Группа 931 Литература 19.03.20

Задания группа 931 по литературе

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon gruppa_931_3.zip33.78 КБ

Предварительный просмотр:

Путь исканий князя Андрея

Мы знакомимся с Андреем Болконским, когда он собирается на войну. Пьеру он объясняет свое решение желанием вырваться из сферы надоевшей ему светской и семейной жизни. Но есть и другие, тайные причины, о которых князь не говорит никому: он мечтает о славе, подобной наполеоновской, мечтает совершить подвиг. «Ведь что же слава? – говорит князь Андрей. – Та же любовь к другим, желание сделать для них что-нибудь, желание их похвалы». Эти мечты особенно волнуют Болконского перед Аустерлицким сражением. Но Андрея ждет разочарование: стремление к славе приводит его к глубокому духовному кризису. Со знаменем в руках, увлекая за собой солдат, Андрей рвется навстречу своей славе. Но вдруг, словно все исчезло куда-то. «Над ним не было ничего уже, кроме неба – высокого неба, неясного, но все-таки неизмеримо высокого, с тихо ползущими по нему серыми облаками». Смертельной горячке боя противопоставлены тишина, спокойствие, вечный мир природы. Перед нами характерное для Толстого изображение природы: она олицетворяет высшие нравственные начала, то лучшее, что есть в жизни людей. «Как же я не видел прежде этого высокого неба? И как я счастлив, что узнал его, наконец. Да! Все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба».

Так по-новому открылась жизнь для Андрея. Он понял суетность своих мечтаний, понял, что в жизни есть нечто гораздо более значительное и вечное, чем война и слава Наполеона. Это «нечто» - естественная жизнь природы и человека. Еще при встрече с Тушиным поколебались представления Болконского о героях-завоевателях. Мечты о славе окончательно развеялись на Аустерлицком поле. Небо Аустерлица становится для князя символом нового, высокого понимания жизни, раскрывшихся перед ним «бесконечных и светлых горизонтов». Этот символ проходит через всю его жизнь.

Дальнейшие события – появление ребенка, смерть жены – потрясли князя Андрея. Разочаровавшись в прежних своих стремлениях и идеалах, пережив горе и раскаяние, он приходит к выводу, что жизнь в ее простых проявлениях, жизнь для себя и для своих близких – то единственное, что ему остается.

Толстой показывает, как медленно возвращается его герой к жизни, к людям. к новым поискам. Первый этап на пути возрождения – встреча с Пьером и разговор с ним на пароме. В пылу спора с другом Болконский говорит несправедливые слова, высказывает крайние суждения. Но для себя делает правильный вывод: «Надо жить, надо любить, надо верить» - эти слова Пьера глубоко запали в душу князя Андрея. Ожил его потухший взгляд и стал «лучистым, детским, нежным». Первое, что он сделал для людей, - преобразования в деревне, облегчившие участь крестьян.

Разговор с Пьером, а затем встреча с Наташей, лунная весенняя ночь в Отрадном, вызвавшая «неожиданную путаницу молодых мыслей и надежд», - все это подготовило окончательное возвращение Андрея к жизни. Встреча со старым дубом помогла ему осмыслить свое нынешнее душевное состояние.

Снова возникают честолюбивые мечты. Князь намерен принять участие в преобразованиях, которые в то время замышлялись в высших сферах. Но участие в комиссии Сперанского по составлению законов приводит к новым разочарованиям. Вспоминая своих мужиков, их нужды и заботы. Князь Андрей признает работу комиссии «праздной», далекой от насущных интересов народа. Разочаровался и в самом Сперанском. Страстное желание «найти в другом живой идеал того совершенства, к которому он стремился», привлекло его к этому деятелю, но потом он увидел, что тот вовсе не соответствует его идеалу. Понять это несоответствие помогла любовь к Наташе. Именно благодаря естественности, простоте очаровавшей его девушки Б. как бы вдруг обнаружил фальшь Сперанского и всей той бюрократической среды, душою которой тот был. Теперь перед ним открылась «жизнь, вся жизнь со всеми ее радостями». Ему кажется, что в любви он нашел подлинное счастье.

Но испытания Б. не кончились. Счастье оказалось кратковременным, и, чем светлее оно было, тем трагичнее ощущает  он разрыв с Наташей. Жизнь представляется ему жесткой ненужной, нелепой.

События 1812г. явились наиболее знаменательной эпохой в жизни Б. Его личное горе отступило на задний план перед всенародными бедствиями. Защита родины от врага становится высочайшей целью его жизни, Б. возвращается в армию. «Он весь был предан делам своего полка, он был заботлив о своих людях и офицерах и ласков сними. В полку его называли наш князь, им гордились и его любили». Он уже не стремится попасть в высшие  сферы, где, как он думал раньше, решаются судьбы родины, и остается среди простых и самых нужных на войне людей – солдат и офицеров действующей армии. Мечты о личной славе больше не волнуют его. Жить, помогая и сочувствуя людям, понимать их, слить свою жизнь с их простой и естественной жизнью – вот тот новый идеал, который пробудился в душе князя А. в дни суровых для родины испытаний. Жизнь князя Андрея завершается его единением с народом, с теми, кто борется за родную землю.