Рекомендации родителям

Малова Надежда Павловна

Пальчиковая гимнастика.

Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются «пальчиковые игры». Игры эти, очень эмоциональные, можно проводить как в детском саду, так и дома Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. Пальчиковые игры «как бы отражают реальность окружающего мира - предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук, тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Пальчиковые игры - это инсценировка, каких- либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз» и т.д.

Очень важно эти игры для развития игры для развития творчества детей. Если ребенок усвоит какую-нибудь одну «пальчиковую игру», он обязательно будет стараться придумать новую инсценировку для других стихов и песенок.

Знакомство с пальчиками.

Пять да пять - родные братцы, Так все вместе и родятся. Если вскапываешь грядку - Держат все одну лопатку.

Не скучают, а играют Вместе все в одни игрушки.

А зимою всей гурьбою Дружно прячутся в теплушки. Вот такие «пять да пять», Угадайте, как их звать?

(Пальцы)

    
 Подпись: Этот пальчик- дедушка. Этот пальчик - бабушка. Этот пальчик - папочка, Этот пальчик - мамочка, Подпись: Поочередное сгибание пальцев, начиная с боль шого.
 


Моя семья.

Этот пальчик - я, Вот и вся моя семья!

Прятки.

В прятки пальчики играли                                       ^                  г

                                                     гитмично сгибать и разгибать пальцы.

И головки убирали.                            ЛГ                                ^            г

                                         Усложнение: поочередное сгибание

Вот так, вот так,                                        А                                ^

каждого пальчика и на обеих руках

И головки убирали.

 

 

 

 

 

 

 

Сорока; сорока, Кашу варила,

Деток кормила, Этому дала.

Этому дала.

Этому дала,

Этому дала,

 

 

 

Сорока.

Указательным пальцем правой руки водить по ладони левой. Сгибать по очереди каждый палец, кроме мизинца Сгибать и разгибать все пальцы в ритме

потешки.

 

                 А этому не дала:

               «Ты дров не рубил.

               Ты воды не носил,

               Ты печь не топил.

                Ничего не получил».

 

Идет коза рогатая.

 

 

 

Идет коза рогатая,

Идет коза бодатая.

Ножками топ-топ!

Глазками хлоп- хлоп!

Кто каши не ест, молока не пьет, Того коза забодает, забодает.

Правой рукой изображать рога, вытянув вперед указательный палец и мизинец. Кончиками пальцев обеих рук ударить по столу или по коленями. Хлопать в ладоши.

 

На лужок.

На лужок пришли зайчата,   Сгибание пальцев в кулачок в ритме потешки. Медвежата, барсучата                                При перечислении животных сгибать пальцы

Лягушата и енот.                    на обеих руках поочередно

На зеленый, на лужок Приходи и ты, дружок!

Поиграем в пальчики.

 

 

 

Большаку доова рубить,

А тебе ьоды носить,

А тебе печь топить,

А тебе тесто месить,

А малышке песни петь.

Песни петь да плясать,

Родных братьев потешать.

Загибать по очереди все пальцы на обеих руках.

На последние строчки -

шевелить пальцами обеих рук.

 

 

 

 

 

Подпись: - мальчик.
На первую строчку показать большие пальцы на обеих руках.
Затем поочередно сое динять их с остальными пальцами.
                                  Пальчик

•   Пальчик - мальчик, где ты был?

•  С этим братцем в лес ходил,

•  С этим пальцем щи варил,

С этим братцем кашу ел,

С этим братцем песни пел,

Четыре братца.

Идут четыре братца навстречу старшему.

•   Здравствуй, большак!

•   Здорово, Васька- -указка. Мишка - середка, Гришка- сиротка

Да крошка Тимошка.

На вторую строчку соединить все пальцы в щепотку, затем соединять поочередно с большим остальные пальцы.

Черепаха.

Вот моя черепаха, она живет в панцире.

Она очень любит свой дом.

Когда она хочет есть, то высовывает голову.

Когда хочет спать, то прячет ее обратно.

Подпись: Оладушки.Рук и сжаты в кулаки, большие пальцы внутри. Затем показать большие пальцы и спрятать пальцы и спрятать их обратно.

 

Бабушка, бабушка                 загибать поочерёдно пальчики

Испекла оладушки.                        на обеих руках

         Один Машеньке,

         Один Коленьке..

 

Вышли пальчики гулять.

Раз, два, три, четыре, пять - Вышли пальчики гулять.

Раз, два, три, четыре, пять - В домик спрятались опять.

На первые строчки - поочередное сгибание пальчиков из кулачков, начиная с большого пальца. На следующие строчки - поочередное сгибание пальчиков в кулачки, начиная с мизинца.

    
 Подпись: На дверях висит замок. Кто его открыть не смог?
Мы замочком постучали, Мы замочек повертели, Мы замочек покрутили И открыли!
 Подпись: На первую строчку - пальцы в «замочек». Затем стучать о стол «замочком». Затем круговые движения «замочком». Затем круговые движения «замочком», и Показали ладошки
 


Замок.

Капустка.

Мы капустку рубим- рубим,

Мы капустку солим-солим,

Мы капустку трем- трем.

Мы капустку жмем- жмем.

Движения прямыми ладонями вверх-вниз, поочередное поглаживание подугиек пальцев, потирать кулачок о кулачок. Сжимать и разжимать кулачки.

Дружба.

Дружат в нашей группе Девочки и мальчики.

Мы с тобой подружим Маленькие пальчики.

Один, два, четыре, пять.

Пять, четыре, три, два, один.

Первые две строчки- обхватить правой ладонью левую и покачивать в ритме стихотворения. Следующие две строки - обхватить левой рукой правую и покачивать в ритме стихотворения. В последних строчках - соединить пальчики обеих рук, начиная с большого, затем соединять, начиная с мизинца.

Пять пальцев.

На моей руке пять пальцев,

Пять хватальцев, пять держальцев.

Чтоб строгать и чтоб пилить,           Ритмично сжимать и разжимать

Чтобы брать и чтоб дарить.              На счет поочередно

Их нетрудно сосчитать:                    загибать пальчики на

Раз, два, три, четыре/пять!                обеих руках.

Цветки.

Наши алые цветки распускают лепестки.

Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.

Наши алые цветки закрывают лепестки,

Головой качают, тихо засыпают.

Медленно загибать пальцы из кулачков, покачивание кистями рук вправо-влево, медленное сжимание пальцев в кулаки, покачивание кулачков вперед- назад.

Повстречались,

Повстречались два котенка: «Мяу- мяу!»,

Два щенка : «Ав -ав!»,

Два жеребенка: «Иго-го!»,

Два быка: «Му-у!».

Смотри, какие рога.

На каждую строчку соединять поочередно пальцы правой и левой рук, начиная с мизинца. На последнюю строчку показать рога, вытянув указательные пальцы и мизинцы.

Человечки. Побежали вдоль реки Дети наперегонки.

Движение указательного и среднего пальцев обеих рук по поверхности стола от себя к краю (повторить несколько раз).

Зайцы.

Скачет зайка косой Под высокой сосной. Под другою сосной Скачет зайка другой.

Указательный и средний пальцы правой руки вытянуть, остальные выпрямить и соединить. На вторую строчку-ладонь левой руки поднять вертикально вверх, пальцы широко расставить, на третью строчку- ладонь правой руки вертикально вверх, пальцы широко расставлены. На последнюю строчку- указательный и средний пальцы левой руки вытянуть, остальные выпрямитъ и соединить.

Коза и козленок.

Идет коза рогатая,

Идет коза бодатая

                                                       За ней козленочек бежит,

Колокольчиком звенит.

Указательный палец и мизинец изображают рога. На третью и четвертую строчки - пальцы соединены в щепотку, опущены вниз (изображать позванивание колокольчиком).

Цветок.

Вырос высокий цветок на поляне,

Утром весенним раскрыл лепестки.

Всем лепесткам красоту и питанье Дружно дают под землей корешки.

Руки в вертикальном положении, ладони прижаты друг к другу, развести пальцы и слегка округлить их. На вторую строчку развести пальчики. На третью- ритмичное движение пальцами вместе- врозь. На четвертую - ладони опустить вниз т тыльной стороной прижать друг к другу, пальцы развести.

Дом и ворота.

На поляне дом стоит.

Ну а к дому путь закрыт.

Мы ворота открываем,

В этот домик приглашаем.

Пальцы обеих рук под углом друг к другу широко расставлены, соприкасаются только кончиками одноименных пальцев. На вторую строчку - большие пальцы обеих рук поднять наверх, внутреннюю сторону ладоней повернуть к себе, остальные пальцы в горизонтальном положении вместе; кончики средних пальцев соприкасаются . На третью строчку ладони поворачиваются параллельно друг к другу. На четвертую - то же, что на первую.

Птички.

Птички полетели,

Крыльями махали.

На деревья сели,

Вместе отдыхали.

На первую строчку большой палец отогнуть в горизонтальное положение, сверху присоединить сомкнутые прямые остальные пальцы. На вторую - взмахи ладонями с широко раскрытыми пальцами. На третью - руки вверх, все пальцы широко расправить. На четвертую - то же, что на первую.

Кошка и собаки.

Вышла кошечка вперед,

К нам идет, хвостиком играет,

Ей навстречу из ворот

Две собаки-выбегают.

На первую строчку - указательный палец и мизинец правой руки согнут вверху, остальные пальцы прижаты к ладони, причем большой палец согнут сверху. На вторую - левой ладонью машем у основания правой кисти. На третью - большие пальцы обеих рук вверх, внутренняя сторона ладоней к себе, остальные пальцы в горизонтальном положении вместе, кончики средних пальцев соприкасаются. На четвертую -указательные пальцы и мизинцы подняты вверх, остальные прямые пальцы соединены вместе.

Считаем пальчики.

Можешь пальцы сосчитать:

Один, два, три, четыре, пять.

Один, два, три, четыре, пять-                     Дети считают каждый

Десять пальцев, пара рук -                          пальчик отдельно, загибая

Вот твое богатство , друг.                           его.

Руки в стороны.

Руки в стороны, в кулачок.

Разожми и на бочок.

Руки вверх, в кулачок.

Разожми и на бочок.                         Выполнять движения согласно

Руки вниз, в кулачок,                        тексту стихотворения.

Разожми и на бочок.

В гости пальчику большому.

В гости пальчику большому Приходили прямо к дому Указательный и средний,

Безымянный, и последний Сам мизинчик - малышок Постучался о порог.

Вместе пальчики - друзья,

Друг без друга им нельзя.

На первую строчку - выставляем вверх большие пальцы, на вторую - соединяем под углом кончики пальцев обет рук. На третью - поочередно называемые пальцы соединяются с большими на двух руках одновременно. Затем вверх выставляются только мизинцы , Пальцы сжаты в кулак. На шестую - кулачки стучат друг о дружку. На последние строчки - ритмичное сжатие пальцев на обеих руках.

Раз, два, три, четыре, пять.

Раз, два, три, четыре, пять.

Будем пальчики считать!

Крепкие, дружные.

Все такие нужные.

На другой руке опять:

Раз, два, три, четыре, пять!

Пальчики быстрые., Хотя не очень ... чистые .

На первую строчку - по очереди загибаем пальчики на правой руке. На следующие четыре строчки -ритмично сжимать и разжъшать кулачки. На шестую строчку - загибать поочередно пальцы на левой руке. На последние строчки - помахать пальчиками обеих рук.

Помощники.

Вот помощники мои.

Их как хочешь поверни.

Раз, два, три, четыре, пять.

Насидится им опять.

Постучали, повертели И работать захотели.

Этот пальчик прыг в кровать.,

Этот рядом прикорнул.

Этот пальчик уж уснул,

А другой давненько спит.

Кто у нас еще шумит?

Тише, тише, не шумите,

Пальчики не разбудите.

(Говорить шепотом.)

Утро ясное придет,

Солнце красное взойдет,

(Говорить погромче.)

Станут птички распевать.

Станут пальчики вставать.

(Говорить громко.)

Просыпайся, детвора,

В школу пальчикам пора.

Выполнять движения пачьцами в соответствии с содержанием стихотворения.

Мои веселые пальчики,

Мои пальчики расскажут;

„                                                                         На первые две строчки -

Все умеют, все покажут.

„                      „                                                поднять руки вверх и пова-

Пять их на моей руке.

~                                                                        рачиватъ ладони внутрь и

Все делать могут,

„                                                                        наружу. Затем хлопать в

Всегда помогут.

~                                                                        ладоши. Далее подражать

Они на дудочке играют,

, , _                                                                    движениям, соответствующим

Мячик бросают,

Белье стирают,

Пол подметают,

Они считают.

Щиплют, ласкают,

Мои пальцы на руке.

Лодочка.

Две ладошки прижму И по морю поплыву Две ладошки, друзья, - Это лодочка моя.

Паруса подниму,

Синим морем поплыву.

А по бурным волнам Плывут рыбки тут и там.

На первые строчки две ладони соединить лодочкой и выполнять волнообразные движения руками. На слова «паруса подниму» - поднять выпрямленные ладони вверх. Затем имитировать движения волн и рыбок.

Мы играем.

Играем, играем, по клавишам стучим,

Первый пальчик мой не сможет,

Второй пальчик мне поможет.

Снова играем, по клавишам стучим.

Играем, играем, по клавишам стучим.

Второй пальчик мой не сможет,

Третий пальчик мне поможет.

Снова играем, по клавишам стучим.

Играем, играем, по клавишам стучим.

Третий пальчик мой не сможет,

Четвертый пальчик мне поможет.

Снова играем, по клавишам стучим.

Играем, играем, по клавишам стучим.,

Четвертый пальчик мой не сможет,

Пятый пальчик мне поможет.

Снова играем, по клавишам случим.

Играем, играем, по клавишам стучим,

Если пятый мой не сможет.

То ладошка мне поможет.

Снова играем, по клавишам стучим.

Ладошкой, ладошкой стучим, стучим, стучим,

А ладонь моя не сможет.

Кулачок мой мне поможет.

Снова играем, по кулачком стучим.

Положить ладонь на стол, ступать по столу поочередно всеми пальчиками, начиная с большого. Затем стучать ладошкой, кулачком по столу. Можно продолжить игру, отстукивая ритм локтем, ногой и т. д., «Локоток мой мне поможет», «Ножка мне моя поможет».

Лошадки.

Мы сегодня рисовали.

Наши мальчики устали.

Наши пальчики встряхнем,

Рисовать опять начнем.

Плавно поднять руки перед собой, встряхивать кистями.

Рыбки.

Рыбки весело резвятся В чистой тепленькой воде.

То сожмутся, разожмутся,

То зароются в песке.

Имитировать руками движения рыбок в соответствии с текстом.

Мы писали.

Мы писали. Мы писали,

Наши пальчики устали.

Вы скачите, пальчики,

Как солнечные зайчики.

Прыг-скок, прыг-скок,

Прискакали на лужок.

Ветер травушку качает,

Влево - вправо наклоняет.

Вы не бойтесь ветра, зайки,

Веселитесь на лужайке.

На первые две сточки ритмично сжимать и разжимать кулачки. На третью строчку - пальчики «скачут» по столу. На четвертую - указательный и средний пальцы вытянуты вверх, остальные выпрямить и соединить. На следующие две строчки пальчики «скачут» по столу. Затем - легкие движения тетями рук вправо - влево. На десятую строчку - «погрозить» пальчиком. На последнюю - помахать пальцами обеих рук.

Лошадки.

По дороге белой, гладкой Скачут пальцы, как лошадки.

Чок-чок-чок, чок- чок-чок.

Скачет резвый табунок.

Пальчики «скачут» по столу в ритме стихотворения

Апельсин.

Мы делили апельсин.

Много нас, а он один.

Эта долька для ежа.

Эта долька для стрижа,

Эта долька для утят,

Эта долька дня котят.

Эта долька для бобра,

А дня волка.- кожура.

Он сердит на нас, беда!

Разбегайтесь кто куда.

На первые две строчки - ритмично сжимать и разжимать пальцы обеих рук, Затем поочередно загибать пальцы на правой руке. На восьмую строку -развести руками. На девятую - погрозить пальчиком.

На последнюю - имитировать бег пальцами по столу.

Голуби.

Мы распахнем пошире дверь И выпустим на волю голубей,

И, крыльями взмахнув легко,

Они взлетают высоко.

Вернувшись с полета,

Воркуют друзья.

Жить без свободы Птицам нельзя.

Руки скрестить на груди., затем резко развести в стороны. ладонями вверх. Затем выполнять махи руками, имитируя полет голубей.

 

Котята,

Один котенок пьет молочко.

Оно такое вкусное, что идет Еще один котенок.

Два котенка пьют молочко.

Оно такое вкусное, что идет Еще один котенок.

Три котенка пьют молочко.

Оно такое вкусное, что идет Еще один котенок и т. д.

Сжать пальцы в кулачки и разгибать по одному.

Лягушки.

По дороге прыгала лягушка, повстречала свою подружку.

По дороге прыгали две лягушки, повстречали свою подружку.

По дороге прыгая и три лягушки, повстречали свою подружку, т.д.

Сжать пальцы в кулачки и разгибать по одному.

 

 

 

 

 

 

 

.

 

Дети могут инсценировать руками и другие стихи. Далее рассказано и показано, как можно изобразить предметы и явления при помощи рук.

1.     Поставленная вертикально рук с широко разведенными пальцами обозначает начало игры.

2.     Рука с согнутыми двумя пальцами- приветствие.

3.     Наклонное положение кисти руки - флажок.

4.     Сомкнутые друг с другом два пальца руки, например большой и указательный - приветствие.

5.     Изображение птицы (большой палей подогнут к ладони, остальные, по два. Смыкаются-размыкаются, как клюв) -кормление птенца.

6.     Округленные два пальца - окно, очки.

7.     Два-три пальца руки касаются друг друга- щупальца.

8.     Указательный и большой пальцы руки - бегущий человек.

9.     Вращательные движения высоко поднятым вверх указательным пальцем -пчелиный рой.

10.       Два кулака с высоко поднятыми вверх большими пальцами - беседующие между собой персонажи, человечки, животные.

11.  Большие пальцы, спрятанные в кулак - животные в своем жилище.

12.  Правая ладонь, сжатая в кулак, плотно прижатая сверху, - стол.

13.   Правая ладонь, сжатая в кулак, прижатая вертикально к правой,- стул, кресло.

14.   Одна рука, сжатая в кулак, немного приоткрытая сверху,- горшочек, корыто.

15.  Палец второй руки в отверстие - пьющий человек.

16.                                                           Соединенные,         округленные ладони - тарелка, гнездо.

17.     Соединенные, округленные ладони, но большие пальцы спрятаны вовнутрь - гнездо птицы, яйцо в гнезде.

18.        Сведенные кончики пальцев рук, прижатые друг к другу, в горизонтальном положении - дверь, ворота.

19.  Кончики пальцев рук, соединенные в наклонном положении ладоней - крыша, башня, дом.

20.                                                Положение         рук горизонтальное, кончики пальцев касаются друг друга- мостик, тропинка, дом.

21.   .Разведенные книзу пальцы, опирающиеся на стол - дом.

22.   Рука сжатая в кулак, большой палец закрыт остальными четырьмя пальцами- дом закрыт.

23.   Положение руки то же, но большой палец выпрямлен - дом открыт.

24.   Указательный и средний пальцы разведены, безымянный и мизинец полусогнуты и наклонены к большому - зайчик.

25.     Обе ладони соединены, пальцы округлены и слегка разведены - чашка, цветок.

26.  Тыльные стороны ладоней соединены, пальцы опущены вниз - корень растения.

27.  Пальцы сжаты в кулак, плотно прижаты друг к другу, медленно поднимаются вверх, до высоты большого пальца -прорастает растение.

28.  Положение рук то же, но пальцы медленно тянутся вверх до положения «чашечки цветка».

29.  Рука на столе ладонью вниз, три первых пальца вытянуты вперед, два последних согнуты - большой зайчик.

30.  Положение рук то же но указательный палец вытянут вперед, остальные бегут по столу - бежит лошадка, собачка.

31.   Положение правой руки то же, но указательный и средний пальцы левой руки широко разведены, «посажены» на указательный палец правой руки - всадник на лошади.

32.  Локоть правой руки на столе , пальцы широко разведены -дерево, Два пальца левой руки взбираются вверх по предплечью - малыш взбирается на дерево.

33.  Правая рука прижата к столу ладонью вниз, указательный и средний пальцы широко разведены и выпрямлены вперед -вверх -улитка с рожками.

34.  Положение правой руки то же, левая рука лежит на тыльной стороне правой -домик улитки.                                      ,

35.   Средний и безымянный пальцы прижаты согнутым большим пальцем к ладони, мизинец и указательный пальцы вытянуты вверх - кошка.

36.  Кончики большого, среднего и безымянного пальцев соединены вместе, указательный и мизинец слегка согнуты -собачка.

37.   Пальцы рук прогибаются назад и сгибаются вперед - полет птицы.

38.  Пальцы одной руки слегка приоткрыты и согнуты, другая рука покоится между, большим и указательным пальцем -птица, высиживающая птенцов.

39.  Большой палец одной руки плотно охвачен пальцами другой руки - птица в гнезде, человек в доме.

40.   Ладони плотно прижаты друг к другу и слегка приоткрыты - кораблик,

41.  Руки приподняты вверх, скрещены, пальцы разведены - солнечные лучи.

42.   Пальцы обеих рук скрещены - елка, ветки деревьев.

43.  Мышка - указательный палец и мизинец согнуть, оттянуть назад, подушечки прижать к основанию пальцев (уши). Большой палец прижат к ладони, на него положить средний и безымянный. Концы • пальцев держатся на весу не прижимаясь к большому пальцу, - это мордочка мыши, которая диалогах шевелится.

44.    Крокодил указательный палец и мизинец согнуть, оттянуть назад (глаза). Средний и безымянный пальцы вытянуть вперед. Прямой большой палец прижать к ним снизу, образуя пасть крокодила.

45.    Курочка- соединить концы большого и указательного пальцев (клюв). На клюв друг на дружку накладываются остальные пальцы -это гребенка.

46.    Петушок- Клюв, как у курочки, но полусогнуты пальцы не касаются друг друга (гребешок). Гребешок колышется при движении петушка.

47.    Сова - большой палец и мизинец отведены в сторону (крылья совы), они могут двигаться при полете. Оставшиеся три пальца согнуты так, что подушечки прижаты к основанию (голова).

48.    Лошадка - повернуть руку ладонью к себе, большой палец поднять вверх. На ребро этой ладони сверху положить согнутые четыре пальца другой руки (грива).