Методическая копилка.

Корнилова Жанна Валерьевна

 

 

 
 

Урок литературы в 10-б классе на тему:

«« Красота любовной и пейзажной  лирики А. К. Толстого».

(«Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре...», «Средь шумного бала, случайно...», «Против течения...» и другие)

                                                    «И всюду звук, и всюду свет ,

И  всем мирам одно начало,

И ничего в природе нет,

Что бы любовью не дышало».

А.К.Толстой

ЦЕЛЬ:            познакомить учащихся с любовной и пейзажной  лирикой А.К.Толстого, показав  красоту и искренность  человеческих отношений на примере стихотворений, их анализа.

Ход урока.

  1. Вступительное слово учителя.

Ребята, сегодня мы с вами поговорим о том, что вам действительно близко, понятно, чем вы живете и дышите: о любви. И первый вопрос  сегодняшнего урока: «Что такое любовь?»

/Ответы учащихся./

Вы знаете, что каждый отвечает на этот вопрос по-разному. Сколько людей, столько и мнений. Для кого-то любовь- это страсть, для кого-то сладостная мука, для кого-то просто физическая близость, а для кого-то – это желание видеть любимого человека счастливым.

А для кого-то, например, А. К. Толстого любовь – вся жизнь:

                                                 «И всюду звук, и всюду свет ,

И  всем мирам одно начало,

И ничего в природе нет,

Что бы любовью не дышало».

Слово учителю. (слайд 1)

Мне бы хотелось бы прочитать одно из стихотворений, которое, на мой взгляд, отражает писательскую и жизненную концепцию А. К. Толстого.    

Двух станов не боец, но только гость случайный,

За правду я бы рад поднять мой добрый меч,

Но спор с обоими досель мой жребий тайный,

И к клятве ни один не мог меня привлечь;

Союза полного не будет между нами -

Не купленный никем, под чье б ни стал я знамя,

Пристрастной ревности друзей не в силах снесть,

Я знамени врага отстаивал бы честь!

? Какова идея данного стихотворения

? как вы понимаете смысл метафоры « двух станов не боец»

-- В своей борьбе за правду Т. отстаивает независимость поэта, его право на спор с разными направлениями и лагерями, право вольно воспевать красоту и любовь.

О красоте и любви и будем мы с вами говорить сегодня на уроке.

Итак, запишем тему урока:

«Красота любовной и пейзажной лирики А. К. Толстого» (слайд 2)

Какова будет цель нашей работы??? (слайд 3)

Домашним заданием было подготовить сообщение о жизни и творчестве А. К. Толстого.

2.      Проверка домашней работы.  Рассказ уч-ся о жизни и творчестве А. К. Толстого. (Знакомство с фактами из биографии А.К.Толстого. (слайд 4, 5, 6)

 

3. Изучение нового материала (анализ стихотворений. Работа в группах) Как мы уже узнали, с 1950-ых г.  вся любовная лирика А. К. Толстого посвящена только Софье Андреевне Миллер (урожденной Бахметевой), женщине незаурядной, умной, волевой, прекрасно образованной (она знала 14 языков), но непростой судьбы. Он страстно влюбился, любовь его не осталась без ответа, но соединиться они не могли — она была замужем, пусть и неудачно. Спустя 13 лет они смогли наконец-то пожениться, и брак их оказался счастливым. Толстой всегда скучал без Софьи Андреевны, даже в коротких разлуках.)

Он постоянно молился за жену и благодарил Бога за дарованное счастье:

 «Если бы у меня был Бог знает какой успех литературный, если бы мне где-нибудь на площади поставили статую, все это не стоило бы четверти часа — быть с тобой, и держать твою руку, и видеть твое милое, доброе лицо!»

(из писем А.К.Толстого Софье Андреевне)

 «Мой друг, пойми всё, что заключено в этих словах: настал день, когда я нуждаюсь в тебе, чтобы просто иметь возможность жить. Приди, чтобы оживить поэзией эту прозу».

«Кровь застывает в сердце при одной мысли, что я могу тебя потерять,- и я себе говорю: как ужасно глупо расставаться! Думая о тебе, я в твоём образе не вижу ни одной тени, - всё лишь свет и счастье…»

        Любовная лирика А.К.Толстого.

 «Средь шумного бала, случайно…»  (слайд 9,10)

Обсуждение стихотворения.

·         Почему А.К.Толстой обратил внимание на балу именно на Софью Андреевну?  (в ней была тайна, загадка)

·         Какие стилистические фигуры помогают показать эту загадку? (оксюморон: Я вижу печальные очи, Я слышу весёлую речь;

смех твой, и грустный, и звонкий)

синтаксический параллелизм, анафора.

 (Читатель становится свидетелем многолюдного и шумного бала, в суете которого появляется незнакомка в маске («тайна твои покрывала черты»). Её лица не видно, но её тонкий стан, задумчивый вид, печальный взгляд - всё воспроизведено с поистине живописной зримостью. И всё же в портрете незнакомки есть какая-то неопределённость, недоговорённость. Лирический герой ещё сам полон неопределённых чувств — ему и грустно, и одиноко, ему ещё только кажется, что он полюбил, он ещё сам в этом окончательно не уве­рен. «Мимолётное виденье» растревожило его душу, лишило покоя, наполнило его сердце неясными грёзами (недаром в стихотворении возникает параллель с пушкинским к «Я помню чудное мгновенье...»; у Толстого — «В тревоге мир­ской суеты», у Пушкина — «В тревогах шумной суеты»).

Ощущение недосказанности возникает и потому, что в описании лири­ческой героини сталкиваются противоположные начала: в её дивном голо­се слышится и звук нежной свирели, и рокот морского вала, её речь весела, но очи печальны, её смех одновременно «и грустный и звонкий»... Тайна, покрывающая черты незнакомки, — не только маска, но и тайна её судьбы, её прошлого, наложившего отпечаток на весь её облик.

И такое прошлое у Софьи Андреевны Бахметьевой действительно было: роман с князем Вяземским; дуэль с ним её брата, которого князь убил; невыно­симая жизнь в семье, где её считали виновницей гибели юноши; неудачный брак с полковником Миллером. Толстому ещё предстояло перестрадать с лю­бимой «минувшие годы», перечувствовать вместе с ней её прежние «печали и надежды». «Многое больно мне было, во многом тебя упрекнул я; но позабыть не хочу ни ошибок твоих, ни страданий...» — писал поэт в том же 1851 г. Судь­ба свела их случайно средь шумного бала и на всю жизнь.

Эту тайну он не может раскрыть, эту загад­ку ему не удается разгадать. Образ женщины соткан из необъяснимых в своей противополо­жности штрихов: веселая речь, но печальные очи; смех грустный, но звонкий; голос — то «как звук отдаленной свирели», то «как моря играющий вал». За этими противоречиями скрывается, конечно, загадка душевного обли­ка женщины, но ведь они характеризуют еще и смятенность чувств лирического героя, пребы­вающего в напряженном колебании между от­страненным наблюдением и неожиданными приливами чувства, предвещающего любов­ную страсть. Прилив чередуется с отливом.

Контрастен не только женский образ, все стихотворение построено на противопостав­лениях: шумный бал — и тихие часы ночи, мно­голюдство светской толпы — и ночное одино­чество, явление тайны в буднях жизни. Сама неопределенность чувства позволяет поэту скользить на грани прозы и поэзии, спада и подъема. В зыбкой психологической атмосфе­ре закономерно и художественно оправдано допускаемое поэтом стилистическое многого­лосие. Будничное («люблю я усталый при­лечь») соединяется с возвышенно-поэтичес­ким («печальные очи», «моря играющий вал»), романтические «грезы неведомые» — с проза­ическим «грустно я так засыпаю». Два стили­стических плана здесь глубоко содержатель­ны, с их помощью поэт изображает процесс пробуждения возвышенной любви в самой прозе жизни).

 

4.3.            Анализ стихотворения «Прозрачных облаков спокойное движенье» (слайд 11)

-Какова идея стихотворения?

-Какими языковыми средствами выражаются чувства лирического героя? Приведите примеры, раскройте их смысловую нагрузку.

-Почему именно осень воспринимается героем как символ «иной красоты»?

-Найдите примеры звукописи, её значение.

-В чем заключается философское значение последнего вопросительного предложении, к кому обращено оно?

 

Природа становится не просто фоном, но фактом, субъектом творческого процесса, а художественное творчество - органичным продолжением природных процессов, воплощающих Божественный замысел.

Главной трагедией человека считал А.Толстой дробность вдохновения, отсутствие душевного синтеза, внутреннюю нецельность, частичность, невозможность объединить "отдельно взятые черты всецельно дышащей природы".

  Вопросы и задания к стихотворению «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре...» (слайд 12)
      1. Как отразилась в стихотворении понятие любви?
      2. Докажите, что поэт считает природу, любовь и искусство проявлениями идеальной красоты мира.
      3. Почему поэт видит несовершенство мира в разобщенности этих проявлений красоты?
      4. Какой смысл приобретают в его стихотворении выражения «любить могу лишь на просторе», «глагола творческая сила», «любим мы любовью раздробленной»? Найдите поэтические тропы, их значение…
      5. В чем смысл призыва поэта слиться «в одну любовь»?
Красота природы и сила любви имеют в поэтическом вдохновении А.Толстого один и тот же голос, они одинаково говорят "нездешние речи" и как два крыла поднимают душу над землею.  Чувство огромной любви и неизменно сопровождающее его чувство наслаждения красотой мира, позволяет человеку выйти из времени в вечность. Образ Любви в творчестве А.Толстого - воплощение божественного всеобъемлющего начала, торжество вечной жизни - окончательный смысл бытия.

4.4.            Анализ стихотворения «Коль любить, так без рассудку…»  (слайд 11)

·         Каким предстает лирический герой? Черты характера (вырисован русский менталитет).

·         Определите стих. размер и рифму (хорей, парная)

·         Как портрет Брюллова помогает раскрыть характер А.К.Толстого?

 Работа с афоризмами. (слайд 12)

Любовь - как дерево; она вырастает сама собой,

пускает глубоко корни во всё наше существо и нередко

продолжает зеленеть и цвести даже на развалинах

нашего сердца.

                            Виктор Гюго, французский писатель (1802-1885)

Любить - это находить в счастье другого

своё собственное счастье.

Готфрид Лейбниц, немецкий философ, математик (1645-1716)

 

Любовь стоит ровно столько, сколько человек,

который её испытывает.

Ромен  Роллан, французский писатель (1866-1944)

 

Быть любимым – это больше, чем быть богатым,

ибо быть любимым – значит быть счастливым.

                                        Клод  Тилье, французский писатель (1801-1844)

Итог урока.

 

В чем философский смысл понятия "любовь" в лирике Толстого?

      Светом, дарующим жизнь и воплощающим божественное всеединство в творчестве А.Толстого является Любовь.

Слиясь в одну любовь, мы цепи бесконечной

Единое звено,

И выше восходить в сияньи правды вечной

Нам врозь не суждено.

То было в утро наших лет -

О счастие! о слезы!

О лес! о жизнь! о солнца свет!

О свежий дух березы!

("То было раннею весной")

Любовь не только открывает в человеке духовное зрение, поднимает его над земным бытием, проясняя его смысл, но и приближает к миру людей, пробуждает в нем любовь к ближнему, сострадание и понимание

Любовь воскрешает человека к новой жизни, рождает великолепные порывы вдохновенья, пробуждает высшие творческие стремления. Самое ценное в любви - родство душ, духовная близость, которую не в силах ослабить расстояние. Самое главное - когда души любящих звучат в унисон, когда даже в разлуке чувствуется нерушимая связь, помогающая преодолеть жизненные невзгоды.

 

Любовь, усиливая ощущение чуда жизни, окружающей человека красоты, в то же время вызывает тоску по чему-то большему, чем окружающая действительность. Эта тоска по бесконечному, по чему-то таинственно великому - загадочное качество любви.

 

6.  Домашнее задание.

·         Написать миниатюру (эссе) по выбранному афоризму (1 стр.)

·         Выбрать понравившееся стихотворение А.К.Толстого  и выучить наизусть.

 

Приложение.

Средь шумного бала, случайно...

 

Средь шумного бала, случайно,

В тревоге мирской суеты,

Тебя я увидел, но тайна

Твои покрывала черты.

Лишь очи печально глядели,

А голос так дивно звучал,

Как звон отдаленной свирели,

Как моря играющий вал.

Мне стан твой понравился тонкий

И весь твой задумчивый вид,

А смех твой, и грустный и звонкий,

С тех пор в моем сердце звучит.

В часы одинокие ночи

Люблю я, усталый, прилечь -

Я вижу печальные очи,

Я слышу веселую речь;

И грустно я так засыпаю,

И в грезах неведомых сплю...

Люблю ли тебя - я не знаю,

Но кажется мне, что люблю!

 

 

Ответьте на вопросы

·         Почему А.К.Толстой обратил внимание на балу именно на Софью Андреевну? 

·         Какие поэтические тропы раскрывают переживания и чувства лирического героя?

·         Для чего используются союзы «но»,  «а», «и»?

·         Какова роль многоточия, восклицательного предложения?

·         Какие стилистические фигуры помогают показать эту загадку? (найдите примеры оксюморона, синтаксического параллелизма)

·         С каким стихотворением А. С. Пушкина созвучно и почему?

 

 

Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре -

О, не грусти, ты всё мне дорога!

Но я любить могу лишь на просторе -

Мою любовь, широкую, как море,

Вместить не могут жизни берега.

Когда Глагола творческая сила

Толпы миров воззвала из ночи,

Любовь их все, как солнце, озарила,

И лишь на землю к нам ее светила

Нисходят порознь редкие лучи.

И, порознь их отыскивая жадно,

Мы ловим отблеск вечной красоты;

Нам вестью лес о ней шумит отрадной,

О ней поток гремит струею хладной

И говорят, качаяся, цветы.

И любим мы любовью раздробленной

И тихий шепот вербы над ручьем,

И милой девы взор, на нас склоненный,

И звездный блеск, и все красы вселенной,

И ничего мы вместе не сольем.

Но не грусти, земное минет горе,

Пожди еще - неволя недолга,-

В одну любовь мы все сольемся вскоре,

В одну любовь, широкую как море,

Что не вместят земные берега!

 

Вопросы и задания к стихотворению «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре...»
      1. Как отразилась в стихотворении понятие любви?
      2. Докажите, что поэт считает природу, любовь и искусство проявлениями идеальной красоты мира.
      3. Почему поэт видит несовершенство мира в разобщенности этих проявлений красоты?

4.Какие средства выразительности помогают понять чувства лирического героя? Найдите сравнения, метафоры,эпитеты…
5. Какой смысл приобретают в его стихотворении выражения «любить могу лишь на просторе», «глагола творческая сила», «любим мы любовью раздробленной»?
 6. В чем смысл призыва поэта слиться «в одну любовь»?

 

 

Прозрачных облаков спокойное движенье,
Как дымкой солнечный перенимая свет,
То бледным золотом, то мягкой синей тенью
Окрашивает даль. Нам тихий свой привет
Шлет осень мирная. Ни резких очертаний,
Ни ярких красок нет. Землей пережита
Пора роскошных сил и мощных трепетаний;
Стремленья улеглись; иная красота
Сменила прежнюю; ликующего лета
Лучами сильными уж боле не согрета,
Природа вся полна последней теплоты;
Еще вдоль влажных меж красуются цветы,
А на пустых полях засохшие былины
Опутывает сеть дрожащей паутины;
Кружася медленно в безветрии лесном,
На землю желтый лист спадает за листом;
Невольно я слежу за ними взором думным,
И слышится мне в их падении бесшумном:
- Всему настал покой, прими ж его и ты,
Певец, державший стяг во имя красоты;
Проверь, усердно ли ее святое семя
Ты в борозды бросал, оставленные всеми,
По совести ль тобой задача свершена
И жатва дней твоих обильна иль скудна?

1.      Какова идея стихотворения?

2.      Какими языковыми средствами выражаются чувства лирического героя? Приведите примеры, раскройте их смысловую нагрузку.

3.      Почему именно осень воспринимается героем как символ «иной красоты»?

4.      Найдите примеры звукописи, её значение.

В чем заключается философское значение последнего вопросительного предложении, к кому обращено.

 

 

Урок русского языка в 8 в,д, е классах

Тема: Безличные предложения

Цель урока: 1) Формировать умение определять безличное предложение и характеризовать его.

2) Развивать память, речь, образное мышление учащихся.

3) Воспитывать чуткое отношение к состоянию природы и окружающих нас людей

Ход урока.

     I.        Организационный момент.

Доброе утро, ребята. Сегодня нам предстоит большая работа. Чтобы она была результативной, необходим соответствующий настрой. Давайте обратимся к словам, которые станут эпиграфом нашего урока.

Не стыдно не знать,

Стыдно не учиться.

-Вы согласны с этим высказыванием? Как вы его понимаете?

Давайте проведём сегодняшний урок под этим девизом.

Для работы на уроке на разделимся на группы.

    II.        Проверка знаний.

1.     Объектом изучения в 8 классе является простое предложение.

- Что нового вы узнали о простом предложении на уроках? (Простые предложения бывают двусоставными и односоставными)

2. Определение вида односоставных предложений. Каждая группа получает карточки с предложениями. Группа 1 находит определённо-личные предложения, определяет, чем выражено сказуемое.

Группа 2 находит неопределённо-личные предложения, называет формы выражения сказуемого.

Предложения для работы.

1.     С утра похолодало.

2.     Еду ли ночью по улице тёмной, бури заслушаюсь в пасмурный день…

3.     В траншее его уже ожидали.

4.     Сегодня его с утра знобит.

5.     Приучайте себя к сдержанности и терпению.

6.     Нет ни ржи, ни тропки.

7.     В лес дров не возят.

8.     Не позволяй душе лениться!

9.     Сегодня же меня здесь не будет.

10.  Шумим, братец, шумим…

11.  Нам теперь стоять в ремонте.

12.  А там, далеко, из-за чащи лесной, какую-то песню поют.

13.  В небесах торжественно чудно.

14.  Из песни слов не выкинешь.

15.  В холле покрашено.

Участники групп зачитывают выбранные предложения, обосновывают условия выбора.

- Какие предложения имеют обобщённое значение?

- Какие предложения вы не выписали? Почему? Можем ли мы назвать лицо, выполняющее действие в этих предложениях?

3. Определяется тема урока. Запись темы.

III. Изучение нового материала.

- Что вы уже знаете об этих предложениях? (Это односоставные предложения с главным членом сказуемым).

1. Я сейчас прочитаю вам четверостишие из стихотворения А.А. Фета. А вы закройте глаза и представьте описанное в стихотворении.

Прозвучало над сонной рекой,

Прозвенело в померкшем лугу,

Прокатилось над рощей густой,

Засветилось на том берегу.

-Какую картину вы представили? Что услышали?

-Что помогло увидеть картину грозы?

-Что важно в этом предложении? (Действия)

- Чем выражены сказуемые? (Повторение знаний о личных и безличных глаголах)

Итак, в данном предложении сказуемое выражено безличной формой личных глаголов. Какими ещё частями речи могут быть выражены сказуемые в безличных предложениях?

Продолжаем работу в группах. Анализируем оставшиеся предложения, заполняем таблицу.

Примеры

Способ выражения сказуемого

Прозвучало над сонной рекой,

Прозвенело в померкшем лугу,

Прокатилось над рощей густой,

Засветилось на том берегу.

Безличная форма личных глаголов

С утра похолодало.

Сегодня его с утра знобит.

Нет ни ржи, ни тропки.

Сегодня же меня здесь не будет.

Нам теперь стоять в ремонте.

В небесах торжественно чудно.

В холле покрашено.

2.     По итогам заполнения таблицы составляем схему

Способы выражения сказуемого в безличном предложении

Безличная безличный слово безличная слова краткое

форма глагол нет форма категории причастие

личного глагола состояния в форме

глагола быть среднего рода

в отрицательных

предложениях

- Обратимся к эпиграфу нашего урока. Какое это предложение? Чем в нём выражено сказуемое?

3.     Подведение итогов изученного.

-Что обозначают сказуемые в безличных предложениях? (Состояние природы, состояние окружающей среды, состояние человека, волеизъявление)

4. Справка.

В безличных предложениях мы сталкиваемся с интереснейшим явлением – с сохранением в языке архаичных представлений, с отражением в нём наивного, донаучного мышления, согласно которому некие высшие силы активно вмешиваются в нашу жизнь. В языке сохранились выражения: От сердца отлегло. И принесло ж его в такое время.

IV.Закрепление.

1.     Составьте безличные предложения по предложенным картинкам.

2.Работа с упражнением 224.

- Какова тема текста.

- Определите стилистическую принадлежность текста.

- Найдите безличные предложения, определите их значение.

- Укажите, какие выразительные средства языка используются в описании грозы.

V. Итог урока.

ИГРА «ДА – НЕТ»

1) Изменяются ли безличные глаголы по лицам и числам? (НЕТ)

2) Есть ли подлежащее, т.е. лицо, выполняющее действие, в предложении с безличными глаголами? (НЕТ)

3) Связаны ли понятия безличный глагол и безличное предложение? (ДА)

4) Безличное предложение – это односоставное предложение?(ДА)

5) Можно ли восстановить подлежащее в безличном предложении? (НЕТ)

Д.з. § 23. По любой из репродукций в учебнике составить 6-8 безличных предложений.

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО КОМЕДИИ "РЕВИЗОР"

Вариант 1.

  1. Откуда Городничий узнал о приезде ревизора? (Д.1)
  2. Почему не была построена церковь в городе? (Д.1)
  3. Не все "специалисты" в этом учреждении говорят по-русски, поэтому нуждающиеся в помощи часто остаются не понятыми и продолжают страдать. О каком иностранном "работнике" и о каком учреждении идет речь? (Д.1)
  4. Во всех коридорах этого учреждения "несет такая капуста, что береги только нос". Назовите учреждение и чиновника, который им заведует. (Д.1)
  5. Назовите двух героев комедии с похожими фамилиями и схожей внешностью. (Д.1)
  6. Опишите, каким вы представляете себе внешний вид Хлестакова? (Д.2)
  7. С какой целью чиновники навещали Хлестакова в доме городничего? Почему они решили заходить к нему по одному?
  8. Эти герои были последними из чиновников-просителей, навестивших Хлестакова с намерением дать ему взятку. Назовите этих героев. (Д.4)
  9. Объясните значение слов ревизор, инкогнито, почтмейстер, попечитель богоугодных заведений, присутственное место, предуведомить, без царя в голове, подорожная, приватно, дрожки, ассигновать, профинтить, острог, постой, забрить лоб в солдаты.
  10. Расскажите о "Немой сцене" в финале комедии.

Вариант 2.

  1. Какие факты, приведенные Бобчинским и Добчинским, убедили городничего, что именно Хлестаков и есть ревизор? (Д.1)
  2. На что жаловалась Хлестакову слесарша Февронья Петровна Пошлепкина. (Д.4)
  3. Этот герой уверен, что ему ревизора не стоит бояться, ведь взяток он не берет (если только "борзыми щенками"), а в делах учреждений, которыми он заведует, не сможет разобраться и он сам. Назовите фамилию и должность героя. (Д.1)
  4. Городничий, опасаясь проверки ревизора, который может отнести большое количество клиентов этого учреждения "к дурному смотрению", рекомендует этому герою сделать так, чтобы их стало поменьше. О каком учреждении идет речь, кто им заведует? (Д.1)
  5. Один из работников этого учреждения "не может обойтись без того, чтобы, взошедши на кафедру, не сделать гримасу". Назовите учреждение и чиновника, который им заведует. (Д.1)
  6. Этот герой принес городничему и чиновникам весть о том, что Хлестаков не был ревизором. Назовите его имя, каким учреждением он заведует в городе? (Д. 5)
  7. Эти герои убедили городничего, что приехавший в город молодой человек, остановившийся в гостинице, и есть ожидаемый ревизор. Назовите героев. (Д.1)
  8. Что о своей жизни в Петербурге рассказал уездным чиновникам Хлестаков? (Д.3)
  9. Почему Хлестаков не платил за гостиницу и еду две недели?
  10. Объясните значение слов ревизор, инкогнито, почтмейстер, попечитель богоугодных заведений, присутственное место, предуведомить, без царя в голове, подорожная, приватно, дрожки, ассигновать, профинтить, острог, постой, забрить лоб в солдаты.

 

 

 

 

Вариант 3.

  1. Что означают слова городничего: "Оно чем больше ломки, тем больше означает деятельность градоправителя"? Охарактеризуйте истинную деятельность городничего как градоправителя. (Д.1)
  2. Считает ли городничий получение взятки преступлением? Приведите примеры того, какой данью облагаются купцы в городе. (Д.4)
  3. Этот герой считает себя человеком образованным и даже вольнодумным, до всех суждений о жизни и о мироздании вообще он дошел, как говорит, "собственным умом". Подведомственными ему учреждениями управляет кое-как, о чем говорит и его фамилия, в делах этих заведений не то что ревизор не сможет разобраться, но и он сам. О ком идет речь? (Д.1)
  4. Клиенты этого учреждения похожи на кузнецов. Почему? О каком учреждении идет речь? (Д.1)
  5. Один из работников этого учреждения обладает таким буйным нравом, что готов не только мебель поколотить, но жизни лишиться - "для науки". Назовите учреждение и чиновника, который им заведует. (Д.1)
  6.  Этот герой говорит: ":Смерть люблю узнать, что есть нового на свете." Назовите героя. Откуда же он узнает много любопытного о жизни горожан? (Д.1)
  7.  Объясните значение слов ревизор, инкогнито, почтмейстер, попечитель богоугодных заведений, присутственное место, предуведомить, без царя в голове, подорожная, приватно, дрожки, ассигновать, профинтить, острог, постой, забрить лоб в солдаты.
  8. Опишите внешность, поведение, характеры Бобчинского и Добчинского, какими вы их себе представляете. (Д.1)
  9. Охарактеризуйте характер и образ жизни Хлестакова, опираясь только на слова его слуги Осипа о своем барине. (Д.2)
  10. Различаются ли интонация, манера выражаться у Хлестакова при разговоре с простыми людьми, слугами и при разговоре с людьми высших, чем у него чинов? Докажите примерами из текста.

Вариант 4.

  1. В комедии Гоголя нет названия уездного города, в котором происходят события. Этим писатель хотел показать, что подобное положение власти, чиновников, порядков в городе было типичным для большинства городов того времени. Опишите город, в который приехал ревизор: его местоположение относительно столицы, границы, насколько благоустроен город, на какие непорядки обращает наше внимание автор. (Д.1)
  2. Почему городничий поверил, что молодой человек, жадно смотрящий на то, что едят посетители гостиницы и не платящий две недели деньги за жилье и еду, и есть ревизор? (Д.1)
  3. Хлестаков никак не может решить, с кем же ему флиртовать: с женой городничего Анной Андреевной или его дочерью Марьей Антоновной. А как же сами героини отнеслись к "ревизору" Хлестакову? (Д.4)
  4. Как вел себя каждый из чиновников, навестивших Хлестакова в доме городничего с прошениями и поднесением денег?
  5. Чиновники, размышляя о чине Хлестакова, предполагают, что "генерал-то ему и в подметки не станет! А когда генерал, то уж разве сам генералиссимус". Между тем, от страха перед "важным" человеком они и не заметили, что сам Хлестаков проговорился о своем истинном чине: "Хотели было даже коллежским асессором сделать, да, думаю, зачем". То есть чин молодого человека был еще ниже этого. Каким был на самом деле чин Хлестакова? (Д.2)
  6. Еще раз внимательно перечитайте "Немую сцену" в финале комедии. Каково ее значение, по вашему мнению?
  7. Этот чиновник - страстный охотник. Даже в подведомственном ему учреждении находится"над самым шкапом с бумагами охотничий арапник". Назовите героя, чем он заведует в городе? (Д.1)
  8. Именно этот герой стал докладывать "ревизору" Хлестакову о том, как на самом деле обстоят дела в городских учреждениях, когда навестил его в доме городничего в числе других чиновников. Назовите его. (Д.4)
  9. Один из работников этого учреждения обладает таким буйным нравом, что готов не только мебель поколотить, но жизни лишиться - "для науки". Назовите учреждение и чиновника, который им заведует. (Д.1)
  10. Этот герой просил у Хлестакова: "Как поедете в Петербург, скажите всем там вельможам разным: сенаторам и адмиралам, что вот, ваше сиятельство или превосходительство, живет в таком-то городе :." Кто хотел сообщить о себе всем столичным вельможам? (Д.4)

Вариант 5

  1. Городничий в разговоре с квартальным выговаривает ему, что тот "не по чину берет". Что имел в виду городничий? (Д.1)
  2. Сравните поведение, отношение к другим чиновникам и размышления городничего в 1 действии, когда он узнал о приезде ревизора в город, и в 5 действии, когда Антон Антонович уверился, что в скором времени породнится с важным чиновником из Петербурга - Хлестаковым.
  3. Этот герой говорит: ":Смерть люблю узнать, что есть нового на свете". Назовите героя. Откуда же он узнает много любопытного о жизни горожан? (Д.1)
  4. Охарактеризуйте главного героя комедии Ивана Александровича Хлестакова.
  5. В комедии нет описания жизни Хлестакова в Петербурге, но представить, какой она была, чем он занимался, живя там, внимательному читателю нетрудно. Попробуйте описать его жизнь в столице.
  6. Уездные чиновники приходят к Хлестакову, чтобы дать ему взятку. Как постепенно меняется поведение мнимого ревизора в разговоре с ними, как он просит у них денег взаймы? (Д.4)
  7. Чиновники, размышляя о чине Хлестакова, предполагают, что "генерал-то ему и в подметки не станет! А когда генерал, то уж разве сам генералиссимус". Между тем, от страха перед "важным" человеком они и не заметили, что сам Хлестаков проговорился о своем истинном чине: "Хотели было даже коллежским асессором сделать, да, думаю, зачем". То есть чин молодого человека был еще ниже этого. Каким был на самом деле чин Хлестакова? (Д.2)
  8. Слуга Хлестакова, Осип, несмотря на низость своего положения и совсем не значимую для сюжета роль, стал полноценным и очень запоминающимся для зрителя персонажем. Чем вы объясните особенное внимание автора к этому герою, какую роль играет он в создании образа Хлестакова (для понимания характера, образа жизни Хлестакова)?
  9. Женские персонажи комедии, Анна Андреевна и Марья Антоновна, описаны Н.В.Гоголем с особой иронией. Как бы вы охарактеризовали отношения между ними, между матерью и дочерью? Приведите примеры из текста, подтверждающие ваши размышления. (Д.1, 3, 4)
  10. Еще раз внимательно перечитайте "Немую сцену" в финале комедии. Каково ее значение, по вашему мнению?