ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО СТИЛЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ «ПРОФЕССИЯ ШКОЛЬНИК»
Цель программы: создание социально-психологических условий для выработки самими школьниками эффективного стиля познавательной учебной деятельности, основанного на осмысленном использовании имеющихся в их распоряжении психических свойств и развитии необходимых дополнительных качеств субъекта деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_professiya-shkolnik.docx | 62.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования администрации г.Дзержинска
Нижегородской области
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 68»
ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО СТИЛЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
«ПРОФЕССИЯ ШКОЛЬНИК»
Составила:
Пинтелькина М.В.
Педагог-психолог МБОУ
«Средняя общеобразовательная школа № 68»
Дзержинск
2014
Раздел 1. Пояснительная записка.
- Актуальность программы.
В современной отечественной психолого-педагогической литературе предложено большое количество разнообразных технологий и методик ведения коррекционно-развивающих занятий, с различными возрастными и проблемными группами. Они могут существенно отличаться по своим задачам, но их сближает то, что практически все коррекционно-развивающие программы построены по принципу тренинга. То есть детям предлагаются различные игры, в процессе которых происходит закрепление тех или иных навыков, умений. При этом сами дети часто не знают, на что именно направлено упражнение, и что оно в них изменяет или формирует.
К решению различных психологических проблем, имеющихся у ребенка, к развитию его психических и личностных возможностей необходимо подходить комплексно. Вместо формирования отдельных процессов и умений - создание условий для развития ребенка как субъекта успешной деятельности, вместо неосознаваемого закрепления нужных свойств и навыков – осознание формирование эффективного для данной личности стиля деятельности. Смысл коррекционно-развивающей, формирующей работы психолога и педагога, во-первых, в создании таких условий, при которых ребенок мог бы осознать, какие свойства ему необходимо сформировать для успешной деятельности и дальнейшего психологического развития, какие индивидуальные резервы для этого у него имеются; во-вторых, в разработке для каждого ребенка путей и способов формирования необходимых свойств.
Ребенок школьного возраста является одновременно субъектом многих самых разнообразных видов деятельности, и задача выработки индивидуального эффективного стиля стоит по отношению к каждому из этих видов. В данной разработке речь идет о младшем школьном возрасте, о ведущей деятельности этого возрастного периода – учебной, и о возможностях формирования у младших школьников эффективного стиля учебной деятельности, прежде всего, ее познавательного компонента.
- Целеполагание и задачи.
Цель программы: создание социально-психологических условий для выработки самими школьниками эффективного стиля познавательной учебной деятельности, основанного на осмысленном использовании имеющихся в их распоряжении психических свойств и развитии необходимых дополнительных качеств субъекта деятельности.
Для достижения детьми поставленной цели необходимо создать социально-психологические условия позволяющие:
- Сформировать у детей необходимую позитивную мотивацию. («Зачем мне нужно этим заниматься, что мне это даст?»)
- Сформировать у школьников и доступные им на данном этапе развития навыки самоанализа и рефлексии. («Кто Я?»)
- Дать школьникам возможность познать свои сильные стороны как субъекта познавательной деятельности и научиться опираться на них в процессе учебных занятий. («Что я могу делать хорошо и как мне это использовать в учебе?»)
- Предоставить детям возможность познать слабые стороны своей познавательной деятельности и дать представление о способах их развития или приспособления к ним, компенсации другими возможностями. («Что мне дается с трудом, и как относиться к своим слабостям и недостаткам?»
- Целевая группа.
Курс рассчитан на детей 8-9 лет (второклассников, обучающихся по программе 1-4).
- Основные условия реализации.
Программа включат в себя 24 развивающих занятия. Занятия проводятся 1-2 раза в неделю, желательно в утренние часы. Продолжительность занятия 45 минут. По ходу занятия обязательно проводятся минутки отдыха.
2. Содержание и структура обучения.
- Механизмы реализации.
В структуре курса выделяются следующие разделы:
- Вводный раздел. Тема «какой Я?»
- Раздел «Познавательные процессы». Темы «Память» «Восприятие».
- Раздел «Внимание»
- Раздел «Ведущее полушарие мозга». Тема «Левши и правши».
2.Структура занятия.
- Приветствие.
- Разминка.
- Рефлексия предыдущего занятия и анализ домашнего задания.
- Основное содержание занятия.
- Рефлексия текущего занятия.
- Прощание.
- Тема «Какой Я?»
Цель: ознакомление детей с задачами и формами работы, сплочение группы, создание в ней доброжелательной атмосферы, формирование первичных навыков самоанализа и познания себя как субъекта учебной деятельности.
Урок №1. «Введение в тему» (1 час)
Урок №2. «Мои сильные и слабые стороны» (1 час)
Урок №3. «Что я могу и чего не могу?» (1 час)
Урок №4. «Итоговый урок по теме» (1 час)
- Тема «Память».
Цель: познакомить детей с особенностями процессов памяти, помочь выработать эффективные приемы управления этими процессами в учебной деятельности.
Урок №5. «Знакомься: твоя память» (1 час)
Урок №6. «Учись запоминать» (1 час)
Урок №7. «Учись запоминать» (1 час)
Урок №8. «Как я слышу слово» (1 час)
Урок №9. «Как мне легче запоминать: составляем истории» (1 час)
Урок №10. «Как мне легче запоминать: ищем новые способы» (1 час)
Урок №11. «Итоговый урок по теме». (1 час)
- Тема «Левши и правши»
Цель: формирование у детей представлений о доминировании левого или правого полушария, формирование представлений о ведущей руке.
Урок №12. «Знакомься: твоя правая рука, твоя левая рука» (1 час)
Урок №13. «Кто я: левша или правша?» (1 час)
Урок №14. «Теперь я знаю, кто я» (1 час)
- Тема «Внимание»
Цель: познакомить детей с особенностями процессов внимания, помочь выработать эффективные приемы управления этими процессами в учебной деятельности.
Урок №15. «Знакомься: твое внимание» (1 час)
Урок №16. «Внимание: продолжаем знакомиться» (1 час)
Урок №17. «Наш пострел везде поспел» (1 час)
Урок №18. «Внимание и интерес» (1 час)
Урок №19. «Я знаю, как быть внимательным» (1 час)
- Тема «Восприятие»
Цель: познакомить детей с особенностями процессов восприятия, помочь выработать эффективные приемы управления этими процессами в учебной деятельности.
Урок №20. «Знакомься: твое восприятие» (1 час)
Урок № 21. «Что я могу воспринимать?» (1 час)
Урок №22. «Свойства моего восприятия» (1 час)
Урок №23. Слушатель, зритель, деятель – кто я?» (1 час)
Урок №24. «Теперь я знаю себя!» (итоговый урок) (1 час)
Тематический план занятий
«Профессия – школьник»
№ пп | Тема уроков | Задачи | Количество часов |
Тема «Какой я?» | 4 | ||
1 | «Введение в тему» |
| 1 |
2 | «Мои сильные и слабые стороны» |
| 1 |
3 | «Что я могу и чего не могу?» |
| 1 |
4 | «Итоговый урок па теме» |
| 1 |
Тема «Память» | 7 | ||
5 | «Знакомься: твоя память» |
| 1 |
6 7 | «Учись запоминать» |
| 2 |
8 | «Как я слышу слово» |
| 1 |
9 | «Как мне легче запоминать: составляем истории» |
| 1 |
10 | «Как мне легче запоминать: ищем новые способы» |
| 1 |
11 | «Итоговый урок по теме» |
| 1 |
Тема «Левши и правши» | 3 | ||
12 | «Знакомься: твоя правая рука, твоя левая рука» |
| 1 |
13 | «Кто я: левша или правша?» |
| 1 |
14 | «Теперь я знаю, кто я» |
| 1 |
Тема «Внимание» | 5 | ||
15 | «Знакомься: твое внимание» |
| 1 |
16 | «Внимание: продолжаем знакомиться» |
| 1 |
17 | «Наш пострел везде поспел» |
| 1 |
18 | «Внимание и интерес» | Формировании представления о различных видах внимания; Развитие произвольного внимания. | 1 |
19 | «Я знаю, как быть внимательным» |
| 1 |
Тема «Восприятие» | 4 | ||
20 | «знакомься: твое восприятие» |
| 1 |
21 | «Что я могу воспринимать?» |
| 1 |
22 | «Свойства моего восприятия» |
| 1 |
23 | «Слушатель, зритель, деятель – кто я?» |
| 1 |
24 | «Теперь я знаю себя!» |
| 1 |
Список литературы
- Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей: форма, цвет, звук. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль, 1997.
- Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. – М., 1997.
- Битянова М.Р., Азарова Т.В., Земских Т.В. Профессия-школьник: Программа формирования индивидуального стиля познавательной деятельности у младших школьников: учебно-методическое пособие для психологов и педагогов. – М., Генезис, 2000.
- Богданова Т.Г. Корнилова Т.В. Диагностика познавательной сферы ребенка. – М., 1994.
- Гамезо М.В. Домашенко И.А. Атлас по психологии. 0 М., 1986.
- Матюгин И.Ю., Аскоченская Т.Ю., Бонк И.А. как развить внимание и память вашего ребенка: Книга для детей и их родителей. – М., 1995.
- Шмаков С.А. Игры-шутки, игры-минутки. – М.,1993.
- Шмаков С.А., Безбородова Н.Я. от игры к самовоспитанию: сборник игр-коррекций. – М., 1993.