Результаты работы

Иванова Людмила Евгеньевна

БЛАГОДАРСТВЕННЫЕ ПИСЬМА/ ДИПЛОМЫ/ СВИДЕТЕЛЬСТВА/ СЕРТИФИКАТЫ/ СПРАВКИ/ ...разное

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение

 «Средняя  школа № 32 им. С.А. Лавочкина» города Смоленска

РАССМОТРЕНО

УТВЕРЖДЕНО

на заседании педагогического совета

приказом директора

Протокол № 1

МБОУ «СШ  №32 им. С.А. Лавочкина»

от «30» августа 2017 г.

Приказ от «_____» августа 2017г. № ________-од

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА И КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Наименование элективного курса:       «ХИМИЯ И ВАЛЕОЛОГИЯ»                                            Классы: 9 А, В, Г

Уровень общего образования: основное общее образование

Учителя: Иванова Людмила Евгеньевна

Срок реализации программы, учебный год: 2017/2018

Количество часов по учебному плану: 1 ч в неделю, всего за год – 17 часа

Программа составлена в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ, СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях", утверждёнными Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 и на основе программы Никитиной Н.В., педагога дополнительного образования МБОУ «СОШ №8» (г. Октябрьский) (название, автор, год издания, кем рекомендовано)

Литература: список приведен после содержания программы

Рабочую программу составила: ___________________         ________________________________

 подпись                                 расшифровка  подписи

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Данный элективный курс «Химия и валеология» предназначен для обучающихся  9 класса средней общеобразовательной школы. Он направлен на воспитание у школьников привычек, а затем и потребностей к здоровому образу жизни, формированию навыков принятия самостоятельных решений в отношении поддержания и укрепления своего здоровья. Курс  способствует формированию у обучающихся понятия здорового образа жизни и усиливает интерес к предмету, так как молодых граждан нашего общества интересуют не абстрактные, а имеющие практическую направленность знания и умения.

Курс направлен на удовлетворение специфических познавательных интересов школьников, способствует их разностороннему личностному развитию,  ориентирован  на научное обоснование сохранения среды обитания и здоровья человека, как самых важных категорий в системе ценностей общества.

Программа курса рассчитана на 17 часа. Срок реализации программы – 1 год.

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕДНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

Личностные результаты:

  1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа). Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной России); интериоризация гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.

2.        Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.

3.        Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; сформированность представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества). Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.

  1. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.

  1. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа допустимых способов диалога, готовность к конструированию процесса диалога как конвенционирования интересов, процедур, готовность и способность к ведению переговоров).
  2. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей (формирование готовности к участию в процессе упорядочения социальных связей и отношений, в которые включены и которые формируют сами учащиеся; включенность в непосредственное гражданское участие, готовность участвовать в жизнедеятельности подросткового общественного объединения, продуктивно взаимодействующего с социальной средой и социальными институтами;идентификация себя в качестве субъекта социальных преобразований, освоение компетентностей в сфере организаторской деятельности; интериоризация ценностей созидательного отношения к окружающей действительности, ценностей социального творчества, ценности продуктивной организации совместной деятельности, самореализации в группе и организации, ценности «другого» как равноправного партнера, формирование компетенций анализа, проектирования, организации деятельности, рефлексии изменений, способов взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации собственного лидерского потенциала).

7. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.

Метапредметные результаты обучения:

Метапредметные результаты, включают освоенные обучающимисямежпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные).

Межпредметные понятия

Условием формирования межпредметных понятий, например таких как система, факт, закономерность, феномен, анализ, синтез является овладение обучающимися основами читательской компетенции, приобретение навыков работы с информацией, участие в проектной деятельности. В основной школе на всех предметах будет продолжена работа по формированию и развитию основчитательской компетенции.Обучающиеся овладеют чтением как средством осуществления своихдальнейших планов: продолжения образования и самообразования, осознанного планирования своего актуального и перспективного круга чтения, в том числе досугового, подготовки к трудовой и социальной деятельности. У выпускников будет сформирована потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, создании образа «потребного будущего».

При изучении учебных предметов обучающиеся усовершенствуют приобретённые на первом уровне навыки работы с информацией и пополнят их. Они смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе: систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;

  • выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов);

  • заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.

  • ходе изучения обучающиеся приобретут опыт проектнойдеятельности как особой формы учебной работы,способствующей воспитанию самостоятельности,инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности; в ходе реализации исходного замысла на практическом уровне овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределённости. Они получат возможность развить способность к разработке нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения.

Регулятивные УУД

  1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:

  • анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
  • идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;

  • выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;

  • ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;

  • формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;

  • обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.

  1. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:

  • определять необходимые действия в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;

  • обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;

  • определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;

  • выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);

  • выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;

  • составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);

  • определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;

  • описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения

практических задач определенного класса;

 планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.

  1. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:

  • определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;

  • систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;

  • отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;

  • оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;

  • находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;

  • работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;

  • устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;

  • сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет:

  • определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;

  • анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;
  • свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;

  • оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;

  • обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;

  • фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.

  1. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной. Обучающийся сможет:

  • наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;

  • соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;

  • принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;

  • самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;

  • ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;

  • демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности).

Познавательные УУД

  1. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет:

  • подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;

  • выстраивать  логическую  цепочку,  состоящую  из  ключевого слова  и  соподчиненных  ему

слов;

  • выделять  общий  признак  двух  или  нескольких  предметов  или  явлений  и  объяснять  их

сходство;

  • объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

  • выделять явление из общего ряда других явлений;

  • определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;

  • строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;

  • строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;

  • излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;

  • самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;

  • вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;

  • объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);

  • выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные / наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;
  • делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.

  1. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:

  • обозначать символом и знаком предмет и/или явление;

  • определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;

  • создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;
  • строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;

  • создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией;

  • преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;

  • переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;

  • строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;

  • строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;

  • анализировать/ рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.

  1. Смысловое чтение. Обучающийся сможет: находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);

  • ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать

текст;

  • устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
  • резюмировать главную идею текста;

  • преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст (художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный, информационный);

  • критически оценивать содержание и форму текста.

  1. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Обучающийся сможет:

  • определять свое отношение к природной среде;

  • анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов;
  • проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций;
  • прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие другого

фактора;

  • распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды;

  • выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы. 5. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других

поисковых систем. Обучающийся сможет:

  • определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;

  • осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;
  • формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска;

  • соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.

Коммуникативные УУД

1. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем

  • сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:

  • определять возможные роли в совместной деятельности;
  • играть определенную роль в совместной деятельности;

  • принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;

  • определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;

  • строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;

  • корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);

  • критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;

  • предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
  • выделять общую точку зрения в дискуссии;

  • договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;

  • организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. Д.);

 устранять    в    рамках    диалога    разрывы    в    коммуникации,    обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.

  1. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся сможет:

  • определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;

  • отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. Д.);

  • представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;

  • соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;

  • высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках

диалога;

  • принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;

  • создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств;

  • использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления;

  • использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя;

  • делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.
  1. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ). Обучающийся сможет:

  • целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;

  • выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;

  • выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи;
  • использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;

  • использовать информацию с учетом этических и правовых норм;
  • создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.

Предметные:

В результате изучения элективного курса учащиеся должны

усвоить:

  • базовые понятия: краситель, консерванты, антиоксиданты, эмульгаторы, ароматизаторы, антифламинги; обмен веществ в организме, диета, маркировка-индекс, детергены, гидрофильная и гидрофобная части ПАВ, оптические отбеливатели, парфюмерная добавка, лекарственный препарат, антибиотики; дозировка, показания, противопоказания, качественная реакция, профилактика гриппа и ОРЗ, наркомания, токсикомания, алкоголизм, табакокурение, отравления, разрушение организма, денатурация белка, диоксины, алкалоиды, биогенные амины, цианогенные гликозиды, микотоксины, нитрозамины;
  • предмет изучения  науки валеология;
  • составляющие здоровья и здорового образа жизни.

Рассмотреть классификацию витаминов и их значение для роста и развития организма;

  • значение белков, жиров, углеводов и минеральных веществ для организма человека и их химическое превращение в организме человека;
  • значение гигиенических средств по уходу за полостью рта, лицом и телом;
  • вредное влияние этанола, веществ табачного дыма, наркотических веществ на организм человека.

Ознакомиться с экологическим состоянием окружающей среды Смоленской области.

Научиться:

  • расшифровывать коды веществ, классифицировать их, записать формулы; выявлять продукты с запрещенными в РФ добавками;
  • определять  безопасность продуктов (по нитратам);
  • выбрать полезный витаминный комплекс в аптеке;  
  • рассчитать суточный рацион питания;
  • расшифровывать  международные символы, обозначающих условия по уходу за текстильными изделиями;
  • проводить экспертизу зубной пасты «Бленд-а-мед», чистящего порошка «Комет»;
  • экспериментально определять качественный состав препарата аспирин;
  • поставить лабораторный эксперимент по токсическому действию этанола на белок;
  • моделировать последствия токсического действия веществ на организм, орган, ткань, клетку;
  • делать вывод о возможности использование воды для  деятельности человека;
  • выдвигать гипотезы, описывать результаты наблюдений;
  • принимать правильные решения при ответе на вопросы, аргументировать свои ответы;

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

  1. Химия и валеология (3 ч)

Общее представление о валеологии. Роль химии в формировании валеологической грамотности. Характеристика валеологии как науки о здоровье. Основные составляющие здорового образа жизни (ЗОЖ). Правила поддержания здорового образа жизни.  Роль химических знаний при анализе взаимодействия организма с внешней средой.

Практическая работа №1 Самооценка текущего состояния здоровья по результатам анализа объективных и субъективных показателей

II.    Химия и пища (4 ч)

Рациональное питание. Влияние на организм белков, жиров, углеводов, минеральных веществ. Их химическое превращение в пищеварительной системе человека.  Витамины. Значение витаминов для организма человека. Авитаминоз. Диета: польза или вред?

 «Искусственная пища». «Продуктовая этикетка». Пищевые добавки: консерванты, антиоксиданты, эмульгаторы, ароматизаторы, антифламинги.  Маркировка-индекс. Нитраты в пище человека.

Практическая работа №2 Составление пищевого рациона.

III.     Бытовая химия. Химические средства гигиены и косметики (3ч)

Мыло и СМС. Средства ухода за зубами. Дезодоранты. Духи и парфюмерная вода. Вещества, используемые для окрашивания волос. Современные лаки. Косметические средства по уходу за лицом и телом.

Практическая работа №3  Сравнение свойств мыла и синтетических моющих средств.

IV.    Лекарства в домашней аптечке (2ч)

Перикись водорода. Нашатырный спирт. Болеутоляющие средства. Лекарства для лечения сердечно-сосудистой системы. Противодиарейные средства. Противовирусные препараты. Антибиотики. Аспирин: за и против. Поливитаминные комплексы.

V.    Влияние вредных привычек на организм человека (2ч)

Токсическое действие этанола на организм человека. Курить – здоровью вредить! Наркомания – опасное пристрастие.

VI.    Химия и окружающая среда (3ч)

Состояние окружающей среды в Смоленской области. Загрязнение окружающей среды диоксинами. Вещества, способные вызывать отравления.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Кленова Н. «Как подготовить школу к профильному обучению», «Народное образование» № 7 за 2003г.
  2. Монтиньяк М. «Метод похудания Монтиньяка», Москва, «Оникс», 1999г.
  3. Пасечник В.В. «Школьный практикум. Экология», Москва, «Дрофа», 2007г.
  4. Пичугина Г.В. «Повторяем химию на примерах из повседневной жизни», Москва «Аркти», 2000г.
  5. Чернобельская Г.М. «Методика обучения химии в средней школе», Москва «Владос», 2000г.
  6. Научно-методический журнал «Химия» в школе,  «Центр Химпрес» (за 2001-2003гг.)
  7. Ленинджер А. Основы биохимии: В 3-х т. – М., 2007г.
  8. Макаров К.А. Химия и здоровье. – М.: Просвещение, 2008г.
  9. Имангалиев А.П. О необходимости валеологического образования // Вестник Высшей школы, №10, 1998г.
  10. Рохлов В.С. «Школьный практикум по биологии», «Дрофа», 2007 г.


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

элективного курса по химии « Химия и валеология», из расчета в неделю – 1 час в неделю, всего 17 часа в год

Дата

по плану

Дата

по факту

Тема занятия

Элементы содержания

Форма занятия

Тема 1. Химия и валеология, 3 часа

1

Валеология – наука о здоровье.

Общее представление о валеологии. Роль химии в формировании валеологической грамотности. Характеристика валеологии как науки о здоровье.

лекция

2

ЗОЖ. Основные составляющие ЗОЖ.

Основные составляющие здорового образа жизни (ЗОЖ). Правила поддержания здорового образа жизни.  

лекция с элементами беседы

3

П/р №1 «Самооценка текущего состояния здоровья по результатам анализа объективных и субъективных показателей».

Роль химических знаний при анализе взаимодействия организма с внешней средой.

практическая работа

Тема 2. Химия и пища, 4 часов

4

Рациональное питание и его составляющие. Значение белков, жи-ров, углеводов и минеральных веществ для организма человека.

Рациональное питание. Влияние на организм белков, жиров, углеводов, минеральных веществ. Химическое превращение белков, жиров и углеводов  в пищеварительной системе человека.  

лекция с элементами беседы

5

Витамины. Роль витаминов для роста и развития организма человека.

Витамины. Значение витаминов для организма человека. Авитаминоз.

лекция с элементами беседы

6

Диета: польза или вред? Искусственная пища. Пищевые добавки.

Диета: польза или вред?

 «Искусственная пища». «Продуктовая этикетка». Пищевые добавки: консерванты, антиокси-данты, эмульгаторы, ароматизаторы, антифламинги.  Маркировка-индекс.

лекция

7

Нитраты в пище человека.

П/р №2 «Составление пищевого рациона».

Нитраты в пище человека.

практическая работа, лекция

Тема 3. Бытовая химия. Химические средства гигиены и косметики, 3 часов

8

Мыло и СМС. Средства ухода за зубами.

П/р № 3 «Сравнение свойств мыла и синтетических моющих средств».

Мыло и СМС. Средства ухода за зубами.

лекция с элементами беседы, практическая работа

9

Парфюмерия. Косметические средст-ва по уходу за лицом и телом. Дезодоранты.

Косметические средства по уходу за лицом и телом. Дезодоранты. Духи и парфюмерная вода.

лекция с элементами беседы

10

Вещества, используемые для окраски волос. Современные лаки.

Вещества, используемые для окрашивания волос. Современные лаки.

лекция с элементами беседы

Тема 4. Лекарства в домашней аптечке, 2 часов

11

Болеутоляющие и противодиарейные средства. Лекарства для лечения сердечно-сосудистой системы.

Перикись водорода. Нашатырный спирт. Болеутоляющие средства. Противоди-арейные средства. Лекарства для лечения сердечно-сосудистой системы.

лекция

12

Противовирусные препараты. Анти-биотики. Аспирин: за и против. Поливитаминные комплексы.

Противовирусные препараты. Анти-биотики. Классификация и спектр действия на организм человека. Аспирин: за и против. Поливитаминные комплексы.

лекция с элементами беседы

Тема 5. Влияние вредных привычек на организм человека, 2часа

13

Вредное влияние алкоголя на  организм человека. Табакокурение. Вредное влияние на организм человека.

Токсическое действие этанола на организм человека. Курить – здоровью вредить!

беседа

14

Наркомания. Вредное влияние нарко-тических веществ на организм человека.

Наркомания – опасное пристрастие.

беседа

Тема 6. Химия и окружающая среда, 3 часов

15

Состояние окружающей среды в Смоленской области.

Состояние окружающей среды в Смоленской области.

лекция с элементами беседы

16

Вещества, способствующие вызывать отравление. Физико-химический анализ воды р.Днепр.

Загрязнение окружающей среды ди-оксинами. Вещества, способные вызывать отравления.

лекция с элементами беседы

17

Промежуточная аттестация

Итоговое занятие.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение  «Средняя  школа № 32 им. С.А. Лавочкина» города Смоленска

РАССМОТРЕНО

УТВЕРЖДЕНО

на заседании педагогического совета

приказом директора

Протокол № 1

МБОУ «СШ  №32 им. С.А. Лавочкина»

от «___» августа 2016 г.

Приказ от «___» августа 2016г. № ________-од

Рабочая программа

Наименование курса:                                       Развитие творческих способностей обучающихся                                         Классы: 8-10

Уровень общего образования:                         основное и среднее общее образование

Учитель:                                                 Иванова Людмила Евгеньевна

Срок реализации программы, учебный год:        2016/2019

Количество часов по учебному плану:                 1 ч в неделю

Составлена на основе 

Рабочую программу составила: ___________________         ______________________________

 подпись                                 расшифровка  подписи


Паспорт программы

Наименование

«Развитие творческих способностей обучающихся на уроках химии

и во внеурочной деятельности»

Разработчик программы:

Иванова Людмила Евгеньевна, учитель химии и французского языка

Этапы реализации программы:

I этап – аналитический – при выявлении одаренных детей учитываются их успехи в какой-либо деятельности. Творческий потенциал ребенка может получить развитие в разных образовательных областях.

II этап – диагностический – индивидуальная оценка познавательных, творческих возможностей и способностей ребенка.

На этом этапе проводятся групповые формы работы: конкурсы, «мозговые штурмы», ролевые тренинги, творческие отчеты, проектные задания, участие в интеллектуальных олимпиадах, марафонах, проектах, объединениях дополнительного образования и кружках по интересам.

III этап – этап формирования, углубления и развития способностей учащихся.

Цель программы:

Выявление и развитие творческих способностей обучающихся на уроках химии и во внеурочной деятельности, создание благоприятных условий для развития одаренных детей в интересах личности, общества и государства.

Задачи программы:

1. Формирование мотивации приобретения дополнительных знаний по химии.

2. Понимание важности изучения химии в современном мире.

3. Развитие интеллекта и творческой активности обучающихся.

4. Создание условий для всестороннего развития одаренных детей.

5. Выстраивание целостной системы работы с одаренными детьми в школе.

6. Развитие интереса к исследовательской деятельности.

7. Удовлетворение потребности в новой информации (широко информационно – коммуникативная адаптация);

8. Участие в олимпиадных и конкурсных мероприятиях.

Принципы педагогической деятельности:

- принцип личностно-ориентированного подхода;

- максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;

- принцип возрастания роли внеурочной деятельности;

- принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;

- принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества;

- принцип индивидуализации и дифференциации обучения.

Формы работы во внеурочной деятельности:

метапредметные проекты;

конкурсы различных уровней;

научно-практические конференции различных уровней;

традиционные школьные мероприятия (неделя науки);

экскурсии.

Формы работы одарённых и талантливых детей в урочное время:

урок обобщения и систематизации знаний (обучающиеся в роли консультантов);

урок-семинар (выступление учащихся с самостоятельными сообщениями, ведение дискуссии, отстаивание своих суждений);

урок-зачёт (обучающиеся в роли экспертов);

урок-практикум (работа с реактивами);

урок-игра (составление кроссвордов, ребусов, викторин, дидактических игр, составление и организация игр);

урок-дискуссия (круглый стол) - дискуссия по различным темам научного характера.

Предполагаемые результаты

создание условий для творческой самореализация одарённых и талантливых детей с учётом индивидуального и дифференцированного подхода.

 Метапредметными результатами освоения программы являются:

 овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

 умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения, выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ, осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач.

 умение понимать проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезу, давать определение понятиям, классифицировать, структурировать материал, проводить эксперименты, аргументировать собственную позицию, формулировать выводы и заключения;

 умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

 формирование и развитие компетентности в области использования инструментов и технических средств информационных технологий (компьютеров и программного обеспечения) как инструментально основы развития коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий;

 умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

 умение извлекать информацию из различных источников (включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета), свободно пользоваться справочной литературой, в том числе и на электронных носителях, соблюдать нормы информационной избирательности, этики;

 умение на практике пользоваться основными логическими приемами, методами наблюдения, моделирования, объяснения, решения проблем, прогнозирования и др.;

 умение организовывать свою жизнь в соответствии с представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия, культуры и социального взаимодействия;

 умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектные;

 умение самостоятельно и аргументированно оценивать свои действия и действия одноклассников, содержательно обосновывая правильность или ошибочность результата и способа действия, адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи, а также свои возможности в достижении цели определенной сложности.

Предметными результатами освоения программы являются:

В познавательной сфере:

 Давать определения изученных понятий: вещество (химический элемент, атом, ион, молекула, кристаллическая рештка, вещество, простые и сложные вещества, химическая формула, относительная атомная масса, относительная молекулярная масса, валентность, оксиды, кислоты, основания, соли, амфотерность, индикатор, периодический закон, периодическая система, периодическая таблица, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, степень окисления, электролит); химическая реакция (химическое уравнение, генетическая связь, окисление, восстановление, элктролитическая диссоциация, скорость химической реакции);

 Описывать демонстрационные и самостоятельно проведенные эксперименты, используя для этого естественный язык и язык химии;

 Описывать и различать изученные классы неорганических соединений, простые и сложные вещества, химические реакции;

 Классифицировать изученные объекты и явления;

 Наблюдать демонстрируемые и самостоятельно проводимые опыты, химические реакции, протекающие в природе и в быту;

 Делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных химических закономерностей, прогнозировать свойства неизученных веществ по аналогии со свойствами изученных;

 Структурировать изученный материал и химическую информацию, полученную из других источников;

 Моделировать строение атомов, строение молекул.

В ценностно-ориентационной сфере:

 Анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека, связанной с переработкой веществ.

В трудовой сфере:

 Проводить химический эксперимент.

В сфере безопасности жизнедеятельности:

 Оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием

Личностными результатами освоения программы являются:

 личностное развитие детей;

 адаптация детей к социуму в настоящем времени и в будущем;

 повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных областях, к которым у них есть способности;

 повышение уровня владения детьми общепредметными и социальными компетенциями;

 удовлетворенность детей своей деятельностью;

 совершенствование исследовательских навыков детей;

 интеллектуальное и творческое обогащение детей;

 опыт исследовательской и творческо-мыслительной деятельности;

 умение находить и анализировать нужный материал из научно-популярной литературы или Интернета;

Методическое обеспечение:

 обеспечить научно-методическую поддержку талантливых детей;

 организовать работу кружков естественно - научного направления, разработать соответствующие учебные программы;

 разработать темы исследовательских проектов по химии.

Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:

 Применение междисциплинарного подхода;

 Углубленное изучение тех проблем, которые выбраны самими учащимися;

 Насыщенность учебного материала заданиями открытого типа;

 Поощрение результатов, которые бросают вызов существующим взглядам и содержат новые идеи;

 Поощрение использования разнообразных форм предъявления и внедрения в жизнь результатов работы;

 Поощрение движения к пониманию самих себя, сходства и различия с другими, признанию своих способностей;

 Оценка результатов работы на основе критериев, связанных с конкретной областью интересов;

 Установка на самоценность познавательной деятельности при изучении научных дисциплин;

 Принятие и учет возможного неравномерного (дисгармоничного) развития личности ребенка с признаками одаренности;

 Установка на готовность к непрагматическому риску в неординарных ситуациях жизни, возможности сохранения приоритета духовных, идеальных ценностей при любых обстоятельствах.

Формы работы с одаренными учащимися: групповые занятия с одаренными учащимися; факультативы; конкурсы; курсы по выбору, элективные курсы; участие в олимпиадах; работа по индивидуальным планам; интеллектуальные марафоны и др.


Предварительный просмотр: