ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО СТИЛЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ «ПРОФЕССИЯ ШКОЛЬНИК»

Кориняк Марина Владимировна

Цель программы: создание социально-психологических условий для выработки самими школьниками эффективного стиля познавательной учебной деятельности, основанного на осмысленном использовании имеющихся в их распоряжении психических свойств и развитии необходимых дополнительных качеств субъекта деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_professiya-shkolnik.docx62.54 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования администрации г.Дзержинска

Нижегородской области

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 68»

ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО СТИЛЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

«ПРОФЕССИЯ ШКОЛЬНИК»

C:\Users\PantelkinaMV\Desktop\Фон\matem.jpg

        Составила:

Пинтелькина М.В.

Педагог-психолог МБОУ

«Средняя общеобразовательная школа № 68»

Дзержинск

2014

Раздел 1. Пояснительная записка.

  1. Актуальность программы.

В современной отечественной психолого-педагогической литературе предложено большое количество разнообразных технологий и методик ведения коррекционно-развивающих занятий, с различными возрастными и проблемными группами. Они могут существенно отличаться по своим задачам, но их сближает то, что практически все коррекционно-развивающие программы построены по принципу тренинга. То есть детям предлагаются различные игры, в процессе которых происходит закрепление тех или иных навыков, умений. При этом сами дети часто не знают, на что именно направлено упражнение, и что оно в них изменяет или формирует.

К решению различных психологических проблем, имеющихся у ребенка, к развитию его психических и личностных возможностей необходимо подходить комплексно. Вместо формирования отдельных процессов и умений - создание условий для развития ребенка как субъекта успешной деятельности, вместо неосознаваемого закрепления нужных свойств и навыков – осознание формирование эффективного для данной личности стиля деятельности. Смысл коррекционно-развивающей, формирующей работы психолога и педагога, во-первых, в создании таких условий, при которых ребенок мог бы осознать, какие свойства ему необходимо сформировать для успешной деятельности и дальнейшего психологического развития, какие индивидуальные резервы для этого у него имеются; во-вторых, в разработке для каждого ребенка путей и способов формирования необходимых свойств.

Ребенок школьного возраста является одновременно субъектом многих самых разнообразных видов деятельности, и задача выработки индивидуального эффективного стиля стоит по отношению к каждому из этих видов. В данной разработке речь идет о младшем школьном возрасте, о ведущей деятельности этого возрастного периода – учебной, и о возможностях формирования у младших школьников эффективного стиля учебной деятельности, прежде всего, ее познавательного компонента.

  1. Целеполагание и задачи.

Цель программы: создание социально-психологических условий для выработки самими школьниками эффективного стиля познавательной учебной деятельности, основанного на осмысленном использовании имеющихся в их распоряжении психических свойств и развитии необходимых дополнительных качеств субъекта деятельности.

Для достижения детьми поставленной цели необходимо создать социально-психологические условия позволяющие:

  • Сформировать у детей необходимую позитивную мотивацию. («Зачем мне нужно этим заниматься, что мне это даст?»)
  • Сформировать у школьников и доступные им на данном этапе развития навыки самоанализа и рефлексии. («Кто Я?»)
  • Дать школьникам возможность познать свои сильные стороны как субъекта познавательной деятельности и научиться опираться на них в процессе учебных занятий. («Что я могу делать хорошо и как мне это использовать в учебе?»)
  • Предоставить детям возможность познать слабые стороны своей познавательной деятельности и дать представление о способах их развития или приспособления к ним, компенсации другими возможностями. («Что мне дается с трудом, и как относиться к своим слабостям и недостаткам?»
  1. Целевая группа.

Курс рассчитан на детей 8-9 лет (второклассников, обучающихся по программе 1-4).

  1. Основные условия реализации.

Программа включат в себя 24 развивающих занятия. Занятия проводятся 1-2 раза в неделю, желательно в утренние часы. Продолжительность занятия 45 минут. По ходу занятия обязательно проводятся минутки отдыха.

2. Содержание и структура обучения.

  1. Механизмы реализации.

В структуре курса выделяются следующие разделы:

  1. Вводный раздел. Тема «какой Я?»
  2. Раздел «Познавательные процессы». Темы «Память» «Восприятие».
  3. Раздел «Внимание»
  4. Раздел «Ведущее полушарие мозга». Тема «Левши и правши».

2.Структура занятия.

  1. Приветствие.
  2. Разминка.
  3. Рефлексия предыдущего занятия и анализ домашнего задания.
  4. Основное содержание занятия.
  5. Рефлексия текущего занятия.
  6. Прощание.

  1. Тема «Какой Я?»

Цель: ознакомление детей с задачами и формами работы, сплочение группы, создание в ней доброжелательной атмосферы, формирование первичных навыков самоанализа и познания себя как субъекта учебной деятельности.

Урок №1. «Введение в тему» (1 час)

Урок №2. «Мои сильные и слабые стороны» (1 час)

Урок №3. «Что я могу и чего не могу?» (1 час)

Урок №4. «Итоговый урок по теме» (1 час)

  1. Тема «Память».

Цель: познакомить детей с особенностями процессов памяти, помочь выработать эффективные приемы управления этими процессами в учебной деятельности.

Урок №5. «Знакомься: твоя память» (1 час)

Урок №6. «Учись запоминать» (1 час)

Урок №7. «Учись запоминать» (1 час)

Урок №8. «Как я слышу слово» (1 час)

Урок №9. «Как мне легче запоминать: составляем истории» (1 час)

Урок №10. «Как мне легче запоминать: ищем новые способы» (1 час)

Урок №11. «Итоговый урок по теме». (1 час)

  1. Тема «Левши и правши»

Цель: формирование у детей представлений о доминировании левого или правого полушария, формирование представлений о ведущей руке.

Урок №12. «Знакомься: твоя правая рука, твоя левая рука» (1 час)

Урок №13. «Кто я: левша или правша?» (1 час)

Урок №14. «Теперь я знаю, кто я» (1 час)

  1. Тема «Внимание»

Цель: познакомить детей с особенностями процессов внимания, помочь выработать эффективные приемы управления этими процессами в учебной деятельности.

Урок №15. «Знакомься: твое внимание» (1 час)

Урок №16. «Внимание: продолжаем знакомиться» (1 час)

Урок №17.  «Наш пострел везде поспел» (1 час)

Урок №18.  «Внимание и интерес» (1 час)

Урок №19. «Я знаю, как быть внимательным» (1 час)

  1. Тема «Восприятие»

Цель: познакомить детей с особенностями процессов восприятия, помочь выработать эффективные приемы управления этими процессами в учебной деятельности.

Урок №20. «Знакомься: твое восприятие» (1 час)

Урок № 21. «Что я могу воспринимать?» (1 час)

Урок №22. «Свойства моего восприятия» (1 час)

Урок №23. Слушатель, зритель, деятель – кто я?» (1 час)

Урок №24. «Теперь я знаю себя!» (итоговый урок) (1 час)

Тематический план занятий

 «Профессия – школьник»

пп

Тема уроков

Задачи

Количество часов

Тема «Какой я?»

4

1

«Введение в тему»

  • познакомить школьников с целями и задачами данной программы, заинтересовать содержанием работы;
  • помочь сформировать первичные навыки самоанализа.

1

2

«Мои сильные и слабые стороны»

  • научить детей анализировать свои сильные и слабые стороны;
  • помочь детям увидеть перспективы и средства развития своих возможностей.

1

3

«Что я могу и чего не могу?»

  • формировать у детей умение анализировать свои сильные и слабые стороны;
  • обучать детей навыкам оценивания своих психологических возможностей;
  • показать учащимся, как можно использовать новые знания о себе в жизни и учебе.

1

4

«Итоговый урок па теме»

  • закрепить материал по теме «Какой я?»;
  • сформировать у детей навыки письменного психологического самоанализа.

1

Тема «Память»

7

5

«Знакомься: твоя память»

  • знакомство с понятием «память»;
  • изучение детьми особенностей их зрительной памяти;
  • осознание роли зрительной памяти в жизни и учебе.

1

6

7

«Учись запоминать»

  • отработка приемов запоминания зрительно предъявляемого материала;
  • поиск индивидуальных способов запоминания.

2

8

«Как я слышу слово»

  • знакомство с понятием «слуховая память»;
  • изучение детьми особенностей своей слуховой памяти;
  • осознание роли слуховой памяти в жизни и учебе.

1

9

«Как мне легче запоминать: составляем истории»

  • отработка новых способов запоминания.

1

10

«Как мне легче запоминать: ищем новые способы»

  • отработка новых способов запоминания;
  • осознание детьми своих особенностей и возможностей.

1

11

«Итоговый урок по теме»

  • закрепление полученных знаний по теме «Память»;
  • отработка изученных приемов запоминания.

1

Тема «Левши и правши»

3

12

«Знакомься: твоя правая рука, твоя левая рука»

  • ознакомление детей с новой темой;
  • формирование представлений о ведущей руке.

1

13

«Кто я: левша или правша?»

  • формирование у детей представлений о доминировании левого или правого полушария;
  • расширение представлений об их психологических особенностях.

1

14

«Теперь я знаю, кто я»

  • закрепление материала по теме;
  • формирование представлений о влиянии доминирования того или иного полушария на деятельность.

1

Тема «Внимание»

5

15

«Знакомься: твое внимание»

  • ознакомление детей с процессом внимания и его общими свойствами;
  • развитие навыков самоанализа и рефлексии.

1

16

«Внимание: продолжаем знакомиться»

  • формирование представлений об объеме внимания;
  • развитие навыков сосредоточения и концентрации внимания.

1

17

«Наш пострел везде поспел»

  • формирование у детей представления о распределении внимания;
  • развитие навыка распределения внимания между двумя видами деятельности,

1

18

«Внимание и интерес»

Формировании  представления о различных видах внимания;

Развитие произвольного внимания.

1

19

«Я знаю, как быть внимательным»

  • закрепление знаний по теме;
  • выведение «правил внимания», приемлемых для каждого ученика.

1

Тема «Восприятие»

4

20

«знакомься: твое восприятие»

  • познакомить с понятием «восприятия» и его видами;
  • помочь детям осознать особенности присущего им стиля восприятия.

1

21

«Что я могу воспринимать?»

  • продолжение знакомство с понятием «восприятие» (восприятие времени, расстояния и движения);
  • осознание детьми своих особенностей получения информации.

1

22

«Свойства моего восприятия»

  • знакомство со свойствами восприятия;
  • осознание детьми особенностей своего восприятия.

1

23

«Слушатель, зритель, деятель – кто я?»

  • обобщение знаний по теме;
  • осознание детьми своих индивидуальных познавательных возможностей и особенностей.

1

24

«Теперь я знаю себя!»

  • подвести итог пройденному курсу;
  •  найти место новым знаниям в реальной жизни, учебной деятельности.

1

Список литературы

  1. Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей: форма, цвет, звук. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль, 1997.
  2. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. – М., 1997.
  3. Битянова М.Р., Азарова Т.В., Земских Т.В. Профессия-школьник: Программа формирования индивидуального стиля познавательной деятельности у младших школьников: учебно-методическое пособие для психологов и педагогов. – М., Генезис, 2000.
  4. Богданова Т.Г. Корнилова Т.В. Диагностика познавательной сферы ребенка. – М., 1994.
  5. Гамезо М.В. Домашенко И.А. Атлас по психологии. 0 М., 1986.
  6. Матюгин И.Ю., Аскоченская Т.Ю., Бонк И.А. как развить внимание и память вашего ребенка: Книга для детей и их родителей. – М., 1995.
  7. Шмаков С.А. Игры-шутки, игры-минутки. – М.,1993.
  8. Шмаков С.А., Безбородова Н.Я. от игры к самовоспитанию: сборник игр-коррекций. – М., 1993.