Воспитательная работа
Учебно-воспитательный план,3 класс
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 1002.5 КБ | |
| 111 КБ | |
| 70 КБ | |
| 2.1 МБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ХУЧЕЛЬСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ на заседании ШМО кл.рук. ЗАМ. ДИРЕКТОРА по ВР Директор МБОУ «Хучельская ООШ»
_______________________ ________Фомина Э.В. ________ Ильина Л.Г.
Протокол №___ «___» ___________2013 г. «___»______________ 2013г..
«___» ____________ 2013 г
План
воспитательной
работы
в 3 классе
Павлова Валентина Геннадьевна
Хучель, 2013
Список учащихся
№ | № личного дела | Ф.И.О. | Пол | Дата рождения | Полных лет на 01.01.14 г. |
1 | Б – 18 | Белкова Виктория Валерьевна | ж | 04.09.04 | 9 лет |
2 | В – 79 | Васильев Дмитрий Евгеньевич | м | 26.09.04 | 9 лет |
3 | Ф – 24 | Фёдорова Юлия Валерьевна | ж | 14.11.04 | 9 лет |
4 | Ф – 25 | Фомина Юлия Геннадьевна | ж | 13.11.04 | 9 лет |
5 | Я - 5 | Яковлева Анна Сергеевна | ж | 14.07.04 | 9 лет |
Ф.И.О. родителей, контактный телефон, адрес
№ | Ф. И. О. | Адрес | Телефон |
1 | Белков Валерий Георгиевич | д. Хучель, ул. Восточная, д.2 | 8-903-066-20-08 |
Белкова Светлана Ивановна | |||
2 | Васильев Евгений Николаевич | д.Хучель, ул. Медвежья, д. 8 | 8-905-341-56-52 |
Васильева Елена Юрьевна | |||
3 | Фёдоров Валерий Аркадьевич | д.Алёшево, ул. Первомайская, 6 | |
- | |||
4 | Фомин Геннадий Васильевич | д.Новые Турмыши, ул. Лесная, 21 | 8-905-197-21-00 |
Фомина Эльвира Витальевна | |||
5 | Яковлев Сергей Геннадьевич | д.Новые Турмыши, ул. Солнечная, 17 | 8-937-381-37-45 |
Яковлева Надежда Ивановна |
Хучель, 2013
Социально – педагогическая
характеристика класса
Количество учеников – всего: 5, мальчиков: 1, девочек: 4.
Возрастной состав:
2004 | всего | |
мальчики | 1 | 1 |
девочки | 4 | 4 |
всего | 5 | 5 |
1.Воспитывает одинокая мать: 0
ФИО матери | ФИО, всех детей | Дата рождения детей | Домашний адрес, телефон |
2.Воспитывает разведенная мать: 0
ФИО матери | ФИО, всех детей | Дата рождения детей | Домашний адрес, телефон |
3. Воспитывает один отец: 1
ФИО отца | ФИО, всех детей | Дата рождения детей | Домашний адрес, телефон |
Фёдоров Валерий Аркадьевич | Фёдорова Кристина Валерьевна | 2000 | д. Алёшево, ул. Первомайская, 6 |
Фёдорова Юлия Валерьевна | 2004 | ||
Фёдоров Никита Валерьевич | 2008 |
4.Многодетные семьи: 1
ФИО родителей | ФИО, всех детей | Дата рождения детей | Домашний адрес, телефон |
Фёдоров Валерий | Фёдорова Кристина Валерьевна | 2000 | д. Алёшево, ул. Первомайская, 6 |
Фёдорова Юлия Валерьевна | 2004 | ||
Фёдоров Никита Валерьевич | 2008 | ||
5. Малообеспеченные семьи: (только состоящие на учете в УСЗН)
ФИО ребенка | Дата рождения детей | ФИО родителей | Домашний адрес, телефон |
Фёдорова Юлия Валерьевна | 2004 | Фёдоров Валерий Аркадьевич | д. Алёшево, ул. Первомайская, 6 |
Циклограмма классного руководителя
Ежедневно
1. Работа с опаздывающими и выяснение причин отсутствия учеников на занятиях.
2. Организация питания учащихся.
3. Организация дежурства в классном кабинете.
4. Индивидуальная работа с учащимися.
Еженедельно
1. Проверка дневников учащихся.
2. Проведение мероприятий по плану.
3. Работа с родителями.
4. Взаимодействие с учителями предметниками.
5. Работа с активом класса.
Ежемесячно
1. Посещение уроков в своём классе.
2. Взаимодействие с медработником школы и социальным педагогом.
4. Встреча с родительским комитетом.
Один раз в четверть
1. Сдача отчетности по итогам учебной и воспитательной деятельности.
2. Участие в работе семинара классных руководителей.
4. Коррекция плана воспитательной работы на новую четверть.
5. Проведение родительского собрания.
Один раз в год
1. Проведение открытого мероприятия.
2. Оформление личных дел учащихся.
3. Анализ и составление плана работы с классным коллективом.
4. Сбор статистических данных о классе.
Цели воспитательной работы
Цель: выявить и развить добрые наклонности детей живой практической деятельностью, воспитывать внутренние качества, развивать их душу, ум, здоровье.
Задачи: На основе изучения личности учащихся, их интересов, стремлений и желаний создать максимум условий для физического, интеллектуального, нравственного и духовного развития детей.
- Оказание помощи ребенку в преодолении трудностей в различных видах деятельности, формирование самостоятельности.
- Развитие интеллекта средствами внеклассной работы.
- Формирование потребности в творческой деятельности.
- Развитие художественно-эстетических способностей.
- Воспитание общительности, своей общности с коллективом, духа товарищества и сотрудничества, желания оказывать помощь друг другу.
- Способствовать созданию у детей ярких эмоциональных представлений о нашей Родине, об окружающем мире и приобщению к национальным традициям.
- Формирование жизненно важных трудовых навыков и нравственных представлений: формирование у детей таких ценных качеств и привычек поведения, как стремление говорить правду, поступать по справедливости, стремление быть смелым, организованным, исполнительным, уважительным, нетерпимым к лени, зазнайству, грубости, лжи.
- Воспитание любви к чтению, развитие любознательности, любви к природе, к здоровому образу жизни.
Характеристика класса
В классе 5 учеников:4 девочки и 1 мальчик. Дети подобраны одного возраста: 2004 года рождения. 1 ребёнок из неполной семьи. Есть дети, страдающие хроническими заболеваниями: 1 ребёнок. Многие дети из благополучных семей, но есть ребята, требующие особого внимания: 1 ребёнок. С этими ребёнком проводятся индивидуальные беседы, и поддерживается тесная связь с родственниками.
У ребят класса сформирована учебная мотивация на основании диагностики и наблюдений. Половина учащихся выбирают «Любимым предметом» математику, окружающий мир, технологию, литературное чтение, ИЗО, физкультуру. Немногим нравится русский язык. Судя по результатам учебные интересы сформированы и разнообразны.
С целью изучения взаимоотношений в классе был проведен опрос, который показал, что основная масса ребят находят среди одноклассников Друзей. У большинства детей этот выбор взаимный.
Среди девочек лидером является Белкова Виктория за её сообразительность, справедливость, ответственность, чуткость. Ребята общаются между собой спокойно.
В классе преобладают познавательные ценности.
Родители детей класса активны, откликаются на просьбы учителя. Советы воспринимают положительно. Родительский комитет старается создать благоприятные условия для жизни детей в социуме: оказывает помощь в подготовке мероприятий, организует экскурсии.
Программа работы с семьями учащихся
Цель: активизация деятельности родительского коллектива в жизни класса и школы; педагогическое просвещение родителей.
Задачи: создать единое сообщество учащихся, учителя и родителей; провести информационно-просветительскую работу с родителями.
Работа с родителями осуществляется по следующим направлениям:
- последовательное двустороннее общение;
- педагогическое просвещение родителей;
- привлечение родителей в воспитательный и образовательный процесс через различные формы.
Родительский комитет
№ | Ф.И.О. | Адрес | Телефон |
1 | Васильева Елена Юрьевна | д. Хучель, ул.Медвежья, 8 | 8-905-341-56-52 |
2 | Фомина Эльвира Витальевна | д. Новые Турмыши, ул. Лесная, 21 | 8-905-197-21-00 |
План проведения родительских собраний на 2013-2014 учебный год
№ | Тема | Дата проведения |
1 | Значение режима дня в воспитании детей | сентябрь – октябрь |
2 | О трудностях учения | ноябрь – декабрь |
3 | Агрессия ее причины и последствия | январь – февраль |
4 | Поощрение и наказание детей в семье | март – апрель |
5 | До свидания, третий класс! | май |
В течение учебного года планируются регулярные встречи с родительским комитетом, индивидуальное консультирование и беседы с учащимися.
Учет посещения родительских собраний
№ | Ф.И.О. ученика | Дата посещения | ||||
1. | Белкова Виктория Валерьевна | |||||
2. | Васильев Дмитрий Евгеньевич | |||||
3. | Фёдорова Юлия Валерьевна | |||||
4. | Фомина Юлия Геннадьевна | |||||
5. | Яковлева Анна Сергеевна |
Направления | Гражданско-патриотическое воспитание | Здоровый образ жизни | Интеллектуальное воспитание ( Интеллект) | Духовно-нравственное воспитание (Нравственность) | Эстетическое воспитание (Досуг) | Работа с родителями (Семья) | Школьное самоуправление |
1 -18 | Классный час «Адрес детства – Россия, Чувашия» Классный час «День памяти жертв терроризма в Беслане» | «Вспомним правила движения» Беседа по ПДД | «День знаний» | Беседа «Права и обязанности школьника» | Линейка «День Знаний». Конкурс рисунков «Колесо безопасности» | Индивидуальные консультации | Выбор командира класса, назначение обязанностей. |
20 - 30 | Диагностика «Краски» (изучение мотивационной сферы учащихся) | Дневник твое «лицо» | Международный день мира | Индивидуальные консультации | Работа советов и актива класса |
Направления | Гражданско-патриотическое воспитание | Здоровый образ жизни | Интеллектуальное воспитание ( Интеллект) | Духовно-нравственное воспитание (Нравственность) | Эстетическое воспитание (Досуг) | Работа с родителями (Семья) | Школьное самоуправление |
1 -18 | Классный час «Кодек чести нашего класса» | Беседа: «Режим дня – основа жизни человека» | День учителя | Беседа «Поделись улыбкою своею». | Оформление классного уголка | Индивидуальные консультации. | Работа советов и актива класса |
20 - 31 | Классный час «Что такое совесть» | Улица полна неожиданностей. (Как правильно переходить дорогу) | День Интернета | Классный час «О лени и лентяях». | Конкурс поделок «Осенние фантазии» | Родительскоесобрание «Значение режима дня в воспитании детей» | Организация генеральной уборки в классе |
Направления | Гражданско-патриотическое воспитание | Здоровый образ жизни | Интеллектуальное воспитание ( Интеллект) | Духовно-нравственное воспитание (Нравственность) | Эстетическое воспитание (Досуг) | Работа с родителями (Семья) | Школьное самоуправление |
1 -18 | Беседа о правах ребёнка | Весёлые старты | Викторина «Мы крутим глобус» | Классный час «От чего зависит настроение» | Индивидуаль ные консультации | Работа советов и актива класса | |
19 - 30 | Классный час «Твоя семья» | Опасные ситуации контактов с незнакомыми людьми | Конкурс рисунков и поделок «Самой милой и любимой!» | Праздник День матери» | Выставка рисунков «Моя мама лучше всех» Конкурс авторских стихотворений «Мамочка любимая моя» | Индивидуаль ные консультации | Организация генеральной уборки в классе |
Направления | Гражданско-патриотическое воспитание | Здоровый образ жизни | Интеллектуальное воспитание ( Интеллект) | Духовно-нравственное воспитание (Нравственность) | Эстетическое воспитание (Досуг) | Работа с родителями (Семья) | Школьное самоуправление |
1 -18 | Классный час «Конституция – основной закон» | Классный час «Полезные привычки. Как их создать?» | Диспут «Что я могу сделать, для того чтобы лучше учиться!» | Беседа «Уважай свое время и время других» | Конкурс поделок «Дед Мороз и Снегурочка – своими руками» | Проектная деятельность «Дело, которое мы делаем всей семьёй» | Мастерская Деда Мороза (оформление кабинета, изготовление игрушек) |
19 - 28 | Беседа «Закон и дети» | Беседа об использовании пиротехнических средств | Игра - путешествие «Новый год шагает по планете» | Новогодний карнавал | Конкурс новогодних газет «Мы встречаем Новый год!» | Родительскоесобрание «О трудностях учения» | Организация генеральной уборки в классе |
Направления | Гражданско-патриотическое воспитание | Здоровый образ жизни | Интеллектуальное воспитание ( Интеллект) | Духовно-нравственное воспитание (Нравственность) | Эстетическое воспитание (Досуг) | Работа с родителями (Семья) | Школьное самоуправление |
1 -18 | Классный час «Как вести себя в обществе | Беседа «Как можно не болеть!» | Викторина «Красный, желтый, зеленый» (Значение сигнала светофора. Пешеходный переход) | Классный час «Как я провел зимние каникулы» | Индивидуаль ные консультации | Выбор управления класса на 2 полугодие. | |
19 - 28 | Беседа "Ваши добрые поступки" | Конкурс физмину ток | Викторина «Братья наши меньшие» | Беседа «Мир моих увлечений» | Конкурс рисунков «Проказы матушки-зимы» | Индивидуаль ные консультации | Работа советов и актива класса |
Направления | Гражданско-патриотическое воспитание | Здоровый образ жизни | Интеллектуальное воспитание ( Интеллект) | Духовно-нравственное воспитание (Нравственность) | Эстетическое воспитание (Досуг) | Работа с родителями (Семья) | Школьное самоуправление |
1 -18 | Классный час «О героях былых времён». | Беседа «Береги глаз как алмаз» | Беседа «С кого можно брать пример» | Беседа «Что такое доверие» | В классной мастерской. Подарки папам. | Беседы с родителями по интересую щим их вопросам | Проверка состояния учебников, наличие школьных принадлежностей |
19 - 28 | Беседа, посвященная Дню защитников Отечества | Весёлые старты | Викторина «Клуб магистра любознайкина» | День Святого Валентина. | Конкурс «А ну-ка, добры молодцы!» | Родительскоесобрание «Агрессия ее причины и последствия» | Организация генеральной уборки в классе |
Направления | Гражданско-патриотическое воспитание | Здоровый образ жизни | Интеллектуальное воспитание ( Интеллект) | Духовно-нравственное воспитание (Нравственность) | Эстетическое воспитание (Досуг) | Работа с родителями (Семья) | Школьное самоуправление |
1 -18 | Беседа «Моя Родина Россия!» | Беседа о вреде курения | Конкурс «Мы ищем золушку» | Праздник 8 марта | В классной мастерской. Подарки мамам. | Индивидуаль ные консультации | Проверка состояния учебников. |
19 - 31 | Классный час «Откуда мы родом» | Классный час «Путешествие в страну Здоровье» | КВН «Птицы – наши пернатые друзья, обижать их нельзя!» | Моя семья: составление родословной | Выставка рисунков «Мамы разные нужны, мамы | Консультации для родителей по интересую щим их вопросам | Организация генеральной уборки в классе |
Направления | Гражданско-патриотическое воспитание | Здоровый образ жизни | Интеллектуальное воспитание ( Интеллект) | Духовно-нравственное воспитание (Нравственность) | Эстетическое воспитание (Досуг) | Работа с родителями (Семья) | Школьное самоуправление |
1 -18 | Классный час, посвященный Дню космонавтики. | Классный час « 8 правил моей безопасности» | Викторина «Покорение космоса» | Беседа «Разрешение конфликтов без насилия» | Веселые розыгрыши «1 апреля - день Юмора» | Индивидуаль ные консультации | Работа советов и актива класса |
19 - 30 | Беседа «Моя помощь родным» | Беседа «Чистота, опрят ность, аккурат ность» | Конкурс фантастических проектов | Классный час «Что такое дружба». | КВН « Путешествие эрудитов» | Родительскоесобрание «Поощрение и наказание детей в семье» | Организация генеральной уборки в классе |
Направления | Гражданско-патриотическое воспитание | Здоровый образ жизни | Интеллектуальное воспитание ( Интеллект) | Духовно-нравственное воспитание (Нравственность) | Эстетическое воспитание (Досуг) | Работа с родителями (Семья) | Школьное самоуправление |
1 -18 | Урок памяти, посвященный победе над фашизмом | Беседа «Мое тело – моя собствен ность» | Математическая викторина «Гонки» | Акция «Живи, книга» | «Мы рисуем Парад Победы» | Индивидуаль ные консультации | Работа советов и актива класса |
19 - 30 | Классный час «НАМ ДОРОГИ ЭТИ ПОЗАБЫТЬ НЕЛЬЗЯ …» | Инструк таж перед летними каникула ми | Викторина «Умники и Умницы» | Классный час «Вот какие мы стали!» | Линейка “Последний звонок” | Родительское собрание «До свидания, третий класс!» | Организация генеральной уборки в классе |
Десять заповедей для родителей
Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.
Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него сделал. Ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот — третьему, и это необратимый закон благодарности.
Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб. Ибо что посеешь, то и взойдет.
Не относись к его проблемам свысока. Жизнь дана каждому по силам и, будь уверен, ему она тяжела не меньше, чем тебе, а может быть и больше, поскольку у него нет опыта.
Не унижай!
Не забывай, что самые важные встречи человека — это его встречи с детьми. Обращай больше внимания на них — мы никогда не можем знать, кого мы встречаем в ребенке.
Не мучь себя, если не можешь сделать что-то для своего ребенка. Мучь, если можешь — но не делаешь. Помни, для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все.
Ребенок — это не тиран, который завладевает всей твоей жизнью, не только плод плоти и крови. Это та драгоценная чаша, которую Жизнь дала тебе на хранение и развитие в нем творческого огня. Это раскрепощенная любовь матери и отца, у которых будет расти не «наш», «свой» ребенок, но душа, данная на хранение.
Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы делали твоему.
Люби своего ребенка любым — неталантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним — радуйся, потому что ребенок — это праздник, который пока с тобой.
Изучение уровня воспитанности
№ | Фамилия, имя | Особенности ребёнка | Замечания, предложения |
1 | тихий, себе на уме, неусидчивый | быть внимательней, активней | |
2 | активная, любознательная, болтушка | быть собраннее, ответственней | |
3 | общительный, активный, ответственный | учиться управлять своими эмоциями | |
4 | Яковлева Анна | общительная, активная, вертушка | учиться управлять своими эмоциями |
5 | спокойный, скрытный, себе на уме | быстрее работать | |
6 | активный, неусидчивый | больше самостоятельности | |
7 | неусидчивый, ленивый | быть собраннее, ответственней, самостоятельней | |
8 | Белкова Виктория | ответственная, любознательная, усидчивая | быть активней |
9 | Фёдорова Юлия | добрая, тихая, болтушка, ленивая | проснуться, начать учиться, активизироваться |
10 | безответственный, ленивый, драчун, врун | быть собраннее, ответственней, самостоятельней | |
11 | Фомина Юлия | тихая, ответственная, усидчивая | быть активней |
12 | активный, безответственный, неусидчивый | быть ответственным, научиться уважать окружающих | |
13 | Васильев Дмитрий | добрый, спокойный, отзывчивый | больше внимательности, учиться |
14 | спокойная, старательная, добрая | быть собраннее, самостоятельней | |
15 | активный, ответственный, любознательный, усидчивый | учиться управлять своими эмоциями | |
16 | ответственный, любознательный | быть активней, учиться управлять своими эмоциями | |
17 | вспыльчивый, безответственный | начать учиться, активизироваться | |
18 | вспыльчивый, усидчивый | быть активней, учиться управлять своими эмоциями | |
19 | спокойная, усидчивая, трудолюбивая, ответственная | быть активней | |
20 | ленивый, неусидчивый, болтун | быть собраннее, ответственней, самостоятельней | |
21 | активный, ответственный, любознательный | учиться управлять своими эмоциями, уважать окружающих | |
22 | активный, ответственный, любознательный | учиться управлять своими эмоциями | |
23 | трудолюбивый, активный, ответственный | учиться управлять своими эмоциями, уважать окружающих |
Сведения о занятости учащихся во внеурочное время
№ | Фамилия, имя | Кружки, секции | |
1 полугодие | 2 полугодие | ||
1 | |||
2 | |||
3 | |||
4 | |||
5 |
ЗАНЯТОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ
Ф. И. О. ученика | Ф. И. О. родителей | Место работы |
1Белкова Виктория Валерьевна | Отец – Белков Валерий Георгиевич | ООО «Хучель», скотник |
Мать – Белкова Светлана Ивановна | Г. Канаш, Сосудистое отделение, санитарка | |
2. Васильев Дмитрий Евгеньевич | Отец – Васильев Евгений Николаевич | |
Мать – Васильева Елена Юрьевна | Администрация Хучельского сельского поселения, техслужащая | |
3. Фёдорова Юлия Валерьевна | Отец – фёдоров Валерий Аркадьевич | Временно не работает |
4. Фомина Юлия Геннадьевна | Отец – Фомин Геннадий Васильевич | Строитель, г. Санкт- Петербург
|
Мать – Фомина Эльвира Витальевна | МБОУ «Хучельская ОШШ», зам. директора поУВР, учитель | |
5. Яковлева Анна Сергеевна | Отец – Яковлев Сергей Геннадьевич | строитель, г. Москва |
Мать – Яковлева Надежда Ивановна | Временно не работает |
Предварительный просмотр:
Викторина по русскому языку и чтению
Ведущий.
Ребята, сегодня мы с вами собрались на праздник, который имеет необычное название: "ВИКТОРИНА". Кто из вас может объяснить, что означает это слово?
Ученик.
Викторина - это, когда ведущий задает вопросы, а дети отвечают на них.
Ведущий.
Правильно, а точнее, это игра в ответы на вопросы, объединенные одной темой. Сегодня мы с вами будем отвечать на вопросы по русскому языку и чтению. В ваших классах уже прошли предварительные викторины, и вы смогли выбрать наиболее подготовленных детей. Я приглашаю на сцену команды "Угадай-ка" и "Любознательные".
Ведущий представляет членов жюри (классные руководители, завуч начальных классов, библиотекарь).
Задание 1
Командам предлагается магнитная доска и набор отдельных слогов и букв. Надо постараться из данных слогов получить слова путем добавления одной буквы.
5 слов - 5, 4 слова - 4 и т.д.
БА, КО, СО, РИ, ЛА
БА, КО, СО, РИ, ЛА
Лежат отдельные буквы.
Задание 2
Командам выдаются одинаковые комплекты из четырех картинок по развитию речи. Нужно придумать красивый, связный рассказ.
Пока команды готовятся, ведущий проводит с болельщиками игру "Доскажи словечко". Болельщики обеих команд отвечают по очереди.
Жеребенок с каждым днем
Подрастал и стал ... (конем).
Кто альбом раскрасит наш?
Ну, конечно ... (карандаш).
Кругла, рассыпчата, бела
На стол с полей пришла.
Ты посоли ее немножко,
Ведь, правда, вкусная ... (картошка).
Что за скрип, что за хруст?
Это что еще за куст?
Как же быть без хруста,
Если я ... (капуста).
Мчусь как пуля я вперед,
Лишь поскрипывает лед,
Да мелькают огоньки!
Кто несет меня? ... (коньки).
По дороге наша Машенька идет,
За веревочку козу она ведет.
А прохожие глядят во все глаза
- Очень длинная у девочки ... (коса).
В яме спит зимою длинной.
Но чуть солнце станет греть,
В путь за медом и малиной
Отправляется ... (медведь).
В черном поле заяц белый
Прыгал, бегал, петли делал.
След за ним был тоже бел
Кто же этот заяц? ... (мел).
В подполье, в каморке
Живет она в норке.
Серая малышка
Кто же это? ... (мышка).
Он всю зиму в шубе спал,
Лапу бурую сосал,
А проснувшись, стал реветь
Этот зверь лесной ... (медведь).
Ведущий.
Молодцы! Каждая команда получает по 5 баллов. Ну, а теперь послушаем рассказы, которые приготовили нам команды.
Задание 3
Задание написано на доске.
УГАДАЙ-КЕ
7 "люков"
1.-ЛЮ-К-
2.-ЛЮК-
3.-ЛЮ-К-
4.-ЛЮК-
5.-ЛЮ- - -К-
6.-ЛЮК- -
7.-ЛЮ- -К
ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫМ
7 "львов"
1. -ле- -в- -
2. ле-в- -
3. -лев- -
4. - -лев- - - -
5. -лев
6. - -лев- -
7. ле- -в- -
Вопросы для "УГАДАЙ-КИ"
1. Без этого не играют в хоккей.
2. Этот в руке у Бабы-Яги.
3. Этот пекут, как пекут пироги.
4. Этот не знает, что значит улыбка.
5. В тот молочко наливают кошке.
6. Этот с болота приносят в лукошке.
7. Этот искал Карабас-Барабас.
Вопросы для ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫХ"
1. Первый лев пасет оленей.
2. Этот острый, в мыльной пене.
3. Третий - корм для лошадей.
4. Лев - источник новостей.
5. В пятом здесь бычок вздыхает.
6. Этот полю помогает.
7. А последний очень вял.
В этом конкурсе командам помогают болельщики. Если команда и ее болельщики не знают ответа, то отвечает команда соперника, и, таким образом, зарабатывает себе дополнительные баллы.
Задание 4
Ведущий.
Ребята, вам пришла шифровка. Она напечатана необычными буквами, в которых не хватает одного элемента. Надо подумать какого, мысленно его приставить и прочитать 2 слова. Задание можно усложнить: команды шифруют друг другу слова.
УГАДАЙ-КЕ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫМ
Задание 5
На доске за 3 минуты написать как можно больше слов с сочетаниями:
УГАДАЙ-КЕ ---- ЧА- ЩА
ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫМ ---- ЖИ - ШИ
В это время проводится конкурс для болельщиков.
1. Придумать слово, состоящее из трех букв и трех звуков.
2. Придумать слово, состоящее из четырех букв и четырех звуков.
3. Придумать имя девочки, в котором три слога.
4. Придумать имя мальчика, в котором на один слог меньше.
5. Подсчитать сколько звуков и букв в словах:
ЯБЛОКО ЕНОТ
6. Подсчитать, сколько слогов в именах:
ПЕТР АЛЕША
Задание 6
Участвуют капитаны команд.
Ведущий.
Ребята, надо отвечать на мои вопросы так, чтобы ответ начинался с буквы:
"С" "А"
- Как тебя зовут?
- Где ты живешь?
- Кто твоя сестра?
- Кем работает отец?
- А мама?
- Что ты любишь есть?
- Твои любимые напитки?
- Какие фрукты, ягоды ты любишь?
Задание 7
Участники должны угадать сказки и их героев.
- Иван-царевич говорит ей:
- Лягушка, лягушка отдай мою стрелу.
("Царевна-Лягушка", р.н.с.)
- Отвечает золотая рыбка:
"Не печалься, ступай себе с богом. Будет вам новое корыто".
("Сказка о рыбаке и рыбке", А. С. Пушкин)
- Как называется сказка, главный герой которой едет на печке к царю?
("По щучьему велению", р.н.с.)
- Кто прислал телеграмму?
От дедушки ушел,
От бабушки ушел,
Скоро буду у вас. (колобок)
- Красна девица грустна,
Ей не нравится весна,
Ей на солнце тяжко.
Слезы льет бедняжка. (Снегурочка)
- Назовите аппарат, на котором Баба-Яга совершала свои полеты, (ступа)
Ведущий.
Итак, ребята, наша веселая викторина подошла к концу. Вы молодцы, много знаете и умеете дружно работать.
Подведение итогов
КВН "Мой верный друг - язык мой русский"
Ведущий. Здравствуйте, ребята! "Мой верный друг!.. Мой царь! Мой раб! Родной язык", - так охарактеризовал поэт Валерий Брюсов прекрасный образ родного языка.
Узбекская поэтесса Этебор Ахунова пишет:
"На столе моем - книги,
Много радостных книг!
Их открыл мне учитель -
Мудрый русский язык!
Он к сокровищам знаний -
Ключ волшебный в руке.
Говорю с целым миром
Я на том языке".
Раздается стук в дверь.
Ведущий (открывая дверь). Ребята, да к нам на праздник сам Русский язык пожаловал!
Русский язык. Здравствуйте! Здесь, кажется, собрались все мои друзья! Как я рад встрече с вами! Хочу поиграть с вами, а заодно и проверю (грозя пальцем), как вы русский язык знаете. Я говорю вам существительное в единственном числе, а вы мне в ответ - во множественном. Отвечайте хором.
Нога - ... (ноги).
Рука - ... (руки).
Дуга - ... (дуги).
Мука - ... (?).
Вот и ошиблись. Существительное "мука" не имеет множественного числа. Продолжаем дальше.
Ведро - ... (ведра).
Бедро - ... (бедра).
Метро - ... (?).
День - ... (дни).
Пень - ... (пни).
Лень - ... (?).
Цыпленок - ... (цыплята).
Козленок - ... (козлята).
Бочонок -... (бочонки).
Ведущий. Поиграли, а теперь приступим к серьезным испытаниям. Оценивать ваши знания будет Русский язык, а я стану ему помогать.
Конкурс "Трындычиха"
Ребятам предлагается очень быстро и правильно прочитать скороговорки. Например:
- Архип осип, Осип охрип.
- Шел с козой косой козел. И др. Победителю конкурса Русский язык вручает ленту с надписью "Трындычиха".
Конкурс "Алфавит-аукцион"
У ведущего в руках - карточки с буквами (вперемешку). Ведущий называет имя ученика, показывает ему букву и задает вопрос. Ученик должен в течение 5 секунд найти ответ, который начинается с указанной буквы. Если игрок не отвечает, он выбывает из игры, вопрос задается другому ученику. Вопросы можно задавать разные, используя одни и те же буквы по несколько раз.
А - река?
Б - дерево?
В - дикое животное?
Г - гриб?
Д - имя девочки?
Е - ягода?
Ж - насекомое?
3 - певица?
И - государство?
К - спортивный снаряд?
Л - птица?
М - орудие труда?
Н - рыба?
О - огородное растение?
П - поэт?
Р - школьная принадлежность?
С - родственница?
Т - писатель?
У - профессия?
Ф - первый книгопечатник на Руси?
Х - артист?
Ц - строительный материал?
Ч - единица измерения времени?
Ш - учебное учреждение?
Щ - сказочная рыба-волшебница?
Э - его можно услышать в горах?
Ю - игрушка?
Я - фрукт?
Победителю конкурса Русский язык вручает ленту с надписью "Эрудит".
Конкурс "Всезнайка"
В игре участвуют двое. Игроки получают одинаковые карточки, на которых написаны слова, но некоторые буквы в них пропущены. Задание - дописать недостающие буквы: кто быстрее. Проигравший выбывает, его место занимает новый игрок (карточки новые). Примеры слов:
х ... ... в (хлев);
к ... ... щ (клещ);
я ... ... с (ярус);
г ... ... в (гнев);
б ... ... щ (борщ);
щ .... : ... л (щегол);
... ... д ... ... ... д (водопад);
... е ... ... т ... т (депутат). И др.
Победителю конкурса Русский язык вручает ленту с надписью "Всезнайка".
Конкурс "Одним словом"
Ведущий читает вслух фразу, ученики должны выразить ее смысл одним словом. Побеждает тот, кто даст больше правильных ответов. Примеры фраз:
- мчаться на всех парах (стремительно);
- орать во все горло (громко);
- спать мертвым сном (крепко);
- работать, не покладая рук (усердно);
- в час по чайной ложке (медленно);
- сделать на скорую руку (наспех);
- вылететь из головы (забыть).
Победителю конкурса Русский язык вручает ленту с надписью "Краткость - сестра таланта".
Конкурс "Эй, моряк!"
Ведущий раздает детям карточки с заданиями. На карточках записаны слова (могут быть одинаковыми для всех или разными), в которых нужно зачеркнуть слово "море" и прочитать названия морских обитателей: кто быстрее. Примеры слов:
- кмореамморебалмореа (камбала);
- оммореаморер (омар);
- кремореветморека (креветка);
- моремеморедумореза (медуза);
- кмореальморемар (кальмар). Победителю конкурса Русский язык вручает бескозырку с надписью "Юнга".
конкурс "Капитан Врангель"
Детям предлагается разгадать зашифрованные слова и за 3-5 минут написать мини-сочинение, используя их все. Примеры слов:
100лица, во100к, рас100яние, про100р, те100, ли100к, 100рож, сви100к, по100вой, пи100лет.
Победителю конкурса Русский язык вручает капитанские погоны.
Конкурс "Гостеприимный хозяин"
Однажды кит, тритон, баран, оса и крот,
Барсук, улитка и акула
Залезли пировать в кроссворд.
Гремела музыка, и лес дрожал от гула.
На шум явились краб, лягушка, павиан,
Лиса и кенгуру, сова и пеликан,
И под конец совсем - вломились слон с ослом.
Всех разместить прошу за праздничным столом! (Подсказка: начать "размещать" удобнее с осы и кита.) Ответы:
- по горизонтали: пеликан, акула, барсук, оса, лиса, тритон, слон, краб;
- по вертикали: лягушка, кенгуру, павиан, крот, баран, улитка, кит, осел, сова.
Победителю конкурса Русский язык вручает фартук и ленту с надписью "Гостеприимный хозяин".
Конкурс "Самый глазастый"
Каждый ученик получает карточку с рассказом-загадкой. В рассказе "спрятаны" 15 названий растений. Попробуйте их найти.
"Рано утром мы вышли в поход. Шли бодро. Костя Никандров затянул песню о сотне юных бойцов, ее дружно подхватили... Грибы искали на опушке. Дружными усилиями насобирали пару ведер груздей. Кувшин каких-то неизвестных грибов насобирали Лия Иванова и Рая Сенькова, но их решили выбросить. Время пролетело незаметно. Вере скоро захотелось пить, и тут только она заметила, что ее фляжка пуста. Ее выручила Катя Блокова. Вечером разожгли костер, отдохнули, испекли в золе клубни картофеля. В обратный путь отправились уже поздно вечером".
Победителю конкурса Русский язык вручает ленту с надписью "Самый глазастый".
Конкурс "Соображалка"
На плакате написаны слова: полумесяц, каникулы, кино, и, разум, книга, цыпленок, хор, урок, шоколад, бросок, коробка, карандаш, пожар, лепет,
Русский язык. Взяв по две стоящие рядом буквы из каждого слова, выписав их все подряд и разбив затем на слова, любой из вас узнает, что я о нем думаю. ("Умники и умницы, хорошо соображаете!")
Победителю конкурса Русский язык вручает ленту с надписью "Умник" или "Умница".
Ведущий. Вот и настало время попрощаться нам с Русским языком.
Русский язык. Нет, мы не прощаемся! Я только говорю вам "До свидания!". Не раз я приду еще к вам. А вот всех победителей сегодня особо благодарю и крепко пожимаю им руку.
Пожимает руки всем победителям.
Конкурс грамотеев
Оформление:
Пословица "Ученье - свет, неученье - тьма". Рисунки детей на школьную тему. Книжная выставка.
Звучит веселая музыка.
Ведущий. Добрый день, дорогие друзья! Сегодня мы проводим конкурс грамотеев!
В конкурсе принимают участие две команды - "Ракета" и "Радуга". Членами жюри являются старшеклассники - победители предметных школьных олимпиад. Они же помогут мне проводить конкурс.
Условие конкурса вам известно: на вопрос отвечает команда, участник которой успеет первым поднять руку.
Итак, наш конкурс начинается!
Удар гонга.
Ведущий. 1 тур - математический.
Старшеклассник. Для того, чтобы решить задачу, нужны не только знания, но и смекалка. Давайте проведем небольшую разминку.
Попробуйте решить задачи.
Задача 1.
Три мальчика - Коля, Петя и Ваня - отправились на ярмарку. По дороге они нашли три рубля. Сколько денег нашел бы Ваня, если бы он один отправился на ярмарку? (Ваня нашел бы те же три рубля.)
Задача 2.
Три мальчика - Коля, Петя и Ваня - отправились на ярмарку. Навстречу им шли три бабушки. В руках у каждой бабушки - по три котенка. Сколько котят несли бабушки на ярмарку? (Ни одного. Котят несли с ярмарки.)
Задача 3.
В комнате четыре угла. В каждом углу сидит кошка. Против каждой кошки сидит по три кошки. Сколько кошек в комнате всего? (Четыре.)
Старшеклассник. Молодцы!
Ведущий. А теперь задание посложнее. Мною будут прочитаны отрывки из литературных произведений, герои которых совершают математические действия. Ваша задача: во-первых, проверить, верный ли дан героями ответ; во-вторых, сказать, из какой книги прочитан отрывок и кто ее автор.
Задание 1.
- Мы займемся арифметикой. У вас в кармане два яблока... Буратино хитро подмигнул.
- Врете, ни одного...
- Я говорю, - терпеливо повторила девочка, - предположим, что у вас в кармане два яблока. Некто взял у вас одно яблоко. Сколько у вас осталось яблок?
- Два...
- Почему?
- Я же не отдам некту яблоко, хоть он дерись! Вопрос: верный ли дан ответ? (Нет. Правильный ответ: одно яблоко. А. Толстой, "Золотой ключик, или Приключения Буратино".)
Задание 2.
"На ста площадях по сто зеркал, - сказал Топсед Седьмой. - Сколько же это будет всего зеркал?"
Все вокруг почтительно замерли, и король начал по очереди спрашивать своих придворных.
"Вы знаете?"
- "Запамятовал, ваше величество. Мне в детстве трудно давалась арифметика."
- "А вы?"
- "Двести зеркал, ваше величество."
Вопрос: верный ли дан ответ? (Нет. Правильный ответ: десять тысяч зеркал. В.Губарев. "Королевство кривых зеркал".)
Задание 3.
Аля раскрыла учебник - так, наугад, где сам раскрылся. Прочла: "У Антоши на столе было девять солдатиков. Один барабанщик, остальные пехотинцы. Сколько было пехотинцев?" - "У какого это Антоши?" - подумала Аля.
Вопрос: сколько было пехотинцев? (Девять. И. Токмакова. "Может, нуль не виноват.")
Ведущий. Пока жюри подсчитывает первые итоги, я попрошу зрителей разгадать загадки.
Загадки зрителям.
1.
Проживают в трудной книжке
Хитроумные братишки.
Десять их, но братья эти
Сосчитают все на свете. (Цифры.)
2.
Шея длинная такая,
Хвост крючком...
И не секрет:
Любит всех она лентяев,
А ее лентяи - нет! (Двойка.)
3.
В этой узенькой коробке
Ты найдешь карандаши,
Ручки, перья, скрепки, кнопки,
Что угодно для души. (Пенал.)
4.
В школьном ранце я лежу,
Как ты учишься, скажу. (Дневник.)
5.
В черном поле заяц белый
Прыгал, бегал, петли делал.
След за ним был тоже бел.
Кто же этот заяц? (Мел.)
Ведущий. Попросим жюри объявить итоги I тура.
Подведение итогов. Удар гонга.
Ведущий. II тур - грамматический.
Старшеклассница. Для разминки давайте проведем игру "Третий лишний". Я буду называть вам по три слова. В каждой тройке два слова родственные, однокоренные, а одно - лишнее. Найдите лишнее слово:
Вода, водитель, водяной. (Водитель.)
Гора, пригорок, горе. (Горе.)
Лес, лестница, лесничий. (Лестница.)
Левый, лев, налево. (Лев.)
Старшеклассница. Молодцы!
Ведущий. А теперь задание посложнее. Русская народная пословица гласит: "Ученье - свет, неученье - тьма". За то время, пока зрители будут отгадывать загадки, команды должны подобрать однокоренные слова к слову "учение".
Команды приступают к выполнению задания.
(Примерные ответы: учение - ученик, учебник, учеба, учиться, учебный, ученический, ученичество, ученый, учитель, учительская, училище.)
Загадки для зрителей.
1.
На странице букваря
Тридцать три богатыря.
Мудрецов-богатырей
Знает каждый грамотей. (Алфавит.)
2.
До чего же скучно, братцы,
На чужой спине кататься!
Дал бы кто мне пару ног,
Чтобы сам я бегать мог! (Ранец.)
3.
Говорит она беззвучно,
А понятно и нескучно,
Ты беседуй чаще с ней
- Станешь вчетверо умней. (Книга.)
4.
Я то в клетку,
То в линейку,
Написать по ним сумей-ка!
Можешь и нарисовать...
Что такое я? (Тетрадь.)
5.
Я фигурка небольшая,
Точка подо мной большая.
Коль спросить что соберешься,
Без меня не обойдешься. (Вопросительный знак.)
6.
Отгадай, что за вещица,
- Острый клювик, а не птица.
Этим клювиком она
Сеет - сеет семена
Не на поле, не на грядке
- На листах твоей тетрадки. (Ручка.)
7.
Есть, друзья, такая птица:
Если сядет на страницу,
Очень рад бываю я,
А со мною вся семья. (Пятерка.)
8.
Жмутся в узеньком домишке
Разноцветные детишки.
Только выпустишь на волю
- Где была пустота,
Там теперь красота! (Цветные карандаши.)
Ведущий. А теперь давайте проверим, как команды справились с заданием.
Ответы команд.
Исполняется концертный номер - песня "Чему учат в школе" (сл. М. Пляцковского, муз. В. Шаинского).
Ведущий. III тур называется "Книгочей". Мною будут прочитаны отрывки из детских книг. Вы должны отгадать, о ком говорится в прочитанных строчках и из какой книги они взяты.
Итак, внимание!
"Существо, немного похожее на таракана, но с головой, как у кузнечика. Оно сидело на стене под очагом и тихо потрескивало: "Крри-кри", глядело выпуклыми, как из стекла, радужными глазами, шевелило усами." (Говорящий Сверчок. А.Толстой "Золотой ключик, или Приключения Буратино.")
"В самой чашечке цветка сидел маленький человечек, беленький и прозрачный, точно хрустальный. На голове у него сияла корона, за плечами развивались блестящие крылышки." (Эльф. Г.-Х. Андерсен "Дюймовочка".)
"На нем был длинный халат из красивой темно-синей материи, на которой были вышиты золотые звезды и серебряные полумесяцы. На голове была черная шапка с такими же украшениями, на ногах - красивые туфли с загнутыми кверху носками. (Волшебник. Н. Носов "Незнайка в Солнечном городе".)
"На краю сундука сидел маленький человечек... На голове - широкополая шляпа, черный кафтанчик украшен кружевным воротником и манжетами, чулки у колен завязаны пышными бантами, а на красных сафьяновых башмачках поблескивают серебряные пряжки". (Гном. С. Лагерлеф "Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями".)
"Больше всего на свете доктор любил зверей. В комнате у него жили зайцы. В шкафу у него жила белка. На диване жил колючий еж. В сундуке жили белые мыши." (Доктор Айболит. К.Чуковский "Доктор Айболит".)
"Это был тощий и смуглый старичок с бородой по пояс, в роскошной чалме, тонком белом шерстяном кафтане, обильно расшитом золотом и серебром, в белоснежных шелковых шароварах и нежно-розовых сафьяновых туфлях с высоко загнутыми носками." (Джинн Хоттабыч. Л. Лагин "Старик Хоттабыч")
Ведущий. Пока жюри подводит итоги, предлагаем вам посмотреть концертный номер.
Концертный номер
Ведущий. Пришло время конкурса капитанов. Победит тот капитан, который сможет правильно проговорить скороговорку:
На дворе трава,
На траве дрова.
Не руби дрова
На траве двора.
Капитанам необходимо дать время для тренировки, поэтому сначала скороговорку пытаются проговорить зрители, Затем по одному разу - капитаны. Только вторая попытка является конкурсной.
Ведущий. Дорогие друзья! Вот и подошла к концу наша встреча. Я попрошу жюри подвести итоги.
Подведение итогов.
Викторина «Наш великий, могучий, прекрасный русский язык»
На доске – эпиграф
“Учите русский язык –
Годы к ряду,
С душой,
Усердием,
С умом!
Вас ждет великая награда,
И та награда – в нем самом”
(Сабир Абдулла)
Цель:
- прививать любовь к родному языку;
- закреплять знания и умения, полученные на уроках;
- воспитание у уч-ся бережного отношения к родному слову;
- развитие интереса к глубокому изучению русского языка во внеурочное время;
- расширить словарный запас детей, используя высказывания писателей о русском языке.
Задачи:
- формирование интереса к нему как к учебному предмету,
- повышение общей языковой культуры
Оборудование:
- высказывания писателей о русском языке;
- плакат с ребусами;
- карточки с заданиями.
Ход викторины
1. Вводный этап
Ведущий. Здравствуйте, уважаемые гости, участники нашей викторины. Сегодня у нас викторина по русскому языку. Главный гость сегодня - его величество русский язык. Могуч и прекрасен русский язык. Послушайте, что говорили о нём выдающие русские и зарубежные писатели.
Дети читают высказывания о русском языке.
Ученик 1. Александр Сергеевич Пушкин прекрасно относился к родному языку. По его мнению, «русский язык-это выразительный и звучный язык, гибкий и мощный в своих оборотах и средствах». Ему свойственны «величавая плавность, яркость, простота и точность».
Ученик 2. «Русский язык – настоящий, сильный, где нужно – строгий, серьёзный, где нужно-страстный, где нужно – бойкий и живой». Так считал Лев Николаевич Толстой.
Ученик 3. Классик французской литературы Проспер Мериме так отзывался о русском языке: «Это прекраснейший из всех европейских языков, не исключая и греческого».
Ученик 4. Иван Сергеевич Тургенев в 1882 году посвятил русскому языку стихотворение в прозе.
«Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!.. Не будь тебя — как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома. Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!»
Ученик 5. Иван Сергеевич Тургенев просил: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, — это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками!»
Ученик 6. Мне очень нравятся высказывание Гоголя о русском языке: «Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок: все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное названье еще драгоценней самой вещи».
Ведущий. Наша викторина посвящена русскому языку. Участвуют четыре команды. Я буду задавать вопросы. Подсчитывать баллы будет жюри.
Напоминаю правила игры.
1. На обсуждение вопроса даётся время.
2. До истечения этого времени команда должна найти ответ, а капитан - поднять руку.
3. Капитан решает вопрос о том, кто будет отвечать.
4. Если команда даёт неправильный ответ, у другой команды есть время на обсуждения.
2. Представление команд
- название
- девиз
- капитан
3. Разминка «Вопрос-ответ» (каждый правильный ответ – 1 балл)
Вопрос 1 кл.
Сколько букв в русском алфавите? (33)
Вопрос 2 кл.
Сколько согласных букв? (21)
Вопрос 3 кл.
Слова какой части речи могут заменять существительные в предложениях? (местоимения)
Вопрос 4 кл.
Как называется часть речи, обозначающая действие предмета? (глагол)
Вопрос 1 кл.
Сколько гласных букв? (10)
Вопрос 2 кл.
Первый звук в слове Яблоко? (й)
Вопрос 3 кл.
Как называется главный член предложения, отвечающий на вопрос «кто?» или «что?» (подлежащее)
Вопрос 4 кл.
Какая часть слова служит для связи слов в предложении? (окончание)
4. Конкурс «Весёлая грамматика»
1 кл.
Из предложенных слогов составьте слова:
Лу мон ли но ня на ре мер ма ня мо ма
2 кл.
Найдите и выпишите слова, которые перемешались.
ё сто ки за
л ро ас ро ра
жи т го
ра д бо та
(ёжики, стол, роза, город, астра, работа)
3 кл.
В этом квадрате с буквами спрятались 13 обитателей морей и рек. Отыщи их. Учти, что слова могут быть написаны по горизонтали, по вертикали и по диагонали. Одно слово – краб – уже найдено. Фото с мероприятия
Предварительный просмотр:
Классный час. Тема «Я, ты, он, она – вместе целая страна».
Цель:
воспитание чувства любви к Родине, гордости за неё, за народ, населяющий Россию; воспитание интернационализма, доброго отношения к людям разных национальностей, толерантность.
Оборудование: Гимн России, фонограмма песни Д. Тухманова «Дадим шар земной детям». Слайды кинохроники землетрясения в Армении.
Ход занятия.
I. Орг. класса.
II. Слушание Гимна России.
III. Вступительное слово учителя.
- 4 ноября Россия празднует День народного единства. «Почему именно этот день?» - спросите вы.
В день 4 ноября мы чтим память о военном подвиге наших предков под руководством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского, спасших в 1612 году от гибели русское государство и продемонстрировавших образец героизма и сплоченности независимо от происхождения, вероисповедания и положения в обществе. Так было и во время войны с Наполеоном, в сражениях с немецко-фашистскими захватчиками. Сыны отечества не раз показывали примеры самопожертвования ради своей Родины.
Мы не должны забывать простую истину: мы сильны тогда, когда мы едины. Только став единым народом, можно сохранить свободу и могущество государства.
Страшной разрушительной силой стала вторая мировая война 1939-1945 годов. С ней связаны многомиллионные человеческие жертвы, голод, разруха. Только благодаря единству братских народов была одержана победа над фашистами.
IV. Рисование по представлению.
- Представьте, вам на время дали земной шар. Пока звучит музыка – нарисуйте, какой бы вы хотели видеть нашу планету! (Выставка рисунков).
V. Рассказ учителя.
В Гимне России есть такие слова: «Славься, Отечество наше свободное – братских народов союз вековой». Нам нужно как зеницу ока беречь братство и дружбу наших народов. Говорят, друг познается в беде. В 1988 году в нашей стране случилась беда и высветила она великую силу нашего братства. (Показ слайдов). Эта беда – землетрясение в Армении, унесшее десятки тысяч жизней. Эпицентр стихийного бедствия стал и эпицентром человечности. Чувства и помыслы людей всех национальностей были устремлены к жителям Армении, пострадавшим от стихии. На развалинах городов и деревень героически, днем и ночью трудились спасатели-добровольцы, приехавшие из всех республик тогдашнего Советского Союза, из многих стран мира. Хирурги, травматологи летели на помощь к братьям. Падая от усталости, трудились интернациональные медицинские бригады. Тысячи добровольных доноров отдали кровь для переливания раненным. Беда отозвалась в каждом сердце. Как родных, приняли люди в разных республиках детей, оставшихся без родителей. Слали деньги, медикаменты, теплые вещи, продовольствие, разборные дома, палатки, юрты.
Все это – яркое проявление глубокого единства народов нашей многонациональной страны, их готовности незамедлительно протянуть друг другу руку братства и помощи.
Дом крепок дружбой людей, в нем живущих. Идейное родство, общность целей – основа этой дружбы.
Стихотворение: Есть на свете слово –
Нужное и важное,
Словно солнце греет
Это слово каждого.
Написать без кляксы
Очень хочет Света
Это слово важное,
Теплое, как лето.
Мир для всех народов,
Мир на всей планете!
Он нам очень нужен,
Мне, тебе и Свете!
Наша страна многонациональна. Но на русском языке говорят не только русские. Он понятен каждому человеку, живущему в России. Во всех школах нашей страны мальчики и девочки учатся на родном языке: украинцы – на украинском, грузины – на грузинском, армяне – на армянском – но все они изучают русский язык.
Знание русского языка помогает всем людям нашей Родины лучше понимать друг друга, укрепляет дружбу между народами России.
Стихотворение: Как прекрасен и велик
Русский, близкий нам язык!
Я на нем, как на родном, Разговаривать привык!
Стихотворение: Великий могучий
Русский язык,
Туркмен его учит, Узбек и таджик
Русское слово
Звучит на Кавказе,
В штате Айова,
В Африке, в Азии…
По-русски народы
От края до края
«Мир и свобода»
Сейчас повторяют
Дружат сегодня с русской речью
Любые народы, любые наречья.
VI. Беседа.
- Нет более святого чувства, чем любовь к Родине. Мы знаем много пословиц и поговорок, которые показывают отношение людей к своей Родине.
«Человек без Родины – что соловей без песни»,
«В своем доме и стены помогают»,
«Жить – Родине служить»,
«Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей»,
«Нет в мире краше Родины нашей».
- Может быть кто-нибудь из вас знает ещё пословицы? (ответы детей)
- Ребята, посмотрите как похожи пословицы разных народов. Все они говорят о любви к Родине, богатстве и дружбе.
(рассказ мальчика об игре).
- Это говорит том, что культуры наших народов имеют много общего. Даже мода народов других национальностей вносит изменения в нашу моду.
(н-р. Девочки-узбечки заплетают 40 косичек).
VII. Подведение итогов.
VIII. Итак, ребята, мы еще раз доказали и показали, что жить в мире и согласии лучше, чем воевать и разрушать.
В заключении нашего классного часа прослушайте стихотворение балкарского поэта Кайсына Кулиева «Мир и радость вам, живущие!»
Мир и радость вам, живущие,
Не от ваших ли забот
Жизнь идет, земля цветет,
Существует в мире сущее.
Мир и радость вам, живущие,
Всем, кто воздвигает кров,
Сеет хлеб, пасет коров,
Бережет сады цветущие!
Мир и радость вам, живущие,
В вашу честь горит закат,
Ради вас в горах шумят
Реки и ручьи бегущие.
Мир и радость вам, живущие,
Светит солнце ради вас,
И горят в вечерний час
Звезды, свет на землю льющие.
Мир и радость вам, живущие,
Ради вас издалека
Проплывают облака,
Влагу светлую несущие.
Мир и радость вам, живущие,
Чьим трудом земля живет,
Людям всем, без чьих забот
В мире тьма была бы тьмущая,
Мир и радость вам, живущие!
- Давайте споем вместе очень хорошую песню называется она «Большой хоровод».
(песня)
- Мира вам, добра, радости. Живите дружно, помогайте друг другу.
День народного единства (классный час)
Цель:
- формировать чувство гражданственности и патриотизма;
- формировать ответственность за судьбу Родины;
- дать общее представление об истории возникновения праздника и событиях, связанных с 1612г.;
- расширять кругозор учащихся;
- развивать умение делать выводы, обобщать;
- способствовать развитию умения участвовать в диалоге, отстаивать свою точку зрения;
- воспитывать интерес к изучению истории своей страны, чувство гордости и уважения к защитникам государства.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, компьютерная презентация.
Ход классного часа
I. Орг. момент
Начинаем мы опять
по истории шагать.
Постарайтесь все понять,
Про страну свою узнать.
II. Вступительное слово учителя.
Слайды 1-5
Идет просмотр слайдов, учитель читает наизусть стихотворение С. Васильева.
РОССИЯ
Россия – как из песни слово.
Берёзок юная листва.
Кругом леса, поля и реки.
Раздолье, русская душа.
Люблю тебя, моя Россия,
За ясный свет твоих очей,
За ум, за подвиги святые,
За голос звонкий, как ручей,
Люблю, всем сердцем понимаю
Степей таинственную грусть.
Люблю всё то, что называют
Одним широким словом – Русь.
Учитель. – О чем это стихотворение? (о родине)
- Какие чувства вызвало у вас это стихотворение?
(Чувство торжества и гордости за свою Родину — Россию, за ее могучий и славный народ.)
Для каждого очень важно знать историю своей Родины. История – это память народа о том, кто мы, где наши корни, каков наш путь? Самое важное в изучении исторического прошлого своей Родины – это научиться любить её. А русским людям свойственна любовь к родному краю, где они родились и выросли. Эта любовь испокон века проявляется в их готовности защищать, не жалея жизни, своё Отечество от врагов.
Наша великая Родина имеет славную богатую событиями героическую историю. Народом нашей страны на протяжении столетий приходилось сражаться с многочисленными, сильными и жестокими врагами, чтобы отстоять свободу и независимость своей Родины.
Слайд 6
Звучит колокольный звон и учитель читает стихотворение:
ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА
С историей не спорят,
С историей живут,
Она объединяет
На подвиг и на труд
Едино государство,
Когда един народ,
Когда великой силой
Он движется вперед.
Врага он побеждает,
Объединившись в бой,
И Русь освобождает,
И жертвует собой.
Во славу тех героев
Живем одной судьбой,
Сегодня День единства
Мы празднуем с тобой!
Учитель.
4 ноября христиане отмечают праздник памяти Казанской иконы Божией Матери, а с 2005 года-
День народного единства.
Слайды 7-8
- Родина и единство... Расскажите, как вы понимаете эти слова? (ответ)
- Как вы думаете, к чему призывает нас праздник "День народного единства"?
(К единству россиян. Ведь именно в единстве, в единении народа сила России.
- Но откуда мы с вами все это знаем?
Правильно, из истории! Россия много раз подвергалась испытаниям, не раз переживала времена хаоса, вражды и анархии. Когда страна слабела, на нее набрасывались соседи, спеша урвать кусок побольше, да пожирнее. Впрочем, для грабежа и разбоя всегда можно найти самые благовидные предлоги. Эти времена назывались у нас смутными, а еще — кровавыми. Внутренние и внешние бури потрясали страну до самого основания, да так, что менялись не только правители, но и сами формы правления. Но страна снова и снова восставала из пепла. После каждой трагедии она становилась лишь сильнее на зависть врагам.
Слайд 9 -10
А теперь перенесемся на 400 лет назад в начало XVII века, когда в России началась Смута великая. Так называли тревожное время неурожаев, голода, беспорядков и восстаний. Воспользовавшись этим, войска польского и шведского королей вторглись в русские земли. Вскоре поляки были в Москве. Над страной нависла смертельная опасность. Польские войска выжигали государство Русское, разоряли, людей убивали. Вздохи и плач раздавались кругом.
Тогда и наступил конец терпению народа. Русский народ решил объединиться в одно целое для изгнания с родной земли врагов.
Слайд 11 - 14
Огромная толпа заполнила Соборную площадь Нижнего Новгорода. Народ долго не расходился, словно чего-то ждал. Тут на пустую бочку поднялся выборный начальник горожан. Староста Кузьма Минин.
- Братья! Не пожалеем ничего!- сказал староста.
- Отдадим всё, чем владеем, для спасения Родины.
Выдернув из-за пазухи туго набитый деньгами кошелек, он разом высыпал его в стоявшее рядом ведро. Сюда же все люди с площади стали бросать деньги, драгоценности. Жители стали сносить все, что у них есть, что накопили за свою жизнь. А у кого ничего не было, тот снимал с себя медный крест и отдавал на общее дело. Надо было иметь очень много денег, чтобы собрать большое и сильное войско, вооружить его и прокормить воинов.
Слайд 15 -16
Скоро собралась большая сила. Стали думать, кого позвать в предводители. Остановились на князе Дмитрием Михайловиче Пожарском. Пожарский был способным, умным военачальником, человеком честным и справедливым. Князь согласился возглавить войска, но при условии, что Минин будет заниматься хозяйством ополчения и его казной.
Слайд 17
По преданию, Сергий Радонежский благословил князя Дмитрия Пожарского на правление войском и выступление против врагов.
Слайд 18
В ополчение, которое возглавлял князь Пожарский, был прислан из Казани чудотворный образ Пресвятой Богородицы. Зная, что бедствие попущено за грехи, весь народ и ополчение наложили на себя трехдневный пост и с молитвой обратились к Господу и Его Пречистой Матери за небесной помощью. И молитва была услышана.
Празднование, 4 ноября, Пресвятой Богородице, в честь Ее иконы, именуемой "Казанская", установлено в этот день в благодарность за избавление Москвы и всей России от нашествия поляков в 1612 году.
Войско во главе с Дмитрием Пожарским двинулось к Москве и в пути росло не по дням, а по часам. Люди стекались отовсюду.
Вся Русская земля встала против захватчиков и предателей. Начались бои за Москву. Князь Пожарский оказался талантливым полководцем. А Козьма Минин, не жалея жизни, сражался под стенами столицы, как простой ратник.
Слайд 19
Два месяца осаждал Москву Пожарский. Вскоре поляки сдались, Пожарский с торжеством вступил в город.
4 ноября (22 октября по старому стилю) 1612 года вражеское войско сдалось на милость победителей, ополчение во главе с Мининым и Пожарским взяло Китай-город. Москва была освобождена.
Слайд 20
Вот настоящие герои. Они сумели объединить народ вокруг идеи служения Отечеству.
Слайд 21 - 22
Когда настали мирные времена, новый царь щедро наградил Минина и Пожарского. Но лучшей наградой стала память народная. Недаром бронзовый памятник им стоит на Красной площади - в самом сердце России с надписью: “Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия”
А еще такой памятник установлен в Нижнем Новгороде.
Слайд 23
В память освобождения Москвы от поляков в Москве был построен на деньги Д. Пожарского казанский собор, в честь Казанской иконы Божией Матери.
Подготовленный ученик читает стихотворение
Ушли в историю года,
Цари менялись и народы,
Но время смутное, невзгоды
Русь не забудет никогда!
Победой вписана строка,
И славит стих былых героев,
Поверг народ врагов-изгоев,
Обрел свободу на века!
И поднималась Русь с колен
В руках с иконой перед битвой,
Благословленная молитвой
Под звон грядущих перемен.
Деревни, села, города
С поклоном русскому народу
Сегодня празднуют свободу
И День единства навсегда!
III. Подведение итогов беседы.
Учитель:
- Какая беда обрушилась в те года на Русь? (ответ)
- Кто призвал русских людей на объединение для защиты своей Родины?(ответ)
- Кто возглавил русское войско? (ответ)
- Скажите, ребята, а знаете ли вы, как россияне отблагодарили героев ополчения? (ответ)
- Можно ли утверждать, что народ горячо любит свою Родину? Из каких слов и дел это видно? (ответ)
- Каким вам представился образ Кузьмы Минина? (ответ)
- Сделайте заключение о чертах характера Минина и Пожарского, выбрав нужные слова.
Запись на доске
Спокойный, уравновешенный, решительный, храбрый, бескорыстный, сильный, ответственный, беззаветно преданный Родине и любящий ее, самоотверженный, мужественный, стойкий, авторитетный, жертвенный, умеющий воодушевить людей и повести их за собой.
Учитель: Что же такое 4 Ноября для русского народа? (ответ)
Слайд 24 -25
- Праздник ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА - дань глубокого уважения к тем знаменательным страницам отечественной истории, когда патриотизм и гражданственность помогли нашему народу объединиться и защитить страну от захватчиков. Преодолеть времена безвластия и укрепить Российское государство.
4 ноября – это день единства всех российских народов;
4 ноября – это день спасения России от самой большой опасности, которая когда-либо ей грозила;
4 ноября – это возрожденный праздник со своей историей;
4 ноября – это день реальных дел, а не сомнительных маршей.
4 ноября – это день памяти Казанской иконы Божией Матери.
IV. Творческий проект
Учитель:
- Какое ещё название имеет этот праздник?
- В этот день мы оказываем помощь несчастным и нуждающимся, то есть занимаемся благотворительностью. А это значит, что мы делаем какие дела? (ответ)
- Какое название можно дать этому дню. (День добрых дел.)
- А что может сделать каждый из вас для тех, кто нуждается в помощи и поддержке.
1. "Чистый город" (уборка территории детского сада, благоустройство обелисков, памятников).
2. "Поможем детям" (сбор детских книг, игрушек для воспитанников Детского приюта).
3. "Спешите делать добрые дела" (помощь престарелым людям, инвалидам, ветеранам войны и труда, больным, одиноким).
Слайд 26
В заключение возьмёмся за руки и все вместе произнесём речовку:
Главное - вместе!
Главное - дружно!
Главное - с сердцем горящим в груди!
Нам равнодушие не нужно!
Злобу, обиду прочь гони!
- Запомните это чувство единения и сохраните его на всю жизнь. Будьте достойны своих славных предков. Всего вам доброго!
Чтение наизусть стихотворение Натальи Майданик.
ПРИЗЫВНАЯ
В День единства будем рядом,
Будем вместе навсегда,
Все народности России
В дальних селах, городах!
Вместе жить, работать, строить,
Сеять хлеб, растить детей,
Созидать, любить и спорить,
Охранять покой людей,
Предков чтить, дела их помнить,
Войн, конфликтов избегать,
Чтобы счастьем жизнь наполнить,
Чтоб под мирным небом спать!
Учитель: Всем спасибо за общение.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Широко ты, Русь, по лицу земли В красе царственной развернулася!
Благословленная молитвой
Уж и есть за что, Русь могучая,
Полюбить тебя…
ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА С историей не спорят, С историей живут, Она объединяет На подвиг и на труд Едино государство, Когда един народ, Когда великой силой Он движется вперед. Врага он побеждает, Объединившись в бой, И Русь освобождает, И жертвует собой. Во славу тех героев Живем одной судьбой, Сегодня День единства Мы празднуем с тобой
С 2005 года – 4 ноября- государственный праздник «День народного единства»
4 ноября – день Казанской иконы Божией Матери с 1612 года
А теперь перенесемся на 400 лет назад в начало XVII века, когда в России началась Смута великая
Смерть Бориса Годунова В 1605 году умер русский царь Борис Годунов. Для России начался трагический период её истории, получивший название «Смутное время»
Смутное время Так называли тревожное время неурожаев, голода, беспорядков и восстаний.
Минин на площади Нижнего Новгорода, призывающий народ к пожертвованиям
Кузьма Минин Минин Кузьма Захарьевич, по прозванью Сухорук, один из « освободителей Отечества» от поляков в 1612 г.
Дмитрий Пожарский Князь, воевода, глава Второго ополчения, с 1613 года боярин. Происходил из старинного обедневшего рода князей Стародубских
Минин (справа) и Пожарский - организаторы национально-освободительной борьбы...
Как бы там ни было, Минин и Пожарский всё же выгнали из Москвы поляков
Минин и Пожарский Герои Земли Русской
Памятник Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому в Москве.
«Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия»
Казанский собор в Москве
Что же такое 4 Ноября для русского народа? Праздник ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА - дань глубокого уважения к тем знаменательным страницам отечественной истории, когда патриотизм и гражданственность помогли нашему народу объединиться и защитить страну от захватчиков. Преодолеть времена безвластия и укрепить Российское государство.
4 ноября – это день единства всех российских народов ; 4 ноября – это день спасения России от самой большой опасности, которая когда-либо ей грозила; 4 ноября – это возрожденный праздник со своей историей; 4 ноября – это день реальных дел , а не сомнительных маршей. 4 ноября – это день памяти Казанской иконы Божией Матери .
Запомните это чувство единения и сохраните его на всю жизнь. Будьте достойны своих славных предков. РЕЧёВКА Главное - вместе! Главное - дружно! Главное - с сердцем горящим в груди! Нам равнодушие не нужно! Злобу, обиду прочь гони!
Интернет-ресурсы http://www.xxc.ru/orthodox/pastor/kazanskay/ http://www.homutovo.ru/vocabulary/v_bm_kazansk.html http://www.pravoslavie.ru/jurnal/culture/svmos-kazanskij.htm http://images.yandex.ru/ http://ru.wikipedia.org/wiki/ http://retromoscow.narod.ru/moscow_back-to-the-future_023.html http://top50.nameofrussia.ru/person.html?id=107 http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-17055/
