Учитель года - 2015

       

   

         Конкурсные материалы включают эссе "Я - учитель", технологическую карту урока, самоанализ урока. Видеозапись открытого урока размещена на странице http://www.ssyoutube.com/v/fyHWvnJ1VRA&rel=0&fs=1.                              

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Программа40.61 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное  учреждение

основная общеобразовательная школа № 2 рабочего поселка Хор муниципального района имени Лазо Хабаровского края

РАССМОТРЕНО

На заседании МО

Протокол № 1

От 29.08.2013

ПРИНЯТО

На педагогическом совете

Протокол № 1

От 29.08.2013

УТВЕРЖДАЮ

И.о.директора школы

_________И.С.Красильникова

Приказ № 141а/

п от 20.08.2013

Рабочая программа

кружка

«Поиск»

Срок реализации - 3 года,

для детей  с 9 лет.

Руководитель кружка:

Хорулева А.А.

Хор

                                                         2013 год

Пояснительная записка.

         Программа кружка «Поиск» реализуется в рамках школьного музея  с 2013 года. Программа является профильной. Состав группы относительно постоянный.

Данная программа рассчитана на 3года обучения. Занятия в группе 1 года проходят по 1 часу в неделю. Второй год рассчитан на детей, прошедших курс первого года, занятия 1 раз в неделю по 1 часу.

В группы 1 года принимаются все поступающие, специального отбора не производится. В группы 2 года могут поступать и вновь прибывающие после специального тестирования и опроса при наличии определенного уровня общего развития и интереса.

Недостающие навыки и умения восполняются на индивидуальных занятиях.

Третий год обучения  предполагает работу с одаренными детьми. Занятия проводятся 1 раз  в неделю по 1 часу,  и в данном случае больше внимания уделяется индивидуальной работе и творческим разработкам.

Общее количество обучающихся  в объединении

5-10 человек:

1 год обучения - 7 человек,

2 год обучения - 7 человек,

3 год обучения – 7 человек.

Количество учебных часов за неделю:

1 год обучения – 1 час, за год  34 часа,

2 год обучения  - 1 час, за год  34 часа,

3 год обучения  - 1 час с индивидуальными занятиями, за год  34 часа.

Данная программа рассчитана на учащихся, которые интересуются историей своей малой Родины, которым необходимо глубже и основательно изучить историю нашего края в годы войны. Такая кружковая работа необходима, потому что каждый должен знать историю своей малой родины, своего рода. Знание жизни предков важно для того, чтобы дети не теряли свои корни, гордились своими предками, земляками. Данная работа воспитывает в учениках чувство родины, уважение к народу, его истории и культуре.

Реализация программы будет способствовать патриотическому и нравственному воспитанию учащихся, привлечению детей и взрослых к историческому наследию своего края. Программа ориентирована на все возрастные группы учеников школы, определяет основные пути развития деятельности музея, позволяющие формировать патриотическое сознание учащихся, гражданскую ответственность за судьбу страны, края, села. При этом учитываются опыт и достижения прошлых поколений, современные проблемы.

Основные направления деятельности:

- просветительское;

- организационно-массовое;

- учебно-воспитательное;

- исследовательское

Целью данной программы является развитие деятельности школьного музея, способного формировать патриотические чувства учащихся

Задачи программы:

  • формирование у учащихся знаний по истории прошлого и настоящего родного края;
  • обучение учащихся методам и приемам поисковой и исследовательской работы;
  • сбор краеведческого материала для уголка боевой и трудовой славы;
  • пробуждение интереса к истории своей малой Родины
  • просветительская работа по истории родного края среди учащихся школы.

Работа в кружке осуществляется на базе школьного музея. Музей - лучшее место для общения разных поколений, здесь интересно всем. "Никто не забыт, ничто не забыто" - так понимают свой девиз члены кружка "Поиск"

Предмет учебного курса - изучение истории родного края в годы Великой Отечественной войны, биографий участников войны и тружеников тыла, сбор, анализ и систематизация найденного материала.

Занятия должны вырабатывать у учащихся следующие умения и навыки:

- овладение методами поисковой и исследовательской работы по сбору достоверных сведений по истории села и школы;

- умение работать с краеведческой литературой, справочниками, документами;

- использовать в работе воспоминания старожилов, свидетелей исторических событий;

- писать дневники по изучению исторических событий;

- писать доклады на исторические темы, выступать с ними на занятиях кружка, перед своими одноклассниками и учащимися других классов;

- оформлять выставки, уголки, стенды по истории родного края.

Виды деятельности учащихся:

- оформительская;

- исследовательская;

- проектная;

- экскурсионная.

Инструментарий для оценивания результатов:

- выполнение практических заданий

- защита рефератов

- защита исследовательских работ

- самостоятельная поисковая работа

- выступления на тематических мероприятиях

Условие реализации программы:

- активизация работы кружка "Поиск", "Музейное дело";

- подготовка экскурсоводов и проведение экскурсий с учетом возрастных особенностей учащихся;

- организация поисковой и исследовательской работы по сбору материалов

Тематический  план

(1 год обучения)

 

Наименование и разделы тем

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1.

 Вводное занятие.

 

1

1

-

2.

История освоения малой Родины.

 

4

2

2

3.

Первые поселенцы.

 

4

2

2

4.

Занятия населения, их быт.

 

10

7

3

5.

 Особенности развития края, района, поселка.

 

8

4

4

6.

Творческие работы.

 

3

-

3

7.

Индивидуальные занятия.  Зачетные работы.

 

4

1

3

 

 

Итого:

 

34

 

17

 

17

Содержание тем

1 год обучения:

 1.     Вводное занятие. (1 час)

Знакомство с коллективом. Правила техники безопасности. Обсуждение плана работы на год. Знакомство с историей малой Родины. Инструктажи по ПДД, электро - и пожаробезопасности. Условия безопасной работы. Текущие вопросы.

Экскурсия по музею. Просмотр экспонатов.

2.     История освоения края.(4часа)

Наш край в 19 веке. Периодизация, основные этапы и особенности истории края. Природно –климатические условия освоения края.

 3.     Первые поселенцы(4 часа).

  Начало заселения края. Освоение новых земель. Строительство  домов.

 4.     Занятия населения, их быт (10 часов).

Знакомство с понятием быт. Домашняя утварь. Земледелие, скотоводство, ремесло. Основные  промыслы. Отходничество.

 5.     Особенности развития края (8 часов).

Исторические особенности развития края. Крепостное право. его отмена. События края в истории страны.

 6.     Творческие работы(3часа).

Оформление работ, альбомов.

7.     Индивидуальные занятия. Зачетные работы. (2 часа).

Работа с отстающими и одаренными детьми. Творческие работы по конкурсам.

Тематический  план

(2 год обучения)

 

Тема занятия

Кол-во часов (всего)

теория

практика

1

Вводное занятие. Планирование работы на год

1

1

-

2

Выборы Совета музея, экскурсоводов.

1

1

-

3

Понятие о музейном предмете

1

1

-

4

Инвентаризация. Список подлинных музейных экспонатов

3

2

1

5

Примерные темы работ

1

1

-

6

Изучение списков участников войны

3

2

1

7

Работа с Книгой Памяти

2

2

-

8

Работа с документами

5

1

4

9

Награды Великой Отечественной войны

1

1

-

10

Награды наших ветеранов Великой Отечественной войны

3

1

2

11

Фотографии и биографии участников войны

3

-

3

12

Мемориал

2

-

2

13

Труженики тыла

3

-

3

14

Наш край в годы войны

1

-

1

15

Школа в годы войны

1

-

1

16

Вахта Памяти

1

-

1

17

9 мая - День победы

1

-

1

18

Итоговое занятие

1

1

-

Итого

34

14

20

Содержание тем

(2 год обучения)

1.     Вводное занятие. Повторение техники безопасности и гигиены в кружке. Обсуждение плана на год (1 час)

Вводная характеристика предмета. Повторение техники безопасности и гигиены в кружке. Обсуждение плана на год.  Инструктажи по ПДД, электро - и пожаробезопасности. Задачи обучения.

 2.      Выборы Совета музея, экскурсоводов (1 час)

 Занятие – игра. 

3.     Понятие о музейном предмете(1 час)

 Музейный предмет. Экспозиция. Разделы музея.

4.     Инвентаризация. Список подлинных музейных экспонатов(3 часа)

Инвентаризационная книга школьного музея «Это наша с тобой биография…».  Ее оформление и заполнение. Подлинные  музейные экспонаты, учет и хранение.

 5.     Примерные темы работ (1час)

      Село накануне ВОв войны. Уход на фронт. Тыл. Героический труд в         тылу. Жизнь и быт.  Наука и образование в годы войны. Великая победа.

 6.     Изучение списков участников войны (3 часа)

Работа с архивами. Посещение ветеранов и их семей. 

7.     Работа с Книгой Памяти (2 часа)

Встреча с Борисом Кузнецовым. Сбор средств на публикацию Книги Памяти. Их имена в истории.

8.     Работа с документами (5 часов)

Материалы Книги Памяти. Изучение.

9.   Награды Великой Отечественной войны  (1 час)

Мульмедийная презентация « Награды Великой Отечественной войны». Поиск информации о наградах.

10.  Награды наших ветеранов  Великой Отечественной войны (3 часа)

Изучение имеющихся музейных экспонатов по данной теме. Встречи с ветеранами ВОв.

11. Фотографии и биографии участников войны (3 часа)

Изучение имеющихся музейных экспонатов по данной теме. Встречи с ветеранами ВОв.

12. Мемориал (2 часа)

История возникновения мемориала в поселке Хор. Посещение Хорской библиотеки.

13. Труженики тыла (3 часа)

Посещение тружеников тыла. Подбор материала для будущих презентаций, слайд-фильмов, видеороликов.

14. Наш край в годы войны (1 час)

Обзорная экскурсия в районном краеведческом музее.

15. Школа в годы войны (1 час)

Образование в районе в военные годы. Выезд в ЗАГС района имени  Лазо.

16. Вахта Памяти (1 час)

Музейное мероприятие «Никто не забыт, ничто не забыто».

17.  9 мая – День Победы (1 час)

70-летие Великой Победы. Митинг в поселке Хор.

18.  Итоговое занятие (1 час)

Итоги года. Задачи на будущий год.

Тематический  план

(3 год обучения)

№ п/п

Наименование и разделы тем

Количество часов

Всего

Теория

Практика

 

1.

Вводное занятие

 

1

1

 

2.

Традиции и обычаи края

4

2

2

3.

Что я знаю о народных традициях

 

10

2

8

4.

Народные праздники

 

10

2

8

5.

Обычаи народов края

 

5

2

3

6.

Творческие занятия, конкурсы.

 

4

1

3

 

 Итого

          34

10

24

 Содержание тем

                                                     3-й год обучения:

1.       Вводное занятие (1 час).

Повторение техники безопасности и гигиены в кружке. Обсуждение плана на год. Знакомство с задачами обучения.

          Инструктажи по ПДД, электро - и пожаробезопасности .   Текущие

          вопросы.        

 2.       Традиции и обычаи края( 4 часа) .

Понятия традиции , обычая. Традиции старины.

 3.       Что я знаю о народных традициях(10 часов).

История возникновения народных традиций. Место традиций в истории развития края. 

 4.       Народные праздники(10 часов).

        Понятие народного праздника. Рождество. Старый новый год.  Масленица. Праздники деревень.

 5.       Обычаи народов края. (5 часов).

Обычаи старины. Обряды. Народные приметы.

 6.       Творческие работы, конкурсы.  (4 часа).

Правила выполнения работы. Выполнение работ с применением полученных знаний. (творческая работа)

 

Основные направления и содержание деятельности.

   На занятиях в кружке используются различные методы обучения:

- словесные (рассказ, беседа, инструктаж, разъяснение);

- практические (упражнение, учебно-производительный труд, исследовательская работа);

- работа с книгой; с документами.

- проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути ее решения)

- эвристические (проблема формируется детьми, ими же и предлагаются способы ее решения).

В проведении занятий используются формы индивидуальной работы и коллективного труда. Некоторые задания требуют объединения  детей в подгруппы.

Теоретическая часть обычно дается в начале занятия и проходит в форме бесед с просмотром иллюстративного материала. Затем все теоретические знания закрепляются на практике.

С целью проверки усвоения знаний, терминов, понятий и в качестве психологической разгрузки проводятся игры, предлагаются специально составленные кроссворды, используются словесные игры.

В начале каждой темы при объяснении нового материала или одинакового для всей группы задания в основном используются методы фронтальной работы - это демонстрация таблиц, рисунков наглядного материала, а так же различных технических приемов работы для всей группы детей. Методы обучения выбираются с учетом знаний и практических навыков, полагаемых учащимися на занятиях в кружке.

На занятиях дети могут работать с разной литературой. Это помогает «разгрузить» педагога и закрепляет у ребенка навык  самостоятельной  работы. Предоставляя детям как можно больше самостоятельности, руководитель объединения вместе с тем направляет творческую деятельность кружковцев.

Также  проходят в кружке  творческие занятия. Дети вместе с педагогом и детьми – наставниками рассматривают иллюстрации, альбомы, открытки и многое другое, выбирают понравившийся материал. Вместе решают, в какой технологии будут работать.

         Большое воспитательное значение имеет подведение итогов, анализ и оценка. Оценка должна носить объективный и обоснованный характер. Наиболее подходящая форма оценки - организованный просмотр выполненных работ (выставка). Коллективные просмотры выполненных работ, их анализ, приучают школьников справедливо и объективно оценивать работу свою и других, радоваться не только своей, но и общей, удаче.

Бывает и так, что у ребенка не получилось то, что он задумал. Он это осознает и сам очень переживает. В таком случае у него может развиться страх, что в следующий раз он опять не справится с работой. Это приведет к тому, что у ребенка совершенно пропадет интерес к занятию. Чтобы не случилось этого, необходимо найти в детской работе хоть какую-нибудь «изюминку», обязательно дать работе положительную оценку. Положительная оценка работы ребенка является для него важным стимулом. Можно и необходимо отметить, конечно, и недостатки, но похвала должна и предварять и завершать оценку.

Основными формами подведения итогов за год являются итоговые занятия, выставки, открытые занятия, фестивали, конкурсы.  Также на  последнем занятии подводят итоги за прошедший год, а отличившихся детей в учебном году награждают грамотами, дипломами и ценными подарками.