Информация для родителей

Березняк Алёна Александровна

Памятка "«Словесные способы поощрения и поддержки ребенка».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pamyatka.docx11.51 КБ
Microsoft Office document icon pamyatki.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Памятка для педагогов и родителей

«Словесные способы поощрения и поддержки ребенка»

1. Великолепно! Правильно! Хорошо! Необыкновенно! Прекрасно! Совершенно! Отлично!

2. Замечательно! Превосходно! Чудно!

3. Ты делаешь это очень хорошо. Ты делаешь это красиво!

Ты делаешь это сегодня значительно лучше. Хорошая работа!  Еще немного времени, и у тебя это получится. С каждым днем у тебя получается лучше. Я знал(а), что ты можешь сделать это. Твоя работа принесла мне много радости.

4. Это лучше всего! Еще лучше! Это лучше, чем всегда. Так держать! Ты это сможешь! Ты смелее, умнее, сильнее!

5. Поздравляю! Мои поздравления! Я очень горжусь тобой. Это уже успех! Это твоя победа. Сердечно рад(а) за тебя.

6. Ты настоящий мастер. Я верю в тебя, у тебя будет всегда получаться не хуже, чем сейчас. Хорошо запомнил! Ты сейчас на правильном пути.

7. Молодец! Умница! Ты быстро учишься. Это то, что надо! Ты прав!

8. Большое тебе спасибо. Ты хороший(ая)! Ты — чудо!



Предварительный просмотр:

Памятка для родителей и педагогов

«Как нельзя наказывать детей»

1. Молчанием. Выдержать бойкот ребенку чрезвычайно трудно, для этого ему может потребоваться напряжение всех его психических сил.

2. Говорить: «Я тебя больше не люблю» и т. п. Лишение любви — это самое сильное наказание, конечно, при условии, если эта любовь к ребенку со стороны взрослых действительно имеется. Это наказание опасно применять к детям, поскольку оно подрывает ту основу основ, от которой зависит жизнь маленького ребенка.

3. Физически, поскольку за внешней эффективностью, кроме страха, не скрывается ничего. И утешать себя тем, что я бью ребенка для его же блага, бесполезно— вреда здесь больше: вы не только научили бояться наказания, но и преподали ребенку урок жестокости.

4. Кричать на ребенка, поскольку крик воспринимается ребенком как словесное битье.

5. Чрезмерно, не соблюдая правила о том, что поощрений при воспитании ребенка должно быть больше, чем наказаний (акцентирование хорошего в поведении ребенка путем поощрений тем самым закрепляет его).

6. Длительно по времени и спустя такое количество времени, которое несоразмерно возрасту ребенка (чем меньше  ребенок, тем ближе наказание должно быть к проступку).

7. Упрекать и поминать былые грехи ребенка, тем самым закрепляя плохое поведение ребенка.

Памятка для родителей и педагогов

«Как нужно поощрять детей»

1. Так, чтобы, оценивая соотношение поощрений и наказаний, мы были уверены в том, что поощрений в количественном отношении больше. Это необходимо для положительного фона воспитательного процесса.

2.  Использовать минимальные вознаграждения, поскольку они оставляют место для тех ощущений радости, которые сопровождают успех и достижения ребенка. Выбирая подарок для поощрения ребенка, необходимо понимать, что подарок — это лишь символ успеха или достижения.

3.  Дети чувствительны к словам значимых для них взрослых (особенно девочки), поэтому поощрением для них могут служить удачно подобранные фразы и слова.

4.  Давать особо почетные поручения, когда ребенку доверяется, поручается нечто большее, чем обычно.

5. Поощрять не только за результат, но и за попытку ребенком достигнуть результата, за старание сделать хорошо, помочь, и т. п.


Памятка для педагогов и родителей

«Как нужно указывать на ошибки детей»

1. Не стоит замечать каждую ошибку.

2. Ошибку лучше обсудить не в тот момент, когда ребенок увлечен делом, а в спокойной обстановке.

3. Замечания надо делать на фоне общего одобрения.

4. Не нужно вмешиваться в дело, которым занят ребенок, если он не просит помощи. Своим невмешательством вы будете сообщать ему: «С тобой все в порядке, ты справишься!» Конечно, родителям сложно не вмешиваться. Здесь можно посоветовать:

•    составьте список дел, с которыми ваш ребенок в принципе может справиться самостоятельно, хотя и не всегда совершенно;

•    выберите несколько дел и постарайтесь ни разу не вмешаться в их выполнение. Ободрите старания ребенка, несмотря на их результат;

•    запомните 2—3 ошибки, особенно досадных. Найдите время и подходящий тон, чтобы поговорить о них.

Но если натолкнулся на серьезную трудность, с которой не может справиться самостоятельно, тогда позиция невмешательства принесет только вред.

5. Если ребенку трудно и он готов принять вашу помощь, обязательно помогите ему.   Очень хорошо начать со слов: «Давай вместе». Эти волшебные слова откроют ребенку дверь в мир новых умений, знаний, увлечений. Завтра ребенок будет делать сам то, что

сегодня он делал с мамой. Зона дел вместе — это золотой запас ребенка, его потенциал на будущее. При этом возьмите на себя только то, что он не может выполнить сам, остальное предоставьте делать ему самому. По мере освоения ребенком новых действий постепенно передавайте их ему.

Памятка для педагогов и родителей

«Как нужно хвалить ребенка за успехи»

  1. Не следует хвалить за неуспешные действия. Оценка должна быть адекватна достигнутому результату.

  1. Нужно быть конкретным: называть то, что хвалишь, а также причину похвалы (например, «Ты хорошо нарисовал дом – у него есть все, что бывает у дома: окна, двери, крыша и труба…».

  1. Оценивая детей, не пользуйтесь безличными оценками типа «хорошо», «плохо», «молодцы». Оценка должна быть развернутой, задавать критерии успеха или неуспеха в каждом конкретном деле. Это способствует становлению самостоятельности и независимости, контроля за собственными действиями.

  1. Всегда отмечать личный прогресс ребенка (например, «Эта башня тебе удалась – она выше той, которую ты построил в прошлый раз»).

  1. Заслуженную похвалу высказывайте эмоционально, с энтузиазмом и радостью за ребенка; отрицательная оценка всегда должна быть короткой и сопровождаться утверждением, что неуспех вызван объективными трудностями и может быть преодолен.

Памятка для родителей и педагогов

«Дифференцированный подход в воспитании мальчиков и девочек»

•  Никогда не забывайте, что перед вами не просто ребенок, а мальчик или девочка с присущими им особенностями восприятия, мышления, эмоций. Воспитывать, обучать и даже любить их надо по-разному. Но обязательно очень любить.

• Никогда не сравнивайте мальчиков и девочек, не ставьте одних в пример другим: они разные даже по биологическому возрасту — девочки обычно старше ровесников-мальчиков.

• Не забывайте, что мальчики и девочки по-разному видят, слышат, осязают, по-разному воспринимают пространство и ориентируются в нем, а главное — по-разному осмысливают все, с чем сталкиваются в этом мире. И уж, конечно, не так, как мы — взрослые.

• Помните, что, когда женщина воспитывает и обучает мальчиков (а мужчина — девочек), ей мало пригодится собственный детский опыт и сравнивать себя в детстве с ними — неверно и бесполезно.

• Не  переусердствуйте, требуя от мальчиков аккуратности и тщательности выполнения вашего задания.

• Старайтесь, давая задания мальчикам, как в детском саду, в школе, так и в быту, включать в них момент поиска, требующий сообразительности. Не надо заранее рассказывать и показывать, что и как делать. Следует  подтолкнуть ребенка к тому, чтобы он сам открыл принцип решения, пусть даже наделав ошибок.

• С девочками, если им трудно, надо вместе, до начала работы, разобрать принцип выполнения задания, что и как надо сделать. Вместе с тем, девочек надо постепенно учить действовать самостоятельно, а не только по заранее известным схемам (работу по дому выполнять точно, как мама, в школе решать типовые задачи, как учили на уроке), подталкивать к поиску собственных решений незнакомых, нетиповых заданий.

• He забывайте не только рассказывать, но и показывать. Особенно это важно для мальчиков.

• Помните, что мы часто недооцениваем эмоциональную чувствительность и тревожность мальчиков.

• Если вам надо отругать девочку, не спешите высказывать свое отношение к ней — бурная эмоциональная реакция помешает ей понять, за что ее ругают. Сначала разберите, в чем ее ошибка.

• Ругая мальчика, изложите кратко и точно, чем вы недовольны, т.к. он не может долго удерживать эмоциональное напряжение. Его мозг как бы отключит слуховой канал, и ребенок перестанет вас слушать и слышать.

• Знайте, что девочки могут капризничать, казалось бы, без причины или по незначительным поводам из-за усталости (истощение правого «эмоционального» полушария мозга). Мальчики в этом случае истощаются интеллектуально (снижение активности  левого «рационально-логического» полушария). Ругать их за это не только бесполезно, но и безнравственно.

• Постарайтесь, чтобы главным для вас стало даже не столько научить чему-то, сколько сделать так, чтобы ребенок захотел научиться, не потерял интерес к учебе, почувствовал вкус к познанию нового, неизвестного, непонятного.

• Ребенок не должен панически бояться ошибиться. Невозможно научиться чему-то, не ошибаясь. Старайтесь не выработать у ребенка страха перед ошибкой. Чувство страха — плохой советчик. Оно подавляет инициативу, желание учиться, да и просто радость жизни и радость познания.

• Для мальчиков очень важно, что конкретно оценивается в их деятельности, для девочек — кто их оценивает и как. То есть мальчиков интересует суть оценки (какой момент их деятельности оценивается), а девочки более заинтересованы в эмоциональном общении со взрослыми, для них важно, какое они произвели впечатление.

Девочки очень эмоционально реагируют на все оценки: и на положительные, и на отрицательные. Мальчики реагируют избирательно и только на значимые для них оценки.

• На значимую негативную оценку «плохо слушал» только у мальчиков избирательно активируются именно слуховые отделы коры, а на оценку «плохо выполнял» — моторные. Когда мы оцениваем деятельность мальчика, он вновь переживает те фрагменты деятельности, которые оцениваются. Тогда становится понятным, почему мальчики могут и не реагировать на оценку: «я тобой не доволен». Она не имеет для него смысла. Мальчик обязательно должен знать, чем вы недовольны и как бы вновь «проиграть» в мозгу свои действия.