, сказать «моем чисто». Руки за спину. Ноги в ко­ленях не сгибать. Повторить 3 – 4 раза.

 4.«Мы — молодцы!»

И. п.: ноги слегка расставить, руки вниз. 6- 8 подпрыгиваний и 6 – 8  шагов. Прыгать легко, мягко. Дыхание произвольное. По­вторить 2  раза.

 5. «Чтобы чистым быть всегда,

Людям всем нужна... (вода)!»

И. п.: ноги врозь, руки на пояс. Подняться на носки; руки в сто­роны, вдох носом. Опуститься на всю стопу, руки на пояс, на вы­дохе произнести «вода-а-а». Повторить 3 раза.

Подвижная игра «Пузырь»

Дети вместе с педагогом берутся за руки и образуют небольшой кружок, стоя близко друг к другу. Педагог говорит:

Раздувайся, пузырь,

Раздувайся вверх и вширь.

Раздувайся, пузырь,

Пузырь мыльный и цветной,

Раздувайся большой,

Оставайся такой

Да не лопайся.

Играющие отходят назад и держатся за руки до тех пор, пока педагог не скажет: «Лопнул пузырь!» Дети опускают руки и при­седают на корточки, говоря при этом «Хлоп!»

Вариант. После слов «лопнул пузырь» двигаться к центру круга, по-прежнему держась за руки и произнося при этом звук «ш-ш-ш» — воздух выходит. Затем дети снова надувают пузырь — отходят назад, образуя большой круг.

Примечание. Перед проведением игры можно показать детям настоящие мыльные пузыри.

 

Игра малой подвижности «Хоровод»

Дети образуют круг, берутся за руки. Педагог вместе с детьми на­чинает движение по кругу — хороводом, одновременно читая текст:

За руки друзей возьмем,

Хоровод наш заведем.

Мы старались, умывались,

Вытирались, причесались.

А теперь нас ждет обед —

Борщ, компот и винегрет.

А потом мы ляжем спать

На уютную кровать.

После слов «на уютную кровать» дети останавливаются, кла­дут руки под щечку ладонь на ладонь — «засыпают».

Конспект занятия по экологии в 1 младшей группе

«Про маленькую капельку»

Тема: Экологическая сказка «Про маленькую капельку».

Цель: Познакомить детей со свойствами воды: теплая, прозрачная, холодная, чистая, грязная.

Подвести малышей к пониманию того, что без воды не могут жить растения, рыбы, звери и человек. Доставить детям эмоциональное удовольствие от общения друг с другом и игр с водой.

Ход занятия:

Воспитатель: Я вам, дети, сейчас расскажу сказку про маленькую капельку. Хотите? Слушайте.

Жила-была маленькая водяная капелька. Где была капелька, там была и вода. А где была вода, всем было хорошо. Радостно было рыбкам плавать в воде, растениям и цветам хорошо было расти. А нам с вами купаться и пить воду. Но вот однажды случилась с капелькой беда. Налетел сильный ветер и принес мороз, капелька и замерзла. А без капельки погибнут рыбки, цветы и птицы. Надо спасать капельку! Давайте позовем на помощь Солнышко. Оно теплое, яркое, отогреет капельку. Дети зовут Солнышко:- Солнышко, Солнышко, Солнышко.

Воспитатель: Солнышко! Мороз капельку заморозил. Помоги нам вернуть ее, пожалуйста! Птицы, рыбы, растения, люди не могут без воды.

Солнышко погрело капельку, она и растаяла.

Воспитатель: А сейчас поспешим на помощь рыбкам. Посмотрим: есть ли у них вода? (Дети подходят к аквариуму).

Воспитатель: Правильно ли мы пришли? Здесь ли живут рыбки?

(Наблюдают вместе за тем, как плавают рыбки в аквариуме.)

Что рыбки делают?

Дети: Плавают.

Воспитатель: Правильно. Плавают в воде. Какая вода?

Дети: Чистая, прозрачная.

Воспитатель: А можно у рыбок водичку забрать?

Дети: Нет, они умрут!

Воспитатель: Показывает банку с грязной водой. Могут ли рыбки жить в грязной воде?

Дети: Нет.

Воспитатель: Это грязная вода, она никому не нужна. Поспешим, ребята, дальше на помощь растениям и цветам. Как здесь растения поживают?

Капелька: Пить хотят.

Воспитатель: Что же нам нужно сделать, ребята?

Дети: Полить их.

Капелька: А где же водичка?

Дети: В лейке.

Воспитатель: (Поливает растения) А растения, что делают с водичкой?

Дети: Они ее пьют.

Затем, воспитатель с детьми подходят к столу, где стоят чашки с водой.

Капелька: А вы знаете, для кого эта водичка?

Кто пьет из чашки кипяченую воду?

Дети: Мы!

Воспитатель: Спасибо, Капелька, это для наших ребят. Попробуйте, ребята, водичку.

Что вы делаете с ней?

Дети: пьем воду!

Воспитатель: Вот видишь, Капелька, что дети умеют делать с водичкой.

(Подводит детей к тазикам с водой). Предлагает потрогать воду сначала

в одном тазике, потом в другом. Какая водичка?

Дети: Теплая.

Воспитатель: А в этом тазике?

Дети: Холодная.

Воспитатель: ( Предлагает детям помыть резиновые игрушки в теплой, а затем в холодной воде).

И прочитать потешку: « Водичка- водичка»

Дети: Хором читают потешку.

Воспитатель: Давайте подведем итоги, чем мы сегодня с вами занимались на занятии,

кто приходил к нам в гости?

Творческая мастерская «Да здравствует мыло душистое!»

Цель: познакомить детей свойствами и назначением мыла, развивать любознательность.

Ход работы: после проведения рисования воздушных шаров, где дети рисовали пальчиками, предложить пойти мыть руки, но создать проблемную ситуацию, не дав детям мыло. Обратить  внимание, что руки не отмываются от краски.

Воспитатель: - Что же нам делать? Как отмыть руки?

Дети: - Нужно помыть их с мылом!

Воспитатель: - Давайте попробуем  помыть с мылом.

Возьмём мыло и подставим его под воду. Какое стало мыло?

Дети: - Скользкое, сырое, мокрое.

Воспитатель: - Посмотрите, если его долго, долго мылить в руках, то появится пена. Пена-это много маленьких пузырьков. Какие бывают пузыри?

Дети: - Большие, маленькие, прозрачные.

Воспитатель: - А вы знаете, что мыло можно сделать своими руками, самим?

Дети:- Нет.

Воспитатель: - А давайте спросим ваших мам и пап, может они знают.

Дети спрашивают своих родителей.

Воспитатель:- Хотите вместе со своими родителями сделать себе мыло?

Дети:- Да!

Воспитатель: - Тогда давайте попробуем сделать мыло сами, а родители будут нам помогать.

Для изготовления мыла нужно:

1.        Мыльная основа.

2.        Масло.

3.        Ароматизатор.

4.        Краситель.

5.        Формочки.

6.        Посуда, в которую мы будем добавлять все ингредиенты.

7.        Палочки для перемешивания.

8.        Доска, нож.

9.        Спирт.

Нарезаем мыльную основу, складываем её в посуду, в которой будем ее растворять. Затем растворяем её в микроволновой печи 30 секунд. Теперь добавляем краситель, который вы выберете, масло, ароматизатор. Все перемешиваем. Сбрызгиваем форму спиртом, чтобы мыло легче отделялось. И выливаем мыло в форму.  Если на мыле появляются пузырьки, то мы тоже сбрызнем его спиртом. Оставляем на 15 минут , чтобы мыло застыло.

Воспитатель: - Посмотрите, наше мыло пака жидкое, но через несколько минут оно станет твёрдым и можно будет им мыть руки. Пока оно застывает мы с вами посмотрим видеофильм.

Презентация «Эта удивительная вода»

После просмотра презентации проверяем мыло.

Воспитатель: - Посмотрите и потрогайте, что произошло с нашим мылом? Какое оно стало?

Дети: - Твердое.

Воспитатель: - А было какое?

Дети: - Жидкое, мягкое.

Воспитатель: - Давайте попросим родителей вынуть мыло из формочек и раздадут всем по кусочку, для того, чтобы вы мылись дома этим мылом, были чистыми, приятно пахли и вспоминали нашу встречу.

Литература:

1.«От рождения до школы»Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014.

2.Ребёнок познаёт мир  (игровые занятия по формированию представлений о себе для младших дошкольников) Автор – составитель Смирнова Т.В: Издательство «Учитель», Волгоград-2012г.

3.Я и моё здоровье Тарасова Т.А, Власова Л.С : Издательство «Школьная Пресса», Москва 2008г.

4.Здоровье сберегающая система в ДОУ  Авторы – составители  Павлова М.А, Лысогорская М.В: Издательство «Учитель», Волгоград -2009г.

5.Артикуляционная гимнастика Автор: Пожиленко Е. А. Издательство:  КАРО Серия: Популярная логопедия Дата издания: 2009 г

6. Янушко, Е. А. Лепка с детьми раннего возраста. 1-3 года. /Е. А. Янушко. – М., 2005.

7.Янушко, Е. А. Развитие речи у детей раннего возраста. 1-3 года. /Е. А. Янушко. – М., 2010.

8. Шорыгина Т.А. Зелёные сказки: экология для малышей. М.: ТЦ Сфера, 2008.



Предварительный просмотр:

Доклад «Сенсорное развитие через дидактические игры»

С 2013 года я работала с детьми раннего возраста. Сейчас работаю с детьми младшего дошкольного возраста.

Целью моей работы является - формирование сенсорной культуры у детей дошкольного возраста средствами дидактической игры (формирование представлений о цвете, форме, величине предметов, расположении в пространстве, запахе, вкусе, звуках и т. д.)

Работу по данному направлению я начала с того, что изучила педагогическую литературу, проанализировала исследования ученых по сенсорному воспитанию дошкольников.

Для чувственного познания и развития мелкой моторики рук, были скомплектованы сенсорный стол с различными вкладышами, шнуровками, пирамидками, мозаиками, а так же игры, сделанные своими руками. Дидактический материал и игры постоянно используются во всех образовательных областях.  Для закрепления цвета и формы  были выкрашены столы в основные цвета, а  на стульчики наклеены формы соответствующие цветам столов. У каждого ребёнка свой стульчик, они знают, какая на нем форма  и какого она цвета, к какому столу она подходит.

Дидактическая игра - основной вид деятельности ребёнка в дошкольном возрасте, играя, он познаёт мир людей, играя, ребёнок развивается. В современной педагогике существует огромное количество развивающих игр, способных развить сенсорные  способности ребёнка.

Все дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом), настольно-печатные и словесные игры.

Дошкольники в процессе игр с игрушками, предметами, материалами должны иметь возможность постучать, переставить, переложить их, разобрать на составляющие части (разборные игрушки), вновь составить и т.д. Но поскольку они могут многократно повторять одни и те же действия, необходимо постепенно переводить игру детей на более высокую ступень. 

Дидактическая игра помогает ребенку узнать, как устроен окружающий мир и расширить его кругозор. Способствует формированию личности.

В ходе реализации своей работы я выбрала систему дидактических игр:

Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы:

«Из каких фигур состоит? », «Найди предмет такой же формы», «Какая фигура лишняя», «Составь орнамент», «Чудесный мешочек», «Геометрическое лото», «Найди такой же узор», «Найди по описанию» и другие. При изучении геометрических фигур дети любят играть в игру: «Пара слов». Например: я говорю детям: круг – дети называют предмет, похожий на круг – руль, тарелка; квадрат – картина, стол  и наоборот: я называю предмет, а дети называют форму. 

Дидактические игры и упражнения на закрепления понятия величины:

«Сравни предметы по высоте», «Самая длинная, самая короткая, «В какую коробку? », «Дальше – ближе», «Собери матрешку», «Собери башенку», «Палочки в ряд» и другие.

Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета:

«Какого цвета не стало? », «Какого цвета предмет? », «Собери бусы», «Разноцветное лото», «Разложи пуговицы по цвету», «Выложи по образцу», «С какого дерева листок», «Сложи пирамидку», игры с мозаикой и другие.

Дидактические игры на развитие тактильных и вкусовых ощущений:

«Чудесный мешочек», «Определи на ощупь», «Платочек для куклы», «Найди пару», «Угадай, что съел? », «Слонёнок - сенсорёнок», «Теплый-холодный» и другие.

В организации дидактической игры очень важен возрастной аспект. Так, например, дети первой младшей группы еще не умеют играть самостоятельно, поэтому в играх с ними я принимала самое активное участие. Это помогает детям усвоить игру.

Во второй младшей группе дети уже имеют небольшой опыт совместных игр. Поэтому, я, уже зная хорошо индивидуальные особенности детей, делю их на группы (по желанию). Так, например, четверо детей будут разбирать и собирать башенки, шесть играть в настольно-печатную игру (на закрепление знаний овощей). С остальными могу играть сама в дидактическую игру «Подбери пару», направленную на закрепление цвета. Каждому ребенку на руке в виде браслета завязывается лента. Дети бегают, затем по сигналу воспитателя встают в круг так, чтобы ленты соседей были одинакового цвета. Вначале может быть много ошибок, а при повторении их будет становиться все меньше и меньше. Затем дети могут играть самостоятельно, без воспитателя меняться лентами.

Для развития игровой деятельности и поддержания интереса к играм изготовлены и приобретены игровой материал и пособия.

Именно использование дидактической игры помогает мне повысить у детей уровень сенсорного воспитания, сформировать знания по сенсорному развитию. Ребята стали уделять больше внимания дидактическим играм, у них появилось желание играть в дидактические игры и использовать игру в повседневной жизни. Дети стали более внимательными, усидчивыми, во время игр поддерживают дружеские отношения.

В целях закрепления полученных детьми знаний и умений, в родительском уголке вывешиваю рекомендации по развитию познавательной активности детей.