Неделя здоровья в подготовительной группе "Веселые ребята" д/с "Золотой ключик" сл. Большая Мартыновка

Мыльникова Екатерина Викторовна

 

 

 

 

 

«Неделя здоровья»

в подготовительной группе

 

 

Полтавская Е.В.

 

Комплекс утренней гимнастики на апрель с 01.04 по 05.04.

 «Хотим расти здоровыми»                                                                                                                         

 

Вводная часть

Воспитатель. Ребята, вы хотите быть здоровыми? А что значит — быть здоровым? (Ответы детей.) Здоровье — это боль­шой дар, без которого трудно сделать нашу жизнь счастливой, интересной и долгой. Здоровье потерять легко, вернуть же его очень трудно. Мне очень хочется, чтобы вы всегда помнили об этом. Сегодня мы проведем зарядку «Хотим здоровыми расти».

Ходьба в колонне по одному (15 секунд).

Ходьба на носках, на пятках, руки на поясе, локти отве­дены назад (по 5 метров).

Ходьба выпадами (20 секунд).

Бег на носках (20 секунд).

Бег в быстром темпе (20 секунд).

Ходьба спиной назад (10 секунд).

Свободное построение.

Основная часть

Упражнение «Потянулись»

Исходная позиция: основная стойка спиной к стенке.

1—2 —руки вверх —вдох, подняться на носки, захватить руками рейку гимнастической стенки.

3—4 — вернуться в исходную позицию.

Повторить 8 раз. Темп умеренный. Объяснение педагога. Показ ребенка. Поощрения.

Указание детям: «Голову не наклоняйте».

 

Упражнение «Наклонись»

Исходная позиция: стоя левым боком к стенке, левая ру­ка хватом за стенку на уровне пояса, правая рука на поясе.

1—2 — наклониться вправо, левая рука прямая.

3—4 — вернуться в исходную позицию.

То же в другую сторону. Повторить по 4 раза в каждую сто­рону. Темп умеренный. Показ педагога.

Указание детям: «Руку от стенки не отрывайте».

 

Упражнение «Послушные ноги»

Исходная позиция: стоя левым боком к стенке, левая ру­ка хватом за стенку на уровне пояса, правая рука вдоль тела.

1 — правая нога вперед на носок, правую руку на пояс.

2 — правая нога на пятку.

3 — приставить ногу, опустить руку.

4 — поворот на 180 градусов.

Повторить движения в другую сторону. Повторить по 5 раз каждой ногой. Объяснение и показ воспитателя. Темп сна­чала умеренный, затем быстрый.

Указание детям: «Удерживайте равновесие».

 

Упражнение «Потрудись»

Исходная позиция: стоя спиной к стенке, руки вдоль тела.

1 — поднять руки, захватить рейку, поднять прямые ноги.

2—3 — удержаться в таком положении.

4 — вернуться в исходное положение.

Повторить 6 раз. Показ и объяснение воспитателя. Темп медленный.

Указание детям: «Ноги высоко не поднимайте».

 

 

Упражнение «Приседай»

Исходная позиция: стоя левым боком к стенке, левая ру­ка хватом на уровне пояса, правая рука на поясе.

1 — подняться на носки, руку правую вверх.

2 — полуприсед.

3 — подняться на носки.

4 — вернуться в исходную позицию.

Повторить 8 раз. Показ ребенка. Объяснение педагога.

Указание детям: «При приседании спину держите прямо».

 

Упражнение «Улыбнись»

Исходная позиция: стоя лицом к стенке, хват за рейку на уровне груди.

Прыгнуть на первую рейку, спрыгнуть с нее.

Каждый ребенок работает в своем темпе. Повторить 2 ра­за по 10 прыжков. Чередовать с ходьбой.

 

Заключительная часть

Упражнение «Переложи шишки ногой из одной кучки в дру­гую». Повторить каждой ногой 1 раз.

Указание детям: «Руками себе не помогайте».

Воспитатель. Встаньте к стенке, примите правильную осанку и выполните еще одно интересное упражнение. За­тылок, лопатки, пятки должны касаться стены. Сделайте шаг вперед, сохраняя то же положение тела. Вернитесь к стенке. Повторить 3 раза.


 

 

Дидактические  игры в  День здоровья

 

«Назови предметы»

Цель: закрепить знания о предметах, необходимых для работы врача. Ввести в активный словарь слова из медицинской терминологии.

Ребята, посмотрите на эти предметы и скажите, как они называются.

(Термометр, шприц, вата, бинт, фонендоскоп, таблетки, грелка, зеленка, пинцет, массажер).

А знаете ли вы, человеку какой профессии необходимы эти предметы? Врачу.

Что делает врач? Лечит, следит за нашим здоровьем, делает прививки, массаж, взвешивает и т. д.)

 

«Скажи, что делают этими предметами»

Цель: активизировать в речи детей глаголы и употребление с ними существительных.

Скажите, как врач использует эти предметы?

Что делает врач шприцем? Делает уколы.

Что делает врач термометром? Измеряет температуру.

Что делает врач ватой? Смазывает кожу перед уколом.

Что делает врач зеленкой? Смазывает царапину.

Что делает врач бинтом? Перевязывает рану.

Что делает врач массажером? Делает массаж.

Что делает врач фонендоскопом? Слушает дыхание и биении сердца.

Что делает врач грелкой? Прогревает больное место.

Что делает врач пинцетом? Достает занозы.

Что делает врач пластырем? Заклеивает мозоли.

 

«Найди различия»

Цель: развивать произвольное внимание, наблюдательность, закрепить умение различать и называть цвета.

Взгляните на  эту картинку. Кто на ней изображен? Врач. Как вы думаете, почему у врачей халаты белого цвета? Если халат испачкается, на белом сразу будет заметно, и халат постирают. А на этой картинке кто изображен? Тоже врач. Одинаковые ли эти картинки? Эти картинки очень похожи, но все-таки не одинаковые. Ваша задача найти различия.

 

«К какому врачу пойдем?»

Цель: Упражнять детей в понимании пиктограмм, различении выражений лица и сопоставлении их с чувствами и эмоциями. Учить говорить сложными предложениями.

Ребята, посмотрите на эти лица. (Показ пиктограмм). К какому из этих врачей пошел бы ты? Почему? (К доброму, ласковому, веселому, внимательному, заботливому). Как вы поздороваетесь и представитесь врачу? Здравствуйте, меня зовут …, а беспокоит меня …

 

 

«Витамины – это таблетки, которые растут на ветке»

Цель: Расширить знания детей о витаминах, закрепить знания об овощах, фруктах и ягодах.

Ребята, помочь сохранить здоровье и заболеть можно с помощью витаминов. Кто-нибудь из вас принимал витамины? Витамины делают наш организм крепким и здоровым, не поддающийся болезням. Но витамины бывают не только в таблетках, они еще растут на ветках. Очень много витаминов содержится в ягодах, фруктах и овощах.

 Назовите, какие вы знаете фрукты? Овощи? Ягоды?

 

«Узнай на вкус»

Цель: развивать вкусовой анализатор, закрепить знания о фруктах, овощах, ягодах.

(Детям предлагается закрыть глаза, определить по вкусу и назвать то, что они съели).


 

 «Узнай по запаху»

Цель: развивать у детей обоняние. Познакомить с ароматерапией.

 

Некоторые растения помогают человеку не только, когда он их проглотит. Есть такие растения, которые помогают даже своим запахом. Мы с вами делали чесночные кулоны (резаный чеснок в пластиковом яйце от Киндер-сюрприза с отверстиями, на ленточке). Запах чеснока защищает от гриппа и простуды.

Вот мята. Ее запах восстанавливает силы, помогает справиться с кашлем.

А это лаванда. Ее запах помогает уснуть.

Это кожура любимого вами фрукта. Какого? Апельсина. Ее запах поднимает настроение, улучшает аппетит.

Это хвоя какого растения? Сосны. Ее запах успокаивает и помогает справиться с кашлем.

Это комнатное растение вам знакомо. Как оно называется? Запах герани устраняет беспокойство, повышает работоспособность, внимание.

(Детям предлагается определить некоторые растения по запаху).

 

«Делаем зарядку»

Цель: учить детей пользоваться рисунком-схемой.

 

Все мы скажем «нет» простуде.

Мы с зарядкою дружны.

Упражненья делать будем,

Нам болезни не страшны.

Ребята, будем делать зарядку по этим рисункам-схемам. (В соответствии с показанной схемой, дети выполняют упражнение).

 


 

Формирование целостной картины мира

Тема: «Береги свое здоровье».

Е. Пермяк «Сластена-своевольник» (чтение)

Цели:

• Закрепить представление о путях сохранения здоровья.

• Познакомить с несложными приемами самомассажа.

• Учить оказывать себе элементарную помощь.

• Прививать любовь к физическим упражнениям.

• Учить самостоятельно следить за своим здоровьем.

• Закрепить знание о необходимости питаться полезными продук­тами.

Оборудование демонстрационное: иллюстрации полезных продуктов, приемов оказания первой медицинской помощи, плакат «Будь здоров».

Ход занятия

Воспитатель предлагает детям подумать, кем они хотят стать, когда вырастут. Обобщая ответы, отмечает: чтобы мечты осуществились, нужно много знать, учиться, и главное — иметь хорошее здоровье.

Вопросы:

—          Что значит хорошее здоровье?

—          Что угрожает здоровью, кроме болезней?

—          Каковы причины несчастных случаев?

—          Какие правила пожарной безопасности нужно соблюдать?

—          Какие правила поведения на улице вы знаете?

—          Что нужно делать, чтобы сберечь здоровье?

—          Какие пословицы о здоровье вы знаете?

Обобщая ответы детей, педагог говорит, что самый верный путь к сохранению здоровья - это утренняя зарядка, гигиена, соблюдение режима дня, физические упражнения, прогулки на свежем воздухе, привлечение естественных сил природы (солнце, воздух и вода), зака­ливание, плавание и правильное питание. Воспитатель просит расска­зать, что из перечисленного дети делают в детском саду, дома — и как.

Педагог рассказывает, что есть еще один способ помочь себе быть здоровым. Это самомассаж. Он помогает лучше выполнять физическую работу, снижает утомление и способствует быстрому восстановлению сил после физических и умственных нагрузок. Воспитатель перечисля­ет и демонстрирует приемы самомассажа (поглаживание, растирание, разминание, потряхивание, встряхивание кистей рук), предлагает детям освоить некоторые из них.

Упражнения:

1.           Фалангами согнутых указательных пальцев согревать крылья носа вверх-вниз.

2.           Фалангами согнутых указательных пальцев согревать корень носа (точка соединения носа и щеки).

3.           Точечный массаж «собачьихямок» (небольшиеуглубления подноз- дрями).

4.           Пневмомассаж «Азбука Морзе» (выдох с попеременным зажима­нием ноздрей указательными пальцами).

5.           Согревание нижней челюсти: сложить руки «лодочкой» у подбо­родка и хлестким движением проводить к козелкам ушей (хрящ перед ушным проходом).

6.           Согревание верхней челюсти: так же от верхней челюсти к козелку.

7.           Согревание лба: положить руки на лоб пальцами к центру и разве­сти их в стороны.

8.           Круговые движения ладонями по лбу.

По окончании воспитатель говорит, что эти упражнения дети будут выполнять каждый раз перед прогулкой. Это поможет им не просту­диться и не заболеть.

Далее педагог обращает внимание детей на плакат «Будь здоров» и предлагает обсудить, кто из зверей с какой бедой пришел к доктору Айболиту. Спрашивает, как дети об этом догадались, что делает доктор Айболит, чтобы помочь больным.

Воспитатель говорит, что во время подвижных игр, катания на лыжах, коньках, велосипеде, роликах, самокатах можно нечаянно упасть, уда­риться. Поэтому нужно знать о некоторых приемах оказания первой медицинской помощи себе и товарищу. Как следует себя вести, если заболел, поранился, ушибся, и к кому следует обращаться. Показывает иллюстрации приемов оказания первой помощи.

Физкультминутка «На морозе»

Дети выполняют движения в соответствии с текстом:

Ручки вверх, ручки вниз.

На носочках подтянись.

Ручки ставим на бочок,

На носочках скок-скок-скок.

А затем поприседаем,

Никогда не замерзаем.

Продолжая разговор о здоровье, воспитатель интересуется у детей, что еще нельзя забывать, если хочешь быть здоровым.

Дидактическая игра «Мой совет» (М. Безруких):

 


Вам, мальчишки и девчушки,

Прочитаю я частушки.

Если мой совет хороший,

Вы похлопайте в ладоши.

На неправильный совет

Вы потопайте — нет, нет!

Постоянно, нужно есть,

Для здоровья важно,

Фрукты, овощи, омлет,

Творог, простоквашу.

Если мой совет хороший,

Вы похлопайте в ладоши.

Не грызите лист капустный,

Он совсем, совсем невкусный,

Лучше съешьте шоколад,

Вафли, сахар, мармелад.

Это правильный совет? (Нет, нет, нет!)

 

Зубы вы почистили

И идите спать.

Захватите булочку

Сладкую в кровать.

Это правильный совет? (Нет, нет, нет!)


 

Воспитатель хвалит детей за правильные ответы и читает рассказ Е. Пермяка «Сластена-своевольник». Вопросы:

—          О ком говорится в рассказе?

—          Каким рос Славик?

—          Что он любил больше всего кушать?

—          О чем задумался Славик, когда сравнивал себя с товарищами?

—          К кому он обратился за помощью?

—          О чем рассказал ему дедушка?

—          Какой вывод сделал Славик после рассказа дедушки?

Педагог интересуется у детей, какие полезные продукты нужно употреблять в пищу, в каких продуктах много витаминов и чем они

полезны.

Дидактическая игра «Что полезно и что вредно?».

Воспитатель показы­вает иллюстрации, дети реагируют хлопками или топанием.

Подводя итог занятия, педагог напоминает о том, как сохранить свое здоровье, и просит каждого ребенка сделать для себя важный вывод и озвучить его. Подводит к тому, что здоровье человека находится в руках самого человека.


 

Математика

Тема: «На приеме у врача»

 Цели:

• Закрепить представление о труде врача и заботе медицинских работников о здоровье детей и взрослых.

• Упражнять в ориентировке на листе бумаги в клетку.

• Закреплять знание о составе числа 10 из 2 меньших.

• Закреплять умение пользоваться геометрическими фигурами

как эталоном.

• Закрепить пространственную терминологию.

Оборудование демонстрационное: картина «Врач» из серии «Профес­сии», иллюстрация или игрушка градусник, наборное полотно, изоб­ражения красных и зеленых яблок, доска, разлинованная в клетку, фонограмма веселой мелодии; раздаточное: математические наборы, тетради в клетку, карандаши.

Ход занятия

Воспитатель показывает детям картину «Врач».

Вопросы:

—          Человек какой профессии изображен на картине?

—          Почему вы решили, что это врач?

—          Что делают врачи?

—          Кто помогает врачам в работе? (Медицинская сестра.)

—          А у нас в детском саду есть медицинская сестра?

—          Как ее зовут?

—          Что она делает?

(Читает стихотворение А. Барто «Мы с Тамарой».)

—          Как вы думаете, кто такие санитары?

—          А вы можете быть санитарами?

—          Что вы можете делать? (Проверять, все ли дети вымыли руки перед едой и после занятий, чтобы во время еды не клали продукты на стол, а только на тарелочки, чтобы пользовались салфетками и т.д.)

—          Как врач определяет, здоровы вы или нет? (Измеряет температуру градусником.)

Воспитатель показывает детям иллюстрацию или игрушку градусник. Рассматривает шкалу температур.

—          Посмотрите на деления. Одни черточки короткие, другие — длин­ные. Располагаются черточки на одинаковом расстоянии друг от друга. Посмотрите, я нарисую такие же на доске.

Воспитатель подходит к доске, разлинованной в клетку. Рисует строч­ку, чередуя палочки высотой в 1 и 2 клетки.

Задание: в тетради отступить сверху вниз 4 клетки, а слева 2 клетки, поставить точку. К этой точке провести сверху вниз палочку, высотой в 1 клетку, отступить 2 клетки и нарисовать палочку высотой 2 клетки. Этот рисунок повторить до конца строки.

—          Как вы думаете, каким должен быть врач? Правильно, доктор должен быть очень внимательным. А сейчас я хочу проверить, какие вы внимательные.

Дидактическая игра «Что на что похоже?».

Воспитатель называет гео­метрическую фигуру, а дети решают, какие окружающие предметы на нее похожи.

Вопросы:

—          Чтобы реже болеть, необходимо есть витамины. В каких продуктах больше всего витаминов? (В овощах и фруктах.)

—          В детский сад каждый день привозят фрукты. (Выставляет на наборное полотно 4 зеленых яблока.) В группе 10 детей. Сколько яблок у меня на наборном полотне?

—          Сколько еще яблок нужно добавить, чтобы хватило всем детям? (Вызванный ребенок выполняет задание и выкладывает 6 красных яблок.)

—          Как получили число 10?

Затем воспитатель предлагает детям взять математические наборы и составить число 10 любым способом, используя круги и треугольни­ки. После составления спрашивает нескольких детей, как они выпол­нили задание.

—          Что еще нужно делать, чтобы быть крепкими и здоровыми? (Заниматься физкультурой и спортом.)

Воспитатель предлагает детям построиться в две шеренги лицом к нему.

Дидактическое упражнение «Наша команда». Ребенок должен опреде­лить свое место среди других детей. Воспитатель дает образец: «Передо мной стоит Коля, справа — Наташа, слева — Игорь».

В конце упражнения можно провести небольшую разминку под музыку.

 


 

Математика

Тема: «Физкультурное занятие»

Цели:

  • Закреплять знание о составе числа 10 из единиц.

• Упражнять в решении задач на сложение и вычитание.

• Закрепить знание о цифрах и знаках.

• Закрепить представление о пользе для здоровья занятий физиче­ской культурой.

Оборудование демонстрационное: наборное полотно, иллюстрации ста­диона и предметов для занятий спортом; раздаточное: конверты с кар­тинками (не менее 12 шт. в каждом конверте), математические наборы.

Ход занятия

Воспитатель предлагает детям вспомнить, что необходимо делать, чтобы расти крепкими и здоровыми. Затем показывает картинку, на которой изображен стадион.    

—          Сегодня я приглашаю вас на стадион, но прежде чем мы туда пой­дем, нужно выполнить несколько заданий.

Задание 1

Воспитатель выставляет на наборное полотно 10 предметов, необ­ходимых для занятий спортом (мяч, скакалка, обруч, канат, булава, шайба, клюшка, санки, лыжи, коньки).

Вопросы:

—          Сколько всего предметов я выставила на наборное полотно?

—          Как я получила число 10?

—          Какими цифрами можно обозначить число 10? Затем воспитатель предлагает детям взять конверты, достать из них картинки предметов для занятия спортом и составить число 10. В конце воспитатель спрашивает двух-трех человек, как они составили число 10.

 

Задание 2

 

—          Чтобы выполнить второе задание, нам нужно составить и решить 2 задачи. Я буду составлять условие, а вы — поставите вопросы.

«Одна команда на соревнованиях завоевала 3 медали, а потом еще 2».

—          Какой вопрос вы поставите?

—          Какое арифметическое действие необходимо будет выполнить? Воспитатель предлагает детям повторить всю задачу целиком. Затем каждый ребенок должен записать решение задачи с помощью цифр и зна­ков. После того как все дети выполнят задание, воспитатель спрашивает двух-трех детей, как они выполнили задание и какой ответ получили.

Физкультминутка

Дети по показу воспитателя выполняют несколько общеразвивающих упражнений.

Педагог предлагает следующую арифметическую задачу: «В сорев­нованиях участвовало 7 команд. 3 команды получили медали. Сколько команд осталось без медалей?» Вопросы:

—          Какое арифметическое действие нужно будет выполнить?

—          Почему вы думаете, что нужно выполнить вычитание? Повторите всю-задачу.

Дети решают задачу и записывают решение с помощью цифр и зна­ков. Воспитатель спрашивает двух-трех детей.

 

Задание 3. Викторина

Вопросы:

—          Какие качества воспитывают занятия физкультурой?

—          Какие летние (зимние) виды спорта вы знаете?

—          В какую спортивную игру вы хотели бы сегодня поиграть на нашем стадионе?

—          Что вам для этого необходимо?

Сегодня вы выполнили все задания правильно, значит, мы можем пойти на наш стадион поиграть и провести соревнования.

 


 

Развитие познавательно-исследовательской (конструктивной) деятельности

Тема: «Стадион»

Цели:

• Обобщить представления о видах спорта и спортивных сооружениях.

• Закреплять умение создавать постройки из строительного мате­риала на основе представлений.

• Закреплять умение работать сообща, самостоятельно распределяя

работу в подгруппе.

• Закрепить представление о пользе физических упражнений и заня­тий спортом.

Оборудование демонстрационное: иллюстративный материал о Луж­никах (слайд-презентация, фотографии); раздаточное: строительный материал.

Ход занятия

Воспитатель вспоминает с детьми, что такое стадион. Далее дети рас­сматривают фотографии (слайд-презентацию) стадиона. На стадионе главное - Большая спортивная арена, она закрывается козырьком. Имеется футбольное поле с синтетическим покрытием, вокруг него - беговые дорожки. На стадионе есть трибуны для зри­телей. Кроме крытых залов, стадион имеет дополнительные откры­тые спортивные площадки, предназначенные для тренировки команд и соревнований по футболу и мини-футболу, теннису и легкой атлети­ке, с примыкающими к ним одноэтажными зданиями (вспомогатель­ными помещениями для переодевания команд).

Воспитатель предлагает детям выбрать постройку и сконструировать ее без чертежа или схемы, по представлению. Проводит беседу о спе­цифике расстановки зданий и сооружений, их архитектурных особен­ностях.

Дети договариваются, кто, что будет строить, объединяются в под­группы. Обсуждают будущую постройку: ее назначение, расположение относительно других строений, внешний вид. Затем отбирают необхо­димые детали.

В процессе строительства воспитатель оказывает детям индивидуаль­ную помощь, советует, показывает отдельные приемы создания постро­ек, советует подумать, чем можно заменить недостающие детали.

По окончании строительства дети рассматривают стадион в целом и его отдельные сооружения. Рассказывают о назначении построек и закрепляют представление о различных видах спорта. Например, футбольное поле нужно для спортивной игры футбол. Воспитатель может напомнить об английском происхождении этого слова. Футбол — командная игра (новое понятие). Чтобы стать футболистом или другим спортсменом, надо иметь хорошее здоровье, закаляться, заниматься физическими упражнениями, быть сильным, уметь помо­гать товарищам, ведь результат игры зависит от всех. Дети рассказы­вают о других видах спорта, которыми можно заниматься на постро­енном стадионе.

 


 

Развитие речи

Тема: «Составление рассказа из коллективного опыта „Как мы играем на участке зимой».

Н. Носов «На горке» (чтение)

Цели:

  • Закрепить представление о свойствах снега.

• Развивать умение выбирать для рассказа самые интересные эпизо­ды, связно и последовательно описывать события.

• Побуждать включать в рассказ описание природы.

• Активизировать употребление слов: снег, снежок, снежинка, снего­вик, заснеженный; зима, зимний, зимовье, зимовать, зимушка-зима.

• Учить составлять 2—3 предложения с заданными словами, пра­вильно сочетая их по смыслу.

• Упражнять в умении определять место звука в слове.

• Учить понимать юмористический смысл произведения.

• Закреплять представление о пользе для здоровья прогулок на све­жем воздухе.

Оборудование демонстрационное: предметные картинки.

Ход занятия

Воспитатель читает рассказ Н. Носова «На горке».

Вопросы:

—          Как вы назвали бы этот рассказ?

—          Каким оказался мальчик Котька? Почему вы так думаете?

—          Когда я читала вам рассказ, вы, наверное, представляли себе, как все было. Расскажите, как ребята строили горку?

—          Как трудились дети? Легко им было?

—          Легко ли было Котьке одному?

—          Каким был день? (Ясный, морозный.)

—          Каким бывает снег на солнце? Он ... (сверкает, искрится, перели­вается, блестит).

—          Как у детей получилось слепить горку?

—          Почему снег не рассыпался?

—          Зачем дети поливали горку водой?

Воспитатель просит вспомнить слова, родственные словам: снег, сне­жок, снежинка. При необходимости задает детям наводящие вопросы:

—          Как сказать о горке, которая сделана из снега? (Снежная.)

—          Как еще можно назвать снежную бабу? (Снеговик.)

—          Каким бывает город после сильного снегопада? (Заснеженный.)

—          Как вы думаете, слова «зима» и «снег» родственные? Ведь зимой много снега. (Родственные слова должны звучать похоже, а в слове «зима» нет такой части, которая звучала бы похоже на слово «снег».)

—          Как называются птицы, которые остаются у нас на зиму? (Зимую­щие.)

—          Что они делают? (Зимуют.)

—          Как называлась избушка в сказке, которую построили звери, чтобы жить зимой? (Зимовье.)

—          Каким словом можно назвать день зимой? (Зимний.)

—          Как называют зиму в сказках? (Зимушка-зима.)

—          Ребята, что вы любите ловить на рукавичку во время снегопада? (Снежинки.)

Физкультминутка

Дети выполняют движения в соответствии с текстом:

Как интересно нам зимой!

На санках едем мы гурьбой,

Потом в снежки мы поиграем,

Все дружно лыжи одеваем,

Потом все встали на коньки,

Зимой веселые деньки!

А сейчас я предлагаю вам придумать рассказ на тему: «Как мы играем зимой на участке». Во время рассказа не нужно повторять друг друга.

План рассказа:

1.           Каким наш участок бывает зимой?

2.           Как он выглядел?

3.           Какая погода была в тот день?

4.           В какие игры вы любите играть на прогулке зимой?

Заслушав рассказы нескольких детей, педагог просит придумать предложения, чтобы в них были слова «снежок», «заснеженный».

При оценке обращает внимание детей на правильное сочетание слов по смыслу.

Аналогичное задание дети выполняют и со словами «снеговик», «снежная».

Воспитатель ставит на доску предметные картинки, предлагает найти ту, в названии которой есть определенный звук в начале, середине или конце слова.

Воспитатель спрашивает, почему важно заниматься физкультурой и гулять на свежем воздухе, и, обобщая ответы детей, читает отрывок из стихотворения 3. Александровой «Новый снег».


 

Приобщение к словесному творчеству

Тема: «Русская народная сказка „Сестрица Аленушка и братец Ивануш­ка" (рассказывание)»

Цели:

• Закрепить представление об опасности непослушания.

• Воспитывать чуткость к образной речи.

• Уточнить понимание особенностей народных сказок и отличие их от других прозаических произведений.

Оборудование демонстрационное: кукла Незнайка, иллюстрированные русские народные сказки, иллюстрации опасных ситуаций.

Ход занятия

—          Дети, прислушайтесь, что за шум за дверью? Пойду, посмотрю. (Вносит куклу Незнайку, беседует с ним.)

—          Здравствуй, Незнайка!

—          Всем большой-большой привет!

—          Незнайка, ты что такой радостный?

—          Я отправляюсь в кругосветное путешествие по рекам и каналам, морям и океанам! Немедленно отправляюсь!

—          Постой, Незнайка! А где же твой рюкзак? Где вода? Где еда?

—          А зачем мне все это? Я же говорю - по рекам и каналам. Там вон сколько воды, что уж напиться мне хватит. А фрукты и овощи по бере­гам растут.

—          Незнайка, нельзя пить воду из речки, а фрукты и овощи надо мыть.

—          Вот еще! Таскай с собой такие тяжести. Сделаю, как я хочу!

—          Нельзя быть таким непослушным, Незнайка! Можно попасть в очень неприятную историю. Оставайся лучше с нами. Я расска­жу, что случилось с мальчиком, который ослушался свою сестрен­ку. Называется это повествование «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». (Выразительно рассказывает сказку.)

Вопросы:

—          Вы догадались, что я вам рассказала? Правильно, это русская народная сказка.

—          А как вы поняли, что это сказка, а не рассказ? (Сказочные превра­щения, разговаривающие животные, поучение.)

—          Почему Иванушка превратился в козленочка?

—          Как злая колдунья оказалась в тереме?

—          Как спасли Аленушку?

—          Ребята, вы обратили внимание на необычные слова, которые встре­чались в сказке? (Копытце, водица, сестрица.) Эти слова тоже считаются сказочными, так как придают рассказыванию особую певучесть.

—          Что еще вы заметили сказочного? (Повторы.)

—          Давайте посчитаем, сколько раз просил Иванушка водицы напиться?

—          Ну что, Незнайка, отправляешься в путешествие?

—          Нет уж, не хочу я козленочком стать. Сначала я соберу все необ­ходимое, а потом... Спасибо вам, ребята. Теперь я все понял. Поспешу, у меня вон сколько дел еще! До свидания!

—          А вы, ребята, всегда слушаетесь взрослых?

Воспитатель показывает иллюстрации об опасных ситуациях и бесе­дует с детьми по их содержанию.


Рисование

Тема: «Опасности вокруг нас»

Цели:

• Закрепить знание правил безопасного обращения с предметами.

• Побуждать развернуто рассказывать о своем рисунке, объясняя ситуацию и правильное поведение в ней.

• Побуждать отражать в рисунке имеющиеся знания, изображать опасные ситуации в помещении и на улице.

• Закреплять навыки рисования цветными карандашами.

Оборудование демонстрационное: плакаты о правилах поведения в опас­ных ситуациях; раздаточное: альбомные листы, цветные карандаши.

Ход занятия

Вопросы:

—          Что такое опасность?

—          Какие опасности и где окружают нас?

—          Какие опасные ситуации вам знакомы?

Воспитатель подводит детей к тому, что опасные ситуации можно условно разделить на несколько подгрупп. К первой относятся проис­ходящие на улице. Просит детей назвать эти ситуации и прокоммен­тировать, как следует вести себя в подобном случае (не разговаривать и никуда не ходить с посторонними людьми, не трогать чужих собак и кошек, не играть на проезжей части и т.д.).

Следующая подгруппа — опасные ситуации, которые могут произой­ти в помещении (в детском саду, дома, в гостях). Педагог предлагает детям назвать такие ситуации и то, что не следует делать, оставаясь одни дома (не открывать окон, не залезать на подоконник, не трогать электрические провода и розетки, не играть в помещении, где есть окна, в мяч, не трогать горячие предметы, плиту и т.д.).

Еще одна подгруппа — это опасные ситуации, связанные с транспор­том. Просит детей рассказать, что бывает, если не выполнять правила дорожного движения. Просит также назвать опасные ситуации, свя­занные с дорогой, и правила поведения (не переходить улицу без под­земного перехода или светофора, не перебегать дорогу на красный свст, не играть на дороге, не пользоваться транспортом без взрослого и т.д.).

Можно выделить еще одну подгруппу — опасные ситуации, которые могут произойти в природе. Напоминает, что такие ситуации могут быть в живой природе — при общении с животными, насекомыми, птицами, а также при неправильном обращении с растениями (нельзя рвать растения и брать их в рот, гладить незнакомое животное, трогать насекомых). А также в неживой природе — при сильном ветре, молнии, дожде, граде.

Педагог рассказывает детям о том, что нужно не только говорить об опасных ситуациях, предупреждать заранее о том, что может случить­ся, но и показывать наглядно, чего делать нельзя и почему. Для этого используют специальные плакаты, которые развешивают в обществен­ных местах для всеобщего просмотра. Показывает несколько из них.

Педагог обращает внимание детей на то, что все люди должны знать номера телефонов различных спасательных служб, которые в случае необходимости могут прийти на помощь. Просит назвать эти телефоны и спасательные службы (01, 02, 03, 04).

Воспитатель предлагает детям сделать альбом из рисунков на тему «Опасности вокруг нас». В нем будут собраны рисунки, рассказываю­щие о том, какие опасные ситуации ждут нас на улице и в помещении и как правильно надо себя вести в таких случаях.

Необходимо сначала представить опасную ситуацию, затем поста­раться воспроизвести задуманное на листе бумаги. Использовать все пространство листа, располагая предметы на переднем и заднем пла­нах. Помнить, что предметы на ближнем плане крупнее, а на дальнем — мельче.

Педагог обращает внимание детей на то, что нужно постараться пере­дать несложные сюжеты.

При рисовании соблюдать пропорции между предметами и частями, рисовать четко, ярко, крупно и понятно для окружающих. Рисовать сразу цветными карандашами, не делая наброска, стараться изобра­жать людей не застывшими, а в движении.

В конце занятия воспитатель вывешивает работы для рассматри­вания и предлагает детям подробно и развернуто рассказать о том, что за опасную ситуацию они изобразили и как правильно нужно себя вести в ней.

Просит детей оценить работы товарищей, отметить рисунки, где правильно изображены ситуация и действия людей, удачно подобра­ны краски и размещены предметы и персонажи, интересная задумка сюжета, рисунок получился понятным и доступным, где в рисунке есть интересные дополнения. Подводит итог занятия и вместе с детьми собирает альбом «Опасности вокруг нас».


 

Рисование

Тема: «Виды спорта»

Цели:

• Закреплять представление о зимних видах спорта.

• Закреплять умение рисовать фигуру человека в движении.

• Закреплять представление о здоровом образе жизни, пользе для здоровья спортивных упражнений.

• Закреплять представление о необходимости заниматься физкуль­турой и спортом.

Оборудование демонстрационное: слайды или видеоролик о подготовке к Олимпийским играм в Сочи в 2014 году, иллюстрации зимних видов спорта; раздаточное: альбомные листы, гуашь, мягкие кисти.

Предварительная работа: беседы с детьми об Олимпийских играх, рассматривание фотографий и иллюстраций разных видов спорта, про­смотр слайдов об Олимпийских играх, слушание Олимпийского гимна.

Ход занятия

Воспитатель сообщает детям о том, что сегодня на занятии они будут продолжать знакомиться с Олимпийскими играми. Вопросы:

—          Что такое Олимпийские игры?

—          Какие бывают Олимпийские игры?

—          В какой стране будут проходить следующие зимние Олимпийские

игры?

—          В каком городе?

—          В каком году?

(Показывает детям видеоролик с материалами по подготовке к Олим­пийским играм в Сочи.)

—          Какие виды спорта относятся к зимним и почему? Перечислите их. Воспитатель уточняет, что в зимних Олимпийских играх семь видовспорта: биатлон, бобслей, конькобежный спорт, лыжный спорт, керлинг, санный спорт, хоккей. Разъясняет детям название каждого вида спорта и показывает иллюстрации (фотографии) спортсменов в дан­ном виде спорта.

Биатлон — это вид спорта, где спортсмены соревнуются в беге на лыжах и стрельбе в цель из пневматического ружья.

Бобслей — это скоростной спуск команды спортсменов (2 или 4 чело­века) с горной трассы на специальном снаряде — бобе.

К конькобежному спорту относятся: фигурное катание и гонки конь­кобежцев на время по ледяной дорожке.

Керлинг — это командная игра, в которой необходимо по льду с помо­щью специальных щеточек передвигать «камни» в заданном направ­лении.

К лыжному спорту относятся: горнолыжный спорт, лыжные гонки, прыжки на лыжах с трамплина, сноубординг, фристайл. Горнолыжный спорт — это скоростной спуск с горы на время. Сноубординг — это спуск с горы на специальной доске — сноуборде. Фристайл — это скоростной спуск с горы на лыжах с использованием различных гимнастических трюков (перевороты в воздухе, кувырки, прыжки с трамплина).

Санный спорт — это скоростной спуск с горы по извилистым трассам на специальных спортивных санках.

Хоккей с шайбой — это командная игра, где команды соревнуются друг с другом в ловкости и мастерстве передачи шайбы.

Вопросы:

—          Кто может принять участие в Олимпийских играх?

—          Каждый ли спортсмен может попасть на Олимпиаду?

—          Легко ли стать участником игр?

Педагог выслушивает ответы детей и делает выводы: спортсмены готовятся к Олимпийским играм очень серьезно, много тренируются, проводятся отборочные туры, и на игры отправляют самых лучших и достойных. А чтобы стать профессиональным спортсменом, нужно с раннего детства много и серьезно заниматься спортом, делать зарядку, правильно питаться, не лениться, много двигаться. Но не только это является залогом успеха спортсмена. Очень важно иметь природные задатки: например, чтобы стать успешным фигуристом, нужно иметь хорошую координацию движений, ловкость, гибкость, для биатлони­стов — меткость и быстроту. И только ежедневным трудом спортсмены эти задатки развивают и совершенствуют.

Педагог обращает внимание детей на то, что спортсмены все имеют стройные фигуры, подтянуты, энергичны, поэтому всем людям необхо­димо брать с них пример. Нужно следить за своим здоровьем с детства: закаляться, заниматься спортом, есть полезную пищу, быть активными и подвижными.

Воспитатель предлагает детям «написать» Олимпийскую книгу для малышей, с помощью которой ребята познакомят своих младших друзей с зимней Олимпиадой, расскажут и покажут на примере своих рисунков о зимних олимпийских видах спорта и подготовке россий­ских спортсменов к Олимпийским играм в Сочи.

Для этого нужно нарисовать то, что больше всего понравилось и запомнилось из рассказов и просмотров о зимней Олимпиаде.

Воспитатель предлагает детям подумать, о каком виде спорта хоте­лось бы рассказать, и постараться с помощью знакомых материалов и имеющихся навыков передать это в рисунке.

Предлагает нарисовать спортсменов, играющих в хоккей, бегающих на лыжах, коньках, спускающихся с горы на бобах и санях, играющих в керлинг.

Напоминает о том, что в книге для малышей нужно показать разные зимние виды спорта, поэтому заранее надо договориться, кто что будет рисовать, чтобы не получилось повторов.

При рисовании надо не забыть про одежду спортсменов. Вся одежда российских спортсменов имеет трехцветную окраску: бело-сине-крас- ную, напоминающую наш флаг. В разных видах спорта своя экипи­ровка: где-то нужны шлемы, перчатки, дополнительные атрибуты — клюшки, сани, щетки.

Важно помнить, что при рисовании надо не забыть нарисовать соответствующий фон — то, что окружает спортсмена, — каток, горы, стадион.

Педагог напоминает детям, что рисунок должен быть крупным, чет­ким, ярким. При рисовании человека надо правильно передать пропор­ции тела. Прорисовать четко детали одежды, экипировки и атрибутов.

Педагог советует сделать набросок простым карандашом, а затем раскрасить рисунок гуашью. Использовать все пространство листа. Работать аккуратно и самостоятельно, стараться нарисовать задуман­ное.

В конце занятия воспитатель предлагает детям представить свою работу и коротко рассказать о ней.

Интересуется, удалось ли воспроизвести на бумаге то, что было задумано. Привлекает высказываться о работах товарищей, отмечает рисунки с интересными задумками, подводит итог занятию. Говорит, что сегодня дети вписали первую страничку в «Олимпийскую книгу для малышей».


 

Лепка/аппликация

Тема: «Витамины на тарелке»

Цели:

• Уточнить представление о полезных для здоровья продуктах.

• Уточнить понятие о натюрморте.

• Побуждать давать распространенные описания фрагментов репро­дукции.

• Способствовать развитию эстетического восприятия произведе­ний искусства.

• Закрепить умение передавать форму знакомых предметов, исполь­зуя усвоенные ранее приемы лепки.

• Учить добиваться точности в передаче формы.

• Учить создавать красивую композицию.

Оборудование демонстрационное: репродукция картины И. Хрупкого «Цветы и плоды», муляжи плодов, иллюстрации фруктов и овощей; раздаточное: пластилин, доски, стеки, салфетки.

Ход занятия

—          Сегодня мы с вами поговорим о полезных продуктах. Вопросы:

—          Какие полезные продукты вы знаете?

—          Как вы думаете, в каких продуктах содержится больше всего вита­минов?

Давайте поближе познакомимся с ними. Для того чтобы хорошо расти, хорошо видеть и иметь крепкие зубы, вам нужен витамин А. Он содер­жится в морковке, капусте, тыкве, помидоре, апельсине, мандарине. Если вы хотите быть сильными и иметь хороший аппетит, не хотите огорчаться и плакать по пустякам, быть в хорошем настроении, вам нужен витамин В. Он есть в свекле, яблоках, грушах, бананах, редисе.

А вот еще один полезный витамин - С. Для того чтобы реже простужаться, быть бодрыми, быстрее выздоравливать при болезни, вам нужен витамин С. Его называют витамином здоровья. Он есть в лимоне, луке, чесноке, ананасе, смородине, огурце, салате. Итак, каждому человеку, чтобы хорошо расти, быть сильным и крепким, не болеть, иметь здоро­вые зубы, быстрее выздоравливать, нужны что? (Витамины.)

На занятиях мы рисовали цветы, фрукты, овощи, ягоды, различные предметы обихода. Как называются картины, на которых все это изоб­ражено?

Подобные картины носят название натюрмортов. Давайте рассмот­рим репродукцию картины И. Хруцкого «Цветы и плоды».

Вопросы:

—          Почему в названии стоит слово «плоды»?

—          Почему не фрукты или овощи? (Плоды — общее название фруктов и овощей.)

—          Посмотрите, сколько плодов на столе. Какие фрукты и овощи изображены на картине?

- Что вы можете сказать о них (цвет, форма, величина, вкусовые качества)?

Попытайтесь описать какую-нибудь часть натюрморта. Вот как щедра природа! В композиции картины выделяется роскошный букет цветов, составленный из крупнолепестковых пионов, роз, тюльпа­нов, гиацинтов, ирисов, стеблей и колосков злаков. Вместе с вазой цветы заполняют всю центральную часть холста, почти достигая его верхнего края. Художник объединяет вокруг букета цветов фрукты, ягоды и плоды, наполняя ими корзину. Стакан, наполненный до половины водой с опу­щенным в него ломтиком лимона, подчеркивает своей прозрачностью плотность изделия. Долька лимона у края столешницы вносит необходи­мое оживление и усиливает ощущение присутствия человека.

- Вы знаете, как художники рисуют натюрморт?

Художник сначала красиво расставляет предметы, стараясь поста­вить главные предметы так, чтобы остальные их дополняли, украшали. Он как будто рассказывает не только о предметах, но и о людях, кото­рые их создавали, выращивали.

- Для чего же нужны натюрморты?

Сорванные цветы завянут, фрукты и ягоды съедят люди, а нарисован­ное художником будет жить вечно.

Гимнастика для глаз

1.           Смотреть вверх-вниз, влево-вправо. Зажмурившись, снять напря­жение, считая до 10.

2.           Представить себе большой круг. Обводить его глазами сначала по часовой стрелке, потом против часовой стрелки.

3.           Представить себе квадрат. Переводить взгляд из правого верхнего угла в левый нижний, левый верхний, правый нижний. Одновременно посмотреть в углы воображаемого квадрата.

4. «Рисование носом». Закрыть глаза и представить себе, что нос стал длинным. «Рисовать» носом предложенный педагогом предмет.

Продолжая занятие, педагог спрашивает у детей, чем можно нари- совать натюрморт (гуашью, акварелью, карандашами), предлагает слепить его, дает рекомендации относительно композиции натюрморта (красиво разложить фрукты на плоском блюде) и приемах лепки.


 

Художественный ручной труд

Тема: «Натюрморт»

Цели:

• Закреплять представление о натюрморте.

• Закрепить навыки работы в технике пластилинографии.

• Упражнять в приеме сглаживания поверхности. Оборудование демонстрационное: плотный картон с изображением

натюрморта, ажурная салфетка, блюдо, муляж винограда, фонограмма спокойной музыки; раздаточное: пластилин, салфетки, доски, стеки различной формы, простые карандаши.

Ход занятия

Вопросы:

- Кто такие художники?

- Что они делают?

- Какие бывают картины? (Портрет, пейзаж, натюрморт.)

- Что изображается на каждой из них? Расскажите.

Обобщив ответы, напоминает, что картины, на которых изображены ягоды, фрукты, овощи, цветы и предметы быта, называются натюр­мортами. Художники видят красоту окружающих их предметов. Они специально подбирают несколько предметов, красиво расставляют

их рядом и рисуют.

Педагог предлагает детям представить себя художниками и создать свой натюрморт из предметов, которые лежат на столе: ажурная сал­фетка, блюдо и гроздь винограда.

Дети совместно с воспитателем составляют композицию и придумы­вают ей название.

Как настоящие художники дети будут рисовать натюрморт, но не ка­рандашами или красками, а пластилином.

Перед началом работы воспитатель обращает внимание на цвет вино­града. Говорит, кто хочет, может изобразить гроздья светло-зеленым, фиолетовым или темно-синим цветом, ягоды в гроздьях могут быть круг­лыми или овальными. Дети начинают работу под негромкую музыку.

Воспитатель помогает советом, уточняет, что размазывать пластилин нужно сверху вниз или слева направо, следит за тем, чтобы дети разма­зывали пластилин подушечкой пальца.

Этапы работы:

1.Нанести на картон контур рисунка (салфетка и гроздь виноград» простым карандашом, не прорисовывая детали.

2.Заполнить фон приемами придавливания и примазывания.

Кусочек пластилина раскатать между ладонями прямыми движения­ми до получения цилиндрической формы. Отщипывать от полученной заготовки небольшие кусочки пластилина и примазывать к основе. /

3.Таким же способом продолжить заполнение пластилином всего рисунка.  

4.Используя стеку, прорисовать мелкие детали (прожилки на вино­градных листьях, узор на салфетке и т.п.).

В конце занятия работы раскладываются около натюрморта, с кото­рого их делали. Воспитатель вместе с детьми оценивает работы, отме­чает наблюдательность детей, передачу натуры, аккуратность выпол­нения.

 


 

Беседы о здоровье.

Беседа «Правила личной гигиены».

Цель: Закрепить последовательность действий при умывании и знаний о назначении предметов туалета; воспитывать желание быть чистым и аккуратным; развивать диалогическую речь, учить доброжелательному общению друг с другом и со взрослыми.

Ход беседы

Воспитатель читает стихотворения о грязнулях и опрятных детях. Дети рассматривают иллюстрации – чистюля и грязнуля.

Мойдодыр: Я – великий умывальник,

                     Знаменитый Мойдодыр,

                     Умывальников начальник

                     И мочалок командир.

- Ну-ка, ребята, дайте ответ, есть среди вас грязнули? Скажите мне, какие места на вашем теле пачкаются больше всего?

- Вы знаете: для того чтобы смыть грязь и привести себя в порядок, нужны специальные предметы. Какие – вы вспомните, когда отгадаете загадки.

 


Хожу, брожу не по лесам,

А по усам, да волосам,

И зубы у меня длинней,

Чем у волков и у мышей.

(Расческа)

 Дождик теплый и густой,

 Этот дождик не простой

 Он без туч, без облаков

 Целый день идти готов.

(Душ)

Ускользает, как живое,

 Но не выпущу его я.

 Белой пеной пенится,

 Руки мыть не ленится.

 (Мыло)


Мойдодыр хвалит детей, спрашивает их, умеют ли они правильно мыть руки и лицо. Предлагает всем пройти в умывальную и показать, как правильно пользоваться мылом и т.д.

Мойдодыр дарит детям игрушки для пускания мыльных пузырей. Играют все вместе в группе или на прогулке.

 

Беседа «Таблетки растут на грядке».

Цель: Дать знания об овощах, познакомить с понятием витамины, вырабатывать заботливое отношение к близким и желание им помочь.

Ход беседы.

Проводится инсценировка с участием Хрюши и Степашки. У Хрюши завязано горло, у Степашки – корзинка с овощами.

Герои здороваются. Степашка спрашивает Хрюшу, почему он грустный. Тот отвечает, что у него болит голова и ему очень плохо, хочется полежать. Степашка спрашивает Хрюшу, куда он идет. Хрюша отвечает – в аптеку, покупать лекарства и витамины, чтобы вылечиться. Степашка учит Хрюшу, как нужно правильно поступить: «Если ты заболел, то надо вызвать врача, только врач может вылечить больного. Но ты, Хрюша, скорее всего, просто неправильно питался и поэтому ослаб. Ну-ка расскажи нам честно, чем ты питался в последнее время». Хрюша признается – мороженым, шоколадом, печеньем, вафлями. Воспитатель предлагает детям объяснить Хрюше, что он делал неправильно.

Затем воспитатель обсуждает вместе с детьми, какие продукты надо есть, чтобы быть крепким, здоровым и меньше болеть.

Дети замечают у Степашки корзину и интересуются, что в ней. Степашка сообщает: «Витамины». Дети удивляются, ведь на самом деле в корзине просто овощи. Проводится беседа об огороде, о том, как и где, растут овощи и как за ними нужно ухаживать, чтобы они выросли крупными и сладкими.

Степашка предлагает Хрюше и детям рассмотреть то, что он принес. Дети рассматривают, называя каждый овощ. Степашка объясняет Хрюше и детям, почему овощи – витамины, рассказывает, как они полезны и почему их надо есть круглый год.

Степашка предлагает поиграть в игру «Чудесный мешочек» - узнать овощи на ощупь. После игры Степашка передает овощи Хрюше – пусть он ест витамины и будет здоровым. Хрюша благодарит друга, заглядывает в корзинку и сообщает, что там много морковки; угощает всех детей. Герои прощаются с детьми и уходят.

Беседа «Полезная и вредная пища».

Цель: Дать понятие о правильном питании; закрепить знания о продуктах питания; вызвать желание заботиться о своем здоровье; учить проявлять заботу.

Ход занятия.

Педагог предлагает детям приготовить обед для кукол, которые живут в группе.

Воспитатель: Сначала нужно решить, что мы будем готовить. Давайте приготовим то, что вы больше всего любите кушать. (Каждый ребенок называет свои любимые блюда.) Как много всего вы назвали, молодцы. Но, наверное, нашим куклам не стоит так много всего есть. Ведь, если съесть слишком много пищи, может заболеть живот, может стошнить. А что еще может произойти? (Дети делятся соответствующим личным опытом.)

Давайте решим, что мы приготовим. Сегодня у нас будет не праздничный, а обычный обед. Что мы с вами едим на обед каждый день? (Суп, второе, салат, хлеб, компот.) Нам нужно купить все необходимое в магазине.

Все вместе «идут в магазин», роль продавца исполняет воспитатель, который спрашивает, что дети хотят купить. В диалоге воспитателя и детей называются полезные продукты. Продавец, «делая рекламу», расхваливает все продукты, в том числе конфеты, пирожные и другие сладости. Но дети должны выбрать только продукты для приготовления обеда, а не покупать все, что им хочется.

Все вместе готовят обед и накрывают на стол, затем кормят кукол. В процессе идет разговор о том, что полезно и нужно есть в обед, а что не очень полезно; какие продукты нужно есть реже, чем остальные.

 

Беседа: Как организм человека перерабатывает пищу.

Цель: Познакомить с пищеварительным трактом; воспитывать осознанное отношение к потреблению пищи; закрепить представление о здоровой пище; учить сервировать стол.

Ход беседы.

Воспитатель: Что значит – человек сыт, голоден? Когда человек бывает сыт? Сколько раз в день человеку нужно есть? Как называются регулярные приемы пищи? (Ответы детей.)

Давайте посмотрим на картинку и поймем, как идет пища внутри организма. Сначала пища попадает в рот, смачивается слюной и идет по пищеводу в желудок. (Дети находят месторасположение желудка в своем организме.) В желудке есть специальная жидкость (желудочный сок), которая пропитывает пищу и растворяет даже твердые ее кусочки. Но когда в желудок попадает хорошо переваренная пища, ему легче с ней справиться. Переворившись в желудке, пища переходит в кишечник – тоннель с мягкими ворсистыми стенками. Длина кишечника – приблизительно 7-9 метров. (Показывает детям веревку соответствующей длины.) В теле человека кишечник свернут. Переваренная пища идет по кишечнику, и в это время ее полезные вещества забирают себе разные органы. А все, что организму не нужно, мы отбрасываем в туалет.

На столе разложены карточки с изображением продуктов. Детям предлагается разложить карточки на три группы:

1.  продукты, без которых человек не может прожить (хлеб, молоко, яйца, фрукты, овощи, крупа и т.д.);

2.  продукты, без которых человек может обойтись (конфеты, вафли, торты, печенье и т.д.);

3.  продукты, вредные для здоровья (чипсы, гамбургеры, кока-кола и т.д.).

Воспитатель предлагает рассмотреть иллюстрации-инструкции по сервировке стола. Дети рассказывают о том, как сервируют стол дома и в детском саду. Правильно сервируют стол для куклы, которая принимает гостей.

 

 

 


 

 Беседа «Знакомимся со своим организмом».

Цель: Закрепить элементарные знания об органах человеческого тела и их функционировании.

Ход беседы.

Воспитатель: Сегодня мы поговорим о нас. Как можно всех нас назвать одним словом? (Люди.) А одного из нас? (Человек.) Все люди разные – женщины и мужчины, девочки и мальчики, дети и взрослые. Давайте подумаем, чем же разные люди отличаются друг от друга.

Воспитатель показывает картинки с изображениями девочек и мальчиков. Дети рассматривают сначала картинки, а затем – девочку и мальчика из своей группы. Находят отличия в прическах, одежде, чертах лица. Затем рассматривают изображения молодого человека и старого человека, находят отличия в осанке, одежде, прическах.

Воспитатель показывает плакат с изображением внутреннего строения человека.

Воспитатель: Мы с вами уже говорили о том, что есть внутри нас, благодаря каким органам мы живем, дышим, двигаемся, думаем. Какой орган в организме самый главный? (Сердце.) Правильно, его еще называют мотором организма.

Дети показывают сердце на плакате; сжимают кулак, чтобы определить размер своего сердца; находят примерное месторасположение сердца в своем теле; слушают биение сердца. Воспитатель просит детей попрыгать, а потом еще раз послушать, как бьется сердце. Дети понимают, что после физической нагрузки сердце бьется сильнее, быстрее.

Воспитатель: Благодаря каким органам мы дышим? (Легким.)

Дети находят легкие на плакате, рассматривают их. Затем прикладывают ладони к груди и делают глубокие вдох и выдох; чувствуют, как расширяются и сжимаются легкие.

Воспитатель: Какие органы вы еще знаете?

Дети рассказывают о желудке, кишечнике, мозге и других органах, находят их на плакате. Воспитатель уточняет и расширяет знания.                  

Воспитатель: - Нужно ли человеку знать о том, как устроен его организм? Зачем ему это знание?

Дети рассказывают, педагог дополняет и уточняет. Вместе выясняют, что знания об организме помогают человеку заботиться о своем здоровье.

Воспитатель: А как мы с вами можем заботиться о своем здоровье?

Дети рассказывают. Далее обсуждаются ситуации, неблагоприятные для здоровья, - долгое сидение у телевизора или компьютера, малая подвижность и т.п. педагог поясняет детям: если с детства они будут заботиться о своем здоровье, то обязательно вырастут крепкими, сильными и смогут заниматься любимым делом.

 

Беседа «Травма: как ее избежать».

Цели: Продолжать учить оказывать посильную помощь при травме; воспитывать чувство милосердия и сострадания; учить правильно вести себя дома и на улице; избегать получения травмы.

 Ход беседы.

Дети рассматривают плакаты и иллюстрации, демонстрирующие оказание первой помощи при травме. Пытаются понять, что произошло с человеком в каждом конкретном случае, как и почему человек получил травму. Дети вспоминают аналогичные случаи из своей жизни: рассказывают, как были получены травмы; рассуждают, можно ли было избежать травмирования. Затем заводится разговор об общей осторожности, соблюдении правил безопасности дома и на улице. Дети должны понимать, что часто человек сам бывает виноват в том. Целесообразно наибольшее внимание уделять примерам из жизни детей (разбил коленку или нос, посадил занозу в палец, ударился, упал и т.п.) Важно объяснять детям, что в случае травмы следует немедленно попросить о помощи взрослых. Но в некоторых случаях можно и самим попытаться что-то сделать. Например, к обычной царапинке прикладывают чистый носовой платок или лист подорожника.

Игра «Помощь при травме» с карточками или предметами. Дети выбирают «травмированного» (рисунок, игрушку) и оказывают ему помощь. Попутно рассказывают, что и кА они делают.

Беседа «Мои помощники».

Цели: Уточнять и закреплять знания детей о внешнем строении человеческого тела; дать понятие о назначении и важности органов чувств; вызвать желание бережно относиться  к жизненно важным органам.

Ход беседы.

Дети рисуют людей, которые идут, стоят, играют, работают и т.д. затем рассматривают рисунки.

Воспитатель:  Можем ли мы по изображению понять, чем занимается человек? Как мы это можем понять? (Ответы детей.) Да, действительно, по положению рук и ног человека, изображенного на рисунке, по его позе мы можем догадаться, что он делает. Мы уже знаем, зачем человеку нужны руки и ноги; почему мы называем руки и ноги своими помощниками. При помощи ног мы ходим, бегаем, приседаем; руки помогают нам выполнять необходимые для жизни действия. Какие? (Дети перечисляют, что они делают с помощью рук – держат ложку, причесываются, одеваются, рисуют ит.д.)

Посмотрите на свою руку. Из каких частей она состоит? Какую работу выполняет каждая часть руки? Как вы думаете, почему рука подвижная? (Ответы детей.)

Затем дети рассматривают ноги. Сравнивают ноги (руки) детей и взрослых (по рисункам). Обращать внимание на то, что все они разные по размеру, однако имеют одинаковое строение.

Воспитатель: Нарисуйте крупно лицо. Заметьте: все лица получились разными, но все же у них есть что-то общее – глаза, нос, рот, уши. Мы называем эти органы органами чувств. А почему им дано такое название? (Ответы друзей.) Да, носом мы чувствуем запахи; глазами мы видим свет; ушами слышим, т.е. чувствуем звук; губами мы чувствуем температуру пищи, а языком – ее вкус. Теперь понятно, почему все эти органы органами чувств – с их помощью мы что-то чувствуем.

Беседа «Роль лекарств и витаминов».

Цели: Уточнить и закрепить знания детей о лекарствах и витаминах; дать понятие об осторожности при использовании лекарств и витаминов; подкреплять уверенность в необходимости ведения здорового образа жизни.

Ход беседы.

Воспитатель:  Мы много говорили о здоровье и знаем, что здоровье – одна из главных ценностей человеческой жизни. Скажите, почему человеку так нужно быть здоровым? (Когда человек здоров, он бодр, энергичен, с удовольствием работает и играет.) А что должен делать человек для того, чтобы сохранить свое здоровье? (Он должен соблюдать режим дня, заниматься спортом, чаще бывать на свежем воздухе, правильно питаться.) К сожалению, люди все равно болеют, кто-то чаще, кто-то реже. Есть очень серьезные заболевания, которые лечатся долго и только в больнице. Но мы сегодня поговорим о простудных и вирусных заболеваниях, которыми люди болеют наиболее часто. Что это за болезни? (Ангина, грипп, обычная простуда.) Эти болезни можно победить и в домашних условиях, но чаще всего с помощью врачей.

Давайте вспомним, что нужно сделать, если кто-нибудь заболел. (Вызвать врача на дом или сходить на прием к врачу в поликлинику.) Как же врач лечит заболевшего? (Он прописывает ему лекарства.) Лекарства бывают разными. В каких формах выпускают лекарства? Знаете ли, вы какие лекарства есть у вас дома и где они хранятся? (Ответы детей.) Многие из вас не смогли ответить на этот вопрос. И это хорошо. Взрослые должны всегда убирать лекарства в недоступное для детей место. Многие лекарства выглядят привлекательно, да и на вкус приятны. Но это не значит, что они всегда и для всех безвредны. Лекарства предназначены только для лечения. Лечиться ими можно только под руководством врача или опытных взрослых людей. Одна красивая таблетка может нанести непоправимый вред здоровью человека. Именно поэтому детям лучше вообще не знать, где находятся лекарства. Ведь пользоваться лекарствами самостоятельно дети не должны.Воспитатель показывает яркие упаковки с витаминами.

Воспитатель:  А это что такое? (Витамины.) Для чего они нужны? Можно ли вылечиться, принимая только витамины? Как вы думаете, витамины – это скорее лекарства или конфеты?  Правильно ни то ни другое. Витамины не лечат организм, как лекарства, а лишь укрепляют его, помогая противостоять болезням. И хотя витамины сладкие и вкусные, есть их как конфеты нельзя.

Беседа «Здоровье – главная ценность человеческой жизни».

Цель: Воспитывать потребность в организации правильного образа жизни; способствовать формированию желания сохранять и укреплять свое здоровье путем выполнения физических упражнений, соблюдения режима дня и т.п.

Ход беседы.

Воспитатель: Как люди приветствуют друг друга при встрече? Давайте поговорим о слове «здравствуйте». Что оно означает? Здороваясь, один человек как будто желает другому здоровья. Ведь здоровье – самая главная ценность, данная человеку.

Опишите здорового человека. Какой он? (Ответы детей.) Когда мы здоровы, нам хочется читать, учиться, играть; у нас доброе приветливое настроение, нам просто хорошо. Давайте теперь подумаем, как чувствует себя заболевший человек. Вспомните, что чувствовали вы, когда болели. (Ответы детей.) Когда человек болен, ему ничего не хочется делать; у него плохое настроение; иногда он плачет. О чем думает больной человек? Что он хочет? (Ответы детей.) Конечно, больному хочется как можно скорее вылечиться. Для того чтобы вылечиться, нужно принимать горькие лекарства, делать уколы. Вспомните, как вас лечили ваши близкие или врач. (Ответы детей.)

Взрослые часто винят себя как в своей болезни, так и в болезни своих детей. Всегда ли люди сами виноваты в том, что заболели? (Ответы детей.) Конечно, часто мы заболеваем из-за того, что не следим за своим здоровьем. Но это происходит не всегда. Ведь у человека, независимо от его поступков, могут заболеть сердце, желудок и другие органы. Впрочем, наиболее частых – простудных заболеваний мы с вами можем избежать. Что нужно делать для этого?

Дети отвечают на вопрос. Воспитатель побуждает детей задуматься о правильном выборе одежды и пищи, чистоте рук, ограничении контактов с простудившимися, занятиях физкультурой, режиме дня. Все вместе рассматривают соответствующие иллюстрации.

Воспитатель: Чем вы можете помочь заболевшей маме, папе, брату, сестре? (Ответы детей.) Конечно, вы можете принести что-то по просьбе взрослого, выполнить посильную помощь, почитать книжку младшему брату или сестренке. А самое главное – вы можете помочь создать тишину и покой дома – не шуметь, не требовать к себе лишнего внимания, не капризничать.

 

 Беседа «Значение занятий физкультурой и спортом для сохранения здоровья».

Цели: Закреплять, уточнять и пополнять знания о значении физкультуры и спорта; укреплять потребность в занятиях физкультурой; вызвать уважение к людям, занимающимся физкультурой.

Ход беседы.

Воспитатель: Зачем мы занимаемся физкультурой? Какие физкультурные занятия нравятся вам больше всего? Что такое физкультура и что такое спорт? Чем физкультурники отличаются от спортсменов?

Кто из вас хочет стать спортсменом? Что для этого нужно? Как вы думаете, легко ли стать спортсменом?

Как вы думаете, нужно ли заниматься физкультурой тому, кто собирается стать не спортсменом, а продавцом, поваром, водителем? Конечно, да. Ведь занятия физкультурой укрепляют здоровье; человек меньше болеет, становится бодрым, энергичным, стройным, подтянутым.

Дети рассказывают о том, как они и их родители занимаются физкультурой в зимнее и летнее время. Рассматривают фотографии из семейных альбомов.

Проводится беседа о физкультурных мероприятиях в детском саду: утренняя гимнастика, физкультурные занятия, физкультурные досуги, спортивные праздники, конкурсы, спартакиады.

Эстафета «Сильные, ловкие, быстрые». Дети делятся на 2 команды. Педагогом подбираются 5-6 спортивных упражнений на скорость и ловкость.

Игра с мячом «Лови, бросай, упасть не дай». Воспитатель бросает мяч, ребенок ловит и, бросая обратно, называет слово, относящееся к физкультуре и спорту, например «коньки», «футбол», «хоккей», «мяч», и т.д.

 

Беседа «Чтобы здоровье было в порядке – делаем дружно с утра мы зарядку»

Здравствуйте, дорогие ребята! Поговорим сегодня об ут­ренней зарядке и режиме дня.

А какую пользу прино­сит зарядка?

Верно! Она укрепляет здоровье, активизирует работу всех внутренних органов, воспитывает волю (ведь зарядку нуж­но делать каждый день), учит нас правильно рассчитывать время, помогает включиться в дневной ритм.

Знаете ли вы, что еще в древности люди ценили физиче­ские упражнения и утреннюю зарядку?

Эскимосы, народы, живущие на Крайнем Севере, про­водили зарядку так: маленькому ребенку давали камень, который следовало перенести на определенное расстояние, а потом бежать за ним, перепрыгивая через различные пре­пятствия. Чем старше был ребенок, тем тяжелее камень он должен был перенести!

У американских индейцев основными физическими уп­ражнениями были прыжки, ходьба, бег, плавание, стрель­ба из лука.

И знаменитые Олимпийские игры пришли к нам из глу­бокой древности. Эти игры связаны с именем знаменитого греческого героя — Геракла. Именно Геракл нашел самое красивое место в Греции, подходящее для игр и празднеств. Это место называлось Олимпией, и находилось оно близ реки Алфей. Геракл установил правила игр и наград!,i — венки из веток серебристо-серой оливы.

Олимпийские игры в честь бога Зевса стали проводить раз в четыре года. Игры начинались с того, что от солнеч­ных лучей зажигался факел. Огонь, зажженный от этого факела, горел в чаше все время, пока шли игры. Его назы­вали Олимпийским огнем.

На Олимпийских играх Древней Греции проводилось пя­тиборье — бег, прыжки в длину, метание копья, метание диска и борьба.

Один из победителей Олимпийских игр, Онагинес, в девятилетнем возрасте сдвинул с постамента бронзовую ста­тую и принес ее домой. Необыкновенный маленький силач! Когда мальчик вырос, он стал чемпионом по борьбе. Ему воздвигли памятник.

Леонидос Радосский побеждал во всех состязаниях по бегу, а Мило из Кротона победил подряд в пяти олимпиа­дах. Он мог на плечах нести корову или быка три круга вокруг стадиона. Однажды он спас жизни множеству лю­дей, удержав колонну рушащегося здания!

Вот какие замечательные спортсмены участвовали в Олим­пийских играх Древней Греции.

Через много веков эти игры были возобновлены и про­шли сначала в Афинах, а затем в 1900 году в Париже. Во вторых Олимпийских играх в Париже участвовали 1330 спорт­сменов, в том числе и женщины из 11 страны мира. Сорев­нования проходили по легкой атлетике, плаванию, гребле, гимнастике, велоспорту.

Олимпийские игры проходят и в наши дни, причем каж­дая страна борется за право стать хозяйкой игр.

Наши предки, славяне, тоже уделяли большое внимание физическим упражнениям. Любимыми их играми были го­родки и лапта, а зимой — взятие снежных крепостей и катание с высоких ледяных гор. Летом ходили босиком, купались в реках и озерах. На праздниках и ярмарках добрые молодцы соревновались в силе, ловкости, быстроте, смело­сти, боролись друг с другом, взбирались по гладким стол­бам на самый верх, поднимали тяжести. Суровый климат России требовал от людей закалки и силы.


 

Литературный материал по здоровью…

Загадки о здоровье

 


В этом светлом магазине

Ты увидишь на витрине

Не одежду, не продукты,

И не книги, и не фрукты.

Здесь микстура и таблетки,

Здесь горчичники, пипетки.

Мази, капли и бальзамы

Для тебя, для папы с мамой.

Для здоровья человека

Открывает дверь - ...

(Аптека)

 

В овощах и фруктах есть.

Детям нужно много есть.

Есть ещё таблетки

Вкусом как конфетки.

Принимают для здоровья

Их холодною порою.

Для Сашули и Полины

Что полезно? - ...

(Витамины)


 

 


Этот дом многоэтажный

Чистый, светлый, очень важный.

Встретишь разных здесь врачей.

Лечат взрослых и детей.

Будете лежать в постели,

Коль серьезно заболели.

Не хотим здесь очутиться!

Где, скажите-ка? - ...

(В больнице)


 


Кто для блага всех людей

Кровью делится своей?

 (Донор)

 

 

Я под мышкой посижу

И что делать укажу:

Или уложу в кровать,

Или разрешу гулять.

(Градусник)


 

 

 

Кто в дни болезней всех полезней

И лечит нас от всех болезней?

(Доктор)

 

 

 

Кто у постели больного сидит?

И как лечиться, он всем говорит;

Кто болен - он капли предложит принять,

Тому, кто здоров, - разрешит погулять.

(Доктор)


 


 

ТЕМА «СПОРТ»

ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Дети должны знать:

  • названия разных видов спорта;
  • как называются спортсмены разных видов спорта;
  • названия спортивных снарядов.

Расширение словарного запаса детей:

названия: тренер, стадион, физкультурник, спортсмен, зал, зарядка,
корт, упражнения, форма, соревнования, победитель, чемпион, свис­
ток, флажок, судья, лыжник(ца), конькобежец(ка), стрелок, лучник(ца),
теннисист(ка), пловец, пловчиха, шахматист(ка), шашист(ка), турист(ка),
прыгун(ья), гимнаст(ка), хоккеист(ка);признаки: легкоатлетический, гимнастический, утренняя, силь­ный, здоровый, крепкий, мужественный, умелый, ловкий, гибкий, уве­ренный, настойчивый, стройный, быстрый;

действия: заниматься, расти, работать, бегать, прыгать, плавать, стрелять, играть, ездить, тренироваться, побеждать, выигрывать, про­игрывать, соревноваться.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ

Грамматический строй речи

Образование существительных мужского и женского рода «Кто что делает?» (детям от 6 лет)

Ходит на лыжах — лыжник, лыжница;

бегает на коньках — конькобежец, конькобежка;

стреляет из винтовки — стрелок;

стреляет из лука — лучник, лучница;

играет в теннис — теннисист, теннисистка;

плавает — пловец, пловчиха;

играет в шашки — шашист, шашистка;

играет в шахматы — шахматист, шахматистка;

занимается туризмом — турист, туристка;

прыгает — прыгун, прыгунья;

занимается гимнастикой — гимнаст, гимнастка;

занимается борьбой — борец;

играет в хоккей — хоккеист, хоккеистка;

играет в футбол — футболист, футболистка;

занимается боксом — боксер;

занимается фигурным катанием — фигурист, фигуристка;

ездит на велосипеде — велосипедист, велосипедистка;

ездит на мотоцикле — мотоциклист, мотоциклистка;

занимается акробатикой — акробат, акробатка;

прыгает с парашютом — парашютист, парашютистка.

Образование существительных множественного числа в ро­дительном падеже «Один — много» (детям от 6 лет)

Спортсмен — много спортсменов, упражнение — упражнений, форма — форм, победитель — победителей, чемпион — чемпионов,

лыжница — лыжниц, лыжник — лыжников, пловчиха — пловчих, боксер — боксеров, хоккеистка — хоккеисток, велосипедист — велосипедистов.

Образование сравнительной степени наречий «Закончи пред­ложение» (детям 68 лет)

Маша бегает быстро, а Саша еще быстрее.

Маша прыгает высоко, а Саша еще ... (выше).

Маша точно попадает в цель, а Саша еще ... (точнее).

Маша далеко ушла вперед, а Саша еще ... (дальше).

Лексический строй речи

Поиск антонимов «Скажи наоборот» (детям от 6 лет)

Встать — сесть, войти — выйти, поднять — опустить, говорить — молчать, быстро — медленно, ложиться — вставать, рано — поздно, одеваться — раздеваться, можно — нельзя, смеяться — плакать, трудно — легко, залетать — вылетать, много — мало, закрывать — открывать, высоко — низко, польза — вред, светло — темно, трусость — храбрость, плохо — хорошо, вдох — выдох; зло — добро.

Построение монолога «Беседа о физкультуре и спорте» (де­тям 68 лет)

Что нужно, чтобы вырасти сильными, здоровыми, крепкими? Как называются люди, занимающиеся физкультурой? Как называют­ся люди, занимающиеся спортом? Чем отличается спортсмен от физкультурника? Какие виды спорта вы знаете? Где занимаются спортсмены? (Легкоатлетический манеж, гимнастический зал, тен­нисный корт, стадион.) Какие спортивные принадлежности и обо­рудование вы знаете? Как называются самые крупные соревно­вания спортсменов? (Олимпиада, чемпионат.)

МИНУТКА ОТДЫХА

Мчат колеса по дороге,

Над дорогой мчатся ноги.

Это еду я бегом!

Это я бегу верхом!

Я и сижу на бегу, и машину качу,

И качусь, куда хочу! (Велосипед и велосипедист.)

Зеленый луг,

Сто скамеек вокруг,

От ворот до ворот

Бойко бегает народ.

На ворота эти

Натянули сети. (Стадион.)

Две полоски на снегу

Оставляю на бегу.

Я лечу от них стрелой,

А они опять за мной. (Лыжи, лыжник)