Окружающий мир.
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_okruzhaeshchemu_miru.doc | 301 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.
Цель изучения предмета:
формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой.
Основные задачи содержания курса:
1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.
Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как своё личное, так и социальное благополучие. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. В рамках же данного предмета благодаря интеграции естественнонаучных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.
Используя для осмысления личного опыта ребёнка знания, накопленные естественными и социально-гуманитарными науками, курс вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения. Курс «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля.
Значение курса состоит также в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентации младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.
Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.
Общая характеристика предмета
Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:
1) идея многообразия мира;
2) идея целостности мира;
3) идея уважения к миру.
Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественнонаучных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.
Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе; её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, современной социальной жизни, которые присутствуют в программе каждого класса.
В процессе изучения данного предмета систематизируются и расширяются представления детей о предметах и явлениях природы и общественной жизни, развивается интерес к их познанию, происходит обогащение нравственного опыта учащихся, воспитывается любовь к своему селу, к своей Родине. Курс нацелен на формирование бережного отношения к богатствам природы родного края (Чувашии) и общества, навыков экологически и нравственно обоснованного поведения в природной и социальной среде. При этом средствами учебного предмета обеспечивается существенное воздействие на развитие у учащихся речи и познавательных процессов (сенсорное развитие, развитие мышления, внимания, памяти, воображения), а также эмоциональной сферы и творческих способностей.
Уважение к миру — это своего рода формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.
В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.
В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся:
1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя;
2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей);
3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.
Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родители учащихся в повседневном общении со своими детьми, поддерживали их познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых. В рабочей программе учтен национально-региональный компонент, который составляет 10% учебного времени.
Место предмета в учебном плане
На изучение окружающего мира отводится 2 часа в неделю, всего на изучение программного материала отводится 68 часов.
Ценностные ориентиры содержания курса.
• Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
• Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.
• Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
• Человечество как многообразие народов, культур, религий. в Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
• Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
• Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
• Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
• Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.
• Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
Планируемые результаты.
Личностные:
- осознание себя членом общества и государства (российской идентичности), чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к ее природе, культуре и желании участвовать в ее делах и событиях;
- осознание и принятие базовых общечеловеческих ценностей, сформированность нравственных представлений и этических чувств; культура поведения и взаимоотношений с окружающими;
- установка на безопасный здоровый образ жизни; ежедневную физическую культуру и закаливание.
Метапредметные:
Регулятивные:
- умение формулировать и удерживать учебную задачу,
- умение преобразовывать практическую задачу в познавательную,
- умение выделять и формулировать то, что уже усвоено,
- умение проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач,
- устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели.
Познавательные:
- умение искать и выделять необходимую информацию из различных источников в разных формах (текст, рисунок, таблица, диаграмма, схема); анализировать, обобщать и передавать информацию;
- умение классифицировать по заданным критериям;
- умение устанавливать аналогии; причинно-следственные связи;
- умение узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов
Коммуникативные:
- умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
- умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
- осознание правил и норм взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждение культуры и пр.);
Предметные:
- усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности (в пределах изученного);
- владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для дальнейшего образования в области естественнонаучных и социальных дисциплин;
- умение наблюдать, исследовать явления окружающего мира, выделять характерные особенности природных объектов, описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества.
КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА В РАМКАХ ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами (далее — дети с ограниченными возможностями здоровья) образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
Нормативно-правовой и документальной основой Программы коррекционной работы с обучающимися на ступени начального общего образования являются:
· Закон Российской Федерации «Об образовании»;
· Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;
· Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях.
СанПиН 2.4.2.2821-10от 29.декабря 2010г №189;
· Рекомендации по организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы (Письмо МО РФ № 408/13-13 от 20.04.2001);
· О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе (Письмо МО РФ № 220/11-13 от 20.02.1999);
· Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе. (Письмо МО РФ и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМ № 199/13 от 28.03.2002);
· Гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (2009 г.);
· Письмо МО РФ N АФ-150/06 от 18 апреля 2008 г.» О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами.
· Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ.
У данных детей проявляется пониженный общий запас знаний, ограниченность представлений, а также малая интеллектуальная и эмоционально- чувственная целенаправленность.
Дети данной категории обучаются в одном классе с детьми, обучающимися по общеобразовательным программам, что способствует развитию, адаптации и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.
Коррекционная работа на занятиях направлена прежде всего на преодоление недостатков неречевых функций : слухового и зрительного внимания, восприятия, всех видов памяти, пространств, ориентировки, голосообразования, навыков контроля и самоконтроля.
Коррекционная работа должна быть направлена на:
* преодоление затруднений учащихся в учебной деятельности;
* овладение навыками адаптации учащихся к социуму;
*психолого-медико-педагогическое сопровождение школьников, имеющих проблемы в обучении;
* развитие потенциала учащихся с ограниченными возможностями.
Дети с ограниченными возможностями здоровья участвуют во всех школьных и общественно- значимых делах, конкурсах, викторинах, играх и т.д.
В случае выявления в 1 классе детей с ограниченными возможностями здоровья с целью корректировки познавательных интересов учащихся во 2-4 классах может быть реализована школьная Программа «Коррекция познавательных интересов учащихся как способ развития психических процессов».
Весь курс «Окружающий мир» позволяет формировать начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире. Учебник содержат задания, тексты, проекты, практические работы, направленные на осмысление норм и правил поведения в жизни
Учащимся, имеющим проблемы в учебе, оказывается помощь в преодолении затруднений, например, дополнительные занятия, совместное выполнение домашних заданий, индивидуальные домашние задания и т.п.
Содержание тем учебного курса «Окружающий мир» - 68 часов
Как устроен мир – 6ч
Природа, ее разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии – царства живой природы.
Связи в природе. Роль природы в жизни людей.
Человек – часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека. Восприятие, память,
мышление, воображение – ступеньки познания человеком окружающего мира.
Общество. Семья, народ, государство – части общества. Человек – часть общества.
Человечество.
Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Экология – наука о связях между живыми существами и окружающей их средой. Роль экологии в сохранении природного дома человечества. Воздействие людей на природу. Меры по охране природы.
Эта удивительная природа – 18ч
Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твердые, жидкие, газообразные тела и вещества.
Воздух. Свойства воздуха. Состав воздуха. Значение воздуха для живых организмов. Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений.
Вода. Свойства воды. Очистка воды от примесей с помощью фильтра. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для растений, животных, человека. Источники загрязнения воды. Охрана воды от загрязнений. Необходимость экономии воды при ее использовании.
Разрушение твердых пород в природе. Почва. Состав почвы. Представление об образовании почвы, роли организмов в этом процессе. Значение почвы для живых организмов. Разрушение почвы в результате непродуманной хозяйственной деятельности людей. Охрана почвы.
Разнообразие растений. Группы растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые. Дыхание и питание растений. Размножение и развитие растений. Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России. Охрана растений.
Разнообразие животных. Группы животных: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери или млекопитающие. Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи питания. Сеть питания и экологическая пирамида. Размножение и развитие животных. Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной книги России. Охрана животных.
Грибы, их разнообразие и строение. Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы. Влияние человека на мир грибов. Грибы из Красной книги России. Охрана грибов.
«Великий круговорот жизни». Основные звенья этого круговорота: организмы-производители, организмы-потребители и организмы-разрушители. Роль почвы в круговороте жизни.
Мы и наше здоровье –10ч
Организм человека. Органы. Их функции в организме. Системы органов.
Нервная система, ее роль в организме человека. Органы чувств, их значение и гигиена.
Кожа, ее функции. Гигиена кожи. Первая помощь при небольших повреждениях кожи (порез, ожог, ушиб, обморожение
Опорно-двигательная система, ее роль в организме. Осанка. Значение физического труда и физкультуры для развития скелета и укрепления мышц.
Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины. Пищеварительная система, ее роль в организме. Гигиена питания.
Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме.
Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их предупреждения. Здоровый образ жизни. Табак, алкоголь, наркотики – враги здоровья.
Наша безопасность – 7ч
Огонь, вода и газ. Меры безопасности при обращении с огнем, газом. Действия во время пожара, аварии водопровода, утечки газа. Номера телефонов срочных служб.
Меры безопасности на улице, дороге, общественном транспорте. Дорожные знаки: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные.
Опасные места в доме и ближайших окрестностях. Правила поведения при встрече с незнакомцем.
Меры безопасности при общении с природой. Опасные природные явления. Экологическая безопасность.
Чему учит экономика – 12ч
Для чего нужна экономика. Потребности человека. Товары и услуги.
Природные богатства – основы экономики. Три кита экономики: природные богатства, капитал, труд. Труд – главная потребность человека.
Полезные ископаемые, их разнообразие, значение для человека. Способы добычи полезных ископаемых. Охрана подземных богатств.
Растениеводство и животноводство – отрасли сельского хозяйства. Промышленность. Основные отрасли промышленности.
Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран. Заработная плата.
Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государство тратит деньги.
Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи.
Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Промышленность и загрязнение окружающей среды. Экологические прогнозы.
Путешествие по городам и странам - 15 ч
Города Золотого кольца России. Их прошлое и настоящее, основные достопримечательности, охрана памятников истории и культуры.
Страны, граничащие с Россией - наши ближайшие соседи.
Страны зарубежной Европы, их многообразие, расположение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики. Основные достопримечательности, знаменитые люди разных стран.
Знаменитые места мира. Достопримечательности Азии, Африки, Австралии, Америки.
Бережное отношение к культурному наследию человечества.
Тематическое планирование.
2 часа в неделю.
№
| Тема урока | Тип урока. Колич. Часов. | Деятельность обучающихся | Элементы содержания | Универсальная учебная деятельность | |
1 | Как устроен мир (6ч) Природа. Разнообразие природы. Значение природы для людей. | Комби-ниро- ванный 1 | Знакомиться с учебником и учебными пособиями по курсу «Окружающий мир» для 3 класса, с целями и задачами раздела «Как устроен мир», -понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, - доказывать, пользуясь иллюстрацией учебника, что природа удивительно разнообразна, раскрывать ценность природы для людей, - анализировать текст учебника, извлекать из него необходимую информацию, сравнивать объекты неживой и живой природы, предлагать задание к рисунку учебника и оценивать ответы одноклассников, классифицировать объекты живой природы, осуществлять самопроверку, - работать в паре, - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | Природа и общество как составные части окружающего мира. Человек – часть природы и общества. Способы познания окружающего мира: наблюдения опыты, измерения, работа с готовыми моделями. Создание несложных моделей с помощью учителя и самостоятельно | Личностные: формирование личного отношения к окружающему миру Регулятивные: выполнение задания с целью поиска ответа на вопрос Познавательные взаимосвязь природы и человека Коммуникативные: способы взаимодействия с окружающим миром и оценка достижений на уроке Предметные: Ученик научится: 1) классифицировать объекты природы; 2) сравнивать объекты живой и неживой природы; 3) находить отличительные черты человека от других живых существ; 4) определять цель проекта; 5) распределять обязанности по проекту в группе; 6) определять место человека в мире; 7) характеризовать семью, народ, государство как части общества; 8) устанавливать и классифицировать экологические связи; 9) устанавливать положительное и отрицательное влияние человека на природу; Ученик получит возможность научиться: 1) собирать материал к проекту; 2) высказывать своё отношение к миру природы. | |
2 | Человек. Ступеньки познания. | Изучение нового мате-риала 1 | понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, -находить сходство человека и живых существ и отличия его от животных, - различать внешность человека и его внутренний мир, анализировать проявления внутреннего мира человека в его поступках, взаимоотношениях с людьми, отношении к природе, оценивать богатство внутреннего мира человека, - моделировать ступени познания человеком окружающего мира в ходе ролевых игр, - работать в паре: наблюдать и описывать проявления внутреннего мира человека, обсуждать, как возникает богатство внутреннего мира человека, - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | |||
3 | Проект «Богатства, отданные людям» Экскурсия. | Комбинированный 1. | В ходе выполнения дети учатся: - определять цель проекта, - распределять обязанности по проекту в группах, - собирать материал в дополнительной литературе, ИНТЕРНЕТЕ, - подбирать иллюстративный материал (фотографии, открытки, слайды), изготавливать недостающие иллюстрации (ФОТОГРАФИИ, рисунки), -оформлять стенд, презентовать проект, -оценивать результаты работы | Человек как член общества, а семья часть общества. Представление о гражданстве. | ||
4 | Общество. | Изуче- ние нового мате-риала 1 | Проект о своей семье - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, -определять место человека в мире, -характеризовать семью, народ, государство как части общества, - обсуждать вопрос о том, почему семья является важной частью общества, - сопоставлять формы правления в государствах мира, - работать в группе: анализировать таблицу с целью извлечения необходимой информации. Описывать по фотографиям достопримечательности разных стран, соотносить страны и народы, осуществлять самопроверку, рассуждать о многообразии и единстве стран и народов в современном мире, - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | |||
5 | Что такое экология.Мир глазами эколога.
| Комби-ниро- Ванный 1 | понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить - анализировать текст учебника, извлекать из него необходимую информацию о взаимосвязях в природе, между природой и человеком, рассказывать о них опираясь на схемы, - работать в паре: анализировать схемы учебника, классифицировать экологические связи, моделировать связи организмов, - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | Экология как наука о связях между живыми существами и окружающей средой, ее роль в жизни человека и общества. Экологические связи, их разнообразие. Положительное и отрицательное влияние человека на природу. Примеры животных, исчезнувших по вине человека. Охрана природы. Заповедники и национальные парки. | ||
6 | Природа в опасности. Охрана природы.
| Комби-ниро- Ванный 1 | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, - устанавливать причинно – следственные связи между поведением людей, их деятельностью и состоянием окружающей среды, различать положительное и отрицательное влияние человека на природу, - готовить сообщение о заповедниках и национальных парках - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | |||
7 | Эта удивительная природа (18 ч)Тела, вещества, частицы. | Изуче-ние нового мате-риала 1 | понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, -характеризовать понятия «тела», «вещества», «частицы», -классифицировать тела и вещества, - приводить примеры естественных и искусственных тел, твердых, жидких и газообразных веществ - наблюдать опыт с растворением вещества -высказывать предположения объясняющие результат опыта -доказывать на основе опыта, что тела и вещества состоят из частиц, - работать в группе, моделировать процесс растворения, расположение частиц в твердом, жидком и газообразном веществах, - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | Разнообразие веществ в окружающем мире: твердые, жидкие, газообразные вещества. Соль, сахар как примеры твердых веществ. Воздух –смесь газообразных веществ , легко определяемые свойства воздуха(невидим, не имеет запаха, летуч, легко сжимается благодаря наличию в нем кислорода, является условием горения). Значение воздуха для растений, животных, человека | Личностные: формирование образа Я тесно связано миром природы, культуры окружающих людей Регулятивные Умение выполнять задания в соответствии с целью отвечать на поставленные вопросы Познавательные Осмысление взаимосвязи внешнего вида человека и его внутреннего мира, осознания себя творческой личностью .способной изменить мир к лучшему Коммуникативные Умение выражать личное восприятие мира и настроение, умение работать в паре и со взрослыми Предметные: Ученик научится: 1) различать тела, вещества, частицы; 2) описывать изученные вещества; 3) различать вещества, их свойства; 4) проводить наблюдения и ставить опыты; 5) исследовать свойства воздуха; 6) исследовать свойства воды; 7) увязывать круговорот воды с её свойствами; 8) обнаруживать взаимосвязи между живой и неживой природой; 9) характеризовать процесс разрушения горных пород; 10) исследовать основные свойства почвы; 11) моделировать связи почвы и растений; 12) классифицировать растения; 13) обнаруживать взаимосвязи между неживой природой, растениями и человеком; 14) объяснять, что такое опыление, как распространяются плоды и семена; 15) обнаруживать взаимосвязь в живой природе; 16) объяснять причины исчезновения растений, животных; 17) формулировать правила охраны растений; 18) классифицировать животных по их групповым признакам; 19) классифицировать животных по типу питания; 20) изображать процесс развития животных; 21) объяснять строение грибов, их значение в природе и жизни людей; 22) объяснять участие каждого живого существа в едином круговороте веществ. Ученик получит возможность научиться: 1) использовать тексты и иллюстрации для поиска ответов; 2) моделировать круговорот воды; взаимосвязи в природе; 3) выдвигать гипотезы и доказывать их; 4) пользоваться атласом-определителем; 5) оценивать поступки людей по отношению к природе; 6) различать съедобные и несъедобные грибы; | |
8 | Разнообразие веществ.
| Изучение нового мате-риала 1 | понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, -характеризовать понятия «тела», «вещества», «частицы», -наблюдать и характеризовать свойства поваренной соли, сахара, крахмала, различать их по характерным признакам, - наблюдать опыт по обнаружению крахмала в продуктах питания, использовать лабораторное оборудование, фиксировать результаты исследования в рабочей тетради, - работать в группе, -работать в паре, - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | |||
9 | Воздух и его охрана.
| Изучение нового мате-риала 1 | понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, - анализировать схему с целью определения состава воздуха - наблюдать опыт о свойствах воздуха, фиксировать результаты исследования в рабочей тетради, -высказывать предположения -работать в паре: работать с текстом учебника с целью извлечения необходимой информации, объяснять свойства воздуха, используя знания о частицах, - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | |||
10 | Вода и жизнь. Свойства воды.
| Комби-ниро- ванный 1 | Практическая работа понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, -характеризовать понятия «тела», «вещества», «частицы», - практическая работа: исследование свойств воды по инструкции учебника фиксировать результаты исследования в рабочей тетради, -работать в паре: работать с текстом учебника с целью извлечения необходимой информации, объяснять свойства воды, - проводить мини-исследование об использовании питьевой воды в семье - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | Вода и ее свойства (текуча, не имеет цвета и запаха, занимает форму любого сосуда), распространение в природе, значение для живых организмов, три состояния воды. Использование воды человеком. Меры поохране чистоты воды и ее экономному использованию. | ||
11- 1 2 | Превращения и круговорот воды в природе. Тестирование. Берегите воду! | Изучение нового мате-риала Комби-ниро- ванный 2 | понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, - наблюдать в ходе научного эксперимента образование капель при охлаждении пара -высказывать предположения о состояниях воды в природе -формулировать на основе опыта вывод о причинах образования облаков и выпадении дождя -работать в паре: анализировать рисунок-схему, объяснять с его помощью особенности образования льда, рассказывать по схеме о круговороте воды в природе, моделировать его, осуществлять само и взаимопроверку, - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | |||
1 3
| Что такое почва?
| Изучение нового мате-риала 1 | понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, -характеризовать процессы образования и разрушения почвы, -анализировать рисунок учебника, схему связей почвы и растения, обсуждать вопрос о взаимосвязи живого и неживого в почве, рассказ «Уважайте жизнь дождевого червя из книги «Великан на планете» - приводить примеры - наблюдать опыт -высказывать предположения о плодородии почвы, - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | Процесс разрушения горных пород в природе, причины и последствия. Почва, ее значение для живой природы .Значение плодородия почвы д ля жизни растений. Животные почвы. Образование и разрушение почвы. Охрана почвы. | ||
1 4 | Разнообразие растений. | Комби-ниро- Ванный 1 | классифицировать группы растений - приводить примеры разнообразия растений - работать в группе определение растения с помощью «Атласа-определителя» - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | Растения и их разнообразие. Роль растений в природе и жизни человека, бережное отношение к растениям. Ботаника – наука о растениях. | ||
1 5 | Солнце, растения и мы с вами. | Комби-ниро- Ванный 1 | характеризовать процессы питания и дыхания растений. -выявлять роль листьев, стебля и корня в питании растений -доказывать, что без растений невозможна жизнь животных и человека, - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | Дыхание и питание растений. Связи между растениями и окружающей средой. Роль растений в жизни животных | ||
1 6 | Размножение и развитие растений.
| Изучение нового мате-риала 1 | характеризовать условия, необходимые для размножения растений и их распространения - приводить примеры распространения семян в природе, выявлять роль животных в распространении семян - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода) | ||
1 7 | Охрана растений. | Изучение нового мате-риала 1 | понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, -характеризовать факторы отрицательного воздействия человека на мир растений, Красная книга. Правила поведения человека в природе (обсуждение материала книги «Великан на поляне»). - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | Роль растений в природе и жизни человека, бережное отношение людей к растениям | ||
18 | Разнообразие животных. | Комби-ниро- ван- ный 1 | характеризовать группы животных -классифицировать животных из предложенного списка, - приводить примеры животных разных групп. - работать с электронным приложением к учебнику - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | Многообразие животного мира. Классификация животных: черви, моллюски. Иглокожие, ракообразные, паукообразные, насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери(млекопитающие). Виды животных. Зоология- наука о животных. | Личностные: формирование образа Я тесно связано миром природы, культуры окружающих людей Регулятивные Умение выполнять задания в соответствии с целью, отвечать на поставленные вопросы Познавательные Осмысление взаимосвязи внешнего мира и человека, осознания себя творческой личностью .способной изменить мир к лучшему Коммуникативные Умение выражать личное восприятие мира и настроение, умение работать в паре и со взрослыми | |
19-20. | Кто что ест? Проект «Разнообра- зие природы родного края» | Изучение нового мате-риала 2 | понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, -характеризовать животных по типу питания, -классифицировать животных по типу питания - приводить примеры цепей питания - наблюдать опыт -высказывать предположения -доказывать на основе опыта - работать в группе -работать в паре - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | Классифицировать животных по способу питания: растительноядные, насекомоядные, хищники и всеядные. Приспособление животных к добыванию пищи, к защите от врагов. Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы. Размножение и развитие животных разных групп. Факторы отрицательного воздействия человека на мир животных. Исчезающие и редкие животные. Меры по охране животного мира. | ||
21 | Размножение и развитие животных. | Изуче-ние нового мате-риала 1 | понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, -характеризовать животных разных групп по способу размножения. - моделировать стадии размножения животных разных групп - приводить примеры как заботятся домашние животные о своем потомстве - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | |||
22 | Охрана животных.
| Комби-ниро- Ванный 1 | понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, -характеризовать факторы отрицательного воздействия человека на животный мир, -обсуждать меры по охране животных, - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | |||
23 | В царстве грибов. | Изучение нового мате-риала 1 | характеризовать понятия строение шляпочных грибов. -классифицировать съедобные, несъедобные, ядовитые грибы - приводить примеры грибов-двойников, - наблюдать опыт -высказывать предположения и обсуждать материал рассказа «Кому нужен мухомор» из книги «Великан на поляне», - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | Разнообразие грибов. Грибы из Красной книги. Правила сбора грибов. Лишайники. Взаимосвязи грибов и деревьев. | ||
24 | Великий круговорот жизни. | Изуче-ние нового мате-риала 1 | понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, -характеризовать понятия организмы-производители, потребители, разрушители - приводить примеры круговорота веществ, - наблюдать опыт -обсуждать опасность исчезновения хотя бы одного звена цепи круговорота веществ, - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | Круговорот веществ. Основные звенья круговорота веществ: производители, потребители, разрушители. Роль почвы в круговороте веществ | ||
25 | Мы и наше здоровье (10 ч). Организм человека. | Изучение нового мате-риала 1 | понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, -характеризовать системы органов тела -обсуждать взаимосвязь наук анатомии, физиологии, гигиены, -работать в паре во время проведения опыта - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | Анатомия, физиология, гигиена как науки. Понятие об органах и системе органов тела человека: нервная система, пищеварительная, кровеносная. | Личностные конкретизировать представления о человеке и окружающем его мире Регулятивные Умение понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить Познавательные характеризовать системы органов человека, стремиться выполнять правила по сохранению своего здоровья Коммуникативные отвечать на итоговые вопросы, формулировать выводы, работать со словарем, работать в паре Предметные: Ученик научится: 1) объяснять, что такое органы и системы органов человека; 2) устанавливать связь между строением органов и их работой; 3) рассказывать об органах чувств по плану; 4) объяснять, что такое кожа и работа кожи; 5) объяснять строение и принципы работы опорно-двигательной системы человека; 6) объяснять строение и принципы работы пищеварительной системы; 7) выполнять правила рационального питания; 8) объяснять строение и принципы работы дыхательной и кровеносной систем; 9) закаливать организм, предупреждать болезни; 10) формулировать правила здорового образа жизни; 11) делать сообщения в устной форме; 12) аргументировано отвечать;
Ученик получит возможность научиться: 1) использовать тексты и иллюстрации для поиска ответов; 2) готовить собственные сообщения; 3) оказывать первую медицинскую помощь; 4) измерять пульс; 5) выполнять правила здорового образа жизни. | |
26 | Органы чувств. | Комби-ниро- Ванный 1 | формулировать правила гигиены органов чувств, - работать в группе -работать в паре - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | Органы чувств человека: глаза, уши, нос, язык, кожа, их роль в восприятии мира | ||
27 | Надёжная защита организма. | Комби-ниро- Ванный 1 | понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, -характеризовать средства гигиены и уход за кожей, -формулировать правила первой помощи при повреждениях кожи -работать в паре - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | Орган защиты от повреждений и внешних воздействий – кожа. Ее свойства и гигиена. Первая помощь при повреждении кожных покровов( ранки, ушибы, ожоги, обмораживание) | ||
28 | Опора тела и движение. Проверочная работа. | Изучение нового мате-риала 1 | понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, -характеризовать роль скелета и мышц в жизнедеятельности организма -доказывать необходимость правильной осанки для здоровья человека - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | Опорно –двигательная система, ее роль в организме человека.Важность выработки и сохранения правильной осанки.Роль физической культуры в поддержании тонуса мышц. | ||
29 | Наше питание. Органы пищеварения Проект «Школа кулинаров»
| Изучение нового мате-риала 1 | понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, -характеризовать изменения, которые происходят с пищей в процессе пищеварения - моделировать строение пищеварительной системы - приводить примеры правильного питания -составлять меню здорового питания -формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | Разнообразие питательных веществ(белки, жиры, углеводы, витамины), продукты в которых они содержатся. Пищеварительная система , ее строение и сохранение правильной осанки. | ||
30 | О дыхании, о движении крови | Изуче-ние ново го мате-риала 1 | понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, -характеризовать строение дыхательной системы и ее роль в организме, строение кровеносной системы и ее роль в организме, -доказывать на основе опыта взаимосвязь кровеносной и дыхательной системы, -работать в паре - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | Дыхательная и кровеносные системы, их строение и работа. Взаимосвязь дыхательной и кровеносной системы Пульс и его частота. | ||
31 | Умей предупреждать болезни | Комби-ниро- ванный 1 | понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, -характеризовать факторы закаливания, - приводить примеры факторов закаливания, составлять памятку, -работать в паре: составлять инструкцию по предупреждению инфекционных заболеваний, - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | Способы закаливания организма. Предупреждение инфекционных болезней и аллергии. Правила поведения в случае заболевания | ||
32 | Здоровый образ жизни. | Комби-ниро- ванный 1 | понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, -характеризовать понятие ЗОЖ, -формулировать правила ЗОЖ - приводить примеры факторов влияющих на укрепление здоровья и наоборот, - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | Понятие о здоровом образе жизни. | ||
33 | Проверочная работа | 1 | Выполнять тесты с выбором ответа | Проверка знаний и умений | ||
34 | Презентация проектов « Богатства, отданные людям», «Разнообразие природы родного края», «Школа кулинаров» | Комби-ниро- Ванный 1 | выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами, -обсуждать выступления учащихся, - оценивать свои достижения | |||
35 | Наша безопасность (7 ч)Огонь, вода и газ.
| Комби-ниро- ванный 1 | понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, -характеризовать действия при пожаре, аварии водопровода, утечке газа, моделировать их в виде ролевой игры - анализировать схему эвакуации - наизусть называть номера телефонов экстренных служб, родителей - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | Ознакомление с действиями при пожаре, аварии водопровода, утечке газа | Личностные: усвоение действий при пожаре, аварии водопровода и т.д. усвоение основных правил дорожного движения, оценивать результаты своей деятельности Регулятивные: умение самостоятельно составлять план действий в экстренных ситуациях, выбирать безопасный путь движения Познавательные: усвоение основных правил поведения в быту, в школе, на дороге, в опасных местах, в лесу ит.д. Коммуникативные: уметь слаженно действовать в ситуациях опасности | |
36 | Чтобы путь был счастливым.
| Комби-ниро- ванный 1 | понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, - работать в группе сообщения о правилах поведения на улице и в транспорте -обсуждать предложенные ситуации, моделировать правила поведения, - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | Правила поведения по дороге в школу, при переходе улицы, езде на велосипеде, автомобиле, общественном транспорте | ||
37 | Дорожные знаки.
| Комби-ниро- ванный 1 | понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, -классифицировать дорожные знаки -моделировать в виде схемы безопасный путь в школу, - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | Дорожные знаки. Знаки предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно – указательные, знаки сервиса. | ||
38 | Проект «Кто нас защищает» | Комби-ниро- ванный 1 | интервьюировать ветеранов ВОВ, МЧС, полиции и др. Оформлять собранные материалы в виде стендов, альбомов и т.д. Презентовать и оценивать результаты проектной деятельности | |||
39 | Опасные места.
| Комби-ниро- ванный 1 | понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, -характеризовать понятия «тела», «вещества», «частицы», -классифицировать - приводить примеры - наблюдать опыт -высказывать предположения -доказывать на основе опыта - работать в группе -работать в паре - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | Правила поведения в потенциально опасных местах: на балконе, в лифте, на стройплощадке, пустыре, в парке, лесу, на обледеневших поверхностях и т. д. | ||
40
| Природа и наша безопасность. | Комби-ниро- ванный 1 | понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, - -классифицировать - приводить примеры - наблюдать опыт -высказывать предположения -доказывать на основе опыта - работать в группе -работать в паре - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | Опасности природного характера (о молниях, змеях, собаках, ядовитых растениях и грибах, собаках, кошках)
| ||
41
| Экологичес- кая безопасность.
| Комби-ниро- ванный 1 | понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - анализировать по схеме цепь загрязнения; - приводить примеры цепей загрязнения; - моделировать пути поступления загрязняющих веществ в организм; - обсуждать проблему экологической безопасности и меры по охране окружающей среды; - в ходе практической работы наблюдать за состоянием воды при ее очистке бытовым фильтром; | Экологическая безопасность. Цепь загрязнения. Правила экологической безопасности | ||
42 | Чему учит экономика» (12 ч)Для чего нужна экономика? | Изучение нового мате-риала 1 | понимать учебные задачи раздела и данного урока и стремиться ее выполнить; - раскрывать понятия «экономика», «потребности», «товары», «услуги»; - приводить примеры товаров и услуг; - формулировать роль труда в создании товаров и услуг; - разграничивать товары и услуги; - работать с терминологическим словариком; - прослеживать, какие товары и услуги были нужны семье в течение дня; - формулировать выводы по изученному материалу; - оценивать свои достижения на уроке. | Потребности людей. Удовлетворение потребностей людей – главная задача экономики. Товары и услуги. | Регулятивные: умение понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить Познавательные: знать о потребностях своей семьи, о профессиях родителей, о продуктах растениеводства и животноводства, используемых в каждой семье Коммуникативные: уметь слаженно действовать в ситуациях опасности Предметные: Ученик научится: 1) раскрывать роль экономики в нашей жизни; 3) раскрывать роль природных богатств и труда людей в экономике; 4) осознавать значение природных богатств в хозяйственной деятельности человека; 5) различать важнейшие полезные ископаемые; 6) объяснять значение полезных ископаемых в экономике; 7) сравнивать культурные растения и описывать их по плану; 8) объяснять, что такое растениеводство (животноводство) и для чего люди им занимаются; 9) классифицировать домашних животных; 10) различать отрасли промышленности; 11) обнаруживать взаимосвязи между отраслями промышленности; 12) раскрывать роль экономики в жизни родного края; 13) понимать роль денег в экономике; 14) объяснять, что такое государственный бюджет, из чего он складывается; 15) объяснять, что такое семейный бюджет, из чего он складывается; 16) объяснять, как ведётся хозяйство семьи; 17) обнаруживать связи между экономикой и экологией; 18) строить простейшие экологические прогнозы. Ученик получит возможность научиться: 1) осознавать необходимость бережного отношения к природным богатствам; 2) использовать тексты и иллюстрации для поиска ответов; 3) различать продукцию каждой отрасли промышленности; 4) различать денежные единицы некоторых стран; 5) осознавать необходимость уплаты налогов гражданами страны. | |
43 | Природные богатства и труд людей – основа экономики. | Изучение нового мате-риала 1 | понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - раскрывать роль природных богатств и труда людей в экономике; - приводить примеры использования природных богатств и труда в процессе производства товаров; - прослеживать взаимосвязь туда людей разных профессий при производстве товаров; - раскрывать роль науки в экономическом развитии; - подчеркивать роль профессий родителей в экономике; - работать с терминологическим словариком; - формулировать выводы о том, что одеваться необходимо в зависимости от погодных условий и назначения одежды; - оценивать свои достижения на уроке. | Использование природных богатств в экономике. Бережное использование. Роль труда людей в экономике , труд умственный и физический. Роль образования в экономике. | ||
44 | Полезные ископаемые. | Изучение нового мате-риала 1 | понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - актуализировать знания о полезных ископаемых, полученные в 1-2 классах; - определять полезные ископаемые с помощью атласа-определителя «От земли до неба»; - выявлять, при производстве каких товаров применяются изучаемые полезные ископаемые; - характеризовать особенности предприятий горнодобывающей промышленности (шахты, карьеры, нефтяные вышки); - с помощью атласа-определителя готовить сообщения о каком-либо полезном ископаемом; - работать с терминологическим словариком; - в краеведческом музее выяснить, какие полезные ископаемые добываются в регионе; - формулировать выводы по изученному материалу; - оценивать свои достижения на уроке. | Понятие о полезных ископаемых. Наиболее важные ископаемые. Значение, способы добычи, охрана полезных ископаемых. | ||
45 | Растениеводство.
| Изуче-ние нового мате-риала 1 | понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - актуализировать знания о диких и культурных растениях, полученные в 1-2 классах; - в ходе практической работы исследовать выданное учителем сельскохозяйственное растение и описывать его по плану; - обсуждать, зачем люди занимаются растениеводством; - различать и классифицировать зерновые, кормовые и прядильные культуры, овощи, фрукты, цветы; - определять с помощью атласа-определителя культурные растения; - характеризовать роль выращивания культурных растений в экономике и труд растениеводов; - выявлять связь растениеводства и промышленности; - работать с терминологическим словариком; - исследовать, какие продукты растениеводства используются в семье в течение дня;; - формулировать выводы по изученному материалу; - оценивать свои достижения на уроке. | Сельское хозяйство как составная часть экономики. Растениеводство и животноводство как отрасли сельского хозяйства. Использование культурных растений для производства продуктов питания и промышленных товаров. Классификация культурных растений: зерновые, кормовые, прядильные культуры, овощи, фрукты, цветы. Содержание и разведение домашних сельскохозяйственных животных, их роль в экономике. Труд растениеводов и животноводов. | ||
46 | Животноводство.
| Изучение нового мате-риала 1 | понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - актуализировать знания о диких и домашних животных, полученные в 1-2 классах; - классифицировать домашних сельскохозяйственных животных; - характеризовать роль разведения сельскохозяйственных животных для экономики и труд животноводов; - выявлять взаимосвязь растениеводства, животноводства и промышленности; - работать с терминологическим словариком; - исследовать, какие продукты животноводства использует семья в течение дня; - формулировать выводы по изученному материалу; - оценивать свои достижения на уроке. | |||
47 | Какая бывает промышлен-ность. | Изучение нового мате-риала 1 | - понимать учебную задачу раздела и урока и стремиться ее выполнить; - характеризовать отрасли промышленности по их роли в производстве товаров; - соотносить продукцию и отрасли промышленности; - выявлять взаимосвязь отраслей промышленности; - характеризовать труд работников отраслей промышленности; - работать с терминологическим словариком; - в краеведческой литературе или у взрослых членов семьи выяснять, какие отрасли промышленности, какие крупные предприятия есть в регионе; - формулировать выводы по изученному материалу; - оценивать свои достижения на уроке. | Промышленность как составная часть экономики. Отрасли промышленности: добывающая, электроэнергетика. металлургия, машиностроение, электронная, химическая, легкая, пищевая промышленность. | ||
48 | Проект « Экономика родного края» | Комби-ниро- ванный 1 | выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами, -обсуждать выступления учащихся, - оценивать свои достижения | Презентовать и оценивать результаты своей работы | ||
49 | Что такое деньги? | Изучение нового мате-риала 1 | понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - классифицировать товарно-денежные отношения (бартер и купля – продажа); - обсуждать, от чего зависит цена товара; - характеризовать роль денег в товарно-денежных отношениях; - моделировать ситуации бартера и купли-продажи; - анализировать внешний вид монет и ассигнаций России и других стран, определять их части и средства защиты; - работать с терминологическим словариком; - формулировать выводы по изученному материалу; - оценивать свои достижения на уроке. | Обмен товарами: бартер, купля-продажа. Роль денег в экономике. Виды денежных знаков(банкноты и монеты). Денежные единицы различных стран. Зарплата и сбережения . | ||
50 | Государственный бюджет. | Изучение нового мате-риала 1 | понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - характеризовать государственный бюджет, его доходы и расходы; - определять, люди каких профессий получают зарплату из государственного бюджета; - выявлять взаимосвязь между доходами и расходами государства; - моделировать доходы и расходы государства в виде математических задач; - работать с терминологическим словариком; - формулировать выводы по изученному материалу; - оценивать свои достижения на уроке. | Понятие о государственном бюджете, расходах и доходах. Источники доходов. Основные стать расходов государства. | ||
51 | Семейный бюджет. | Изучение нового мате-риала 1 | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - характеризовать семейный бюджет, его доходы и расходы; - выявлять сходство и различия государственного и семейного бюджета и их взаимосвязь; - определять, какие доходы и из каких источников может иметь семья; - обсуждать, какие расходы семьи являются первостепенными, а какие – менее важными; - моделировать семейный бюджет; - работать с терминологическим словариком; - формулировать выводы по изученному материалу; - оценивать свои достижения на уроке. | Понятие о семейном бюджете, доходах и расходах семьи. | ||
52. | Экономика и экология. | Изучение нового мате-риала 1 | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - актуализировать знания о влиянии человека на окружающую среду, полученные в 1-2 классах; - характеризовать вредное воздействие различных отраслей экономики на окружающую среду и меры по его нейтрализации; - раскрывать взаимосвязь между экономикой и экологией; - обсуждать, почему при осуществлении любого экономического проекта в настоящее время осуществляется экологическая экспертиза; - приводить примеры изменения экономических проектов под влиянием экологов; - моделировать экологические прогнозы; - работать с терминологическим словариком; - выяснять из дополнительной литературы, какие меры экологической безопасности предпринимаются в регионе; - формулировать выводы по изученному материалу; - оценивать свои достижения на уроке. | Положительное и отрицательное воздействие экономики на окружающую среду. Взаимосвязь экономики и экологии. Экологические прогнозы, их влияние на экономику. Золотое кольцо России – популярный туристический марш | ||
53. | Проект «Экономика родного края» | Комбинированный 1. | выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами; - обсуждать выступления учащихся; - оценивать свои достижения и достижения других учащихся. | |||
54- 56 | Путешествие по городам и странам» (15 ч)Золотое кольцо России. | Изуче-ние нового мате-риала 3 | понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - прослеживать туристический маршрут по карте в учебнике и настенной карте России; - рассказывать о достопримечательностях городов Золотого кольца; - опознавать достопримечательности городов Золотого кольца по фотографиям; - составлять вопросы к викторине по Золотому кольцу; - моделировать маршрут Золотого кольца или достопримечательностей; - выполнять задания из электронного приложения к учебнику; - с помощью Интернета подготовить сообщение о любом городе Золотого кольца; - формулировать выводы по изученному материалу; - оценивать свои достижения на уроке; - готовиться к выполнению проекта «Музей путешествий». | Золотое кольцо России – популярный туристический маршрут. Города, входящие в Золотое кольцо (Сергиев – Посад, Переславль-Залесский, Ростов, Углич, Ярославль, Кострома, Плёс, Суздаль, Владимир), их достопримечательности. | Регулятивные:- умение самостоятельно планировать свои действия при подготовке сообщения на заданную тему Коммуникативные: включаться в диалог; понимать и принимать задачу совместной работы; распределять роли при выполнении задания Познавательные::конкретизировать представления о городах нашей страны и зарубежных достопримечательностях Личностные:формирование уважительного отношения к иному мнению. Развитие этических чувств, доброжелательности Предметные: Ученик научится: 1) находить на карте города Золотого кольца России; 2) приводить примеры достопримечательностей этих городов; 3) работать с разными источниками информации; 4) находить и показывать на карте страны и их столицы; 5) приводить примеры достопримечательностей разных стран; 6) использовать справочные пособия; 7) рассказывать о стране по физической и политической картам; 8) работать в группах; 9) ценить памятники истории и культуры; 10) делать сообщения в устной форме; 11) использовать знания по теме в новых условиях; 12) аргументировано отвечать на вопросы. Ученик получит возможность научиться: 1) осознавать необходимость бережного отношения к памятникам истории и культуры; 2) ценить уважительные, добрососедские отношения между странами и народами; | |
57 | Проект «Музей путешествий» | Изуче-ние нового мате-риала 1 | собрать фотографии, открытки, значки, сделать этикетки, кем, когда и где собран материал; - выделить полки в классном шкафу (на стеллаже в классе, в школьном музее, в рекреации под экспонаты, разместить их; - подготовить сообщения (экскурсии по музею); - презентовать свои сообщения с демонстрацией экспонатов. | |||
58 | Наши ближайшие соседи.
| Изуче-ние нового мате-риала 1 | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - показывать на карте России ее границы и пограничные государства, их столицы, в том числе страны, граничащие только с Калининградской областью или имеющие с Россией только морские границы; - обсуждать, почему с государствами-соседями нужно иметь добрососедские отношения; - выполнять задания из электронного приложения к учебнику; - работать с терминологическим словариком; - с помощью дополнительной литературы подготовить сообщения о странах, граничащих с Россией; - формулировать выводы по изученному материалу; - оценивать свои достижения на уроке. | Государства, граничащие с Россией, их столицы. | ||
59 | На севере Европы. | Изуче-ние нового мате-риала 1 | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - самостоятельно по группам изучить материал учебника о Скандинавских странах (каждой группе по одной стране), подготовить сообщения с показом местоположения страны на политической карте Европы и её столицы; - выступить одному из представителей группы или распределить материал на несколько сообщений; - работать с терминологическим словариком; - соотносить флаги стран с их принадлежностью государству; - опознавать по фотографиям достопримечательности Скандинавии; её замечательных людей; - составлять вопросы к викторине по скандинавским странам; - в дополнительной литературе, Интернете найти 1-2 интересных факта о любой из Скандинавских стран; - в магазинах города выяснить, какие товары поступают из Скандинавии; - формулировать выводы по изученному материалу; | Скандинавские страны, их столицы, государственное устройство, государственные языки, флаги, достопримечательности. Исландия. | ||
60 | Что такое Бенилюкс? | Изуче-ние нового мате-риала 1 | понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - самостоятельно по учебнику изучить в группах материал о странах Бенилюкса (по одной стране на группу), подготовить сообщения, презентовать их с работой по карте; - соотносить изучаемые страны с их столицами и достопримечательностями; - составлять вопросы к викторине по странам Бенилюкса; - описывать достопримечательности стран Бенилюкса по фотографиям; - выполнять задания электронного приложения к учебнику; - используя дополнительную литературу, найти несколько интересных фактов по изучаемым странам; - в магазинах выяснить, какие товары поступают из Бельгии, Голландии и Люксембурга; - формулировать выводы по изученному материалу; | Страны Бенилюкса (Бельгия, Нидерланды, Люксембург), их столицы, государственное устройство, флаги, достопримечательности, великие люди | ||
61 | В центре Европы. | Изуче-ние нового мате-риала 1 | самостоятельно по группам изучить материал о Германии, Австрии и Швейцарии (по одной стране на группу), используя информацию учебника, подготовить сообщение и выступить с ним, показывая страну и ее города на настенной карте; - соотносить достопримечательности и страну, где они находятся; - опознавать достопримечательности по фотографиям; - выполнять задания по электронному приложению к учебнику; - работать с терминологическим словариком; - моделировать достопримечательности из пластилина; - в магазинах выяснить, какие товары поступают из Германии, Австрии, Швейцарии; - формулировать выводы по изученному материалу; | Страны Центральной Европы: Германия, Австрия, Швейцария, их столицы, флаги, достопримечательности, знаменитые люди. | ||
62-63
| Путешествие по Франции и Великобритании. | Изуче-ние нового мате-риала 2 | понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - самостоятельно изучать информацию учебника и выступать с сообщениями; - описывать достопримечательности Франции по фотографиям; - составлять вопросы для викторины о Франции; - выполнять задания из электронного приложения к учебнику; - в дополнительной литературе и Интернете найти интересные факты о Франции; - в магазине выяснить, какие товары поступают из Франции; - формулировать выводы по изученному материалу; - оценивать свои достижения на уроке. | Франция, ее местоположение на карте, столица, государственное устройство, государственные символы, достопримечательности, великие люди. | ||
64 | На юге Европы.
| Изуче-ние нового мате-риала 1 | понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - самостоятельно по учебнику изучить в группах материал о Греции и Италии (по одной стране на группу), подготовить сообщения, презентовать их с работой по карте; - соотносить изучаемые страны с их столицами и достопримечательностями; - составлять вопросы к викторине по Греции и Италии; - описывать достопримечательности Греции и Италии по фотографиям; - выполнять задания электронного приложения к учебнику; - используя дополнительную литературу, найти несколько интересных фактов по изучаемым странам; - в магазинах выяснить, какие товары поступают из Греции и Италии; - формулировать выводы по изученному материалу; - оценивать свои достижения на уроке и достижения товарищей. | Греция и Италия, их географическое положение, столицы, государственное устройство, факты истории, памятники архитектуры и искусства, города | ||
6 5 | По знаменитым местам мира. | Изуче-ние нового мате-риала 1 | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - соотносить памятники архитектуры и искусства с той страной, в которой они находятся; - обсуждать цели международного туризма; - работать с картой; - соотносить фотографии памятников с той страной, где они находятся; - работать с терминологическим словариком; - находить в дополнительной литературе и в Интернете материал о достопримечательностях; - формулировать выводы по изученному материалу; | Отдельные памятники архитектуры и искусства, являющиеся символами стран, в которых они находятся (Тадж-Махал в Индии, египетские пирамиды, статуя Свободы в США, здание Сиднейской оперы). | ||
66 | Экскурсия «Достопримечательности нашего города» | Урок-экскурсия 1. | Экскурсия в г. Канаш. | |||
67 | Проверочная работа | Урок закрепления.1 | Выполнять тесты с выбором ответа, - оценивать правильность /неправильность предложенных ответов, - адекватно оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами. | |||
68 | Презентация проектов «Кто нас защищает», «Экономика родного края», «Музей путешествий» | Комби-ниро- Ванный 1 | выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами; - обсуждать выступления учащихся; - оценивать свои достижения и достижения других учащихся.
- | Презентовать результаты выполнения проекта с демонстрацией иллюстраций (открыток, слайдов). |
Материально-техническое обеспечение.
Базовый учебник.
- Окружающий мир: Учебник для 3 класса: В 2 ч. (авт. А. А. Плешаков, издательство «Просвещение» 2013г.).
Литература для учителя и учащихся.
- Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир»: В 2-х ч. (авт. А. А. Плешаков, издательство «Просвещение»).2013г.
- Поурочные разработки к учебнику для 3 класса «Окружающий мир» (авт. А. А. Плешаков, издательство «Просвещение»).2013г.
Учебно- методический фонд
1. Комплект таблиц "Окружающий мир 3 кл."
2. Дидактические раздаточные карточки "Окружающий мир 3 кл."
Электронные пособия:
4. СД-диск с презентациями к урокам окружающего мира в 3 классе.
Интернет-ресурсы:
http://viki.rdf.ru/cat/nature/
http://900igr.net/kartinki/okruzhajuschij-mir
http://avia.evidentia.org/prezentacii-po-okrujayuschemu-miru.html
http://www.vneuroka.ru/okrmir/image.php?cat=2&sub=2&num=120
Контрольно-измерительные материалы:
1..Окружающий мир: 3класс:контрольно- измерительные материалы.(авт. Е.И.Тихомирова Издательство «Экзамен,.2014.
2.Е.М.Тихомирова Тесты по предмету «Окружающий мир» 3 класс В 2 Ч. Издательство «Экзамен»,2014
Наглядные пособия:
В классе
1. натуральные живые пособия – комнатные растения;
2. глобус;
3. изобразительные наглядные пособия – таблицы; плакаты
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
- Учебно-методические комплекты (программы, учебники, рабочие тетради, хрестоматии и т. п.).
- Научно-популярные, художественные книги для чтения (в соответствии с основным содержанием обучения).
- Детская справочная литература (справочники, атласы-определители, энциклопедии) об окружающем мире (природе, труде людей, общественных явлениях и пр.).
- Стандарт начального образования и документы по его реализации.
- Методические пособия для учителя.